Научная статья на тему 'Формирование и развитие информационных резервов повышения качества продукции и услуг коммерческой организации'

Формирование и развитие информационных резервов повышения качества продукции и услуг коммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / РЕЗЕРВЫ / КАЧЕСТВО / INFORMATION / RESERVES / QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пережогин Виктор Юрьевич, Герасимов Борис Иванович

В статье рассмотрены проблемы и механизмы взаимодействия экономических категорий «информация» и «качество» с позиций формирования, развития и применения информационных резервов повышения качества продукции и услуг коммерческой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of information reserves of quality improvement of production and services in commercial organization

The paper considers problems and mechanisms of interaction of economic categories «information» and «quality» from the point of formation, development and application of information reserves of quality improvement of production and services in a commercial organization.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие информационных резервов повышения качества продукции и услуг коммерческой организации»

2. Кныш М.И. Конкурентные стратегии. СПб., 2000. С. 122-123.

3. Строуп Р., Гвартни Дж. Азбука экономики. Институт национальной модели экономики. 1996. Режим доступа: // http://bookz.ru/authors/ 8&оир-гМгоир_г01/1-8й'оир_г01.Ы:т1. Загл. с экрана.

4. 50 лекций по микроэкономике. Лекция 28. Раздел 4 // Режим доступа: http://50.economicus. m/index.php?ch =3&1е= 28&r=4&z=1. Загл. с экрана.

5. Беляев М.И. Милогия. 1999-2006. Режим доступа: // http://www.mi1ogiya2007.ru/ ш1теп02. Ыт. Загл. с экрана.

6. Камрасс Р., Фарнкомб М. Алхимия корпораций. М., 2005.

Поступила в редакцию 18.02.2008 г.

Hvalko A.A. Strategy of firms-outsiders’ behaviour concerning dominating firm in asymmetric market structure. The paper considers various behavioural strategies of small firms concerning a dominating firm, such as cooperation (subcontract, franchising, outsourcing, lease), opposition, neutrality - niche specialization of small-scale business.

Key words: firms-outsiders, strategy of firms-outsiders’ behaviour, firms in asymmetric market structure.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В.Ю. Пережогин, Б.И. Герасимов

В статье рассмотрены проблемы и механизмы взаимодействия экономических категорий «информация» и «качество» с позиций формирования, развития и применения информационных резервов повышения качества продукции и услуг коммерческой организации.

Ключевые слова: информация, резервы, качество.

Важнейшим условием развития коммерческих организаций (КО) является создание эффективной системы менеджмента качества. Такие системы строятся при реализации различных концепций TQM (Total Quality Management - Глобальный менеджмент качества) и внедрения международных стандартов качества ИСО 9000. Фактически в рамках данных концепций осуществляется управление всеми сторонами деятельности КО, в которое вовлекаются все ее сотрудники. Но все-таки особое место в указанных выше системах отводится управлению качеством продукции и услуг.

Сложное взаимодействие между системами может включать такие последовательные этапы и моменты, как передача, преобразование, накопление, кодирование, декодирование, использование или хранение информации и т. д., но может сводиться лишь к нескольким (или даже к одному из них), когда в силу объективных условий отсутствуют все остальные. В этом случае мы имеем дело с отдельным «элементарным» информационным процессом (например, передача информации или ее прием, или накопление и т. д.).

При соответствующих условиях каждый такой элементарный процесс становится компонентом более сложного информационного процесса, поэтому с точки зрения системного подхода в качестве исходного понятия информационного процесса следует выбрать такое, которое отражает всю совокупность подобных операций (преобразований) информации.

Очевидно, такое понятие информационного процесса позволяет выделить не только элементарные операции и преобразования (каждое из них определяется как информационный процесс) и не только полные «циклы» преобразований информации, но также промежуточные по степени сложности, составу и т. д. разновидности информационных процессов, которые могут быть классифицированы по этим признакам. Кроме того, хотя информационная сторона взаимодействия имеет сложную структуру, она не исчерпывает всего содержания взаимодействия.

Приведенное выше понятие информационного процесса следует, разумеется, трактовать как отражающее лишь одну определенную сторону - в данном отношении наиболее

существенную - реальных явлений и процессов, выступающих в других отношениях как процессы преобразования энергии и неотделимых от нее процессов изменения вещественного (точнее говоря, вещественно-полевого) субстрата. Информационная сторона, плоскость, или «срез», этих явлений действительности как раз и определяется специальным понятием «информационные процессы», которое выделяет лишь один аспект изучения, специфический для кибернетики и вместе с тем расширяющий наше представление о действительности. Особенность рассматриваемого понятия состоит в том, что оно является чисто функциональным в смысле принятого в кибернетике типа абстрагирования.

