Научная статья на тему 'Формирование гражданской позиции у детей младшего школьного возраста'

Формирование гражданской позиции у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1090
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / CIVIC POSITION / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синебрюхова Вера Леонидовна, Васянович Полина Сергеевна

Становление полноценного гражданского общества России и построение правового демократического государства начинаются на этапе начального общего образования, так как существует потребность в воспитании нового поколения социально-ориентированных граждан, обладающих активной позицией, любящих свой народ, свою страну. Обосновывается необходимость формирования гражданской позиции у детей младшего школьного возраста. Раскрываются понятие, сущность и структура гражданской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской позиции у детей младшего школьного возраста»

2. От ГТО к рекордам и здоровью // Яшкинская районная газета «Яшкинский вестник». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yash-vestnik.com/article/63432/ (дата обращения: 12.05.2018).

3. Модель организационно-методических и спортивно-оздоровительных мероприятий для обучающихся по внедрению комплекса «ГТО» // nsportal [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2016/11/23/statya-model-organizatsionno-metodicheskih-i-sportivno/ (дата обращения: 12.05.2018).

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1 2 Синебрюхова В.Л. , Васянович П.С.

Email: Sinebryukhova642@scientifictext.ru

1Синебрюхова Вера Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Васянович Полина Сергеевна - магистрант, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация: становление полноценного гражданского общества России и построение правового демократического государства начинаются на этапе начального общего образования, так как существует потребность в воспитании нового поколения социально-ориентированных граждан, обладающих активной позицией, любящих свой народ, свою страну. Обосновывается необходимость формирования гражданской позиции у детей младшего школьного возраста. Раскрываются понятие, сущность и структура гражданской позиции. Ключевые слова: патриотизм, гражданская позиция, гражданское воспитание.

FORMATION OF CIVILIAN POSITION IN CHILDREN OF YOUNG

SCHOOL AGE

12 Sinebryukhova V.L.1, Vasynovich P.S.2

1Sinebryukhova Vera Leonidovna - PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor; 2Vasynovich Polina Sergeevna - Undergraduate, DEPARTMENT OF THEORY AND METHODS OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION, SURGUT TEACHER'S TRAINING UNIVERSITY, SURGUT

Abstract: the formation of a full-fledged civil society in Russia and the construction of a legal democratic state begins at the stage of primary general education, as there is a need to educate a new generation of socially-oriented citizens who have an active position, who love their people and their country. The necessity of forming a civic position in children of primary school age is substantiated. The concept, essence and structure of a civil position is revealed.

Keywords: patriotism, civic position, civic education.

УДК 37.0

В рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения реализуется Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России. В Концепции отмечается: «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Из этого следует, что перед образованием стоит задача воспитания личности, которая будет отображать современный национальный воспитательный идеал [9, с. 5].

Важность воспитания гражданской позиции нового поколения россиян отражена в нормативно-правовых документах: «Национальная доктрина образования до 2025 года», ФГОСы второго поколения и др.

В документе «Национальная доктрина образования до 2025 года» указаны основные цели и задачи образования. Одной из задач является:

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Стандарт направлен на обеспечение: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что становление полноценного гражданского общества России и построение правового демократического государства начинается на этапе начального общего образования, так как существует потребность в воспитании нового поколения социально-ориентированных граждан, обладающих активной позицией, любящих свой народ, свою страну.

В таком нормативном документе, как концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России выделяется определение «патриотизм», которое обозначает чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству [6, с. 6].

Из данного определения мы видим, что патриотизм включает в себя такое понятие, как «гражданская позиция».

Понятие гражданской позиции в современной науке исследуется философами, психологами, педагогами, социологами. Архангельский Л.М. и Михалина О.А. раскрывают содержание понятия «гражданская позиция», выделяя его ценностные аспекты с точки зрения проблемы социальной активности и ее роли в процессе гражданского становления личности [2].

С точки зрения социологии, Ю.В. Березутский определяет гражданскую позицию как совокупность внутренних общечеловеческих ценностей, приобретенных в процессе социализации личности и помогающих ей: во -первых, самостоятельно принимать решения в выполнении функциональных задач профессиональной деятельности, гражданского долга, активного участия в общественной жизни, прогнозируя возможные последствия таких решений; во -вторых, нести личную и социальную ответственность за эти принятые решения. Основными ценностными ориентирами в этом случае должны стать патриотизм и гражданственность личности [3, с. 154].

В исследовании Т.В. Абрамян мы видим, что гражданская позиция - это важнейшая составная структура личности, по сути, она представляет совокупность действий, способов поведения, осознание и принятие на себя личной ответственности [1, с. 69.].

Мнение Т.В. Абрамян несколько схоже с определением, которое дает нам Березутский. Оба они говорят о том, что человек должен принимать на себя ответственность за свои поступки.

В педагогике «гражданскую позицию» изучают Н.Н. Волобоева, А.М. Андресюк, Н.Ф. Крицкая, Т.Н. Балобанова, Д.В. Кириллов, Н.Н. Перепеча, Э.П. Стрельникова, Т.И. Кобелева и др.

Проанализировав разные точки зрения, в рамках нашего исследования мы остановимся на положениях, выделенных Н.Н. Волобоевой. Под «гражданской позицией» будем понимать совокупность познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности, сформированной под влиянием внешних факторов и воздействий, собственных усилий и специально сконструированных социально-педагогических условий [4, с. 265].

