Научная статья на тему 'Формирование готовности будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности'

Формирование готовности будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНО-ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ / КРИТЕРИИ / ПОДГОТОВКА / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ / ЭКСПЕРИМЕНТ / CRITERIA / INDICATORS / LEVELS OF FORMATION OF READINESS OF THE EXPERIMENT / STRUCTURAL DESIGNING ACTIVITY OF THE FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фонарюк Елена Васильевна

Исследование направлено на формирование готовности будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности. В статье рассматриваются критерии, показатели и уровни готовности, их динамика в процессе проведения эксперимента. Представлено краткое содержание и этапы экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фонарюк Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of readiness of the future teachers of mathematics to constructive-designing activity

The study aims at the formation of readiness of the future teachers of mathematics to constructive-designing activity. The article deals with criteria, indicators and levels of preparedness, their dynamics in the course of the experiment. It presented a summary of the stages and experimental research.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фонарюк Е. В. Формирование готовности будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности // Концепт. -2015. - № 08 (август). - ART 15293. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15293.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15293

УДК 378.147

Фонарюк Елена Васильевна,

ассистент кафедры алгебры и геометрии Житомирского государственного университета имени Ивана Франка, г. Житомир, Украина f-ev@i.ua

Формирование готовности будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности

Аннотация. Исследование направлено на формирование готовности будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности. В статье рассматриваются критерии, показатели и уровни готовности, их динамика в процессе проведения эксперимента. Представлено краткое содержание и этапы экспериментального исследования.

Ключевые слова: подготовка, критерии, показатели, уровни формирования готовности, эксперимент, конструктивно-проектировочная деятельность будущих учителей математики.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Одной из ведущих задач педагогического процесса подготовки учителя является превращение личности студента в специалиста, способного решать проблемы обучения и воспитания школьников. Поэтому улучшение профессиональной подготовки будущего учителя требует не только новых эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса высшего педагогического учебного заведения, но и пересмотра структуры и содержания предметной подготовки студентов на основе поднятия ее на технологический уровень обучения и преподавания при учете профессиональной идентичности личности и профессии, профессиональной компетентности и творчества.

Анализ научной литературы свидетельствует о росте количества исследований проблемы педагогической подготовки будущего педагога как компетентного специалиста, который в совершенстве владеет профессиональными знаниями, умениями и навыками, характеризуется профессионально соответствующими личностными качествами.

В структуре профессионально-методической подготовки особое значение приобретает конструктивно-проектировочная деятельность будущих специалистов. Такая ситуация обусловлена тем, что в школе востребованы учителя, способные самостоятельно осуществлять деятельность по проектированию элективных курсов, направленных на учет потребностей, интересов и способностей учащихся. Соответственно, система подготовки будущих учителей математики должна обеспечивать формирование у них комплекса конструктивно-проектировочных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечит в дальнейшем эффективную организацию учебно-воспитательного процесса в школе. В. А. Далингер относит проектировочные умения к основным компонентам деятельности учителя в условиях выбора учеником образовательных альтернатив [1].

В словарно-справочной литературе термин «подготовка» трактуется как процесс формирования и обогащения установок, знаний и умений, которые необходимы индивиду для адекватного выполнения специфических задач. Согласно словарю С. И. Ожегова, подготовка определяется как «запас знаний, полученный кем-либо» [2]. Там же отмечается, что этот термин происходит от слова «подготовить», сущностными значениями которого является «результат обучения - как процесса предоставления необходи-

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фонарюк Е. В. Формирование готовности будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности // Концепт. -2015. - № 08 (август). - ART 15293. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15293.htm. - ISSN 2304-120X.

мых знаний для чего-то» и «совокупность предыдущих действий, облегчающих реализацию дальнейших действий или процессов». А по «Краткому толковому словарю украинского языка» под подготовкой (в смысле конечного результата процесса) понимают «запас знаний, навыков, опыт, приобретенный в процессе обучения, практической деятельности» и «приготовления (как действия) всего необходимого к чему-либо» [3].

«Энциклопедия профессионального образования» определяет «подготовку» как общий термин, касающийся прикладных задач образования, когда предполагается усвоение определенного социального опыта с целью его дальнейшего применения при выполнении специфических задач практического, познавательного или учебного характера [4].

Итак, сущность понятия «подготовка» раскрывается в двух его значениях: как обучение, то есть, как некий специально организованный процесс формирования готовности к выполнению будущих задач, и как готовность, в чем понимается наличие компетенций, знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения определенной совокупности задач. Таким образом, мы рассматриваем понятие «подготовка» в значении целенаправленного процесса формирования готовности будущих педагогов.

