Научная статья на тему 'Формирование готовности как основа реализации профессиональной деятельности'

Формирование готовности как основа реализации профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1354
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / READINESS / TRAINING / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL QUALIFICATIONS / WILLINGNESS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Султанбекова О. Е.

В статье представлены результаты исследования содержания понятия «формирование готовности». Проанализированы основные подходы к определению данного понятия, описана трансформация готовности к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF READINESS AS A BASIS OF REALIZATION OF A PROFESSIONAL ACTIVITY

The paper deals with the results of a scientific research of the contents of a concept «development of readiness». The basic approaches to the interpretation of this concept are analyzed. The transformation of readiness for a professional activity is represented.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности как основа реализации профессиональной деятельности»

лем формы анализа и синтеза, так и на формы, специфические для данного стиля мышления: «индуктивный статистический анализ» (прогнозирование свойств выборочной совокупности на основе теоретических характеристик) и «индуктивный статистический синтез» (распространение свойств выборочной совокупности на генеральную).

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Э/р]. - Р/д: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2629/

2. Вейлъ, Г. Математическое мышление. - М., 1989.

3. Шаповаленко Т.Г Особенности формирования вероятностного мышления учащихся / Т.Г. Шаповаленко, Ю.И. Пономарев // Наука и школа. - 2008. - № 3.

4. Вероятностно-статистический стиль мышления и его развитие при обучении математике: монография / Н.Н. Патронова, О.Н. Троицкая, М.В. Шабанова. - Архангельск, 2010.

Bibliography

1. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart osnovnogo obthego obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2629/

2. Veyjljh, G. Matematicheskoe mihshlenie. - M., 1989.

3. Shapovalenko T.G. Osobennosti formirovaniya veroyatnostnogo mihshleniya uchathikhsya / T.G. Shapovalenko, Yu.I. Ponomarev // Nauka i shkola. - 2008. - № 3.

4. Veroyatnostno-statisticheskiyj stilj mihshleniya i ego razvitie pri obuchenii matematike: monografiya / N.N. Patronova, O.N. Troickaya, M.V. Shabanova. - Arkhangeljsk, 2010.

Статья поступила в редакцию 03.03.14

Развитие вероятностного стиля мышления требует проведения обучающихся последовательно через все уровни развития его основных приемов: уровень оперирования приемами анализа и синтеза как элементарными действиями, уровень оперирования их комбинациями, уровень оперирования аналитикосинтетическими поисковыми стратегиями, рефлексивный уровень [4].

УДК. 37.377

Sultanbekova O.Ye. THE DEVELOPMENT OF READINESS AS A BASIS OF REALIZATION OF A PROFESSIONAL ACTIVITY. The paper deals with the results of a scientific research of the contents of a concept «development of readiness». The basic approaches to the interpretation of this concept are analyzed. The transformation of readiness for a professional activity is represented.

Key words: readiness, training, professional activity, professional qualifications, willingness development.

О.Е. Султанбекова, ассистент каф. экономики и менеджмента Омского гос. педагогического

университета, г. Омск, E-mail: olyaka3@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены результаты исследования содержания понятия «формирование готовности». Проанализированы основные подходы к определению данного понятия, описана трансформация готовности к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: готовность, подготовка, профессиональная готовность, профессиональная компетентность, формирование готовности.

Актуальность постановки вопроса формирования готовности к профессиональной деятельности обусловлена быстрым развитием ведущих отраслей промышленности, торговли, сферы услуг, культуры. Рынок труда диктует новые требования к уровню квалификации и профессиональной подготовки специалистов различных сфер деятельности. Согласно этим требованиям, квалифицированные кадры должен обладать определенными знаниями, умениями, навыками, профессиональными качествами, соблюдать нормы отношений к различным составляющим профессиональной деятельности.

При рассмотрении вопросов, связанных с профессиональной подготовкой кадров необходимо, прежде всего, теоретически обосновать понятие «формирование готовности».

Основу содержания формирования готовности составляет понятие «готовность».

В.И. Даль в Толковом словаре великого русского языка дает следующую трактовку понятия «готовность»: состояние или свойство готового [1].

По определению, приведенному в Большом психологическом словаре, готовность к действию (англ. readiness to action)

- состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий [2].

Понятие «готовность» соотносится с понятием «подготовка». В научной литературе большинство авторов, изучающих

данный вопрос, рассматривают формирование готовности к различным видам деятельности при подготовке специалистов как процесс, имеющий свои собственные особенности и закономерности. Понятия «готовность» и «подготовка» взаимосвязаны и взаимообусловлены, но не синонимичны, это определяется тем, что степень и уровень готовности к профессиональной деятельности напрямую зависит от качества подготовки.

