Научная статья на тему 'Формирование готовности выпускников вузов к экологическому воспитанию дошкольников'

Формирование готовности выпускников вузов к экологическому воспитанию дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Т.И., Петров С.С.

Необходимость поиска наиболее эффективных путей в решении задач экологического образования является достаточно острой и актуальной. Возросла потребность общества в специалистах, способных к творческому решению конкретных задач, повысились требования к их профессиональной компетентности. Особенно ярко это проявляется в сфере подготовки будущих педагогов-воспитателей к работе с детьми. Одним из перспективных направлений является экологическое воспитание дошкольников. В детях видна положительная направленность по отношению к природе, в их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Приобщая малышей к миру природы, необходимо развивать различные стороны их личности, пробуждая желание познавать природу. Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач: формирование у детей элементов экологического сознания, освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером знаний о природе; формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер, так как освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным; воспитание гуманного отношения к природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности выпускников вузов к экологическому воспитанию дошкольников»

Формирование готовности выпускников вузов к экологическому воспитанию дошкольников

Петрова Т.И. кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»,

г. Стерлитамак, Россия Петров С.С. кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»,

г. Стерлитамак, Россия

Необходимость поиска наиболее эффективных путей в решении задач экологического образования является достаточно острой и актуальной. Возросла потребность общества в специалистах, способных к творческому решению конкретных задач, повысились требования к их профессиональной компетентности. Особенно ярко это проявляется в сфере подготовки будущих педагогов-воспитателей к работе с детьми. Одним из перспективных направлений является экологическое воспитание дошкольников. В детях видна положительная направленность по отношению к природе, в их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Приобщая малышей к миру природы, необходимо развивать различные стороны их личности, пробуждая желание познавать природу. Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач: формирование у детей элементов экологического сознания, освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером знаний о природе; формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер, так как освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным; воспитание гуманного отношения к природе. Вышеперечисленные задачи предполагают соответствующую подготовку специалистов дошкольного профиля. В связи с этим возрастает роль педагогических вузов. И по настоящее время остро стоит вопрос о подготовке в них специалистов, способных осуществлять экологическое воспитание детей. При изучении курсов «Основы экологической культуры» и «Теория и технологии экологического образования детей» ставятся следующие задачи: заложить у будущих педагогов основы экологической культуры; сформировать у студентов знания, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста; познакомить студентов с вариативными программами и инновационными технологиями экологического воспитания дошкольников.

В экологическом воспитании невозможно переоценить значимость опыта народной экологической культуры. Народная культура по сути своей синкретична, является сплавом самых разнообразных начал и традиций. Она как живой организм, сама включает в свои рамки то, что ей необходимо. Внутри себя она вполне цельная, оформлена и жизнеспособна. В фундаменте современного воспитательного процесса должен лежать принцип диалектического единства трех начал: национального, регионального и общемирового, позволяющий глубоко чувствовать принадлежность к родному народу и в тоже время сознавать себя гражданином страны и субъектом

мировой цивилизации. Нельзя чувствовать себя носителем той или иной культуры, традиции, не усвоив истории происхождения своего народа, его мировоззрения и представлений о взаимоотношениях человека с природой, окружающим миром. Для проявления человечности нужен именно национальный дом, нация и ее истоки. История и культура нравственны по самой своей природе, ибо содержат в себе, как условие, так и результат своего существования. Россия весьма разнородна не только по природным условиям, уровню экономического развития, но и исторического прошлого, которое оказало влияние на современный этнический состав населения регионов, его культурные и бытовые традиции. Их своеобразие, на наш взгляд, должно быть отражено в содержании многих учебных предметов, и экологии в том числе. Экология из проблемы экономической, технологической, политической давно превратилась в проблему социально-педагогическую и на пороге глобального экологического кризиса назрела острая необходимость возвратиться к истокам народного экологического опыта выживания, создания надежной системы экологического жизнеобеспечения и устойчивого развития. Все это особенно важно осознать в настоящее время, когда из-за частых перестроек в экономической и социальных сферах, идет ломка в стереотипах поведения людей, забываются народные экологические традиции и обычаи, разрушается экологический код человечества [2].

Экологизм любой культуры обусловлен, прежде всего, социально-экономическими особенностями бытия народа, характером его социального опыта, которые всецело зависят от специфики природно-климатических условий населяемого им географического пространства. Природное и социальное, сливаясь воедино, очерчивают то духовное пространство, в рамках которого стихийно рождались экологические представления и императивы, неписаные правила производственного и бытового поведения, призванные сохранить и защитить природную среду - источник жизни и благополучия. Народные знания о природе нашли широкое отражение в различных формах фольклора: в сказаниях и песнях, преданиях и легендах, пословицах, поговорках, приметах и загадках и т.д. Через них в легкой и удобной форме передавалась масса знаний о характере и повадках зверей, съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, о различных явлениях в неживой природе. Произведения народного творчества проникнуты идеей гармоничной жизни людей и природы, которая вся, и живая, и неживая, представляются одухотворенной. Специфика мышления древних людей, еще не способных выделить себя из окружающей среды, полная зависимость от природы обусловили характер их мировоззренческих взаимоотношений со средой обитания. Культ природы, стремление жить в согласии и гармонии с природой и их мифологическое обоснование можно отнести к области ранних форм экологического сознания. Возникшие на этой основе экологические традиции передавались из поколения в поколение. Наши предки не охотились на непромысловых птиц, не трогали животных в период размножения и вскармливания потомства, не загрязняли водоемы, строго следили за восстановлением травяного покрова на пастбищах - они отчетливо осознавали, что регулярное истребление природных ресурсов, животного и растительного мира угрожает благополучию человека. Это непосредственная основа возникновения у людей экологических установок и стереотипов [3].

В условиях создавшегося экологического неблагополучия необходимо прислушаться к нравственным урокам экологического опыта прошлого. Включение в учебный процесс материалов этнопедагогики экологического, природоведческого содержания, целенаправленный и творческий подход воспитателя к отбору материала, а также умение педагога раскрыть перед дошкольниками гуманистические мотивы охраны природы будут способствовать развитию у них правильного отношения к окружающей природе, пониманию взаимосвязей между природой и трудовой деятельностью человека, развитию интереса к народному опыту бережного отношения к

природе, даст возможность увидеть привычные для них объекты природы с новой стороны [1]. Проведение занятий с использованием средств этнопедагогики в экологическом воспитании позволит достичь значительных успехов. Такие занятия обогащают знания детей, эмоциональную и познавательную стороны содержания воспитательных мероприятий, формируют бережное отношение к родной природе, способствуют выработке нравственно-эстетических качеств личности.

Таким образом, перед воспитателями стоит серьезная задача: всеми средствами и способами воспитать бережное отношение детей к окружающей природной среде. Это возможно только в том случае, если сам педагог высококвалифицирован в вопросах экологического образования и воспитания дошкольников.

Библиография

1. Ахияров К.Ш. 1996. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа.

2. Грехова Л.И. 1998. Развитие экологического образования в контексте Российской культуры // Региональные проблемы образования: Матер. науч. конф. «Университетская наука - региону». Ставрополь. С.15-19.

3. Рахматуллина З.Я. 1998. Экологические традиции башкир // Культура философствования: проблемы и перспективы: Матер. Всерос. науч. конф. Уфа. С.143-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.