УДК 330.341.1(476) © Бабосов Е.М.
Формирование и функционирование национальной инновационной системы
Осуществлена концептуализация понятий «инновация», «инновационность», «инновационная деятельность», «национальная инновационная система». Сконструирована структурная модель этой системы, охарактеризованы ее основные функции в процессе реализации государственной научно-технической инновационной политики в Беларуси.
Евгений Михайлович БАБОСОВ
доктор философских наук, академик Национальной академии наук Беларуси babosov@yandex.ru
Перевод экономики и всех других сфер жизнедеятельности современного белорусского общества в режим инновационного развития предполагает решение целого комплекса взаимосвязанных задач. Выделим для рассмотрения две из них. Первая, практически-управленческая, состоит в обеспечении целенаправленного движения от разрозненных инновационных проектов к национальной (государственной) инновационной системе. Вторая, теоре-тически-методологическая, заключается в концептуализации понятий «инновация», «инновационность», «национальная инновационная система» и в конструировании теоретической модели такой системы, дополненной структурной моделью составляющих ее компонентов и выполняемых ими функций в контексте реализации инновационной политики государства.
Исходным пунктом конструирования рассматриваемого теоретического концепта является утверждение желательности и целесообразности формирования у
развивающейся личности зачатков инновационного мышления и действия еще в детском возрасте. Важную роль в этом процессе выполняет вовлечение детей в юннатские кружки, в клубы создания авиамоделей, моделей кораблей и других видов техники, в художественное и научное творчество. Именно в таких детских объединениях формируются характерные черты и навыки инновационного мышления и действия, чувство радости от узнавания нового, необычного, интересного, гордости за первые успехи на таком творческом пути. Важно вовремя заметить и развить этот интерес к творчеству, не дать ему задохнуться в довольно широко распространенном в современной школе (в том числе и высшей) формальном, доктринерском подходе к обучению и воспитанию учащихся и студентов.
Разумеется, когда говорится о включенности личности в систему инновационной деятельности, имеется в виду не движение юннатов или детское техническое и художественное творчество.
Речь в таком случае ведется о профессиональной, качественно подготовленной, целенаправленной и активной творческой деятельности специалистов, занимающихся новаторской по своей сущности творческой исследовательской, инженерно-конструкторской или управленческой работой. Для того чтобы люди, вовлеченные в эту работу, выполняли ее со значительным научным, конструкторским, инженерным, управленческим, коммерческим и иным эффектом, они должны обладать соответствующим инновационным потенциалом, который становится тем более развитым и творческим, чем раньше формирующаяся в школьном и студенческом возрасте личность приобщается к творческой деятельности, приобретает умение и навыки креативного мышления и действия.
Очень существенно, чтобы элементы инновационности, сформировавшиеся у человека в его школьные и студенческие годы, не заглушались, а развивались и приобретали более конкретные, профессионально очерченные способы проявления в повседневной трудовой деятельности в любой сфере экономики, культуры, здравоохранения, образования, науки, управления. В связи с этим существенно актуализируется концептуализация исходных понятий инновационного потенциала личности и социальной общности, к которым относятся термины «инновация», «инновационность».
Ни в коей мере не отвергая принципиальной важности и значимости внедрения инноваций в производство новых товаров и услуг с целью получения экономического, социального и иных видов эффекта, отметим вместе с тем, что инновацию как процесс новаторской творческой деятельности следует понимать и интерпретировать в более широком социальном контексте.
Прежде всего необходимо в процессах обучения и воспитания молодых людей, начиная с детсадовского и школьного возраста, формировать инновационный потенциал личности и социальной общности. Дефинитивный подход к этому социальному феномену позволяет дать его определение. Оно таково: инновационный потенциал личности (социальной группы, организации) представляет собой интеграцию инновационной способности, инновационной готовности, инновационной возможности и инновационной активности, воплощаемой в реальной инновационной деятельности.
Важнейшая отличительная особенность рассматриваемого явления заключается в том, что инновационный потенциал кристаллизуется в акте принятия инновационного решения, а оно становится спусковым крючком для активного инновационного действия.
Такое понимание предполагает, что инновация в социологическом дискурсе должна концептуализироваться как понятие, отражающее творческий характер меропреобразующей социальной деятельности, ориентированной на генерирование новых идей и изменение объекта действия к новому качественному состоянию. Поэтому рассматриваемый социальный феномен можно определить следующим образом: инновация представляет собой основанное на новых идеях и научных знаниях создание новых технологий и технических новшеств, их воплощение в новых видах товарной продукции и услуг, способствующее росту их эффективности и удовлетворения различных запросов потребителей, а также совершенствованию социальных процессов.
Такая трактовка дает возможность выделить основные отличительные черты инновации.
