Научная статья на тему 'Формирование художественной культуры у учащихся на уроках изобразительного искусства'

Формирование художественной культуры у учащихся на уроках изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5815
505
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ART CULTURE / WORK OF ART / AESTHETIC EXPERIENCE / FINE ART / SPIRITUAL-AND MORAL-EDUCATION / WORLD ART CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Татьяна Вячеславовна

В статье рассмотрены средства формирования художественной культуры у детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется урокам изобразительного искусства, где развиваются художественно-творческие способности, происходит приобщение к мировым художественным ценностям, прививается любовь к искусству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of students’ artistic culture at fine art lessons

The article describes the means of art culture development of primary school age children. Special attention is paid to the fine art lessons, where art-and-creative abilities are developed, introduction to the world's art values takes place, and love to art is inculcated

Текст научной работы на тему «Формирование художественной культуры у учащихся на уроках изобразительного искусства»

Т. В. Волкова

(Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ культуры у учащихся НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье рассмотрены средства формирования художественной культуры у детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется урокам изобразительного искусства, где развиваются художественно-творческие способности, происходит приобщение к мировым художественным ценностям, прививается любовь к искусству

В современной системе образования происходят позитивные изменения. Достаточную популярность приобрели такие новые типы учебных учреждений, как Дома творчества, Центры эстетического развития, Центры образования и воспитания, в которых учителя имеют право выбора программы, по которой они будут работать. Однако при обилии центров развития и других учреждений, направленных на художественно-эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся, не часто можно встретить примеры бережного отношения к культурным ценностям. Это говорит о том, что в обществе существует проблема низкого уровня художественной культуры у подрастающего поколения. В связи с этим урокам изобразительного искусства в общеобразовательной школе уделяется особое внимание, а формирование художественной культуры у школьников становится актуальной проблемой современного образования. «Важнейшей функцией образования является сохранение, воспроизводство и развитие культуры. Воспитание формирует образ человека культуры, его родовые культурные качества...» [1, с. 5].

Выявлением роли искусства в формировании личности занимались Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Шиллер, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. П. Сапожников и др. В современное развитие методики преподавания предмета «Изобразительное искусство» большой вклад внесли Л. А. Буровкина, С. Е. Игнатьев, В. В. Корешков, В. С. Кузин, С. П. Ломов, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский,

Н. Н. Ростовцев, Н. М. Сокольникова, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и др.

Художественную культуру А. П. Садохин рассматривает «как совокупность процессов и явлений чувственно-практической деятельности по созданию, распространению, освое-

нию различных элементов объективного мира, обладающих художественной значимостью» [7, с. 10]. Искусство является центральным элементом в художественной культуре. Обучение детей изобразительному творчеству, знакомство с художественными произведениями и воспитание бережного отношения к наследию предков, сохранению традиций являются для учащихся составными частями овладения художественной культурой. Для эффективного решения поставленных задач формы занятий на уроках изобразительного искусства должны отличаться разнообразием деятельности учащихся. Несмотря на множество программ по изобразительному искусству, потенциал этого предмета используется не полностью. Это происходит потому, что часто учителя на практике используют однотипные задания, направленные на механическое рисование, не оказывающее влияния на внутренний мир ребенка, его мировоззрение. Для формирования художественной культуры детей младшего школьного возраста мы предлагаем рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, лепку, беседы по искусству на уроках изобразительного искусства, а также посещение музеев и выставок, домашнюю работу, копирование художественных произведений.

Рисование с натуры - это изображение различных предметов, находящихся непосредственно перед учащимися. Их задача -передать положение изображаемого предмета в пространстве, его пропорции. Для достижения положительных результатов обучение ведется только в условиях целенаправленных действий учителя. Первоклассники учатся рисовать несложные по форме предметы, в основе изображения которых лежат простые геометрические тела: круг, овал и т. д. Как правило, это овощи и фрукты: яблоко, поми-

дор, лук, огурец. Во втором классе учащиеся учатся проводить геометрический анализ формы изображаемых предметов, а также овладевают навыками смешивания красок, пользования палитрой. В задания на уроках рисования с натуры входят предметы более сложной формы: грибы, груши, листья несложной формы - березы, сирени, осины.

