Научная статья на тему 'Формирование этнопедагогической культуры в профессиональной подготов ке студента вуза'

Формирование этнопедагогической культуры в профессиональной подготов ке студента вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ETHNIC-PEDAGOGICAL CULTURE / ETHNIC-PEDAGOGICAL TRAINING / ETHNIC-PEDAGOGICAL CONCISENESS / ETHNIC-PEDAGOGICAL THINKING / ETHNIC-PEDAGOGICAL ACTIVITY / ETHNIC-PEDAGOGICAL DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танхасаева Аюна Семеновна

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования этнопедагогической культуры студентов в многокультурном образовательном процессе. Раскрыты задачи и условия формирования этнопедагогической культуры студентов в контексте общей культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танхасаева Аюна Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of ethnic-pedagogical culture in professional training of students of higher educational establishments

The article deals with urgent problems of forming ethnic-pedagogical culture of students in multicultural educational process. Tasks and conditions of formation of ethnic-pedagogical culture of students are revealed in the context of general culture.

Текст научной работы на тему «Формирование этнопедагогической культуры в профессиональной подготов ке студента вуза»

общения. Дебаты развивают коммуникативные навыки, логику, быстроту реакции. Дебаты -это то, что может помочь в профессиональном росте и деловом общении.

Литература

1. Snider A. Many Sides: debate across curriculum / A. Snider, M. Schnurer. - N.Y.: IDEA, 2002. - 281 p.

Рыжова Светлана Валерьевна, кандидат культурологии, доцент кафедры иностранных языков института фундаментальной подготовки Сибирского федерального университета. E-mail: rsv67x@mail.ru

Ryzhova Svetlana Valerievna, candidate of culturology, assistant professor of department of foreign languages of Fundamental Training Institute of Siberian Federal University. E-mail: rsv67x@mail.ru

УДК 378:37.01343

Á.C. Танхасаева

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА ВУЗА

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования этнопедагогической культуры студентов в многокультурном образовательном процессе. Раскрыты задачи и условия формирования этнопедагогической культуры студентов в контексте общей культуры.

Ключевые слова: этнопедагогическая культура, этнопедагогическая подготовка, этнопедагогическое сознание, этнопедагогическое мышление, этнопедагогическая деятельность, этноориентированные дисциплины.

A.S Tanhasaeva

FORMATION OF ETHNIC-PEDAGOGICAL CULTURE IN PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The article deals with urgent problems of forming ethnic-pedagogical culture of students in multicultural educational process. Tasks and conditions of formation of ethnic-pedagogical culture of students are revealed in the context of general culture.

Key words: ethnic-pedagogical culture, ethnic-pedagogical training, ethnic-pedagogical conciseness, ethnic-pedagogical thinking, ethnic-pedagogical activity, ethnic-pedagogical discipline.

Инновационные процессы, происходящие в современном образовании, ведут к глубоким и качественным изменениям всей системы образования. Реформирование высшей профессиональной школы как кросскультурного социального института позволяет рассматривать культуру как общечеловеческую ценность, способствующую ее дальнейшему устойчивому развитию. В связи с этим актуализируется проблема взаимосвязи между культурой, наукой и образованием, в особенности университетского. Все это требует разностороннего рассмотрения проблемы профессиональной подготовки педагогических кадров, поскольку меняется роль и статус педагога, в руках которого не только будущее того или иного этноса и отдельного государства, но и всего человечества. Педагог, вооруженный современным мировоззрением и высокими педагогическими технологиями, обладающий новым педагогическим мышлением, должен стать центральной фигурой XXI в., способствующей становлению личности в условиях открытого, устойчивого и безопасного сообщества.

Реализация данной задачи возможна с учетом межэтничности российского общества и при наличии педагогов, не только владеющих профессиональными умениями и навыками, но и разбирающихся в традиционной, этнопедагогической и духовной культуре других этносов.

Выдающиеся педагоги прошлого К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, С.Т. Щац-кий и другие отмечали как одну из главных задач в подготовке педагога освоение народных начал в обучении и воспитании.

К. Д. Ушинским были разработаны теоретические положения, которые явились основой эт-нопедагогики как области научного знания.

2010/1

В основе педагогической системы К.Д. Ушинского лежит идеал народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. Он ввел понятия «народная педагогика», «народное воспитание», разработал содержание народного воспитания и школьного образования, которое должно раскрываться через культуру посредством родного языка и привести к пониманию культуры других этносов и мировой культуры.

Об актуальности проблемы свидетельствуют исследования ученых по профессиональнопедагогической культуре и отдельных ее компонентов (М.Я. Виленский, Л.К. Гребенкина, И.Ф. Исаев, Н.Б. Крылова, Н.И. Лифинцева, Л.Н. Малютенко, В.А. Николаев, Н.Г. Сикорская, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.).

