Научная статья на тему 'Формирование и исполнение местного бюджета (на примере г. Томска)'

Формирование и исполнение местного бюджета (на примере г. Томска) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
947
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / РАСХОДЫ / ДОХОДЫ / Г. ТОМСК / BUDGET / EXPENDITURES / REVENUES / TOMSK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казаков Владимир Владимирович, Антонян Диана Галустовна

На примере г. Томска рассматривается формирование и исполнение местного бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation and execution of local budgets (for example, the city of Tomsk)

The article discusses how to shape and implement the local budget, as an example of Tomsk. What is the budget and what it consists of? Authors analized what kind of financial base of local budgets should be established in Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование и исполнение местного бюджета (на примере г. Томска)»

■ ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ №2(6) 2012

■ ■ ■

48

УДК 332.12

В. В. Казаков, Д. Г. Антонян

ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ Г. ТОМСКА)

На примере г. Томска рассматривается формирование и исполнение местного бюджета.

Ключевые слова: бюджет, расходы, доходы, г. Томск.

Томск - областной центр, по численности жителей относящийся к средним городам России [1]. Томск является муниципальным образованием с градообразующим научно-образовательным комплексом. Научный потенциал города представлен научными центрами Российской академии наук, 19 организациями отраслевой науки. По концентрации научных сотрудников высшей квалификации Томск занимает одно из первых мест в России. В структуре выпуска товаров и оказываемых услуг города лидирующее место занимает промышленность, доля которой составляет 41 %, доля транспорта и связи - 20,3 %, торговли - 25 %, операций с недвижимостью - 5,6 %, строительства - 4,1 % [2]. На протяжении ряда лет бюджет Томска являлся дефицитным, причем не только по исполнению, но и в планах. Основным источником покрытия дефицита бюджета являлись кредиты коммерческих организаций и поступления от продажи имущества, а также облигационные займы. По итогам работы согласительной комиссии доходная и расходная части бюджета Томска в 2012 г. увеличены почти на 720 млн рублей [3].

Рассмотрим структуру доходов бюджета Томска на примере табл. 1.

В структуре межбюджетных трансфертов преобладают субсидии - 65,9 % в 2012 г., которые направляются, прежде всего, на реализацию областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Томской области» (1 433 322,2 тыс. р.), на капитальный ремонт и ремонт автодорог (478 900 тыс. р.) и на другие цели. На долю субвенций приходится 23 %, дотаций - 4,3 и иные межбюджетные трансферты - 6,7 % [3].

На 427 млн рублей поднят план по собственным доходам, на 292 млн рублей увеличен объем безвозмездных поступлений по итогам работы согласительной комиссии по проекту областного бюджета. Благодаря этому удалось сохранить текущие расходы практически во всех отраслях, за исключением управления и мобилизационной подготовки, где запланировано сокращение на 20%.

Кроме того, на 196,3 млн рублей увеличен объем финансирования городских целевых программ. В частности, в проект бюджета включена программа «Молодежь Томска» (20 млн рублей), антинаркотическая программа (2,5 млн рублей), увеличено финансирование программ «Развитие инженерной инфраструктуры» (до 129 млн рублей), «Здоровое питание детей» (62,8 млн рублей), «Старшее поколение» (45 млн рублей), «Капитальный ремонт жилищного фонда» (100 млн рублей) и др. За счет межбюджетных трансфертов исполнены 22 государственных полномочия [3].

Расходы местного бюджета - это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Их формирование и использование является острой проблемой для муниципальных образований. В процессе распределения бюджетных средств постоянно идет «перетягивание каната», «латание дыр». Главные задачи местных органов власти - это разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории, поэтому бюджетные средства направляются в первую очередь на финансирование социальной политики, ЖКХ, здравоохранения и спорта, образования, культуры и др.

Рассмотрим структуру расходов муниципального образования «Город Томск» (табл. 1). В бюджете Томска расходы на 2012 г. предусмотрены в сумме 7 612 400 тыс. р.

