Научная статья на тему 'Формирование финансовой политики предприятия'

Формирование финансовой политики предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1868
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование финансовой политики предприятия»

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

М.В. РОМАНОВА, кандидат экономических наук

Цели финансовой политики предприятия

Целью финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.

Все аспекты деятельности предприятия, отраженные в финансовом, налоговом и управленческом типах учета, поддаются управлению с помощью методов, наработанных мировой практикой, совокупность которых и составляет систему управления финансами.

В настоящий момент для предприятия характерна реактивная форма управления финансами, то есть принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между:

интересами предприятия и фискальными интересами государства;

ценой денег и рентабельностью производства; рентабельностью собственного производства и рентабельностью финансовых рынков;

интересами производства и финансовой службы и т.д.

Главной задачей на предприятии является переход к управлению финансами на основе анализа финансово - экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения.

Основными стратегическими задачами разработки финансовой политики предприятия являются: максимизация прибыли предприятия; оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;

достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;

обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

создание эффективного механизма управления предприятием;

использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

В рамках этих задач необходимо выполнить следующие мероприятия по ряду направлений в области управления финансами:

проведение рыночной оценки активов; разработка мер по снижению неденежных форм расчетов;

проведение анализа положения предприятия на рынке и выработка стратегии развития предприятия;

проведение инвентаризации имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия.

Следует отметить тот факт, что при разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникает основная проблема - совмещение интересов развития предприятия, наличие достаточного уровня денежных средств для проведения указанного развития и сохранение высокой платежеспособности предприятия.

Основные направления разработки финансовой политики предприятия

К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:

анализ финансово-экономического состояния предприятия;

выработка кредитной политики предприятия; управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;

управление издержками, включая выбор амортизационной политики;

выбор дивидендной политики.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия является той базой, на которой строится разработка его финансовой политики. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности предприятия являются:

анализ бухгалтерской отчетности; горизонтальный анализ; вертикальный анализ; трендовый анализ; расчет финансовых коэффициентов. Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных и относительных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности, а также тенденций их изменения.

В качестве примера осуществления выбора направлений финансовой политики на основе полученных результатов финансово-экономического анализа может служить принятие решения о реструктуризации имущественного комплекса в результате проведенного анализа рентабельности основных средств. Если рентабельность основных фондов низкая, стоимость основных фондов в структуре имущества высокая, следует принять решение о ликвидации или продаже (передаче), консервации основных средств, целесообразности проведения переоценки основных средств с учетом их рыночной стоимости, изменения механизма начисления амортизации и т.д.

В целях выработки кредитной политики предприятия необходимо провести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств.

На основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективность различных вариантов.

В отдельных случаях предприятию целесообразно брать кредиты и при достаточности собствен-ных средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что эффект от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка.

Предприятию может быть выгодно взять вексельный кредит, при этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту.

Финансовой службе предприятия необходимо: рассчитать потребность в заемных средствах (при ее отсутствии - возможную выгоду от их привлечения);

правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной

ставки, способы ее расчета - сложным процентом или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредитов и т.д.);

составить план погашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.

Управление оборотными средствами (денежными средствами, рыночными ценными бумагами), дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования (кроме производственных запасов), а также решение вопросов по этим проблемам требует значительного количества времени, и на этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов предприятия становится меньше его кредиторской задолженности).

Финансовой службе предприятия целесообразно постоянно контролировать очередность сроков финансирования активов, выбирая один из нескольких существующих на практике способов:

хеджирование (компенсация активов обязательствами при равном сроке погашения);

финансирование по краткосрочным ссудам; финансирование по долгосрочным ссудам; финансирование преимущественно по краткосрочным ссудам (агрессивная политика).

Предприятие может поддерживать обеспеченность взятых ссуд следующими методами: увеличением доли ликвидных активов; удлинением сроков, на которые выдаются ссуды предприятию.

Однако следует учесть, что эти методы ведут к снижению прибыльности:

в первом - путем вложения средств в малоприбыльные активы;

во втором - посредством возможности выплаты процентов по ссуде в период наличия собственных средств.

