Научная статья на тему 'Формирование гуманистической личностно-профессиональной позиции у будущего врача в рамках курса «Медицинская и биологическая физика»'

Формирование гуманистической личностно-профессиональной позиции у будущего врача в рамках курса «Медицинская и биологическая физика» Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
180
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИКА / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПО-ЗИЦИЯ ВРАЧА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ВОПРОСЫ / MEDICAL AND BIOLOGICAL PHYSICS / HUMANISTIC PERSONAL AND PROFESSIONAL POSITION OF THE PHYSICIAN / PROFESSIONAL ORIENTED QUESTIONS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Бирюкова Антонина Николаевна

В статье раскрывается понятие гуманистической личностно-профессиональной позиции будущего врача как интегративной характеристики будущего специалиста, рассматриваются пути ее формирования в рамках курса «Медицинская и биологическая физика» при изучении профессионально ориентированных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Бирюкова Антонина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The shaping of the humanistic personal and professional position of the future physician within the framework of the "Medical and biological physics" course

The notion of the humanistic personal and professional position of the future physician opens in the article as an in-tegrative feature of the future specialist, are considered ways of her(his) shaping within the framework of the course "Medical and Biological physics" by studying professional oriented questions.

Текст научной работы на тему «Формирование гуманистической личностно-профессиональной позиции у будущего врача в рамках курса «Медицинская и биологическая физика»»

а

Вк

< 0,3

а

-Тш > 2,4 - 4,7

Тк

(АЛ4 - АЛ-10В); (Л69, СЧ18, Cm .5 и др.)/

(7)

где оВ - пределы прочности;

от - предел текучести при растяжении;

тТ - предел текучести по касательным напряжениям.

Индексы (к) и (ш) относятся к материалам корпуса и шпильки (винта), соответственно.

Введение У3-колебаний в зону резьбообразования приводит к значительному снижению крутящих моментов (в среднем до 15-42 %), повышению степеней деформации (на 12 %) и некоторому разупрочнению профиля. Результаты проведенных исследований опубликованы в отчетах по НИР № 48 г/б (№ госрегистрации 81076878 и Инв. № 02821014297, 02860036733), выпущенных авторами по результатам исследовательской работы в ЧитГу.

Список литературы

1. Березин С. Я. Ультразвук в процессах резьбообразования и сборки. Чита: ЧитГу. 2009. 167 с.

2. Малыгин Г. А. Акустопластический эффект и механизм суперпозиции напряжений / / Физика твердого тела, 2000. Т. 42. Вып. 1. С. 69-75.

3. Марков А.И. Ультразвуковое резание труднообрабатываемых материалов. М.: Машиностроение, 1968. 365 с.

4. Применение ультразвука и взрыва при обработке и сборке / М. Ф. Вологдин, В. В. Калашников, М. С. Не-рубай, Б. Л. Штриков. М.: Машиностроение, 2002. 264 с.

5. Ультразвуковое резание / Л. Д. Розенберг, В. Ф. Казанцев, Л. О. Макаров, Д. Ф. Яхимович. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 252 с.

6. Физика и техника мощного ультразвука: в 3 т. Т. 3: Физические основы ультразвуковой технологии / под ред. Л. Д. Розенберга. М.: Наука. 1970. 687 с.

7. Balamuth L. Recent developments in ultrasonic metalworking / / SAE Preprints. S.A. 1966. № 849 G. Р. 10.

УДК 378 ББК Ч 481.20

А. Н. Бирюкова

Формирование гуманистической личностно-профессиональной позиции у будущего врача в рамках курса «Медицинская и биологическая физика»

В статье раскрывается понятие гуманистической личностно-профессиональной позиции будущего врача как интегративной характеристики будущего специалиста, рассматриваются пути ее формирования в рамках курса «Медицинская и биологическая физика» при изучении профессионально ориентированных вопросов.

Ключевые слова: медицинская и биологическая физика, гуманистическая личностно-профессиональная позиция врача, профессионально ориентированные вопросы.

A. N. Biryukova

The shaping of the humanistic personal and professional position of the future physician within the framework of the "Medical and biological physics" course

The notion of the humanistic personal and professional position of the future physician opens in the article as an integrative feature of the future specialist, are considered ways of her(his) shaping within the framework of the course "Medical and Biological physics" by studying professional oriented questions.

