Научная статья на тему 'Формирование гражданской идентичности молодежи посредством гражданского образования (на примере Архангельской области)'

Формирование гражданской идентичности молодежи посредством гражданского образования (на примере Архангельской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесонен Мария Сергеевна

В статье рассматриваются основные механизмы формирования гражданской идентичности, подчеркивается важность гражданского образования. Приводятся примеры реализации гражданского образования в Архангельской области и деятельности некоммерческих организаций в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Youth Civil Identity by Means of Civil

Emphasizing the importance of civil education, the article considers key mechanisms of establishing civil identity. Some examples of implementation of civil education in the Arkhangelsk Region and functioning of non-profit organizations in this sphere are given.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской идентичности молодежи посредством гражданского образования (на примере Архангельской области)»

УДК 37.035+159.923.2-053.6(045)

лЕсонЕн мария сергеевна, аспирант кафедры теории и методики преподавания истории, социально-гуманитарных дисциплин и права Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Москва). Автор одной научной публикации

формирование гражданской идентичности молодежи

посредством гражданского образования

(на примере Архангельской области)

В статье рассматриваются основные механизмы формирования гражданской идентичности, подчеркивается важность гражданского образования. Приводятся примеры реализации гражданского образования в Архангельской области и деятельности некоммерческих организаций в этой сфере.

ключевые слова: гражданская идентичность, образование, гражданское образование, права человека, общественная организация.

Ценность гражданского образования в последние полтора десятка лет признана не только на уровне педагогической общественности, но и на уровне государства. Гражданское образование становится одним из приоритетных направлений модернизации, основой гуманитарного образования в России.

Ключевую роль в гражданском образовании занимает, по нашему мнению, изучение прав человека, знания о которых должны пронизывать и такие дисциплины, как история, экономика, право, политика. Оно же призвано воспитать нравственную личность. Вне нравственных ценностей невозможно помыслить гражданина Российской Федерации. Кроме этого, к важным частям гражданского образования относится также и формирование толе-

© Лесонен М.С., 2012

рантного поведения и уважения к демократическим ценностям.

«Гражданское образование - это прежде всего личностно-ориентированное образование, направленное на развитие социальных свойств школьника (например, быть гражданином России), качеств молодежи, ее мировоззрения, нравственности, которые обладают значительным весом и в юридическом, и в социально-нравственном смысле»1.

Под гражданской идентичностью мы понимаем самоопределение человека прежде всего в качестве гражданина той страны, в которой он живет, и это является доминантой по отношению к другим идентичностям. Гражданское образование видится основным инструментом формирования гражданской идентичности.

Актуальность поддержания процесса гражданского образования как со стороны международного сообщества2 и нашего государства, являющегося его составной частью, так и со стороны негосударственного сектора очевидна и обусловлена в настоящее время ростом политической и социальной активности населения, а особенно молодежи. Однако, несмотря на очевидную потребность в гражданском образовании и правовом просвещении, «именно для системы гражданско-правового образования (с акцентом на моральные ценности) в современной школе не найдено законного места»3.

В Архангельской области процесс гражданского образования сопровождается поддержкой некоммерческих организаций (НКО). НКО в данном случае выступают как действенный ресурс в дополнение к государственной образовательной политике.

Деятельность НКО реализуется в самых различных формах: от конференций и семинаров, где обсуждаются вопросы формирования региональной программы по гражданскому образованию до проведения конкретных образовательных мероприятий в виде методических семинаров для учителей и школ по правам человека.

Основными НКО, работающими в сфере гражданского образования Архангельской области, являются: Архангельская региональная общественная организация «Возрождение российской культуры», региональная благотворительная организация «Рассвет» и Норвежский хельсинский комитет, которые действуют как самостоятельно, так и проводят совместные мероприятия.

Примером одного из совместных мероприятий является проведение очередной конференции, посвященной вопросам гражданского образования. На этот раз тема была заявлена как «Образование в области прав человека: теория, практика и перспективы развития». Конференция собрала более 50 участников, среди которых были представители общественных организаций, образовательных учреждений всех видов и уровней, уполномоченные по правам ребенка (Пермь, Нарьян-Мар), уполномо-

ченный по правам человека по Нарьян-Мару, представители аппарата уполномоченного по правам человека в Архангельской области, заместитель директора Федерального центра гражданского образования. Значимость конференции отметили заместитель министра образования, науки и культуры Архангельской области и представитель депутатского корпуса. Вопросы, обсуждаемые в теме конференции, касались развития гражданского и правового просвещения, использования интернет-дискуссий для формирования гражданской идентичности и других направлений гражданского образования. По итогам работы конференции была составлена резолюция, касающаяся как органов власти, так и самих НКО в деле продвижения гражданского образования и обучения правам человека, а также выпущен сборник материалов4.

