Научная статья на тему 'Формирование художественного мировидения Тембота Керашева'

Формирование художественного мировидения Тембота Керашева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
405
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование художественного мировидения Тембота Керашева»

единственно возможным. Поиск и выбор родовой формы, а понятие выбора всегда связано с понятием мотивации, ориентирован на собственные ресурсы языка. При субстантивации прилагательных и причастий род субстантивированного слова зависит от рода определяемого слова. Атрибуция рода субстантивированным наречиям и служебным словам в каждом языке имеет свои закономерности. Форма и род заимствований могут изменяться под воздействием семантических факторов языка - реципиента. Не следует игнорировать и формальный фактор аналогии, когда новое слово приобретает форму и род под влиянием соответствующей словообразовательной модели. Следовательно, род никогда, даже при воздействии формального фактора, не перестаёт быть мотивированным. Но задача исследователя заключается не в том, чтобы констатировать, что род слова переход мотивирован родом слова ход, а в том, чтобы внутри родовых классов, не имеющих общего семантического признака, вычленить группы лексем, которые объединяются одновременно по значению рода и общему семантическому признаку, и показать, как отвлеченное значение грамматического рода неодушевленных имен существительных с общим семантическим признаком приобретает сигнификативную функцию. Выявление мотива-ционных моделей, по которым формируются родовые поля лексем с общим значением рода и общим семантическим признаком внутри родовых классов слов с немотивированным грамматическим родом позволит иначе отнестись к дихотомии, делению слов на лексемы с мотивированным и немотивированным родом, а также скорректировать положение о том, что сигнификативная функция рода свойственна только роду антропонимов и той части фаунонимов, которые формируют родо-половую оппозицию.

Литература

1. Бокарев Е.А. Краткие сведение о языках Дагестана. Махачкала, 1949.

2. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейские языки и индоевропейцы:

Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры.

Тбилиси, 1984.

3. Kurylowicz J. L'évolution des catégories grammaticales // Diogène. 1965. № 51. Пятигорский государственный лингвистический университет 13 января 2005 г.

© 2005 г. М.Н. Хачемизова

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРОВИДЕНИЯ ТЕМБОТА КЕРАШЕВА

Начиная с 30-х гг. адыгский мир зачитывается произведениями одного из крупнейших писателей Северного Кавказа - Тембота Керашева. Литературоведы и критики не перестают писать о нем, стремясь постичь тайны

его неповторимого слога, образности и стиля. Осмысливая истоки формирования художественного мировидения Тембота Керашева, мы хотим вычленить наиболее значительные факторы, сформировавшие художественный мир человека и писателя, яркую индивидуальность художника - философа.

Тембот Магометович Керашев родился 16 августа 1902 г. Детство его приходится на годы первой мировой войны. Бурная история тех лет массового обнищания и острых классовых столкновений, тревожная предреволюционная обстановка предопределили в дальнейшем творческие испытания будущего писателя и общественного деятеля.

В настоящее время пересматриваются и переоцениваются события тех лет и дают разные им интерпретации. Но что «события 1917 года в России существенно повлияли на содержание и структуру идеологического, социального, нравственно-психологического сознания общества» [1], ни у кого не вызывает сомнения. Современные оценки творчества Керашева порой не учитывают эту конкретно-историческую ситуацию, в которой создавалась теория метода социалистического реализма, когда «...молодые литературы 20-30-х годов еще не могли определиться в своем отношении к прошлому» [1].

Послереволюционные преобразования в стране очень четко обозначили новые пути дальнейшей судьбы адыгов. Формирование адыгских литератур происходило одновременно с возникновением письменности, нормализацией родного языка, изданием первых газет, букварей, различных учебных пособий, ликвидацией безграмотности. В эти годы Тембот Ке-рашев активно помогает школам, пишет учебные пособия, вместе с горсткой первых первопроходцев параллельно начинает создавать адыгейскую литературу. Писатель отдает много сил и сбору фольклора, что было важной работой, сыгравшей определенную роль в становлении письменной культуры и в формировании эмоционального мира писателя.

Одновременно писатель занимался обширной публицистической деятельностью. Очерковая работа художников слова начала 30-х гг., как отмечает Е.М. Шабанова, являлась «университетом молодых национальных литератур.» [2]. В условиях формирования и становления адыгейской письменной литературы Т. Керашев развил и дополнил традиции просветителей в очерках: «Адыгея - первая национальная» (1930), «Адыгея перед боевыми задачами» (1931), «Искусство Адыге» (1932), «Опыт борьбы за сплошную грамотность» (1932), которые были опубликованы в журнале «Революция и горец», издаваемом в Ростове-на-Дону. В них писатель раскрывает историю, образ жизни и быт адыгов.

