Научная статья на тему 'Формирование финансово-промышленных групп России в 1990-е гг'

Формирование финансово-промышленных групп России в 1990-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1308
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ / ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ / БАНК / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КАПИТАЛ / ЭКОНОМИКА / RUSSIA / FINANCIAL-INDUSTRIAL GROUPS / FINANCIAL INSTITUTIONS / BANKS / INDUSTRY / CAPITAL / STATE / ECONOMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лутошкин Сергей Александрович

В статье рассматриваются основные этапы формирования финансово-промышленных групп (ФПГ) России в 1990-е гг. Проанализированы основные предпосылки возникновения подобных форм объединения в промышленном и финансовом секторах экономики, а также механизм их создания в условиях переходной рыночной экономики. Проведенный анализ позволил выявить основные формы финансово-промышленных групп в России, установить наличие у них национальной специфики. Автор приходит к выводу о том, что отличительной особенностью стало формирование российских бизнес-групп преимущественно из числа бывших номенклатурных и комсомольских работников и на основе уже существовавшей материальной базы, что во многом способствовало их быстрому оформлению в крупные концерны. При этом государство не препятствовало созданию промышленно-финансовых корпораций, надеясь в последующем получить от них финансовую поддержку в виде налоговых поступлений и оживления производства за счет вложения корпораций в неликвидные предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF FORMATION OF FINANCIAL-INDUSTRIAL GROUPS IN RUSSIA IN 1990S

The article examines the main stages of the financial-industrial groups formation in Russia in the 1990s, analyzes the main premises of these forms of association in the industrial and financial sectors, as well as the mechanism of their creation under conditions of the transitional market economy. The study revealed the main forms of financial and industrial groups in Russia and the fact that they had a national specificity. The author concludes that the distinctive feature was the formation of Russian business groups mostly from the former nomenklatura and Komsomol workers on the basis of pre-existing material base, which largely contributed to their rapid transformation into large concerns. The state did not prevent the creation of industrial and financial corporations, because of receiving financial support in the form of replenishment of the state budget through tax revenues and revival of production through investments in illiquid corporate enterprises.

Текст научной работы на тему «Формирование финансово-промышленных групп России в 1990-е гг»

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП

РОССИИ В 1990-Е ГГ.

С. А. Лутошкин

Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются основные этапы формирования финансово-промышленных групп (ФПГ) России в 1990-е гг. Проанализированы основные предпосылки возникновения подобных форм объединения в промышленном и финансовом секторах экономики, а также механизм их создания в условиях переходной рыночной экономики. Проведенный анализ позволил выявить основные формы финансово-промышленных групп в России, установить наличие у них национальной специфики. Автор приходит к выводу о том, что отличительной особенностью стало формирование российских бизнес-групп преимущественно из числа бывших номенклатурных и комсомольских работников и на основе уже существовавшей материальной базы, что во многом способствовало их быстрому оформлению в крупные концерны. При этом государство не препятствовало созданию промышленно-финансовых корпораций, надеясь в последующем получить от них финансовую поддержку в виде налоговых поступлений и оживления производства за счет вложения корпораций в неликвидные предприятия.

Ключевые слова: Россия, финансово-промышленные группы, финансовый институт, банк, промышленность, капитал, экономика.

Введение

Обоснование темы. Сегодня из-за усложнения политической ситуации в мире в российском обществе ведутся активные дискуссии по поводу выживания отечественной экономики. В этой связи особенно актуальна тема исследования истории создания крупных финансово-промышленных групп, которые играют важную роль в современной рыночной экономике. Именно процессы, происходившие в экономике России в 1990-е гг., несут в себе ответы на многие проблемные вопросы сегодняшнего дня.

Обзор литературы. В настоящее время изучение истории создания финансово-промышленных групп в РФ в постсоветский период находится в стадии своего формировани и включает в себя работы, посвященные проблемам формирования модели рыночных реформ, истории приватизации в России и др. (1).

Цели и задачи. В статье ставится цель проанализировать процесс формирования ФПГ в России в 1990-е гг., раскрыть механизмы и особенности их функционирования и развития.

