Научная статья на тему 'Формирование этнокультурной образовательной политики в регионе'

Формирование этнокультурной образовательной политики в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ETHNO-CULTURAL EDUCATIONAL POLICY / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА / REGIONAL EDUCATIONAL SPACE / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / EDUCATION MANAGEMENT / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / PUBLIC ORGANISATIONS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивашкина Наталия Владимировна

Представлены результаты социологического исследования, направленного на выявление содержания этнокультурной образовательной политики в Республике Мордовия и перспектив ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивашкина Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Ethno-Cultural Educational Policy in the Region

Results of a sociological research aimed at the investigation of contents of ethno-cultural educational policy in the Republic of Mordovia and perspectives for its development are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурной образовательной политики в регионе»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

141

Н. В. ИВАШКИНА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ

Ключевые слова: этнокультурная образовательная политика, этнокультурное образование, образовательное пространство региона, управление образованием, общественные организации, взаимодействие

Key words: ethno-cultural educational policy, eth-no-cultural education, regional educational space, education management, public organisations, interaction

Этнокультурные аспекты образования относятся к проблемам, которые затрагивают основу процесса трансляции культуры от поколения к поколению и связывают различные области гуманитарного знания. Взаимодействие государственных и общественных структур с точки зрения их интеграции для формирования эффективной этнокультурной образовательной политики приобретает особо важное значение в контексте необходимости сохранения в России (многонациональном и полиэтничном государстве) единого интеллектуально-образовательного пространства1.

Взаимодействие государства с обществом осуществляется постоянно. Это делает сферу образования одним из важнейших пространств поиска оптимальных взаимоотношений и взаимодействий государственного и общественного начал. Система образования является одним из основных институтов и инструментов формирования субъектов гражданского общества. Именно в школе появляется первый опыт (успешный или нет) гражданского самосознания и поведения.

Формирование национально-гражданской идентичности посредством образовательных программ — одно из основных направлений государственной образовательной политики2.

ИВАШКИНА Наталия Владимировна, заведующая сектором региональных систем образования НИИ регионологии Мордовского государственного университета.

С учетом задач модернизации общества и образования актуальными являются исследования этнокультурного образования как фактора формирования гражданской идентичности. Это обусловливает необходимость проведения мониторинга развития и модернизации этнокультурной образовательной политики в региональном социуме.

В рамках научно-исследовательской темы «Исследование механизмов формирования региональной и этнокультурной образовательной политики в условиях модернизации российского общества» НИИ регионологии Мордовского государственного университета в 2007 и 2009 гг. были проведены социологические исследования в форме экспертного опроса по теме «Механизмы взаимодействия системы образования и институтов гражданского общества по формированию этнокультурной образовательной политики в регионе», а в 2010 г. полученный материал был дополнен глубинными интервью с руководителями образовательных учреждений этнокультурной направленности по этой тематике. Данные исследования позволяют провести сравнительный анализ оценок отдельных процессов формирования этнокультурной образовательной политики и более всесторонне рассмотреть проблемы ее реализации.

Большинство экспертов считает, что в Мордовии реализуется вполне взвешенная этнокультурная образовательная политика (в 2007 г. — 47,0 %, в 2009 г. — 62,5 %). Отвечая на вопрос углубленного интервью «Как Вы понимаете этнокультурную образовательную политику?», руководители образовательных учреждений отметили, что это в основном «важный компонент воспитательной и образовательной деятельности любого образовательного учреждения», «возвращение к корням национальной культуры, восстановление справедливости в отношении языка, традиций», «формирование и воспитание высокообразованных, физически и нравственно здоровых, духовно богатых людей, которые ценят и берегут свою национальную культуру, уважают культуру других народов».

В 2009 г. сместились акценты по поводу приоритетности реализации основных направлений региональной этнокультурной политики. Первое место было отдано преподаванию родного языка (29,2 %) (в 2007 г. это было развитие сети учреждений по возрождению, сохранению и

развитию национальной культуры — 32,0 %). Второе место оказалось у повышения уровня профессиональной подготовки педагогических кадров (27,8 %) (в 2007 г. это было возрождение и развитие народных промыслов — 30,0 %), третье — у развития сети учреждений по возрождению, сохранению и развитию национальной культуры (27,5 %) (в 2007 г. это было преподавание родного языка — 24,0 %). Такая рокировка произошла за счет изменения мнений экспертов, работающих в образовательных учреждениях, и представителей общественных организаций. В интервью руководители образовательных учреждений отмечали, что основными направлениями этнокультурной образовательной политики являются преподавание родного языка, истории и культуры, научно-исследовательская работа, проведение конференций, внеклассная работа с учениками по этнокультурной тематике.