Ими являются:
а) целенаправленный характер инновационной деятельности;
б) наличие новизны получаемых результатов (идей, методов, технологий, продукции и т.п.), т.е. их качественное отличие от ранее существовавших аналогов;
в) завершенность и практическая применимость полученных результатов;
г) повышение конкурентоспособности подготавливаемых в системе образования кадров, создаваемых товаров и услуг и получение преимуществ рыночного позиционирования их на внутренних и внешних рынках;
д) получение более высокого экономического, социального, экологического, научно-технического, образовательного, воспитательного, социокультурного и управленческого эффекта.
Изложенные особенности инновации приводят к убеждению в том, что она может из «внутриутробного» развития, представленного новой идеей или научным открытием, перерасти в творческий процесс инновационной деятельности, приводящей к практической реализации получаемых новых результатов в виде новых технологий, технических средств, инженерноконструкторских разработок, только в том случае, когда в обществе создан благоприятный инновационный климат и существует достаточно высокая востребованность инновационности.
Это второе ключевое понятие обсуждаемой проблемы возможно концептуализировать следующим образом. Инновационность — это способность и готовность социальной системы (научного учреждения, предприятия, фирмы, отрасли экономики, региона, страны) интегрировать новейшие достижения науки, техники, технологии, управленческой деятельности, коммерциали-
зировать научные открытия и конструкторские разработки для обеспечения устойчивого инновационного научно-технического и социально-экономического развития и эффективного управления.
Основные аспекты инновационности состоят в следующем:
1. Способность генерировать новые идеи и научные проекты, защищать права интеллектуальной собственности, обеспечивать всем экономическим субъектам беспрепятственный доступ на рынок высоких технологий.
2. Обеспечение опережающего роста инвестиций в развитие интеллектуального капитала, его всемерной мотивации к включению во внедрение новейших научных достижений в экономику и другие сферы жизнедеятельности общества.
3. Воплощение инновационных идей и действий в инновационной культуре личности и общности, придающей в своем практическом воплощении устойчивый инновационный характер всем происходящим в обществе трансформациям.
4. Включение в инновационную деятельность всех существующих в научном учреждении, предприятии, фирме, регионе, отрасли социальных механизмов мотивации и стимулирования, побуждающих и даже принуждающих людей к новаторским действиям.
5. Насыщение общества, его хозяйствующих, здравоохранительных, образовательных, управленческих и иных структур инновационной информацией, без которой становится затруднительной новаторская деятельность в условиях информационного общества.
6. Осуществление целенаправленной кадровой политики, ориентированной на развитие у различных категорий работников креативного мышления и действия во всех сферах жизнедеятельности.
7. Опережающее развитие высокотехнологических производств, требующее крупных инвестиций за счет бюджетных и внебюджетных средств, включая зарубежные инвестиционные фонды.
8. Развертывание инновационности по принципу «снежного кома», когда инновационные процессы в одной сфере жизнедеятельности общества вызывают волнообразные «резонансные» возникновение и распространение новшеств в других сегментах общества (рис. 1).
Внимательное и вдумчивое рассмотрение представленной концептуализации двух исходных понятий инновационного потенциала личности, группы или в целом общества убеждает, что при решающей изначальной роли в инновацион-
ной деятельности творческой научной элиты и инженерно-технических работников, прежде всего конструкторского персонала, она не может воплотиться в реальную высокоэффективную продукцию либо в услуги помимо и без активной включенности в нее менеджеров (управленцев), предпринимателей (включая фермеров), рабочих и крестьян, интеллигенции и служащих, т.е. всех категорий экономически активных социальных групп.
Каждая социальная группа, решая свои повседневные задачи, в той или иной степени содействует обеспечению устойчивого социально-экономического развития страны. А чтобы задачи эти решались эффективно, должны быть обеспе-
Рисунок 1. Теоретическая модель инновационности
чены условия и возможности для содержательного и хорошо оплачиваемого труда, удовлетворения материальных и духовных потребностей, обеспечения общественной и личной безопасности граждан, благотворного для человека развития здравоохранения, образования, науки, культуры, формирования доброжелательного психологического и социально-политического климата в обществе.
На пересечении этих и других тесно связанных с ними социальных переменных и выстраивается траектория инновационного развития страны. Включенность различных социально-стратификацион-
ных слоев общества в процесс устойчивого инновационного развития может быть схематично представлена в теоретической модели (рис. 2).
Такое многообразие социальных субъектов (отдельных индивидов, их социальных групп, организаций), включенных в инновационную деятельность и обладающих различными потребностями, интересами, предпочтениями, позициями и т.п., приводит к тому, что инновационный процесс носит не линейную направленность, а характеризуется нелинейностью, неопределенностью, рисками и непредсказуемостью.
