Научная статья на тему 'Формирование эстетической компетенции у младших школьников при обучении изобразительному искусству'

Формирование эстетической компетенции у младших школьников при обучении изобразительному искусству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2252
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РАЗВИВАЮЩАЯ ЭСТЕТИКА / ТВОРЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / COMPETENCE / AESTHETICS COMPETENCE / DEVELOPING AESTHETIC / CREATIVE SELF-EXPRESSION / ART EXPRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрина Евгения Витальевна

В статье представляется теория и практика применения компетентностного подхода в инновационном курсе «Развивающая эстетика художественной выразительности» в начальной школе. Представлены результаты апробации данного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents some theoretical and practical aspects of using the competence approach in the innovation course «Developing aesthetics of art expressiveness» in elementary school. The author demonstrates some results of introduction of this course into practice.

Текст научной работы на тему «Формирование эстетической компетенции у младших школьников при обучении изобразительному искусству»

УДК 37.016:74:373.3

Е.В. Шадрина

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Томский государственный педагогический университет

Эстетическое воспитание в школе на современном этапе приобретает особое значение. Это связано с тем, что имидж выпускника школы, его эстетическая культурность имеют огромное значение при освоении любой интеллектуально-сложной профессии, а также при приеме на работу. Уровень овладения художественной культурой является существенной частью этого имиджа. Под художественной культурой следует понимать систему общих знаний по изобразительному искусству (ИЗО) и наличие развитых навыков художественных самовыражений различными средствами изобразительного искусства.

Современный социальный заказ направлен на то, чтобы значительно повысить возможности человека в его самореализации в рамках постиндустриального общества, которое предоставляет совершенно новые требования и возможности к творческой деятельности.

Наиболее продуктивный подход к воспитанию творческой личности заключается в том, что учащиеся не только должны быть ориентированы на творчество, но и пребывать в творческой жизни, имея возможность непосредственно изменять и себя, и продукты своей деятельности.

Для достижения успеха в межличностных отношениях огромное значение имеет имидж, т.е. как человек выглядит, как он воспринимается другими людьми, вызывает ли он симпатию или антипатию, возникает ли желание с ним общаться. Умение формировать свой имидж в соответствии с законами образа уже относится к активной эстетике художественности, к ней можно отнести и такие важные аспекты, как компетенция и качество жизни.

Компетенция - это оценка того, как человек способен грамотно, на уровне соответствующих требований к профессии выполнять определенные действия, эстетически воспринимать и профессионально действовать внутри своей профессии. Мы можем выделить такое понятие, как эстетическая компетенция.

Эстетическая компетенция предполагает, что человек не только владеет нормами пассивного восприятия изобразительного искусства, но и активно может производить произведения искусства, творческие работы, совершенствовать свой внут-

ренний нравственный уровень, может эстетически грамотно создать свой имидж, организовать свое жилищное пространство.

Однако существующая система программ для уроков ИЗО не соответствует современному социальному заказу. Уровень доступности изобразительного искусства в школе на сегодняшний день низкий, так как далеко не все дети могут понять изобразительное искусство, это достаточно сложный интеллектуально-чувственный объект познания, требующий наличия определенных специальных способностей.

Таким образом, перед эстетическим воспитанием учащихся в школе возникает несколько проблем.

Проблема 1. Недостаточное развитие у большинства учащихся художественных способностей, позволяющих правильно воспринимать произведения искусства и формировать настоящий интерес к ним.

Проблема 2. Отсутствие эффективных образовательных технологий, позволяющих развивать у детей художественные способности, формировать вкус и навыки творческого самовыражения.

Известный педагог и психолог Ю.А. Полуянов в своей педагогической и научной работе говорит о том, что любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством, оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логического мышления и памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт [4].

Рисовать - это значит научиться передавать свои мысли и чувства с помощью зрительных, наглядных образов. Учащиеся, способные к изобразительной деятельности, как правило, обладают хорошим, ясным восприятием, ярким воображением и точным согласованным движением руки. Эти

Е.В. Шадрина. Формирование эстетической компетенции у младших школьников..

три качества - необходимые условия для развития способностей к рисованию. Кроме того, изобразительная деятельность ребенка способствует его эстетическому воспитанию, развитию понимания красоты.

Выявление художественных способностей показывает, что они проявляются недостаточно у большинства детей и учащиеся испытывают трудности при выполнении учебной деятельности на уроках ИЗО. Актуальным является необходимость развивать художественные способности детей и на основе этих способностей формировать вкус и навыки пассивного восприятия эстетики (зритель) и активного (художник).

Анализ техник, применяемых в изобразительных искусствах, показывает, что школьные программы обучения строятся на технологии предпрофессио-нальной подготовки художников. Однако их применение в практике школьного обучения является достаточно сложным в освоении для многих детей.