Тема новой жизни становится актуальной во всех адыгских литературах последующих лет и в творчестве Т. Керашева. «Появление новых отношений требовало немедленной реакции писателя, активного его вмешательства в события реальности» [1]. Появилось немало произведений, заложивших основы прозы в адыгских литературах: черкесской - романы

Х. Абукова «На берегах Зеленчука» (1930) и М. Дышекова «Зарево» (1934); кабардинской - повести Дж. Налоева «Начало» (1935), Х. Теунова «Аслан» (1941), Адама Шогенцукова «Весна Сафият» (1947); адыгейской - роман Т. Керашева «Щамбуль» (1932), повести Ю. Тлюстена «Путь открыт» (1938) и А. Евтыха «Мой старший брат» (1939) и др. Как пишет Т. Чамоков: «Время бурных перемен торопило творчество писателей, ускоряло формирование реалистических жанров поэзии, прозы, драматургии...» [3].

Названные произведения показательны для 30-х гг. ХХ в. по достигнутому уровню художественного освоения жизненного материала. В них преобладала публицистичность, рожденная революционной эпохой и подчиненная идее борьбы народа за свои права. В эти годы отчётливо обнаружилось усиление интереса писателей к истории и фольклору. Обращение к ним было вызвано еще и стремлением выявить свои собственные эстетические и нравственные позиции. Следуя традициям просветительской литературы, опираясь на гуманистический смысл фольклора, адыгские писатели стремятся возвести национальное содержание до общечеловеческого; осмыслить важнейшие исторические события «в судьбе своего народа через показ судьбы отдельной личности и решения на ее примере нравственных важнейших проблем того времени», - пишет А. Алиева [4].

Характеризуя эту эпоху, можно заключить, что 1920-1930-е гг. были подготовительным этапом, насыщенным историческими и социально-общественными событиями. Особенностью этого периода в развитии многонациональной российской литературы является усиление идейных, духовно-нравственных исканий героев. Новый человек рождается в процессе сложного исторического развития народа; новая личность формируется в борьбе. Время ставило много вопросов перед людьми, на которые должен был писатель давать ответ. И писатель Тембот Керашев держал ответ, потому что «время призвало его.» и «его родному языку предстояло обрести себя в письме, в публицистике и художественной литературе» [5, с. 5]. Это были сложные годы столкновения двух сил в мире ады-га: традиционной и зарождающейся новой. С кем идти и куда идти? Как выстоять и сохранить себя? Свой микрокосмос? Такие вопросы волновали писателя и за ширмой поверхностных тем, выглядывает озабоченность и озадаченность художника слова [6].

Подлинная смелость Керашева-художника - в проникновении в глубинные течения жизни общества и человека, осмыслении изменений в национальном характере. Писателя привлекает сам процесс становления социального, исторического и национального самосознания. Начиная с первого рассказа «Аркъ» (1925) Керашев проникает в новый мир новых людей. Все внимание автора направлено на выявление процессов, происходящих в нравственном облике человека, который впервые открывает художественный мир новой действительности и на видное место ставит образ простого труженика. Первые произведения значительны уже тем,

что отражают стремление писателя проследить изменения, произошедшие в жизни, на судьбах крестьян.

В литературоведческих исследованиях творчества писателя не особенно много места отводилось разбору первого рассказа «Аркъ». Считалось, что эта заданная тема о коллективизации особых художественных достоинств не имеет и т.д. Действительно, сюжет очень простой, и действие укладывается в одни сутки. Но это была заявка на особое художественное мировидение автора.

Рассказ о семье, состоящей из мужа, жены, свекрови и ребенка. Муж Исхак когда-то мечтал о хорошей жизни, работал, не покладая рук, но не смог выбиться из бедняцкого положения. Он спился, стал безвольным и пассивным. Фатимет - жена Исхака - в отчаянии и в безвыходном положении. Однако писателю надо было показать изменения в судьбе женщины, выход ее к новой жизни, поэтому героиня находит в себе силы для первого шага в будущее - пойти в сельское правление с заявлением о вступлении в колхоз. Это первый самостоятельный шаг женщины к общественной жизни. Рассказ отличается точностью описаний, четкостью построения, простотой стиля. Бытописание приближено к действительности.