Исследование проблемы

История создания и развития ФПГ связана с усилением процесса сращивания промышленного и банковского капиталов. Такая тенденция потребовала новой организационной формы капитала и промышленного производства.

Классическим примером интеграции крупного капитала можно считать ФПГ США и стран западной Европы, сформированных в период XIX и начала ХХ в. «Концепция производства, монополия, вырастающая из нее, слияния или сращивания банков с промышленностью - вот история возникновения финансового капитала и содержания этого понятия», - писал в свое время В.И. Ленин.

В России подобные процессы наметились практически в тот же период, что и в западных странах, лишь с небольшим опозданием, и по масштабам, конечно, они уступали своим иностранным аналогам. Примером подобных объединений финансового и промышленного капитала в России начала ХХ в. служит, например, «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель».

С крушением Советского Союза и развалом старой экономической системы в новой России возникают весьма серьезные экономические трудности. В первую очередь, это резкий спад во всех сферах экономики. Объем промышленного производства в 1991 г. сократился на 8%, а в 1992 г. - на 18% (2). В 1993 г. объем производства промышленной продукции уменьшился по сравнению с 1992 г. на 16,2% (3). Как видно, отечественная промышленность находилась в кризисном состоянии. В этой связи ряд бывших союзных министерств, занимавшихся энергоресурсами, стал реструктуризироваться в коммерческие организации, которые все больше получали очертания ФПГ. Да и многие крупные и мелкие производства все более тяготели к коммерческим финансовым структурам в надежде на помощь коммерческих банков для выхода предприятий из кризиса.

Возникла необходимость в появлении в экономическом механизме страны, наряду с малыми и средними предпринимательскими структурами, крупных производственно-хозяйственных комплексов, нацеленных на обеспечение конкурентно способной продукции предприятий наукоемкой промышленности и активизацию процессов инвестирования в сфере реальной экономики (4). Как отмечал Е.Т. Гайдар, «в 1993 г. в России началась приватизация, и промышленность получила патронаж от государства и частного

сектора в лице коммерческих банков. Это и стало прологом к формированию ФПГ в России» (5).

Уровень концентрации банковского капитала в начале 1990-х гг. был значительно ниже промышленного. Сказывалось наследие мощных промышленных объединений, существовавших в СССР. Банковская сфера была в основном представлена небольшими банками, у которых был незначительный уставной капитал.

У многих банков, включаемых в систему ФПГ, не было достаточного количества оборотных средств для полного финансирования группы в целом. Это и стало одной из причин возвышения и стабильного развития ФПГ с крупным промышленным ядром. Их еще называют государственными ФПГ.

В период приватизации коммерческие банки устремились интегрироваться в отрасли промышленности, где можно было получить наиболее быструю прибыль при меньших капиталовложениях. Как правило, это были предприятия сырьевого, пищевого, строительного секторов экономики. Другие же отрасли промышленности требовали мощного финансового стимулирования и к началу приватизации находились далеко не в лучшем состоянии. Да и сам тип экономической системы постсоветского периода не был нацелен на такие отрасли, как оборона или научное производство.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что приватизация 1990-х гг. в РФ не дала столь ожидаемого эффекта, в том числе для развития отечественной промышленности, на который рассчитывали реформаторы. По этой же причине образование ФПГ не способствовало росту производства в реальном секторе экономики в первой половине 1990-х гг.

В период второго этапа приватизации (период залоговых аукционов), начавшегося в 1996 г., окрепшие к тому времени финансовые институты стремятся к покупке государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Последующая переориентация основного центра ФПГ от финансовых институтов к мощным промышленным производствам, как правило, в энергетической сфере, была вызвана экономическим кризисом 1998 г., Поэтому многие ФПГ, у которых отсутствовала мощная промышленная база в виде крупных топливных и металлургических комплексов, попросту исчезли. Также последствием кризиса стало и образование более крупных и масштабных групп, которые в период экономических катаклизмов могли бы быть менее уязвимы.

После оформления контуров структур, напоминающих холдинги, государство стало создавать законодательную базу для регулирования правовых отношений в этой области. Первым в истории РФ нормативно-правовым актом, регулирующим промышленные отношения, стал Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» (6). В данном акте были определены основные кон-

туры организационно-правового механизма, определяющие образование ФПГ, а также роль государства в этом процессе.