Key words: Medical and Biological Physics, humanistic personal and professional position of the physician, professional oriented questions.

Профессия врача всегда занимала особое место среди других профессий как по основным содержательным характеристикам труда (интеллектуальность, особая ответственность за результаты, творчество и т. п.), так и по выполняемой в обществе социокультурной миссии (ориентация людей на гуманистические принципы). Сегодня одним из основных параметров высшего медицинского образования современного типа считается развитие духовности в структуре личностных характеристик спе-12

циалистов медицинского профиля [2]. В ряде исследований обращается внимание на формирование личности студента медицинского вуза, его различных личностных характеристик. Так, по мнению Есенковой Н. Ю., в современном образовательном процессе медицинского вуза на первый план должно выйти формирование личности студента как активного деятеля [8]. Врач по своему общественному предназначению призван быть носителем гуманистических начал и творческих идей как единство педагогической и врачебной этики [12].

Таким образом, подготовка будущих специалистов в медицинском вузе в аспекте развития у них общечеловеческих ценностей является в настоящее время одной из приоритетных задач.

В исследованиях отмечается, что современное медицинское образование включает в себя крайне незначительный набор учебных предметов, развивающих личностное начало в человеке [14]. Некоторые работы посвящены выявлению факторов личностно-профессионального становления студентов медицинского вуза. Например, Н. Ю. Калашникова к таким факторам относит воспитательную среду самого вуза [10]. Кроме этого, исследователи обращают внимание на исключительно важное значение для медицины и становления будущего врача-специалиста специальных дисциплин. В их число входит дисциплина «Медицинская и биологическая физика».

Содержание курса физики в медицинских вузах отличается своей уникальностью, связью с современной медициной, с особенностями функционирования организма человека и т. п., имея ярко выраженный профессионально ориентированный характер. Учитывая особенности курса «медицинская и биологическая физика», выделенные О. Е. Акулич [1], раскроем специфику содержания данного курса. Содержание данного курса:

^ способствует формированию у студентов материалистического взгляда на живой организм и процессы, протекающие в нем;

^ раскрывает суть физических явлений, процессов и закономерностей, происходящих в живых организмах;

позволяет учитывать физико-химическую природу жизненных явлений;

^ вооружает будущего врача знанием основ физических и биофизических методов исследования, диагностики, весьма распространенных в современной клинике;

показывает роль воздействия физических факторов на организм человека с целью его лечения;

^ способствует формированию у будущих специалистов знаний о принципах устройства некоторых медицинских приборов и аппаратов.

Мы считаем, что при изучении курса «Медицинская и биологическая физика» можно эффективно развивать личностные качества будущего врача-специалиста. Доказательством этому служит анализ результатов анкетирования, основной целью которого было выявление личностных качеств вра-ча-специалиста и роли курса «физика» в формировании данных качеств.

Анализ результатов ответов респондентов (160 студентов Читинской государственной медицинской академии (далее ЧГМА), 40 преподавателей ЧГМА, 36 практикующих врачей и 23 мед. сестры г. Читы) показал, что опрашиваемые выделяют достаточно большое число личностнопрофессиональных качеств, которыми должен обладать врач-специалист. Проведя сравнительный анализ ответов респондентов на вопросы, касающиеся личности врача, мы условно сгруппировали данные качества в категории, расположив их в соответствии с результатами ранжирования респондентами (табл. 1).

Таблица 1

Личностно-профессиональные качества врача-специалиста

Категория качеств врача-специалиста Конкретные качества из данной категории

Качества личности врача • внимательность • уравновешенность

• серьезность • целеустремленность

• соблюдение этических норм, духовное вос- • тревожность

питание • компетентность

• спокойствие / эмоциональная стабильность • чувство юмора

• доброта / «душевность» • патриотизм

• уверенность в себе • оптимизм

• честность • волевые качества

• гуманизм • всестороннее развитие

Качества врача, харак- • уважение к людям • общительность

теризующие его взаимо- • коммуникабельность • доброжелательность

отношения с другими • эмпатия (сопереживание), понимание • отзывчивость

людьми • тактичность / вежливость • терпеливость, сдержанность

Качества врача, связан- • профессионализм • чувство долга

ные с его трудовой про- • осознанность профессионального выбора и • увлеченность работой

фессиональной деятель- ответственность • лидерские качества

ностью • интеллект • трудолюбие

• ответственность

• умение быстро принимать решения

В рамкаx проводимого нами исследования необxодимо было решить проблему: найти такую целостную xарактериcтику личности врача, в которой можно было бы объединить все вышеперечисленные личностные качества. Анализ литературы [3; 5; б; 7; 9; 13; 15 и др.] показал, что данной xарак-теристикой может быть гуманистическая личностно-профессиональная позиция врача.

