Научная статья на тему 'Формирование финансово-инновационной стратегии развития региона на примере Волгоградской области'

Формирование финансово-инновационной стратегии развития региона на примере Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
763
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекалкина А. А.

Инновационная активность предприятий и учреждений во многом зависит от наличия и доступности источников финансирования и объектов инфраструктуры на региональном уровне. На текущий момент прерогативой в данном направлении может стать формирование и реализация финансово-инновационной стратегии развития региона, которая базируется на оценке финансово-инвестиционного потенциала территории (как источника внутренних финансовых средств) и инновационного потенциала (как объекта вложения финансовых ресурсов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование финансово-инновационной стратегии развития региона на примере Волгоградской области»

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. №8 (179). Выпуск 30/1

РЕГИОНАЛЬНАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 330.322

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Инновационная деятельность в современных экономических условиях приобретает большое значение и обеспечивает повышение конкурентоспособности как отдельных регионов, так и всей страны в целом. Высокий уровень инновационной активности позволяет создать условия для устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе и наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов. На данном этапе развития особую актуальность приобретает управление инновационной сферой на региональном уровне. Это связано, в первую очередь, с отсутствующей детальной проработкой инновационной стратегии на уровне региона (на федеральном уровне существует Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г., в которой органам власти субъектов РФ рекомендовано в пределах своей компетенции стимулировать инновационную деятельность на региональном уровне).

На текущий момент во многих регионах отсутствует четко определенная и зафиксированная стратегия инновационного развития. Характер регионального развития в настоящий период определяется, с одной стороны, территориальной концентрацией новых «элитарных» отраслей и, с другой - выравниванием различий по большинству

Волгоградский государственный университет г. Волгоград

А. А. ЧЕКАЛКИНА

e-mail:

anya-chekalkina@yandex.ru

Инновационная активность предприятий и учреждений во многом зависит от наличия и доступности источников финансирования и объектов инфраструктуры на региональном уровне. На текущий момент прерогативой в данном направлении может стать формирование и реализация финансово-инновационной стратегии развития региона, которая базируется на оценке финансово-инвестиционного потенциала территории (как источника внутренних финансовых средств) и инновационного потенциала (как объекта вложения финансовых ресурсов).

Ключевые слова: финансово-инновационная стратегия развития региона, инновационный потенциал, финансово-инвестиционный потенциал, финансовая инфраструктура, инновационная активность.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ проекта проведения научных исследований («Формирование финансово-инновационной стратегии развития региона как инструмента повышения инновационной активности организаций (на примере Волгоградской области)»), проект № 14-12-34008

территориальных показателей [2]. Подобное выравнивание территориальных показателей возможно при помощи разработки и реализации стратегий в различных сферах развития региона.

Стратегические решения, принимаемые на уровне регионов в области управления инновационной деятельностью и создания условий для успешного функционирования инновационных предприятий, должны быть основаны на оценке, с одной стороны, финансово-инвестиционного потенциала территории (как источника внутренних финансовых средств), а с другой - инновационного потенциала (как объекта вложения финансовых ресурсов). В случае разработки стратегии на основе данных потенциалов обусловлено и ее название, и специфика, а именно: данная стратегия должна быть рассмотрена как финансово-инновационная стратегия развития региона (ФИС региона). Формирование ФИС региона состоит из следующих блоков:

1) идентификация региона (определение текущих целей в области инновационного развития);

2) анализ внешних факторов воздействия;

3) оценка инновационного и финансово-инвестиционного потенциалов региона;

4) формулировка целей и задач ФИС региона;

5) анализ потенциальных источников финансирования инновационных проектов;

6) оценка наличия и доступности источников финансирования в регионе;

7) реализация ФИС региона / создание необходимых условий для доступности необходимых источников финансирования;

8) оценка эффективности и результативности.

Рассмотрим формирование ФИС региона на примере Волгоградской области.

Идентификация региона (определение текущих целей в области инновационного развития). На данный момент в Волгоградской области активно работает (исходя из данных, размещенных на официальном сайте администрации региона) целая система поддержки инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства. В Волгоградской области инновационная инфраструктура представлена следующими учреждениями: Государственное автономное учреждение «Волгоградский областной бизнес-инкубатор»; Некоммерческое партнерство «Региональный гарантийный фонд»; Государственный фонд «Региональный микрофинансовый центр»; Некоммерческое партнерство «Волгоградский Центр трансфера технологий»; Волжский научно-технический комплекс (филиал) Волгоградского государственного технического университета; Областная общественная организация «Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса «Дело»; Общество с ограниченной ответственностью «Волгоградский центр патентных услуг»; Специализированный консалтинговый центр «Экспертиза и оценка»; Некоммерческое партнерство «Агентство инвестиционного развития Волгоградской области»; «Vegas-lex law firm», поволжская дирекция юридической фирмы «Вегас-лекс». Инновационные проекты в Волгоградской области реализуются в следующих сферах:

- Агропромышленный комплекс (30 проектов, большинство из которых реализуются на базе ФГБОУ ВПО «ВолГАУ»).