Реализация проблемы формирования этнопедагогической культуры требует активного взаимодействия научной и народной педагогики. Основу народной педагогики составляют национальные традиции, рассматриваемые в этнопедагогических исследованиях.

Методология этнопедагогики разрабатывается учеными Г.Н. Волковым, Е.Л. Христовой, Ю.А. Рудь и др. Научные исследования ученого Г.Н. Волкова явились основой для создания концепции этнопедагогики. Г.Н. Волков ввел в научную терминологию понятия «этнопедаго-гика» и «этническая педагогика». Народную педагогику он трактует как часть народной культуры, которую можно называть «народной педагогической культурой».

В современных этнопедагогических исследованиях утверждаются такие научные понятия, как «педагогическая народная культура» и «педагогическая традиционная бытовая культура», рассматривающие отдельные направления народной педагогики (Е.Л. Христова).

Сегодня в этнопедагогике присутствуют различные направления как этнопедагогическое образование (В.А. Николаев, С.Б. Серякова, М.Г. Харитонов и др.), русская субэтническая педагогика (А.М. Леонов и др.), семейная этнопедагогика (А.А. Григорьева, С.Я. Карасова и др.) этнопедагогика межэтнической толерантности (Ш.М. Арсалиев и др.), этнопедагогика среды (Л.В. Кузнецова и др.), этнопедагогический менеджмент (Е.П. Жирков, Е.М. Михайлова и др.), сравнительная этнопедагогика (К.Ж. Кожахметова, Л.И. Федорова и др.) и т.д.

Исследованиями различных аспектов построения образования на этнокультурной основе народов России занимаются педагоги Д.М. Вердиев, М.Е. Ержанов и др. В научных исследованиях по этнопедагогике этническое образование рассматривается как открытая педагогическая система, большое внимание уделяется трансляции родной культуры, формированию национального характера и национального самосознания.

Концептуальные разработки этнопедагогической подготовки как составной части этнопеда-гогической культуры педагога в различных типов учебных заведений ведутся учеными Т.В. Анисенковой, Л.С. Берсеневой, Т.В. Давыдовой, А.Н. Яковлевой и др.

Проанализированные научные разработки явились предпосылкой появления понятия «этно-педагогическая культура учителя» и решения проблемы подготовки педагогов в этом направлении.

Опираясь на созданный Г.Н. Волковым методологический базис этнопедагогики, ученый В.А. Николаев ввел понятие «этнопедагогическая культура» учителя как социальнопедагогический феномен, характеризующий меру освоения традиционной педагогической культуры народа, понимания воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования в современной практике обучения и воспитания (1).

Этнопедагогическая культура является составляющей наряду с профессиональнопедагогической в структуре общей культуры учителя. Выделение этнопедагогической культуры как нового понятия обусловлено требованиями к педагогам, работающим в поликультурном образовательном пространстве.

Между тем современное профессиональное образование не обеспечивает должным образом этнопедагогическую ориентацию специалистов Исследования по данной проблематике показывают, что не достаточно специалистов, обладающих соответствующим уровнем культорологи-ческих и этнопедагогических знаний для претворения в жизнь гуманистических идей народной педагогики. А студенты вуза зачастую недооценивают значимость народного воспитания, не понимают важности изучения богатого опыта традиционной педагогики, слабо владеют его методами и приемами, не могут целенаправленно применять их в практике работы.

Этнопедагогическая культура педагога представляет достаточно высокий уровень развитости общей культуры, толерантное отношение к этнокультурному разнообразию окружающей

его социальной среды, осуществление педагогической деятельности с учетом этнокультурных традиций национального региона.

Подготовка такого специалиста предполагает вооружение студента этнопедагогическими компетенциями. Этнопедагогическая компетенция в свою очередь, является усвоением педагогической культуры народа, традиций народного воспитания. Этнопедагогическая компетентность - это теоретическая и практическая готовность к трансляции ценностных ориентаций традиционной педагогической культуры народа и к реализации основных положений народной педагогики в современной практике воспитания и обучения в образовательных учреждениях с учетом своеобразия национальной психологии.

Формирование этнопедагогической культуры педагога направлено на решение основных задач, связанных с этнопедагогическим сознанием, этнопедагогическим мышлением, этнопеда-гогической деятельностью.

Задача формирования этнопедагогического сознания может быть решена на основе накопления знаний о культуре, обычаях своего народа, понимания элементов в культуре, традициях других российских народов, позволяющих жить в мире и согласии. Эти культурологические знания способствуют осознанию многообразия и специфики культурных проявлений в современном мире и важности культурного плюрализма для личности и общества.

Развитие этнопедагогического мышления связано с умением обобщать, выделять и вносить в содержание образования конструктивные предложения, отражающие этническое своеобразие народов и его культур. Такие педагоги будут способны решать сложнейшие социальнопедагогические национально-ценностные задачи.