Сушцость позиции студента будущего специалиста, по мнению большинства авторов, заключается в личностном и профессиональном саморазвитии и самоактуализации личности в профессионально ориентированной деятельности. В аспекте проводимого нами исследования будем рассматривать гуманистическую личностно-профессиональную позицию врача как основную интегративную целостную xарактериcтику, необxодимую будущему врачу-специалисту. Определим данное понятие.

Содержание профессиональной позиции будущего врача-специалиста связано в большей степени с nx личностными xарактериcтиками и раскрывается, прежде всего, в наличии личноcтныx смыслов профессиональной деятельности. Под личностью специалиста Е. А. Климов понимает пстиче-ское образование, являющееся наиболее интегральным регулятором поведения и всей общественно значимой активности человека [11]. С. И. Десненко определяет личностно-профессиональную позицию студента педвуза будущего специалиста как целостную xарактериcтику личности студента, которая отражает ценностно-смысловое, инициативно-ответственное отношение к образованию, его целям, смыслу, процессу, результатам, к самому себе, к профессиональной деятельности, к коллегам. Автор утверждает, что в системе высшего профессионального образования (как личностно ориентированного) личностно-профессиональная позиция будущего специалиста выступает условием его активности и средством развития его личности [6].

На основе вышесказанного мы определили гуманистическую личностно-профессиональную позицию врача-специалиста как целостную xарактериcтику личности врача, которая отражает ценностносмысловое, инициативно-ответственное отношение к самому себе, к профессиональной врачебной деятельности, к пациенту.

Данную позицию будущего врача-специалиста (студента-медика) в рамкаx курса «Медицинская и биологическая физика» можно формировать, прежде всего, при изучении профессионально ори-е:нтированныx вопросов данного курса. Нами предложена классификация профессионально ориен-,тирован:ныx вопросов курса «Медицинская и биологическая физика» [4]. В нее включены четыре вида вопросов, представленные на cxеме 1.

Схема 1. Классификация профессионально ориентированных вопросов курса «Медицинская и биологическая физика»

В табл. 2 в соответствии с предложенной нами классификацией приведены профессионально ориентированные вопросы, рассматриваемые в курсе «Медицинская и биологическая физика». Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что практически в каждом разделе курса «Медицинская и биологическая физика» можно выделить достаточно большое число профессионально ориентированных вопросов.

Дальнейшее исследование направлено на решение ряда задач:

• выявление структуры гуманистической личностно-профессиональной позиции будущего врача;

• описание уровней сформированности гуманистической личностно-профессиональной позиции будущего врача;

• выявление диагностических методик, позволяющих определить уровень сформированности гуманистической личностно-профессиональной позиции у конкретного студента-медика;

• определение путей формирования гуманистической личностно-профессиональной позиции будущего врача;

• создание модели методики формирования гуманистической личностно-профессиональной позиции будущего врача;

• разработка комплекса специальных заданий, направленных на формирование гуманистической личностно-профессиональной позиции у будущих врачей в рамках курса «Медицинская и биологическая физика» при изучении профессионально ориентированных вопросов;

• выявление условий и факторов, способствующих эффективному формированию у будущих врачей гуманистической личностно-профессиональной позиции в рамках курса «Медицинская и биологическая физика» при изучении профессионально ориентированных вопросов.

