Научная статья на тему 'Формирование физкультурно-оздоровительной мотивации женщин 25-35 лет в процессе занятий фитнесом'

Формирование физкультурно-оздоровительной мотивации женщин 25-35 лет в процессе занятий фитнесом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
520
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ 25-35 ЛЕТ / WOMEN AGED 25-35 / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / ФИТНЕС / FITNESS / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Трофимова Ольга Сергеевна, Ончукова Елена Ильинична

В настоящей работе представлены результаты исследования мотивационной сферы женщин 25-35 лет, занимающихся оздоровительным фитнесом, рассмотрено их отношение к занятиям, которое позволяет улучшить показатели физического развития и физической подготовленности. В исследовании приняли участие 40 женщин 25-35-летнего возраста, посещающие занятия фитнесом в условиях фитнес-клуба «FORMAFITNESS» г. Краснодара. Женщины экспериментальной группы, в работе с которыми был реализован разработанный нами комплекс педагогических условий формирования физкультурно-оздоровительной мотивации, отличались более высокими темпами прироста показателей ее структурных компонентов: мотивационного компонента внутренние процессуальные мотивы физкультурно-оздоровительной деятельности, поведенческого компонента методические умения физкультурно-оздоровительной деятельности, самооценка умений заниматься физическими упражнениями, здоровья, фигуры и телосложения, физической подготовленности. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать сходства и различия в проявлении мотивов и выделить для женщин 25-35 лет наиболее актуальные из них, побуждающие к занятиям фитнесом и те, которые не оказывают заметной мотивации на двигательную активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Трофимова Ольга Сергеевна, Ончукова Елена Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE FISCULTURAL AND WELL-BEING MOTIVATION OF WOMEN 25-35 YEARS IN THE FITNESS SESSION PROCESS

In the real work results of a research of the motivational sphere of women of 25-35 years doing improving fitness are presented, their relation to occupations which allows to improve indicators of physical development and physical fitness is considered. 40 women of 25-35-year age attending fitness classes in the conditions of FORMAFITNESS fitness club of Krasnodar have participated in a research. Women of experimental group, in work with whom the complex of pedagogical conditions of formation of sports and improving motivation developed by us has been realized, differed in higher rates of a gain of indicators of her structural components: a motivational component internal procedural motives of sports and improving activity, a behavioural component methodical abilities of sports and improving activity, a self-assessment of abilities to be engaged in physical exercises, health, a figure and a constitution, physical fitness. Results of the conducted research allow to state similarities and differences in manifestation of motives and to allocate for women of 25-35 years the most relevant of them inducing to fitness classes and those which don't render noticeable motivation on physical activity.

Текст научной работы на тему «Формирование физкультурно-оздоровительной мотивации женщин 25-35 лет в процессе занятий фитнесом»

Родительскую общественность данной группы можно назначать администраторами в родительских сообществах, по интересам созданных в Социальных сетях, так как для оперативного ведения и отслеживания работы группы нужно определенное время.

Третья группа - это семьи с неработающими мамами. Эти родители с нетерпением ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, соблюдения правильного режима дня, получения навыков поведения в коллективе, обучения и развития. Задача воспитателя во взаимодействии с этой родительской группой -выделить энергичных мам, которые станут активными помощниками. На эту родительскую группу педагог сможет опираться в подготовке групповых мероприятий: проведении праздников, конкурсов, выставок, родительских собраний и т.п. Некоторые из неработающих мам, владеющие программами Microsoft Office Power Point, Photoshop и пр. могут заняться разработкой презентаций наглядного материала.

Сообщество дошкольной образовательной организации в социальной сети является инновационной формой повышения родительской, педагогической и коммуникативной компетентности родителей и педагогов, оптимизации сетевого партнерства семьи и детского сада.

Выводы. Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационно -коммуникационные технологии с учетом индивидуальных особенностей контингента родителей. Данные технологии, имеют огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного детского сада.

Литература:

1. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.

2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.

3. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ"

4. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - С. 128.

5. О.В.Фролова. Модель сетевого взаимодействия в сфере воспитания как фактор развития образовательного пространства района // Методист. - 2009. -№1. - С. 25-29.

6. Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.

