Научная статья на тему 'Формирование и развитие электронного агропродовольственного рынка'

Формирование и развитие электронного агропродовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие электронного агропродовольственного рынка»

сив, объектами которого являются регионы России. Признаковая часть массива содержит набор данных, достаточный для поддержки работы экономико-математической модели размещения основных сельскохозяйственных культур. Разделами базы данных являются: демография, уровень жизни населения, цены на продовольствие; потенциально достижимая урожайность основных сельскохозяйственных культур; земли сельскохозяйственного назначения; ресурсный потенциал регионов; животноводство; нормативная информация регионального характера и др.

В результате анализа решений, полученных с помощью предлагаемой информационной технологии, может быть предложена схема рационального, в смысле биоклиматического потенциала, размещения сельскохозяйственных культур. Выходными данными сценарных расчетов являются рекомендуемые структурные параметры региональных систем земледелия, среди которых размеры и структура посевных площадей сельскохозяйственных культур по регионам России, структура стада КРС, объемы производства продукции скотоводства, объемы душевого потребления мяса и молока.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

О.Г. Чарыкова, д.э.н., проф., зав. отд. Научно-исследовательского института экономики и организации агропромышленного комплекса ЦЧР РФ

Актуальность исследования проблемы развития электронного рынка определяется существенным влиянием современных достижений в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий (Интернет-технологий) на социально-экономическую деятельность общества, что ведет к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности. В связи с этим, с одной стороны, открываются новые возможности для формирования структур и совершенствования организационно-экономического и институционального механизмов развития бизнеса, способствующих трансформации аграрных отношений в сфере обмена в сторону электронной коммерции, а с другой - появляются новые проблемы, требующие своевременного осмысления и решения. В настоящее время, уже сейчас, электронные торговые площадки и центры обработки транзакций играют ключевую роль в координации действий участников мирового электронного продовольственного рынка.

Такое положение требует от предприятий АПК либо принятия участия в чужих онлайновых системах снабжения и продвижения, либо построения своих собственных систем. Россия, обладая значительным потенциалом сельскохозяйственного и агропромышленного производства, особенно зерна, сахара и семян подсолнечника, а также рыбных ресурсов, пока еще может стать ключевым игроком мировой системы электронной торговли. Промедление же может стать необратимым процессом. Однако, несмотря на провозглашение принципа приоритетного развития и использования информационных и коммуникационных технологий на государственном уровне и его воплощение, в ча-

стности, в ФЦП «Электронная Россия на 20022010 годы», что вселяет определенную уверенность в понимании важности и значимости решения данной проблемы, все же эти процессы в агропромышленной сфере протекают очень медленно.

Это обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. В качестве объективных факторов можно выделить затяжной экономический кризис в стране и системный кризис в традиционных, рыночных формах ведения агробизнеса; обострившиеся противоречия агропродовольственного рынка, а также несовершенство государственного регулирования сети Интернет. Наиболее существенными субъективными причинами являются недостаточная научная разработка методических вопросов трансформации аграрных отношений обмена в сторону электронной коммерции; медленное развитие и внедрение инноваций в информационные и коммуникационные технологии; консерватизм во взглядах на ведение электронной коммерции в АПК и другие.

Возможности Интернет как канала распределения и канала маркетинговых коммуникаций, с одной стороны, позволяют продавцам и покупателям напрямую вступать в контакт и приводят к устранению посредников. С другой стороны, отмечается появление новых видов посредников, специфичных только для электронного рынка. Ими являются информационные посредники, занимающиеся сбором, обобщением и распространением информации в Интернет; мета-посредники - агенты, представляющие группу производителей и торговцев, объединенных определенной технологией совершения коммерческой операции (формирование товарного

предложения, аккумулирование спроса, хеджирование цен и т.п.); поисковые агенты, представляющие как продавца, так и покупателя, и обеспечивающие поиск в Интернет необходимой информации, товара или услуги.

Исследование современного состояния использования технологий и сети Интернет в агропромышленном секторе и тенденции развития современных аграрных отношений обмена показывают, что происходит стремительное развитие электронной коммерции и становление электронного рынка. Электронная коммерция повышает эффективность обмена благодаря снижению трансакционных издержек, усилению конкуренции и более прозрачному ведению бизнеса. Рост эффективности выражается в снижении цен, более гибкой ценовой политике даже на краткосрочных временных интервалах. А в долгосрочном периоде такое сокращение издержек может привести к понижению уровня инфляции в стране. Преимущества электронной торговли выражаются в экономии расходов (до 35%) на ведение торгово-закупочной деятельности предприятий сельского хозяйства и АПК в целом, а именно в следующем:

- экономии времени на поиск предложений по продаже, покупке, давальческой переработке сельхозпродукции, встречных торговых предложений;

Однако, при всех отмеченных положительных факторах электронной коммерции, необходимо выделить ряд проблем, связанных с деятельностью ЭТП. Прежде всего, это разнообразные риски, возникающие у продавцов и покупателей, участвующих в работе ЭТП. Покупатели осуществляют покупки, не видя конкретного товара, следовательно, их деятельность во многом основывается на чистом доверии к продавцу. Продавцы, выступая на ЭТП, в определенной степени теряют контроль над механизмом ценообразования и сознатель-

- экономии на междугородных телефонных переговорах и отказе от факсимильных рассылок коммерческих предложений путем размещения прайс-листов и своих предложений на личной Интернет-страничке;

- минимизации усилий на сбор и изучение мониторинговой информации, аналитических обзоров ведущих Интернет-ресурсов агропромышленной тематики;

- возможности с помощью картографического сервиса, по фотографиям, сделанным со спутника, оценить агропромышленный потенциал не только районов и регионов России, но и всего мира.