Этнопедагогическая деятельность обозначает включение студентов в зону позитивного межнационального общения, в познавательную деятельность как диалог носителей различных культур в многокультурном образовательном пространстве.

В таком педагогическом процессе важно создать условия, в которых они будут чувствовать стремление найти пути взаимодействия, сотрудничества, общения и готовности к межкультур-ному диалогу.

В школах Бурятии проводится многогранная работа по приобщению учащихся к этнокультурным ценностям как своего этноса, так и других народов.

Реализация этой программы в республике осуществляется через следующие направления: через создание национальной школы, через обращение к этнокультурным традициям, через диалог культур как основу взаимного обогащения и саморазвития культур.

Приобщение школьников к культуре своего народа осуществляется в школах разного типа, которые функционируют в республике: школа народного календаря (Бичурский и Мухорши-бирский районы), Нижне-Иволгинская школа, работающая по программе «Школа как экокуль-турно-образовательный центр села», национальные школы (русская, бурятская, эвенкийская и др.), школа диалога культур (школа №32, Горхонская школа Заиграевского района и др.), бурятский лицей-интернат №1, лицей-интернат №61 для одаренных детей и многие другие школы, работающие на основе ФЭПа.

В связи с этим проблема подготовки студентов-будущих педагогов, обладающих этнопеда-гогической культурой, становится насущной.

Роль университета в активной реализации содержательного компонента учебной и профессиональной деятельности будущих педагогов в соответствии как с общечеловеческими ценностями, так и национально-этнической культурой огромна.

В исследованиях по формированию этнопедагогической культуры студентов в вузе доказательно выделяются следующие основные этапы, в частности:

- изучение общих эмпирических сведений о народной культуре, быте, нравах, традициях, образе жизни, что обеспечивает становление познавательных интересов, склонностей, потребностей в изучении различных сторон народного воспитания;

- обогащение эмпирических знаний, их систематизация, освоение теоретических положений этнопедагогики; осознание целей, содержания, средств народного воспитания, развитие этно-педагогического сознания; элементарное использование этнопедагогических знаний в практической деятельности;

- формирование устойчивого интереса к народной педагогике, конкретизация положений этнопедагогической теории, стимулирование самостоятельного поиска этнопедагогических

2010/1

знаний, становление этнопедагогического мышления; развитие ценностных ориентаций, составляющих основу этнопедагогического мировоззрения, освоение этнопедагогической деятельности;

- углубление теоретических знаний в области отдельных вопросов этнопедагогики, расширение мотивов систематического использования этнопедагогических знаний, их творческое применение на всех этапах учебно-воспитательного процесса (Там же).

Этнопедагогическая подготовка студентов в университете должна быть направлена на введение в образовательный процесс основных положений этнопедагогики. Традиционные педагогические предметы насыщаются этнопедагогическим материалом с учетом принципа диалога культур, предполагающим адаптацию традиционной педагогической культуры к условиям современного образования. Интегративно взаимосвязанные базовые дисциплины, элективные курсы с соответствующей направленностью, а также спецкурсы и спецсеминары знакомят студентов с региональными особенностями системы образования, развивают познавательный интерес к народной культуре. Выполнение творческих исследовательских заданий по этнопедагогической проблематике (рефераты, проекты, курсовые работы, выпускные квалификационные работы) формируют творческий подход в применении этнопедагогических знаний. Педагогическая практика студентов имеет важное значение в развитии этнопедагогической культуры будущего специалиста, поскольку она расширяет этнопедагогические знания, совершенствует этнопедагогические умения и навыки.

Использование различных форм организации учебного процесса и видов учебных заданий (семинар-диспут, открытая дискуссия, семинар-коллоквиум, составление сравнительных таблиц и графических схем, сравнительный анализ, тестовые, творческие задания и др.) способствует развитию основных элементов этнопедагогической культуры студентов в процессе учебного диалога.

В целом эффективность формирования этнопедагогической культуры студентов предполагает:

• направленность учебных дисциплин на развитие интереса к культуре, в том числе педагогической, собственного народа и других этносов,

• ориентацию учебно-воспитательной работы на развитие у студентов национального самосознания и поликультурного сознания и мышления,

• включение в учебный процесс этноориентированных дисциплин,

• приобщение студентов к этнопедагогической деятельности на основе развития традиций народной педагогики.

Формирование этнопедагогической культуры студентов - будущих педагогов связано с системой образования, основанной на культурном плюрализме, на сочетании мирового уровня технической и информационной оснащенности с традиционными культурными и духовными ценностями.

Литература

1. Николаев В. А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998.

2. Там же.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М., 1999.

4. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования. - Волгоград: Перемена, 2001.

5. Попов Б.Н. Философия воспитания. - М., 2000.

Танхасаева Аюна Семеновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Бурятского госуниверситета.

Tanhasaeva Ayuna Semenovna, candidate of pedagogical science, assistant professor of department of general pedagogy of Buryat State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.