Научная статья на тему 'Формирование и функционирование локального регионального рынка лекарственных препаратов (на материалах Ставропольского края)'

Формирование и функционирование локального регионального рынка лекарственных препаратов (на материалах Ставропольского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьменко Анна Владимировна

Сформулированы направления развития локального регионального рынка лекарственных препаратов (ЛП). Дана характеристика концептуального подхода к локальным рынкам с учетом формирования ценообразования и проведен анализ проблем управления им на региональном уровне. Рассмотрены вопросы оценки потенциала ЛП региона в пространственной системы. Определен механизм развития региональной стратегии с учетом методов и инструментария реализации ЛП на материалах Ставропольского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and functioning of the local regional market drugs (on the materials of Stavropol Territory)

Stated direction of the local regional market drugs (LP). The characteristics of a conceptual approach to local markets, taking into account the formation of pricing and analysis of Control at the regional level. The questions assess the potential of the region in the space LP system. The mechanism of the development of regional strategies with methods and instruments for the implementation of the LP on the materials of the Stavropol Territory.

Текст научной работы на тему «Формирование и функционирование локального регионального рынка лекарственных препаратов (на материалах Ставропольского края)»

Формирование и функционирование локального

регионального рынка лекарственных препаратов

(на материалах Ставропольского края)

А.В. Кузьменко

Современная экономика становится все более социально-ориентированной, направленной на обеспечение жизнедеятельности и трудоспособности человека, сохранение и приумножение «человеческого капитала». Одним из основных инструментов реализации этих задач является система лекарственного обеспечения, важнейшая социально-значимая отрасль народного хозяйства, выполняющая социальную функцию - сохранение и улучшение здоровья граждан.

В Ставропольском крае, также как и в большинстве регионов России, сохраняются не решенными проблемы, связанные с эффективностью системы лекарственного обеспечения, в частности, ухудшение демографической ситуации, рост числа заболеваний, неблагоприятная экологическая обстановка.

В этих условиях особенно актуальной задачей становится улучшение обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений региона качественными, высокоэффективными и доступными лекарственными препаратами (ЛП), поэтому вопросы, связанные с формированием, функционированием и развитием локального социальноориентированного регионального рынка ЛП представляются чрезвычайно актуальными и первоочередными.

Низкий уровень взаимодействия предприятий в региональных экономических системах, характерный для России, при низкой централизации управления, стал одним из факторов, деформирующих региональные рынки и снижающих конкурентоспособность российских предприятий-производителей ЛП. Отсутствие стратегического управления региональными экономическими системами сдерживает экономический рост регионов, повышение качества жизни населения и вызывает центробежные тенденции «обособления» региональных рынков[1].

Все это приводит к необходимости совершенствования методологии функционирования локального регионального рынка ЛП. Эта методология должна, с одной стороны, отражать специфические условия трансформации российской экономики, с другой - позволять адекватно реагировать на быстрые и неожиданные изменения. Чтобы определить направления развития системы управления локальным рынком ЛП, необходимо концептуальное понимание возможностей управления локальным рынком, адекватное существующим экономическим условиям и ориентированное на экономический рост.

Неотъемлемой частью системы здравоохранения является фармацевтическая помощь, так как от наличия и доступности лекарств, которые используются для профилактики и лечения болезней, во многом зависит исход лечения. Поэтому от эффективной организации методов управления лекарственным обеспечением населения зависит правильное функционирование медицинской помощи и здоровье населения в целом , для чего формируется региональный локальный рынок ЛП.

Локальный региональный рынок ЛП - это совокупность экономических отношений, возникающих между его субъектами, сфера деятельности которых ограничивается преимущественно одним городом, районом или определенной их частью по поводу купли-продажи и назначения-потребления ЛП и других товаров аптечного ассортимента [2].

Объектом локального социально-ориентированного рынка ЛП является выносимый на рынок продукт, предназначенный для индивидуального потребления ЛП, который является основным структурообразующим элементом регионального потребительского рынка ЛП. Структурообразующими элементами в части субъектных

отношений со стороны спроса являются субъекты или носители спроса - потребители в лице всего населения региона, а также его отдельных демографических (молодежь, дети, пожилые люди) и экономических (низкодоходные и высокодоходные категории населения) групп; городское и сельское население [3]. Субъектами локального регионального рынка ЛП со стороны предложения выступают товаропроизводители и производители ЛП в лице предприятий, организаций, учреждений и частных лиц; кроме того, субъекты инфраструктуры потребительского рынка (предприятия оптовой и розничной торговли, торгово-посреднические фирмы, биржи, торговые палаты, общетоварные склады, маркетинговые, рекламные и информационные службы и т.д.)[4].

Локальный региональный рынок ЛП состоит из 3 сегментов: госпитального; коммерческого; ОМС[5].