Кроме того, может быть применен метод финансирования за счет откладывания выплат по обязательствам, однако существуют пределы, установленные законодательством, до которых предприятие может относить сроки платежей.

В результате анализа оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности с учетом их нормативных значений необходимо принять решения о замене неденежных форм расчетов или, по крайней мере, об установлении их оптимального критического уровня на основе анализа эффективности вексельных расчетов или операций по переуступке прав требования долга;

В результате такого анализа необходимо провести полную инвентаризацию задолженности в целях реализации возможности взаимного погашения либо ее реструктуризации или провести анализ и списание безнадежных долгов и невостребованных сумм. В ряде случаев предприятию следует начать претензионную работу или обращаться с исками в арбитражный суд.

Планово-экономическим службам (ПЭО) целесообразно периодически проводить анализ структуры издержек производства, производя сравнение с различного рода базовыми данными и изучая природу отклонений от них.

При разработке учетной политики ПЭО совместно с бухгалтерией следует правильно выбрать базу для распределения косвенных расходов между объектами калькулирования либо выбрать метод отнесения косвенных расходов на себестоимость реализованной продукции.

В целях создания предпосылок для эффективной аналитической работы и повышения качества принимаемых финансово-экономических решений необходимо четко определить и организовать раздельный управленческий учет затрат по следующим группам:

переменные затраты, которые возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы;

постоянные затраты, изменение которых не связано непосредственно с изменением объемов производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, затраты на содержание аппарата управления, административные расходы и др.;

смешанные затраты, состоящие из постоянной и переменной части. К таким затратам относятся, например, затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые и телеграфные расходы и др.

Следует учесть, что провести определенную границу между переменными и постоянными затратами достаточно сложно. Например, в затратах на электроэнергию может быть как переменная составляющая, непосредственно зависящая от объемов производства, так и постоянная, связанная, например, с освещением помещений, работой охранных систем, компьютерных сетей и т.п. Во всех случаях целесообразно стремиться к такой организации учета, при которой вся совокупность затрат четко разделена по названным группам. В случае решения этой проблемы на предприятии возникнут условия для проведения углубленного операционного анализа (анализ безу-

быточности, текущий функционально-стоимостный анализ и функционально-стоимостный анализ на будущие периоды).

Информационной базой для расчетов по определению вышеупомянутых групп затрат и разработки амортизационной политики являются бухгалтерские группировочные ведомости по учету затрат, журналы-ордера, отчеты цехов и структурных подразделений.

Организация системы финансового планирования деятельности предприятия

Предприятию требуется современная система управления финансами, базирующаяся на разработке долгосрочной стратегии - бизнес - плана.

В бизнес-плане отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе. При этом необходимо учесть влияние внешних факторов, на которые предприятие не может воздействовать:

• инфляция, уровень безработицы, покупательская способность потребителей, величина процентной ставки за кредит и др.;

• политические, природные, научно-техничес-кие факторы и т.д.).

Бизнес-план должен содержать раздел основных показателей финансово-экономического состояния предприятия; раздел, содержащий информацию о целях деятельности предприятия, определенных количественно, и их достижение по времени. Приводятся данные о продукции, потребности в ней, показатели качества, экономические показатели продукции, характеристики дизайна и результаты его сравнения с другими аналогичными товарами, патентные права, показатели экспорта и его возможности, основные направления совершенствования как потребительских качеств выпускаемой предприятием продукции, так и его ассортиментного состава.

Необходим раздел, характеризующий производственно-технологическую и инновационную политику предприятия и содержащий информацию:

• об объеме выпуска продукции с начала выпуска и на период от года до пяти лет;

• о производственных мощностях (баланс мощностей, коэффициенты сменности оборудования и использования мощностей и т.д.);

• о долгосрочных активах (земля, основные производственные фонды, их состояние и потребность);

• о технологическом уровне производства, его соответствии современным требованиям, развитии НИОКР;

• о контроле за производственным процессом, гарантиях качества продукции, анализе при-

чин, потерь и простоев в производстве, методах учета затрат материалов, труда и других элементов себестоимости продукции, таких, например, как брак;

• о материальном обеспечении производства;

• об охране окружающей среды;

На основе принятого бизнес-плана, сформированного с учетом анализа финансово-экономического состояния предприятия, вырабатываются и принимаются решения в системе управления его финансовыми ресурсами.