Определение актуального состояния готовности будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности проводилось нами в рамках педагогического эксперимента, программа которого предусматривала поэтапное выполнение следующих шагов: обоснование цели и гипотезы эмпирического исследования; выделение этапов проведения эксперимента; определение и обоснование на каждом этапе исследовательских задач и методов; формирование выборки исследования контрольных и экспериментальных групп, проведение первичной диагностики по теме исследования; внедрение в процесс профессиональной подготовки экспериментальных групп технологии подготовки будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности; проведение повторного диагностического исследования; статистическая проверка полученных эмпирически данных; формулирование выводов педагогического эксперимента.

Основной целью проведенного педагогического исследования является экспериментальная проверка эффективности теоретического обоснованной технологии подготовки будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности. Гипотеза нашего исследования состоит в том, что эффективная подготовка будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности может осуществляться при условиях: реализации научно обоснованной технологии подготовки будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности; введении содержательных изменений в процесс профессиональной подготовки будущих учителей математики с учетом необходимости проектирования как формы учебной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин; системного мониторинга процесса конструктивно-проектировочной деятельности будущих учителей математики. Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий, результативный.

Задачей констатирующего этапа педагогического эксперимента было выявление имеющегося уровня готовности будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности. Реализация задачи требовала формулировки и обоснования на основе теоретического анализа научной литературы показателей, критериев и уровней готовности будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности, подбора диагностического инструментария педагогического исследования на основе выявленных критериев и показателей, формирования экспериментальной базы и выборки эксперимента, разделения исследуемых на контрольные и экспериментальные группы, проведения первичной диагностики, качественного и количественного анализа полученных результатов.

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фонарюк Е. В. Формирование готовности будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности // Концепт. -2015. - № 08 (август). - ART 15293. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15293.htm. - ISSN 2304-120X.

На формирующем этапе педагогического эксперимента в процесс профессионального образования экспериментальных групп было внедрена технология подготовки будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности.

Результативный этап педагогического эксперимента был направлен на выявление эффективности предложенной технологии подготовки будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности. Реализация указанной задачи предусматривала проведение повторного психолого-педагогического диагностирования исследуемых будущих учителей математики, сравнение количественных результатов контрольной и экспериментальной групп, статистическую проверку полученных данных, формулирование и оформление выводов педагогического эксперимента.

На основе обобщения результатов констатирующего этапа эксперимента актуальное состояние готовности студентов физико-математических факультетов к конструктивно-проектировочной деятельности характеризуется низкими показателями готовности. Установлено, что формирование у будущих учителей математики умений использовать различные методы и приемы обучения в соответствии с поставленными целями и задачами, учитывать объективные педагогические закономерности и принципы при проектировании реального учебно-воспитательного процесса обеспечивается путем реализации конструктивно-проектировочной деятельности.

Критерии готовности будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности в процессе педагогического эксперимента определялись на двух уровнях:

- общем (как общем уровне профессиональной подготовки будущих учителей математики в профессиональной деятельности);

- специфическом (как уровне специальных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конструктивно-проектировочной деятельности).

К общим критериям и показателей готовности будущих учителей математики были отнесены:

- когнитивный - уровень профессиональных математических, психолого-педагогических и общекультурных знаний, необходимых для осуществления педагогической деятельности в условиях СОШ;

- практический - уровень развития методических, математических, научно-исследовательских и психолого-педагогических умений и навыков студентов;

- личностный - уровень развития познавательных интересов, мотивов к педагогической деятельности, направленности личности на педагогическую деятельность в условиях СОШ, индивидуальных задатков и способностей;

- деятельностный - уровень организации учебной и познавательной деятельности студентов, специфика поведения будущих учителей математики, особенности проявления поведения студентов в системе «цель - средство - результат».

К специальным критериям и показателям готовности были отнесены:

- когнитивный - уровень теоретико-методологической подготовки студентов к осуществлению конструктивно-проектировочной деятельности; знание цели, принципов, функций, методов осуществления конструктивно-проектировочной деятельности; психолого-педагогические знания основ конструктивно-проектировочной деятельности;

- практический - уровень развития конструктивно-проектировочных умений и навыков будущих учителей математики;

- личностный - уровень мотивации студентов к изучению основ конструктивнопроектировочной деятельности; рефлексия студентами уровня своей готовности к конструктивно-проектировочной деятельности; уровень притязаний студентов; ориентированность на получение высоких достижений;

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фонарюк Е. В. Формирование готовности будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности // Концепт. -2015. - № 08 (август). - ART 15293. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15293.htm. - ISSN 2304-120X.

- деятельностный - применение конструктивно-проектировочнои деятельности в практике работы в СОШ во время прохождения практики; умение применять основы конструктивно-проектировочной деятельности к решению учебных и профессиональных задач.