Таблица 2

Профессионально ориентированные вопросы основных разделов курса «Медицинская и биологическая физика»

№ п/п Виды профессионально ориентированных вопросов курса «Медицинская и биологическая физика» Профессионально ориентированные вопросы в конкретном разделе курса «Медицинская и биологическая физика»

1. Механические колебания и волны. Акустика

1.1 Основные методы определения физических величин в медицине Характеристики слуховых ощущений. Звуковые измерения Измерение доплеровского сдвига частот

1.2 Специфика физических явлений и процессов в медицинской практике Периодические механические процессы в живом организме ^ Действие ультразвука на клетки и ткани организма Биофизические основы действия инфразвука Физика слуха

1.3 Применение в медицине физических явлений, процессов, приборов и т. п. применение в диагностике для исследования Эффект Доплера и его использование для медико-биологических исследований Физические основы звуковых методов исследования в клинике. Фонокардиография. Аудиометрия ^ Применение ультразвука в диагностике

применение в лечебной практике Использование ультразвука для лечения

1.4 Описание принципа действия некоторых медицинских приборов ^ Аудиометр Фонокардиограф Аппараты ультразвуковой терапии и ультразвуковой хирургии

2. Процессы переноса в биологических системах. Биомеханика

2.1 Основные методы определения физических величин в медицине Методы определения скорости кровотока Методы определения вязкости крови Клинические методы измерения давления крови (кровный и безкровный способы)

2.2 Специфика физических явлений и процессов в медицинской практике Кровь как неньютоновская жидкость. Влияние физических свойств эритроцитов на вязкость крови Механические свойства биологических тканей: кость и кровеносные сосуды Биофизика мышечного сокращения. Структура и реологические свойства мышц Модели кровообращения Физические основы клинического метода измерения давления крови Строение и физические свойства биологических мембран

№ п/п Виды профессионально ориентированных вопросов курса «Медицинская и биологическая физика» Профессионально ориентированные вопросы в конкретном разделе курса «Медицинская и биологическая физика»

Механическая работа человека. Эргометрия Сочленения и рычаги в опорно-двигательном аппарате человека

2.3 Применение в медицине физических явлений, процессов, приборов и т. п. применение в диагностике для исследования Измерение давления крови Определение вязкости крови Определение скорости кровотока

применение в лечебной практике Искусственное кровообращение

2.4 Описание принципа действия некоторых медицинских приборов Вискозиметры Аппарат искусственного кровообращения ^ Приборы для определения скорости кровотока

3. Раздел «Биоэлектрогенез. Электрические и магнитные свойства тканей и окружающей среды

3.1 Основные методы определения физических величин в медицине Измерение мембранных потенциалов (потенциала покоя, потенциала действия)

3.2 Специфика физических явлений и процессов в медицинской практике Мембранные потенциалы и их ионная природа Физические представления электрографии тканей и органов Электропроводимость биологических тканей и жидкостей для постоянного тока. Первичное действие постоянного тока на ткани организма. Гальванизация. Лечебные электрофорез лекарственных веществ Воздействие переменными токами и полями на ткани организма Физические основы магнитокардиографии

3.3 Применение в медицине физических явлений, процессов, приборов и т. п. применение в диагностике для исследования Исследование электрических полей в организме человека

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

применение в лечебной практике Аэроионы, их лечебно-профилактическое действие

3.4 Описание принципа действия некоторых медицинских приборов Аппараты терапии постоянным током Электрокардиограф Магнитокардиограф

4. Электромагнитные колебания и волны

4.1 Основные методы определения физических величин в медицине Импеданс тканей организма, его определение Классификация частотных интервалов, принятая в медицине

4.2 Специфика физических явлений и процессов в медицинской практике ^ Природа емкостных свойств тканей организма. Физические основы реографии. Основа жизнеспособности и патологических изменений тканей и органов по частотной зависимости импеданса и углу сдвига фаз между током и напряжением Физические процессы, происходящие в тканях организма под воздействием высокочастотного тока, переменного магнитного поля высокой и ульт-равысокой частоты, электрического поля ультравы-сокой, электромагнитных волн свервысокочастот-ного терапия и крайне высокочастотного диапазона

4.3 Применение в медицине физических явлений, процессов, приборов и т. п. применение в диагностике для исследования ^ Применение реографии в медицине

применение в лечебной практике ^ Дарсонвализация Электрохирургия ^ Индуктотермия УВЧ-терапия микроволновая терапия и ДЦВ КВЧ-терапия

№ п/п Виды профессионально ориентированных вопросов курса «Медицинская и биологическая физика» Профессионально ориентированные вопросы в конкретном разделе курса «Медицинская и биологическая физика»