Примерная схема принятия решений в системе управления финансами показана на рис. 1.

Разработку финансового плана целесообразно начинать с прогноза прибыли и убытков, так как, имея данные по прогнозу объема продаж, можно рассчитать необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, определить материальные и трудовые затраты.

Аналогично определяются и другие составные затраты на производство.

Далее разрабатывается прогноз движения (потока) наличных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Прогноз движения наличных средств учитывает приток наличных (поступления и платежи), отток наличных (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит), начальное и конечное сальдо банковского счета.

Необходима разработка прогноза баланса активов и пассивов (по форме балансового отчета), который и является хорошей проверкой прогноза прибылей, убытков и движения наличных средств. При составлении прогноза баланса учитываются приобретения основных фондов, изменение стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые займы, выпуск акций и других ценных бумаг и т.д.

На этой основе в целях обеспечения платежеспособного состояния предприятия просчитывается его финансовое положение, финансовая стабильность,

устойчивость. Результаты анализа относительных показателей и коэффициентов могут вызвать необходимость разработки нового варианта финансового плана, который должен начинаться с выбора заданных значений.

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, необходимо создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

Важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из:

систем бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия;

системы сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия.

Рис. 1. Принятие решений в системе управления финансами

Эти системы включают: процессы формирования бюджетов, структуры бюджетов, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов.

Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и всего предприятия необходимо внедрять в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов по пересмотру ежеквартальных планов и смет, большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования).

Преимущества внедрения принципов бюджетного планирования:

а) помесячное планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, чем ныне действующая система бухгалтерского учета финансовой отчетности, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи во внебюджетные фонды);

б) в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет предоставлена большая самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;

в) бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.

В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений пред-

приятия необходимо создать следующую сквозную систему бюджетов на предприятии, состоящую из следующих функциональных бюджетов: бюджет фонда оплаты труда; бюджет материальных затрат; бюджет потребления энергии; бюджет амортизации; бюджет прочих расходов; бюджет погашения кредитов; налоговый бюджет.

Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов предприятия.

С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования, занятости) и часть налоговых отчислений.

Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть сторонних платежей предприятия.

Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия, кроме того, фактически амортизационные отчисления могут использоваться в качестве оборотных средств предприятия.

Бюджет прочих расходов позволит экономить на наименее важных финансовых расходах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюджет погашения кредитов и займов позволит осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей.

Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный и бюджеты других уровней, а также во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, медицинского страхования, занятости и т.д.). Этот бюджет планируется только в целом по предприятию.

Таблица 1

Примерная система бюджетов предприятия

Бюджеты Размер бюджетов структурных подразделений Итого сводный бюджет

производств, подразд. (цеха) функциональные службы непромышленная группа

1 2 3 4 5 б 7 8 9

Фонд оплаты труда ФОТ1 ФОТ2 ФОТЗ ФОТ4 ФОТ5 ФОТ6 ФОТ7 ФОТ8 ФОТ9 SUM ФОТ

Материальные затраты М31 М32 мзз М34 М35 М36 М37 М38 М39 SUM мз

Энергопотребление ЭП1 ЭП2 эпз ЭП4 ЭП5 ЭП6 ЭП7 ЭП8 ЭП9 SUM эп

Амортизация Al А2 A3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 SUMA

Прочие расходы ПР1 ПР2 ПРЗ ПР4 ПР5 ПР6 ПР7 ПР8 ПР9 SUMnP

итого SUMI SUM2 SUM3 SUM4 SUM5 SUM6 SUM7 SUM8 SUM9 SUM БП

Бюджет подразделений Бюджеты цехов Бюджеты функциональных служб Бюджеты непромышленной группы

Кредитный бюджет SUM КБ

Налоговый бюджет SUM НБ

Итого сводный бюджет Сводный бюджет по составу затрат равен сводному бюджету стр. под. плюс кредитный и налоговый бюджеты SUMCB

Примерная система бюджетов предприятия приведена в таблице 1.

