ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ
© Балова А.Н.1
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Обоснованы теоретические и прикладные проблемы рынка информационных продуктов и услуг.
Ключевые слова: информационные ресурсы, информационные системы, рынок информационных услуг, информационный мониторинг, регион.
В структуре различных рынков товаров и услуг рынок информационных продуктов занимает особое место, а в последнее время играет положительную и качественную роль. Большинство авторов под рынком информационных услуг и продуктов понимает совокупность экономических, правовых и организационных отношений между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями), направленных на баланс спроса и предложения на особый вид товара - информацию [2, с. 68; 9, с. 24 и др.]. Информационный рынок характеризуется определенной специфической номенклатурой услуг и продуктов, а также условиями и механизмами предоставления информации.
При этом сама информация (и прежде всего производственная) должна характеризоваться такими свойствами, как объективность, однозначность, своевременность, эффективность, реальность, экономичность.
Формирование устойчивого и относительно обособленного мирового и национального рынка в информационной сфере началось в середине 50-х годов. С тех пор этот рынок получил значительное развитие, однако на нём в настоящее время наряду с недавно появившимися услугами и продуктами сохраняется большая часть традиционных услуг и продуктов [13, с. 8]. До середины 60-х годов основными поставщиками на этом рынке выступали службы новостей и агентства прессы, а также информационные службы банков (работающие на коммерческой основе). Кроме того, активно развивались информационные службы академических, профессиональных и научно-технических сообществ, государственных учреждений и учебных заведений (работающие преимущественно на некоммерческой основе). Услуги включали новости, распространяемые по телеграфным каналам, информационные издания, распространяемые по подписке (библиографическая, обзорно-аналитическая информация), библиотечное обслуживание и копирование первоисточников (по запросам, межбиблиотечному абонементу и т.п.).
1 Аспирант Института информационных технологий и телекоммуникаций.
С начала 60-х годов параллельно с рынком традиционных информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи данных. С середины 60-х до середины 70-х годов важным видом услуг на рынке информации стали базы данных, содержащие вначале библиографическую, фактографическую и справочную научно-техническую информацию, а в дальнейшем всё в большей степени торгово-экономическую, статистическую и профессиональную информацию [4]. В рамках информационного рынка специалисты выделяют три основных сектора: информация, то есть деятельность по подготовке информации; информационные услуги, то есть деятельность по обработке и распространению информации; средства обработки информации, то есть производство оборудования, необходимого для подготовки и распространения информации и информационных услуг.
Рассмотренное выше деление информационной сферы на сектора удобно для анализа рынка, однако не отражает всех особенностей взаимодействия, существующих в этой сфере объектов и видов деятельности. В этом плане могут быть выделены виды деятельности, направленные на удовлетворение нужд конечных потребителей, информационные услуги и виды деятельности, обеспечивающие возможность функционирования индустрии информации [10, с. 82].
Если говорить конкретно о секторе рынка средств обработки информации, то, его можно подразделить на: рынок технических средств обработки информации, к которым относятся оборудование, необходимое для функционирования индустрии информации, такие как средства вычислительной техники, оборудование связи, множительная и полиграфическая техника и др. [3, с. 22]; рынок программных средств промышленно-производственно-го назначения, к ним относятся программные изделия, которые имеют материальный носитель, являются творческим, авторским продуктом и используются как инструмент для решения задач пользователей [6, с. 52]; рынок услуг, направленных на поддержание функционирования индустрии информации, к которой относятся обслуживание и ремонт технических средств, сопровождение программного изделия, обучение работе на технических средствах, услуги по их продаже и т.п.
Что касается деятельности по подготовке информации, то традиционно выделяют три обособленных сегмента: деловая информация (экономическая, коммерческая, бизнес-информация и др.); информация для специалистов (профессиональная, научно-техническая, библиотечная и др.); а также массовая потребительская информация [5, с. 188].
В рамках информационных услуг можно выделить целый ряд их специфических видов услуг: услуги по доступу к автоматизированным базам данных; услуги по обработке информации на вычислительных центрах (или облачных серверах); услуги электронных коммуникаций (теледоступ, элек-
Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами 123
тронная почта, электронные доски объявлений (BBS), общественно распространяемое программное обеспечение); услуги по электронным сделкам и банковским операциям; электронные деньги [1, с. 49]. В целом информационный рынок шире рассмотренной классификации. Имеются еще такие важные области, как подготовка источников информации, специальные услуги библиотек и архивов, перевод с иностранных (на иностранные) языков, разработка информационных систем и консультации в этой области и т.п.
