Научная статья на тему 'Формирование готовности учителя к проектированию рабочих программ по биологии и географии'

Формирование готовности учителя к проектированию рабочих программ по биологии и географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / READINESS COMPONENTS / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ФГОС ООО / FGOS ООО / ООП / OOP / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / STEERING DOCUMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Елена Александровна, Синицын Игорь Сергеевич

Статья посвящена актуальной проблеме профессиональной подготовке будущего учителя биологии и географии, способного и готового к работе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Наибольшие трудности для молодого специалиста, как показывает практика, связаны с разработкой программы преподаваемого предмета и курсов внеурочной деятельности. В связи с этим важно в содержание методических дисциплин включить основы проектирования рабочей программы по предмету и курсам внеурочной деятельности, что в конечном итоге будет способствовать повышению его профессиональной компетентности. Результатом работы в данном направлении является готовность будущего учителя биологии и географии самостоятельно проектировать рабочую программу предмета и курсов внеурочной деятельности, в составе которой можно выделить следующие компоненты: когнитивный, праксиологический и аксиологический. Содержательный компонент подготовки должен быть представлен учебным модулем «Нормативная база обучения биологии и географии в системе школьного образования» в структуре дисциплин «Теория и методика обучения биологии», «Теория и методика обучения географии». Реализация данного модуля предполагает овладение следующими блоками: целеполагания, входного контроля, теоретическим, процессуально-деятельностным, творческим, контрольно-оценочным и рефлексивным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова Елена Александровна, Синицын Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Teacher's Readiness to Design Steering Documents in Biology and Geography

The article is devoted to the urgent problem vocational training of the future Biology and Geography teacher capable and ready to work in conditions of implementing the Federal state educational standard of the main general education. The greatest difficulties, as practice shows, which the young specialist has, are connected with development of the steering document of the taught subject and courses of extracurricular activities. In this regard, it is important to include bases of design of the steering document for a subject and courses of extracurricular activities in the content of methodical disciplines that will promote finally increase of his professional competence. In this direction the result of work is the future Biology and Geography teacher's readiness to project independently the steering document of the subject and courses of extracurricular activities as a part of which it is possible to allocate the following components: cognitive, praxeological and axiological. The substantial component of preparation must be presented by the educational module «Regulatory Base of Training of Biology and Geography in the School Education System» in the structure of disciplines «Theory and Ways of Training Biology», «The Theory and Ways of Training Geography». Realization of this module assumes mastering the following blocks: goal-setting, entrance control, theoretical, procedural and activity, creative, control and estimated and reflexive.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности учителя к проектированию рабочих программ по биологии и географии»

УДК 337.1

Е. А. Власова, И. С. Синицын

Формирование готовности учителя к проектированию рабочих программ

по биологии и географии

Статья посвящена актуальной проблеме - профессиональной подготовке будущего учителя биологии и географии, способного и готового к работе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Наибольшие трудности для молодого специалиста, как показывает практика, связаны с разработкой программы преподаваемого предмета и курсов внеурочной деятельности. В связи с этим важно в содержание методических дисциплин включить основы проектирования рабочей программы по предмету и курсам внеурочной деятельности, что в конечном итоге будет способствовать повышению его профессиональной компетентности. Результатом работы в данном направлении является готовность будущего учителя биологии и географии самостоятельно проектировать рабочую программу предмета и курсов внеурочной деятельности, в составе которой можно выделить следующие компоненты: когнитивный, праксиологический и аксиологический. Содержательный компонент подготовки должен быть представлен учебным модулем «Нормативная база обучения биологии и географии в системе школьного образования» в структуре дисциплин «Теория и методика обучения биологии», «Теория и методика обучения географии». Реализация данного модуля предполагает овладение следующими блоками: целеполагания, входного контроля, теоретическим, процессуально-деятельностным, творческим, контрольно-оценочным и рефлексивным.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, готовность, компоненты готовности, проектирование, внеурочная деятельность, ФГОС ООО, ООП, рабочая программа.

