© Н.В. Рыбакова, 2008
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
В СФЕРЕ ДОСУГА
Н.В. Рыбакова
Осмысливая движение общества от античности к современности, историки и культурологи могут проследить не только социокультурные изменения, но и изменения человеческого сознания, нравственности, этики и психики. Акцентируя свое внимание на понятиях отдыха, досуга в двух отдаленных друг от друга культурах - античности и современности, рассмотрим проблему эстетизации сознания.
Проблему нецелевой деятельности (свободного времени, досуга) наиболее полно рассматривал И. Кант в своей работе «Критика способности суждения» [1]. Опираясь на указанную работу Канта, можем утверждать, что досуг - это не только искусство, творчество, но, прежде всего, эстетические впечатления. Выбором вида деятельности в свободное время, как для древнего грека, так и для нашего современника, управляет эстетическое сознание. Косвенно это утверждение подтверждается, когда мы пытаемся составить целостную характеристику тому или иному человеку, определяя качество его деятельности. Учитывается владение не только профессиональными навыками, но и то, как он существует в процессе внецелевой деятельности, которую в том числе обусловливает и эстетическое сознание личности.
Исторической предпосылкой, потенциально формирующей эстетическое сознание человека, отдыхающего или развлекающегося, стала мифология. В мифологии действительность принимает фантастический облик одушевленного целого и становится такой же близкой и понятной индивиду, как и та реальность, в которой он живет. Существенной особенностью мифа, генетически связанного с художественным творчеством, явилось богатство образной фантазии, метафоричность, чувственная наглядность представлений. Образность мифо-
логии подготовила соответствующий уровень развития эстетического сознания античного общества, его способность создавать и осваивать художественные ценности.
Стоит отметить, что не всякая мифология могла стать основой формирования эстетического сознания, а лишь исторически определенный ее тип. Своеобразие греческого искусства было обусловлено специфическим положением античного общества в историческом развитии. Мифологическое мышление древних греков было динамично, оно отражало творческую активность в реальной действительности.
Досуг в современном понимании появился в античном мире: институт рабства, освободивший свободнорожденных от тяжелого физического труда, городской образ жизни способствовали расцвету досуговой сферы и общению, давали возможность свободному человеку жить творческой жизнью, создавать и восторгаться, анализировать произведения искусства. Современный этап развития общества характеризуется глубокой трансформацией во всех сферах его жизнедеятельности: социальной, экономической, политической, культурной. Тем не менее эстетическое сознание современного человека, включающего в свой досуг зрелища и развлечения, характеризуется признаками мифологизированнос-ти [2, с. 152]: 1) противопоставление объективной реальности умозрительными (утопическими или фантастическими) образами; 2) подмена реальности вымышленными образами; 3) «достраивание» действительности с помощью фантазии; 4) органичное вплетение мифических образов в канву действительности.
Опираясь на вышеизложенное, можем сделать следующий вывод, что эстетическое сознание человека отдыхающего в первую очередь мифологично. И для древнего афинянина, и для современного зрителя простран-
ство праздника достаточно многообразно, в нем есть простор мифологическому воображению, продуцирующему эстетическое сознание, проистекающее в возможность переосмыслить происходящее, освободиться от накапливаемой агрессии, напряженности. Эстетическое сознание было очень развито в античном мире, подтверждение этого факта мы неоднократно находим в многотомном исследовании Алексея Федоровича Лосева «История античной эстетики». Античное представление о красоте возникало на основе первых общественно-исторических формаций, когда индивидуум был еще слишком скован, чтобы четко дифференцировать сферу своего мировоззрения и фиксировать в ней специально эстетическую область. Религия и мифология, философия и наука имели в античном мире почти исключительно онтологический смысл и имели в виду по преимуществу изображение объективного мира как такового и чисто практическое отношение человека. Явление красоты было настолько неразрывно связано с бытием вообще, что не испытывалось никакой нужды говорить об эстетическом в отрыве от бытия, создавать для него какие-нибудь специальные термины.
Эстетическое сознание в культурно-досуговой сфере является тем фундаментом, на основе которого и в котором отражаются и продуцируются мировоззренческие и духовные особенности эпохи, где ценности выступают выражением беспрерывности, тогда как аксиологическая система служит базовой платформой для целей досуговой деятельности.
