Научная статья на тему 'Формирование этнического самосознания у подростков в краеведческой деятельности'

Формирование этнического самосознания у подростков в краеведческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА НАРОДА / CULTURE OF THE PEOPLE / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / NATIONAL SPORTS / САМОСОЗНАНИЕ ЭТНОСА / LOCAL HISTORY ACTIVITY / CONSCIOUSNESS OF ETHNOS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атласова Михнаса Михайловна.

Статья посвящена проблеме формирования самосознания человека. Выявляется и обосновывается необходимость развития этнического самосознания подростков посредством вовлечения их в краеведческую работу. Также в статье приводятся примеры традиционной народной культуры народа саха, представляющие собой действенные способы формирования этнического самосознания подростков. Анализируются процессы ознакомления детей с древним героическим эпосом Олонхо, с ярким национальным праздником якутов Ысыах праздником поклонения Солнцу, национальными играми и видами спорта, в частности мас-реслингом, раскрывается их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHNIC CONSCIOUSNESS AT TEENAGERSIN LOCAL HISTORY ACTIVITY

Article is devoted to a problem of formation of consciousness of the person. Need of development of ethnic consciousness of teenagers by means of their involvement in local history work comes to light and locates. Also in article the examples of traditional national culture of the people Sakha representing effective ways of formation of ethnic consciousness of teenagers are given. Processes of acquaintance of children with the ancient heroic epos Olonkho, with a bright national holiday of Yakuts Yhyakh a holiday of worship the Sun, national games and sports, in particular mas-wrestling are analyzed, their contents reveals.

Текст научной работы на тему «Формирование этнического самосознания у подростков в краеведческой деятельности»

2. Buksikova О. B. Traditsionnye igry i tantsy v khoreograficheskom iskusstve narodov Vostochnoi Sibiri: semantika i interpretatsiia [Traditional games and dances in the dance of the peoples of Eastern Siberia: semantics and interpretation]. Ulan-Ude, Publishing house of Buryat Scientific Center, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2009. 186 p.

3. Veretennikov 1.1. luzhnorusskie karagody [Southern Karagod]. Belgorod, Vezelitsa Publ. [Veselica Publ.], 1993.114 p.

4. Gachev G. D. Natsional'nye obrazy mira. Evraziia — kosmos kochevnika, zemledePtsa i gortsa [National images of the world. Eurasia — space nomad, farmer and mountaineer]. Moscow, 1999. 386 p.

5. Eremina M. Iu. Roman s tantsem [Affair with dance]. St. Petersburg, Sozvezdie Publ. [Constellation Publ.], 1998.252 p.

6. Zhirov M. S. Narodnaia khudozhestvennaia kuVtura Belgorodchiny [Folk arts and culture of Belgorod]. Belgorod, 2000. 265 p.

7. Ivleva L. M. K voprosu o khoreografii riazhen'ia (na russkom materiale) [To the question of choreography disguise (Russian material)]. Narodnyi tanets. Problemy izucheniia [Folk dance. Problems of studying]. St. Petersburg, 1991. 235 p.

8. Kagan M. S. Vvedenie v istoriiu mirovoi kuVtury, kn. 1 [Introduction to the history of world culture, book 1]. St. Petersburg, 2000.

9. Koroleva E. A. Rannie formy tantsa [Early forms of dance]. Kishinev, 1977. 215 p.

10. Lotman Yu. M. Semiosfera [Semiosphera]. St. Petersburg, Iskusstvo-SPB Publ. [Art-SPB], 2010. 704 p.

11. Murashko M. P. Forma russkogo tantsa — pliaska, chast' II [Form Russian dance — dance, part II]. Moscow, 2009. 89 p.

12. Pocheptsov G. G. Semiotika [Semiotics]. Moscow, Refl-book Publ., Kiev, Vakler Publ., 2002. 431 p.

13. Simvoly, znaki, emblemy. Entsiklopediia [Symbols, signs, emblems. Encyclopedia]. Moscow, LOKID-PRESS, 2005. 494 p. Available at: http://slovari.yandex.ru/~knigi/Simvoly%2C%20znaki%2C%20emblemy/ (accessed: 20.05.2014).

ОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО

самосознания у подростков в краеведческой деятельности

УДК 159.923.2:908 М. М. Атласова

северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова

статья посвящена проблеме формирования самосознания человека. Выявляется и обосновывается необходимость развития этнического самосознания подростков посредством вовлечения их в краеведческую работу. Также в статье приводятся примеры традиционной народной культуры народа саха, представляющие собой действенные способы формирования этнического самосознания подростков. Анализируются процессы ознакомления детей с древним героическим эпосом олонхо, с ярким национальным праздником якутов Ысыах — праздником поклонения солнцу, национальными играми и видами спорта, в частности мас-реслингом, раскрывается их содержание.