Педагогика

УДК:371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физкультурно-оздоровительных технологий Трофимова Ольга Сергеевна

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент кафедры

физкультурно-оздоровительных технологий Ончукова Елена Ильинична

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар)

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЖЕНЩИН 25-35 ЛЕТ В

ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ

Аннотация. В настоящей работе представлены результаты исследования мотивационной сферы женщин 25-35 лет, занимающихся оздоровительным фитнесом, рассмотрено их отношение к занятиям, которое позволяет улучшить показатели физического развития и физической подготовленности. В исследовании приняли участие 40 женщин 25-35-летнего возраста, посещающие занятия фитнесом в условиях фитнес-клуба «FORMAFITNESS» г. Краснодара.

Женщины экспериментальной группы, в работе с которыми был реализован разработанный нами комплекс педагогических условий формирования физкультурно-оздоровительной мотивации, отличались более высокими темпами прироста показателей ее структурных компонентов: мотивационного компонента -внутренние процессуальные мотивы физкультурно-оздоровительной деятельности, поведенческого компонента - методические умения физкультурно-оздоровительной деятельности, самооценка умений заниматься физическими упражнениями, здоровья, фигуры и телосложения, физической подготовленности.

Результаты проведенного исследования позволяют констатировать сходства и различия в проявлении мотивов и выделить для женщин 25-35 лет наиболее актуальные из них, побуждающие к занятиям фитнесом и те, которые не оказывают заметной мотивации на двигательную активность.

Ключевые слова: женщины 25-35 лет; исследование; фитнес; мотивация; физическое развитие; физическая подготовленность.

Annotation. In the real work results of a research of the motivational sphere of women of 25-35 years doing improving fitness are presented, their relation to occupations which allows to improve indicators of physical development and physical fitness is considered. 40 women of 25-35-year age attending fitness classes in the conditions of FORMAFITNESS fitness club of Krasnodar have participated in a research.

Women of experimental group, in work with whom the complex of pedagogical conditions of formation of sports and improving motivation developed by us has been realized, differed in higher rates of a gain of indicators of her structural components: a motivational component - internal procedural motives of sports and improving activity, a behavioural component - methodical abilities of sports and improving activity, a self-assessment of abilities to be engaged in physical exercises, health, a figure and a constitution, physical fitness.

Results of the conducted research allow to state similarities and differences in manifestation of motives and to allocate for women of 25-35 years the most relevant of them inducing to fitness classes and those which don't render noticeable motivation on physical activity.

Keywords: women aged 25-35; research; fitness; motivation; physical development; physical fitness.

Введение. В Стратегии (утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 07 августа 2009 г.) развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, №1101-р, говорится, что на преодоление негативных тенденций в сфере физической культуры и спорта, встречавшихся в 90-е годы оказало влияние улучшение социально-экономического положения. Однако уровень развития данной сферы не отвечает общим серьезным социально-экономическим преобразованиям в нашей стране.

Поэтому в качестве основных стратегических целевых ориентиров ее развития в нашей стране были определены следующие проблемы:

1) увеличение числа граждан РФ, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения с 17 % в 2009 году до 35% - в 2015 году и до 45 % - в 2020 году;

2) увеличение объема недельной двигательной активности населения до 6-10 часов при 3-4-разовых занятиях.

По мнению многих авторов (Н.Д. Самоделкина, 2009; Н.И. Романенко, 2017; А.А. Тимофеева, 2017; Л.С. Дворкин с соавт., 2017) активное вовлечение людей к занятиям физическими упражнениями определена уровнем формирования оздоровительной мотивации. Учитывая это, в «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года» основной задачей является реализация научных исследований по раскрытию увлечений, потребностей и мотиваций многообразных групп населения в занятиях физическими упражнениями.

Важную роль необходимо отдавать женщинам, поскольку они наименее вовлечены в занятия физическими упражнениями и характеризуются менее развитой потребностью в организованной физической активности (Л.С. Дворкин, 2016; О.С. Трофимова, 2017 и др.).

Исследование мотивации у женщин к физкультурно-оздоровительной деятельности изучались О.Е. Лихачевым, 2008; М.Н. Кудяшевым, 2011; Г.С. Синенко, 2011; и др.

В итоге для решения вопроса формирования оздоровительной мотивации у женщин, относящихся к первому периоду зрелого возраста на занятиях в фитнес-клубах сложились достаточные научные основания, но в то же время до настоящего времени не была предметом отдельного научного исследования.