По-прежнему наиболее острой проблемой этнокультурной образовательной политики остается низкое финансово-экономическое обеспечение (2009 г. — 53,2 % и 2007 г. — 70,0 %), однако в 2009 г. особую актуальность приобрела проблема материально-технического (2009 г. — 51,1 % и 2007 г. — 38,0 %) и кадрового обеспечения (2009 г. — 34,0 % и 2007 г. — 10,0 %). Активная работа Министерства образования РМ и общественных организаций республики позволила снизить почти в два раза напряженность с недостатком учебно-методического обеспечения (2007 г. — 42,0 % и 2009 г. — 23,4 %).

Эту ситуацию подтверждают и интервью с руководителями образовательных учреждений, где проблемы финансирования и кадров также являются приоритетными. Однако интервьюеры отмечают и другие проблемы: сложность литературного языка (несоответствие разговорному), нежелание отдельной части родителей приобщить своих детей к языку и культуре региона, плохая проработанность методического и дидактического материалов.

Как и в 2007 г., эксперты в 2009 г. отметили большое внимание региональных органов власти к развитию этнокультурного образования в республике, чего нельзя сказать об органах местного самоуправления и общественных организациях. Так, доля тех, кто считает, что органы местного самоуправления уделяют этому вопросу недостаточное или

скорее недостаточное внимание, увеличилась с 46,0 % в 2007 г. до 52,1 % в 2009 г. Такая же ситуация сложилась и с общественными организациями (с 42,0 % в 2007 г. до 52,0 % в 2009 г. соответственно). Эти тенденции нашли свое отражение и в интервью: «влияние общественных организаций абсолютно не чувствуется, может быть, где-то в Саранске они активно действуют, а вот на периферии их деятельности нет, к нам они не приезжают». Если в опросе 2007 г. основной причиной недостаточного внимания институтов гражданского общества к формированию этнокультурной образовательной политики называлось отсутствие нормативно-правовых, экономических и других основ участия (62,0 %), то в 2009 г. эта позиция несколько ослабла (47,5 %), и более заметной стала причина неразвитости общественного сектора (45,0 %) (28,0 % в 2007 г.).

Основным и наиболее эффективным механизмом взаимодействия государственных и общественных структур по вопросам формирования этнокультурной образовательной политики эксперты в 2009 г. назвали создание координационных и консультационных государственно-общественных органов, занимающихся вопросами формирования этнокультурной образовательной политики. Оценивая действующие региональные программы развития образования как эффективные, почти все эксперты в 2009 г. полагали, что существует необходимость разработки и принятия программы развития этнокультурного образования в республике (в 2007 г. — 88,0 %, в 2009 г. — 95,8 %).

Сравнивая предложения экспертов по формированию эффективной этнокультурной образовательной политики в 2007 и 2009 гг., можно отметить, что в 2007 г. они в большей степени касались финансирования и совершенствования нормативно-правовой базы. В 2009 г. предложения стали касаться более конкретных мер: создания электронной базы данных по этнокультурной образовательной политике; закрепления молодых кадров в области этнокультурного образования; создания координационных и консультационных государственно-общественных органов, занимающихся вопросами формирования этнокультурной образовательной политики, и т. п. Это свидетельствует, на наш взгляд, что у экспертов формируются конкретные предложения, направленные на повышение эффективности этнокультурной образовательной политики в регионе.

Отвечая на вопросы о перспективах дальнейшего развития этнокультурной составляющей образовательного процесса, интервьюеры в 2010 г. отметили, что «перспективы развития этнокультурного образования во многом зависят от того, насколько государство будет заинтересовано в этом развитии», «нужны стимулы, нет стимулов — нет перспектив», «этнокультурная составляющая в образовательном процессе необходима, чтобы мы не забывали свои корни и культуру», «должна быть преемственность в этнокультурном образовании (от детского сада до вуза)», «школа старается сделать больше в этнокультурном направлении, но не все от нее зависит. Нужно, чтобы к этому вопросу более ответственно подошли и органы власти, и общественные организации, и родители».

Анализ результатов социологических исследований показал, что наиболее эффективными механизмами формирования этнокультурной образовательной политики являются стимулирование участия общественных структур в ее формировании, создание координационных и консультативных государственно-общественных органов, занимающихся вопросами формирования такой политики. В качестве недостатка эксперты отметили довольно низкий интерес общественных организаций к проблемам формирования этнокультурной образовательной политики.

Сравнительный анализ полученных данных, проведенных в 2007 г., 2009—2010 гг., позволяет говорить о том, что формирование эффективной этнокультурной образовательной политики в республике — это актуальная проблема. Ее успешная реализация потребует дальнейших согласованных мер политического, экономического и правового характера всех заинтересованных сторон.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Гусаров В.И. Государственно-общественное образование: моногр. Самара: Изд-во НТЦ, 2006. 496 с.

2 См.: Левитская А. А. Система поликультурного образования как ядро воспитательного потенциала федерального государственного образовательного стандарта общего образования. URL: http://mon.gov.ru/ruk/dir/levitskaya/ dok/6640 (дата обращения: 21.09.2010).

Поступила 22.09.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.