- Топливно-энергетический комплекс (15 проектов, из них на базе вузов - 8).

- Нефтедобывающий, нефтеперерабатывающий комплекс (5 проектов, из них на базе вуза реализуется 1, остальные - при участии предприятий).

- Транспортный комплекс (7 проектов, из них 3 - ФГБОУ ВПО «ВолгГТУ», 1 -ФГАОУ ВПО «ВолГУ», остальные - при участии предприятий).

- Строительный комплекс (5 проектов, из них на базе вузов - 2, остальные - при участии предприятий).

- Жилищно-коммунальное хозяйство (13 проектов, 5 - на базе вузов, остальные -при участии предприятий).

- Медицина, фармакология, здравоохранение (12 проектов на базе вузов).

- Информационные технологии, связь (6 проектов, из них 2 - на базе предприятий, остальные - на базе вузов).

Серия История. Политология. Экономика. Информатика.

2014. №8 (179). Выпуск 30/1

- Пищевая промышленность (3 проекта, 2 - на базе предприятий, 1 - при участии

вуза).

Законодательство, регулирующее инновационную деятельность в Волгоградской области, представлено различными нормативно-правовыми актами (постановлениями, законами и приказами). Следует отметить, что инновационная инфраструктура в Волгоградской области представлена достаточно широким спектром учреждений, однако лишь малая часть предприятий, пользующихся льготами и поддержкой, относится к сфере инноваций. Данная ситуация наблюдается при достаточно высоком удельном весе организаций, осуществляющих инновационную деятельность. В Волгоградской области в 2012 году (см. таблица 1) доля таких предприятий среди общего числа организаций составляет 7,1% (третий показатель среди регионов ЮФО).

Таблица 1

Удельный вес организаций (в %), осуществляющих инновационную деятельность в регионах ЮФО

Регион 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Южный федеральный округ (среднее значение) 8,1 8,9 6,1 6,2

Республика Адыгея 9,1 10,0 9,7 6,8

Республика Калмыкия - - 1,1 1,2

Краснодарский край 5,4 6,2 6,1 7,4

Астраханская область 9,9 12,8 5,2 5,8

Волгоградская область 8,4 8,4 7,9 7,1

Ростовская область 7,8 7,3 6,6 8,7

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что использование инфраструктуры в регионе, заявленной как инновационной, для предприятий, осуществляющих инновации, является либо труднодоступным, либо неэффективным и невыгодным.

Если соотнести «результат» деятельности инновационных предприятий (объем инновационных товаров, работ и услуг в % от ВРП) и их долю в общем числе организаций, то можно проследить в какой-то степени эффективность и результативность их работы. Например, в Волгоградской области в 2011 году 7,9% инновационных предприятий производили 5,2% ВРП (см. таблица 2).

Таблица 2

Объем инновационных товаров, работ, услуг в регионах ЮФО (в % от ВРП)

Регион 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Южный федеральный округ (среднее значение) 3,3 4,2 6,3 4

Республика Адыгея 2,7 1 9 6,4

Республика Калмыкия - - - -

Краснодарский край 2,1 1,8 1,2 0,8

Астраханская область 0,3 0,6 3,1 2,8

Волгоградская область 7,1 12,2 13,5 5,2

Ростовская область 4,2 5,5 4,8 4,9

В 2010 году данное соотношение выглядело как 8,4% к 13,5%. Следует отметить отрицательную динамику как самих показателей, так и их соотношения. В остальных регионах ЮФО подобное соотношение несколько меньше, что может свидетельствовать о более низкой эффективности деятельности компаний в сфере инноваций. Однако в Ростовской области 6,6% инновационных предприятий производили 4,9% ВРП, данное соотношение выше, чем в Волгоградской области в аналогичный период (2011 год). Из таблиц 1 и 2 видно, что максимальные показатели для Волгоградской области достигнуты в 2009 и 2010 году, на текущий момент наблюдается отрицательная динамика.

Анализ внешних факторов воздействия. Внешней средой по отношению к финансово-инновационной стратегии развития Волгоградской области являются:

1. Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г.

2. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 г.

Схематично данная взаимосвязь представлена на рисунке 1.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г.

Стратегия социально-экономиче ского развития волгоградской области до 2025 г.

Финансово-иннов ационная стратегия развития Волгоградской области

Рис. 1. Иерархическая взаимосвязь уровней стратегического планирования инновационного развития Волгоградской области

ФИС Волгоградской области, исходя из преемственности и принципа иерархичности, не должна противоречить целям и задачам стратегий вышестоящего уровня.

