Научная статья на тему 'Формирование гражданственности старших школьников в современном обществе'

Формирование гражданственности старших школьников в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданственность / интегративное качество / формирование гражданственности / реализация педагогической модели / педагогические условия. / civic consciousness / integrated quality / formation of civic consciousness / implementa- tion of the pedagogical model / pedagogical conditions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагайцева Е. С., Игонина Т. Б.

В статье представлены результаты педагогического эксперимента по формированию гражданственности старших школьников в современном обществе. Описана педагогическая модель формирования гражданственности старших школьников в современном обществе, содержащая следующие компоненты: целевой, функциональный, содержательный, в котором отражены этапы формирования гражданственности, организационные формы и формы организации деятельности субъектов рассматриваемого процесса, методы, средства, и критериально-оценочный аппарат. Подробно представлен содержательный компонент указанной педагогической модели, реализующийся как в урочной, так и во внеурочной деятельности старших школьников. Представлен анализ урочной деятельности старших школьников как основного источника получения гражданских знаний. Рассмотрена деятельность старших школьников по созданию образовательных продуктов гражданской тематики, необходимых для решения обнаруженных школьниками социально значимых проблем, что позволяет проявить старшим школьникам гражданские знания, гражданские умения, гражданскую позицию на практике. Представлен ход и результат работы с педагогами по подготовке модераторов организации деятельности по формированию гражданственности старших школьников; описана работа с родителями старших школьников, принимающих участие в формировании их гражданственности. Результативность проведенного эксперимента подтверждена данными комплексной оценки уровня сформированности гражданственности старших школьников в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вагайцева Е. С., Игонина Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CIVIC CONSCIOUSNESS OF SENIOR SCHOOL CHILDREN IN MODERN SOCIETY

The authors of the paper present the results of the pedagogical experiment on formation of civic consciousness of senior schoolchildren in modern society. The article describes the model of the formation of civic consciousness of senior schoolchildren in modern society. The model contains the following components: target, functional and informative, which reflects the stages of the formation of civic consciousness, the organizational forms and the forms of organization of activity of subjects of the process under consideration, the methods, the means, and the criterion-evaluation apparatus. The article presents the informative component of the pedagogical model which is realized in the curriculum as well as extra curriculum activity of senior schoolchildren. There is the analysis of the curriculum of senior schoolchildren as the main source of acquirement civic knowledge. The article considers the activity of senior schoolchildren on creating the educational products on the topic of civic consciousness, which are necessary to solve social problems detected by them, such activity allows senior schoolchildren to display civic knowledge, civic abilities, civic consciousness in practice. The article presents the process and the result of the work with the educators on preparation of the moderators on the formation of civic consciousness of senior schoolchildren which precedes the activity of senior schoolchildren, the article also describes the work with the parents of the senior schoolchildren who take part on the formation of their civic consciousness. The effectiveness of the experiment is confirmed by data of the integrated assessment of the level of maturity of civic consciousness of senior schoolchildren in modern society.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданственности старших школьников в современном обществе»

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

УДК 373

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье представлены результаты педагогического эксперимента по формированию гражданственности старших школьников в современном обществе. Описана педагогическая модель формирования гражданственности старших школьников в современном обществе, содержащая следующие компоненты: целевой, функциональный, содержательный, в котором отражены этапы формирования гражданственности, организационные формы и формы организации деятельности субъектов рассматриваемого процесса, методы, средства, и критериально-оценочный аппарат. Подробно представлен содержательный компонент указанной педагогической модели, реализующийся как в урочной, так и во внеурочной деятельности старших школьников. Представлен анализ урочной деятельности старших школьников как основного источника получения гражданских знаний. Рассмотрена деятельность старших школьников по созданию образовательных продуктов гражданской тематики, необходимых для решения обнаруженных школьниками социально значимых проблем, что позволяет проявить старшим школьникам гражданские знания, гражданские умения, гражданскую позицию на практике. Представлен ход и результат работы с педагогами по подготовке модераторов организации деятельности по формированию гражданственности старших школьников; описана работа с родителями старших школьников, принимающих участие в формировании их гражданственности. Результативность проведенного эксперимента подтверждена данными комплексной оценки уровня сформированности гражданственности старших школьников в современном обществе.

Ключевые слова: гражданственность, интегратив-ное качество, формирование гражданственности, реализация педагогической модели, педагогические условия.