Самым ценным направлением работы НКО в контексте заданной темы представляется организация тренингов, которые проводятся для работников образования не только городских образовательных учреждений, но и образовательных учреждений области по методике обучения правам человека.

Одной из целей соответствующих тренингов и программ является желание помочь педагогам создать такую культурную среду, в которой все признают, уважают и, что самое главное, готовы защищать права человека.

Архангельская региональная общественная организация «Возрождение российской культуры» работает во многих районах области в сфере гражданского образования. Наиболее активными участниками совместной работы с НКО являются школы Вельского, Холмогороского, Пинеж-ского, Верхнетоемского и Устьянского районов, а также школы г. Новодвинска и Архангельска.

В Устьянском районе создан центр гражданского образования на базе Малодорской СОШ и реализуется программа гражданского образования.

Среди школ г. Архангельска наиболее активно проблемой гражданского образования занимаются СОШ № 5, 17, 22, 35. Совместно

с областной избирательной комиссией проводятся консультации для учителей «Уроки избирательного права». Архангельская область, помимо всего прочего, активно участвует во всероссийской акции «Я - гражданин России».

Все большее число людей и организаций приходит к мнению, что молодежь следует обучать правам человека не только потому, что это важно для общества, но и потому, что различные виды занятий, связанные с этой работой (например, игровые моменты), очень полезны для развития самих молодых людей, и они это ценят достаточно высоко.

В Архангельской области благодаря творческому сотрудничеству с партнерами, общественная организация «Возрождение российской культуры» проводит школы по правам человека для молодежи и работников образования. Основными темами школы по правам человека являются права человека, межкультурное взаимопонимание, проблемы стереотипов и мирное разрешение конфликтов. Цель данных школ -дать молодежи и работникам образования обсудить наболевшие вопросы, связанные с их деятельностью, научить грамотному разрешению возникающих противоречий и конфликтов. За последние несколько лет удалось расширить базу правового просвещения и вовлечь широкий круг заинтересованных в этом процессе людей. В деятельности школ преобладают активные и интерактивные методы обучения.

Данные школы показывают пример успешного взаимодействия двух стран в системе гражданского образования. Проблемы, обсуждаемые в ходе подобных проектов, характерны для обеих стран. Обмен опытом и конструктивное сотрудничество - залог эффективного развития образовательной политики, особенно в области гражданского образования, где так важно привлекать к участию НКО. «Общественными организациями в ряде регионов удалось существенным образом повлиять на восприятие педагогами содержания образования в сфере прав человека»5.

Гражданское образования и обучение правам человека лежат в плоскости взаимоотношений гражданина и государства, отношения личности и власти. Осознание этой взаимосвязи является частью идентификации молодого человека, основной частью его гражданской идентичности.

Как говорил Виктор Гюго: «.. .Свобода права развивает свободу долга. Всеобщий закон -это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого». Именно это должно быть вложено в головы нашей молодежи посредством гражданского образования. Итогом гражданского образования и обучения молодежи правам человека является подготовка члена такого общества, в котором уважаются права человека и культивируется ответственность, т. е. общества демократического.

Примечания

‘Гражданское образование. СПб., 2003. С. 24.

2Хартия Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образования в сфере прав человека. URL: http://www.coe.int/t/dg4/education/edc/Source/Charter/Charter_brochure_RU.pdf (дата обращения: 28.08.2012).

^Гражданское образование - педагогический, социальный и культурный феномен. СПб., 2006. С. 81.

4Формирование гражданской идентичности средствами гражданского образования и обучения правам человека: материалы междунар. науч.-практ. конф., 19-21 октября 2009 года. Архангельск, 2010. С. 1-62.

5'Джулиан Э., Юрт Л. Стройте мосты, а не стены: метод. пособ. для некоммерческих организаций. Архангельск, 2010. С. 23.

Lesonen Maria Sergeevna

Postgraduate Student of the Academy for Upgrading Professional Standards

and Retraining of Educators (Moscow)

DEVELOPMENT OF YOuTH CIVIL IDENTITY BY MEANS OF CIVIL EDuCATION

(as Exemplified by the Arkhangelsk Region)

Emphasizing the importance of civil education, the article considers key mechanisms of establishing civil identity. Some examples of implementation of civil education in the Arkhangelsk Region and functioning of non-profit organizations in this sphere are given.

Key words: civic identity, education, civil education, human rights, non-governmental organization.

Контактная информация: e-mail: marialesonen@mail.ru

Рецензент - Сковородкина И.З., доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.