Руководству предприятия целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес-плана и сводного бюджета. Их разработка является способом пробудить, усилить и организовать коллективную волю руководства посредством осознания общих ценностей и целей предприятия.

Необходимо выявить наиболее значимый круг нормативов (стандартных издержек) в краткосрочный период и разработать план действий по их соблюдению. Этим должна заняться ПЭ служба и техническая служба. Этот план действий может выявить приоритеты текущего управления финан-

сами, способствуя равномерному обеспечению предприятия оборотными средствами.

При разработке бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, то есть бюджеты цехов являются "вложенными" в бюджет производства, бюджеты производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет.

Ежемесячно для каждого структурного подразделения целесообразно разрабатывать сводный бюджет структурного подразделения по следующей форме:

Наименование подразделения Бюджеты Итого сводный бюджет стр. подразделения

фонд оплаты труда материальные затраты потребление энергии амортизация прочие расходы

В дополнение к сводному бюджету составляются функциональные бюджеты по соответствующим статьям затрат.

Бюджет фонда оплаты труда предлагается составлять по следующей форме:

Бюджет ФОТ затрат

план факт отклонение

ежедневно на месяц ежедневно с нач. месяца ежедневно с нач. месяца

Основная зарплата

Дополнительная зарплата

Премиальные выплаты

Итого

Бюджет материальных затрат предлагается составлять по следующей форме:

Нормы расхода сырья, комплектующих, материалов на произвол, программу структур, подразделения Бюджет материальных затрат

план факт отклонение

ежедневно на месяц ежедневно с нач. месяца ежедневно с нач. месяца

Итого

Бюджет потребления энергии предлагается составлять по следующей форме:

Производственная программа Бюджет потребления энергии

план факт отклонение

ежедневно на месяц ежедневно с нач. месяца ежедневно с нач. месяца

Электроэнергия

Тепловая энергия

Вода, воздух, пар и т.д.

Итого

Бюджет амортизации предлагается составлять по следующей форме:

Амортизационные отчисления Бюджет прочих расходов

план факт отклонение

ежедневно на месяц ежедневно с нач. месяца ежедневно с нач. месяца

Капитальный ремонт

Текущий ремонт

Реновация (в т.ч. капстроительство)

Итого

Бюджет прочих расходов предлагается составлять по следующей форме:

Амортизационные отчисления Бюджет прочих расходов

план факт отклонение

ежедневно на месяц ежедневно с нач. месяца ежедневно с нач. месяца

Командировочные расходы

Транспортные расходы и т.д.

Итого

В целях разработки прогнозного годового сводного бюджета необходимо использовать в качестве исходных данных:

прогноз денежной выручки от реализации продукции;

обобщенные данные по постоянным издержкам производства с распределением их по основным видам продукции. Предварительное распределение постоянных издержек производства по видам продукции позволит более объективно оценить ее рентабельность. Предварительное распределение постоянных издержек позволит увеличить эффективность текущего управления финансами;

данные по 'временным издержкам по каждой товарной группе;

прогноз удельного веса бартера и взаимозачетов в объеме реализации продукции предприятия;

прогноз налоговых выплат, банковских кредитов и возможностей их возврата;

данные по основным производственным и резервным фондам предприятия.

Для текущего управления финансами чрезвычайно важны данные о разнице между временем отгрузки и временем оплаты продукции: удельные веса поставок продукции за предоплату; поставок, оплачиваемых в течение одного - трех месяцев после отгрузки; поставок по бартеру. Обобщение такой информации позволит спрогнозировать реальное поступление денежных средств в планируемом периоде (месяц, квартал, год), которое является основой для формирования плана движения денежных средств.