Как цитировать статью: Вагайцева Е. С., Игонина Т. Б. Формирование гражданственности старших школьников в современном обществе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.179-191.

Вагайцева Е. С.

Учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24», г. Кемерово E-mail: dialog_24@list.ru Elena S. Vagaytseva Teacher, Secondary Comprehensive School No. 4, Kemerovo, Russia

Игонина Т. Б.

Кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Кемерово E-mail: t.b.igonina@mail.ru Tatyana B. Igonina PhD (Pedagogy), Associate Professor, Vice-Rector on Scientific and Methodical Work,Kuzbass Regional Institute of Advanced Training and Retraining of Educators, Kemerovo, Russia

Воспитание подрастающего поколения во многом определяет будущее страны. Изменения, произошедшие в политике и экономике в конце 1990-х годов, повлекли за собой не только экономический и политический, но и нравственный хаос. Сегодня уходит поколение людей, которые воспитаны в советской школе на идеях равенства, коллективизма и патриотизма. «Поколение 1990-х» отличает развенчание прежних идеалов, потерю нравственных ориентиров, что были у их родителей. Нынешние школьники — те, кто сегодня еще только готовится стать полноправным членом гражданского общества новой России. Именно они будут обеспечивать консолидацию общества вокруг нравственных ценностей, идеалов и общих интересов всех наций и народностей России при социальном расслоении населения, поликонфессионализме, угрозе мирового терроризма. Залогом развития государства и его национальной безопасности является сформированность гражданственности как личностного качества. Поэтому формирование гражданственности школьников в настоящее время — одна из ведущих задач отечественной системы образования. Ее приоритетность определяется осознанием необходимости преодоления последствий ценностного вакуума, возникшего в результате масштабных социально-политических изменений начала 1990-х годов; стремлением России достичь устойчивого развития, построить гражданское общество, основанное на принципах демократии, рыночной экономики, с преобладающей ролью в сфере производства и общественных отношений информации.

Содержание гражданственности как личностного качества, по мнению А. С. Гаязова [2], обусловливается конкретными историческими условиями. Именно поэтому педагогическая работа по формированию гражданственности школьников должна быть выстроена с учетом реалий современности, в соответствии с достижениями научно-технического прогресса, развитием педагогической мысли, современными требованиями к уровню подготовки выпускников школы.

Опираясь на исследования ученых (А. А. Арламова, О. С Газман, А. В. Гололо-бовой, А. М. Князева, А. Ю. Коджаспирова, А. Ф Ники-тина Е. С. Рапоцевич, В. А Сластенина, М. В. Чельцова и др.), гражданственность мы определяем как интегративное качество личности, которое представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных гражданских качеств, гражданских убеждений, гражданской позиции, позволяющих человеку проявлять свою гражданскую активность в соблюдении норм гражданского общества, принятых на данном этапе его исторического развития и отражающих его ценности, и участии в социально значимой деятельности. Компонентами гражданственности, таким образом, являются гражданские качества, гражданские убеждения, гражданская позиция.

Формирование гражданственности старших школьников в современном обществе — это целенаправленный, специально организованный, управляемый процесс, обеспечивающий усвоение ими гражданских знаний, проявление гражданских убеждений и гражданской позиции в разнообразной деятельно-

сти, направленной на решение социально значимых проблем, осуществляемой на основе использования информационно-коммуникационных умений. Информационно-коммуникационные умения, по нашему мнению, являются связующим звеном между компонентами гражданственности и обеспечивают проявление гражданских качеств, гражданских убеждений и гражданской позиции человека в современном обществе.

В ходе исследования нами была разработана педагогическая модель формирования гражданственности старших школьников в современном обществе с учетом особенностей развития современного общества, нашедших свое отражение в системе отечественного образования, и факторов, влияющих на рассматриваемый процесс, реализованная в опытно-экспериментальной работе.

Модель имеет трехчастную структуру и ориентирована на взаимодействие всех субъектов образовательной деятельности: школьников, их родителей, педагогов, при их социальном партнерстве с институтами гражданского общества. В данном случае наша позиция близка воззрениям Г. Н. Филонова. Ученый считает, что возникновение своеобразного психолого-педагогического пространства, стимулирующего совместную деятельность школьников, родительского актива, педагогов по формированию ценностных представлений школьников о гражданственности, будет способствовать проявлению данного качества [4].

