Научная статья на тему 'Формирование и развитие регионального рынка образовательных услуг: транзитивная модель'

Формирование и развитие регионального рынка образовательных услуг: транзитивная модель Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
949
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие регионального рынка образовательных услуг: транзитивная модель»

Е.К. Задорожняя

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ТРАНЗИТИВНАЯ МОДЕЛЬ

В период рыночной трансформации всех экономических систем возникает множество проблем развития рынка, в том числе рынка образовательных услуг на региональном уровне. В данном контексте актуализируется необходимость теоретического осмысления и глубокого изучения процессов развития региональных рынков. Мезоэкономический подход обусловливает возможность и необходимость анализа региональных модификаций рынка образовательных услуг с позиций его включения в воспроизводственную динамику локализованной территории.

Когда речь идет о воспроизводственных процессах регионального рынка образовательных услуг, то имеется в виду, что в определенном мезоэкономиче-ском контексте в системном взаимодействии должны воспроизвестись:

• социально-экономические условия (в том числе сугубо региональные и локальные), обусловливающие потребность в образовании, в определенном общественно-необходимом спектре образовательных услуг;

• регионально-локализованная совокупная потребность в образовательных услугах и соответствующее предложение в лице системы разнотипных образовательных учреждений - производителей образовательных услуг;

• региональный рынок образовательных услуг как экономический институт, призванный обеспечить эффективную координацию и взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения в мезоэкономической системе [7].

Механизм формирования и функционирования рынка образовательных услуг региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления образовательных услуг, сложившихся на данной территории.

В настоящее время научное экономическое сообщество располагает множеством теорий и концепций функционирования региональных рынков, различия в которых указывают на многогранность и многоаспектность изучаемого явления. Каждая концепция характеризуется специфическим подходом к понятию регионального рынка. В институциональной концепции центральной является система экономических агентов сферы обращения, составляющая сущность регионального рынка, а его основной функцией считается обеспечение экономических связей. В концепции геомаркетинга сущность регионального рынка состоит в обеспечении реализации товаров (услуг) и формировании нового спроса. Модель пространственного распределения товарных потоков рассматривает региональный рынок как систему каналов товародвижения и исследует не только финансово-экономические, но и материально-технические стороны движения товаров от производителя к потребителям [3]. Все охарактеризованные теории и концепции развития региональных рынков были сформированы в западной экономической науке двадцатого века. Данный опыт может быть использован при исследовании региональных рынков Российской Федерации.

Региональному рынку образовательных услуг присущи все те особенности, которые свойственны российскому рынку образования в целом, но, с другой стороны, он неизбежно имеет свою специфику в силу различного территориального развития; как отмечают А.Г. Дружинин и А.Ч. Ионов, территориальность как бы насквозь «пронизывает» все страты социально-экономической системы, предстает ее имманентным свойством и состоянием [2] и предопределяет формирование рынка образовательных услуг на региональном уровне.

Динамизм формирования рынка образовательных услуг в России не соответствует быстрому становлению рынков в других сферах экономики. Согласно теореме Ланкастера, если хотя бы на одном рынке оптимальное равновесное состояние не достигнуто (например, что данный рынок просто находится в процессе формирования), то продвижение к оптимуму на всех других рынках вовсе не обязательно будет оптимальным по Парето для всей экономики [1]. Таким образом, несформированность рынка образовательных услуг обусловливает неэффективность функционирования и других рынков в тех сферах экономики, которые быстрее обеспечили переход к рыночным механизмам функционирования.

По своему характеру экономика транзитивного периода является смешанной со значительной долей госсектора; в образовательной сфере государство предстает не только в качестве субъекта рынка образовательных услуг, но и в качестве регулятора указанного рынка.

Институциональная структура регионального рынка образовательных услуг представлена следующими субъектами: население, предприятия, организации, учреждения, учебные заведения, государство, инфраструктурные элементы, неформальные институты традиций, этики, религиозные догмы и др., а также совокупность экономических связей, возникающих в процессе взаимодействия вышеперечисленных субъектов.

Объектом рынка образовательных услуг являются профессионально-образовательные программы, освоение которых обеспечивает формирование рабочей силы определенного уровня квалификации и специальности.

