Научная статья на тему 'Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве'

Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1415
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве»

УДК 316.647.5 (045)

О. И. Юдина

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Основной тенденций развития современного мира является интеграция стран. Открытость границ, установление тесных межгосударственных связей во всех областях жизни приводят к полиэтническому взаимодействию, обмену традициями, достижениями культуры, решению экономических вопросов и т.д. Соблюдение норм, регулирующих взаимоотношения людей, сегодня является непременным условием жизни в обществе, их передача подрастающим поколениям выступает как особый предмет заботы во всех культурах. Человечество подходит к осознанию этого факта, к признанию права различных кулыурных групп сохранять свою индивидуальность и к возможности научиться воспринимать многообразие культур и народов без чувства личной ущемлен н ости, что нередко присутствует в поликулыурных, межэтнических контактах.

Происходящая трансформация общества вызывает смену ценностных ориентаций людей, переоценку ценностей, их переосмысление. Прежние культурные ценности обесценились, идеологические и духовно-нравственные устои общества потеряли свое былое значение. Осуществление перехода к новому обществу способствует появлению новых ценностей, где человек признается в качестве одной из главных ценностей. И такое общество должно не только провозглашать новые идеи, в которых заключается смысл ценностей, но и формировать в общественном сознании ценностные ориентации, позволяющие осуществить становление более нравственного общества, скрепляющееся духовными идеями, ценностями. Развитие нового общества невозможно без формирования и повышения уровня толерантности современного человека. Признание суверенности и ценности другого, независимо от разреза глаз и цвета кожи, является не только необходимым условием интеграции, но условием элементарного выживания в поликультур-ном обществе. Толерантность зависит от общего уровня культуры личности, от умения воспринимать другого и соблюдения общечеловеческих норм и морали. Это личная способность каждого человека адекватно воспринимать представителей других этносов и контактировать, взаимодействовать с ними. При этом этническая толерантность, выступающая как целостное качество личности, изменяет формы полиэтнического взаимодействия. Результатом взаимодействия толерантных личностей является достижение подлинного взаимопонимания, взаимоуважения, признания различных религиозных взглядов, основ мировоззрения, духовных и культурных ценностей.

В связи с этим в последние десятилетия возросло число практически ориентированных исследований не только по проблемам межэтнического, меж-культурного взаимодействия, но и по проблемам духовности и нравственности, ценностных ориентаций личности, Это подчеркивает актуальность концепции ценностной жизнедеятельности человека, основанной на дифференциации поведения и жизненных устремлений личности в соответствии с имеющейся индивидуальной системой ценностных представлений и отношений. Становление и развитие этнической толерантности во многом связано с соблюдением духовно-нравственных норм, выражающих отношение к другому как к самому себе.

Этническая толерантность представляет собой многогранный феномен, суть которого состоит в утверждении ценности человеческого достоинства, неприкосновенности каждой личности, независимо от ее происхождения, это некий фактор, укрепляющий мир. Этническая толерантность находит свое отражение в активной жизненной позиции, выражающаяся в открытости, готовности к диалогу с представителями разных этносов, проявляя уважительное отношение к любой «инаковости»: ценностям, нормам, образу жизни, поведению, традициям, чувствам, мнениям, идеям, убеждениям. Это и качество личности, проявляющееся в понимании многообразия мира, в умении проявлять уважение, симпатию, сопереживание, стремление к позитивному межэтническому взаимодействию, взаимообогащению, которое через внутренний мир личности выходит на уровень ценностного отношения к представителям разных этносов.

Анализ научной литературы показывает, что этническая толерантность рассматривается, как правило, в этнологии, этнопсихологии, этносоциоло-гии. Понятие этническая толерантность мало используется в педагогических исследованиях, хотя и признано необходимым. Внимание к этнической толерантности в педагогической науке объясняется не только сменой фило-софско-образовательных парадигм, но и требованиями современного по-ликультурного общества, Потребность понять суть данного явления требует обратиться к научной литературе и осмыслить то, что накоплено отечественной наукой.