В третьем-четвертом классах внимание учащихся стоит обращать не только на механическое смешивание красок, но и на получение гармоничного сочетания цветов и оттенков. В натурную постановку входят листья, сложные по форме и строению (клен, каштан, боярышник и т. д.), веточки деревьев и кустарников с листвой и без нее, овощи и фрукты. На таких занятиях учащиеся приобретают навыки построения предмета, его компоновки на листе с соблюдением пропорций, учатся находить красоту в знакомом и обычном, бережному отношению к природе, развиваются эстетически. У детей, особенно младшего школьного возраста, следует развивать умение наблюдать и видеть красивое в окружающей жизни. Это помогает сформировать у ребенка важные качества - восприимчивость, чуткость, наблюдательность и т.д. Поэтому рисование с натуры является одной из важнейших форм занятий на уроках изобразительного искусства.

Тематическое рисование - это создание изображения на определенную тему, сюда же относится выполнение иллюстраций к литературным произведениям, рисование по воображению, по памяти. На уроках рисования на темы основная задача - знакомство с законами композиции, а также выразительными возможностями живописных и графических материалов, таких как цвет, мазок, линия, пятно. Художественная выразительность детского рисунка зависит от того, умеет ли учащийся выделять в работе композиционный центр, то есть главный объект изображения, тоном, цветом (контрастом цветов), пробелом, размером, месторасположением, атрибутом [3, с. 126].

Особую важность композиционного поиска при выполнении творческого задания подчеркивал С. П. Ломов: «Здесь больше, чем в какой-либо другой работе, видны гражданская позиция, мастерство, художественная культура, вкус...» [5, с. 199].

В задачи изучения основ композиции входят:

- развитие наблюдательности, умения видеть характерное, отбирать типичное, достойное для отображения в искусстве;

- обучение навыку вести работу последовательно, от возникновения замысла до его воплощения;

- усвоение знаний и умения использовать на практике закономерности, правила, приемы и средства композиции и живописной выразительности;

- формирование навыков применения полученных навыков в самостоятельной художественной деятельности [5, с. 200].

Как правило, на уроках рисования на темы учитель не только формирует навыки изображения и построения, но и через использование наглядных пособий (репродукции, слайды и т. д.) воспитывает у учащихся любовь к русской природе, приобщает к наследию мировой культуры. Иллюстрирование литературных произведений расширяет кругозор младших школьников, приобщает к народному искусству. На таких уроках школьники знакомятся с творчеством русских и зарубежных художников, произведениями различных направлений в искусстве. Тематическое рисование выполняет большую роль в патриотическом и духовно-нравственном воспитании, без которых формирование художественной культуры у учащихся не будет эффективным.

Декоративная работа приобщает учащихся к декоративно-прикладному искусству. На таких уроках они знакомятся с народными промыслами (росписи посуды, утилитарных изделий, народные игрушки), выполняют декоративные композиции, то есть изображения на основе переработки (стилизации) формы, цвета, фактуры реальных объектов. В декоративной работе используются такие материалы, как цветная бумага, гелевые ручки, фломастеры, сухие листья и травы, крупы и т. д. Уроки направлены на изучение свойств и эстетических качеств различных материалов, ведь школьникам приходится решать задачи по подбору композиции изображения и фона, больших и малых форм, ритма, силуэта. Использование подлинников народного искусства в процессе урока прививает любовь к художественно-творческой деятельности, развивает интерес к изучению и сохранению народного творчества. Для детей младшего школьного возраста декоративно-прикладное искусство является эффективным средством эстетического развития, формирования

художественного вкуса, приобщения к миру культуры. Поэтому декоративная работа играет важную роль в формировании художественной культуры детей.

Лепка - создание объемных предметов и композиций из мягких и пластичных материалов: пластилина, глины, соленого теста. С древних времен глина была важным материалом: из нее лепили посуду и игрушки, её применяли в строительстве, на глиняных дощечках писались письма и документы. Но и сейчас этот природный материал не потерял своего значения, ведь для учащихся младших классов именно глина является наиболее подходящим материалом для занятий мелкой пластикой. Это обусловлено прежде всего тем, что глина является экологически чистым материалом, она легко смывается с рук и одежды, что очень важно при работе с младшими школьниками, а при высыхании изделия из глины становятся твердыми, они хорошо расписываются. Однако, как показывает практика, большей популярностью пользуется пластилин. Это связано с его доступностью: его можно купить в магазине, легко хранить. Однако изделия из пластилина непрактичны: они легко теряют форму, ломаются, оставляют трудновыводимые пятна на одежде.

