Научная статья на тему 'Формирование готовности преподавателей вуза к работе в системе дистанционного обучения'

Формирование готовности преподавателей вуза к работе в системе дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / READINESS / SYSTEM OF DISTANCE EDUCATION / DISTANCES EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / LECTURER OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чубаркова Елена Витальевна, Ломовцева Наталья Викторовна

В данной статье рассматривается проблема формирования готовности преподавателей вуза к работе в системе дистанционного обучения. Обоснованы критерии и показатели, выделены уровни готовности преподавателей вузов к работе в системе дистанционного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чубаркова Елена Витальевна, Ломовцева Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming Higher Educational Establishment Lecturers' Readiness to Work in the System of Distance Education

The article considers the problem of forming higher educational establishment lecturers' readiness to work in the system of distance education. The criteria and factors are specified, levels of higher educational establishment lecturers' readiness to work in the system of distance education are pointed out

Текст научной работы на тему «Формирование готовности преподавателей вуза к работе в системе дистанционного обучения»

УДК378

ББКЧ481.245

Чубаркова Елена Витальевна

кандидат педагогических наук, доцент г. Екатеринбург Chubarkova Elena Vitalievna Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor Ekaterinburg Ломовцева Наталья Викторовна преподаватель г. Екатеринбург Lomovtseva Natalya Viktorovna Lecturer Ekaterinburg

Формирование готовности преподавателей вуза к работе в системе дистанционного обучения Forming to Readiness of the Teachers of the High School to Work in System of the Distance Education

В данной статье рассматривается проблема формирования готовности преподавателей вуза к работе в системе дистанционного обучения. Обоснованы критерии и показатели, выделены уровни готовности преподавателей вузов к работе в системе дистанционного обучения.

The article considered problem of the forming to readiness of the teachers of the high school to work in system of the distance education. The criteria and factors, is chosen level to readiness of the teachers high school to work in system of the distance education.

Ключевые слова: готовность, система дистанционного обучения, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, преподаватель вуза.

Key words: readiness, system of the distance education, distance education, distances educational technologies, teacher of the high school.

163 Вестник ЧГПУ 12'2008

Современное образование - это образование с все большей долей участия ИКТ. Необходимость обеспечения полноценного участия ИКТ в процессах образования и обучения - это основной путь и стимул развития педагогической науки и практики. Это как раз та потребность, о которой известный мыслитель сказал, что она продвинет науку быстрее, чем десяток университетов [1, 12].

Существенно при этом изменяется профессия преподавателя, структура, содержание и качество всего образования. Необходимость внедрения современных технологий в образование обусловлена еще и тем, что в современных условиях человеку приходится заниматься самообразованием всю свою сознательную жизнь, поэтому у человека должна быть возможность обучаться непрерывно. Непрерывное образование в значительной мере связано с дистанционными технологиями обучения, то есть с реализацией сетевых технологий, а сетевые технологии, в свою очередь, открывают большие возможности для эффективного осуществления личностно-ориентированной парадигмы образования. Таким образом, особую актуальность представляет проблема готовности преподавателей вуза к работе в системе дистанционного обучения.

В педагогической литературе накоплены определенные знания о составе, критериях, функциональных возможностях готовности личности к жизни, к труду, к определенному виду деятельности как психического феномена и как цели ее становления. Состав готовности личности к выполнению социальных функций в обществе определяется совокупностью групп качеств или аспектов личности: содержательно-процессуального, нравственного, мотивационно-целевого, ориентировочно-профессионального.

Исследователи давно обратили внимание, что человек, начинающий какую-либо деятельность, не достигает сразу наивысших результатов. Готовность - это первичное условие выполнения любой деятельности, которое исследовалось в свете личностно-деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, Б. М. Теплов).

Для выяснения, какими должны быть условия формирования готовности

преподавателей для работы в системе дистанционного обучения, необходимо рассмотреть само понятие и его составляющие.

Несмотря на неоднозначную трактовку понятия «готовность» по отношению к какому-либо виду деятельности, все исследователи рассматривают ее как необходимую предпосылку успешной деятельности специалиста, которая предполагает наличие профессионально значимых качеств и свойств личности (Т. А. Воронова, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, С. Л. Рубинштейн и др.). Сущность готовности к любому виду деятельности, как показали исследования, состоит в неразрывном единстве побудительного (мотивационного) и исполнительского (процессуального) компонентов.