Анализ объемов реализации через торговые площадки показывает их постоянный рост, возрастает доля реализации через электронные системы в критические моменты (засушливый 2010 г.), что объясняется снижением рисков традиционных форм реализации (табл. 1).

При анализе сделок электронной аграрной коммерции особый интерес вызывает формирование нового типа рынков - электронных торговых площадок (ЭТП), объединяющих предприятия различных отраслей. Целью функционирования ЭТП является сведение покупателей и продавцов. Их создатели могут заработать на рекламе, комиссионных за трансакции, абонентской плате.

но идут на увеличение конкуренции со стороны других производителей и продавцов продукции. Использование электронной техники при проведении безналичных расчетов привело к появлению электронных денег в расчетах между предприятиями. Покупатели часто ощущают беспокойство за тайну и безопасность сделки; испытывают некоторое недоверие к неизвестному продавцу ввиду отсутствия возможности рассмотреть и потрогать товар перед приобретением, а также естественную настороженность перед новыми технологиями

Таблица 1 - Реализация сельхозпродукции по Воронежской области, тыс. т

Продукция Значение показателя за год, всего из них: через электронные системы коммуникаций

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Зерновые и зернобобовые культуры 2074,0 2526,1 1069,9 374 820 730

Сахарная свекла 2727,1 2267,0 1307,7 490 710 649

Подсолнечник 349,4 532,0 337,0 62 110 96

Картофель 29,2 35,9 23,0 - - -

Овощи 20,4 21,7 18,2 - - -

Скот и птица 71,0 114,7 148,7 11 15 21

Молоко и молокопродукты 260,6 304,1 295,6 - - -

Яйца (млн шт.) 282,7 286,3 287,3 - - -

купли-продажи, дистанционной оплатой, отсутствием бумаг при сделке и т. д.

Исследования, опубликованные Gartner Inc. в феврале текущего года, показали, что для этих опасений имеются веские основания. Каждый двадцатый владелец кредитной карты в 2010 г. становился жертвой мошенничества, а каждый пятидесятый подвергся краже персональных данных владельца кредитной карты. Кроме того, более 1% всех операций, осуществляемых через Интернет, являлись жульничеством, а 7% операций на крупных коммерческих сайтах не проводятся из-за подозрений в мошенничестве, что существенно снижает объемы продаж.

Отмеченные проблемы диктуют необходимость совершенствования организационно-экономического механизма регулирования элек-

тронного рынка и, прежде всего, нормативно-правовой базы. На наш взгляд, оно должно включать в себя создание системы государственной поддержки электронной коммерции АПК, активизацию взаимодействия с международным сообществом по вопросам развития Сети, разработку правовых документов, регулирующих торговлю продовольствием в Интернет. Максимально открытое обсуждение стандартов и нормативных документов, широкая публикация обсуждаемых проектов позволят сформировать в стране по-настоящему прозрачный рынок Интернет-услуг и привлечь инвестиции.

Таким образом, развитие электронного агропродовольственного рынка в России имеет безусловные перспективы и диктуется мировым развитием.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

Е.В. Афанасьев, к.э.н., ведущий науч. сотр. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства

Решение конкретных задач по разработке стратегии развития агропромышленного производства и продовольственного рынка Сибири с учетом долгосрочного прогнозирования необходимо осуществлять с учетом различного рода критериев, характеризующих отдельные ключевые признаки региона, которые определяют соответствующие направления развития АПК.

Основные критерии целесообразно подразделять на четыре важнейших блока. Первый блок (критерии ресурсного потенциала), включает в себя совокупность земельных, трудовых, материально-технических, финансовых ресурсов, которые могу быть мобилизованы и приведены в действие для развития перспективных параметров агропромышленного комплекса в целях удовлетворения потребностей населения в продовольствии и обеспечения продовольственной безопасности.

Основным ресурсом, определяющим специфику производства продовольствия, является земля. Особая значимость земли как главного экономического ресурса определяется тем, что она относится к числу ограниченных ресурсов. Поэтому ухудшение качества земли, изъятие из сельскохозяйственного оборота, ведет к сокращению сельскохозяйственного потенциала, к снижению урожайности культур и продуктивности животных, к ухудшению качества продукции.

Наряду с этим, районы, обладающие большими ресурсами пашни в расчете на душу населения, чем малоземельные, имеют более

благоприятные условия для ведения сельскохозяйственного производства и межрегионального продуктообмена. Среди регионов Сибири наибольшей обеспеченностью пашней в расчете на душу населения обладает Алтайский край (2,5 га), Омская (1,4 га) и Новосибирская области (1,3 га), что соответственно в 2,4, 1,8 и 1,2 раза выше среднерегионального уровня. Следовательно, эти регионы имеют возможности обеспечивать потребности не только собственного населения в продуктах питания, но и вывозить зерно и продукты животноводства за пределы своих территорий.

Вместе с тем наличие значительных естественных кормовых угодий оказывает влияние на размещение и развитие овцеводства, коневодства, мясного скотоводства в Республиках Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, в Забайкальском крае, что позволяет формировать в данных регионах значительные продовольственные ресурсы баранины, конины, говядины для межрегионального обмена.

Критерий, как мерило экономического развития АПК, конкретизируется через показатели, которые служат количественным выражениям этого измерителя, и должны как можно точнее отражать уровень и динамику развития. У каждого критерия имеется своя система или набор показателей, с помощью которых может быть получена адекватная оценка развития региона. Сюда входит набор экономических, технических, технологических, социальных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.