Институциональная поддержка рынка образовательных услуг в регионе представлена спектром посреднических услуг, которые способствуют заключению договоров о предоставлении всех видов образовательных услуг и образуют инфраструктуру указанного рынка.

Посреднические структуры на рынке образовательных услуг пока еще находятся в стадии формирования, развертывания своей активности. Набор инфраструктурных услуг, необходимых для успешного функционирования, включает следующие инварианты: информационные, консультационные, профориентационные, юридические, тренинговые, рекламные, кредитные, страховые, а также структуры, способствующие продвижению образовательной услуги на рынке. Роль посредников выполняют СМИ, рекламные агентства, Интернет, Центры содействия трудоустройству выпускников, Центры профориентации и др.

В последнее время появились работы, в которых региональный рынок образовательных услуг трактуется как действующая в рамках пространства конкретного региона система взаимоотношений между покупателями и продавцами образовательных услуг, причем с включением особенностей правового, экономического, социального, этнического, исторического и политического характера. Под региональным рынком образовательных услуг понимают также локальный рынок, представляющий собой процесс взаимодействия образовательных учреждений и потребителей образовательных услуг на территории городов, районов и др. муниципальных образований, в результате чего формируется спрос и предложение образовательных услуг на местном уровне.

Обобщая различные подходы к определению рынка образовательных услуг, наиболее емким, предельно корректным и адекватным предметной области экономики представляется взгляд Ю.С. Колесникова, Е.В. Афонина и др. [4], которые представляют рынок образовательных услуг как высокоинституционализирован-ную систему взаимодействия спроса на образовательные услуги учебных заведе-

ний профессионального образования и предложения этих образовательных услуг на основе рыночных сигналов (цен, заработной платы, конкурентности) во взаимодействии с механизмом спроса и предложения на рынке труда специалистов.

Такой подход обусловливается, прежде всего, представлением рынка образовательных услуг в функциональной взаимосвязи с рынком труда. Критерием выделения регионального рынка образовательных услуг является численность обучающихся в учреждениях образования, действующих на определенном таксономическом уровне в рамках территориально-локализованной экономической целостности (комплекса).

При исследовании регионального рынка образовательных услуг Ростовской области важно отметить, что в настоящее время на указанном рынке наблюдаются разнонаправленные тенденции развития: с одной стороны, наблюдается увеличение численности студентов вузов и ссузов, с другой - отмечается дальнейшее сокращение сети общеобразовательных учреждений, а также численности обучающихся в них, что обусловлено демографической ситуацией в регионе.

На начало 2002/2003 учебного года в Ростовской области работало 1630 дневных государственных общеобразовательных учреждений, в которых обучалось 514,6 тыс. учащихся. По сравнению с 1997/1998 годом наблюдалось сокращение количества учреждений на 257 единиц, а численность детей в них - на 104,2 тыс. человек. В г. Таганроге численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях остается практически неизменной в течение 7 лет. В последнее время наблюдается повышение спроса на получение высшего образования.

Несмотря на ухудшение ситуации в сфере общего образования, показатели высшей школы постоянно растут. В настоящее время рынок образования региона характеризуется как несовершенный, не до конца сформированный и представлен как поле, в рамках которого идут процессы взаимодействия рыночного механизма и государственного регулирования. Наиболее интенсивно процессы трансформации происходят на рынке услуг высших учебных заведений. Образовательные учреждения становятся самостоятельно хозяйствующими субъектами, принимающими тактические и стратегические решения, исходя из изучения конъюнктуры как рынка образовательных услуг, так и связанных с ним межрегиональными связями рынков, входящих в систему региональных рынков (рынок труда, промышленности и т.д.).

В этой связи возникает необходимость рассмотрения экономических отношений на региональном рынке высшего профессионального образования с позиций взаимодействия с сопряженными с ним региональными рынками. Функциональная связь рынка труда специалистов и региональной системы высшего профессионального образования в экономическом смысле проявляется двояко: в формах определенных соотношений спроса и предложения на выпускников вузов на региональном рынке труда и на рынке образовательных услуг.

Основой формирования спроса на образовательные услуги населения является социальный спрос, определяемый населением субъективно, на основе личных предпочтений, представлений, интересов, потребностей. Он формируется спонтанно, независимо от реального спроса экономики и является отражением социальных функций образования, ориентированных на удовлетворение потребности личности в самореализации и (или) приобретения более высокого социального статуса. Индикатором социального спроса является общее количество заявлений, поданных в вузы в период приема.