Информация выступает действительно как процесс, хотя речь идет, конечно, не обо всех сторонах процесса, а только об одной их стороне или свойстве. По отношению к субстрату, субстанциальной стороне, любая другая сторона выступает как «свойство». Само понятие «субстрат» означает «носитель» некоторых свойств. Последнее определяют в этих случаях «как свойство материальных объектов и процессов порождать, передавать и сохранять многообразие состояний, которое посредством той или иной формы отражения может быть передано от одного объекта к другому и запечатлено в его структуре». Очевидно, что это свойство связано с отражением. Это, так сказать, исходное общее представление об информации, в котором исследуемый «предмет» берется пока еще как нерасчлененное целое, без раскрытия его внутренней сложности, но уже здесь выделяется его связь с важнейшей гносеологической категорией. Роль, которую выполняет при этом понятие отражения, можно пояснить следующим образом. Кибернетическая трактовка информации, по В. С. Тюхти-ну и В.П. Смирнову, представляет по существу «перевод» понятия об отображении и отражательных процессах. При этом информации соответствует содержание отражения (в той части, в какой информация охватывает меру относительного разнообразия и сложности отображаемых объектов, т. е. далеко не все содержание отражения, а лишь его определенная характеристика одна из черт). Сигналу соответствует способ существования и выражения содержания, т. е. форма отраже-

ния, иначе говоря, такие аспекты отражения, как содержание и форма здесь выступают на первый план.

Для всех информационных процессов характерна общая закономерность, обусловливающая, по-видимому, саму возможность преобразований информации, которая состоит в том, что «вещественная» форма (как ее часто называют), или субстанциальная (в данном случае зависящая от физической природы сигнала форма), «не слита органически с его информационным содержанием» ни в одном из процессов, исследуемых различными разделами кибернетики. Нецелостная слитность формы и содержания, если она лежит в основе динамики информации, может рассматриваться как наиболее своеобразный момент в информационных процессах. Ведь форма и содержание, каковы бы они ни были, должны составлять неразрывное единство. Однако в действительности информационное содержание «органически слито» именно с «вещественной» (субстанциальной) основой и лишь в силу этого наделено некоторой формой. Попытка исследовать вопрос не в плане субстанциальной, а «информационной» формы, которая, казалось бы, должна составлять неразрывное единство со своим (информационным) содержанием, не достигает цели, если не учитывать диалектику тождества и различия этой формы и субстанциальной основы. Соотношение информации и формы специфично, и аспект формы, составляющий способ существования информации, пока окончательно не выяснен. Однако возможность передачи одной и той же информации различными сигналами фактически означает, что она должна содержать их инварианты. Например, в теории вычислительных машин формой называют математическое выражение, содержащее «переменные».

Информационная парадигма качества идентифицирует качество продукции и услуг как информацию отображения их собственных характеристик, удовлетворяющих требования рыночной конъюнктуры. Состояние функционирования системы менеджмента качества КО в большинстве случаев определяется состоянием и функционированием пересекающихся информационных потоков различной степени плотности в зависимости от собственных характеристик продукции и

услуг. Возникающая при этом турбо-среда позволяет идентифицировать информационные резервы повышения качества.

При формировании информационных резервов повышения качества продукции и услуг КО предлагаем выделить следующие принципы:

1) формирование управленческих решений с учетом производственно-экономических, социальных, рыночных факторов;

2) взаимосвязь целей и ресурсов, их сбалансированность, поиск путей рационального использования и преобразования ресурсов для достижения намеченных целей;

3) полнота учета ресурсных потребностей, включая трудовые, материальные, финансовые, природные, информационные ресурсы;

4) учет взаимодействия региональных и отраслевых факторов;

5) учет взаимосвязей между разными уровнями хозяйственного руководства и взаимодействия интересов разных уровней;

6) рассмотрение в единстве натуральновещественного и стоимостного измерения объемов производства, потребления и затрат;

7) взаимосвязь краткосрочных проблем с долговременной стратегией развития, учет долговременных последствий принимаемых решений и их действия в разных временных горизонтах;

8) учет воздействия управленческих решений на социальную среду и среду обитания человека;

9) анализ мотивов деятельности и интересов разных социальных групп;

10) учет внешнеэкономических аспектов рассматриваемой проблемы;

11) сочетание количественного и качественного анализа и оценок, используемых непрерывно и поэтапно, как показателей качества, уровня качества; использование количественно-качественных измерителей (ранговых, интервальных или «вилочных» и тому подобное);

12) совмещение объективных и субъективных оценок, исключение субъективных оценок, когда субъект сознательно, из корыстных целей нарушает объективность, навязывает собственное суждение вопреки всякой логике;

13) сочетание внутреннего (исполнителем) и внешнего (контрольным органом) оценивания.

Оценка и анализ удовлетворенности потребителей выполняется в соответствии с рабочей инструкцией, применяемой во всех подразделениях предприятия при работе с потребителями и заказчиками продукции. Инструкция указывает на проработку таких существенных моментов функционирования предприятия, как изучение рынка, заполнение баз данных потенциальных и реальных заказчиков, отчетов об оценке удовлетворенности потребителей.