Рисунок 2. Модель включенности основных социально-стратификационных слоев в процесс устойчивого инновационного развития
Значения цифр на стрелках: 1 - уровень образованности и компетентности работников; 2 - труд и потребление; 3 - уровень доходов; 4 - политическая стабильность
Приходится констатировать, что в научных учреждениях и вузах, в проектных организациях и на предприятиях Беларуси в последние годы появилось немало новых идей, технологий, новой, в том числе импортозамещающей, продукции, но пока еще не сформировалась целостная и эффективно действующая национальная инновационная система в образовании.
К сожалению, еще не отлажена совокупность эффективно действующих механизмов выявления, поддержки и распространения лучших образцов инновационной деятельности. Чтобы добиться этого, необходимо предпринять ряд взаимосвязанных мер, ориентированных на формирование в коллективах всех типов и уровней системы образования, научных и проектных организаций, промышленных предприятий высокой восприимчивости к новшествам.
Такая восприимчивость включает в себя когнитивную, мотивационную, техническую и организационную готовность к восприятию инноваций и к их реализации в производственной деятельности.
Когнитивная готовность к восприятию новшеств проявляется в стремлении получать подробную информацию о новаторских технологических и технических разработках и активно осваивать их в собственной практике производственной деятельности.
Мотивационная готовность к подобного рода действиям реализуется в признании важности и перспективности для своей повседневной деятельности освоения интересных, экономически перспективных новшеств.
Технологическая готовность к восприятию новшеств воплощается в достаточно широком диапазоне использования источников и каналов информации о новаторских подходах и разработках, существующих в различных сферах деятельности (пресса, Интернет, семинары, дискуссии, конференции и т.п.).
Организационная готовность к восприятию и освоению инноваций проявляется в целенаправленной деятельности по поиску и оценке новшеств, а также в принятии решений об их освоении в практике исследовательской, технологической, управленческой деятельности.
Повышение готовности трудовых коллективов данного предприятия или учреждения к инновационной деятельности неразрывно связано с актуализацией потребности их работников в нововведениях и формированием у них инновационной культуры.
Инновационная культура работника представляет собой систему свойственных творчески действующим личностям эвристических качеств, проявляющихся в разнообразных способах и формах инновационной деятельности, осуществляемых в исследовательском, воспитательном, производственном, управленческом и т.п. процессе.
В ее основании сосредоточены: тезаурус инновационной проблематики; объектнопредметные начала инновационной деятельности, в качестве которых выступает совокупность приемов и методов, обеспечивающих инновационную активность работника, прежде всего комплексные и креативные методы. Только инженер, конструктор, менеджер, исследователь и любой иной работник, обладающий достаточно высоким уровнем инновационной культуры, оказывается в состоянии уяснить возникающую инновационную проблему, а тем более найти адекватные пути и способы ее разрешения.
Формирование креативного мышления, составляющего ядро инновационной культуры, не исчерпывает собой всего ее объема, а должно дополняться переходом к формированию инновационных установок, а также способностью и готовностью воплощать эти установки в практической
учебно-воспитательной деятельности. Но чтобы совершить такой переход от идеи к практическому действию, необходимо разработать и использовать социальные механизмы преодоления социально-психологических барьеров, препятствующих успешному развитию инноваций и их внедрению в производство.
Таких барьеров существует немало, но основные из них сводятся к следующему:
• слабая информированность руководителей предприятий и основной массы их работников о современных, прежде всего новаторских, тенденциях развития науки, образования и производства;
• низкий инновационный потенциал микросреды в большинстве научно-исследовательских и учебных учреждений и производственных предприятий;
• отсутствие надежных социальных механизмов трансляции инновационных идей и их реализации в производственной деятельности;
• неразвитость у многих работников всех уровней сфер практической жизнедеятельности креативного мышления и действия;
• несформированность у многих руководителей организаций компонентов инновационной деятельности: когнитивного, мотивационного, рефлексивного, проектировочного и др.
Преодоление охарактеризованных социально-психологических барьеров, препятствующих формированию и развитию инновационности деятельности, становится актуальной потребностью и сильнодействующим фактором становления инновационных качеств у работников различных сфер.
Но чтобы такие качества формировались и проявлялись в повседневной профессиональной деятельности успешно, необходимо создание и функционирование национальной (государственной) инновационной системы.
Эта система представляет собой комплекс социальных институтов и организаций с разной формой собственности, взаимодействующих в процессе генерирования новых научных идей, в подготовке кадров, обладающих развитым инновационным потенциалом и инновационной культурой, производством, трансфером и реализацией инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством научно-технической и инновационной политики.
Такая инновационная система обладает многокомпонентной структурой, составные части которой выполняют целый ряд взаимосвязанных функций. Структурная модель данной системы может быть представлена в виде, изображенном на рисунке 3.
Структура национальной инновационной системы органично взаимосвязана с осуществляемыми ею функциями.