Разработанные в дальнейшем цели и задачи ФИС не должны противоречить целям и задачам, указанным в стратегиях более высокого уровня, и по мере возможности способствовать их достижению.

Оценка инновационного и финансово-инвестиционного потенциалов региона. Создание системы унифицированных показателей для оценки потенциала территории является необходимым условием его наращивания и использования. Унифицированность показателей позволяет сравнивать различные регионы, стандартизировать систему оценки, однако упрощает видение реальных экономических процессов. В зависимости от целей оценки может усложняться и ее процесс, например, в некоторых работах экономический потенциал и эффективность его использования оценивается при помощи всего 9 показателей [5]. В данной работе инновационной потенциал региона оценивается автором при помощи анализа 21 показателя (см. подробнее [9]).

Инновационный потенциал регионов ЮФО в период с 2005 по 2011 гг. характеризуется следующими данными (рис. 2).

Адыгея Калмыкия Краснодарский Астраханская Волгоградская Ростовская

край область область область

Рис. 2. Динамика изменения инновационного потенциала регионов ЮФО в 2005-2011 гг.

На первом месте среди регионов ЮФО по развитию инновационного потенциала находится Ростовская область (в 2011 г. - 81 балл), далее следует Краснодарский край (в 2011 г. - 60 баллов) и Волгоградская область (в 2011 г. - 57 баллов). Астраханская область находится на четвертом месте (в 2011 г. - 29 баллов), далее следуют Республика Адыгея (в 2011 г. - 24 балла) и Республика Калмыкия (в 2011 г. - 14 баллов).

2014. №8 (179). Выпуск 30/1

К факторам, негативно повлиявшим на инновационный потенциал Волгоградской области, относятся следующие: низкий показатель внутренних затрат на научные исследования и разработки; низкий показатель созданных и используемых технологий; количество центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов.

В рамках оценки финансово-инвестиционного потенциала территории возможно использование показателя валовых сбережений в регионе, который отражает финансовые ресурсы, которыми располагает территория для осуществления инновационноинвестиционной деятельности. Однако не все сбережения направляются на инновационно-инвестиционную деятельность. В их составе уже содержится объем валового накопления основного капитала, который следует в дальнейшем исключить из расчета. Чистые сбережения представляют собой разницу между валовыми сбережения и потреблением основного капитала. Таким образом, на региональном уровне величина валовых сбережений рассчитывается по следующей формуле: Валовые сбережения = ВРП - конечное потребление. Формула расчета чистых сбережений имеет следующий вид: Чистые сбережения = валовые сбережения - объем валового накопления основного капитала.

Подобная методика ранее использовалась Л. А. Толстолесовой [7], однако показатели оценивались не в расчете на душу населения, что затрудняло сопоставимость данных для различных регионов. Для компаративного анализа регионов по уровню развития потенциала и сопоставимости данных предлагаем показатели валовых и чистых сбережений оценивать на душу населения.

Показатель чистых сбережений в регионах ЮФО в период с 2005 по 2011 гг. представлен в таблице 3.

Обращаясь к данным таблицы 3, заметим, что среди регионов ЮФО положительное значение чистых сбережений на душу населения наблюдалось лишь в Волгоградской области в 2006, 2007, 2008, 2010 и 2011 гг.

Определение типа и ФИС региона. В зависимости от располагаемого территорией финансово-инвестиционного и инновационного потенциалов предлагается делить регионы на следующие виды: регионы-реципиенты; регионы-доноры,

потенциально самодостаточные регионы, регионы-аутсайдеры. Регионы-реципиенты, т.е. получатели финансовых ресурсов на конкретные инновационные проекты, должны иметь высокий либо средний инновационный потенциал. Иначе финансовые ресурсы, полученные в результате перераспределения от регионов-доноров, должны направляться на развитие инновационного потенциала (создание инфраструктуры, институтов, нормативно-правовой базы, подготовки кадров и т. д.).