Как явление социальной перцепции этническую толерантность рассматривает психолог Н. М. Лебедева, которая при этом понимает этническую толерантность как отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, т.е. при наличии позитивного образа иной культуры сохраняя позитивное восприятие своей собственной, Е. И. Шлягина, трактует этническую толерантность как установочное образование личности, выражающееся в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям, идеям. Ф. М. Малхозова, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко считают, что этническая толерантность тесно взаимосвязана с социально-психологическими явлениями - позитивной этнической идентичностью и этнокультурной компетентностью. Под позитивной этничес-

кой идентичностью понимается осознание своей принадлежности к определенному этносу и суждение о нем, его культуре, так и отношения к другим этносам. Представление о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, выводит этническую идентичность на уровень этнокультурной компетентности, под которой понимается приобретение личностью объективных знаний и опыта в области этнологии и полиэтнического взаимодействия, способствующих этнокон-солидации различных народов. Несмотря на некоторое расхождение в понимании учеными этнической толерантности, все они сходятся во мнении, что сущность этого феномена выражается в позитивном отношении к представителям разных этнических групп, к особенностям их культур, а также этнокультурных ценностей различных социоэтнических сообществ.

Таким образом, утверждению приоритета ценностей жизнедеятельности как отдельно взятого человека, так и общества в целом способствует аксиологический подход [3]. Этот подход формирует этническую толерантность как ценностную ориентацию личности, помогает личности усвоить систему общечеловеческих и этнокультурных ценностей, осуществляющей осознанный выбор своего поведения и поступков в разнообразных жизненных ситуациях, не переступая при этом общезначимых ценностей. Этническая толерантность как высший уровень культуры полиэтнического взаимодействия одновременно является и средством, и результатом становления и функционирования новой системы отношений в политической, экономической и других сферах жизнедеятельности государства.

Аксиологический подход (А. В. Кирьякова) ориентируется на поиск комплексных оснований, становление новой социально значимой жизни человека и общества в целом, который позволяет рассмотреть процесс формирования этнической толерантности во взаимодействии субъективного и объективного, выявить внутреннюю сторону взаимосвязи личности и общества, увидеть личностный аспект ориентации школьника на различного рода ценности, в том числе и этнической толерантности. В современном обществе этот подход рассматривается как необходимый компонент осмысления социального развития, как проблема взаимодействия познания и ценностного сознания, как ценностная система личности.

Аксиологический подход выбран как наиболее продуктивный для выявления педагогических условий формирования этнической толерантности. С учетом содержания этнической толерантности этот подход аккумулирует те смысловые категории аксиологии (ценности, ценностные ориентации), регулирующие отношения между людьми и приводят к пониманию толерантного отношения, толерантного сознания, толерантного поведения на основе усвоения социокультурных ценностей (сопереживание, содействие, сочувствие, сотрудничество и т. д.), трансформирующихся как в индивидуальное, так и социальное поведение людей. С позиций аксиологического подхода этническая толерантность становится частью системы ценностных

отношений современной личности. Взаимодействие человека с миром и людьми позволяет ему не только актуализировать имеющиеся у него внутренние потенциалы, но и восполнить их в структурном, содержательном, ценностном, смысловом плане. Как известно, каждый человек имеет специфические национальные, общественные по своей природе, происхождению и функциям духовно-нравственные устои, ценностные ориентиры, призванные «задать» личности программу деятельности и поведения, в том числе и по отношению к другому человеку, другой народности, нации, другой материальной и духовной культуры. В этнической толерантности неразрывно связаны субъективно-личностные элементы, выражающие внутренний план отношения личности к представителям других этносов, и объективно-практические действия, которые личность должна выражать в отношениях с данной категорией людей.