4.4 Описание принципа действия некоторых медицинских приборов Реограф ^ Дарсонваль Аппарат для индуктотермии Аппарат для УВЧ-терапии Аппарат для микроволновой терапии и ДЦВ Аппарат для КВЧ-терапии

5. Медицинская электроника

5.1 Основные методы определения физических величин в медицине Оценивание надежности медицинской аппаратуры по ее характеристикам (вероятность безотказной работы, интенсивность отказа)

5.2 Специфика физических явлений и процессов в медицинской практике Медико-биологическая информация Способы обеспечения безопасности при работе электронной медицинской аппаратуры Особенности устройства электродов для передачи воздействия на пациента Усиление биоэлектрических сигналов

5.3 Применение в медицине физических явлений, процессов, приборов и т. п. применение в диагностике для исследования Физиологические исследования с помощью электронных стимуляторов Передача сигнала. Радиотелеметрия

применение в лечебной практике Физиотерапевтическая низкочастотная терапия Физиотерапевтическая высокочастотная терапия

5.4 Описание принципа действия некоторых медицинских приборов Основные группы электронных медицинских приборов и аппаратов Датчики медико-биологической информации Физиотерапевтические аппараты низкочастотной терапии Физиотерапевтические аппараты высокочастотной терапии Электронные стимуляторы для физиологических исследований и для медицинских целей Электроды для передачи воздействия на пациента Медицинские приборы, регистрирующие биопотенциалы Осциллографы Аппараты электрохирургии

6. Оптика

6.1 Основные методы определения физических величин в медицине Регистрация излучения различных участков поверхности тела человека и определение их температуры ■/

6.2 Специфика физических явлений и процессов в медицинской практике Голография в медицине Особенности биологических тканей в поляризованном свете Волоконная оптика и ее использование в медицинских приборах ^ Недостатки оптической системы глаз и способы их компенсации с помощью линз Излучение тела человека. Физические основы термографии Вращение плоскости поляризации. Поляри-метрия

6.3 Применение в медицине физических явлений, процессов, приборов и т. п. применение в диагностике для исследования ^ Применение голографии в медицине Исследование биологических тканей в поляризованном свете Термография

применение в лечебной практике ^ Применение инфракрасного и ультрафиолетового излучения в медицине для светолечения Источники теплового излучения, применяемые для лечебных целей

№ п/п Виды профессионально ориентированных вопросов курса «Медицинская и биологическая физика» Профессионально ориентированные вопросы в конкретном разделе курса «Медицинская и биологическая физика»

6.4 Описание принципа действия некоторых медицинских приборов ^ Эндоскоп Аппараты светолечения Интерференционный микроскоп Микроскопы (оптический, электронный, голографический) Очки Офтальмоскоп

7. Физика атомов и молекул. Элементы квантовой биофизики

7.1 Основные методы определения физических величин в медицине Люминесцентный качественный и количественный анализ биологических объектов

7.2 Специфика физических явлений и процессов в медицинской практике Концентрационная колориметрия Фотобиологические процессы Термометрия

7.3 Применение в медицине физических явлений, процессов, приборов и т. п. применение в диагностике для исследования ^ Применение электронного микроскопа в медицине ^ Применение спектрофотометрии в медицине ^ Применение люминесцентного анализа в медицине ^ Ядерная магнитная резонансная интроскопия

применение в лечебной практике ^ Применение лазера в медицине ^ Применение электронного парамагнитного резонатора в медицине ^ Применение низких температур в медицине

7.4 Описание принципа действия некоторых медицинских приборов Термометры Электронный микроскоп Фотоэлектроколориметры Спектрофотометры Лазерные аппараты для коагуляции и обработки тканей

8. Ионизирующее излучение. Основы дозиметрии

8.1 Основные методы определения физических величин в медицине Определение поглощенной дозы излучения, экспозиционной дозы излучения, мощности дозы излучения, эквивалентной дозы

8.2 Специфика физических явлений и процессов в медицинской практике Взаимодействие рентгеновского излучения с веществом, тканями организма Биофизические основы действия ионизирующих излучений на организм Физические основы дозиметрии

8.3 Применение в медицине физических явлений, процессов, приборов и т. п. применение в диагностике для исследования ^ Применение рентгеновского излучения в медицине Использование радионуклидов в медицине для диагностики

применение в лечебной практике Использование радионуклидов в медицине для лечения Использование ускорителей заряженных частиц для терапии Ионная медицинская радиография

8.4 Описание принципа действия некоторых медицинских приборов Рентгеновская трубка, рентгенометры Детекторы ионизирующих излучений ^ Дозиметры ^ Радиометры

Список литературы

1. Акулич О. Е. Методика реализации ценностно-смысловых ориентиров студентов при изучении медицинской и биологической физики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2005. 24 с.