Таблица 3

Чистые сбережения в расчете на душу населения в регионах ЮФО в 2005—2011 гг., рублей

Годы Республика Адыгея Республика Калмыкия Краснодарски й край Астраханская область Волгоградск ая область Ростовская область

2005 -11925 -12194 -16360 -7734 -821 -21578

2006 -12141 -19039 -19389 -16099 5430 -28621

2007 -21070 -18573 -32576 -41302 3819 -37616

2008 -37430 -20624 -53482 -39854 4540 -54013

2009 -50843 -21333 -69444 -61191 -17141 -50073

2010 -37093 -21248 -38999 -49202 2983 -27257

2011 -19217 -5608 -1999 -24131 28779 -2885

Регион-донор соответствует низкому уровню инновационного потенциала и высокому либо среднему уровню финансово-инвестиционного. Для данного типа региона характерны показатели развития инновационного потенциала ниже средних значений. Органам региональной власти следует сконцентрировать основные усилия на стратегии наращивания инновационного потенциала посредством развития вышеописанных факторов. В подобной ситуации потенциально доступны финансовые ресурсы различных фондов с государственным участием, субвенции и собственные средства предприятий. Регион-реципиент обладает высоким или средним инновационным потенциалом и

2014 № 8 (179). Выпуск 30/1

низким финансово-инвестиционным. Для данного типа региона возможна реализация имеющегося инновационного потенциала посредством привлечения финансовых ресурсов извне. Возможными источниками финансирования являются федеральные фонды (РФФИ, РГНФ, РФТР, Фонд Бортника), венчурный капитал, рисковый инвестиционный капитал, заемные средства. Следующий тип региона - потенциально самодостаточный. Основной целью в данном случае является трансформация имеющегося инновационного и финансово-инвестиционного потенциалов в конкретные инновационные проекты. Возможные источники финансирования представлены самым широким спектром: федеральные фонды, отраслевые и ведомственные фонды НИОКР, субвенции регионов и муниципалитетов, венчурный капитал, рисковый инвестиционный капитал, собственные средства предприятий, заемные средства. Регионы-аутсайдеры, имея низкий уровень обоих потенциалов, вынуждены пытаться их развивать лишь за счет дотаций и заимствований на федеральном уровне, потенциальные источники финансирования труднодоступны.

Исходя из ранее предложенного деления регионов на доноры, реципиенты, аутсайдеры и потенциально самодостаточные территории в ЮФО субъекты распределились, как представлено в таблице 4.

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виды регионов ЮФО в период 2005—2011 гг.

Регион 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Республика Адыгея а*** а а а а а а

Республика Калмыкия а а а а а а а

Краснодарский край р* р р р р р р

Астраханская обл. а а а а а а а

Волгоградская обл. р с** с с р с с

Ростовская обл. р р р р р р р

*р - регион-реципиент; **с - потенциально самодостаточный регион; ***а - регион-аутсайдер

Регионами-реципиентами являются Краснодарский край и Ростовская область, а также Волгоградская область (в 2006, 2009 гг.). Для данных регионов характерны высокий уровень развития инновационного потенциала и низкое значение финансовоинвестиционного потенциала. При подобном сочетании потенциалов целесообразно направлять финансовые ресурсы (заимствуя их из других регионов-доноров) на реализацию конкретных инновационных проектов. Регионы-доноры должны направлять имеющийся финансово-инвестиционный потенциал на создание инновационного потенциала, и только затем - на реализацию конкретных инновационных проектов. Потенциально самодостаточные регионы должны создавать эффективный механизм трансформации имеющегося финансово-инвестиционного потенциала в конкретные инновационные проекты. Подобный механизм трансформации создается в рамках реализации ФИС региона, определяется ее целями, задачами и оценкой инновационного и финансово-инвестиционного потенциалов.

Исходя из предложенной классификации регионов, Волгоградская область на текущий момент относится к потенциально самодостаточным регионам. Для подобного типа региона характерны следующие особенности: достаточно высокий уровень финансово-инвестиционного потенциала, т.е. в регионе аккумулированы финансовые ресурсы, которые при определенных условиях могут трансформироваться в конкретные инновационные проекты; развитый инновационный потенциал, который является необходимым, но недостаточным условием развития сферы инноваций в Волгоградской области. Указанные особенности в дальнейшем определили цели и задачи развития региона, механизм реализации и оценку ФИС Волгоградской области.

Формулировка целей и задач ФИС региона. На текущий момент согласно разработанной методике формирования ФИС региона цели и задачи развития Волгоградской области должны выглядеть следующим образом. Стратегия развития

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. №8 (179). Выпуск 30/1

региона должна основываться на создании механизма трансформации инновационного и финансового потенциалов в конкретные инновационные проекты, продукты, услуги, конкурентоспособные на внешних и внутренних рынках. Цель - реализация инновационного потенциала региона за счет собственных источников финансирования. Задачами являются создание и функционирование механизма трансформации инновационного потенциала региона в конкретные проекты. Достижение поставленной цели и задач возможно посредством следующих механизмов.