Данный указ в совокупности с рядом принятых постановлений и распоряжений Правительства РФ закрепил исходные положения правового регулирования регистрации и деятельности ФПГ. Помимо основного законодательного акта были приняты еще ряд дополнительных нормативно правовых актов. Среди них - Постановление Правительства РФ от 23 мая 1994 г. № 508 «О порядке проведения экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп, представляемых на рассмотрение Правительства Российской Федерации» (7).

Еще один акт от 19 июня 1994 г. № 707 «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации» (8). Необходимо также отметить, что по конкретным ФПГ были приняты специальные указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ. Примером тому служат Указ Президента РФ от 28 октября 1994 г. № 2023 «О выработке мер государственной поддержки создания и деятельности «Интеррос» (9) и Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. № 688 «О межгосударственной финансово-промышленной группе "Интеррос"» (10).

Таким образом, к концу ХХ в. благодаря начавшимся реформам сложились объективные предпосылки для появления на территории России крупных промышленных и финансовых конгломератов. В первую очередь, это бывшие отраслевые министерства, связанные с ТЭКом. На их основе образовались наиболее известные ФПГ России конца ХХ в. - Лукойл и Газпром.

Группа «Лукойл» была образованна на основе бывшего Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР. Буквально в последние годы существования административно-командной системы в экономике стало ясно, что наметившиеся глубокие экономические преобразования добрались до крупных технологических комплексов, которые в рамках старой министерской системы (в частности нефтяная отрасль) уже не могли эффективно функционировать. Вместо старой системы был образован государственный нефтяной концерн, в состав которого входили три крупных нефтедобывающих районов - Лангепас, Урай, Когалым с соответствующей инфраструктурой, необходимой для добычи и переработки углеводородов.

Своим появлением компания обязана, в первую очередь, личности ее создателя и руководителя В.Ю. Алекперова, который, будучи первым заместителем министра нефтяной и газовой промышленности, ездил в страны Западной Европы и США, когда наметилась тенденция к упразднению министерства и преобразованию его в интегрированные компании. Он обратился к руководству компании «ВР» с просьбой помочь в создании подобной структуры в России и предложил стратегическое партнерство в будущем. Однако,

несмотря на такие выгодные предложения, компания «ВР» отказала в содействии и сотрудничестве. «Мы считали это несбыточной мечтой», - вспоминает Дэвид Рэрдон, сотрудник «ВР», принимавший участие в переговорах. -Мы и представить не могли, что можно приватизировать лучшие нефтяные ресурсы Советского Союза» (11). Вскоре о переговорах узнали в Москве, и Алекперова решили уволить из министерства. Но ему повезло, вскоре произошли августовские события 1991 г., которые изменили расстановку сил на политической арене, что способствовало преобладанию точки зрения на переход к рыночной экономике. В результате приватизации компании в 19941997 гг. у государства сохранилось 26,6% акций (12).

Еще одна из финансово-промышленная группа - РАО «Газпром» - была образована на базе бывшего советского отраслевого министерства. В СССР газ стали добывать еще в 1930-е гг., а в 1960-1970-е гг. добыча происходила уже в большом количестве.

Министерство газовой промышленности СССР в 1989 г. было преобразовано в Государственный газовый концерн «Газпром». В целом это классический пример образования ФПГ на основе существовавшего советского отраслевого министерства. «Газпром» сначала своего появления напоминал трест. В 1992 г. компания была преобразована в Российское акционерное общество «Газпром». В январе 1997 г. «Газпром» стал холдинговой компанией.

Главным акционером «Газпрома» являлось государство, у которого находилось порядка 35% акций, то есть блокирующий пакет акций. Сама компания владела 10% акций, а остальные 55% находились у физических и юридических лиц (13).

Главным инициатором создания «Газпрома» выступил В.С. Черномырдин, задумавший в самом конце 1980-х гг. создать корпорацию, отвечавшую требованиям времени, которую он сам и возглавил.