Эффективность реализации аксиологического подхода в процессе формирования этнической толерантности проверялась в ходе исследования, которое начиналось с констатирующего эксперимента. С целью получения репрезентативного материала было обследованно 790 учащихся сельских и городских школ 6-8-х классов с помощью комбинированной анкеты. В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что национальность стала причиной негативного отношения к себе среди шестиклассников (3 0,13%), семиклассников (13,6%), восьмиклассников. (13,85%). Взаимоотношения в многонациональных классах неоднозначны: 41,9% шестиклассников проявляют нормальное отношение, 36,7% - безразличие, негативное отношение выражают 7,1%. Семиклассники относятся 44% нормально к представителям разных национальностей, безразличие свойственно 34,4%, отрицательное отношение проявляют 10,4%. Для восьмиклассников свойственно также нормальное отношение 17,4% к представителям разных национальностей, безразличие проявляют 51,6% респондентов, негативное отношение выражают 18,2 % восьмиклассников, также среди этой категории школьников считают, что классы должны бьггь однонациональными (15,5%). В анкете школьникам было предложено определить положительные и отрицательные стороны этнической толерантности. Среди учеников 6 классов указывают на положительные моменты 52,7% , отрицательные моменты определили 33,10%), Для учащихся 7 классов отмечают положительные моменты 60,8% учащихся, на отрицательные моменты этнической толерантности указывают 19,2 % респондентов. Отметили положительные моменты этнической толерантности 3 7,28% восьмиклассников, 33,96% - отрицательные стороны, мотивируя это не возможностью высказаться, это дискриминация личности и т. д.

Результаты констатирующего эксперимента позволили определить основное направление следующего этапа исследования. Для реализации формирующего эксперимента отбирались средства, позволяющие вовлечь школьника в процесс принятия решений в реальных жизненных ситуациях. Кейс-

метод направлен на активное самостоятельное усвоение знаний и формирование умений взаимодействия с представителями разных этносов на основе толерантности, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями, а также развитие рефлексии. Диспуты, дебаты способствуют формированию культуры ведения дискуссий, так как планируется умение слушать оппонента, понимать, что существуют разные точки зрения, что именно в столкновении взглядов устанавливается истина. Но при этом надо уметь отстаивать своё мнение, проявляя при этом уважение к оппоненту.

В качестве примера приведем диспут «Мысли великих», проводимый на начальном этапе исследования, включающий в себя серию высказываний ученых, государственных деятелей, писателей о человечности, уважении, понимании других. Школьники анализировали эти цитаты, спорили, высказывали свою точку зрения, аргументируя ее. Они были заранее осведомлены о теме диспута, но обязательной подготовки не требовалось, и именно этот факт способствовал проявлению активности подростков в поиске нужных цитат и интересному проведению диспута. Проведение такого диспу та содействовало личностно-смысловой оценке толерантности, ее ценностного значения, развивалась способность «слышать» другого человека, соотносить свое мнение с мнениями и взглядами других людей, учиться воспринимать их как «другой мир», имеющий право на существование. Нужно отметить, что подростки, относимые нами к низкому уровню этнической толерантности, обсуждаемые цитаты трактовали узко, соотносили их непосредственно с собственной жизненной позицией («толерантность - да зачем она нужна?..», «терпеть других?...»), а потому не видели ее ценности («что в ней такого ценного?», «не так она и хороша...»). Школьники со средним и высоким уровнем этнической толерантности, наоборот, старались отметить важность рассматриваемого явления («...нужно ценить и уважать другие народы, их права на жизнь и свободу», «они такие же люди как мы», «все люди нуждаются в добром к себе отношении»).

Помимо диспутов и дебатов проводились различные тренинги, игры, которые способствовали не только обогащению представлений подростков об этнокультурных ценностях разных народов, выявлению правильных и ошибочных представлений о том или ином этносе, но и овладению подростками навыками группового взаимодействия и развитию коллективных отношений. Например, игра «В гостях» включала в себя несколько этапов. Первый этап - это путешествие по станциям: «Украина», «Башкирия», «Казахстан», «Таджикистан», «Татарстан», «Мордовия», «Чувашия». Станции представлены в виде национальных домов с комнатами разного назначения, в них школьников ждали задания. Так, в гостиных комнатах нужно назвать пословицы и поговорки о гостеприимстве, дружбе, уважении к людям того народа, в доме которого он находится, а также исполнить народный танец. На кухне рассказать о национальных блюдах, определить их достоинства, особенности, обсудить общее в кухнях этих народов. В библиотеке - написать

