Научная статья на тему 'Формирование художественно-эстетического вкуса у будущих специалистов дизайна костюма в вузе'

Формирование художественно-эстетического вкуса у будущих специалистов дизайна костюма в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каширина О. М.

Статья посвящена необходимости формирования художественно-эстетического вкуса у будущих специалистов дизайна костюма в ВУЗе, что напрямую связано с качеством их профессиональной подготовки. А также необходимости создания педагогических условий, обеспечивающих положительную динамику процесса формирования художественно-эстетического вкуса у студентов специальности дизайн костюма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование художественно-эстетического вкуса у будущих специалистов дизайна костюма в вузе»

Исходя из этого можно сделать вывод, что только триединство школа-родители-ученики будет эффективно при изучении данного курса, а для этого нужно избежать или найти решение всех обозначенных проблем, которые ложатся на плечи учителю, не смотря на то, что все вопросы организации апробации курса находятся под контролем правительства Красноярского края, главного федерального инспектора в Красноярском крае и законодательного собрания Красноярского края.

Выход виден лишь в том, что при преподавании «Основ мировых религиозных культур и светской этики» будет организовано научное сопровождение курса преподавателями вузов края. Разработка и внедрение программ обучения студентов старших курсов в рамках преподавания курса -возможность продумать все до мельчайших подробностей и не допустить подобных проблем.

Список литературы:

1. Основы Мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации. - М. АПКиППРО, 2010. - 60 с.

2. Промежуточные результаты курса «ОРКСЭ» в Красноярском крае: первые итоги и перспективы: сборник информационно-методических и аналитических материалов/ сост.е.Г. Пригодич; под общ.ред. П.А. Серга-манова. - Красноярск: Изд-во КК ИПК, 2010. - 28 с.

3. Фурсенко A.A. «Практический опыт и перспективы церковно-госу-дарственного сотрудничества в области образования» / Материалы к выступлению на 18 Международных Рождественских образовательных чтениях: - Москва, 2010.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДИЗАЙНА КОСТЮМА В ВУЗЕ

© Каширина О.М.*

Институт художественного образования Волгоградского государственного педагогического университета,

г. Волгоград

Статья посвящена необходимости формирования художественно-эстетического вкуса у будущих специалистов дизайна костюма в ВУЗе, что напрямую связано с качеством их профессиональной подготовки.

* Старший преподаватель кафедры Теория и методика обучения изобразительному искусству и дизайн костюма.

А также необходимости создания педагогических условий, обеспечивающих положительную динамику процесса формирования художественно-эстетического вкуса у студентов специальности дизайн костюма.

Российское государство и общество сегодня нуждаются в людях, способных конструктивно влиять на социокультурное развитие страны. Это напрямую связано с качеством их профессиональной подготовки.

Современные требования к специалистам художественных специальностей ориентированы на подготовку созидателя, творца окружающей действительности, человека культуры с разносторонними интересами, эстетическим сознанием, эстетическим чувством. Мы рассмотрим одежду студенческой среды. Именно в студенческие годы человек делает свои первые шаги в самостоятельный мир, где так хочется подчеркнуть свою неповторимость, принадлежность к своему полу. Перед студентом, вступающим во взрослую жизнь, встает вопрос о сдаче еще одного экзамена и это экзамен по костюму. Приходится решать, что надеть, чтобы выгодно соответствовать своему полу в своем социуме.

Костюм для студента - это первый шаг на пути в огромную жизнь. Начало свободы, которую нужно сохранить, то есть быть самим собой, быть личностью. Так или иначе, но необходимость личностного выбора очевидна. Одной из тревожных функций современного костюма является вовлечение личности в стихию коллективно-бессознательного, чем является культовая одежда особенно в молодежной среде, что порождает феномен социальной стратификации.

Костюм является системообразующим фактором культуры, формируя вокруг себя новое социокультурное пространство (с определенным внешним обликом, со своей манерой поведения, морально-этическими ценностями, пристрастиями и вкусами и т.д.).

В настоящее время высвобождение человеческих аффектов несомненно возросло с тех пор, как была утрачена определенная идеология и растрачены эстетические и этические ценности и этот факт способствует вытеснению художественно-эстетического вкуса в культуре ношения одежды.

Поэтому тендерное воспитание в студенческой среде посредством формирования художественно-эстетического вкуса через костюм является важной проблемой в теории и практике образования.