На диагностическом этапе для всех субъектов образовательного процесса мы определили уровень сформированности гражданственности как личностного качества. С этой целью мы подобрали критерии: когнитивно-ценностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-деятельностный. По каждому критерию были определены показатели. По когнитивно-ценностному критерию показателями были: наличие у старших школьников знаний о гражданском обществе, осознание значимости для себя лично и общества в целом гражданских правил и норм. Показателями эмоционально-волевого критерия являются: наличие выраженных гражданских чувств, а также готовность и способность школьников к регуляции собственного поведения, самостоятельной мобилизации воли в интересах себя самого, общества, государства. Рефлексивно-деятельностный критерий предполагает проявление гражданских знаний в поведении старших школьников, социально значимой деятельности в условиях современного общества, оценке своей деятельности самим школьником. Определяя уровни сформированности гражданственности, мы выбрали шкалу «высокий уровень», «средний уровень», «низкий уровень».

Для организации деятельности по созданию образовательных продуктов гражданской тематики также необходимо было выявить и наличие соответствующего опыта. Создание образовательных продуктов потребовало определенных навыков и умений. На диагностическом этапе нам нужно было выявить степень сформированности коммуникативных качеств и информационно-коммуникационных умений, а именно владения способами позитивного общения и взаимодействия с окружающими, владения приемами письменной и устной коммуникации,

владения способами хранения, переработки и передачи информации и др. как у старших школьников, так и у педагогов, и у родителей школьников, участвующих в экспериментальной работе. Полученные на данном этапе результаты определили особенности организации деятельности по формированию гражданственности старших школьников. Так, прежде всего необходимо было подготовить педагогов к организации работы с родителями школьников.

Подготовка педагогов к организации деятельности по формированию гражданственности старших школьников в современном обществе заключалась в отборе и подготовке модераторов указанного процесса. Среди педагогов, планирующих быть модераторами формирования гражданственности старших школьников, был проведен опрос, позволивший установить, что педагоги испытывают ряд затруднений при организации деятельности, способствующей формированию гражданственности старших школьников. Все затруднения были классифицированы нами как затруднения общеметодического характера и практической направленности.

Затруднения общеметодического характера: отсутствие у педагогов четкого представления о гражданственности как интегративном качестве личности; недостаточное знание нормативно-правовой базы для формирования гражданственности старших школьников; недостаточные знания о методах, приемах, формах работы, направленных на формирование их гражданственности; отсутствие четкого представления о технологическом процессе создания информационного продукта гражданской тематики, недостаток опыта создания такого продукта. В частных беседах педагоги отмечали, что размытость представления о гражданственности как качестве личности затрудняет организацию данного процесса, «методический голод» проявляет себя в недостаточном количестве знаний о воспитательных программах гражданской направленности, системе мероприятий, об оценке качества и результативности данного процесса.

Затруднения практической направленности связаны в первую очередь с отсутствием достаточного количества знаний и умений применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике, отсутствием или недостаточностью опыта, необходимого для создания образовательных продуктов гражданской тематики. Содержание образовательного продукта представлялось педагогам ясным: это нормы и ценности гражданского общества, гражданские правовые знания, значимые исторические факты и события, история малой родины, семьи, социальные проблемы; форма же образовательного продукта, в большей степени видео-, аудиообразцы и мультимедийные продукты, вызывала ряд затруднений.

В этой связи необходимо было не только разработать план работы по устранению выявленных у педагогов затруднений, но и подготовить модераторов, которые бы оказывали помощь педагогическим работникам в процессе эксперимента.

Сравнительный анализ результатов определения уровня готовности педагогов к организации деятельности по формированию гражданственности

старших школьников в современном обществе на начальном этапе работы с педагогами и по завершении таковой свидетельствует о повышении количества педагогов, готовых к выполнению функций модераторов формирования гражданственности старших школьников в современном обществе. По истечении учебного года доля педагогов с низким уровнем готовности к формированию гражданственности старших школьников уменьшилась на 58%, на 10% уменьшилось количество педагогов, вошедших на начало эксперимента в группу со средним уровнем готовности, а число педагогов, вошедших в группу с высоким уровнем готовности, увеличилось на 68% и составило 78% от общего количества педагогов, участвующих в экспериментальной работе. Именно на педагогов данной группы были возложены функции модераторов. Они направляли и корректировали организацию воспитательной работы со старшими школьниками на местах в каждой образовательной организации — участнице эксперимента.