Согласно критериям и показателям выделены и охарактеризованы три уровня готовности (творческий, достаточный и начальный).

Творческий уровень характеризуется: целесообразным использованием принципов конструктивно-проектировочной деятельности в ходе решения учебных и профессиональных задач; осознанностью целей, принципов, функций использования конструктивно-проектировочных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности учителя математики; проявлением развитых познавательных интересов; развитостью профессиональных, психолого-педагогических, методических знаний, умений и навыков; направленностью студентов на будущую практическую деятельность; рефлексией собственных способностей и затруднений в конструктивно-познавательной деятельности, направленностью будущих специалистов на профессиональный и личностный рост; успеваемостью в осуществлении учебно-познавательной деятельности; гармонизацией целей, средств и результатов деятельности.

Достаточный уровень готовности студентов к конструктивно-проектировочной деятельности характеризуется: определенными достижениями студенческой молодежи в усвоении математических, методических, психолого-педагогических знаний, умений и навыков; выборочным отношением будущих учителей математики к содержанию профессионального образования; частичной мотивацией на будущую профессиональную деятельность; способностью к применению конструктивно-проектировочных знаний, умений и навыков в переменных ситуациях на уровне воспроизведения; определенной эпизодичностью ориентации на личностный и профессиональный рост; способностью выбора средств и методов деятельности под руководством преподавателя.

Начальный уровень готовности студентов к конструктивно-проектировочной деятельности характеризуется: отсутствием устойчивой осознанной мотивации к личностному и профессиональному росту; несформированностью познавательных интересов; недостаточными математическими, психолого-педагогическими, методическими и специальными знаниями, умениями и навыками; несогласованностью целей, средств и результатов деятельности.

На основе анализа результатов констатирующего этапа эксперимента выявлено недостаточный уровень сформированности мотивационного, содержательного, операционного компонентов готовности будущих учителей математики к конструктивнопроектировочной деятельности. Были выделены этапы формирования готовности будущих специалистов в определенном направлении: диагностико-информационный, организационно-деятельностный, оценочно-реализационный.

Первый этап - диагностико-информационный - предполагает: постановку целей, осуществления профессиональной ориентации и развитие мотивации студентов путем усвоения соответствующих знаний; изучение закономерностей, принципов, форм, средств и методов математических дисциплин; усвоения общих понятий педагогического проектирования, в частности, дидактического, конструирование учебного процесса и профессиональной деятельности; усвоения психологических основ конструктивно-проектировочной деятельности.

Второй этап - организационно-деятельностный - определяется осознанием взаимосвязи педагогической теории и практики в процессе конструктивно-проектировочной деятельности; погружением студентов в методику моделирования и проектирования; практической отработкой конструктивно-проектировочных действий на занятиях;

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фонарюк Е. В. Формирование готовности будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности // Концепт. -2015. - № 08 (август). - ART 15293. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15293.htm. - ISSN 2304-120X.

самостоятельным обработкой конструктивно-проектировочных знаний и применением соответствующих умений.

Третий этап - оценочно-реализационный - характеризуется непосредственным включением будущих учителей в процесс проектирования (защита педагогических проектов, разработка творческих задач, ролевой тренинг и т. п.), осуществлением научнопоисковой деятельности (участие в работе проблемных групп, научных кружках, конкурсах научных работ, студенческих научно практических конференциях); проектированием планов уроков математики; реализацией конструктивно-проектировочной деятельности во время педагогических практик (квазипрофессиональная деятельность).

На основе обобщения результатов экспериментального исследования с использованием методов статистической обработки и сравнительного анализа прослежена динамика уровней готовности будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Динамика уровней готовности будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности

№ п/п мотивационний содержательный операционный

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

АЗ % АЗ % АЗ % АЗ % АЗ % АЗ %

1 Начальный До эксперимента 51 37,8 82 38,1 59 43,7 94 43,7 56 41,5 91 42,3

После эксперимента 23 17,0 61 28,4 18 13,3 64 27,8 20 14,8 56 26,0

2 _0 I т о 1- СС с5 о. До эксперимента 73 54,1 117 54,4 72 53,3 115 53,5 70 51,9 110 51,2

После эксперимента 78 57,8 132 61,4 93 68,9 139 64,7 79 58,5 136 63,3

3 Творческий До эксперимента 11 8,1 16 7,5 4 3,0 6 2,8 9 6,6 14 6,5

После эксперимента 34 25,5 22 10,2 24 17,8 12 5,5 36 26,7 23 10,7

В ходе внедрения технологии выявлено, что у студентов экспериментальных групп показатели начального и достаточного уровней сформированности мотивационного компонента ниже, чем в контрольной, творческий - выше. Выяснено, что в конце эксперимента значительно возросло количество студентов, которые демонстрируют сформированность мотивации на творческом уровне 25,5% (против 8,1% в начале эксперимента); на достаточном уровне 57,8% студентов (против 54,1% в начале эксперимента). В свою очередь, начальный уровень мотивации наблюдался у 17% студентов против 37,8% в начале эксперимента.