Именно формирование художественно-эстетического вкуса через костюм, обладает широкими возможностями воздействия на полоролевое сознание человека. Являясь одним из наиболее эффективных средств передачи духовных, исторических, моральных ценностей, оно возвышенно и утонченно отражает мир взаимоотношений женщины и мужчины, способным оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности и искусства с позиций художественно-эстетического идеала.

Художественно-эстетический вкус - это тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его, на основе которого развивается способность к адекватным эстетическим суждениям.

Автором статьи в ходе экспериментальной работы по формированию художественно-эстетического вкуса у будущих специалистов дизайна костюма в институте художественного образования было выявлено:

1. студенты, приходящие на первый курс ВУЗа на специальность дизайн костюма, имеют различную художественную подготовку. Так студенты, окончившие художественную школу, имеют начальное художественное образование, а студенты - имеющие, только среднее специальное образование, не имеют начального художественного образования и в этой связи, следует сказать, что уровень развитости художественного вкуса у данных групп различен, поэтому в большинстве случаев у обучающихся отсутствует необходимая для развитого художественного вкуса основа;

2. присутствует примитивная градация вкуса на уровне: нравится -не нравится, красиво - не красиво;

3. творческий процесс студентов зависит от степени заинтересованности подхода педагога к процессу обучения.

Так же, первая группа, имеющая некую базу, для дальнейшего развития художественно-эстетического вкуса и вторая группа, в равной степени не могут синтезировать и анализировать преподаваемый материал, и не умеют адекватно определять статусно-престижные запросы потребителя, соответствие которым позволит проект сделать коммерчески успешным и конкурентоспособным, не умеют реализовывать создаваемые образы в соответствии с профессионально-техническими возможностями, но при этом имеют собственные статусно-престижные запросы, которые формируются под влиянием специфических особенностей мировоззренческой и этической системы своей социальной среды.

Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что в науке рассматривались, главным образом, категориальная сторона эстетики, эстетического сознания, а также процесс формирования эстетической культуры в целом (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, П.П. Блонский, Л. С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, A.A. Люблинская, A.A. Мелик-Пашаев, О.В. Лармин, С.Л. Рубинштейн, Ю.Б. Бо-рев и др.). Основные подходы в динамике взаимосвязи деятельности и общения личности, в разные периоды освещены в работах Л.И. Божовича; на основе построения структуры и развития личности в деятельности - А.Н. Леонтьева; на основе исследования структуры самой личности - К.К. Платонова; на основе всестороннего развития личности в учебном процессе - В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, A.A. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.

Шиллер Ф. отмечал, что только вкус вносит гармонию в общество, так как он создает гармонию в индивиде. Все другие формы представления разделяют человека, ибо они основываются или исключительно на чувственной, или на духовной части его существа: только представления о красоте делают человека цельным, ибо они требуют согласия двух его натур.

Действительно, эстетические взгляды человека, его художественный вкус относится к числу наиболее сокровенных, составляющих внутренний мир личности и по словам В.К. Скатерщикова задача формирования высоких эстетических вкусов выступает как одна из важнейших задач воспитания личности в нашем обществе.

Однако мало исследовался и почти совсем не подлежал изучению процесс формирования художественно-эстетического вкуса у будущих специалистов в области дизайна костюма.

Поэтому необходимо теоретически обосновать необходимость формирования художественно-эстетического вкуса у студентов специальности дизайн костюма, как будущих проводников культуры одежды в массы. Так же спроектировать пространственную среду для проведения лекционных и практических занятий, формируя при этом художественно-эстетический вкус у будущих специалистов дизайн костюма.

Возможно ли создание педагогических условий, обеспечивающих положительную динамику процесса формирования художественно-эстетического вкуса у студентов специальности дизайн костюма?

В статье «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?» A.B. Луначарский, осуждая высказывание: «Но позвольте, одежда имеет прямое отношение к полу и приводит к развращению нравов», писал, что «... люди пожилые и старые будут одеваться скромно, но удобно и чисто, а людям молодым сама природа их велит немножко играть с костюмами, стараться подчеркнуть свою миловидность, силу, грацию. Дело не том, чтобы, сумрачно насупив чело, осуждать всяческие радости жизни и в их числе одну из самых больших - радость любви к существу другого пола. Дело, пожалуй, в том теперь, чтобы поднять эти чувства, как можно скорей, на высоту небывалого изящества и утонченности».