эссе на тему «Как живется (украинцам, башкирам, казахам, таджикам и т. д.) в нашем регионе». Следующим этапом игры было определение этнокультурных ценностей, особенностей традиций и обычаев этих народов. Перед школьниками ставились задачи: написать коллективное сочинение, в котором нужно отразить свое видение тех ценностей, олицетворяющих все самое значимое в жизни того или иного народа. И представить свое творчество на суд ребят других групп. После этого проводилось обсуждение, в котором подростки стремились раскрыть всю глубину рассматриваемых ими этнокультурных ценностей, показать их основополагающее значение для построения позитивных межэтнических взаимоотношений. В задачи каждого этапа игры входило заострить внимание школьников - подростков на тех или иных объектах ценностной ориентации: дружбе, любви как необходимых формах человеческих взаимоотношений, взаимопониманию как условию построения уважительного отношения к «другому» независимо от происхождения; расширить представления подростков о многообразии культур народов, проживающих в нашем регионе.

При этом необходимо отметить, что ребята со средним и высоким уровнем сформированности этнической толерантности активно и с интересом участвовали в игре. В то время как подростки, относимые нами к низкому уровню, были пассивны, приходилось привлекать их внимание, вводить в игру с помощью заданий, вопросов, которые могли заинтересовать их.

В исследовании использовались также и незаконченные истории, содержащие моральную дилемму, затрагивающую проблему полиэтнического взаимодействия, и необходимые для принятия школьниками правильного решения, предвидения последствий, заставляющих их задумываться над собственными поступками. Хочется отметить то, что повышенный интерес к таким заданиям был не только у подростков среднего и высокого уровня сформированности этнической толерантности, но и у подростков низкого уровня. Подростки принимали активное участие в обсуждении, предлагали разнообразные варианты ситуаций, выбирали наиболее верное решение ситуации.

Таким образом, рассмотренные педагогические условия позволяют не только обогатить личностный опыт, но и адекватно оценивать сложившиеся обстоятельства, т. е. осуществляется переход от знаний и эмоционально-положительной оценки к оценочному суждению, побуждающему активность личности по присвоению этнической толерантности.

На завершающем этапе исследования был проведен анализ полученных данных начального и заключительного этапов исследования, позволяющий сделать вывод об успешности формирования этнической толерантности школьников на основе аксиологического подхода. Уменьшилось количество школьников низкого уровня сформированности этнической толерантности на 16,3%, а соответственно, повысилось число, на 9,2% школьников, имеющих средний уровень сформированности этнической толерантности. Пока-

затели высокого уровня сформированное™ данного личностного качества школьников увеличились на 7,1%. Что является показателем динамики развития этнической толерантности школьников. Выявленная динамика уровней этнической толерантности школьников отражена на риунке.

До эксперимента После эксперимента

Динамика уровней этнической толерантности школьников в начале к в конце исследования.

В своей основе результаты исследования подтвердили эффективность применения аксиологического подхода с использованием различных средств, методов в процессе формирования этнической толерантности школьников, при максимальном использовании аксиологического потенциала личности.

Таким образом, проведенное исследование показало, что этническая толерантность становится ценностью личностн при организации целенаправленного процесса формирования только при определенной мотивационной, личностной активности личности. В этом процессе происходит развитие ориентаций школьников на этническую толерантность как ценность, осмысление личность положительных сторон данного феномена. Развиваются рефлексивные способности осмысления себя и своих чувств при полиэтническом взаимодействии. Осваиваются умения, способствующие позитивному полиэтническому взаимодействию. Внешне результативность проводимой опытно-экспериментальной работы проявилась в более осознанном поведении школьников по отношению к представителям разных этносов, повышении интереса к многообразию мира и социальным явлениям.

Библиографический список

!. Асмолов, А. Г. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия «толерантность» Век толерантности: Науч.-публицист, вестн. - М.: МГУ, 2001. - 152 с.

2. Лебедева, Н. М., Лунева О. В., Стефанеико Т. Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. - М.: «Привет», 2004. - 358 с.

3. Кирьякова, А. 8. Теория ориентации личности в мире ценностей (монография). - Оренбург, 1996. - 187 с.

4. Шлнгина, Е. И. Этническая толерантность личности: опыт эмпирического исследовании // Иаучно-лублицист. весник «Век толерантности». - М.: МГУ -2001 -№3,4.

5. Шпулов В. И. Этническая толерантность как феномен культуры // Культурология,. этнокудьтурология, культурная антропология. № 7. - 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.