Значительной частью социального спроса является статусный спрос. При получении образования индивид ориентируется, как уже отмечалось, не столько

на действительный рост профессиональной квалификации, сколько на сертификат, диплом, формально свидетельствующий о профессиональных возможностях их обладателя, его статусе в иерархии профессионально-квалификационной вертикали. В этом случае имеет место имитация процесса обучения, так как покупателя образовательной услуги интересует не сам указанный процесс, а получение материального свидетельства.

Экономический спрос на образовательные услуги определяется наличием реальных вакансий в отраслях народного хозяйства и формируется на основе структуры и динамики потребностей народного хозяйства. Он выступает в форме институционального спроса, регулируемого определенным экономическим порядком, нормами, правилами и т.п. Индикаторами являются состав и численность заявок предприятий на специалистов, а также количество договоров предприятий на их целевую подготовку по определенным профессиям.

Институциональное предложение образовательных услуг определяется численностью вакансий в вузах, их потенциалом и возможностями, а также ориентацией на максимально более полное удовлетворение социального спроса. Индикатором такого предложения является численность приема в вузы. В то же время объем приема в эти учреждения является отложенным предложением (на 3-5 лет) в сегменте рынка труда специалистов. Объем выпуска относится к индикаторам актуального в данный момент времени предложения в сегменте рынка труда.

Спросом на рабочую силу является количество вакансий на начало года, потребность в работниках на новые рабочие места, на замену выбывающих по собственному желанию и по другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала.

Предложением рабочей силы является численность различных категорий граждан, подающих заявки на рынок труда.

Исследование деятельности учебного заведения на рынке образовательных услуг невозможно без анализа роли ключевого действующего лица в системе образования - государства.

В экономической науке проблему соотношения платности и бесплатности можно рассматривать с позиции соотношения роли государства и рынка в образовании. В этой связи сторонники «свободного предпринимательства» отмечают, что государство, управляя сферой образования, ограничивает частную инициативу и подавляет стимулы в конкурентной борьбе производителей образовательных услуг, нарушает принципы социальной справедливости, так как за образовательные услуги платят одни (налогоплательщики), а получают совсем другие. Более того, государство нарушает принципы ценообразования не в пользу системы образования.

Становление рыночных отношений в России существенно изменило источники финансирования государственных вузов. Анализ статистических данных по государственным вузам Минобразования России свидетельствует об устойчивой тенденции роста объема средств от предоставления платных услуг и существенном сокращении масштабов бюджетного финансирования (табл. 8). Это указывает на активизацию процесса включения высшей школы в систему развивающегося рыночного пространства в стране.

Целесообразно придерживаться точки зрения А.Я. Лившица, согласно которой государству следовало бы в равной степени воздерживаться как от всеобщей национализации сферы высшего образования, так и от ее развития на чисто рыночной основе. В условиях развития и становления рыночного пространства наиболее эффективным представляется следующий вариант: государственные вузы функ-

ционируют одновременно с негосударственными, пользующимися государственной поддержкой в виде льготного налогообложения, финансирования фундаментальных исследований, субсидий.

Таблица 8

Источники финансирования вузов, находящихся в подчинении Министерства образования и науки РФ [5], (%)

Источник финансирования 1996 1997 1998 1999 2000 2001

Госбюджетное финансирование 68,3 65,7 55,1 53,8 50,9 50,9

Средства от предпринимательской деятельности 22,9 25,4 33,0 35,2 37,0 39,2

Прочие средства 8,8 8,9 11,9 11,0 12,1 9,9

ИТОГО 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Современная модель функционирования в общих условиях рынка транзитивного периода предполагает исследование проблемы финансирования учебных заведений. Для ее рассмотрения целесообразно конкретизировать, что является предметом сделки в образовательной сфере. В экономической литературе, в некоторых нормативных документах встречаются различные трактовки предмета и сторон рыночной сделки на рынке образовательных услуг. Например, А. А. Браверманом было выдвинуто утверждение, что «субъектами рыночных отношений здесь выступают вузы... и предприятия, являющиеся потребителями молодых специалистов». По сути дела, аналогичной точки зрения придерживались и разработчики нового нормативного акта в области платного образования в Российской Федерации.

