Формирование и функционирование локального
регионального рынка лекарственных препаратов
(на материалах Ставропольского края)
А.В. Кузьменко
Современная экономика становится все более социально-ориентированной, направленной на обеспечение жизнедеятельности и трудоспособности человека, сохранение и приумножение «человеческого капитала». Одним из основных инструментов реализации этих задач является система лекарственного обеспечения, важнейшая социально-значимая отрасль народного хозяйства, выполняющая социальную функцию - сохранение и улучшение здоровья граждан.
В Ставропольском крае, также как и в большинстве регионов России, сохраняются не решенными проблемы, связанные с эффективностью системы лекарственного обеспечения, в частности, ухудшение демографической ситуации, рост числа заболеваний, неблагоприятная экологическая обстановка.
В этих условиях особенно актуальной задачей становится улучшение обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений региона качественными, высокоэффективными и доступными лекарственными препаратами (ЛП), поэтому вопросы, связанные с формированием, функционированием и развитием локального социальноориентированного регионального рынка ЛП представляются чрезвычайно актуальными и первоочередными.
Низкий уровень взаимодействия предприятий в региональных экономических системах, характерный для России, при низкой централизации управления, стал одним из факторов, деформирующих региональные рынки и снижающих конкурентоспособность российских предприятий-производителей ЛП. Отсутствие стратегического управления региональными экономическими системами сдерживает экономический рост регионов, повышение качества жизни населения и вызывает центробежные тенденции «обособления» региональных рынков[1].
Все это приводит к необходимости совершенствования методологии функционирования локального регионального рынка ЛП. Эта методология должна, с одной стороны, отражать специфические условия трансформации российской экономики, с другой - позволять адекватно реагировать на быстрые и неожиданные изменения. Чтобы определить направления развития системы управления локальным рынком ЛП, необходимо концептуальное понимание возможностей управления локальным рынком, адекватное существующим экономическим условиям и ориентированное на экономический рост.
Неотъемлемой частью системы здравоохранения является фармацевтическая помощь, так как от наличия и доступности лекарств, которые используются для профилактики и лечения болезней, во многом зависит исход лечения. Поэтому от эффективной организации методов управления лекарственным обеспечением населения зависит правильное функционирование медицинской помощи и здоровье населения в целом , для чего формируется региональный локальный рынок ЛП.
Локальный региональный рынок ЛП - это совокупность экономических отношений, возникающих между его субъектами, сфера деятельности которых ограничивается преимущественно одним городом, районом или определенной их частью по поводу купли-продажи и назначения-потребления ЛП и других товаров аптечного ассортимента [2].
Объектом локального социально-ориентированного рынка ЛП является выносимый на рынок продукт, предназначенный для индивидуального потребления ЛП, который является основным структурообразующим элементом регионального потребительского рынка ЛП. Структурообразующими элементами в части субъектных
отношений со стороны спроса являются субъекты или носители спроса - потребители в лице всего населения региона, а также его отдельных демографических (молодежь, дети, пожилые люди) и экономических (низкодоходные и высокодоходные категории населения) групп; городское и сельское население [3]. Субъектами локального регионального рынка ЛП со стороны предложения выступают товаропроизводители и производители ЛП в лице предприятий, организаций, учреждений и частных лиц; кроме того, субъекты инфраструктуры потребительского рынка (предприятия оптовой и розничной торговли, торгово-посреднические фирмы, биржи, торговые палаты, общетоварные склады, маркетинговые, рекламные и информационные службы и т.д.)[4].
Локальный региональный рынок ЛП состоит из 3 сегментов: госпитального; коммерческого; ОМС[5].
Основными экономическими законами локального регионального рынка ЛП являются объективные экономические законы[6]:
- закон спроса (повышение рыночной цены при прочих равных условиях уменьшает
объем спроса и наоборот);
- закон предложения (повышение рыночной цены при прочих равных условиях
увеличивает объем предложения и наоборот);
- закон стоимости.