Содержание досуга определяется внутренними мотивами, в которых человек свободен от внешнего принуждения, поэтому-то он раскрывает и формирует свои подлинные качества. Н.А. Хренов в своих исследованиях отмечает, что в отличие от прошлых эпох в наши дни досуг все более индивидуализируется: «...свободу как стихию досуга следует воспринимать не только как свободу от деятельности, но и как свободу выбора в границах существующих и, что очень важно, возникающих форм деятельности» [3]. Свобода -важное условие индивидуализации досуга. Античный мир, как и современный, позволял реализовывать право на свободу выбирать и организовывать свой досуг.
Для античного мира вино было атрибутом быта и досуга. Культура вина в Древней Греции была на самом высоком уровне, о чем свидетельствуют праздники в честь бога Диониса. Эстетическим сознанием афинян, принимавших участие в празднике, руководил и религиозный фактор. В Древней Греции культура вина была не только частью досуга, она была традицией бытия. В Римской империи, в эпоху Клавдия, вино начали пить на голодный желудок. Вино уже не было частью высокого досуга. У римлян вино стало неотъемлемой частью быта и повседневности.
Сегодня эстетическое сознание молодого поколения, имея право свободного выбора, зачастую ориентируется не на веками сформированные представления о нравственности, в том числе и в сфере досуга, а нечто другое - наркоманию, алкоголизм, сексуальную дезориентацию. Современной молодежи присущ такой же выбор, как и античному человеку для наполнения своего свободного времени. Для примера, вино рассматривается как основа досуга (ярким примером могут стать крупные фестивали пива в Германии) и как наполнение повседневности бытия.
Сфера досуга предоставляет чрезвычайно широкие возможности для самореализации и одновременно для демонстративного поведения и мотивации потребления. Эстетическое сознание формирует стиль потребления человека отдыхающего.
Сознание и потребность, отношение и действие - все это система чисто человеческих факторов, находящихся в диалектической взаимообусловленности и взаимодействии. Действуя в каждой сфере общественной жизни на новых уровнях, они обогащаются, возвышаются, становятся все более определенными, творчески активными. Конечно, эти качественные перемены не совершаются изолированно от условий общественной жизни. В постоянстве качественных перемен в эстетическом сознании сказываются объективные условия общественной жизни, в особенности характер и содержательность конкретной эстетической культуры и нравственно-психологической атмосферы, вне которой трудно представить эту культуру, являющуюся одним из существенных факторов формирования эстетического сознания. Эстетическое сознание, отражая определенные стороны образа жиз-
160
Н.В. Рыбакова. Формирование эстетического сознания в сфере досуга
ни, отличается лишь относительной самостоятельностью. Развиваясь по своим специфическим законам, эстетическое сознание испытывает на себе влияние различных форм жизни общества. Социологи в последние годы фиксируют в своих исследованиях четко обозначившуюся тенденцию вытеснения эстетических потребностей, интересов, ценностей на последнее место в иерархии основных содержательных признаков сознания молодых людей. Это проявление явно выраженной рекреационно-развлекательной направленности, особенно в сфере досуга. При этих условиях эстетические запросы молодежи часто не выходят за рамки чисто коммерческих подделок, кичи, способных удовлетворить лишь самый невзыскательный вкус. Эстетические потребности вытесняет физическая релаксация.
В процессе нетрудовой деятельности формируются духовные способности человека, к числу которых относится и эстетическое сознание. В процессе трудовой и нетрудовой деятельности формируются чувства человека, возникают эстетические потребности, которые оказывают целостное воздействие на личность и стиль поведения. Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Таким образом, эстетическое сознание человека, сформированное посредством не только искусства, творчества, но и многочисленными формами досуговой деятельности, как в античные времена, так и сегодня формирует стиль жизни. В структуре эстетического сознания важным элементом являются эстетические потребности, которые представляются началом эстетического отношения к миру.
Подводя некоторые итоги развития и формирования эстетического сознания чело-
века отдыхающего, в исторической ретроспективе отметим:
- Эстетическое сознание человека отдыхающего, несомненно, является важной составляющей общественного сознания.
- Мифология стала важным компонентом в становлении, формировании и развитии эстетического сознания.
- Эстетическое сознание формирует стиль потребления человека отдыхающего, а также влияет на стиль жизни.
-Являясь духовной сферой жизни общества, эстетическое сознание отражает в головах людей материальную (и социальную, и природную) действительность, являясь субъективным образом объективного мира.
- Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений жизни человека и общества в целом. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кант, В. Критика способности суждения / В. Кант. - М. : Мысль, 1966.
2. Лебедев, С. Д. Мифологемы «технического сознания» / С. Д. Лебедев // Динамика техносферы: социокультурный контекст. - М., 2000.
3. Хренов, Н. А. «Человек играющий» в русской культуре / Н. А. Хренов. - СПб. : Алетейя, 2005.-604 с.