Формирование и раскрытие информации об устойчивом развитии аграрного бизнеса
С.Н. Гришкина, к.э.н., профессор, В.П. Сиднева, к.э.н., профессор, Финуниверситет при Правительстве РФ
На современном этапе развития цивилизации возникает противоречие между ограниченными возможностями природы и стремительным ростом потребностей человеческого сообщества. Проблемы возникают во всех трёх составляющих окружающей среды (экономической, экологической, социальной), т.е. в сложной социо-эколого-экономической системе. При этом преобразования и изменения осуществляются в социальной, экономической и экологической сферах изолированно, без учёта связей между ними. Несогласование целей развития подсистем с возможностями друг друга, господство приоритета «экономической выгоды» обусловили возникновение множества проблем и конфликтов. В результате объединения в единое целое трёх основных сфер: экономической, социальной и экологической появилась концепция устойчивого развития.
В 1987 г. в докладе «Наше общее будущее» Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) определила устойчивое развитие как развитие, при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Концепция устойчивого развития во многом перекликается с концепцией ноосферы, выдвинутой академиком В.И. Вернадским ещё в середине XX в.
Принятие мировым сообществом концепции устойчивого развития связано с 1992 г., когда в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию, а смысл устойчивого развития сводился к гармонизации экономического и экологического развития. В докладе ООН всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию отмечалось, что искоренение нищеты, изменение моделей потребления и производства, а также охрана и рациональное использование природной ресурсной базы в интересах социально-экономического развития являются главнейшими целями и основными потребностями устойчивого развития. Глубокий водораздел, разделяющий человеческое общество на богатых и бедных, и постоянно увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающимися странами создают серьёзную угрозу для процветания, безопасности и стабильности мира. Устойчивое развитие предполагает интеграцию трёх компонентов — экономического роста, социального развития и охраны окружающей среды.
В России идея устойчивого развития страны закреплена в концепции перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию, утверждённой указом президента ещё в 1996 г. [1]. Определение «устойчивое развитие» применительно к аграрной сфере сформулировано в материалах, принятых на сессии ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) в Риме в 1996 г., следующим образом: «Главной задачей Программы устойчивого сельского хозяйства и сельского развития является повышение уровня производства продуктов питания и обеспечение продовольственной безопасности. Для решения этой задачи необходимо поддерживать образовательные инициативы, использование экономических инноваций и развитие приемлемых новых технологий, обеспечивая стабильный доступ к продуктам питания, соответствующим потребности человека в питательных элементах; доступ к ним для бедных групп; развитие товарного производства; сокращение безработицы и повышение уровня доходов в целях борьбы с бедностью; управление природными ресурсами и защиту окружающей среды» [2].
Устойчивое развитие аграрного сектора экономики России является важнейшим условием обеспечения продовольственной безопасности России, особенно в условиях усложнившейся политической и экономической ситуации. Решающая роль в формировании механизма устойчивого развития аграрного сектора экономики принадлежит хозяйствующим субъектам, среди которых сельскохозяйственные организации и крупные корпоративные структуры — агропромышленные холдинги. Именно крупный бизнес аграрной сферы экономики нашей страны демонстрирует внедрение инновационных технологий, современных методов управления, на него можно опираться при решении социальных вопросов на селе, его целесообразно стимулировать производить экологически чистые продукты питания. Считаем вполне оправданным включение Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики в перечень системообразующих организаций 36 крупных агропродовольственных компаний [3].
Основным документом, содержащим рекомендации по внедрению принципов устойчивого развития в систему управления организациями, является Национальный стандарт Российской Федерации «Менеджмент организации. Руководство по обеспечению устойчивого развития» [4]. В стандарте представлен способ согласованного управления экономическими, экологическими и социальными аспектами деятельности организации, а важней -шим принципом устойчивого развития организаций назван принцип прозрачности деятельности компаний. Чтобы понять, насколько деятельность
компаний является прозрачной, стандарт рекомендует ответить на следующие вопросы [4]:
1. Что позволяет организации быть уверенной, что необходимая информация, предоставляемая причастным сторонам, является доступной, недорогой и достоверной?
2. Каким способом в организации рассматривают запросы о предоставлении информации и как на них реагируют?
3. Как в организации проводят регистрацию наиболее важных и основных интересов, воздействий или преимуществ различных сторон, а также обмен и управление этой информацией?
4. Разработаны ли документы, устанавливающие процедуру назначения, полномочия и ответственность лиц, принимающих решения?
5. Как происходит регистрация обоснования принятия решений и обмен информацией об этом?
Для оценки устойчивости развития бизнес -структур в равной степени необходима как финансовая, так и нефинансовая информация, в связи с чем в последнее время особую актуальность приобретают вопросы формирования и представления компаниями нефинансовой отчётности. Основные этапы развития нефинансовой отчётности в мире представлены в ранее опубликованных работах [5, 6]. Наиболее значимым, на наш взгляд, является 1997 г., в котором начинает работать программа «Глобальная инициатива по отчётности» (GRI), а ООН объявляет о вступлении в действие «Глобального договора» и предлагает организациям присоединяться. В 2002 г. опубликована вторая версия «Руководства по отчётности в области устойчивого развития» (GRI) и признана ООН как самостоятельная инициатива в рамках «Глобального договора» [7].
В 2005 г. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обнародовал «Социальную хартию российского бизнеса», которая играет роль национального стандарта социальной ответственности в России. В 2006 г. подготовлена третья версия «Руководства GRI» (G3), а в 2013 г. — четвёртая (G4). В различных странах мира, включая Россию (Москва, март), проводятся обсуждения проектов G3 и G4 с участием представителей делового сообщества, которые объединяют свои усилия для выработки общепринятой методологии.