Работа с родителями школьников выстраивалась по следующему алгоритму: диагностика, разработка плана работы, собственно работа с родителями, включенность родителей в организацию деятельности по формированию гражданственности старших школьников в современном обществе. Содержание и ход работы определялись нами в соответствии результатами диагностики, т.е в соответствии с выявленным уровнем сформированности гражданственности как качества личности, а также степенью владения информационно-коммуникационными технологиями. Полученные результаты диагностики позволили установить закономерность между тремя параметрами: возраст родителей, уровень сформированности гражданственности как качества личности, степень владения информационно-коммуникационными технологиями. Уровень сформированности гражданственности родителей старшего возраста (52 года — 45 лет) выше, чем родителей среднего возраста (44-33 года), при этом степень владения информационно-коммуникационными технологиями старших родителей ниже, чем родителей среднего возраста. Работа с родителями старших школьников осуществлялась по следующим направлениям: информационная, психолого-педагогическая, совместная деятельность с детьми, и была подчинена таким принципам, как добровольность, вариативность, завершенность. Нами проводились проблемно-ориентированные семинары, мастер-классы, тематические консультации, направленные на расширение представлений об организации формирования гражданственности старших школьников в современном обществе, приобретение соответствующих умений и навыков.

Основной особенностью этого этапа экспериментальной работы стала организация межпоколенческого диалога субъектов образовательных отношений. Межпоколенческий диалог — это построение взаимовыгодной коммуникации между людьми разных возрастов (поколений), являющихся носителями различных ценностей и опыта. Важное условие организации коммуникации между ними — диалогичность, то есть способность представителей одного поколения быть услышанными представителями другого поколения, так как очень часто

при встрече людей разного возраста «диалог не получается», «вместо него есть два монолога, которые, исчерпав себя, не имеют продолжения» [1].

Межпоколенческий диалог имеет различную направленность, определяющую характер взаимодействия его участников: освоение школьниками норм и ценностей гражданского общества, присущих представителям среднего и старшего поколений, трансляция традиций и этических правил, способствующих формированию гражданственности старших школьников (объектная позиция школьников, субъектная — родителей и педагогов); осознание людьми старшего поколения своей востребованности (преодоление чувства одиночества, отчужденности) (субъект-субъектная позиция участников диалога); приобретение представителями разных поколений умений и навыков использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе для выражения своей гражданской позиции, в социально-полезной деятельности (объектная позиция родителей и педагогов, субъектная — школьников).

Межпоколенческий диалог значим при формировании гражданственности старших школьников в современном обществе, т.к. изменяет характер межличностных отношений: они становятся менее устойчивыми, «кратковременные отношения функционального характера, каждый из участников которых взаимозаменяем» [3] доминируют над длительными (отношения внутри семьи между родственниками) и среднесрочными (отношения между друзьями, соседями, коллегами) отношениями. Межпоколенческий диалог, организованный в ходе формирования гражданственности старших школьников, позволял укреплять как длительные, так и среднесрочные отношения между представителями разных поколений.

Содержание формирования гражданственности старших школьников в современном обществе реализовывалось как в урочной, так и во внеурочной деятельности, социальном партнерстве, социальных практиках. Урочная деятельность дает возможность школьнику получить гражданские знания, являющиеся основой для формирования гражданских убеждений, которые, в свою очередь, побуждают старших школьников действовать в соответствии с усвоенными гражданскими нормами и ценностями.

Анализ рабочих программ предметов разных образовательных областей с целью определения доли гражданских знаний в содержании учебных предметов показал, что в первую очередь предметы гуманитарного цикла, в сравнении с предметами естественнонаучного цикла, обладают большими возможностями для усвоения школьниками гражданских знаний. Так, в ходе освоения курса «Обществознание» у обучающихся формируются представления о том, что человек, обладая индивидуальными чертами, является существом социальным, и деятельность его должна быть направлена на укрепление социальных связей, общественное благо. Предмет «История» связан с изучением основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность и системность отечественной истории; учебный материал знакомит с развитием России, деятельностью выдающихся личностей, внесших неоценимый вклад в процве-