Во-первых, необходимо расширить спектр учреждений, относящихся к инновационной инфраструктуре. Комплексные и специализированные технологические центры (технопарки, технополисы) позволят обеспечить системное применение финансовых инструментов (налоговые льготы, таможенные пошлины, субсидирование кредитов, предоставление госгарантий). Подобные центры позволят создавать специальные фонды для финансирования: консалтинга и экспертиз проектов, освоения новых технологий, коммерциализации прикладных НИР по федеральным и региональным государственным программам путем передачи инновационным предприятиям. Также возможным станет распространение информации с помощью выставок, семинаров, мастер-классов, предоставления доступа к базам данных, специализированной вычислительной технике. Немаловажной задачей должно стать обучение персонала в сфере инновационных технологий и производства, возможность общения и передачи опыта.

Как показывает опыт развития регионов, особое значение в повышении инновационной активности предприятий может иметь создание технопарков и бизнес-инкубаторов. В будущем создание технопарка на территории Волгоградской области возможно на базе одного из ведущих вузов (либо Волгоградского государственного технического университета, либо Волгоградского государственного университета). Приоритетными направлениями в разработках может стать применение нанотехнологий в различных отраслях экономики.

Касательно бизнес-инкубаторов регион отстает от других субъектов РФ. В Ростовской и Краснодарской областях количество подобных учреждений гораздо больше, как и период их функционирования. Как отмечалось ранее, в г. Волжском Волгоградской области с 2008 года функционирует один бизнес-инкубатор. Создание подобных объектов должно стать приоритетом для региона и данной ФИС.

Инновационный инкубатор должен выполнять ряд функций, непосредственно связанных с предоставлением услуг и сопровождением инновационных предприятий: составление бизнес-планов инновационных проектов, проведение маркетинговых исследований, консультации в области стратегического планирования; экспертиза и оценка научно-технических идей, результатов НИОКР; помощь в нахождении оптимальных источников финансирования, поиск инвесторов, согласование интересов, разделение рисков; юридическое сопровождение проектов, получение патентов, защита технологии от копирования, получение авторских прав на изобретение или технологию; организация доступа к базам данных и специализированной вычислительной технике.

Во-вторых, необходимо наладить связь между наукой и частным бизнесом, так как многие проекты, существующие в вузах в виде идей, подлежат коммерциализации, однако подобного не происходит. Можно выделить ряд причин, по которым разработки не находят своего воплощения в конкретных проектах. Одна из причин - отсутствие внутреннего спроса на инновационные товары. Замедление роста ВВП в 2013 году, рост, не превышающий 2%, и достаточно негативный прогноз на 2014 год повлияют на инновационные предприятия. В условиях стагнации всей экономики обострившаяся конкуренция за потребителя позволит инновационным компаниям получать дополнительные конкурентные преимущества, однако это возможно лишь при их поддержке на начальной стадии развития, когда финансовые затраты велики, а отдача от проекта либо очень мала, либо отсутствует. Еще одной из причин является определенная инертность системы образования, отсутствие кадров в области инноваций, способных как создать и воплотить идею, так и довести ее до конкретного потребителя. Решение данной проблемы возможно посредством создания в регионе системы непрерывного

профессионального образования, которая будет выполнять «компенсационную» функцию и обеспечит инновационные предприятия компетентным персоналом [1].

Анализ потенциальных источников финансирования инновационных проектов. Успех инновационной деятельности в определенной (иногда доминирующей) степени определяется формами организации и способами ее финансовой поддержки.

Источники финансирования инновационной деятельности традиционно делятся на две группы: собственные ресурсы (уставный капитал, добавочный капитал,

нераспределенная прибыль, фонды специального назначения и др.); заемные ресурсы (кратко- и долгосрочные займы и кредиты, кредиторская задолженность).

Применительно к инновационной деятельности разработаны специальные классификации источников финансовых ресурсов по стадиям инновационного процесса. В Волгоградской области исходя из типа региона потенциальные источники финансирования должны быть представлены самым широким спектром: федеральные фонды (РФФИ, РГНФ, РФТР, Фонд Бортника), отраслевые и ведомственные фонды НИОКР, субвенции регионов и муниципалитетов, венчурный капитал, рисковый инвестиционный капитал, собственные средства предприятий, заемные средства. На текущий момент в регионе отсутствует система венчурного финансирования инновационных проектов, остальные источники развиты недостаточно.

Оценка наличия и доступности источников финансирования в регионе. На данный момент в Волгоградской области в рамках ФИС региона возможно создание системы венчурных фондов. Венчурный фонд в Волгоградской области был создан в 2006 году для поддержки компаний в сфере малого бизнеса, которые специализируются на инновационных технологиях. Его финансирование обеспечивалось из федерального и областного бюджетов, которые предоставили 140 миллионов рублей (50% от размера всего фонда), остальную часть средств планировалось привлечь от частных инвесторов. Однако управляющая компания не приступила к выполнению своих финансовых обязательств, были проведены проверки, которые выявили нецелевое использование средств. На данный момент в регионе отсутствуют функционирующие региональные венчурные фонды.