Вместе с тем, анализ научно-методической литературы свидетельствует о малом количестве исследований, доказывающих высокую значимость оздоровительной мотивации для активного вовлечения женщин 25-35 лет в систематические занятия фитнесом, с одной стороны, и не полной научной разработанностью педагогических условий ее формирования в процессе занятий в фитнес-клубе, с другой, что является весьма актуальным.

Цель исследования - разработать и обосновать методику формирования физкультурно-оздоровительной мотивации у женщин 25-35 лет в процессе занятий в фитнес-клубе.

Методика и организация исследования. Экспериментальные исследования проводились в городе Краснодаре на базе фитнес-клуба «РОЯМАР1ТНЕ88» в течение 9 месяцев.

В эксперименте приняли участие 40 женщин в возрасте 25-35 лет с идентичными характеристиками физического состояния, которые были разделены на 2 равные группы. Женщины контрольной группы занималась оздоровительной тренировкой, включающей в себя разминку, основную часть с использованием упражнений с собственным весом тела и заключительный стретчинг. Женщины экспериментальной группы (20 человек) занимались три раза в неделю, где активно осуществлялся комплекс разработанных педагогических условий формирования оздоровительной мотивации в сопровождении тренера.

В контрольной группе формирование оздоровительной мотивации осуществлялось в рамках традиционных подходов к организации занятий фитнесом. В экспериментальной же группе решение данной задачи осуществлялось на основе реализации методики педагогических условий.

Женщины экспериментальной группы занимались три раза в неделю. В подготовительной части (12-15 мин) использовались упражнения суставной гимнастики, базовые шаги аэробики и предварительный стретчинг.

Основная часть занятия (35-40 мин) включала различные виды фитнеса: базовая аэробика с различным оборудованием, фитнес-йога, Пилатес. Нагрузка выполнялась с постепенным увеличением от простого к сложному, низкой, средней и высокой интенсивности (50-80% от ЧСС максимального).

В заключительной части применялись упражнения на растяжку в статическом режиме сокращения мышц (5-7мин).

Результаты исследования. В результате теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы и педагогических наблюдений показано, что наиболее распространенным и эффективным видом двигательной активности на современном этапе среди женщин молодого возраста является система фитнес.

При определении потребностей женщин первого периода зрелого возраста к занятиям фитнесом было выявлено, что для большинства (58%) респондентов главным мотивом для занятий фитнесом являются положительные отзывы о нем.

Результаты ответов респондентов на вопрос: «Что привлекает Вас к занятиям фитнесом?», выглядели следующим образом: современные положительные рекомендации - 58,3%, реклама - 21,5 %, специальная литература - 10,3 %, семейные традиции - 7,2 % и другое - 2,6 % (Рис. 1).

Рисунок 1. Ответы на вопрос: «Что привлекает Вас к занятиям фитнесом?»

Таким образом, данные результатов опроса явились основой для разработки практических рекомендаций по организации и проведению физкультурно-оздоровительных занятий с женщинами 25-35 лет с применением средств фитнеса.

В соответствии с задачами исследования нами был организован и проведен педагогический эксперимент с двумя группами испытуемых - контрольной и экспериментальной.

Сравнительный анализ исходных данных контрольной и экспериментальной групп свидетельствует об относительной однородности испытуемых обеих групп по всем изучаемым показателям оздоровительной мотивации, при этом различия статистически недостоверны.

Нами рассматривались следующие мотивы: значимость выполнения упражнений, совершенствование фигуры, рекреация, удовольствие от занятий, овладение знаниями и умениями, общение с друзьями, расширение круга знакомых, соперничество, интерес к фитнесу, желание к победе. Сравнительный анализ показателей комплекса мотивов занятий фитнесом, выявленных у испытуемых контрольной группы до и после педагогического эксперимента, говорит об отсутствии существенных изменений (таблица 1).