В ряде работ [2, 3, 4] «готовность» рассматривается как психическое состояние. Она имеет сложную структуру, является выражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон психики человека в их соотношении с внешними условиями и предстоящими задачами.

Эту структуру составляют следующие элементы:

• осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или задачи, поставленной другими людьми;

• осознание целей, решение которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи;

• осмысление и оценка условий, в которых будет протекать предстоящая деятельность, актуализация опыта, связанного с решением задач и выполнением соответствующих требований;

• определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности оптимальных способов решения задачи или выполнения требований;

• прогнозирование, проявление своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей.

Таким образом, анализируя различные подходы к определению данного понятия, можно выделить следующие:

1. Готовность - это условие успешного выполнения деятельности, которое

определено как избирательная активность, настраивающая организм личности на будущую деятельность.

2. Готовность - активное состояние личности, обеспечивающее ее самореализацию в подготовке и решении определенных задач на основе собственного опыта.

Мы рассматриваем готовность к тому или иному виду деятельности как целенаправленное выражение личности, включающее убеждения самой личности, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение, а также осуществление преподавательской деятельности в системе дистанционного обучения.

В работе М. И Дьяченко готовность педагогов (в том числе и преподавателей для работы в системе дистанционного обучения) к выполнению профессиональной деятельности рассматривается в трех аспектах:

1. Личностная готовность (мотивационная, нравственно-психологическая), которая предусматривает гуманистическую профессиональную направленность, уровень общей культуры, социальную зрелость, коммуникативные качества и др.

2. Теоретическая готовность (педагогическая и профессиональная), которая предполагает владение системой знаний, владение исследовательским стилем, знание психологии развития, владение профессиональной педагогикой.

3. Технологическая (операционно-деятельностная) готовность, предполагающая умения реализовывать диагностические, прогностические, организационно-коммуникативные и другие функции, необходимые в системе дистанционного обучения [2, 54].

Действительно, преподаватель, работающий в системе дистанционного обучения должен быть готов как профессионал, педагог (т. е. иметь определенный объем общих и специально-предметных знаний, умений в предметной области, знать средства дистанционного обучения, технологии обучения, методы

поиска информации и работы в сети). При построении модели готовности к дистанционному обучению учитывалось два аспекта: внутренний (готовность преподавателя вуза для работы в системе дистанционного обучения) и внешний (условия обучения).

К внутреннему аспекту мы отнесли субъективную готовность преподавателя дистанционного обучения:

• знать об организации учебного процесса в системе дистанционного обучения (особенностях, принципах, дистанционных образовательных технологиях);

• знать основы информатики, необходимые для организации дистанционного обучения;

• знание средств дистанционного обучения и умение работать в сети;

• знание компонентов предметных областей, необходимых для начала обучения;

• совокупность личностных качеств, необходимых для усвоения новых знаний;

• овладение культурой работы в сети: владение этикетом общения; понимание причин негативных моментов, связанных с общением в сети; понимание ограниченности системы дистанционного обучения, связанной с отсутствием личностного взаимодействия с преподавателем и опты производственной деятельности и др.

К «внешнему» аспекту относится готовность преподавателя вуза, которая достигается при организационно-педагогических условиях обучения.

Под организационно-педагогическими условиями мы понимаем комплекс взаимосвязанных обстоятельств, мер, направленных на создание благоприятной обстановки для работы преподавателей в системе дистанционного обучения, обеспечивающих целенаправленное управление учебным процессом и правил, установленных в системе дистанционного обучения с целью обеспечения высокого качества дистанционного обучения.