Тема нравственности труда занимает большое место и приобретает философское звучание в творчестве Тембота Керашева. Уже в ранней прозе писателя ощутимы принципы образного воплощения этой философской темы. Автор видит выход в труде - исконном, нерушимом, спасительном и созидательном. Тема труда была ведущей во всех последующих произведениях Керашева. В рассказах «Тайна Сариет» и «Позор Машу-ка», в романах «Дорога к счастью», «Состязание с мечтой» и «Куко», в повестях «Умной матери дочь» и «Крепи сердце», в пьесе «Девушка и цветы» и т. д.

Жизнь меняется, но постоянно остаются в противостоянии добро и зло, прекрасное и безобразное, человечное и бесчеловечное... Народ соединял понятие прекрасного с представлением о добре, о человечности. Прекрасно то, что служит целям борьбы человеческого, гуманного со злом и мраком. Эти высокие принципы являются основополагающими художественного мировидения писателя. Понятие «мир» понимается как человек и среда в их взаимодействии.

В рассказе «Позор Машука» (1932), на первый взгляд, Т. Керашев рассказывает о будничных, совсем обыкновенных, ничем не примечательных делах рядовых крестьян. Но ему удалось выявить скрытый драматизм того, что происходило в Адыгее, да и в других северокавказских областях и республиках, в тот период сразу после революции. Крестьянская беднота глухого аула втянулась в круговорот событий и постепенно стала переходить на другие рельсы жизни. У людей раздвоение в умах и сердцах: с кем идти и куда идти? У некоторых появляется надежда преодолеть разруху и голод, зарождаются новые идеи о перестройке жизни и соединения с внешним миром, от которого долгие годы были оторваны. Происходит

нравственный выбор человека, который делается им в экстремальной ситуации. Родившись на рубеже гибели старого и возникновения нового, Тембот Керашев описывает этот выбор, создавая художественную энциклопедию адыгской жизни. Писатель не упрощает того, что тогда делалось в деревне, правдиво показывая, как старое уходит из жизни крестьян.

Машук - герой рассказа «Позор Машука», из беднейших крестьян, как говорится, ни семьи, ни кола, ни двора. С ним никто не считается до тех пор, пока он не становится общественно-активным трудовым человеком. Перестройка жизни вплотную коснулась его: он стал бригадиром полеводческой бригады, активистом, полноправным членом общества. Так писатель показывает, как перерождается человек после приобретения им смысла жизни. А смысл жизни - в общественно полезном труде. Автор верен своей концепции - труд является спасительным для человека.

В рассказе «Тайна Сариет» героиня занимает более уверенные позиции в жизни, чем женщины в предыдущих двух рассказах. Сариет является представительницей нового поколения женщин, занявших свою нишу в новой жизни. Она, в отличие от Фатимет («Аркъ»), уже твердо стоит на ногах и более уверенна в своем будущем. Она восстает против мужа-бездельника и семейного тирана и находит в себе силы противостоять ему. Конфликт рассказа заключается в том, что открытая независимость и самостоятельность жены возмущает мужа, и он хочет призвать ее «к порядку», но Сариет - человек нового времени и поняла, что своим трудом может самостоятельно содержать и воспитывать ребенка. Поэтому она ставит ответное условие мужу - стать с ней рядом и трудиться, так же, как и она, чтобы люди уважали и считались с ним. С этим приходится согласиться ее мужу Шумафу. Конец рассказа предвещает светлое и прекрасное будущее. Такой выход, подсказываемый автором, является идейной установкой произведения.

Можно сгруппировать малую раннюю прозу Тембота Керашева в зависимости от ее характера, выделив линию колхозной темы, широко объемлющую проблемы жизни 20-30-х гг. и человека в ней. Но та огромная правда жизни, какую Тембот Керашев собирал и носил в своем сознании, правда бытовая, психологическая, моральная, социальная, - всего естественнее воплощалась в широких емких свободных формах прозаического повествования - в формах романа.

Этапным для творчества Т. Керашева стал роман «Щамбуль» («Дорога к счастью»), главы которого он начал печатать еще в 1926 г. Первые рассказы, изобразившие картину одной и той же эпохи, и объединенные тем, что направлены к познанию человека - его ума и души, фантазии и воли, способности мыслить и потребности действовать - одновременно подготовили появление окончательного варианта первого романа в 1947 г. В этом романе писатель сумел изобразить острую драматическую ситуацию того, что происходило в адыгских аулах в первые послереволюционные годы, раскрыл через образы крестьян особенности переходного периода.

Писатель был свидетелем этих событий, сам принимал активное участие в перестройке деревни и сумел раскрыть не только суть социально -экономических проблем, но и важные стороны человеческой психики, нравственный и духовный облик личности, поднимая их до общечеловеческой значимости.