Спрос на локальном региональном рынке ЛП - это количество ЛП и других товаров аптечного ассортимента, которые желают и могут приобрести потребители (промежуточные и конечные) за определенный период по определенной цене. Спрос можно измерить количественно с помощью определения величины спроса. На величину спроса товаров аптечного ассортимента влияют ценовые и неценовые детерминанты спроса.[7]
Предложение на локальном региональном рынке ЛП - это количество ЛП, других товаров аптечного ассортимента, которые могут быть предложены потребителям за определенный период времени по определенной цене.[8]
Рис. 1 - Формирование механизма соотношения спроса и предложения на локальном региональном рынке ЛП
Локальный региональный рынок ЛП Ставропольского края имеет четко выраженные территориальные границы. В связи с тем, что главными потребителями этого рынка являются лечебно-профилактические учреждения и непосредственно население, они и определяют конъюнктуру спроса на рынке ЛП. С другой стороны, в регионе функционирует уже сложившаяся сеть фармацевтических учреждений, деятельность
которых ориентирована на обеспечение, прежде всего, региональных потребителей ЛП.
[9]
Рис. 2 - Основные факторы, влияющие на объем локального регионального рынка ЛП
Локальный региональный рынок ЛП Ставропольского края является динамично развивающимся сектором региональной экономики СКФО. Это объясняется ростом емкости рынка ЛП в стране, быстрым расширением ассортимента ЛП и низкой эластичностью спроса на ЛП. [10]
Эффективность определения этапов и критериев стратегической сегментации локального регионального рынка ЛП Ставропольского края оценивается с помощью следующих факторов: возможность сравнительной оценки рынка относительно других рынков, соизмеримость и идентифицируемость рынков; значительные размеры перспективного рынка, позволяющие выделить по крайней мере два типа потребительского поведения; емкость сегментов, достаточная для того, чтобы программа формирования целевого маркетинга, рассчитанного на эти сегменты, приобрела реальный смысл; существование средств стимулирования сбыта, пригодных для воздействия на сегменты рынка.
Таблица №1
Количество оптовых компаний, осуществляющих поставки ЛП в аптечные учреждения субъектов СКФО в 2011 г.
Субъекты СКФО Количество оптовых продавцов в субъекте СКФО Количество розничных продавцов, представивших информацию о поставщиках ЛП Доля ответивших розничных продавцов от их общего количества в субъекте СКФО, %
Республика Дагестан 161 67 46,46
Чеченская Республика 95 38 48,68
Кабардино-Балкарская 87 144 90,45
Карачаево-Черкесская 57 71 87,18
Республика Северная Осетия- 44 23 22,12
Ставропольский край 43 47 11,78
Региональные оптовые организации, имеющие долговременные связи с местными администрациями, лечебно-профилактическими учреждениями и аптечными сетями, оказывают в СКФО значительное влияние на рынок оптовых поставок.
Таблица №2
Среднее в субъектах СКФО количество оптовых продавцов у одного розничного продавца ЛП в 2009-2011 гг., ед.
Субъекты СКФО 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Чеченская Республика 10,52 11,89 11,74
Республика Дагестан 5,99 5,99 5,99
Республика Северная Осетия-Алания 5,87 5,83 5,91
Ставропольский край 5,21 5,21 5,21
Карачаево-Черкесская Республика 3,8 3,71 4,3
Кабардино-Балкарская Республика 3,49 3,45 3,43
Рис. 3 - Этапы и критерии стратегической сегментации локального регионального рынка ЛП Ставропольского края
Государственное регулирование процессов развития локальных социальноориентированных рынков ЛП - это система экономических, административных и нормативно-законодательных мер, осуществляемых федеральными и региональными учреждениями и общественными организациями, в целях обеспечения сбалансированного и устойчивого развития системы социально-ориентированных региональных рынков и ее адаптации к изменяющимся условиям.[11]
М гТСЛЬС Г ОГуЛЗрПЪЁШ и С рЕП'.тарЕ ЕЭННЯ О гВ
Прямые і * Задотжкажё цак / Косвенные Щ • НжИГООбІІММе І
* Фкксзща щн, оггоеьп: к таргоЕкз » Ь-^да^гк-:^ оао^иагрсжн;^ І
наценок • Крвдгг-щ-ік І
* Усшюовте предельного драни щк » йріЖН“ І
* У сннодЕние гр=даіьн-то нрави • Тзиш^пв рїЖЕІС І