Действительно, A.B. Луначарский не преуменьшал и не преувеличивал роли костюма в жизни общества, отдавая ему должное, и призывал учиться культуре вообще и культуре одежды, в частности.

Но умение одеваться свидетельствуют лишь о художественном вкусе человека, что же касается его духовных, интеллектуальных качеств, научных интересов, профессиональной деятельности, что о них судить по костюму, который носит человек, - дело бесплодное и смешное.

Прекрасное многообразно. Основные законы и нормы красоты, нерушимые, сложившиеся в процессе многовековой художественной практики человечества существуют независимо от индивидуальных пристрастий.

Обязательными категориями красоты считаются: симметричность пропорциональность, гармония, равновесие, чистота, опрятность, соразмерность - это те качества, которые сами по себе доставляют эстетическое удовольствие, и позволяют людям с разными степенями развитости художественного вкуса, верно, отличать красивое от безобразного, утонченное от грубого, возвышенное от низменного. За всем этим стоит природная сущность прекрасного, что и вызывает определенные чувства в эмоциональной сфере человека.

Несмотря на множество субъективных мнений, и художественных склонностей, они могут быть приведены к единому началу, следовательно, подлежат научному исследованию и художественно-эстетической оценке.

Задача дизайнера костюма перевести социально-культурные потребности человека на язык предметных форм. Одежда человека - это источник визуального мнения о нем, то есть фактор формирования впечатления, образца национальных традиций, носителя норм и правил нравственности. Условия изготовления массовых изделий ставят перед дизайнером труднейшие задачи поисков художественно-эстетической выразительности одежды минимальными средствами. Дизайнер создает одежду от начала до конца, поэтому он должен обладать определенными профессиональными навыками, умениями, логикой, широтой кругозора и мировоззрения, интуицией, художественно-эстетическим вкусом. Дизайн находится на пересечении промышленности и культуры, поэтому процесс художественного проектирования должен опираться на глубокое гуманистическое начало, которое воздействует на человека, создавая соответствующую эмоциональную среду и формируя в обществе необходимые художественно-эстетические чувства.

Мы предлагаем решение проблемы формирования художественно-эстетического вкуса у будущих специалистов дизайн костюма, как педагогический процесс. В ходе нашего теоретического изучения научных работ философов, психологов, педагогов - мы выявили принципы организации процесса формирования эстетического вкуса. На наш взгляд, процесс формирования художественно-эстетического вкуса должен быть отражен в характеристике следующих принципов: критичности, креативности, целенаправленности, систематичности, долговременности, интенсивности, вовлеченности студентов в активную художественно-эстетическую деятельность с учетом их индивидуальных качеств.

Список литературы:

1. Вербицкий A.A. От абстрактного метода школы - к контекстному обучению: психолого-педагогический аспект // Культура, образование, развитие индивида. - М.: АН СССР. - С. 117-131.

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер-Пресс, 2002.

3. Козлова Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности // Социальная идентификация личности. - М., 1993. - С. 107-124.

4. Марквардт К.Г. Развивающая система подготовки специалистов. -Вып. 4. - М.: Знание, 1981.

5.0ртега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие. - М., 1991.

6. Зборовский Е.М. По законам красоты. - М.: Советская Россия, 1988.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

© Корзунова Л.Г.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

В статье речь идет об основных составляющих современной системы повышения квалификации профессионально-педагогических кадров, о ее компонентах и основных источниках эффективности этой системы в современных условиях.

Современный этап развития системы повышения квалификации, как составной части дополнительного профессионального образования (ДПО) профессионально-педагогических кадров (ПИК) характеризуется переосмыслением базовых ценностей в содержании, формах и технологиях повышения квалификации педагогов.

Динамизм современной цивилизации, наращивание ее культурного слоя, усиление социальной роли личности, возрастающая гуманизация и демократизация общества, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии предполагают замену формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».

На заседании Госсовета в г. Белгороде в сентябре 2007 политическим руководством страны были четко обозначены приоритеты совершенствова -ния системы повышения квалификации педагогических кадров. Так В.В. Путин подчеркнул, что «залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. Для внедрения новых методик преподавания требуются также современные программы повышения квалификации педагогов».

* Специалист по учебно-методической работе Института дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.