В романе традиционный сюжет разрушения патриархального быта адыгов и зарождения новых взаимоотношений. Конфликт, лежащий в основе романа, это социальная проблема общества, в котором происходит переоценка ценностей. Писатель берет традиционный, национальный космос адыга и прикладывает к действиям героев, которые соответствуют представлениям, идеалам и взглядам писателя на жизнь. Главный герой романа Биболет - новый человек общества, московский студент приезжает на каникулах домой. Многое роднит жизненный путь самого писателя с главным героем романа. На родство их душ обращают внимание исследователи: «Наверно, останется тайной, - писал Савва Дангулов, - как писатель, его жизнь, его мироощущение, его страсти сказываются на душевном складе его героев. Неисповедимы во многом пути, которыми писатель переселяется в души тех, кого сотворило его воображение...» [7].

В главном герое автор сосредоточивает такие черты характера борца, как твердость, решительность, убежденность в правоте дела, за которое он борется. Это новый человек общества. Изменения, происходящие в обществе, накладывают свой отпечаток на национальный характер героя.

Образы новых людей в прозе Тембота Керашева были первыми удачными шагами адыгейской литературы. На смену герою из народных легенд приходит современный борец, который сплачивает вокруг себя всех единомышленников и ведет их за собой. Появление нового человека автор связывает с образом Доготлука, первого человека в ауле, открыто выступившего против старых укладов жизни. Керашев изображает сложный жизненный путь героя - от сироты-подпаска до уверенного и спокойного борца. Тема самовоспитания личности, развития и совершенствования человека в столкновениях и борьбе с суровыми жизненными обстоятельствами - все это органически вплетено в повествовательную ткань романа. Биографии героя и писателя сродни исторической биографии народа. Писателя интересует сам процесс формирования активной личности.

Личные судьбы героев романа «Дорога к счастью» развертываются на фоне крупных общественных событий. Автор изображает период коренной ломки общественных отношений, особенно трагически отразившихся на женских судьбах. По мнению исследователей творчества Т. Керашева, проникновение писателя в человеческие характеры сильнее сказалось в раскрытии женских образов и образов стариков.

Женские характеры-типы показываются писателем в достоверных типических обстоятельствах. Новое время вторгается в жизнь черкешенки и вынуждает её пересмотреть свои жизненные ценности. Общественное сознание женщин формируется под влиянием событий века.

В романе «Дорога к счастью» изображаются женщины, перед которыми все еще стоит выбор, как было намечено в первом рассказе «Аркъ». Но в романе героини уже более определились. В отличие от Фатимет из рассказа «Аркъ», Нафисет (роман «Дорога к счастью»), не колеблясь, идет по пути новой жизни. Нафисет олицетворяет судьбу современной женщины, также как Амдехан или Айшет из этого романа. «В ней была забавная смесь юной прелести, скромной застенчивости и строгости. Все ее существо находилось в состоянии постоянной, напряженной, скрытой устремленности к своей мечте» (1, 191).

Немалую роль в воспитании серьезной и мечтательной девушки сыграл дедушка Карбеч. Столетний Карбеч занимает важное место в произведении Керашева. Образ Карбеча является ярким свидетельством самодвижения народного характера и является проводником идей писателя, который вкладывает в уста столетнего старика такие слова: «Должно быть, этот мир напоследок повернулся к лучшему» (1, 98). Судьбы таких стариков, как Халяхо, Карбеч, Емсук, Орзамес оцениваются в связи с кардинальными переменами, происходящими в жизни народа. Писатель верен национальному мировидению адыга. Уважение к старикам, почитание их мудрости, готовность следовать их жизненному опыту занимает центральное место в его творчестве. Автор создал в романе целую галерею «многомудрых» (С. Дангулов) стариков. «Их познания - своеобычная энциклопедия, как она сложилась в памяти людей на протяжении столетий» [7, с. 6].

Так, интенсивно развернулся поиск самых разных способов художественного изображения мира. Появилась национальная реалистическая традиция, открывающая путь к новым художественным достижениям. Заметно расширился диапазон тем и проблем, затрагиваемых писателями, продолжающих и развивающих лучшие традиции художественной мысли народа.