Таблица 1

Оценка мотивов к занятиям фитнесом у женщин контрольной группы до и после педагогического

эксперимента, баллы (M±S), n=20

№ Мотивы занятий фитнесом Время тестирования Р

до эксп-та после эксп-та

1 Значимость выполнения упражнений 6,62+1,4 6,28+1,6 >0,05

2 Совершенствование фигуры 6,50+1,3 6,85+1,7 >0,05

3 Рекреация 7,53+1,6 6,89+1,5 >0,05

4 Удовольствие от занятий 7,52+1,9 7,39+1,5 >0,05

5 Овладение знаниями и умениями 4,87±0,9 5,47+1,2 >0,05

6 Общение с друзьями, расширение круга знакомых 4,29±0,8 3,76+0,7 >0,05

7 Соперничество 4,37+0,6 4,81+0,9 >0,05

8 Интерес к фитнесу 5,18+1,2 5,10+1,2 >0,05

9 Желание к победе 4,93+0,8 5,41+1,3 >0,05

Вместе с тем у испытуемых экспериментальной группы существенно (р<0,05) повысилась значимость мотивов - рекреации - от 7,28 до 8,15 балла, мотива удовольствия от занятий - от 7,31 до 8,27 балла, мотива общения с друзьями, расширения круга знакомых - от 3,76 до 5,47 балла (таблица 2). Для части молодых женщин важным является наличие элементов соперничества на занятиях (3,85+2,70), что достоверно больше (р<0,05), чем отношение к этому мотиву после эксперимента (3,19+1,96).

Таблица 2

Оценка мотивов к занятиям фитнесом у женщин экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента, баллы (M±S), n=20

№ Мотивы занятий фитнесом Время тестирования Р

до эксп-та после эксп-та

1 Значимость выполнения упражнений 6,68±1,4 5,60+1,2 <0,05

2 Совершенствование фигуры 6,79+1,7 6,40+1,3 >0,05

3 Рекреация 7,28±1,4 8,15+1,4 <0,05

4 Удовольствие от занятий 7,31+1,7 8,27+1,2 <0,05

5 Овладение знаниями и умениями 4,59+0,3 4,64+0,4 >0,05

6 Общение с друзьями, расширение круга знакомых 3,76+1,7 5,47+1,8 <0,05

7 Соперничество 3,85+1,7 3,19+1,9 <0,05

8 Интерес к фитнесу 5,41+0,9 4,38+1,6 <0,05

9 Желание к победе 5,10+0,6 5,04+1,5 >0,05

В тоже время наблюдалось достоверное (р<0,05) снижение мотива значимости выполнения упражнений (от 6,68 до 5,60 баллов) и мотива проявления интереса к фитнесу (от 5,41 до 4,38 балла).

При определении уровня физического развития у исследуемых женщин контрольной и экспериментальной групп в течении эксперимента выявлен существенный тренировочный, положительный, оздоровительный эффект занятий фитнесом, так как были во всех случаях отмечены достоверные различия между начальными и конечными значениями (таблица 3).

Таблица 3

Показатели гармоничности телосложения испытуемых контрольной и экспериментальной групп до и после педагогического эксперимента, (M±m), n=20

Показатели Время тестирования Р

до эксперимента после эксперимента

Контрольная группа

Индекс Кегле, г/см 377,9+ 25,8 357,2+ 22,5 <0,05

Индекс талии, усл. ед. 2,26 +0,12 2,41 +0,11 <0,05

Индекс живота, усл. ед. 1,75 +0,06 1,93 +0,07 <0,05

Индекс бедра, усл. ед. 2,87 +0,15 3,05 +0,12 <0,05

Индекс плеча, усл. ед. 6,25 + 0,43 6,43 + 0,37 <0,05

Экспериментальная группа

Индекс Кегле, г/см 369,1 + 15,6 346,1 + 13,2 <0,05

Индекс талии, усл. ед. 2,29 +0,10 2,43 +0,12 <0,05

Индекс живота, усл. ед. 1,79 +0,05 1,96 +0,06 <0,05

Индекс бедра, усл. ед. 2,90+0,18 3,09+0,11 <0,05

Индекс плеча, усл. ед. 6,30+ 0,29 6,50+ 0,33 <0,05

Сравнительный анализ физической подготовленности у испытуемых контрольной и экспериментальной групп до и после педагогического эксперимента, свидетельствует о значительном положительном, оздоровительном и тренировочном эффекте занятий фитнесом - различия между исходными и конечными значениями в большинстве статистически достоверны (р<0,05), за исключением результатов в прыжке в длину с места (таблица 4). Такая же тенденция наблюдалась и у испытуемых экспериментальной группы. Обнаружен достоверно высокий прирост результатов у женщин экспериментальной группы, в тестах характеризующих силовую выносливость мышц брюшного пресса в тесте «удержание корпуса в упоре».