Таким образом, под термином «подготовка» понимается целенаправленный динамический процесс, конечной целью которого является формирование такого профессионального качества личности, как готовность.

А.Н. Лейбович определяет «профессиональную подготовку» как организацию обучения, различные формы получения профессионального образования [3].

Процесс профессиональной подготовки предшествует формированию готовности и включает в себя профессиональную готовность виде в виде составляющих ее элементов.

В соответствии с взглядом О.В. Царьковой готовность -интегральное качество личности, которое характеризуется определенным уровнем ее развития и определяет возможность личности участвовать в каком-либо процессе. Подготовленность

- результат образовательного процесса, отражающий способность личности оперировать знаниями и умениями при решении определенного типа теоретических и практических задач и достигать намеченного результата деятельности. Готовность

1З6

отличается от подготовленности наличием мотивов и убеждений личности. Готовность определяется достаточным уровнем способностей, определенными знаниями, профессиональными навыками, умениями, опытом личности [4].

Понятие «готовность» неразрывно связана с такими соотношениями как «профессиональная готовность», «профессиональная компетентность».

Указанная взаимосвязь рассматривается с различных позиций в работах Э.Ф. Зеера, И.Л. Лернера, А.К. Марковой, В.А. Сла-стёнина, Т.Е. Исаевой, А.М. Новикова, А.В. Хуторского и др.

В настоящее время не сформировано однозначной трактовки данных понятий. Некоторые ученые используют понятия профессиональной готовности и профессиональной компетенции как тождественные (И.Г. Аникеева), другие рассматривают профессиональную готовность как основную составную часть профессиональной компетентности (Л.А. Шевцова).

Во втором случае авторы, основываясь на положении о том, что компетентный специалист может выходить за рамки предмета своей профессии, определяют профессиональную компетентность как высшую степень профессиональной готовности.

Анализ научной литературы по данному вопросу позволяет выделить следующие подходы, раскрывающие содержание понятия профессиональной готовности к деятельности:

- личностный;

- функциональный;

- личностно-деятельностный.

На уровне первого подхода готовность рассматривается как проявление и формирование индивидуально-личностных и морально-психологических качеств личности, которые определяют отношение к профессиональной деятельности и обеспечивают ее успешную реализацию. Такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. определяют готовность как комплекс способностей и свойств личности, необходимый для осуществления деятельности в определенной области.

По мнению ряда авторов, придерживающихся функционального подхода (О.М. Краснорядцев, Ф. Генов, Н.Д. Левитов,

В.Н. Пушкин и др.) готовность может быть определена как временная готовность и работоспособность. Профессиональная готовность заключается в возможности мобилизовать определенные физиологические и психологические ресурсы, необходимые для конкретного вида деятельности.

Готовность как категория теории деятельности рассматривается в качестве определенного результата, полученного в процессе профессиональной подготовки. В этой связи в качестве основных компонентов профессиональной готовности к деятельности могут быть выделены: теоретические и методические знания, полученные в процессе обучения; профессиональные умения, выступающие как реализация знаний в профессиональной деятельности.

В основе личностно-деятельностного подхода лежат следующие теоретические положения: системно-деятельностная концепция личности (В.П. Зинченко, М.Г. Ярошевский, А.Г. Асмолов, А.В. Петровский); теория единства личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн); теория актуализации личностного смысла педагогической деятельности (А.А. Сластенин).

В рамках данного подхода готовность определяется как целостная характеристика личности, включающая мотивы, установки, черты личности, основанная на накоплении знаний и навыков в процессе профессионального обучения, необходимых для успешной реализации деятельности.

Анализ основных теоретических положений, определяющих профессиональную готовность к деятельности, позволяет рассматривать данное понятие с точки зрения комплексного подхода, учитывающего все из вышеперечисленных подходов. Таким образом, с точки зрения комплексного подхода «готовность к деятельности» определяется с разных сторон: личностный уровень (способность к определенной деятельности; комплекс способностей и свойств личности, необходимый для реализации этой деятельности); функциональный уровень (совокупность знаний и умений, обеспечивающая успешное выполнение деятельности); личностно-деятельностный (комплексная характеристика личности, совокупность свойств и психологическое состояние, которые в процессе деятельности трансформируются в личностное качество).

Заслуживает внимания положение ученых (М.И. Дьяченко, А.И. Мищенко, А.А. Деркач), основанное на влиянии на внеш-

ней (социальной среды) на готовности к профессиональной деятельности личности. Исходя из этого положения, в качестве одного из подходов к формированию готовности выделяется социальный подход. В этом случае личностные качества, необходимые для реализации деятельности, носят социально-психологический характер и коммуникативными процессами в профессиональной деятельности.