тание государства, культуру народов России и т.д. Опираясь на исторически сложившиеся культурные, религиозные, национальные традиции, нравственные и социальные установки, идеологические доктрины, предмет «История» призван воспитывать в школьниках гражданственность, национальную идентичность, развивать мировоззренческие убеждения и способность понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; формировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе. Изучая историю отечества, обучающиеся овладевают умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; приобретают способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставляют различные версии и оценки исторических событий и личностей, определяя собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. Стоит отметить, что школьники знакомятся не только с теми событиями, что говорят о мощи и силе российского государства, но и оценивают ошибки и промахи правителей, общественных деятелей, что способствует формированию у школьников способности критически оценивать информацию, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя в качестве аргументов сведения из истории отечества.

Содержание такого учебного предмета, как «Право», представлено главным образом гражданско-правовыми знаниями. Одна из целей данного учебного предмета — воспитание у обучающихся гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, а также уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.

Изучение художественных текстов на уроках литературы способствует формированию чувств добра и справедливости, торжествующих над ложью и неоправданным злодейством; гордости за проявленное геройство, самоотверженность, храбрость, преданность идеалам; любви к родной земле. Знакомство с биографией создателей художественных произведений, составляющих золотой фонд русской литературы, расширяет кругозор школьников, формируя чувство гордости за культурное наследие родной страны.

В предметах естественнонаучного цикла доля гражданских знаний значительно меньше, нежели в гуманитарных. Однако и здесь есть возможность формирования гражданских качеств и чувств, что обеспечено включением в учебный материал определенных заданий, например задач патриотического содержания или задач, содержащих фоновую дополнительную информацию. Например, в ходе изучения предмета «Математика» школьники знакомятся с выдающимися учеными-математиками: С. В. Ковалевской, Н. И. Лобачевским, М. В. Остроградским, П. Л. Чебышевым, их ролью в развитии науки, общественной деятельностью, что способствует формированию чувства гордости

за родную страну, предоставляет возможность найти положительный пример для подражания.

В ходе эксперимента в урочной деятельности школьники приобретали знания и овладевали способами их применения в практической жизни. На основе предметных знаний они учились различными способами получать из разных источников и анализировать информацию, систематизировать ее, критически осмысливать, опираясь на полученные результаты, определять собственную позицию и высказывать собственную точку зрения.

Работа со школьниками носила индивидуально-дифференцированный характер. Так, работа с обучающимися с низким уровнем усвоения учебного материала была направлена на повышение их мотивации к учению и развитие познавательных способностей. Педагоги создавали ситуации успеха, предлагая выполнить посильные дополнительные задания, связанные с поиском и переработкой необходимой информации, организовывали работу в группах диффузного состава, работу в парах по взаимному выполнению заданий, по взаимопроверке. Школьники с высоким уровнем освоения материала выполняли задания повышенной сложности, становились экспертами при проведении предметных конкурсов и викторин, в отдельных случаях выступая инициаторами их проведения.

Следуя требованиям ФГОС общего образования, педагоги уделяли особое внимание таким этапам урока, как рефлексия и целеполагание. Это позволяло каждому школьнику продуктивно работать на уроке, выявлять собственные затруднения и предпринимать шаги к их устранению (самостоятельно или с помощью педагога).

Таким образом, в ходе проведенного нами эксперимента старшие школьники, в урочной деятельности осваивая предметные знания, создавали учебные проекты, доклады, сообщения, слайдовые презентации, которые были представлены не только на уроках, но и на научно-практических конференциях, стали участниками очных и заочных конкурсов и исследований, проводимых школьниками, например Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», областной научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся «Диалог» и других.

Широкие возможности использования гражданских знаний, проявления гражданских убеждений в практической деятельности предоставляет внеурочная деятельность. При организации внеурочной деятельности старших школьников, направленной на формирование их гражданственности, педагогами ставилась цель приобретения ими социального опыта, опыта решения обнаруженных социальных проблем. Такие формы организации деятельности старших школьников, как диспут, беседа, час общения при инициировании активности школьников позволяли им самим прийти к выводу о необходимости своего посильного участия в решении обнаруженных социальных проблем.