Таблица 4

Показатели физической подготовленности испытуемых контрольной и экспериментальной групп до и после педагогического эксперимента, (M±m), n=20

Показатели Время тестирования Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

до эксперимента после эксперимента

Контрольная группа

Наклон вперед, см 9,22±0,35 11,82±0,35 <0,05

Прыжок в длину с места, см 176,3±1,81 179,3±2,09 >0,05

Сгибание-разгибание рук за 30 с, раз 11,6±1,04 15,6±1,01 <0,05

Поднимание ног за 20 с, раз 8,5±0,14 10,5±0,17 <0,05

Удержание упора, с 10,7±0,7 12,5±1,2 18,7±1,1 <0,05

Экспериментальная группа

Наклон вперед, см 9, 42±0,32 12, 49±0,33 <0,05

Прыжок в длину с места, см 179,1±2,10 180,5±2,07 >0,05

Сгибание-разгибание рук за 30 с, раз 10,7±1,02 14,7±1,01 <0,05

Поднимание ног за 20 с, раз 8,1±0,14 11,1±0,16 <0,05

Удержание упора (с) 8,2±0,59 9,3±0,60 >0,05

Выводы. Таким образом, при изучении мотивации женщин 25-35 лет к занятиям фитнесом выявлено, что 58,3% респондентов желают заниматься фитнесом так как их привлекают положительные отзывы о нем. Также, занятия фитнесом, как мы и предполагали, привели к повышению у испытуемых обеих групп показателей физического развития, физической подготовленности, умений заниматься физическими упражнениями. Наблюдаемое нами преимущество испытуемых экспериментальной группы в приросте показателей оздоровительной мотивации за время педагогического эксперимента обусловили более высокий уровень их развития после его завершения по сравнению с данными контрольной группы.

В заключении можно отметить, что женщины 25-35 лет, занимавшиеся в экспериментальной группе, где была реализована нами методика педагогических условий формирования оздоровительной мотивации, отличались более высоким уровнем развития ее компонентов. Это внутренние процессуальные мотивы оздоровительной деятельности, самооценка реального и идеального «физического Я», сила физкультурно-оздоровительной мотивации. Также мы сюда можем отнести знания в области физкультурно-оздоровительной деятельности, самооценку умений заниматься физическими упражнениями, здоровья, фигуры и телосложения, физической подготовленности.

Помимо этого изменения показателей физического развития и физической подготовленности у испытуемых экспериментальной и контрольной групп были относительно одинаковыми. Объясняется это тем, что при реализации разработанной нами методики педагогических условий основные параметры физической нагрузки в обеих группах исследуемых были равными. Поэтому, для того, чтобы сформированный у испытуемых экспериментальной группы высокий уровень оздоровительной мотивации, отразился в уровне физического развития и физической подготовленности занимающихся, необходимо более продолжительное время, чем девять месяцев, в течение которого проводился педагогический эксперимент. Это подтверждает тот факт, что они имели после эксперимента небольшое, но недостоверное преимущество в данных показателях.

Литература:

1. Дворкин, Л.С. Влияние занятий хатха-йогой на функциональное и физическое состояние пожилых людей / Л.С. Дворкин, Е.И. Ончукова, М.В. Одегнал. // Культура физическая и здоровье. 2016. № 5(60). С. 64-70.

2. Дворкин, Л.С. Естественно-научные основы спортивно-оздоровительной деятельности человека /

Л.С. Дворкин, А.А. Тарасенко, О.С. Трофимова, Н.И. Дворкина // Учебное пособие. Краснодар: ФГОУ ВО КГУФКСТ, 2017. - 376 с.

3. Кудяшев, М.Н. Формирование физкультурно-оздоровительной мотивации у женщин первого

периода зрелого возраста в процессе занятий в фитнес-клубе: автореф. дис.....канд. пед. наук: 13.00.04 / М.Н.

Кудяшев. - Набережные челны, 2011. - 24 с.