В 2010 г. опубликован Международный стандарт ISO 26000: 2010 «Руководство по социальной ответственности», предназначенный для добровольного применения. В соответствии с ним социальная ответственность — это ответственность организации за воздействие её решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;
интегрировано в деятельность всей организации и применяется в её взаимоотношениях. В качестве всеобъемлющей цели социальной ответственности организации следует рассматривать вклад в устойчивое развитие, цель которого состоит в том, чтобы достичь устойчивости общества и планеты.
В основном публикация нефинансовой отчётности является добровольной инициативой бизнеса. Однако в некоторых странах, таких, как Франция, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия, Голландия, определённые категории компаний, например государственные, должны сообщать о результатах своей деятельности по конкретным направлениям и показателям корпоративной социальной ответственности в обязательном порядке. В ЮАР все компании, акции которых котируются на Йоханнесбургской бирже, должны в обязательном порядке готовить интегрированную отчётность (финансовую и нефинансовую).
В России по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в 2000 г. был создан Национальный регистр корпоративных нефинансовых отчётов — банк данных добровольных нефинансовых отчётов организаций, действующих на территории РФ. По данным на 14.11.2014, зарегистрировано 532 социальных отчёта 148 компаний, которые выпущены в период начиная с 2000 г. В их числе экологические отчёты (ЭО) — 49, социальные отчёты (СО) — 259, отчёты в области устойчивого развития (ОУР) — 170, интегрированные отчёты (ИО) — 54; в том числе отраслевые отчёты (ОО) — 22. Лидерами по количеству подготовленных и опубликованных отчётов традиционно являются компании энергетической (23,3%), нефтегазовой (20,2%), металлургической и горнодобывающей (13,1%), финансовой/страховой сферы (12,2%), агропродовольственные компании представили всего лишь 26 отчётов, что составляет 4,9% от общего количества [8].
Важным этапом в развитии методики составления отчётности по социальной ответственности и устойчивому развитию в России является разработка национального стандарта «Руководство по социальной ответственности» ГОСТ Р ИСО 26000:2012, утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 29 ноября 2012 г. № 1611-ст. и введённого в действие 15 марта 2013 г.
Стандарты социальной отчётности и отчётности по устойчивому развитию основываются на применении МСФО. Например, в руководстве по отчётности в области устойчивого развития описываются требования о подготовке экономических показателей социальной отчётности с учётом соответствующих МСФО и их интерпретаций. При описании ряда показателей имеются ссылки на стандарты МСФО, которые следует использовать. По формированию показателей, раскрывающих операционные затраты, доходы, выплаты сотруд-
никам, выплаты поставщикам, нераспределённую прибыль, пожертвования и прочие направления, рекомендуется использовать МСФО (IAS) 18 «Выручка», МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам», МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль». Т.е. на составление социальной отчётности существенное влияние оказывают МСФО.
В августе 2010 г. был создан Комитет по международной интегрированной отчётности. Цель нового комитета — создание общепризнанной концепции отчётности по устойчивости — концепции, которая объединила бы информацию по финансам, общественному надзору, вопросам окружающей среды и социальным аспектам в один чёткий, взаимоувязанный и пригодный для сравнений формат — другими словами, интегрированный формат. Интегрированная отчётность сведёт воедино все существенные данные о стратегии организации, корпоративном управлении, показателях её деятельности и перспективах таким образом, чтобы они отражали её экономическое, социальное и экологическое окружение.
В России социальная отчётность и отчётность в области устойчивого развития не являются предметом регулирования действующего законодательства, национальные и международные стандарты применяются на добровольной основе.
Особая роль аграрного сектора экономики в современных условиях развития национальной экономики и задачи, стоящие перед ней, как стратегической отраслью, обусловливают целесообразность применения специальных требований по формированию и раскрытию финансовой и нефинансовой информации о деятельности хозяйствующих субъектов в аграрной сфере, в том числе агропромышленных холдингов. Как
показали наши исследования, в бухгалтерской отчётности сельскохозяйственных организаций, а также в консолидированной отчётности агропромышленных холдингов (в случае, когда она составляется) показатели, раскрывающие выполнение социальных задач, отсутствуют. Исключение составляют показатели, предусмотренные формой специализированной бухгалтерской отчётности (№ 5 — АПК), раскрывающие информацию о заработной плате работников сельскохозяйственных предприятий. Представляется целесообразным использование в практике ведения учёта и отчётности агропромышленных холдингов зарубежного опыта обязательного представления компаниями в составе годовых отчётов нефинансовой информации, в том числе об устойчивом развитии и социальной ответственности аграрного бизнеса.
Литература
1. Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
2. Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединённых наций [Электронный ресурс]. URL: http:// www.fao.org/about/meetings/ru/ (дата обращения 10.01.2015).
3. Перечень системообразующих организаций, утверждённый правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.12.2014 г.).
4. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент организации. Руководство по обеспечению устойчивого развития. ГОСТ Р 54598.1-2011.
5. Гришкина С.Н. Проблемы финансового и статистического учёта в АПК. Монография. М: Финансовый университет, 2012.
6. Гришкина С.Н., Сцднева В.П. Совершенствование методологических подходов к оценке активов и обязательств при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчётности // Экономические и гуманитарный науки. 2014. № 12 (275).
7. Глобальная инициатива по отчётности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.globalreporting.org (дата обращения 15.12.2014 г.).
8. Национальный регистр корпоративных нефинансовых отчетов и электронная библиотека отчётов [Электронный ресурс]. URL: http://www.rspp.ru (дата обращения 15.12.2014 г.).