Структура компании была образована на основе заимствованной схемы одной из итальянских газовых компаний - ENI. После распада СССР часть месторождений и предприятий компании по добыче и обработке оказалась на территории суверенных государств, с которыми руководство компании начало выстраивать новые отношения. Итогом этого стало создание межгосударственной компании. В ноябре 1992 г. концерн «Газпром» был преобразован в открытое акционерное общество, чему способствовал лично В.С. Черномырдин, который возглавлял в рассматриваемый период Министерство топлива и энергетики. Он пролоббировал предложение исполняющего обязанности премьер-министра Е.Т. Гайдара о разделении газовой и нефтяной промышленности на отдельно взятые небольшие компании, которые в дальнейшем должны были бы быть приватизированы. Частично в начале 1990-х гг. это затронуло только нефтяную промышленность.

Желание государства контролировать компанию было связано с пониманием стратегического значения данной отрасли для страны. «Газпром» является классическим примером неофициальной ФПГ, существовавшей в 1990-е гг. Помимо прочего еще в СССР у концерна был двойной статус. С одной стороны, он был государственной собственностью, а с другой - юридическим лицом, что было уникальным явлением последних лет существования Советского Союза.

Основным приоритетом «Газпрома» в 1990-е гг. была внешняя торговля. В наследство ему досталось мощная инфраструктура, построенная в 19701980-е гг. для транспортировки природного газа за рубеж. В 1973 г. было создано Всесоюзное объединение «Союзгазэкспорт» при Министерстве внешней торговли СССР, которое в 1993 г. вошло в состав «Газпрома» уже в качестве объединения «Газэкспорт». В 1996 г. экспорт природного газа в страны дальнего зарубежья составил 123,6 млрд. куб. м газа, что составляло в тот период примерно треть мирового экспорта газа (14).

Примером негосударственных ФПГ, появившихся в 1990-е гг., может служить группа, принадлежавшая Б.А. Березовскому. Ее создание началось с операций Березовского с концерном «АвтоВАЗ». У будущего олигарха были контакты с руководителем этого завода еще со времен его работы в Институте управления, когда он занимался поставками туда автоматизированных систем. В 1989 г. Березовский выступил с предложением о поставке на завод системы программного обеспечения.

Директором «АвтоВАЗа» тогда был В.В. Каданников, который предложил для этого итальянскую фирму «Лого систем», занимавшуюся автоматизацией производства. Выбор был сделан не случайно. Ведь иностранной компании позволялось вести бизнес не на основе кооперативного, а на основе совместного предприятия. Это позволяло держать часть прибыли в валюте в иностранных банках. Так, в мае 1989 г. появилось совместное предприятие «Лого ВАЗ». Президентом компании стал директор «АвтоВАЗа» Каданников, генеральным директором - Б.А. Березовский. В итоге компания так и не стала заниматься программным оснащением завода, а стала сразу продавать продукцию предприятия.

Торговля эта приносила огромную прибыль и способствовала росту благосостояния ее владельцев. А в СССР сложилась весьма запутанная схема по продаже автомобилей через сеть дилерских учреждений, у представителей которых были весьма хорошие отношения с руководством «Авто ВАЗа», что позволяло им покупать автомобили ниже их себестоимости, а продавать в два раза дороже. По такой схеме прибыль получали только те, кто все это организовал, а само предприятие не получало абсолютно никакой выгоды.

После распада СССР, когда стало возможно заниматься практически любым видом предпринимательской деятельности, Б. А. Березовский кроме

автомобильного бизнеса начал активно создавать свою финансово-промышленную империю. В период 1993-1994 гг. им была создана компания «АВВА». Подобная схема больше всего напоминала финансовую пирамиду «МММ» Мавроди. Главный посыл в создании компании «АВВА» заключался в создании народного автомобиля, который должен был быть доступен каждому россиянину.

Это был очень хитрый ход будущего олигарха, ведь автомобиль еще со времен Советского Союза воспринимался как некий символ свободы и большого благосостояния его владельца. Естественно, что люди, в тот момент уверовавшие в западные ценности, с большим энтузиазмом принялись вносить свои деньги в эту компанию, ведь каждому был обещан новый автомобиль. Компанией «Дженерал Моторс» был заключен договор с «АвтоВАЗом» о строительстве на заводе в г. Тольятти сборочной линии для производства народного автомобиля компании «АВВА».