Разнообразная тематика обсуждаемых вопросов — экология окружающей среды, здоровый образ жизни, хозяйственно-экономическая деятельность, межличностное общение, взаимодействие с представителями законодательной и исполнительной власти, общественными организациями, правовая грамотность населения, использование достижений информационного общества в повседневной практике и другое — позволяла старшим школьникам проявить свою гражданскую позицию в различных направлениях. Старшие школьники становились участниками экологических десантов, гражданско-патриоти-ческих акций, членами волонтерских отрядов, представителями школьного ученического самоуправления и т.д.

В рамках внеурочной деятельности старшие школьники были вовлечены в отношения социального партнерства, развернувшиеся между субъектами воспитательно-образовательной деятельности (школьники — родители; школьники — педагогический коллектив; школа — микросоциум), между субъектами воспитательно-образовательного процесса и другими социальными группами, между субъектами воспитательно-образовательной деятельности и другими внешними структурами (общественные организации, институты власти). Суть социального партнерства для школьников — получение опыта социально-полезной деятельности, для родителей и педагогов — создание условий для получения школьниками опыта социально-полезной деятельности. Участие старших школьников в преобразовании социальной среды, направленное на формирование гражданственности старших школьников, есть форма организации социальной практики. В рамках социальной практики были организованы и профессиональные пробы. Профессиональная проба позволяла старшим школьникам «примерить на себя» достоинства и недостатки выбранной профессии, получить сведения об элементах деятельности различных специалистов, на собственном опыте узнать о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Профессиональная проба могла быть выражена как результат внеурочной деятельности (материальные изделия, образовательные продукты, номера художественной самодеятельности и др.), как некоторая самостоятельно смоделированная имитация деятельности профессионала, как имитационная (деловая) игра. Деятельность по созданию образовательных продуктов гражданской тематики допускала возможность организации социально-профессиональной практики. Так, сотрудничество с редакцией газеты «Кузбасс» позволило школьникам попробовать себя в роли журналистов, корректоров, верстальщиков, фотографов, художников-оформителей, дизайнеров, редакторов. Ди-джеи открытой студии «Авторадио» позволили старшим школьникам занять их места в эфире, предоставив им возможность быть радиоведущими и звукорежиссерами. Сотрудничество с центром реабилитации инвалидов Рудничного района г. Кемерово, с территориальным управлением позволило каждому школьнику получить опыт реше-

ния социальной проблемы и проявить свою гражданскую позицию. Старшие школьники организовывали уроки компьютерной грамотности для пожилых людей; привлекали внимание жителей к вопросам пожарной безопасности, как в жилых помещениях, так и на природе; участвовали в акциях по сбору вторсырья (пластик и макулатура), инициируя активность жителей и т.д.

В условиях развития современного общества социальная практика может быть организована не только в реальном, но и в виртуальном пространстве. Электронная почта, поиск информации, общение в социальных сетях, игры, обмен текстовыми сообщениями, аудио-, видеофайлами — это далеко не полный список различных социальных практик виртуального пространства современных школьников, осуществляемых преимущественно с целью организации досуга и значительно реже — в образовательных целях.

При организации внеурочной деятельности педагогами создавались такие ситуации, при которых старшие школьники приходили к выводу о необходимости в ходе решения обнаруженной ими социальной проблемы создания какого-либо образовательного продукта. Так, для привлечения внимания населения к вопросу о необходимости экономить электроэнергию и воду в жилых домах были созданы листовки соответствующего содержания, размещенные на информационных досках жилых домов и касс расчетно-сервисных центров, принимающих оплату за услуги ЖКХ. Для организации общения ветеранов педагогического труда школы с нынешними учениками был проведен вечер встречи, в ходе подготовки к которому определена тематика беседы, подготовлены вопросы, изготовлены афиша и приглашения, видеозапись встречи позволила создать такой образовательный продукт, как видеоролик с последующим его размещением на сайте образовательной организации. С целью выражения признательности участникам Великой Отечественной войны за совершенный ими подвиг были созданы поздравительные открытки-плакаты, размещенные на информационных досках домов, где проживают ветераны, а адреса ветеранов предоставлены территориальными управлениями города при организации социального партнерства.