Авторы развивающего курса «Эстетика художественной выразительности» отказались от данных обучающих технологий по причине отсутствия психофизиологической основы у большинства школьников для освоения техник профессиональных художников. Именно поэтому является актуальным разработка такой технологии образования, которая бы могла, с одной стороны, использовать минимальную изобразительную технику, создать условия для максимального развития представлений детей о композиции, цвете, тоне, сформировать навыки художественной выразительности ребенка с помощью известных техник декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время развивающий курс «Эстетика художественной выразительности» реализуется в рамках проекта ФЭП «Образовательная технология развивающего эстетического комплекса в начальной школе» в гимназии № 1 города Томска, одновременно данная работа является результатом диссертационного исследования.

Предлагаемый нами курс направлен на формирование художественной выразительности и на развитие навыков творческого самовыражения в повседневной жизни средствами художественной выразительности.

Рассматривая различные аспекты решения проблемы массового обучения изобразительному искусству на современном этапе, мы пришли к выводу, что ее можно решить на основе природосообразного и продуктивного обучения. Обучение изобразительному искусству следует рассматривать как освоение учащимися одной из специальных компетенций, а личные достижения каждого ребенка по различным видам учебных действий -как индивидуальные творческие достижения.

Продуктивное природосообразное обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к естественному развитию и индивидуальным особенностям учащихся, реализуя принципы легкости, свободы и увлекательности обучения (А. Дистервег, Д. Дьюи, Я.А. Комен-ский, А.М. Кушнир, М. Монтессори, И.Г. Песто-лоцци, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, С. Френе, Р. Штейнер и др.).

Мы полагаем, что принцип легкости, свободы, увлекательности обучения для своей реализации требует исследования дидактических затруднений по ведущим видам учебной деятельности и разработки системы тренировок необходимых способностей. Принцип самостоятельности и творческой активности в учебном процессе требует изучения подходов и способов активизации интеллектуальных процессов у учащихся в обучении и организации учебной деятельности таким образом, чтобы самостоятельная творческая активность детей занимала не менее 50 % учебного времени. Принцип свободы выбора учебной деятельности может быть реализован при эффективном формировании внутренних мотивов обучения и установок на соревновательный и активный типы поведения учащихся.

Перечисленные принципы являются основой организации педагогического процесса на уроках развивающего курса «Эстетика художественной выразительности».

Особенность данного курса заключается в том, что у ребенка формируются способности воспринимать художественные произведения и способности самостоятельно их создавать простыми изобразительными средствами.

Курс предполагает три направления, которые могут быть сведены в три блока:

- «Духовно-эстетическое восприятие и взаимодействие»;

- «Творческое самовыражение»;

- «Работа с имиджем».

Духовно-эстетическое восприятие и взаимодействие с художественными произведениями относится к категории светской духовности и формирует основы культуры.

Творческое самовыражение связано с индивидуальными творческими достижениями учащихся, проявляющимися в навыках художественного самовыражения с помощью различных простых изобразительных техник.

Работа с имиджем формирует у учащихся навыки индивидуальных творческих достижений при работе над своим лицом, одеждой, пластикой тела и в целом над внешним видом.

Каждый блок курса реализуется в три этапа:

1) диагностика художественных способностей;

2) развитие и тренировка художественных способностей;

3) формирование опыта художественного самовыражения различными художественными средствами.

Нами были выделены специальные художественные способности, которые представляют собой основу эстетических компетенций, а также отработана диагностика данных способностей у учащихся начальной школы. С этой целью была разработана группа педагогических тестов. В процессе диагностики выявлялись количественно-качественные проявления следующих показателей: воображение, абстрактность и сюжетность композиций, границы композиции, чувство меры, перспектива, равновесие, гармония, индивидуальность, динамика, статика, цветность, колоритность, контрастность.

В начале экспериментальной работы с учебными группами была проведена диагностика этих параметров с целью выявления исходного уровня развития способностей учащихся и для отслеживания динамики изменений этих способностей в процессе развивающих тренировок и по завершении работы по каждому блоку программы.

Развитие приобретаемых художественных способностей связано со специальными тренировками. В основе этих тренировок лежат специальные психопедагогические механизмы, ускоряющие процесс их совершенствования. Концепция прямого развития учебных и творческих способностей в школе как обязательная и самостоятельная форма учебной деятельности была предложена М. Мон-тессори. На основе идеи индивидуализации обучения нами были разработаны художественные конструкторы. После нескольких занятий с художественными конструкторами виден творческий рост ребенка: его восприятие и чувственное самовыражение.

Развивающий компонент данной технологии заключается в том, что разработанными средствами развивающего обучения и средствами прямой тренировки способностей каждый показатель (цветность, чувство гармонии и т.д.) тренируется и посредством этого повышается исходный уровень художественного развития, что является индивидуальным творческим достижением для каждого ребенка.

Особенностью курса является его высокая продуктивность и максимальное задействование художественных способностей в процессе урока. Например, в рамках традиционного урока ИЗО дети успевают создать одну композицию, а на занятиях, проводимых по нашему курсу, - до шести композиций, и при этом остается время для коллективного обсуждения каждой детской работы.