4. Лихачев, О. Е. Мотивы занятий оздоровительной физической культурой женщин 35-45 лет / О. Е. Лихачев, И. М. Лавриненко // Ученые записки. - № 11(45). - 2008. - С. 56-59

5. Романенко, Н.И. Теория и методика избранного вида спорта / Н.И. Романенко, О.С. Трофимова, Н.И. Дворкина // Учебное пособие. Краснодар: КГУФКСТ, 2017. - 260 с.

6. Самоделкина, Н.Д. Формирование целостного отношения женщин к своему здоровью средствами

комплексных оздоровительных технологий: дис.....канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.Д. Самоделкина. - Челябинск,

2009. - 178с.

7. Синенко, Г. С. Социально-педагогические условия формирования рекреативно-оздоровительной деятельности студенческой молодежи: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Г. С. Синенко. - М., 2011. - 24 с.

8. Тимофеева, А.А. Влияние фитнеса на формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой / Тимофеева А.А., Ивкина В.В. // В сборнике: Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов Материалы студенческой межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией И.Т. Насретдинова. - 2017. С. 121-126.

9. Трофимова, О.С. Влияние занятий фитнес-йогой на физическое состояние женщин 30-35 - летнего возраста / Трофимова О.С., Ончукова Е.И. // Научно-методический журнал - Физическая культура, спорт -наука и практика. г. Краснодар. - 2017. - №3. - С. 55-58.

10. Трофимова, О.С. Мотивация к занятиям фитнесом женщин первого периода зрелого возраста / Трофимова О.С., Тюнин А.А. // Международный научно-исследовательский журнал №10 (64). Октябрь 2017 -С. 51-54.

Педагогика

УДК:371

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры физкультурно-оздоровительных технологий Трофимова Ольга Сергеевна

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар); студентка Заплетина Алёна Вячеславовна

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар); студентка Фоменко Виктория Витальевна

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар)

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования влияния методики применения игровых упражнений на занятиях плаванием с детьми старшего дошкольного возраста, которые позволяют улучшить показатели физического развития, физической и плавательной подготовленности занимающихся. В исследовании приняли участие 29 детей старшего дошкольного возраста, посещающие занятия плаванием на базе центра плавания «РЫБА-KID» г. Краснодара.

Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что разработанная методика проведения занятий плаванием с детьми старшего дошкольного возраста на основе игровых упражнений является эффективной, так как делает возможным сократить сроки обучения детей плаванию. Так в результате педагогического эксперимента показатели физической подготовленности повысились как в экспериментальной, так и в контрольной группах, особенно показатели гибкости и результаты развития динамической силы мышц брюшного пресса (Р<0,05). Показатели, определяющие уровень развития взрывной силы и уровень развития координационных способностей достоверных различий не имели (Р>0,05).

Регулярные занятия плаванием по разработанной методике с использованием игрового метода существенно позволяют формировать стойкую мотивацию к систематическим занятиям двигательной активностью и повышают устойчивый интерес к плаванию у детей.

Ключевые слова: старшие дошкольники; исследование; игровая деятельность; физическое развитие; физическая подготовленность, плавательная подготовленность.

Annotation. The article presents the results of the research of the influence of the methods of using gaming exercises on swimming with the children of the senior preschool age, which allow improving the indices of physical development, physical and swimming preparedness of those engaged. The 29 children of senior preschool age involved in the study attending swimming classes at the swimming center "FISH-KID" in Krasnodar.

The analysis of the results of the pedagogical experiment has shown that the developed technique for conducting swimming classes with children of senior preschool age on the basis of gaming exercises is effective, since it makes it possible for children to learn to swim in a shorter period. Thus, as a result of the pedagogical experiment, the indices determining the level of development of physical qualities increased both in the experimental and control groups, especially the flexibility indicators and the results of the development of the dynamic force of the abdominal muscles (P <0,05). The indices determining the level of development of explosive force and the level of development of coordination abilities did not have significant differences (P>0,05). Regular swimming by the developed method with the use of the gaming method allows to form a strong motivation for systematic training of motor activity and increase a steady interest in swimming in children.

Keywords: senior preschoolers; study; game activity; physical development; physical readiness, swimming preparedness.

Введение. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровьесбережения, поскольку это самый благоприятный период для выработки правильных привычек,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.