2. Амиров А. Современные ориентиры медицинского образования в России / / Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 22-26.

3. Баранова Е. Ф. Формирование гуманистической позиции у студентов педагогического колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Архангельск, 2002. 18 с.

18

4. Бирюкова А. Н. Курс физики в медицинском высшем учебном заведении как профессионально ориентированный курс / / Материалы VIII Международной научно-практической конференции. М.: Школа Будущего, 2009. С. 13-16.

5. Гуторова А. В. Формирование профессиональной позиции у студентов педагогического вуза: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 21 с.

6. Десненко С. И. Личностно-профессиональная позиция студента педвуза как фактор развития личности будущего профессионала/ / Гуманитарный вектор. 2009. № 3. С. 27-34.

7. Десненко С. И. Методическая подготовка студентов педвузов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 554 с.

8. Есенкова Н. Ю. Особенности мотивационных процессов и их влияние на удовлетворенность студентов медицинского вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 112. С. 256-260.

9. Занина Л. В. Становление гуманной педагогической позиции будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего педагогической образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-н/ Д 1994. 22 с.

10. Калашникова Н. Ю. Воспитательная среда вуза как фактор личностно-профессионального становления студента: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2007. 28 с.

11. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Изд. МГУ, 1988. С. 28.

12. Островская Л. В. Формирование педагогической культуры и этики в системе подготовки студентов-медиков: дис. . д-ра пед. наук. М., 2004. 325 с.

13. Позднякова О. К. Гуманистическая позиция студента - будущего учителя: (Теория и практика): мо-ногр.. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. 191 с.

14. Тимченко Н. Роль высшего медицинского образования в воспроизводстве гуманистических ценностей профессии//Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 111-116.

15. Трещев А. М. Профессионально-субъектная позиция учителя: моногр. Астрахань: Изд-во Астрах. гос.пед. ун-та, 2000. 210 с.

УДК 621.548 ББК З 25

О. И. Вийтович, В. Г. Телешов

Новые источники электроэнергии

Проанализированы статистические данные скоростных ветровых потоков, а также традиционных ветроус-тановок, которые не смогут обеспечить бесперебойную работу этих агрегатов. Предложен вариант комбинированной ветроустановки, которая работает за счет принудительного ветрового потока, создаваемого компрессором, работающего за счет электроэнергии, вырабатываемой самой комбинированной ветроустановкой.

Ключевые слова: новые источники энергии, ветроустановка.

O. I. Vijtovich, V. G. Teleshov

New resources of electrical energy

There analyzed statistics of fast wind streams and traditional wind constructions which can not ensure these constructions would operate trouble-free. There presented a version of combined wind construction, which works from compulsory wind stream, made by a compressor, which works from electric energy, made by combined wind construction.

Key words: new sources of energy, wind-driven generator.

Загрязнение воздушного бассейна Читы в наибольшей степени обусловлено выбросами стационарных источников — ГРЭС, ТЭЦ, котельных промышленных предприятий и коммунальнобытового назначения, использующих в качестве топлива бурый уголь. В результате его сгорания в атмосферный воздух города поступает зола, сажа, сернистый газ, окись углерода и окислы азота.

Выброс вредных веществ в атмосферу осуществляется непосредственно у поверхности земли и на различных высотах — до 120 м. Преобладающими среди выбросов от стационарных источников загрязнения являются выбросы на высотах 20 — 50 м. Примеси, непрерывно поступающие в атмосферу, создают в городе загрязнение воздуха. Скоплению примесей в приземном слое воздуха способствует то, что город расположен в котловине, здесь велика повторяемость штилей и слабых ветров, а также температурных инверсий (рис.1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.