В действительности развитие системы платного образования пошло по пути создания рынка образовательных услуг не на «выходе» системы (т.е. между вузом и предприятием), а на «входе» (т.е. между абитуриентом и его родителями, с одной стороны, и вузом - с другой). Иначе акты купли-продажи в исследуемой сфере в реальности происходят не между вузом и предприятием по поводу приобретения «молодого специалиста как товара», а между вузом и гражданином по поводу получения последним образовательной услуги как товара [6]. Даже в том случае, когда предприятие выступает спонсором и оплачивает обучение студента по контракту, реальным товаром является именно образовательная услуга, а не сам будущий специалист.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно выделить черты транзитивной модели регионального рынка образовательных услуг, которыми являются оли-гопольно-монополистическая структура, глубокая дифференциация по регионам по всем характеристикам, высокая эластичность спроса, наличие структурных диспропорций между подготовкой специалистов и потребностями в них на рынке труда, сокращение финансирования государственного сектора, отрицательная селекция институтов.

Региональный рынок образовательных услуг, действуя в рамках российского, вырабатывает свой путь развития. Прежде всего, это должно проявляться в изменении структуры и содержания подготовки специалистов с учетом региональных потребностей. Указанные возможности очень значимы для обеспечения конкурентоспособности учебного заведения на рынке образовательных услуг. На функционирование рынка образования в функциональной взаимосвязи с рынком труда оказывают влияние три составляющие: национальная, отражающая развитие национальной экономики; региональная, отражающая влияние региональных факторов; отраслевая, отражающая развитие отдельных отраслей региона.

Формирование рыночных отношений инициирует развитие многоуровневой и непрерывной системы подготовки. Наряду с процессами регионализации проис-

ходят процессы горизонтальной интеграции - сотрудничества и взаимодействия вузов, расположенных как в рамках региона, так и за его пределами. Указанные процессы выделяют особый аспект конкурентных отношений в сфере образования.

Несмотря на представление регионального рынка образовательных услуг в функциональной зависимости с рынком труда, указанные рынки развиваются обособленно, что требует выработки механизмов их взаимодействия, опосредованных социально-экономическими условиями локализованной территории, которые предопределяют выполнение функциональных задач образовательными учреждениями, предприятиями народно-хозяйственного комплекса, органами власти, посредническими структурами локализованной территории.

Российский рынок образовательных услуг формируется в условиях, когда важнейшие элементы его функционирования - прием и выпуск специалистов определенных квалификаций - не приведены в соответствие с потребностями рынка труда, что изначально деформирует такие важнейшие компоненты рынка образовательных услуг, как спрос и предложение. В условиях транзитивного периода ценовой фактор формирования спроса и предложения как на общенациональном, так и на региональном рынке утрачивает свое преобладающее значение.

Регионы с напряженной ситуацией на рынке образовательных услуг характеризуются сильным разбросом значений макроэкономических и социальных показателей. Большинство региональных рынков находятся под воздействием структурных причин, связанных с трансформацией экономической системы страны и спадом производства.

Рынок образовательных услуг и рынок труда должны иметь общий вектор развития, опосредованный социально-экономическими условиями локализованной территории. В этих целях вузам необходимо активизировать деятельность по мониторингу социально-экономических процессов, исследованиям маркетингового характера, прогнозированию регионального развития. Вуз должен взять на себя функцию самооценки в русле региональной отдачи и выполнения социальноэкономических функций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белокрылова А.А., Белокрылова О.С., Кетова Н.П. Рынок труда и его институциональная организация. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2003. - С. 39.

2. Дружинин А.Г., Ионов А. Ч. Концептуальные основы регионализации экономики. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001.

3. Новоселов А.С. Теория региональных рынков. Феникс, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - С. 25-52.

4. Образование в зеркале рыночной экономики / Отв. ред. А.М. Юрков. - Ростов н/Д: ООО «Терра», 2003. - С. 12.

5. Составлено на основе данных Министерства образования РФ.

6. Чухломин В.Д. Ценообразование на образовательные услуги с учетом факторов внутренней среды организации // Маркетинг в России и за рубежом 2003. № 6 (38). - С. 107-111.

7. Щербинина А.В. Конкуренция на региональном рынке профессионально-образовательных услуг: факторы, механизмы, регулирование (на материалах Ростовской области). -Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2003. - С. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.