Запуск производства был запланирован на 1996 г., причем начало производства и выборы президента в России совпали не случайно, потому что это был очень тонкий расчет, который компания могла использовать в своих интересах. По разным оценкам, проект стоил примерно 800 млн долларов (15).

Проходили рекламные акции в поддержку проекта «народный автомобиль». «АВВА» продавала ценные бумаги населению страны за 10 тыс. рублей. Это было похоже на покупку ваучеров, продававшихся в тот же период. Выдаваемые сертификаты были бессрочными и имели юридическую силу до момента постройки поточной линии по производству народного автомобиля, потом их можно было обменять на акции компании «АВВА» или на деньги. Держатели сертификатов должны были потом участвовать в лотерее, призом в которой должна была стать тысяча новых «вазовских» машин (стоимость примерно 7 тыс. долларов) - со скидкой от 30 до 100% (16). Десятки тысяч россиян купили сертификаты компании «АВВА» на общую сумму 50 млн долларов (17).

Но афера очень быстро раскрылась, и громко раскрученная компания стала приносить все меньше и меньше прибыли. Компания «Дженерал Моторс», поняв всю бесперспективность проекта вышла из него еще в 1995 г. Деньги, собранные от проекта, Б.А. Березовский пустил в акции «АвтоВАЗа». В итоге вкладчики так и не получили взамен на свои средства ничего, кроме пустых бумаг. Именно с этого момента начинает оформляться ФПГ Б. А. Березовского. У компании под названием «Лого ВАЗ» появляются обширные интересы в различных сферах. В отличие от других ФПГ, «Лого ВАЗ» не имел четко выраженной структуры, а само его происхождение было связано не с банковским, а промышленным капиталом. В основу же группы легла весьма банальная для первой половины 1990-х гг. финансовая пирамида.

Выводы

Таким образом, появление российских ФПГ, сформированных в период 1990-х гг., носило вполне закономерный характер и имело свою национальную специфику. Подобные тенденции проявлялись на всем постсоветском пространстве, а также в странах Восточной Европы, имевших опыт формирования социалистической модели экономики.

Свой отпечаток на процесс формирования ФПГ в Российской Федерации 1990-х гг. накладывала и долгое время доминировавшая административно-командная система экономики в стране. В результате проявилась тенденция к образованию новых бизнес-групп преимущественно из числа бывших номенклатурных и комсомольских работников, которые на рубеже двух эпох получили возможность завладеть приватизируемой государственной собственностью, что и легло в основу первоначального капитала. То есть в отличие от западных формирование российских ФПГ осуществлялось на основе уже существовавшей материальной базы, что во многом способствовало их быстрому оформлению в крупные концерны. При этом государство не препятствовало созданию подобных промышленно-финансовых корпораций, надеясь в последующем получить от них экономическую поддержку в виде пополнения бюджета страны вследствие налоговых поступлений и оживления производства за счёт вложения средств корпораций в неликвидные предприятия.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Подробнее см.: Беляев И.Ю. Эскиндаров М.А. Капитал финансово промышленных кооперативных структур: теория и практика. М., 2001; Василенко А.Б. Российская нефтяная компания и политика переходный период. М., 1997; Паппэ Я.Ш. Олигархи. М., 2000; Черников Г.П., Черникова Д.А. Кто владеет Россией? М., 1998 и др.

(2) Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России. М., 2003. С. 17.

(3) Френкель А.А. Экономика России в 1992-1996 гг.: тенденция, анализа, прогноз. М., 1996. С. 14.

(4) Там же.

(5) Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. М., 2005. С. 476.

(6) Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 49. Ст. 4766.

(7) Собрание Законов Российской Федерации (СЗ РФ). 1994. № 5. Ст. 492.

(8) СЗ РФ. 1994. № 9. Ст. 1008.

(9) СЗ РФ. 1994. № 27. Ст. 2856.

(10) СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2808.

(11) Хлебников П.Ю. Крёстный отец Кремля Борис Березовский, или История разграбления России. М., 2001. С. 190.