Деятельность старших школьников по созданию образовательного продукта гражданской тематики подчинена определенному, разработанному нами алгоритму, заключенному в следующей последовательности действий: тема образовательного продукта влечет за собой определение его формы; форма обусловливает (в случае необходимости) поиск партнеров; функционально-ролевое распределение предшествует собственно созданию образовательного продукта (данный этап включает в себя работу с информацией, технологический процесс и представление или размещение образовательного продукта); завершающим этапом является рефлексия. Освоение школьниками данного алгоритма предполагало наличие следующих навыков: анализ социальной ситуации (для определения значимости проблем социума и оценки возможности личного участия для их решения); способность вести конструктивный диалог; владение приемами позитивного общения; оценка собственного опыта

деятельности (для функционально-ролевого распределения); поиск и анализ информации (полнота, достоверность, соответствие поставленной задаче и т.п.); рефлексия.

Наблюдение за деятельностью старших школьников по созданию образовательных продуктов гражданской тематики, осуществляемой в группах с разным уровнем сформированности гражданских знаний, коммуникативных качеств, информационно-коммуникационных умений и опыта создания подобных продуктов подтвердило, что на каждом из этапов создания образовательного продукта старшему школьнику необходимы коммуникативные качества и информационно-коммуникационные умения. Уровень коммуникативных качеств определяет успешность поиска партнеров при создании образовательных продуктов, а также качество представления образовательного продукта пользователям. Потенциального партнера необходимо убедить в том, что деятельность, которая не может быть осуществлена без его помощи, социально значима и принесет пользу не только создателям образовательного продукта, но и его пользователям, включая самого партнера. Информационно-коммуникационные умения, связанные с наличием опыта создания образовательного продукта, позволяли успешно выполнить такой этап алгоритма создания образовательного продукта, как собственно создание образовательного продукта, а именно его подэтапы — работа с информацией и технологический процесс.

Анализ деятельности старших школьников по созданию образовательных продуктов гражданской тематики, организованной по предложенному нами алгоритму при использовании индивидуального и дифференцированного подходов, показывает, что в целом она способствует повышению уровня таких компонентов гражданственности, как гражданские знания, гражданские качества (а именно коммуникативные качества), позволяет приобрести опыт социально значимой деятельности, проявившейся в создании образовательных продуктов гражданской тематики, а также развивает информационно-коммуникационные умения старших школьников, необходимые для формирования их гражданственности в современном обществе.

Оценочный этап экспериментальной работы по формированию гражданственности старших школьников в современном обществе представлен диагностикой изменений состояния указанного процесса на начальном (I этап, диагностический), промежуточном (II этап, деятельностный) и итоговом (III этап, оценочный) этапах. На основе использования статистических методов исследования осуществлялось управление формированием гражданственности старших школьников в современном обществе, а полученные данные позволяли вносить коррективы в указанный процесс.

Определив уровень сформированности гражданственности старших школьников по каждому из критериев, мы отслеживали динамику сформированности их гражданственности на всех этапах педагогического эксперимента. Так, на промежуточном этапе эксперимента количество школьников, совершивших

переход с одного уровня сформированности гражданственности по когнитивно-ценностному критерию на другой уровень, составило 12,6% от общего числа школьников случайной выборки, тогда как на итоговом этапе число школьников, совершивших переход, достигло 55,5%. Оценка числа переходов школьников с одного уровня сформированности гражданственности на другой по эмоционально-волевому критерию показывает, что на промежуточном этапе эксперимента переход совершили 37% школьников, на итоговом — 43%. Количество переходов по рефлексивно-деятельностному критерию на промежуточном и итоговом этапах составило 36,3% и 47% соответственно.

Проведенная на разных этапах педагогического эксперимента комплексная оценка уровня сформированности гражданственности старших школьников в современном обществе позволила распределить школьников — участников эксперимента по группам. На протяжении всего эксперимента изменялся количественный состав групп старших школьников с разным уровнем сформированности их гражданственности. Так, если на начальном этапе эксперимента низкий уровень сформированности гражданственности наблюдался у 29,4% школьников — участников эксперимента, то на промежуточном этапе — у 22,3%, а на итоговом низкий уровень был диагностирован только у 3% старших школьников. Количество школьников с низким уровнем сформированности гражданственности по истечении эксперимента уменьшилось на 26,4%. Средний уровень сформированности гражданственности был диагностирован у 42%, 30,1% и 30% старших школьников на начальном, среднем и итоговом этапах эксперимента соответственно. Уменьшение количества школьников со средним уровнем сформированности гражданственности произошло за счет увеличения группы школьников с высоким уровнем сформированности гражданственности. Разница между количеством школьников со средним уровнем сформированности гражданственности на промежуточном этапе и итоговом незначительна — 0,1%, что свидетельствует, с одной стороны, о стабильности произошедших изменений, с другой стороны, данный факт объясняется тем, что произошло значительное число переходов как со среднего уровня сформированности гражданственности на высокий, так и с низкого на высокий. Об этом свидетельствует сравнение результатов в группе низкого уровня сформированности гражданственности и группе высокого уровня на промежуточном и итоговом этапах. 3% школьников на итоговом этапе составляют группу с низким уровнем сформированности гражданственности и 67% — с высоким, тогда как в группе со средним уровнем на промежуточном и итоговом этапах существенных изменений не произошло.