По результатам исследования выявлено, что после завершения формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе увеличилось количество студентов с творческим уровнем сформированности содержательного компонента. Так, творческого уровня сформированности в экспериментальной группе достигли 17,8% студентов (против 3% в начале эксперимента); достаточного уровня - 68,9% (против 53,3% в начале).

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фонарюк Е. В. Формирование готовности будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности // Концепт. -2015. - № 08 (август). - ART 15293. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15293.htm. - ISSN 2304-120X.

Студенты контрольных групп продемонстрировали незначительный рост творческого и достаточного уровней сформированности содержательного компонента: количество студентов с творческим уровнем сформированности выросла на 2,7%, а с достаточным - на 11,2%, что является результатом усвоения студентами объема знаний, предусмотренного учебным планом без введения спроектированной технологии подготовки будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о значительном увеличении доли студентов, имеющих творческий уровень сформированности операционного компонента, 26,7% студентов экспериментальной группы (против 6,6% в начале эксперимента); достаточный уровень - 58,5% студентов (против 51,9% в начале эксперимента). Количество студентов с начальным уровнем в экспериментальных группах уменьшилась на 26,7% (41,5% - в начале эксперимента и 14,8% - на завершающем его этапе).

В конце эксперимента в экспериментальных группах произошли позитивные изменения, показали повышение уровня готовности к конструктивно-проектировочной деятельности (умение осуществлять проектирование содержания, форм, методов и средств обучения математике, использовать различные методы, приемы и средства обучения в соответствии с спроектированной цели и задач; учитывать об объективные педагогические закономерности и принципы при проектировании реального учебно-воспитательного процесса и т. д.). Проверка достоверности результатов эксперимента обеспечивалась комплексом методов, в частности, использованием методики «Цель - средство -результат» (ЦСР) А. А. Карманова, критерия ф*-углового преобразования Фишера.

Таким образом, реализация авторской технологии способствовала повышению уровня готовности будущих специалистов к конструктивно-проектировочной деятельности, осуществлению конкретных исследовательских действий, обеспечило гибкое управление процессом формирования личности в контексте углубления и обобщения профессионально-педагогических знаний, формирования конструктивно-проектировочных умений, достижение дидактических целей.

Ссылки на источники

1. Далингер В. А. Приоритетное направление исследования педагогики высшей школы - подготовка современного учителя математики // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 11. - М: Изд-во «Академия Естествознания». - С. 63-64.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1960. - 900 с.

3. Короткий тлумачний словник украТнськоТ мови. - К.: Рад. школа, 1978. - 296 с.

4. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х томах / Под ред. С.Я. Батышева. - М., АПО, 1998.

Elena Fonaryuk,

assistant of the Department of Algebra and Geometry Zhytomyr State University named after Ivan Franko,

Zhytomyr, Ukraine

f-ev@i.ua

Formation of readiness of the future teachers of mathematics to constructive-designing activity Abstract. The study aims at the formation of readiness of the future teachers of mathematics to constructive-designing activity. The article deals with criteria, indicators and levels of preparedness, their dynamics in the course of the experiment. It presented a summary of the stages and experimental research.

Keywords: training, criteria, indicators, levels of formation of readiness of the experiment, structural designing activity of the future teachers of mathematics.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Dalinger V. A. Prioritetnoe napravlenie issledovaniya pedagogiki vyisshey shkolyi - podgotovka sov-remennogo uchitelya matematiki // Sovremennyie naukoemkie tehnologii. 2007. № 11. M: Izd-vo «Akad-emiya Estestvoznaniya». P. 63-64 (in Russian).

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фонарюк Е. В. Формирование готовности будущих учителей математики к конструктивно-проектировочной деятельности // Концепт. -2015. - № 08 (август). - ART 15293. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15293.htm. - ISSN 2304-120X.

2. Ozhegov S. I. Slovar russkogo yazyika. M.: Gosudarstvennoe izdatelstvo inostrannyih i natsionalnyih slovarey, 1960. 900 p. (in Russian).

3. Korotkiy tlumachniy slovnik ukraYinskoYi movi. K.: Rad. shkola, 1978. 296 p. (in Ukrainian).

4. Entsiklopediya professionalnogo obrazovaniya: V 3-h tomah / Pod red. S.Ya. Batyisheva. M., APO, 1998 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 13.08.15 Получена положительная рецензия 14.08.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 14.08.15 Опубликована 14.08.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Фонарюк Е. В., 2015

www.e-koncept.ru

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.