Ключевые слова: краеведческая деятельность, культура народа, национальные виды спорта, самосознание этноса.

АТЛАсоВА МИХНАсА МИХАЙЛоВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания якутского языка, литературы и национальной культуры Института языков и культуры народов северо-Востока РФ северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

ATLASOVA MIKHNASA MIKHAILOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of

Department of teaching technique the Yakut language, literature and national culture of Institute of 143

Languages and Cultures of the Peoples of the Northeast, North-Eastern Federal University in Yakutsk

e-mail: mikhnasa@mail.ru © Атласова М. М., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 5 (61) сентябрь-октябрь ^

M. M. Atlasova

North-Eastern Federal University in Yakutsk, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Belinskogo str., 58, Yakutsk, The Sakha (Yakutia) Republic, Russian Federation, 677000

FORMATION OF ETHNIC CONSCIOUSNESS AT TEENAGERSIN LOCAL HISTORY ACTIVITY

Article is devoted to a problem of formation of consciousness of the person. Need of development of ethnic consciousness of teenagers by means of their involvement in local history work comes to light and locates. Also in article the examples of traditional national culture of the people Sakha representing effective ways of formation of ethnic consciousness of teenagers are given. Processes of acquaintance of children with the ancient heroic epos Olonkho, with a bright national holiday of Yakuts Yhyakh — a holiday of worship the Sun, national games and sports, in particular mas-wrestling are analyzed, their contents reveals. Keywords: local history activity, culture of the people, national sports, consciousness of ethnos.

Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является формирование его этнического самосознания.

Известный автор и исследователь В. С. Мухина выделяет два основных этапа в развитии самосознания. Во-первых, это присвоение структуры самосознания через механизм межличностной идентификации. Основными феноменами являются: имя, притязание на признание, осознание половой принадлежности, видение себя во времени. Во-вторых, это формирование мировоззрения и системы личностных смыслов. Развитая личность прогнозирует себя в будущем, формирует образ собственной жизненной позиции, «сохраняет своё лицо» при взаимодействии с другими [цит. по: 1, с. 412].

По мнению С. Л. Рубинштейна, зарождение самосознания личности связано с осознанием своей обособленности от окружения, появлением первых представлений индивида о своём Я» [2, с. 182]. При этом человек осознаёт свою самостоятельность, свою обособленность от окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, приходя, таким образом, к самосознанию, к познанию собственного Я через познание других людей.

По мнению большинства современных авторов, ведущую роль в развитии самосозна-

ния играют обучение и воспитание, то есть социальные факторы. Внутренняя активность может быть понята в полном объёме лишь тогда, когда к развитию как объективно существующему процессу добавляется саморазвитие человека.

По нашему мнению, важным фактором формирования этнического самосознания личности является приобщение человека, начиная с самого маленького возраста, к изучению отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей. Другими словами, действенным фактором духовно-нравственного воспитания является краеведческая деятельность. Уже в XVIII—XIX веках многие отечественные педагоги, такие, например, как Н. И. Новиков, К. Д. Ушинский и др., говорили о том, что нельзя заставлять детей и подростков изучать окружающий мир только посредством книг, а нужно, чтобы они воочию видели и чувствовали то, что их окружает. С малых лет народные знания дети получают от родителей и близких им людей. Каждый народ старается воспитывать подрастающее поколение с помощью традиций, обычаев и умений предков. Ведь на любви к родному краю, знании его истории, культуры, традиций зиждется духовная культура всего общества в целом и конкретной личности в частности.

Через краеведческие мероприятия школьник учится ценить свой край как частицу Отчизны, приобщается к народным традициям и обычаям, формируется как гражданин и патриот. При этом большое значение имеет не только изучение родного края, не только знакомство с особенностями территории проживания, с материальной и духовной культурой населяющих её народов (производством, языком, традициями, национальными видами спорта, народными праздниками и т.д.), но и активное участие в производственной деятельности взрослых, а также в проведении культурных и спортивных мероприятий в регионе.

Доктор педагогических наук, профессор Е. Ю. Стрельцова представила концепцию, согласно которой народное художественное творчество рассматривается в целостной взаимосвязи таких его компонентов, как протокультурный компонент, фольклор, любительское творчество, массовая художественная самодеятельность, инновационные формы народного искусства [см.: 3].

И задача педагогов-краеведов, которые работают с молодым поколением, формируют этническое самосознание подростков в процессе краеведческой деятельности, состоит как раз в том, чтобы представить им целостную картину духовной жизни народа, и в частности народа саха, привлечь к активному участию в различных формах народного художественного творчества.

Протокультурным компонентом устного народного творчества народа саха является древний героический эпос Олонхо, который состоит из множества отдельных сказаний. С данного эпоса начинается якутская философия — жизнеутверждающая, ориентированная на созидание и веру в добро и красоту. В архаичном сюжете Олонхо отражены древние космогонические, тотемические и культовые представления народа. Якутский эпос Олонхо в 2005 году был признан ЮНЕСКО шедевром устного нематериального культурного наследия человечества.