Среди поставщиков информационных услуг выделяются фирмы, специализирующиеся на создании БД-центров, и фирмы, специализирующиеся на ведении информационного обслуживания с использованием БД - центров-распределителей, работающих на коммерческой основе.
Считается, что именно коммерциализация информационной деятельности способствовала созданию современного информационного рынка. Создаются национальные и международные информационные системы. Основной объём информационных услуг в настоящее время приходится на бизнес, торговлю, промышленность и право [2, с. 69].
В настоящее время биржевая и финансовая информация предоставляется специальными службами биржевой и финансовой информации «Reuter», «Quotron», «Knight Ridder». Экономическую и статистическую информацию предоставляют ведущие фирмы в этой области: «DRI» (Data Resources Inc.), «I.P.Sharp». К числу фирм, работающих в области демографической и недемографической информации, следует отнести «Claritas», «National Decisión System», «Donneley Marketing Information Services». Ведущими компаниями в секторе коммерческой информации являются «Standart & Poor», «Dow Jones News / Retriieval». На юридической информации специализируется служба «Lexis» фирмы MDC (Mead Data Central). Одной из крупнейших специализированных фирм по доступу к первоисточникам выступает «University Microfilms». В качестве примера поставщиков потребительской и развлекательной информации можно назвать службы «Source», «CompuServe», «Minitel».
Список литературы:
1. Галкина В.А., Хвостова И.П., Серветник О.Л. Использование искусственного интеллекта в образовательных автоматизированных информационных системах // Наукоемкие технологии. - 2012. - Т. 13, № 7. - С. 48-52.
2. Кочерга Н.А., Попова М.В. Инновационные технологии будущего // В сборнике: Моделирование производственных процессов и развитие информационных систем. - 2012. - С. 67-69.
3. Лебедева И.В., Лебедев В.И., Смыкова Н.В. Самоорганизация, прогнозирование и управление в макроэкономических системах // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 2. - С. 22.
4. Лукинский В.С., Бережной В.И., Бережная Е.В. Логистика в примерах и задачах: учебное пособие. - Москва, 2009.
5. Молчаненко С.А. Экономико-статистическая оценка устойчивого развития совместных предприятий // В сборнике: В мире научных открытий. Материалы XIV Международной научно-практической конференции / Центр научной мысли. - М., 2014. - С. 187-191.
6. Самочкин В.Ю., Беликова И.П. Маркетинговые программы оптимизации потребительской активности на рынке юридических услуг // Гуманизация образования. - 2013. - № 3. - С. 51-54.
7. Чернобай Н.Б. Основные типы предпринимательской деятельности в системе агробизнеса // В сборнике: Экономика современной России: теоретические и методологические подходы к решению актуальных проблем развития 68-я ежегодная научно-практическая конференция. - 2004. - С. 57-61.
8. Чернобай Н.Б. Управленческие аспекты формирования и регулирования аграрного рынка // Проблемы современной экономики (Новосибирск). -2015. - № 25. - С. 90-94.
9. Чипига А.Ф., Колков Д.А. Анализ методов случайного поиска глобальных экстремумов многомерных функций // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 2. - С. 24.
10. Шуваев А.В. Использование информационных систем и технологий региональном комплексе // Перспективы развития информационных технологий. - 2015. - № 23. - С. 81-85.
11. Шуваев А.В. Концепция занятости молодежи на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2001. - № 3.
12. Шуваев А.В. Научный подход к определению эффективности аграрного производства // Наука и современность. - 2015. - № 37-2. - С. 151-154.
13. Zakrevsky A., Gerasimov VP., Kovalyov VD. Modern information technologies in disaster management // В сборнике: Экономические и информационные аспекты развития региона: теория и практика. Международная научно-практическая конференция. - Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. - С. 8-10.
АКТУАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА ЗЕРНОВОГО ЭКСПОРТА РФ
© Князева В.В.1
Оренбургский государственный аграрный университет, г. Оренбург
В данной статье рассмотрена динамика зернового экспорта РФ, динамика валового сбора, посевных площадей и урожайности зерновых и зернобобовых культур в целом по Российской Федерации, показано
1 Студент. Научный руководитель: Мельникова Е.В., доцент, кандидат экономических наук.