Примерная структура сводного бюджета, обобщающего работы по финансовому прогнозированию и планированию, представлена на рис. 2.

В целях организации системы бюджетирования на предприятии необходимо выделить четыре центра ответственности (центра принятия управленческих решений) (далее - ЦО):

ЦО по доходам включает коммерческие службы с маркетингом;

ЦО по расходам включает производственные и технические;

ЦО по прибыли включает финансовые службы; ЦО по инвестициям включает технические службы совместно с финансовыми.

Четкое определение состава ЦО позволяет более эффективно внедрить сквозную систему финансового планирования на предприятии.

Составляющими сводного бюджета являются: исходные прогнозные данные; производственная программа; баланс прибыли и убытков; баланс предприятия; отчет о движении денежных средств. Сводный бюджет предприятия состоит из доходной и расходной частей, основные статьи его представлены в табл. 2.

Оптимальным является такой бюджет, в котором доходная часть равна расходной части.

Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и плана финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, необходимо учесть остатки средств на балансовых счетах предприятия и изменения в оплате отгружаемой продукции. На основе всех этих данных необходимо составить сводный план финансовых поступлений (на месяц, квартал, год).

Сводный план финансовых поступлений позволит сформировать расходную часть бюджета

Запасы готовой продукции, сырья, комплектующих, оборот тары. Стоимость основных

производственных фондов

Директор, ЦО по доходам, финан. прогнозу на год, расходам, прибыли, инвестициям: Система эк. нормативов и пороговых отклонений финан. показателей. Исходные предпосылки

ЦО по доходам заключенные контракты и прогноз сбыта

ЦО по расходам: бюджет закупок сырья и комплектующих

ЦО по доходам и расходам: Производственная программа Годовая программа производства (может быть многовариантной<*>)

ЦО по расходам: бюджет текущего и капитального ремонта

ЦО по расходам и прибыли:

расчет стандартных издержек (переменные и смешанные затраты): Бюджет цеховой себестоимости: сырье, энергия, комплектующие. Бюджет по труду

ЦО по расходам и прибыли:

расчет стандартных издержек (постоянные и смешанные затраты): Смета административных расходов. Смета коммерческих расходов

ЦО по прибыли: прогноз прибылей и убытков

ЦО по прибыли: график ЦО по прибыли: ЦО по прибыли: страховой

налогов прогнозный баланс бюджет

1

ЦО по прибыли и ЦО по доходам и прибыли: ЦО по прибыли и

инвестициям Прогноз денежного потока инвестициям

Инвестиции Кредитный план

Рис. 2. Предполагаемая структура сводного бюджета предприятия

предприятия на контрольный период (месяц, квартал, год) (см. табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расходы сводного бюджета планируются на основании следующих исходных данных: плана-графика налоговых выплат; бюджета фонда оплаты труда; плана-графика платежей во внебюджетные фонды;

бюджета материальных затрат в расчете на планируемую производственную программу; бюджета электроэнергии; плана-графика погашения кредитов; бюджета прочих расходов. На практике часто случается ситуация, когда происходит задержка платежей за отгруженную продукцию либо происходит взаимозачет встречных платежей. В такой ситуации фактическая доходная часть бюджета сокращается и, соответственно, в целях ликвидации дефицита бюджета воз-

никает необходимость оперативного пересмотра (корректировки) бюджета.

Необходимо использовать подход к пересмотру расходов бюджета, основанный на системе приоритетов финансирования (оплаты) текущих расходов предприятия.

В качестве приоритетных рассматриваются следующие затраты (расходы) бюджета:

выплата налогов в федеральный и бюджеты других уровней;

заработная плата работников в расчете на производственную программу предприятия;

платежи во внебюджетные фонды;

затраты на закупку материалов, комплектующих и т.д., необходимых для выполнения производственной программы предприятия и для обеспечения функционирования производственных помещений и системы комплектаций (инженерных сетей);

оплата потребляемой электроэнергии.