E. A. Vlasova, I. S. Sinitsyn

Formation of the Teacher's Readiness to Design Steering Documents in Biology and Geography

The article is devoted to the urgent problem - vocational training of the future Biology and Geography teacher capable and ready to work in conditions of implementing the Federal state educational standard of the main general education. The greatest difficulties, as practice shows, which the young specialist has, are connected with development of the steering document of the taught subject and courses of extracurricular activities. In this regard, it is important to include bases of design of the steering document for a subject and courses of extracurricular activities in the content of methodical disciplines that will promote finally increase of his professional competence. In this direction the result of work is the future Biology and Geography teacher's readiness to project independently the steering document of the subject and courses of extracurricular activities as a part of which it is possible to allocate the following components: cognitive, praxeological and axiological. The substantial component of preparation must be presented by the educational module «Regulatory Base of Training of Biology and Geography in the School Education System» in the structure of disciplines «Theory and Ways of Training Biology», «The Theory and Ways of Training Geography». Realization of this module assumes mastering the following blocks: goal-setting, entrance control, theoretical, procedural and activity, creative, control and estimated and reflexive.

Keywords: vocational training, readiness, readiness components, design, extracurricular activities, FGOS ООО, OOP, a steering document.

Постановка проблемы. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС ООО) внес существенные коррективы в преподавание отдельных предметов, в том числе биологии и географии. Вместе с тем ФГОС ООО обусловливает потребность в развитии профессиональной компетентности учителя, отвечающей современным требованиям. Учитель был, есть и в обозримом будущем будет ключевой фигурой образовательного процесса в школе, уровень его профессиональной подготовки и личностные качества остаются приоритетными факторами успеха модерни-

зации образования, результативности использования новых технологий и средств обучения. Одним из важнейших условий эффективности деятельности учителя становится его способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего мира, что предполагает во многом иную (по содержанию и направленности) готовность учителя к профессиональной деятельности [7]. В связи с этим важно сориентировать будущего учителя на выполнение требований стандарта еще на ступени профессиональной подготовки.

Одним из главных для учителя в современных реалиях остается вопрос, связанный с разработкой

© Власова Е. А., Синицын И. С., 2016

рабочей программы. Важность формирования готовности будущего учителя биологии и географии к проектированию рабочей программы определяется требованиями к педагогу, обозначенными в Профессиональном стандарте и едином квалификационном справочнике должностей, где отмечено, что в должностные обязанности педагогических работников, а именно, учителя входит следующее: «...планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности».

Цель исследования - раскрыть особенности формирования готовности будущего учителя биологии и географии к проектированию рабочей программы предмета и программы курсов внеурочной деятельности в процессе освоения методических дисциплин.

Материалы и методы исследования. В настоящем исследовании использовался анализ психологической, педагогической, методической литературы, нормативной документации в области образования, опыта практики по исследуемой проблеме, наблюдение учебного процесса.

Результаты исследования и их обсуждение. Считаем необходимым обозначить термины и понятия, которых мы придерживались в настоящем исследовании.

Принято понимать под профессиональной подготовкой систему организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование у личности профессиональной направленности (знаний, навыков, умений) и профессиональной готовности. В педагогической литературе широко употребимо понятие «профессиональная готовность», которое нередко отождествляется с понятием «профессиональная подготовка» [2, 3, 4, 5].

В психолого-педагогической литературе понятие «готовность» имеет неоднозначную трактовку [3]. Готовность рассматривается как состояние личности (Д. В. Дмитриев, А. Ребер, Е. П. Ильин и др.); как интегральное свойство личности

(О. В. Царькова, К. К. Платонов и др.); как сложное динамическое образование (Л. А. Кандыбович, М. И Дьяченко, Р. Д. Санжаева и др.) и т. д. [1].