В текущей ситуации невосприимчивость предприятий к инновациям возникла по причине недостатка и недоступности инвестиций. Предприятия в основном используют собственные средства, что связано с неразвитостью финансовых рынков и низким финансированием проектов из бюджетов всех уровней, в частности, если речь о ФИС региона - областного бюджета. Особую актуальность имеет разработка системы финансирования на паритетных началах при помощи инструментов государственночастного партнерства (ГЧП), поскольку «частный сектор, пользуясь государственными активами и гарантиями, привносит в производство организационный опыт, знания, ноу-хау, осуществляет инвестиции, минимизирует риски предпринимательской деятельности» [3].

Специфика ГЧП состоит в том, что оно, «выступая в качестве исходного условия, предпосылки и целевого ориентира эффективного публичного управления экономикой, имеет институциональный характер и является организационно-экономическим и имущественно-хозяйственным стратегическим и оперативным сотрудничеством публичной власти и частного сектора, конституирующим и обеспечивающим социальноэкономический рост, сбалансированность и пропорциональность развития страны (региона, территории)» [8].

По оценкам экспертов, ГЧП позиционируется как «новая технология развития экономики» [4]. Цель такого партнерства - развитие государственной собственности за счет объединения усилий и ресурсов государства и частного бизнеса. Государство при этом оставляет за собой функции контроля и регулирования, которые осуществляются для того, «чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов» [6].

Формирование системы венчурного финансирования возможно посредством снижения требований к регистрации и созданию венчурных фондов, выбору

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. №8 (179). Выпуск 30/1

управляющей компании. Целесообразным является создание на территории области сети венчурных фондов и их филиалов. Ключевой аспект в повышении инновационной активности компаний в регионе - ориентация венчурных фондов на финансирование проектов на ранних стадиях жизненного цикла, а не на стадиях выхода на рынок или его расширения.

Увеличение доли бюджетного финансирования НИОКР должно стать в рамках ФИС ключевым направлением развития экономики Волгоградской области. На текущий момент недооценивается роль государства в софинансировании инновационных проектов, особенно на ранних стадиях их жизненного цикла.

На данный момент субсидированию из областного бюджета подлежит часть затрат действующих инновационных компаний, связанных с производством (реализацией) инновационных товаров (работ, услуг). Размер субсидии определяется из расчета 50% произведенных затрат. Субсидия предоставляется заявителю на конкурсной основе только для действующих малых инновационных компаний, к которым относятся юридические лица - субъекты малого и среднего предпринимательства.

Еще одним источником финансирования инновационной деятельности и объектом инфраструктуры может стать инновационный центр на базе одного из ведущих вузов Волгоградской области (например, Волгоградского государственного университета, который обладает высоким научным потенциалом и кадрами в инновационной сфере). Подобный центр уже создан и успешно функционирует в НИУ «Высшая школа экономики». Центр создан в рамках реализации Программы развития НИУ ВШЭ, предусматривающей решение задач по расширению инновационной деятельности вуза, а также в соответствии с решением Наблюдательного совета НИУ ВШЭ. 2 декабря 2011 г. зарегистрировано Общество с ограниченной ответственностью «Инновационный центр Высшей школы экономики» (ООО «ВШЭ Инновации») как 100% дочерняя компания ВШЭ. Инновационный центр является одним из ключевых звеньев инновационной инфраструктуры НИУ ВШЭ, включающей также дирекцию по инновациям и развитию предпринимательства, управление инновационной деятельности и входящий в него отдел по вопросам интеллектуальной собственности, бизнес-инкубаторы и региональные центры развития предпринимательства, проектно-учебные лаборатории и проектноучебные группы.

Главная цель деятельности Инновационного центра - повышение эффективности прикладного использования интеллектуального потенциала НИУ ВШЭ, включая вопросы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, наработанных в подразделениях университета, в том числе ведется проработка перспективы создания на базе ВШЭ международного центра экспертиз и инновационных решений. Инновационный центр является одним из основных инструментов формирования эффективного инновационного комплекса ВШЭ и управления им в интересах генерации новых бизнес-проектов, включая сферу экономических и социальных инноваций. Сфера деятельности Инновационного центра не ограничивается только инновационными проектами, связанными с НИУ ВШЭ, идеи и предложения профессоров, преподавателей, научных сотрудников и студентов университета рассматриваются в приоритетном порядке. В своей деятельности Инновационный центр ориентируется на использование в том числе опыта ведущих университетов мира, организующих подобные структуры. В качестве таких примеров можно упомянуть Cambridge Enterprise в Кембриджском университете, LSE Enterprise Ltd в Лондонской школе экономики, Imperial Innovation Ltd в Империал Колледж Лондон, Edinburgh Research and Innovation Ltd в Университете Эдинбурга, IC2 Institute в Университете Техаса, США и т.д.