Основными экономическими законами локального регионального рынка ЛП являются объективные экономические законы[6]:

- закон спроса (повышение рыночной цены при прочих равных условиях уменьшает

объем спроса и наоборот);

- закон предложения (повышение рыночной цены при прочих равных условиях

увеличивает объем предложения и наоборот);

- закон стоимости.

Спрос на локальном региональном рынке ЛП - это количество ЛП и других товаров аптечного ассортимента, которые желают и могут приобрести потребители (промежуточные и конечные) за определенный период по определенной цене. Спрос можно измерить количественно с помощью определения величины спроса. На величину спроса товаров аптечного ассортимента влияют ценовые и неценовые детерминанты спроса.[7]

Предложение на локальном региональном рынке ЛП - это количество ЛП, других товаров аптечного ассортимента, которые могут быть предложены потребителям за определенный период времени по определенной цене.[8]

Рис. 1 - Формирование механизма соотношения спроса и предложения на локальном региональном рынке ЛП

Локальный региональный рынок ЛП Ставропольского края имеет четко выраженные территориальные границы. В связи с тем, что главными потребителями этого рынка являются лечебно-профилактические учреждения и непосредственно население, они и определяют конъюнктуру спроса на рынке ЛП. С другой стороны, в регионе функционирует уже сложившаяся сеть фармацевтических учреждений, деятельность

которых ориентирована на обеспечение, прежде всего, региональных потребителей ЛП.

[9]

Рис. 2 - Основные факторы, влияющие на объем локального регионального рынка ЛП

Локальный региональный рынок ЛП Ставропольского края является динамично развивающимся сектором региональной экономики СКФО. Это объясняется ростом емкости рынка ЛП в стране, быстрым расширением ассортимента ЛП и низкой эластичностью спроса на ЛП. [10]

Эффективность определения этапов и критериев стратегической сегментации локального регионального рынка ЛП Ставропольского края оценивается с помощью следующих факторов: возможность сравнительной оценки рынка относительно других рынков, соизмеримость и идентифицируемость рынков; значительные размеры перспективного рынка, позволяющие выделить по крайней мере два типа потребительского поведения; емкость сегментов, достаточная для того, чтобы программа формирования целевого маркетинга, рассчитанного на эти сегменты, приобрела реальный смысл; существование средств стимулирования сбыта, пригодных для воздействия на сегменты рынка.

Таблица №1

Количество оптовых компаний, осуществляющих поставки ЛП в аптечные учреждения субъектов СКФО в 2011 г.

Субъекты СКФО Количество оптовых продавцов в субъекте СКФО Количество розничных продавцов, представивших информацию о поставщиках ЛП Доля ответивших розничных продавцов от их общего количества в субъекте СКФО, %

Республика Дагестан 161 67 46,46

Чеченская Республика 95 38 48,68

Кабардино-Балкарская 87 144 90,45

Карачаево-Черкесская 57 71 87,18

Республика Северная Осетия- 44 23 22,12

Ставропольский край 43 47 11,78

Региональные оптовые организации, имеющие долговременные связи с местными администрациями, лечебно-профилактическими учреждениями и аптечными сетями, оказывают в СКФО значительное влияние на рынок оптовых поставок.

Таблица №2

Среднее в субъектах СКФО количество оптовых продавцов у одного розничного продавца ЛП в 2009-2011 гг., ед.

Субъекты СКФО 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Чеченская Республика 10,52 11,89 11,74

Республика Дагестан 5,99 5,99 5,99

Республика Северная Осетия-Алания 5,87 5,83 5,91

Ставропольский край 5,21 5,21 5,21

Карачаево-Черкесская Республика 3,8 3,71 4,3

Кабардино-Балкарская Республика 3,49 3,45 3,43

Рис. 3 - Этапы и критерии стратегической сегментации локального регионального рынка ЛП Ставропольского края

Государственное регулирование процессов развития локальных социальноориентированных рынков ЛП - это система экономических, административных и нормативно-законодательных мер, осуществляемых федеральными и региональными учреждениями и общественными организациями, в целях обеспечения сбалансированного и устойчивого развития системы социально-ориентированных региональных рынков и ее адаптации к изменяющимся условиям.[11]

М гТСЛЬС Г ОГуЛЗрПЪЁШ и С рЕП'.тарЕ ЕЭННЯ О гВ

Прямые і * Задотжкажё цак / Косвенные Щ • НжИГООбІІММе І

* Фкксзща щн, оггоеьп: к таргоЕкз » Ь-^да^гк-:^ оао^иагрсжн;^ І

наценок • Крвдгг-щ-ік І

* Усшюовте предельного драни щк » йріЖН“ І

* У сннодЕние гр=даіьн-то нрави • Тзиш^пв рїЖЕІС І

рентабельности » .Лнтюснапапыгое реплкрж>:к І

* У СВНООВШЄ рсфЯІШГСПННШ Ц5Е • Лищщюсие і; сцифкжяп І

* УсИИОИЕИИе УИДШМПЯММ! ЦЄК • З-ікгзс.'і := і ¡к;::; 26= і: і

* Е Еедекие ПарОЕДЕЕ. ДЗОЕр ІЗЕ'ЬІЕКЕ щпн^вен реп-жр-^ ця І

«репвстрзци цен)