Теория формирования готовности явилась предметом анализа в исследованиях М.И. Дьяченко, Н.Д. Левитова, Л.А. Кан-дыбовича, которые провели делание готовности на долговременную и кратковременную. Авторы определяют готовность как целенаправленное выражение личности, и утверждают, что она формируется в ходе всесторонней подготовки и является результатом всестороннего развития личности с учетом требований, предъявляемых особенностями деятельности, профессии [5].

В рамках данного положения долговременная готовность рассматривается как устойчивая личностная характеристика и включает ряд элементов:

- положительное отношение к деятельности, профессии;

- адекватные требованиям деятельности, профессии черты характера, способности, темперамент, мотивация;

- необходимые знания и умения;

- устойчивые, профессионально важные особенности восприятия, внимания, эмоциональных и волевых процессов [5].

Кратковременная готовность рассматривается как условие повышение эффективности и результативности профессиональной деятельности на определенном временном этапе.

Кроме того, в научно литературе различают: функциональную и личностную готовность, психологическую и практическую, общую и специальную, готовность к умственной и физической деятельности.

Для нашего исследования важно мнение К.К. Платонова, который выделяет три значения готовности к труду:

-широкое значение - готовность к любому труду как результат трудового воспитания, выражающаяся в желании трудиться, осознания необходимости участвовать в совместной трудовой деятельности;

- более конкретное - готовность к определенному труду, ставшему профессией - результат профессионального обучения, воспитания и социальной зрелости личности;

- наиболее конкретное - готовность к труду, непосредственно предстоящему в известных или возможных условиях, как результат психологической подготовки и психологической мобилизации.

Независимо от вида деятельности готовность формируется на всех этапах профессионального становления, развиваясь, она становится условием и средством организации резерва активности личности, ее свойством, созданным профессиональной деятельностью или подготовкой к ней. Готовность специалиста к профессиональной деятельности рассматривается как результат процесса подготовки.

Период трансформации понятия готовность к профессиональной деятельности и особенностей ее формирования можно разделить на несколько основных этапов:

- конец XIX - начало ХХ века - на этом этапе разрабатывались вопросы готовности с позиции установки;

-20-е - 40-е гг. ХХ века - изучение вопросов, связанных с нейрофизиологическими механизмами регуляции и саморегуляции поведения личности;

-1940 - 60 гг. ХХ века - данный этап характеризуется описанием готовности в рамках теории деятельности, рассмотрением физиологических и психологических механизмов;

-1960 - 80 гг. ХХ века - на данном этапе исследовались психологические и педагогические аспекты готовности на различных уровнях профессионального образования;

- 80 гг. по настоящее время - формирование и обоснование комплексного подхода, учитывающего личностные, деятельностные, физиологические, психологические и социальные составляющие.

Для теоретико-методологического определения исследуемого нами понятия важно подчеркнуть, что процесс профессиональной подготовки предшествует формированию готовности и включает в себя профессиональную готовность виде в виде составляющих ее элементов.

Готовность к профессиональной деятельности может быть определена как психологическое состояние личности, которое позволяет человеку осознавать свои цели и задачи в рамках

профессиональной деятельности, способность проводить анализ и оценку текущих условий, выбирать наиболее эффективные способы действия, прилагать мотивационные, волевые и интеллектуальные усилия, прогнозировать вероятность достижения же-

Библиографический список

лаемых результатов. В общем значении это интегративное свойство личности, основывающееся на владении знаниями и умениями в рамках определенной профессиональной деятельности, на накоплении базового профессионального опыта.

1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - СПб., 1863-1866.

2. Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М., 2004.

3. Лейбович, А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. - М., 1994.

4. Царькова, О.В. Формирование готовности будущего техника к решению инновационных производственных задач: автореф. дис. ...

канд. пед. наук. - Оренбург, 2009.

5. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск, 1976.

Bibliography

1. Dalj, V.I. Tolkovihyj slovarj zhivogo velikorusskogo yazihka: v 4 t. - SPb., 1863-1866.

2. Boljshoyj psikhologicheskiyj slovarj / sost. B. Metheryakov, V. Zinchenko. - M., 2004.

3. Leyjbovich, A.N. Struktura i soderzhanie gosudarstvennogo standarta professionaljnogo obrazovaniya. - M., 1994.

4. Carjkova, O.V. Formirovanie gotovnosti buduthego tekhnika k resheniyu innovacionnihkh proizvodstvennihkh zadach: avtoref. dis. ... kand.

ped. nauk. - Orenburg, 2009.

