2. Guskov, S.I. and Degtyarev, E.I. (1996), "On the physical education of preschool children in foreign countries", Physical culture: education, education and training, No. 3, pp. 43-49.
3. Lyakh, V.I. (2008), "Comparative analysis of the concepts and objectives of physical education in secondary schools in Europe and Russia at the present stage", XII Intern. scientific. Congress "Modern Olympic and Paralympic sport and sport for all: Mater. Conf., Vol.1, publishing house "Physical Culture", Moscow, pp. 130-131.
4. Balsevich, V.K, Lubysheva, L.I, Progonyuk, L.N, Mustafina, L.N. and Streltsova, N.Y. (2003), "New vectors modernization of mass physical education of children and adolescents in secondary school", Theory and Practice physical culture, No. 4, pp. 56-59.
5. Firsin, S.A. (2014), "Self-assessment of health and physical fitness of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 161-163.
6. Firsin S.A. (2014), "Path of modernization of physical education in secondary schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 159-162.
Контактная информация: firsinsa@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 19.05.2015.
УДК 796.032:37
ФОРМИРОВАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОЛИМПИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ
Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления (АСОУ), Москва
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы олимпизма, и раскрывается понятие «олимпийская культура личности». Подчеркивается олимпийского воспитания - создание педагогических условий для формирования у школьников (при их активном участии) олимпийской культуры как особой формы гуманистически ориентированной спортивной культуры личности. В статье важнейшей задачей было изучение отношение школьников к уровню олимпийской культуры личности в системе ценностей современного общества.
Ключевые слова: олимпийское воспитание, олимпийская культура личности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p194-196
FORMATION AND INCREASE IN SCHOOLCHILDREN LEVEL OF OLYMPIC
CULTURE OF PERSONALITY
Sergey Anatolyevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Academy of Social Management, Moscow
Annotation
The article deals with the problems of Olympism, and disclosed the concept of "Olympic culture of personality". It emphasizes the Olympic education - the creation of pedagogical conditions for the formation of students (with their active participation) Olympic culture as a special form of humanistic oriented sports culture of the individual. In this article the most important task was to study the attitude of students to the level of the Olympic cultural identity in the value system of modern society.
Keywords: Olympic education, Olympic culture of personality.
ВВЕДЕНИЕ
Олимпийское воспитание как педагогическая деятельность, которая в своих целях и задачах опирается на идеи и ценности олимпизма, ориентирована на все социально-демографические группы населения. Особенно важное значение придается олимпийскому воспитанию юных спортсменов и учащейся молодежи - школьников, студентов и т.д.
Олимпийская культура личности - специфическая форма спортивной культуры личности. Ее главное отличие от других форм - ориентация индивида в спорте (спортив-
ной тренировке и спортивных соревнованиях) на олимпийские ценности (идеалы, принципы, образцы поведения и т.д.), т.е. олимпийское отношение к спортивной деятельности, предполагающее, что индивид стремится к осмыслению, сохранению и развитию тех разновидностей и компонентов спортивной деятельности, которые он, ориентируясь на олимпийские идеи, оценивает как наиболее важные, значимые, т.е. рассматривает как ценности [1].
Цель исследования: определить отношение школьников к уровню олимпийской культуры личности в системе ценностей современного общества.
В ходе исследования использовались следующие методы: метод анализа документов; социологический опрос (анкетирование); методы анализа эмпирических данных (группировка, классификация); методы математической статистики [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Опрос проведен среди 850 учащихся общеобразовательных школах Московской области в период март 2015 г - май 2015 г. Из них: 400 (47,0%) респондентов - мужского пола и 450 (53,0%) - женского.
Наличие в структуре олимпийской культуры личности такого важнейшего элемента, как олимпийское отношение к спорту, определяет ее существенные особенности.
Исследование показало, что среди учащихся показатели информации по олимпиз-му, полученной по предметам совсем не получают по предметам 76% школьников, из них 54% юношей и 46% девушек.
Большинство юношей и девушек хотели получать на занятиях знания по олимпиз-му 66%, из них 68% юношей и 64% девушки.
Девиз «Быстрее, выше, сильнее» в первую очередь наиболее привлекательны идеалы и принципы олимпизма у 55% юношей и 56% девушек.