Рассмотрение этих вопросов (в части корректировки бюджета предприятия) необходимо осуществлять не реже одного раза в неделю (т.к. поступление средств на счета бюджета предприятия происходит неравномерно).

Таблица 2

Сводный бюджет предприятия (основные статьи)

<*> Многовариантность производственной программы вытекает из возможности составления многовариантных прогнозов сбыта. Вариантам производственной программы могут соответствовать разные уровни стандартных издержек в зависимости от объемов и номенклатуры производства и инфляции.

Доходная часть Расходная часть

Выручка от реализации продукции и от прочей реализации Налоги в бюджет

Доход от внереализационных операций Заработная плата

Остатки средств на банковских счетах на начало планового периода Платежи во внебюджетные фонды

Кредиты и займы Закупки сырья и материалов

Оплата электроэнергии

Выплаты по кредитам (с учетом процентов)

Прочие расходы

Дефицит бюджета (в случае превышения расхода над доходом)

Для оперативного управления движение денежных средств, с которым связано большинство оперативных решений, требуется отображать с помощью динамических регистров, служащих для оперативного учета и, соответственно, текущего управления финансами компании. Состав показателей и общее количество указанных регистров может меняться в зависимости от возникновения новых задач оперативного управления финансами. В настоящее время целесообразно помимо обобщающего регистра движения денежных средств иметь регистры по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью, а также банковскими кредитами.

Составление сводного бюджета предприятия, а также прогнозирование ставки банковского процента и платежеспособности клиентов предприятия позволяют определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия. В качестве источника данных для реализации указанных мероприятий необходимо использовать информационные носители (динамические регистры) по движению денежных средств. В динамический регистр целесообразно включать следующие показатели, раскрывающие динамику высоколиквидных средств предприятия:

поступления средств на счет предприятия в текущем году за отгруженные в прошлом году товары и оказанные услуги;

поступление оплаты за отгруженные товары и оказанные услуги в текущем году;

динамика доходов от фондовой деятельности (управление фондовым портфелем, доходы от новых эмиссий акций);

расходование выручки от продаж по основным направлениям: закупка сырья и материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие текущие потребности предприятия;

выплата процентов по кредитам; выплата дивидендов; инвестиционные расходы; величина свободных средств предприятия (или величина их дефицита).

Таким образом, оперативное управление финансами предприятия необходимо строить на сочетании сводного бюджета с набором динамических регистров, используемых для каждой задачи оперативного управления финансами.

Особое внимание необходимо обратить на управление дебиторской, кредиторской задолженностью и управление запасами.

Система контроля запасов, динамическая система (оперативная), необходима для отслеживания каждой позиции на складах с целью избежания нехватки или излишков в зависимости от объемов

потребления по видам и внешним условиям. То есть система должна показать динамику объемов товаров на складах и определить с учетом внешних условий оптимальную партию заказа, а по плановому бюджету и сроки заказов.

Взаимоувязанный контроль дебиторской задолженности, учет реализации и платежей позволит собирать и анализировать информацию о просроченных задолженностях, о наступлении сроков выплат, сбор данных для "платежной дисциплины" для принятия решения о предельной величине или срока кредита, для принятия решения по кредитной политике. В любой момент необходимо знать ситуацию по задолженностям и предоплате, как по отдельным позициям, так и по организации в целом, как по поставщикам сырья и материалов, так и по покупателям продукции.

Все это позволит синхронизировать денежные потоки предприятия, что приведет к стабильной, достаточно достоверно планируемой работе, с одной стороны, и к снижению остатков на счетах, следовательно, более эффективному использованию активов компании.

Немаловажным фактором является появление обратной связи от системы - мониторинг, и контроль покажет отклонения от целей развития, то есть выявит сферы, не отвечающие потребностям АО, то есть неспособности выхода на планируемый уровень, покажет причину и даст направление для управления этими отклонениями.

Сводные годовые, квартальные и месячные бюджеты предприятия формируются планово-эко-номической службой.

В рамках формирования сводных бюджетов составляются бюджеты по отдельным статьям затрат, процесс формирования которых представлен в табл. 3.