Анализ результатов эксперимента по формированию гражданственности старших школьников в современном обществе позволяет констатировать, что данный процесс — управляемый, а педагогическими условиями являются: разработка и реализация педагогической модели рассматриваемого процесса с учетом особенностей современного общества и факторов, влияющих на данный процесс; взаимодействие субъектов образовательной деятельности,

обеспечивающее реализацию индивидуально-дифференцированного подхода к формированию гражданственности старших школьников в современном обществе; анализ результатов сформированности рассматриваемого качества у старших школьников и внесение корректив в ходе экспериментальной работы.

Литература

1. Агапова О. Как поддержать диалог между поколениями: практический курс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dw-international.by/wp-content/uploads/2012/02/%D0%9C-2_dialog-between-generations.pdf (дата обращения: 12.01.2017).

2. Гаязов А. С., Баязитов С. Б., Амиров А. Ф. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования. Уфа: Башкирский гос. университет, 2000. 197 с.

3. Соловьев Э. Г. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М.: Мысль, 2001 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy-/8410 (дата обращения:12.12.2014).

4. Филонов Г. Н. Деятельностная сущность воспитания // Педагогика. 2008. № 2. С. 13-19.

FORMATION OF CIVIC CONSCIOUSNESS OF SENIOR SCHOOL CHILDREN IN MODERN SOCIETY

The authors of the paper present the results of the pedagogical experiment on formation of civic consciousness of senior schoolchildren in modern society. The article describes the model of the formation of civic consciousness of senior schoolchildren in modern society. The model contains the following components: target, functional and informative, which reflects the stages of the formation of civic consciousness, the organizational forms and the forms of organization of activity of subjects of the process under consideration, the methods, the means, and the criterion-evaluation apparatus. The article presents the informative component of the pedagogical model which is realized in the curriculum as well as extra curriculum activity of senior schoolchildren. There is the analysis of the curriculum of senior schoolchildren as the main source of acquirement civic knowledge. The article considers the activity of senior schoolchildren on creating the educational products on the topic of civic consciousness, which are necessary to solve social problems detected by them, such activity allows senior scho ol-children to display civic knowledge, civic abilities, civic consciousness in practice. The article presents the process and the result of the work with the educators on preparation of the moderators on the formation of civic consciousness of senior schoolchildren which precedes the activity of senior schoolchildren, the article also describes the work with the parents of the senior schoolchildren who take part on the formation of their civic consciousness. The effectiveness of the experiment is confirmed by data of the integrated assessment of the level of maturity of civic consciousness of senior schoolchildren in modern society.

Keywords: civic consciousness, integrated quality, formation of civic consciousness, implementation of the pedagogical model, pedagogical conditions.

References

• Agapova O. Kak podderzhat' dialog mezhdu pokolenijami: prakticheskij kurs [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://dvv-international.by/wp-content/uploads/2012/02/%D0%9C-2_dialog-between-generations. pdf (data obrashhenija: 12.01.2017).

• Filonov G. N. Dejatel'nostnaja sushhnost' vospitanija // Pedagogika. 2008. № 2. S. 13-19.

• Gajazov A. S., Bajazitov S. B., Amirov A. F. Socializacija lichnosti grazhdanina v prostranstve municipal'nogo ob-razovanija. Ufa: Bashkirskij gos. universitet, 2000. 197 s.

• Solov'ev Je. G. Novaja filosofskaja jenciklopedija. V 4-h t. M.: Mysl', 2001 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy-/8410 (data obrashhenija:12.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.