Идеал всесторонне и гармонично развитого атлета (спортсмена) выбрали в первую очередь 18% юношей и 12 девушек.
Принцип «Главное - участие, а не победа» в первую очередь выбрали 16% юношей и 18% девушек.
Принцип честной и справедливой борьбы в спорте выбрали в первую очередь 23% юношей и 14% девушек.
Очень плохую информацию об олимпийских идеях, идеалах и принципах олимпийского движения имеют 78% юношей и 76% девушек.
Наиболее важными чертами личности олимпийца у школьников считается патриотизм 33,4%, (34% юношей и 33% девушек). На втором месте высокое спортивное мастерство, 22,5% (32% юношей и 19% девушек). На третьем месте чувство ответственности 18,5% (16% юношей и 21% девушек).
Большинство юношей 72% и девушек. 77% не знакомы с идеями П. де Кубертена о современном олимпийском движении. Об Олимпийской Хартии не располагаю информацией 69,5% респондентов, из них 71% юношей и 68% девушек. 96% респондентов затруднились ответить на вопрос, что П. де Кубертен считал наиболее важным в спорте, в олимпийских соревнованиях? 93% не знают, какой девиз он сформировал?
ВЫВОДЫ
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, позитивное отношение индивида к собственной спортивной и олимпийской активности имеет особенно важное значение в системе олимпийской культуры личности, так как является важной мотивационной детерминантой поведения [1].
1. Школьникам не хватает комплексов знаний о средствах и методах спортивной подготовки, содействующих спортивному совершенствованию, о заключенных в спортивной деятельности возможностях для формирования и совершенствования физической,
психической, нравственной, эстетической, коммуникативной, экологической культуры человека, его интеллектуальных, творческих и других способностях, о путях реализации этих возможностей и т.д.
2. Эти знания должны дополняться соответствующими способностями, которые позволяют воспитуемым, включаясь в спортивные и олимпийские акции, ставить и решать при этом задачи, адекватные ценностям олимпизма. Поэтому для включения школьников в олимпийское движение важно не ограничиваться разъяснением и пропагандой гуманистических ценностей олимпизма, а показывать значимость для них выбора той или иной профессии, связанной со спортом и олимпийским движением [1, 2].
Таким образом, олимпийского воспитания - создание педагогических условий для формирования у школьников (при их активном участии) олимпийской культуры как особой формы гуманистически ориентированной спортивной культуры личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Столяров, В.И. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ) : монография / В.И. Столяров, С.А. Фирсин, С.Ю. Баринов. -Саратов : ООО Издательский Центр «Наука», 2012. - 268 с.
2. Фирсин, С.А. Пути модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах / С.А. Фирсин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 159-162.
3. Фирсин, С.А. Физическая культура и спорт в системе ценностей школьников / С.А. Фирсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 184187.
REFERENCES
1. Stolyarov, V.I., Firsin S.A. and Barinov, S.Y. (2012), The content and structure of physical culture and sports education of children and youth (theoretical analysis): monograph, Publishing Center Ltd. "Science", Saratov.
2. Firsin S.A. (2014), "Path of modernization of physical education in comprehensive schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 159-162.
3. Firsin, S.A. (2015), "Physical culture and sports in the school system of values", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp 184-187.
Контактная информация: firsinsa@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 06.05.2015.
УДК 796.012
АНАЛИЗ СОЧЕТАНИЙ ОШИБОК В ТЕХНИКЕ СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ АССОЦИАТИВНЫХ ПРАВИЛ ТЕХНОЛОГИИ DATA MINING
Александр Николаевич Фураев, кандидат педагогических наук, профессор, Анатолий Николаевич Тамбовский, доктор педагогических наук, профессор, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка
Аннотация
В статье, на примере рывка штанги, рассматривается проблема поиска закономерностей в сочетаниях различных ошибок при выполнении спортивных упражнений. Приводится пример нахождения ассоциативных правил сочетания различных ошибок при выполнении рывка штанги с использованием интеллектуального анализа данных - Data Mining на базе надстройки к MS Excel.
Ключевые слова: биомеханические показатели, техника двигательных действий, ошибки в технике выполнения спортивных упражнений, сочетания ошибок, ассоциативные правила, интеллектуальный анализ данных, Data mining.