5. Djyachenko, M.I. Psikhologicheskie problemih gotovnosti k deyateljnosti / M.I. Djyachenko, L.A. Kandihbovich. - Minsk, 1976.

Статья поступила в редакцию 09.03.14

УДК 75.021.321

Sukharev A.I., Baymukhanov G.S. MATERIALS, TOOLS AND TECHNIQUES OF WATERCOLOR PAINTING. This article discusses some issues of watercolours for painting. Special attention is paid to the technological aspects of glazing techniques: watercolor method, «Alla prima» style, «raw style»; materials and tools are studied.

Key words: watercolor painting, style of painting, hue, saturation, luminance.

А.И. Сухарев, канд. пед. наук, доц., н.с. отдела организации и планирования научно-исследовательских работ Омского гос. педагогического университета, г. Омск, E-mail: aist-09@mail.ru; Г.С. Баймуханов, проф. каф. академической живописи и рисунка Омского гос. педагогического университета, г. Омск, E-mail: geimran@mail.ru

МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИЯ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

В статье рассматриваются некоторые вопросы работы акварельными красками на занятиях по живописи. Особое внимание уделяется технологическим аспектам акварельной живописи: методам лессировки, «алла прима», «по сырому», материалам и инструментам.

Ключевые слова: акварельная живопись, метод письма, цветовой тон, насыщенность, светлота.

Первое практическое знакомство с живописью у детей начинает с работы так называемыми «водяными» красками - акварель, гуашь. К сожалению, это не всегда происходит под руководством опытного педагога-художника, владеющего данными техниками живописи. Данная статья знакомит с материалами, инструментами, а также технологией акварельной живописи.

Акварель является привлекательной своей доступностью, чистотой цветовых отношений несравнимую с другими материалами, будь это гуашь, темпера, акрил, масло. При кажущейся простоте работы акварель сложная в исполнении техника станковой живописи. Чтобы освоить и понять ее необходимо внимательное изучение материалов и инструментов (краски, бумага, кисти). Ведь с этого начинается любой творческий процесс.

Акварелью (от лат. aqua - вода) называют краски, разводимые водой, а в профессиональной художественной среде и произведения живописи, выполненные такими красками. Красочные пигменты, используемые для приготовления акварельных красок, такие же, как и в других красках, с той лишь разницей, что здесь используются пигменты, обладающие большей прозрачностью. В качестве связующего в акварельных красках используются различные растительные клеящие вещества (гуммиарабик, декстрин, вишневый клей, мед и др.), которые легко растворяются в воде, также в них содержится пластификатор в виде глицерина. Глицерин не дает краске становится хрупкой и пересыхать, так как удерживает влагу. В акварель иногда добавляют бычью желчь, чтобы она легко ложилась на бумажную поверхность и не скатывалась во время письма, антисептик (фенол), предотвращающий разрушение краски от плесени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Акварельные краски легко растворяются в воде, поддаются смывке и дают прозрачный слой, не препятствующий отражению света от бумаги. Но одни краски обладают большей про-

зрачностью (кармин, алая, изумрудная зеленая и др.), они полнее растворяются в воде и более ровно ложатся на бумагу. Другие (кадмий желтый, лимонный и др.) обладают плотностью, «укрывитостью», образуя поверхностные покрытия. Эти особенности акварельных красок надо знать и использовать при работе над этюдами. Так, для передачи легкости (воздух, вода и т.п.) желательно применять более прозрачные краски, а для передачи плотности, «тяжести» предметов лучше писать плотными зернистыми красками.

Выпускают акварельные краски в ванночках и тубах. Более удобны для работы краски в ванночках. Краски из тюбиков лучше выдавливать в пустые ванночки. Они хорошо разводятся в воде и очень удобны при работе на пленэре, когда время ограничено для выполнения этюда с натуры. Если же не использовать выдавленные краски на палитре сразу, они быстро затвердевают и становятся почти необратимыми, непригодными для дальнейшего использования.

Хранить акварельные краски лучше в прохладном месте, без доступа прямых солнечных лучей, чтобы они не затвердевали от сухого воздуха.

Современная промышленность выпускает акварельные краски в большом ассортименте. И как бы не была богата палитра красок, их не хватило бы для передачи многообразия цветов окружающего нас мира. Художник расширяет цветовую палитру смешиванием красок, как механическим путем, так и оптическим - наложением одного слоя краски на другой. И для решения живописных задач не требуется большого разнообразия красочного материала. Для этого важны личный творческий опыт, знания особенностей красок, образования цветов в смесях. Необходимо опробовать все возможные комбинации красок, как по отдельности, так и в смешениях друг с другом. По-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.