При этом большинство авторов придерживаются мнения, что «готовность» - это сложное понятие, включающее несколько компонентов: психические и психологические характеристики личности, отношение к профессии, владение профессиональными компетентностями, способность к самооценке, потребность в профессиональном самовоспитании и др. [1].

Готовность учителя биологии и географии к проектированию рабочей программы предмета и программы курсов внеурочной деятельности выступает важным компонентом профессиональной компетентности современного педагога. Однако понятие «готовность к проектированию рабочей программы предмета и программы курсов внеурочной деятельности» не имеет четкого определения.

В настоящей работе будем понимать под готовностью будущего учителя биологии и географии к проектированию рабочей программы предмета и программы курсов внеурочной деятельности стойкое личностное образование, в котором интегрированы мотивы, ценности, знания, умения и личностные качества будущего учителя, что предопределяет эффективное решение задач по проектированию рабочих программ и программ курсов внеурочной деятельности в процессе учебно-воспитательной деятельности. Готовность будущего учителя биологии и географии к проектированию рабочей программы предмета и программы курсов внеурочной деятельности имеет определенную структуру, в составе которой мы выделяем когнитивный, праксиологический и аксиологический компоненты, содержание которых раскрыто в таблице 1.

Процесс формирования готовности будущего учителя биологии и географии к проектированию рабочей программы и программы курсов внеурочной деятельности реализовывался нами при изучении дисциплин «Теория и методика обучения биологии» и «Теория и методика обучения географии», в содержании которых представлен модуль «Нормативная база обучения биологии (географии) в системе школьного образования» (см. табл. 2).

Модуль, как видно из таблицы 2, состоит из ряда тем, имеющих определенное назначение и включающих учебные элементы, которые необходимо выполнить каждому студенты в предлагаемой последовательности для достижения целей и анализа результатов подготовки.

Таблица 1

Структурно-содержательная модель готовности к проектированию рабочей программы предмета и программы курсов внеурочной деятельности

Компонент готовности Содержание компонента готовности

Когнитивный Знание требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения биологии и географии в формате ФГОС ООО; особенностей биологического и географического образования на углубленном, базовом и интегрированном уровнях; назначения и состава понятий «образовательная программа», «программа учебного предмета», «программа курсов внеурочной деятельности», «педагогическое проектирование», «проектирование программы»; подходов к целепостроению, к проектированию внеурочной деятельности по биологии и географии (фундаментальный, методологический, универсальный, прагматичный, деятельностно-ценностный, компетентностный); технологии проектирования программы учебного предмета и программы курсов внеурочной деятельности

Праксиологический Умение осуществлять анализ федеральных государственных образовательных стандартов, задающих содержательно-целевые рамки подготовки учащихся и сопряженных с ними нормативных и методических документов; проектировать диагностируемые цели обучения, развития и воспитания как требования к результатам биологической и географической подготовки; проектировать содержательную часть программы учебного предмета или курса внеурочной деятельности (обосновывать критерии отбора содержания программы учебного предмета; определять содержание программы учебного предмета); проектировать технологическую составляющую программы учебного предмета (осуществлять выбор эффективных педагогических технологий с точки зрения поставленных целей, определять формы организации учебной и внеурочной деятельности; измерять и оценивать образовательные результаты учащихся)

Аксиологический Понимание значения проектирования рабочей программы и программ курсов внеурочной деятельности по биологии и географии, учитывающих особенности образовательного процесса, задачи воспитания и развития личности в профессиональной деятельности для результативности образовательного процесса

Таблица 2

Содержание учебного модуля «Нормативная база обучения биологии и географии в системе школьного образования» ^_

Название темы Количество часов

Лекции Практические занятия Самостоятельная работа

Федеральный государственный образовательный стандарт: понятие, назначение, структура 2 2 2

Программы школьного курса биологии и географии 2 4 4

Программы внеурочной деятельности по биологии и географии 2 2 4

Рассмотрим более подробно содержание учебных элементов на примере блока «Программы школьного курса биологии и географии». Блок целеполагания предназначен для ознакомления студентов с целями предстоящей учебной работы. Применительно к рассматриваемой теме целевые установки определены нами следующим образом. По завершении работы над блоком студент должен знать содержание примерных программ по биологии и географии; структуру рабочей программы по биологии и географии; уметь проводить сравнительную характеристику действующих программ по биологии и географии; проектировать рабочую программу по биологии и географии.