Истории, составляющие основу сюжета

якутского Олонхо, обычно происходят в не-ком фантастическом мире, который делится по верованию якутов на три яруса: верхний — небо, средний — земля и нижний — преисподняя. Средний ярус в Олонхо изображается в виде плоского круга, края которого изогнуты, как носы охотничьих лыж. Посередине среднего яруса, на земле, растёт вечнозелёное восьмиствольное священное дерево Аал Кудук Мас, в котором обитает дух хозяйки земли Аан Алахчын Хотун. Средний ярус принадлежит племени айыы-аймага (люди). Нижний ярус находится под землёй, где вечно пасмурное небо. Там живут исконные враги людей среднего яруса. Богатыри нижнего яруса коварны и неуловимы. Якутские мифологические сюжеты отражают характерные черты истории человеческого общества далёких времён и являются одной из излюбленных тем творчества современных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства.

Интересны для подростков и традиции жизнеустройства якутов. В стародавние времена якуты жили по алаасами. Алаас представляет собой особое территориально-природное образование, в котором проживали раньше предки якутов. Внешне Алаасы — это плоские округлые понижения с озёрами на дне, с луговой и лугово-степной растительностью в районах распространения много-летнемёрзлых горных пород, образующиеся в результате термокарста. Площадь алаасов составляет от десятков квадратных метров до нескольких квадратных километров. Территории алаасов используются под сельскохозяйственные угодья. До тридцатых годов прошлого века якутские семьи в основном жили по алаасам. Так они приспосабливали своё животноводческое хозяйство к суровым условиям Якутии.

Алаас для народа саха — это особый микромир, священная земля предков, где каждый обретает гармонию с самим собой и единение с природой.

Наравне со взрослыми, дети с малых лет посещают и участвуют в общенациональ-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 5 (61) сентябрь-октябрь ^

ном празднике солнцестояния — Ысыах. Тем самым они учатся бережно относиться к традициям предков. В старину день Ысыа-ха считался якутским Новым годом. Народ прославлял приход лета и плодородие земли, готовился к сенокосу, так важному для выживания скота в грядущий зимний сезон.

На празднике Ы1сыах широко организуются соревнования по борьбе хапсагай, перетягиванию палки, якутским прыжкам, конным скачкам, а также проводятся различные детские игры. Для поощрения победителей устанавливаются различные призы. На Ы1сыахе обязательно звучит музыка волшебного хомуса. Большой популярностью пользуются звукоподражательные мелодии «кукушка», «гуси», «жаворонок», шелест трав, шум ветра.

Национальные виды спорта, являющиеся элементом сохранения самобытности нации, могут объединять не только свой народ, но и привлечь других. В Якутии одним из наиболее популярных видов спорта является перетягивание палки. Этот вид единоборства хорошо известен за пределами республики и получил название «мас-рес-линг», так как настоящее его название — мае тардыЬыыта — выговорить достаточно сложно.

Большим событием для дальнейшего развития национальных видов спорта стал открытие в Якутии Центра национальных видов спорта имени Василия Манчаары. Не-

маловажна работа кафедры национальных видов спорта и народных игр при Институте физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета, которая ведёт планомерную, целенаправленную работу по пропаганде и агитации национальных видов спорта в республике, регионах России и на международном уровне.

Игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии являются частью общей культуры народа и имеют многовековую историю. Они являются средством физической воспитания, оздоровления, отдыха и развлечения. В них нашли отражение общественные взаимоотношения людей, особенности нравов и быта. Суровые климатические условия — зимой мороз до минус шестидесяти пяти, а летом жара до плюс сорока двух градусов, особая среда обитания и характер производственной деятельности способствовали возникновению своеобразных физических упражнений, игр и состязаний народов, населяющих обширную территорию Якутии.

В процессе изучения различных видов спорта коренных народов и участии в них, знакомстве с народной художественной и прикладной культурой формируется этническое самосознание подростков. Они наиболее полно осознают свою принадлежность к определённому этносу, этнической группе как одному из неотъемлемых компонентов самоидентификации личности.

Примечания

1. Ашласова М. М. Этнопедагогика. Якутск, 2008.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург : Питер, 2002. 720 с.

3. Стрельцова Е. Ю. Развитие научных знаний о народном художественном творчестве в системе художественного образования // Вестник Московского государственного университета культуры. 2014. № 2 (58). С. 256—262.

References

1. Atlasova М. М. Etnopedagogika [Ethnopedagogics]. Yakutsk, 2008.

2. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of the general psychology]. St. Petersburg, Peter Publ., 2002. 720 p.

3. Strel'tsova E. Yu. The development of scientific knowledge about folk art in the system of art. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuVtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 2 (58), pp. 256—262 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.