(12) Паппэ Я.Ш. «Олигархи»: Экономическая хроника, 1992-2000. М., 2000. С. 102.

(13) ЧерниковГ.П., ЧерниковаД.А. Люди и власть. Кто владеет Россией? М., 1998. С. 66.

(14) Там же.

(15) ХлебниковП.Ю. Крёстный отец... М., 2001. С. 140.

(16) Там же. С. 141.

(17) Там же.

REFERENCES

(1) Cf. Belyaev I.Y. Eskindarov M.A. Capital finansovo promeshlenh cooperativnh stryctyr teoriay i practica [Industrial capital and financial cooperative structures: theory and practice]. Moscow, 2001; Vasilenko A.B. Rossiyskay neftenay kompania i politicapere-hodnogoperioda [Russian oil company and the policy transition]. Moscow, 1997; Pappe Ya. Sh. Oligarhi: Economicheskay hronika [Oligarchs: Economic Chronicle]. Moscow, 2000; Chernikov G.P. Chernikov D.A. Ludi i vlast. Kto vladeet Rossiey? [People and power .Who owns Russia ?]. Moscow, 1998 etc.

(2) Lenin V.I. Polnoe sobraniesochineniy [Comlet Collaction. In 27 volumes]. Moscow, 1962, vol. 27, p. 344.

(3) Aganbegyan A.G. Socialno-ekonomicheskoe razvitie Rossii [Socio-economic development of Russia].Moscow, 2003, p. 17.

(4) Frankel A. A. Economica Rossii v 1992-1996 gg.: tendencia, analiza, prognoz [Russia's economy in 1992-1996 gg .: trend analysis, forecast]. Moscow, 1996, p. 14.

(5) lbid.

(6) Gaidar E.T. "Dolgoe vremay Rossiay v mire: ocherki economicheskoy istorii" ["For a long time. Russia in the World: Essays on Economic History"]. Moscow, 2005, p. 476.

(7) Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva Rossijskoj Federacii [Collection of acts of the President and the Government of the Russian Federation]. 1993, no. 49, article 4766.

(8) Sobranie zakonov Rossijskoj Federacii [Collection of Laws of the Russian Federation]. 1994, no. 5, articl 492.

(9) Ibid., no. 9, art. 1008.

(10) Ibid., no. 27, art. 2856.

(11) Ibid., 1995, no. 29, art. 2808.

(12) Khlebnikov P.Y. Krestnay otec Kremlay Boris Berezovskiy ili istoriay razgrablenia Rosii [Godfather of the Kremlin Boris Berezovsky, or history of plundering Russia]. Moscow, 2001, p.190.

(13) Pappe Ya. Sh. Oligarhi: Economicheskay hronika, p. 102.

(14) Chernikov G.P., Chernikov D.A. Ludi i vlast. Kto vladeet Rossiey? P. 66.

(15) lbid.

(16) Khlebnikov P.Y. Krestnay otec Kremlay Boris Berezovskiy ili istoriay razgrablenia Rosii [Godfather of the Kremlin Boris Berezovsky, or history of plundering Russia]. Moscow, 2001, p. 141.

(17) lbid., p. 141.

(18) lbid.

SOME ASPECTS OF FORMATION OF FINANCIAL-INDUSTRIAL GROUPS IN RUSSIA IN 1990S

S.A. Lutoshkin

Department of Russian History Peoples' Friendship University of Russia Mikluho - Maklay Str., 10-2, Russia, Moscow, 117198

The article examines the main stages of the financial-industrial groups formation in Russia in the 1990s, analyzes the main premises of these forms of association in the industrial and financial sectors, as well as the mechanism of their creation under conditions of the transitional market economy. The study revealed the main forms of financial and industrial groups in Russia and the fact that they had a national specificity. The author concludes that the distinctive feature was the formation of Russian business groups mostly from the former nomenklatura and Komsomol workers on the basis of pre-existing material base, which largely contributed to their rapid transformation into large concerns. The state did not prevent the creation of industrial and financial corporations, because of receiving financial support in the form of replenishment of the state budget through tax revenues and revival of production through investments in illiquid corporate enterprises.

Key words: Russia, financial-industrial groups, financial institutions, banks, industry, capital, state, economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.