* ОфашгЕННЁ сранн дейстпа цен

Рис. 4 - Основные методы государственного регулирования цен на локальном региональном рынке ЛП Ставропольского края

Регулирование цен на ЛП является одним из основных элементов государственного регулирования фармацевтической отрасли.[12]

Таблица №3

Динамика цен на препараты коммерческого и госпитального сегментов в период с января по май 2011 г

Субъект СКФО Коммерческий сегмент Госпитальный сегмент

Январь (руб-) Май (руб-) Январь/ май Январь (руб-) Май (руб-) Январь/ май

Республика Дагестан 292,68 295,51 100,97 1158,86 1306,10 112,71

Чеченская Республика 292,49 318,38 108,85 980,87 1385,22 141,22

Республика Ингушетия 251,78 279,73 111,10 1340,12 1495,92 111,63

Кабардино-Балкарская Республика 248,38 271,53 109,32 2979,42 3468,44 116,41

Карачаево-Черкесская Республика 257,27 273,35 106,25 972,82 1119,62 115,09

Республика Северная Осетия-Алания 242,87 265,49 109,31 989,38 1259,86 130,98

Ставропольский край 240,22 233,24 97,09 1155,57 1146,61 99,22

Проведенный анализ динамики цен в период с января по июнь 2011 г. показал стабилизацию цен на импортные и отечественные препараты госпитального сегмента. В июне средние цены по СКФО остались на прежнем уровне. В тоже время в ряде регионов отмечен существенный рост цен.

Таблица №4

Динамика цен на импортные и отечественные препараты в госпитальном сегменте рынка с января по июнь 2011 г._____________________________________________________________________

Субъект СКФО Импортные препараты % Отечественные препараты, %

Республика Дагестан 119 122

Чеченская Республика 102 99

Республика Ингушетия 100 106

Кабардино-Балкарская Республика 110 101

Карачаево-Черкесская Республика 98 104

Республика Северная Осетия-Алания 98 104

Ставропольский край 99,98 100,14

Таким образом, результаты исследования подтверждают, что для формирования и функционирования локального рынка необходимы изменение существующей системы управления ценообразованием на ЛП и разработка механизма управления ценообразованием, обеспечивающих стабильность цен во всех секторах локального регионального рынка ЛП Ставропольского края.

Литература:

1. Максимкина Е.А. Организация взаимоотношений между экономическими субъектами фармацевтического рынка / Е.А. Максимкина, A.B. Баженов //Ремедиум. 2004. -№ 3 - С.16-20.

2. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2008. С.

423.

3. Беляев В.И. Локальные рынки: их роль, место и значение в развитии

воспроизводственных процессов в регионах//Экономика №5, 2010. -247-252 с.

4. Максимкина Е.А. Механизмы взаимодействия субъектов фармацевтического рынка / Е.А. Максимкина // Экономический вестник фармации. 2003. - №8. - С. 9-14.

5. Аксянова A.B. Стратегическое позиционирование региональных экономических систем по уровню инвестиционной эффективности / A.B. Аксянова // Экономика, статистика и информатика. 2010. - № 2.-С. 12-16

6. Хабриев РУ Состояние работ по формированию системы управления качеством в сфере здравоохранения и социального развития/ РУ Хабриев., A.C. Юрьев, Е.Л.Никонов // В кн.: Науч. тр. Всеросс. науч.-практ. конф. 2005г.-М.: ЦНИОИЗ, 2005.-С10-19.

7. Бойко В. Что влияет и кто формирует цены. Ценообразование на фармацевтическом рынке// Sales business/Продажи .- 2005.-№ 10.

8. Самарова H.A. Маркетинговые исследования локальных рынков

9. Кайтуева РА. Методические основы оценки уровня развития локального регионального рынка// Проблемы современной экономики №3 (43), 2012. - 5с.

10. Хубиев К.А. Теоретические и практические вопросы экономического роста // Экономический рост и вектор развития современной России / Под ред. К. А. Хубиева. М.: Экономический факультет МГУ ТЕИС, 2004. - С. 25-37.

11. Ульяницкая Н. Развитие отраслевого пространства региональной хозяйственной системы// Гуманитарные и социальные науки: электронный научный журнал.-2012.-№2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Бойко В. Что влияет и кто формирует цены. Ценообразование на фармацевтическом рынке// Sales business/Продажи .- 2005.-№ 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.