Обсуждение достигнутых результатов дает возможность сформировать коллективное представление о творческом художественном своеобразии

каждого произведения «юного художника», о возможных перспективах совершенствования каждого индивидуального творения. Через осознание особенностей и характера художественного творчества на том материале, который дети сами создали, идет постоянное накапливание художественного и творческого опыта и самосовершенствование обучающихся. В результате дети переходят от простейших форм работы к более сложным формам и художественным техникам ИЗО. Главенствующую роль в творческих работах занимают абстрактные художественные работы, которые можно отнести к художественным произведениям. Художественными произведениями называют многие примитивные работы, где не используется сложная изобразительная техника, например абстрактные работы, за счет того, что изобразительные возможности получаемых художественных произведений достаточно высокие.

Программа курса предполагает проведение занятий 2 часа в неделю: 1-й час: класс делился на подгруппы, где ребята работают с художественными конструкторами и тренируют чувство композиции, а 2-й час: учащиеся занимаются полным составом класса и работают средствами художественной выразительности.

Каждую неделю оформляются выставки детских творческих работ, проводятся заседания художественного совета, где просматриваются и обсуждаются работы учащихся. В художественный совет входят все учащиеся класса.

На занятиях используются индивидуальные и групповые формы работы.

Четырехлетняя экспериментальная работа с учащимися 0-3 классов по данному курсу показала, что дети легко осваивают знания и умения по изобразительному искусству, они свободно высказывают собственное мнение по поводу художественных произведений известных художников и работ своих одноклассников. Ученики без затруднения вступают в дискуссии на темы искусства и способны интегрировать полученные умения и навыки на уроках музыки, пластики и других уроках. Дети могут выразить себя в любой поставленной перед ними творческой задаче.

Учебно-методический комплекс РЭХВ состоит из программы, пособий для детей и родителей, методического пособия для учителя, художественных конструкторов. Данный курс может быть использован как в классах компенсирующего обучения, так и в работе с одаренным детьми и может выступать альтернативой существующему предмету ИЗО в школе. Практика показывает, что компетент-ностный подход в инновационном курсе РЭХВ способствует развитию эстетической компетенции: культуре восприятия произведений изобразитель-

Д.В. Волошин, Л.В. Волошина. Сущность профессиональной компетентности...

ного искусства, формированию творческих спо- Результаты исследования были представлены собностей к созданию своих произведений, совер- на научно-практических конференциях всероссий-шенствованию внутреннего нравственного уровня, ского и регионального уровней. творению собственного имиджа. Поступила в редакцию 05.06.2008

Литература

1. Востриков А.А. Теория, технология и методика продуктивной педагогики в начальной школе. Томск, 1999.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.

3. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Пособие для школьных психологов. Москва -Рига, 2000.

4. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982.

5. Сайбединов А.Г. Диалоги с душой. Томск, 2001.

УДК 378.048.2

Д.В. Волошин, Л.В. Волошина

СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Томский филиал Кузбасского института ФСИН России

Появление новых целей и ценностей в образовании обусловлено потребностью современного российского общества в грамотных специалистах, способных к компетентному профессиональному действию. Развитие образования делает все более актуальным решение проблемы оценки профессионализма специалиста, уровня его профессиональной компетентности, перспектив служебного и образовательного роста, возможностей профессиональной реабилитации. Также в современной науке изменяются и представления о критериях профессионализма и профессиональной компетентности. В связи с этим в психолого-педагогической науке осознана необходимость осмысления сложившейся практики подготовки специалистов в различных типах учебных заведений. Окончательно утвердившаяся парадигма «образование в течение всей жизни» актуализирует внимание к системе повышения квалификации как одной из важнейших образовательных структур. В настоящее время создаются и апробируются модели повышения квалификации, ведущим принципом которых является личностное развитие взрослых людей. Деятельность системы повышения квалификации - одной из наиболее мобильных и оперативно откликающихся структур образования взрослых - эффективна в той мере, в какой она удовлетворяет запросы современных требований к профессионалу, его компетентности.

В процессе обучения слушатель, являясь активным субъектом деятельности, осмысливает обще-

ственные цели системы повышения квалификации, согласуя их с личными потребностями и запросами, выбирает содержание, формы и методы своей самостоятельной образовательной работы, которые составляют для него внутренний смысл самообразовательной деятельности и способствуют удовлетворению профессиональных ожиданий. Поэтому главной задачей системы повышения квалификации в настоящий момент является решение проблемы обеспечения соответствия между квалификацией кадров, необходимой для выполнения работ, и задачами повышения эффективности системы образования как средства преодоления кризиса компетентности специалистов в современных условиях.

Современная социально-экономическая ситуация вызвала изменения в качественном составе контингента, содержащегося в пенитенциарных учреждениях. Этим обусловлена необходимость постоянной корректировки и совершенствования профессиональной компетентности руководителей данных учреждений.

Проводимое сегодня реформирование уголовно-исполнительной системы в целях приведения ее в соответствие с современными потребностями российского общества и государства, общепринятыми международными нормами и стандартами невозможно без подготовки кадров, способных в принципиально новых социально-политических и экономических условиях выполнить эти масштабные и чрезвычайно сложные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.