рентабельности » .Лнтюснапапыгое реплкрж>:к І
* У СВНООВШЄ рсфЯІШГСПННШ Ц5Е • Лищщюсие і; сцифкжяп І
* УсИИОИЕИИе УИДШМПЯММ! ЦЄК • З-ікгзс.'і := і ¡к;::; 26= і: і
* Е Еедекие ПарОЕДЕЕ. ДЗОЕр ІЗЕ'ЬІЕКЕ щпн^вен реп-жр-^ ця І
«репвстрзци цен)
* ОфашгЕННЁ сранн дейстпа цен
Рис. 4 - Основные методы государственного регулирования цен на локальном региональном рынке ЛП Ставропольского края
Регулирование цен на ЛП является одним из основных элементов государственного регулирования фармацевтической отрасли.[12]
Таблица №3
Динамика цен на препараты коммерческого и госпитального сегментов в период с января по май 2011 г
Субъект СКФО Коммерческий сегмент Госпитальный сегмент
Январь (руб-) Май (руб-) Январь/ май Январь (руб-) Май (руб-) Январь/ май
Республика Дагестан 292,68 295,51 100,97 1158,86 1306,10 112,71
Чеченская Республика 292,49 318,38 108,85 980,87 1385,22 141,22
Республика Ингушетия 251,78 279,73 111,10 1340,12 1495,92 111,63
Кабардино-Балкарская Республика 248,38 271,53 109,32 2979,42 3468,44 116,41
Карачаево-Черкесская Республика 257,27 273,35 106,25 972,82 1119,62 115,09
Республика Северная Осетия-Алания 242,87 265,49 109,31 989,38 1259,86 130,98
Ставропольский край 240,22 233,24 97,09 1155,57 1146,61 99,22
Проведенный анализ динамики цен в период с января по июнь 2011 г. показал стабилизацию цен на импортные и отечественные препараты госпитального сегмента. В июне средние цены по СКФО остались на прежнем уровне. В тоже время в ряде регионов отмечен существенный рост цен.
Таблица №4
Динамика цен на импортные и отечественные препараты в госпитальном сегменте рынка с января по июнь 2011 г._____________________________________________________________________
Субъект СКФО Импортные препараты % Отечественные препараты, %
Республика Дагестан 119 122
Чеченская Республика 102 99
Республика Ингушетия 100 106
Кабардино-Балкарская Республика 110 101
Карачаево-Черкесская Республика 98 104
Республика Северная Осетия-Алания 98 104
Ставропольский край 99,98 100,14
Таким образом, результаты исследования подтверждают, что для формирования и функционирования локального рынка необходимы изменение существующей системы управления ценообразованием на ЛП и разработка механизма управления ценообразованием, обеспечивающих стабильность цен во всех секторах локального регионального рынка ЛП Ставропольского края.
Литература:
1. Максимкина Е.А. Организация взаимоотношений между экономическими субъектами фармацевтического рынка / Е.А. Максимкина, A.B. Баженов //Ремедиум. 2004. -№ 3 - С.16-20.
2. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2008. С.
423.
3. Беляев В.И. Локальные рынки: их роль, место и значение в развитии
воспроизводственных процессов в регионах//Экономика №5, 2010. -247-252 с.
4. Максимкина Е.А. Механизмы взаимодействия субъектов фармацевтического рынка / Е.А. Максимкина // Экономический вестник фармации. 2003. - №8. - С. 9-14.
5. Аксянова A.B. Стратегическое позиционирование региональных экономических систем по уровню инвестиционной эффективности / A.B. Аксянова // Экономика, статистика и информатика. 2010. - № 2.-С. 12-16
6. Хабриев РУ Состояние работ по формированию системы управления качеством в сфере здравоохранения и социального развития/ РУ Хабриев., A.C. Юрьев, Е.Л.Никонов // В кн.: Науч. тр. Всеросс. науч.-практ. конф. 2005г.-М.: ЦНИОИЗ, 2005.-С10-19.
7. Бойко В. Что влияет и кто формирует цены. Ценообразование на фармацевтическом рынке// Sales business/Продажи .- 2005.-№ 10.
8. Самарова H.A. Маркетинговые исследования локальных рынков
9. Кайтуева РА. Методические основы оценки уровня развития локального регионального рынка// Проблемы современной экономики №3 (43), 2012. - 5с.
10. Хубиев К.А. Теоретические и практические вопросы экономического роста // Экономический рост и вектор развития современной России / Под ред. К. А. Хубиева. М.: Экономический факультет МГУ ТЕИС, 2004. - С. 25-37.
11. Ульяницкая Н. Развитие отраслевого пространства региональной хозяйственной системы// Гуманитарные и социальные науки: электронный научный журнал.-2012.-№2.
12. Бойко В. Что влияет и кто формирует цены. Ценообразование на фармацевтическом рынке// Sales business/Продажи .- 2005.-№ 10.