Научная статья на тему 'Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами ИКТ'

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2708
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПОСОБИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Светлана Валерьевна, Морозова Марина Михайловна

Наша жизнь не стоит на месте. Все меняется: обществу нужны новые люди с другим мышлением, сознанием, поведением. Расставляются совсем иные приоритеты. В связи с этим к дошкольному образованию потребовался современный подход. Одним из приоритетных методов развития способностей детей старшего дошкольного возраста является метод моделирования, который позволяет эффективно формировать у ребенка такие приемы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие логического мышления. Исследователи давно обратили внимание на то, что детский рисунок в большинстве случаев представляет собой схему, которая передает главным образом связь основных частей и изображаемого предмета и отсутствуют индивидуальные черты. Именно поэтому идеальным средством познания становится моделирование и в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования признано актуальным. В целях активизации деятельности по обобщению и распространению передового педагогического опыта нашему дошкольному образовательному учреждению присвоен статус окружной опорной площадки на 2015-2016 учебный год "Моделирование в развитии ребенка". И мы со своей стороны представляем опыт работы в области "Познавательное развитие"-формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Модель используется для изучения любых объектов, явлений, процессов, для решения различных задач и получения новой информации.Схемы, модели, всевозможные чертежи очень близки детскому мышлению и как правило в практическом использовании метода моделирования не испытывают больших трудностей. Модель может сделать любой объект доступным познанию. Но познавательный процесс должен быть и интересным. А что привлекает современного ребенка? Конечно, компьютер. Учитывая актуальность, нами были разработаны мультимедийные пособия по математике с элементами моделирования. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Светлана Валерьевна, Морозова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами ИКТ»

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

средствами ИКТ

Захарова Светлана Валерьевна, Морозова Марина Михайловна

ГБОУ СОШ №1 СП-д/с "Сказка" пгт Суходол Сергиевский район Самарская область

Ключевые слова:

математическое моделирование, модель, мультимедийные пособия Ведение

Наша жизнь не стоит на месте. Все меняется: обществу нужны новые люди с другим мышлением, сознанием, поведением. Расставляются совсем иные приоритеты. В связи с этим к дошкольному образованию потребовался современный подход. Одним из приоритетных методов развития способностей детей старшего дошкольного возраста является метод моделирования, который позволяет эффективно формировать у ребенка такие приемы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие логического мышления. Исследователи давно обратили внимание на то, что детский рисунок в большинстве случаев представляет собой схему, которая передает главным образом связь основных частей и изображаемого предмета и отсутствуют индивидуальные черты. Именно поэтому идеальным средством познания становится моделирование и в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования признано актуальным.

В целях активизации деятельности по обобщению и распространению передового педагогического опыта нашему дошкольному образовательному учреждению присвоен статус окружной опорной площадки на 2015-2016 учебный год "Моделирование в развитии ребенка". И мы со своей стороны представляем опыт работы в области "Познавательное развитие"-формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Модель используется для изучения любых объектов, явлений, процессов, для решения различных задач и получения новой информации.Схемы, модели, всевозможные чертежи очень близки детскому мышлению и как правило в практическом использовании метода моделирования не испытывают больших трудностей.

Модель может сделать любой объект доступным познанию. Но познавательный процесс должен быть и интересным. А что привлекает современного ребенка? Конечно, компьютер.

Учитывая актуальность, нами были разработаны мультимедийные пособия по математике с элементами моделирования. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

Цель программы

- способствовать овладению навыками математического моделирования средствами информационно-коммуникативных технологий.

Материалы и методы (или описание программы)

Детям предлагаем задания и игры с применением метода моделирования. Дети замещают, составляют сериационные ряды, пользуются схемами, моделями, создают новые варианты в

электронном виде.

Классификация мультимедийных дидактических пособий (мультимедийных игр) по основным

направлениям.

«Числа и арифметические «Свойства предметов» Пространственные и временные

действия» представления

-«Разбей предложенные фигуры -«Подбери к фигурам -"Собери силуэт по схеме"

на части по данному подходящие свойства» -"Убери лишний предмет

равенству». -«Подбери нужную заплатку»

согласно инструкции"

-"Рассели соседей" (состав

числа). -«Выбери и обозначь -"Убери предметы, которые

символами столбики и находятся в заданном

-"Угощаем тортом". строчки». направлении"

- "Найди и назови" -«Продолжи узор по -"Расположи фигуры по

инструкции» заданию"

-"Найди свое место"

--«Разложи по полкам согласно -"Расставь по очереди"

-"Соотнести количество символам»

предметов с цифрой" -"Посади цветочки"

-"Собери бусы"

-"Соотнеси символы с -"Интересный поезд"

животными" -"Продолжи ряд"

-"Найди по схеме заданный

-"Найди место по билетам" -"Определи закономерность" предмет"

-" Запись на вагоне" -"Только одно свойство" -"Соотнеси рисунок и карту и

найди предмет".

-"Подбери к числовому -"Построй дом по схеме"

равенству соответствующую

запись" -"Лишний предмет"

Результаты

• ребенок самостоятельно действует при построении новых моделей, схем, планов, применяет технологию моделирования при решении интеллектуальных задач

Заключение и выводы (или следующие шаги)

-позволяет не только обогащать знания, но и повышать креативность ребенка;

-позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

Математическое моделирование в сочетании с ИКТ дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей. Умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению.

Список литературы:

1. Будякова Т.П. Развитие знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте: Автореф. канд. психол. наук. М., 1989. - 15 с.

2. ВыготскийЛ.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997. -144 с.

3. Михайлова 3.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.— М.: Просвещение, 1985

4. Репина Г.А. Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками. — СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.