В целях осуществления контроля за исполнением бюджетов предлагается использовать двухуровневую систему этого контроля.

Нижний уровень - контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений предприятия, непосредственно осуществляемый ПЭО, при этом контролируется как сводный бюджет, так и составляющие его функциональные бюджеты.

Верхний уровень - контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по статьям затрат), осуществляемый ПЭО предприятия и бухгалтерией.

Основными элементами системы контроля являются:

объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;

предметы контроля - отдельные характеристики

Таблица 3

Процесс формирования бюджетов по статьям затрат

Бюджет по статьям затрат Подразд., ответств. за формирование Согласующие подразделения Утверждение бюджета Срок утверждения

Фонд оплаты Туда Служба управления трудом и заработной платой Производственная служба, ПЭО, бухгалтерская служба Зам. ген. директора по финансам За 10 дней до начала периода действия бюджета

Материальные затраты Планово- экономическая служба Производственная служба, ПЭО, бухгалтерская служба, снабженческая служба Зам. ген. директора по финансам За 10 дней до начала периода действия бюджета

Потреб ление энергии Планово- экономическая служба Производственная служба, ПЭО, бухгалтерская служба, служба Главного Энергетика Зам. ген. директора по финансам За 10 дней до начала периода действия бюджета

Амортизация Планово- экономическая служба Производственная служба, ПЭО, бухгалтерская служба, служба Главного Энергетика, служба Главного механика Зам. ген. директора по финансам За 10 дней до начала периода

Прочие расходы Планово- экономическая служба ПЭО, бухгалтерская служба Зам. ген. директора по финансам За 10 дней до начала периода

Погашение кредитов Бухгалтерская служба ПЭО, бухгалтерская служба Зам. ген. директора по финансам За 10 дней до начала периода

Налоги и платежи во внебюджетные фонды Бухгалтерская служба ПЭО, бухгалтерская служба Зам. ген. директора по финансам За 10 дней до начала периода действия бюджета

состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и т.д.);

субъекты контроля - структурные подразделения предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением бюджетов;

технология контроля бюджетов - осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических состояний бюджетов от плановых.

Контроль за соблюдением расходной части комплексного бюджета является важной задачей, от решения которой во многом зависит эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для обеспечения качественного решения этой задачи необходимо установить четкий порядок управленческих процедур, который позволит обеспечить:

оперативное проведение анализа фактических отклонений от плановых значений (сумм) сводного бюджета (в т.ч. анализ по отклонениям функциональных бюджетов);

Система контроля за формированием и 1

разработку мероприятий по ликвидации непроизводственных затрат и удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;

оформление и представление руководству предприятия аналитических материалов по исполнению сводного и функциональных бюджетов, для оперативной коррекции этих бюджетов и, соответственно, бюджетов структурных подразделений.

Предлагаемая система контроля за формированием и исполнением сводного бюджета предприятия представлена в табл. 4.

Реализацию вышеописанной методологии целесообразно осуществлять через создание и внедрение комплексной автоматизированной системы бюджетного планирования деятельности предприятия, что позволит максимально оперативно получать информацию об исполнении бюджета и, соответственно, вносить необходимые коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами предприятия.

Таблица 4

олнением сводного бюджета предприятия

Этапы бюджета Ответственные подразделения(по этапам) Согласование по этапам Контроль Утверждение

Формирование Доходная часть Коммерческая служба Планово-эконом и-ческая служба, бухгалтерская служба Бухгалтерская служба Директор

Формирование Расходная часть Производственные и технические службы Планово-экономи-ческая служба, бухгалтерская служба Бухгалтерская служба, планово-экономическая служба Директор

Исполнение Доходная часть Коммерческая служба Планово-экономи-ческая служба, бухгалтерская служба Бухгалтерская служба, планово-экономическая служба Директор

Исполнение Расходная часть Производственные и технические службы Планово-экономи-ческая служба, бухгалтерская служба Планово-экономическая служба, бухгалтерская служба Директор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.