Блок входного контроля направлен на выявление исходного уровня знаний и умений студентов, содержит вопросы и задания по биологии и географии, педагогике и психологии. Например, изучению темы «Программы школьного курса биологии и географии» предшествовало проведение беседы, включающей следующие вопросы: какие функции выполняет ФГОС ООО? Какова структура школьного предмета «Биология»? Какие образовательные линии выделяют в школьном предмете «Биология»? Какова структура школьного предмета «География»? Какие образовательные линии выделяют в школьном предмете «География»?

Теоретический блок предполагает изучение теоретического материала по данной теме и предусматривает изучение содержания лекционного материала, учебной литературы по методике преподавания биологии и географии, повторение необходимых разделов общей дидактики, географии, биологии, психологии и педагогики. В теоретическом блоке темы «Программы школьного курса биологии и географии» представлен информационный материал (см. рис. 1), характеризующий образовательные программы, раскрывающий сущность, назначение и структуру рабочей программы по предмету, подходы к проектированию рабочей программы.

Рис. 1. Фрагмент информационного листа «Процедура создания рабочей программы по предмету» [6]

Процессуально-деятельностный блок направлен на выработку первичных профессиональных умений работать с нормативными документами и содержит следующие задания (приводятся примеры):

1. Ознакомьтесь с содержанием одной из программ по биологии и географии. Соответствует ли их содержание Фундаментальному ядру?

2. Сопоставьте содержание имеющихся школьных учебников по биологии и географии с предлагаемыми программами. Соответствует ли, на Ваш взгляд, содержание учебников каждому разделу программы?

Данный блок ориентирует на выполнение заданий самостоятельной работы. К примеру, в рамках изучения темы «Программы школьного курса биологии и географии» на одном из занятий запланирована дискуссия, подготовка к которой предполагает проработку студентами следующих вопросов:

— Каким образом должна обеспечиваться взаимосвязь образовательных программ разных уровней?

— Возможно ли составление общей образовательной программы?

— Приведите примеры педагогических проблем, которые необходимо решить на этапе составления учителем рабочей программы?

— Какие проблемы позволяет решать составление учениками вместе с учителем индивидуальных программ по учебным предметам?

Блок творческой деятельности ориентирует студентов на самостоятельное составление фрагмента рабочей программы по биологии и географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием следующего алгоритма:

1. Выбрать программу (авторскую, при ее отсутствии - примерную) по учебному курсу и соответствующий ей учебник из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации.

2. Сопоставить цели изучения учебного курса в авторской учебной программе с целями, сформулированными в примерной (типовой) программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы конкретного образовательного учреждения. Убедиться в их соответствии, что позволяет учесть требования ФГОС ООО, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей.

3. Убедиться, что требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе соответствуют требованиям в примерной (типовой) программе. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в авторскую программу или же превышающие требования к уровню подготовки выпускников, предусмотренные в ООП образовательного учреждения.

4. Прописать цели - ориентиры освоения учащимися учебного содержания курса: «ученик научится», «ученик получит возможность научиться». Прописать цели - ориентиры формирования универсальных учебных действий.

5. Сопоставить содержание авторской и примерной (типовой) программ. Выделить дидактические единицы, не включенные в авторскую программу. Определить разделы, темы, которые носят избыточный характер. Внести в программу соответствующие коррективы.

6. Определить последовательность тем и количество часов на изучение каждой из них.

7. Определить основную/дополнительную справочную и учебную литературу, наглядные пособия, оборудование и приборы, ЭОР и др.

8. Подобрать или разработать средства контроля освоения учащимися содержания программы.