Инновационный центр, который в перспективе может быть создан на базе Волгоградского государственного университета, будет решать следующие задачи в области инновационного развития региона:

- подготовка и написание бизнес-планов для инновационных проектов;

- налоговый консалтинг;

- поиск потенциальных инвесторов и источников финансирования инновационных проектов;

2014 № 8 (179). Выпуск 30/1

- юридическое сопровождение инновационных проектов по вопросам сертификации, получения патента, защиты технологии от копирования.

Фактически данный центр может стать посредником между частным сектором и наукой, осуществлять сопровождение проекта на всех стадиях жизненного цикла.

К выполняемым функциям Инновационного центра относятся следующие:

- координация действий бизнеса, администрации региона, кадрового состава вуза при выполнении инновационных проектов;

- контроль за использованием имущества вуза, целевым расходованием бюджетных средств, сроками выполнения работ по проектам;

- организация взаимодействия с различными инвестиционными фондами, международными и российскими компаниями, образовательными учреждениями;

- мотивация сотрудников вуза к участию в инновационных проектах, повышению квалификации, приобретению практических навыков и опыта реализации научных разработок и идей.

Создание подобного центра не только позволит решить задачи, связанные с развитием Волгоградской области, но и позволит Волгоградскому государственному университету стать конкурентоспособным на федеральном уровне.

Реализация ФИС региона/ Создание необходимых условий для доступности необходимых источников финансирования. Реализация ФИС региона должна опираться на финансовый механизм поддержки инновационных предприятий. Государственная поддержка субъектов инновационной деятельности в Волгоградской области может осуществляться посредством целевых пилотных программ по основным приоритетным направлениям. В рамках таких программ предлагается создание следующих учреждений (таблица 5), функционирующих на территории Волгоградской области.

Таблица 5

Организации пилотной программы реализации ФИС Волгоградской области

Организации Цель создания Учредитель Потенциальный эффект для региона/индикаторы ФИС региона

Инновационный бизнес-инкубатор Инфраструктурный объект, сопровождение инновационного проекта на всех стадиях жизненного цикла Министерство экономики, внешнеэкономическ их связей и инвестиций Волгоградской области увеличение инновационной активности организаций; увеличение объема инновационной продукции

Региональный венчурный фонд Источник финансирования инновационных проектов на условиях партнерства и разделения рисков Министерство экономики, внешнеэкономическ их связей и инвестиций Волгоградской области увеличение инновационной активности организаций; увеличение объема инновационной продукции

Инновационный центр Инфраструктурный объект на базе вуза, содействии в реализации инновационного проекта Волгоградский государственный университет увеличение численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками; увеличение инновационной активности организаций; увеличение объема инновационной продукции

В качестве рекомендации можно отметить, что в целях успешной реализации ФИС региона желательно формировать координацию и взаимодействие указанных

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. №8 (179). Выпуск 30/1

учреждений (проведение совместных семинаров, конференций, выставок и т.д.), что позволит получить синергетический эффект от реализации программы.

Финансирование и стимулирование реализации инновационных проектов, имеющих стратегическое значение для развития Волгоградской области, коммерциализацию технологий следует строить на принципе сочетания средств федерального и областного бюджетов, привлекать частные инвестиции через венчурный капитал, российские и зарубежные гранты.

При реализации ФИС региона необходимо предусмотреть следующее:

- формирование ГЧП по финансированию проектов в рамках пилотных программ;

- предоставление льготного кредитования инновационным проектам в рамках программы;

- формирование системы венчурного финансирования в регионе (федеральные, региональные и частные фонды - «бизнес-ангелы»);

- развитие системы спонсорства, меценатства и «эндаумента»;

- организация привлечения зарубежных инвестиций (как прямых, так и через различные международные фонды и гранты).

Достаточно большое значение при реализации ФИС Волгоградской области будет иметь информационная поддержка инновационной деятельности, создание единой информационной среды. Возможна организация общего документооборота среди заявленных в рамках пилотной программы учреждений. Одним из важных направлений деятельности указанных в ФИС учреждений является помощь в поиске российских и зарубежных партнеров для совместной разработки и внедрения инноваций, поиска оптимальных источников финансирования и потенциальных инвесторов.

Поскольку одно из учреждений планируется создать на базе Волгоградского государственного университета, частично будет решена проблема подготовки и переподготовки кадров для инновационной системы региона. Волгоградский государственный университет в рамках реализации пилотной программы может взять на себя подготовку и переподготовку кадров для инновационных предприятий и учреждений региона. Программы будут содержать учебные планы, ориентированные на конкретные целевые группы. В данном случае речь идет о подготовке не только научнотехнического, но и управленческого персонала.