Степень потенциального несоответствия (возможного невыполнения требований) может быть оценена: баллами, наиболее вероятным относительным отклонением от нормы, наиболее вероятным абсолютным отклонением от нормы.

На основе оценок степени потенциального несоответствия может быть вычислен риск (производства несоответствующей запросам потребителей, недоброкачественной продукции).

В соответствии с подходом Нортона-Каплана Balanced Scorecard КБ может быть оценен 4 группами измеряемых показателей:

1) прибыли и капитализации (финансовая эффективность);

2) качества бизнес-процессов (внутренняя эффективность);

3) завоевания долей рынка и приобретения конкурентных преимуществ, лояльности клиентов и способности фирмы обеспечить их удержание (внешняя эффективность);

4) способности организации к восприятию новых идей, ее гибкость, ориентация на постоянные улучшения (потенциал роста фирмы и квалификация персонала).

Система Balanced Scorecard - сбалансированная система показателей (ССП) - дает возможность оценить эти факторы и открывает новые возможности для управления, позволяет контролировать текущее состояние и стратегическое развитие бизнеса, вбирая в себя структурно такие моменты деятельности фирмы, как ее миссия, стратегия, цели и метрики (метрики удовлетворенности потребителя, финансовые метрики организации, метрики бизнес-процессов и продукции, метрики компетентности и удовлетворенности персонала организации). ССП хорошо согласуется с требованиями стандарта ИСО 9004:2000 Рекомендации по улучшению деятельности.

1. Малькова Т.Н. Методологические проблемы достаточности бухгалтерской информации аудита себестоимости // Известия СПбГУЭиФ. 1996. № 1. С.105.

2. Алибеков Ш.И. Аудит затрат на производство. СПб., 2004. С. 43.

3. Дайзард У. Наступление информационного века // Новая технологическая волна на Западе. М., 1986. С. 346.

4. Трофимова Р. П. Культура. Экономика. Финансы. М., 2006.

Поступила в редакцию 18.02.2008 г.

Perezhogin V.Y., Gerasimov B.I. Formation and development of information reserves of quality improvement of production and services in commercial organization. The paper considers problems and mechanisms of interaction of economic categories «information» and «quality» from the point of formation, development and application of information reserves of quality improvement of production and services in a commercial organization.

Key words: information, reserves, quality.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУР ДЕЛОВОГО СОВЕРШЕНСТВА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

В.И. Абдукаримов, Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин

Рассмотрены процедуры делового совершенства применительно к менеджменту качества промышленных предприятий и организаций, которые обосновываются не только как социальноэкономические, но и как процедурно-инструментальные ценности, и условия возрастания результативности системы менеджмента качества в рамках действия информационной парадигмы качества.

Ключевые слова: менеджмент качества промышленных предприятий, формирования процедур делового совершенства, информационная парадигма качества.

Промышленная сфера экономики России находится в стадии эволюционного развития. Трехмерная вербальная модель в виде схемы управления промышленным предприятием (ПП) Сент-Геллена [і] отражает новую концепцию менеджмента качества, построенную на постулате взаимосвязи общего менеджмента ПП с менеджментом качества. В ней имеются три уровня управления: нормативный, стратегический, оперативный (текущий); три аспекта: структура, деятельность, поведение; три составляющие: результаты (затраты), качество, время. Модель работает на корпоративное развитие ПП. Качество оказывается тем ключевым фактором, который увязывает одномерные подходы в многомерном процессе и обеспечивает преуспевающее положение ПП [і] с постоянной ориентацией на потребителей, которые являются главными оценщиками качества. Системы качества ПП имеют, как правило, один и тот же набор элементов - подсистемы мотивации к всеобщему менеджменту качества (TQM -Total Quality Management), тотального обучения TQM (международных стандартов ка-

чества ИСО 9000, ИСО 14000, 9000), сер-

тификации и самооценки по моделям качества с соответствующими процедурами. Такие процедуры обеспечивают нормативно установленный (институциональный) порядок оценки результативности менеджмента качества по схеме, состояние которой в абсолютной форме выражает сущность и полноту процедур качества.

В рассматриваемом совершенстве заключен процесс, время и динамика, в которых оно возникло, процедуры в нем реализованы, но само оно уже состояние функционирования менеджмента качества, вершина и абсолют, существующей как таковой.

На различных уровнях научной абстракции проблемы менеджмента качества ПП исследовались по определенным направлениям.

Основным подходам к производственному управлению качеством посвящены труды зарубежных авторов: М. Вебера, В. Де-минга, И. Джурана, К. Исикавы, Ф. Кросби, Т. Тагути, Ф. Тейлора, А. Фейгенбаума, А. Шухарта, Дж. Харрингтона, а также совре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.