Занятия лепкой следует строить от простого к сложному. Сначала стоит учить детей лепить простые по форме овощи и фрукты, в основе которых лежат геометрические тела. Далее стоит усложнять модели, также следует знакомить учащихся с различными способами лепки: конструктивный (лепка из предмета из отдельных его частей), пластический (лепка из целого куска), комбинированный (совмещает в себе конструктивный и пластический способы). Когда учащиеся овладели навыками лепки отдельных предметов, следует изготавливать плоскостные картины, панно. При работе с пластическими материалами массируются определенные точки на ладонях, которые, активизируя работу мозга, способствуют интеллектуальному развитию ребенка. Кроме того, занятия мелкой пластикой, развивая уважение к трудовой деятельности, бережное отношение к предметам, художественный вкус, наблюдательность, эстетические чувства, играют значимую роль в формировании художественной культуры у детей.

Беседы об искусстве. На уроке изобразительного искусства, кроме объяснений и бе-

сед учителя, эффективны такие формы работы учащихся, как подготовленные ими сообщения и доклады, анализ художественного произведения в письменной или устной форме. Особое внимание уделяется использованию технических средств, которые позволяют провести интегрированный урок (сочетать произведения изобразительного, музыкального и литературного искусства). Беседы об искусстве призваны формировать устойчивый интерес к урокам изобразительного искусства, к познанию, приобщать учащихся к мировому художественному наследию человечества, учить понимать содержание картин и, как следствие, формировать художественную культуру у учащихся.

Посещение музеев, выставок, мастерских художников. В условиях общеобразовательной школы знакомство с произведениями искусства, как правило, происходит через репродукции, слайды, просмотры фильмов. Безусловно, у такого ознакомления с искусством есть ряд преимуществ: доступность материалов для учителя, удобство их применения. Однако «...репродукции и слайды нельзя считать исчерпывающим материалом для изучения живописи. Сила воздействия их на зрителя, конечно, неравнозначна той, которую он испытывает при непосредственном соприкосновении с картиной» [5, с. 121]. На экскурсии в музее учащиеся получают знания о творчестве того или иного художника, о содержании картины и об условиях ее создания. «Важным элементом художественной культуры является потребление, восприятие художественных ценностей. Это особый вид творческой деятельности, состоящий в восприятии произведения искусства как художественной ценности, сопровождающийся эстетическим переживанием» [9, с. 18].

Экскурсии в музеи, посещение выставок и мастерских художников не оставляют учащихся равнодушными. Отдельного внимания заслуживают местные музеи, места боевой славы, важно, чтобы дети имели представление о наследии своей малой родины, ценили и берегли ее традиции. «В каждом крае, области, городе, селе, - пишет С. П. Ломов, - есть немало исторических мест; живут участники и очевидцы славных дел» [5, с. 202]. На таких экскурсиях, при непосредственном восприятии произведений искусства или личном общении с художниками, у детей формируется эмоциональный отклик, без которого невоз-

можно формирование у них художественной культуры.

Такие формы занятий, как рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, лепка, беседы по искусству, посещение музеев и выставок, домашняя работа, копирование художественных произведений являются доступными для младших классов общеобразовательной школы и выступают средством формирования художественной культуры у учащихся младших классов.

Роль искусства в образовательном процессе трудно переоценить. Учителям изобразительного искусства важно уже с младшего школьного возраста учащихся использовать весь потенциал своего предмета для их эстетического, духовно-нравственного воспитания, приобщения к мировым и отечественным художественным произведениям.

Литература

1. Буровкина Л. А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования : моногр. - М.: МГПУ, 2011. - 320 с.

2. Буровкина Л. А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в художественной школе : моногр. - М.: МГПУ, 2008. - 124 с.

3. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект ; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.

4. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе : учеб. - М.: Агар, 1998. - 336 с.

5. Ломов С. П. Живопись : учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Агар, 2008. - 232 с.

6. Румянцева Е. А. Простые поделки из пластилина. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 112 с.

7. Садохин А. П. Мировая художественная культура : учеб. для студ. вузов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. -495 с.

8. Изобразительное искусство. 1-4 кл. : рабочая программа для общеобразоват. учрежд. / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, Н. В. Долгоаршинных и др. - 5-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012. - 46 с.

9. Мировая художественная культура : учеб. пособие для вузов / Б. А. Эренгросс, В. Р. Арсеньев, В. Н. Воробьев и др. - М.: Высш. шк., 2001. - 767 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.