9. Составить рабочую программу согласно структуре, заданной в Положении о рабочей программе конкретного образовательного учреждения.

Итоговый контроль по теме содержит различные по форме задания для общей оценки результата работы студента. По итогам освоения содержания темы «Программы школьного курса биологии и географии» будущим учителям географии и биологии предлагаются для диагностики приобретенных знаний и умений следующие задания (приводятся примеры):

— Дайте определение следующим понятиям: «образовательная программа», «учебная программа», «примерная программа», «рабочая программа по предмету».

— Перечислите основные подходы к конструированию программ. Кратко их охарактеризуйте и укажите основные недостатки каждого из них.

— Перечислите основные компоненты рабочей программы по предмету в соответствии с ФГОС ООО и укажите назначение каждого из них.

В дальнейшем работа по формированию готовности будущих учителей биологии и географии к проектированию рабочей программы предмета и программы курсов внеурочной деятельности продолжается при изучении тем, посвященных изучению методик преподавания отдельных курсов биологии и географии. Особое место в работе по формированию готовности отводится педагогической практике, в ходе которой будущие учителя биологии и географии анализируют рабочие программы педагогов, а также самостоятельно разрабатывают фрагменты рабочих программ.

Таким образом, формирование готовности будущего учителя биологии и географии к проектированию рабочей программы предмета и программы курсов внеурочной деятельности по биологии и географии является составляющей подготовки учителя нового поколения, так как соответствует современным требованиям, предъявляемым к учителю.

Библиографический список

1. Дрохнерис, О. Г. Модель формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности школьников [Текст] / О. Г. Дрохнерис // Молодой ученый. - 2015. - № 12. - С. 734-737.

2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов [Текст] / С. И. Ожегов ; под общ. ред проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М. : Оникс; Мир и образование, 2007. - 640 с.

3. Педагогика профессионального образования [Текст] / под ред. проф. В. А. Сластенина. - М. : Academia, 2004. - 366 с.

4. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск : Современное слово, 2005. - 720 с.

5. Педагогическая энциклопедия [Текст] / гл. ред. А. И. Каиров и Ф. Н. Петров. - М. : Советская энциклопедия, 1964.

6. Проектирование и конструирование процесса обучения биологии и географии. Часть I. Нормативно-правовое обеспечение процесса обучения биологии и географии [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. А. Власова, И. С. Синицын, Л. Н. Сухорукова. -Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. - 47 с.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://standart.edu. ru/

Bibliograficheskij spisok

1. Drohneris, O. G. Model' formirovanija gotovnosti uchitelja k organizacii issledovatel'skoj dejatel'nosti shkol'nikov [Tekst] / O. G. Drohneris // Molodoj uchenyj. - 2015. - № 12. - S. 734-737.

2. Ozhegov, S. I. Slovar' russkogo jazyka: ok. 53000 slov [Tekst] / S. I. Ozhegov ; pod obshh. red prof. L. I. Skvorcova. - 24-e izd., ispr. - M. : Oniks; Mir i obrazovanie, 2007. - 640 s.

3. Pedagogika professional'nogo obrazovanija [Tekst] / pod red. prof. V A. Slastenina. - M. : Academia, 2004. - 366 s.

4. Pedagogika: Bol'shaja sovremennaja jenciklopedija [Tekst] / sost. E. S. Rapacevich. - Mn.: Sovremennoe slovo, 2005. - 720 s.

5. Pedagogicheskaja jenciklopedija [Tekst] / gl. red. A. I. Kairov i F. N. Petrov. - M. : Sovetskaja jenciklopedi-ja, 1964.

6. Proektirovanie i konstruirovanie processa obuchenija biologii i geografii. Chast' I. Normativno-pravovoe obespechenie processa obuchenija biologii i geografii [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / E. A. Vlasova, I. S. Sinicyn, L. N. Suhorukova. - Jaro-slavl' : RIO JaGPU, 2015. - 47 s.

7. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http ://standart.edu.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.