Сергеева Б.В., Марченко О.В. выделяют основные задачи формирования гражданской позиции учащихся в процессе воспитания:

• Духовно-нравственное - формирование основных ценностей гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, стремления следовать нормам морали, нетерпимости к их нарушению, ответственности.

• Историческое воспитание подразумевает знание главных событий истории Отечества и героического прошлого, представление о месте страны в мировой истории; представление о исторической связи своей семьи, рода с историей России.

• Патриотическое воспитание - формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своей стране, уважение национальных символов, знание государственных праздников, готовность участвовать в общественных мероприятиях.

• Политико-правовое воспитание - формирование представлений обучающихся о государственно-политическом устройстве своей страны; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина России; правах и обязанностях обучающегося.

• Экологическое воспитание. Связь задачи экологического воспитания обучающихся с формированием гражданской позиции личности определена тем, что природа является эмоционально-чувственной основополагающей в формировании образа Отечества и любви к нему. А также, взаимодействие обучающегося младшего школьного возраста с природой выступает как деятельность, выражающая, в активной форме, личностную позицию в отношении России и природного достояния страны [7, с.810].

Гаврилычева Г.Ф. отмечает, что «выстраивание» гражданской позиции у школьников проходит постепенно и требует внимательного, педагогически грамотного подхода с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их малого социально-нравственного опыт, а иногда противоречивых и негативных впечатлений и влияний, с которыми им приходится сталкиваться в жизни. Гражданская позиция личности, прежде чем достигнуть зрелости, проходит ряд ступеней социального развития».

- Первая ступень предусматривает умение выделить себя из окружающей социальной среды, осознать себя как «Я - концепция» и составить представление о себе как индивиде. Этот процесс начинается еще в начальной школе. Работающие в школе психологи и преподаватели, проводят среди учащихся различные тренинги, анкетирование и тесты в процессе которых участники образовательного процесса узнают об особенностях своего характера, наиболее подходящих для них видах деятельности и о том, как вести себя в коллективе. Учащиеся узнают много нового и интересного о своих одноклассниках и стараются выстраивать свое общение с особой

аккуратностью. Благодаря психологам и педагогам ученики уже могут сформулировать полное представление о себе и о своих ровесниках.

- На второй ступени социального развития обучающийся уже должен понимать, что у каждого человека есть свои права и обязанности. Учащийся уже должен уметь ограничивать себя в определенных поступках, которые мешают образовательному процессу. Обучающийся понимает, что нельзя выкрикивать с места, бегать по кабинету в течение урока, отвлекать товарищей и перебивать учителей. В учащемся уже развиты усидчивость и умение слушать. Только после этого ученик сможет перейти к следующей ступени своего развития.

- Вступая на третью ступень развития, учащийся начинает осознавать себя частью общества. Чем больше людей, с которыми он общается, тем в большей степени учащийся состоится как личность.

- Перейдя на четвертую ступень, участник образовательного процесса начинает стремиться к совершенствованию, самореализации и самовоспитанию [5, с. 4-5].

Преодолев четыре ступени развития, личность обретает свою гражданскую зрелость. Обучающемуся важно не растерять гражданскую позицию, а всячески ее развивать и поддерживать.

Формирование гражданской позиции - это одна из важных задач педагогической науки и практики, которая решается с раннего детства. Особенно это актуально в младшем школьном возрасте. Учащиеся младшего школьного возраста еще многого не знают, не умеют, их социально-нравственный опыт недостаточен. Но, несмотря на это, у них есть особенности, которые заставляют убедиться, что необходимо заниматься гражданским воспитанием уже в этом возрастном периоде. У обучающихся младшего школьного возраста есть отличительные особенности: желание узнавать окружающий мир, получать новые впечатления, поэтому у детей данного возраста возникает интерес к общественной жизни. В жизнедеятельности детей младшего школьного возраста ведущее место принадлежат эмоциям, но укрепляется тенденция освобождения от импульсивности. По мнению психологов, эмоции способствуют переходу от внешнего воздействия к личностному смыслу [8, с. 16].

Список литературы /References

1. Абрамян Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: дис. ... канд. пед. наук. М., 1991. 185 с.

2. Михалина О.А. Гражданское образование как проблема социальной философии: дис...канд. филос. наук. Новосибирск, 2004. 172 с.

3. Березутский Ю.В., Щепочкин Н.С. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализу // Власть и управление на Востоке Росии, 2011. № 1. С. 151-159.

4. Волобоева Н.Н. Особенности программы развития активно гражданской позиции подростков // Известия российскгого государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, 2008. № 39. С. 264-267.

5. Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы / Г.Ф. Гаврилычева //Воспитание школьников, 2010. № 3. С. 3-7.

6. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с.

7. Сергеева Б.В., Марченко О.В. Педагогические условия становления гражданской позиции младших школьников // Молодой ученый, 2016. № 6. С. 809-812.

8. Толкачева Т.М.Гражданское воспитание младших школьников в учебном процессе. Методические указания. Оренбург: ГОУОГУ, 2003. С. 16.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. М.: Просвещение, 2011. 31 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.