На долю образования приходится 3 659 900 тыс. р., и она имеет тенденцию к росту. В целом в структуре расходов отрасли «Образование» на долю местного бюджета приходится 57,7 %, на долю областного бюджета - 41,2 % и на долю федерального бюджета - 1,1 %. В Томске более 100 дошкольных и школьных учреждений, широкая сеть учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс: научно-методические центры, медико-психологические службы, службы технического надзора за ходом капитального ремонта и строительства объектов образования, централизованные бухгалтерии.

На долю ЖКХ приходится 1 333,1 млн р., или 17,5 % общих расходов бюджета, и она также имеет тенденцию к росту, что объясняется развитием

ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ №2(6) 2012

Таблица 1. Бюджет г. Томска

Бюджет муниципального образования «Город Томск» Годы

2011 2012 Темп роста 2012/2011 2013 2014

Доходы, млн р., в т.ч.: 11 071 7 161,8 0,6 6 593,8 5 617,8

Налоговые доходы, млн р. 4 015,7 4 476,2 1,1 4 451,7 4 883,9

Неналоговые доходы, млн р. 1 082,8 935,7 0,9 740,4 733,9

Безвозмездные поступления, млн р. 5 972,5 1 749,9 0,3 1 401,7 -

Расходы, млн р., в т.ч.: 11 936,9 7 612,4 0,6 6 867,1 5 331,7

Расходы без учета безвозмездных поступлений, млн р. 6 393,7 6 154,7 0,9 5 465,4 5 331,7

Дефицит (-), профицит (+), млн р. -865,9 -450,7 х -273,3 286,1

и усложнением местного хозяйства. Расходы на благоустройство составили 478 900 тыс. р., расходы на поддержку муниципального транспорта -325 400 тыс. р.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом местного самоуправления. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.

Для обеспечения соответствия доходных полномочий муниципальных образований расходным и создания условий для развития местного самоуправления в России необходимо создать надежную собственную финансовую базу местных бюджетов. В этой связи предлагается ряд мероприятий [1].

1. Перевести в категорию местных налогов отчисления от федеральных и регулирующих региональных налогов либо законодательно закрепить соответствующий процент отчислений от НДФЛ, налога на прибыль предприятий, ряда акцизов, НДС и НДПИ в муниципальные бюджеты.

2. Повысить уровень администрирования в сфере налогообложения доходов физических и юридических лиц, ужесточить соответствующие законодательные нормы.

3. Повысить ответственность и ужесточить законодательство в сфере регистрации прав собственности на недвижимое имущество. В российском законодательстве нет норм, устанавливающих сроки, в течение которых застройщик обязан с момента завершения строительства зарегистрировать право собственности на свой объект. Про-

блема усугубляется и большим объемом незавершенного производства в индивидуальном жилищном строительстве.

4. Развивать рыночную инфраструктуру муниципальной собственности: оптовые рынки, автостоянки и др.

5. Устранить существующие проблемы в области земельных и имущественных отношений: обеспечить инвентаризацию и государственную регистрацию объектов муниципальной собственности, четко определить порядок и права пользования данными объектами, привести в соответствие с рыночными ставками ставки арендной платы и др. с тем, чтобы повысить эффективность управления муниципальной собственностью и увеличить доходы от ее использования.

6. Решить проблемы, связанные с нефинан-сируемыми мандатами, т. е. передачей на местный уровень дополнительных полномочий без соответствующего их финансового подкрепления.

7. Более широко использовать неналоговые платежи за пользование природными ресурсами. В настоящее время отсутствует методика оценки права пользования недрами, что приводит к установлению произвольного и экономически не обоснованного размера разового платежа за пользование недрами.

8. Развивать систему самообложения населения как форму добровольного участия граждан денежными средствами либо безвозмездным трудом в мероприятиях местного характера по социально-культурному благоустройству территории, созданию инфраструктуры, ремонту коммуникаций.

9. Развивать муниципальную статистику с целью предоставления прозрачной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.

2. У местного самоуправления нет стимулов для «обретения будущего» // Экономика и жизнь. -2011. - № 17. - С. 22

3. Официальный сайт администрации г. Томска. http://www .admin .tomsk .rn.

50

ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ №2(6) 2012

В. В. Казаков, Д. Г. Антонян

10. Разработать и создать систему профессиональной подготовки специалистов в органах местного самоуправления.

Литература

1. Бюджет города Томска: проблемы формирования и исполнения // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2011. - № 12 (114)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.