Успех формирования готовности преподавателей вуза к работе в системе дистанционного обучения к эффективному осуществлению педагогической дея-

тельности как управляемого процесса непосредственно зависит от степени реализации следующих организационно-педагогических условий:

• содействие по преодолению педагогами психологических барьеров к восприимчивости предстоящей деятельности в системе дистанционного обучения;

• использование материально-технической базы, которая должна включать в себя как технические средства: компьютер, модем, сеть, так и программные: сетевое обеспечение, электронные учебники, системы диагностики и контроля знаний и многое другое;

• организационно-методическое обеспечение, которое должно включать дистанционные образовательные технологии, методы работы в сети, способы и критерии оценки знаний;

• обеспечение нормативно-правовой поддержки со стороны вуза, которое должно включать рекомендации по определению учебной нагрузки преподавателя вуза для работы в системе дистанционного обучения.

Для реализации формирования готовности преподавателя для работы в системе дистанционного обучения нами разработан 72-часовой курс профессиональной подготовки преподавателей вуза для работы в системе дистанционного обучения. По окончании курса преподаватели проходят итоговую аттестацию и получают сертификат данного вуза о прохождении курсов переподготовки «Преподаватель дистанционного обучения».

Для определения степени готовности преподавателя нами были разработаны следующие критерии:

• степень положительного отношения к дистанционному обучению;

• степень владения знаниями, необходимыми в работе преподавателя дистанционного обучения;

• степень уверенности для работы в системе дистанционного обучения;

• степень сформированности педагогических умений для ведения учебного процесса в системе дистанционного обучения.

В ходе формирующего эксперимента мы наблюдали положительную ди-

намику изменения готовности у всех преподавателей вуза для работы в системе дистанционного обучения.

Во-первых, у преподавателей, прошедших подготовку, изменилось отношение к дистанционному обучению в целом. Значительно расширился кругозор преподавателей относительно основных понятий и принципов дистанционного обучения, объем знаний преподавателей основных понятий и принципов дистанционного обучения после прохождения курса переподготовки увеличился по различным категориям на 30-50%.

В мотивационной сфере обучающихся преподавателей также произошли позитивные изменения: практически все обучающиеся осознали значимость дистанционного обучения в современных условиях, проявили заинтересованность в дальнейшем изучении учебного процесса дистанционного обучения, в разработке необходимых электронных методических комплексов по преподаваемой дисциплине. У значительной части преподавателей произошло смещение приоритетов мотивов от прагматических к профессионально-ориентированным (стремление реализовать себя в педагогической деятельности дистанционного обучения, овладении необходимым для этого педагогическим мастерством, взаимосвязь в их жизненных планах профессионального и личностного самоопределения).

Следующим выводом нашего исследования стало то, что в процессе подготовки по предложенному нами курсу у большинства из преподавателей были выявлены существенные положительные изменения в уровне владения педагогическими техниками, в развитии уровня знаний связанных с применением и проведением различных видов учебных занятий в системе дистанционного обучения.

Данные эксперимента были подтверждены нами также материалами интервью с преподавателями, прошедшими подготовку. Такие результаты дают нам право сделать вывод о том, что предложенная нами модель подготовки для формирования готовности преподавателя вуза к работе в системе дистанционного обучения действенна и эффективна.

Библиографический список

1. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В. П. Беспалько. - М. : Изд-во МО-ДЭК, 2002. - 352 с.

2. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск : Изд-во БГУ, 1976.

- 146 с.

3. Романов, А. Н. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования [Текст] / А. Н. Романов, В. С. Торопцов, Д. Б. Григорович. - М. : Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 303 с.

4. Ширшов, Е. В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий [Текст] / Е. В. Ширшов, Е. В. Ефимова. - М. : Логос, 2006. - 272 с.

Bibliography

1. Bespaliko, V. P. Formation and education with participation computer (педагогика third millennium) [Text] / V. P. Bespaliko. - M. : MODEK, 2002. - 352 p.

2. Diyachenko, M. I. The Psychological problems to readiness to activity [Text] / M. I. Diyachenko, L. A. Kandybovich. - Minsk : BGU, 1976. - 146 p.

3. The Novel, A. N. Technology of the remote education in system заочного economic formation [Text] / A. N. The Novel, V. S. Toropcov, D. B. Grigorovich.

- M. : YUNITI, 2002. - 303 p.

4. Shirshov, E. V. The Organization to scholastic activity in high school on base information-communication technology [Text] / E. V. Shirshov, E. V. Efimova. -M. : Logos, 2006. - 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.