Оценка эффективности и результативности. Для оценки эффективности и результативности ФИС Волгоградской области предлагается использовать коэффициент, отражающий отношение ВРП региона, сформированного инновационными предприятиями, к их количеству (помимо стандартных индикаторов развития инновационной активности в регионе - удельного веса инновационных предприятий в общем числе организаций; доли инновационных товаров, работ и услуг в ВРП региона). Формула расчета коэффициента имеет следующий вид:

Коэффициент инновационного развития

Для расчета данного коэффициента потребуется число организаций, осуществляющих инновации и объем инновационных товаров, работ и услуг. Информация доступна и публикуется органами государственной статистики на официальном сайте.

Данный коэффициент фактически показывает, сколько ВРП в регионе формирует одно инновационное предприятие и отражает «производительность» инновационной системы региона.

Данный коэффициент рассчитан для регионов ЮФО в период с 2009 по 2012 гг. и представлен в таблице 6.

Объем инновационных товаров, работ, услуг

Количество инновационных предприятий

Таблица 6

Коэффициент инновационного развития регионов ЮФО

2009 2010 2011 2012

Южный федеральный округ (среднее значение) 2,5499 3,658495 3,090791 2,013582

Республика Адыгея 0,11561 1,488655 1,375902 4,000717

Республика Калмыкия - - - 0,208537

Краснодарский край 0,847839 0,620299 0,472834 0,312226

Астраханская область 0,236311 0,721982 2,958075 0,829223

Волгоградская область 8,946896 12,56408 6,495437 1,402311

Ростовская область 2,602843 2,897459 4,151705 5,328477

Таким образом, в данной статье рассмотрена ФИС Волгоградской области. Проанализирован финансово-инвестиционный и инновационный потенциалы регионов ЮФО, определен тип регионов согласно предложенной классификации (регионы-доноры, регионы-реципиенты, регионы-аутсайдеры и потенциально самодостаточные). Предложены мероприятия в области повышения инновационной активности региона, а именно создание следующих учреждений: инновационный бизнес-инкубатор,

региональный венчурный фонд и инновационный центр при Волгоградском государственном университете. Также предложена методика оценки эффективности и результативности реализации ФИС региона, которая базируется на расчете коэффициента инновационного развития региона и анализе динамики стандартных индикаторов инновационной деятельности в регионе (удельный вес предприятий инновационной сферы, объем инновационных товаров, работ и услуг в ВРП).

Список литературы

1. Голодова, А.А. Система непрерывного профессионального образования как фактор регулирования регионального рынка труда / А.А. Голодова // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. №14. С.5.

2. Ломовцева, О.А. Регион в контексте общественного развития и эволюции экономической мысли / О.А. Ломовцева // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2013. №8(151). С.22.

3. Ломовцева, О.А. Государственно-частное партнерство как фактор повышения эффективности муниципального управления / О.А. Ломовцева, А.И. Мордвинцев // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2009. №9(64). С.5.

4. Лоскутова, М.В. Государственно-частное партнерство в условиях модернизации экономики России / М.В. Лоскутова // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 2. - С.55.

5. Никулина, Е.В. Экономический потенциал региона и оценка эффективности его использования / Е.В. Никулина, И.В. Чистникова, А.В. Орлова // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. №13(132). С.60.

6. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С.80.

7. Толстолесова, Л.А. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук «Финансово-инвестиционный потенциал сырьевых регионов: формирование и стратегия реализации» / Л.А. Толстолесова. - Санкт-Петербург, 2012 - 32 с.

8. Фильченков, В.А. Понятие, принципы, условия эффективности и признаки ГЧП /

B.А. Фильченков // Сервис в России и за рубежом. 2007. № 2. С.166.

9. Чекалкина, А.А. Формирование финансово-инновационной стратегии на примере регионов на основе финансово-инвестиционного и инновационного потенциалов территории / А. А. Чекалкина // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 3, Экономика. Экология. 2013. №2 (23).

C.93 - 99.

FORMATION OF FINANCIAL INNOVATION STRATEGY OF THE REGIONAL DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF VOLGOGRAD REGION

А. ^ CHEKALKINA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Volgograd state university Volgograd

e-mail:

anya-chekalkina@yandex.ru

Innovative activity of enterprises and institutions in many ways depends on the availability of funding sources and infrastructure at the regional level. At the moment the prerogative in this direction may be the formation and implementation of financial innovation strategy of the regional development, which is based on an assessment of the financial and investment potential of the area (as a source of internal funds) and innovation potential (as an object of investment of financial resources).

Keywords: financial innovation strategy of regional development, innovative potential, financial and investment potential, financial infrastructure, innovation activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.