К 50-м гг. основательно формируются адыгские литературы. Четко обозначаются творческие пути таких замечательных мастеров слова, как А. Шогенцукова, Т. Керашева, А. Кешокова, А. Охтова, Х. Теунова, А. Ев-тыха, Х. Гашокова, Ю. Тлюстена, Х. Ашинова и др., которые активизируют новаторские искания, свидетельствующие о наступлении поры зрелости в родственных адыгских литературах. Писатели, опираясь на богатейшие устнопоэтические традиции адыгов, в своих произведениях апеллируют в первую очередь к национальному мировидению адыга, чтобы достичь наибольшего художественного эффекта, вызова у читателя интереса к новой жизни, к новым путям развития общества. При этом все их творчество остается пронизанным фольклором, обращение к которому делает изображаемый художественный мир глубоко национальным, символичным и философичным, заставляющим задуматься и вдохновляться на оптимистические надежды, на будущее адыгов.

Особое развитие получает жанр исторической новеллы, где особо проявляет себя Тембот Керашев в таких произведениях, как «Дочь шапсу-

гов», «Абрек», «Месть табунщика», «Последний выстрел», «Испытание мужества», «Оборотень», «Слово девушки», «Абадзехский охотник» и т.д. «Национальная литературная критика, в целом не отказывавшая Темботу Керашеву в признании, восторженно встретила и этот восхитительный звездопад.», - так отзывается К. Курашинов в литературном этюде о Керашеве «Всадники уходят за горизонт» [5, с. 6]. Действительно, все новеллы - это поэтическая исповедь о вызревании писательского дарования в сложных перипетиях жизни. В каждой из новелл за основу берется конкретный эпизод прошлого, который излагается умудренным жизнью человеком, способным выразить суть адыга. Воспитательный мотив в жанрах краткого адыгского сказа-новеллы традиционный. Гуманистическое понимание роли человека в обществе является идейным центром. Герой, который стремится понять, в чем заключается предназначение человека, выступает воспитывающей личностью. Особенностью этого жанра был повышенный интерес к изменениям, происходившим в сознании главного персонажа: внешние события рассматривались с точки зрения их влияния на духовное развитие героя. Одна из особенностей заключается в данном случае в том, что возрастает роль внешних обстоятельств, в которые поставлен герой. Сама жизнь подводит героя к тому или иному решению, и оно является социально обусловленным и имеет глубокий общественный смысл. Писатель выявляет себя прежде всего в активном процессе художественного осмысления мира, предполагающего пересоздание действительности реальной в действительность эстетическую.

Событием для адыгских литератур стал роман «Одинокий всадник» (1973), в котором обнаруживаются новые художественные подходы к традиционной исторической теме. По жанру его можно еще причислить к роману-сказу. В центре его стоит герой, который является рупором национальной идеи, пропагандируемой автором. Мир идей писателя, его эстетические принципы открываются читателю в его мировоззрении, в его эстетической системе, в авторских оценках образов, в осознании эстетической и философской концепции писателя, в его художественном мире.

Таким образом, начиная с 30-х гг., творчество Тембота Керашева пронизано художественной мыслью о прошлом, настоящем и будущем адыгского народа. Он одним из первых проложил мост от прошлого к настоящему, обозначил преемственную связь старых и новых традиций.

Первые произведения писателя явились показателем перехода к новым рубежам жизни адыгов и оказали заметное влияние на формирование творчества и других писателей. Сходные социально-политические и историко-культурные условия перехода от художественного фольклорного сознания к эстетике реализма способствовали возникновению близких художественных адыгских структур с общей типологией жанровых систем.

Художественные искания писателя Тембота Керашева послужили дальнейшему развитию адыгской прозы в последующие 50 лет и «к пони-

манию национального мира и национального характера на новом этапе их

исторического развития» [8].

Литература

1. История адыгейской литературы. Т. 1. Майкоп, 1999. С. 484-485. (Далее -ИАЛ.)

2. Шабанова Е.М. Т.М. Керашев и устно-поэтическая культура адыгейского народа // Учен. зап. АГПИ. Т. 1. Майкоп, 1957. С. 165.

3. Чамоков Т.Н. В ритме эпохи. Нальчик, 1986. С. 98.

4. Алиева А. Фольклорные традиции в младописьменном романе // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М., 1978. С. 294.

5. Курашинов КХ. Всадники уходят за горизонт, Краснодар,1998. С. 5.

6. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман. Нальчик, 1987. С. 92.

7. Дангулов Савва. Слово о Темботе Керашеве // Керашев Т. Избр. произведения: В 3 т. Т. 1. Майкоп, 1981. С. 5. (Примеры в тексте цитируются по этому изданию с указанием тома и страницы.)

8. Шаззо К.Г. Зарождение и становление новописьменной адыгейской литературы (20-е годы) // ИАЛ. 1999. Т. 1. С. 189.

Адыгейский государственный университет 20 декабря 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.