Наиболее важные из них состоят в следующем:
1. Формирование и осуществление государственной научно-технической политики как руководства для всех ее структурных элементов и осуществляемых ими функций.
2. Определение приоритетов в области научных исследований и разработок, инновационной деятельности.
3. Разработка и функционирование нормативно-законодательной базы, создающей справедливое и равное для всех акторов социальное пространство для инновационной деятельности.
4. Мобилизация и концентрация кадровых, финансовых, материально-технических, организационных ресурсов, необходимых для развертывания инновационных процессов.
5. Стимулирование эффективной инновационной деятельности.
Рисунок 3. Структурная модель национальной инновационной системы
Государственные органы власти и управления
Организации, занимающиеся генерированием новых знаний и проведением НИОКР, академические и вузовские научные центры
Организации ориентированные на внедрение инноваций продвижение и реализацию новых товаров и услуг -проектно-конструкторские учреждения
Специализированные научнотехнические организации (отраслевые институты, осуществляющие прикладные исследования и техникотехнологические разработки
Функционирующие в стране информационные, коммуникационные структуры и социальные сети, занимающиеся трансляцией и трансформацией инноваций
Управленческие структуры, Государственные и частные
осуществляющие правовую, структуры, осуществляющие
информационную, финансирование и
административную и коммерциализацию новых
другие виды поддержки процесса технологий, их доведение от стадии
разработки и внедрения инноваций идеи до стадии готового продукта
\
1
Государственный и международный рынок высокотехнологичных товаров и услуг
6. Поддержка развития новых высокотехнологических отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства и сферы услуг.
7. Развитие малого инновационного бизнеса, создание малых и средних инновационных организаций и предприятий.
8. Обеспечение инновационных процессов информационными ресурсами.
Для того чтобы эти задачи в поисках средств и способов их решения обрели более конкретную направленность, они должны быть сконцентрированы в различных вариантах стратегического управления инновациями, решающую роль в осуществлении которого выполняет инновационная политика, важнейшие задачи которой представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Важнейшие задачи инновационной политики государства
Разработка национальной инновационной системы и повышение ее эффективности
Сохранение и развитие научного потенциала
Развитие фундаментальных научных исследований в соответствии с мировыми тенденциями развития науки с учетом потребностей страны
Государственная поддержка ведущих ученых, научных коллективов, научных школ, способных обеспечить высокий уровень инновационной деятельности
Постоянное увеличение наукоемкости валового внутреннего продукта за счет бюджетных и внебюджетных средств с увеличением доли последних
Первоочередные задачи инновационной политики в Республике Беларусь
Укрепление материальной базы научных организаций и учреждений образования
Совершенствование организационных механизмов научно-инновационной деятельности путем четкого определения ее приоритетов в государственных программах
Создание устойчивой системы финансирования инновационных проектов на всех стадиях - от научной идеи до разработки, внедрения и коммерциализации
Выбор приоритетов развития инновационной сферы и реализации инновационных проектов, способствующих повышению эффективности производства и конкурентоспособности продукции
Обеспечение надежной охраны прав (включая патентование) на создаваемые объекты интеллектуальной собственности
Функционирование государственной системы маркетинга и продвижения новой продукции на внутренний и мировой рынки
Развитие научно-инновационного предпринимательства
Чтобы практическая реализация всех компонентов инновационной стратегии приносила желаемый эффект, необходимо решить ряд взаимосвязанных задач.
Среди них наиболее важными являются две. Первая из них состоит в том, чтобы повысить мотивацию по всей цепочке осуществления инновационной деятельности, начиная с разработки новых идей и заканчивая реализацией новых техникотехнологических разработок в производстве качественно более совершенных,
привлекательных для потребителей продуктов и услуг. Вторая, еще более масштабная задача заключается в том, чтобы осуществить качественный сдвиг в реальном повышении инновационной восприимчивости предприятий. Ведь самое главное в инновациях — добиться, чтобы экономика их воспринимала и впитывала в себя, претворяя в реальный инновационный продукт. Только в таком случае экономика станет инновационной, а ее развитие — устойчивым.
Литература
1. Бабосов, Е.М. Создание и функционирование эффективной инновационной системы — мощный фундамент устойчивого развития страны / Е.М. Бабосов // Социологические очерки устойчивого развития современной Беларуси. — Минск, 2011.
2. Бабосов, Е.М. Инновационный менеджмент и его конструктивная роль в условиях финансово-экономического кризиса / Е.М. Бабосов // Социология управления. — 6-е изд. — Минск, 2010.
3. Мясникович, М.В. Инновационная деятельность в Республике Беларусь / М.В. Мясникович. — Минск, 2004.
4. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. - М., 2009.
5. Национальная инновационная система Республики Беларусь. — Минск, 2007.