Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
средствами ИКТ
Захарова Светлана Валерьевна, Морозова Марина Михайловна
ГБОУ СОШ №1 СП-д/с "Сказка" пгт Суходол Сергиевский район Самарская область
Ключевые слова:
математическое моделирование, модель, мультимедийные пособия Ведение
Наша жизнь не стоит на месте. Все меняется: обществу нужны новые люди с другим мышлением, сознанием, поведением. Расставляются совсем иные приоритеты. В связи с этим к дошкольному образованию потребовался современный подход. Одним из приоритетных методов развития способностей детей старшего дошкольного возраста является метод моделирования, который позволяет эффективно формировать у ребенка такие приемы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие логического мышления. Исследователи давно обратили внимание на то, что детский рисунок в большинстве случаев представляет собой схему, которая передает главным образом связь основных частей и изображаемого предмета и отсутствуют индивидуальные черты. Именно поэтому идеальным средством познания становится моделирование и в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования признано актуальным.
В целях активизации деятельности по обобщению и распространению передового педагогического опыта нашему дошкольному образовательному учреждению присвоен статус окружной опорной площадки на 2015-2016 учебный год "Моделирование в развитии ребенка". И мы со своей стороны представляем опыт работы в области "Познавательное развитие"-формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Модель используется для изучения любых объектов, явлений, процессов, для решения различных задач и получения новой информации.Схемы, модели, всевозможные чертежи очень близки детскому мышлению и как правило в практическом использовании метода моделирования не испытывают больших трудностей.
Модель может сделать любой объект доступным познанию. Но познавательный процесс должен быть и интересным. А что привлекает современного ребенка? Конечно, компьютер.
Учитывая актуальность, нами были разработаны мультимедийные пособия по математике с элементами моделирования. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
Цель программы
- способствовать овладению навыками математического моделирования средствами информационно-коммуникативных технологий.
Материалы и методы (или описание программы)
Детям предлагаем задания и игры с применением метода моделирования. Дети замещают, составляют сериационные ряды, пользуются схемами, моделями, создают новые варианты в
электронном виде.
Классификация мультимедийных дидактических пособий (мультимедийных игр) по основным
направлениям.
«Числа и арифметические «Свойства предметов» Пространственные и временные
действия» представления
-«Разбей предложенные фигуры -«Подбери к фигурам -"Собери силуэт по схеме"
на части по данному подходящие свойства» -"Убери лишний предмет
равенству». -«Подбери нужную заплатку»
согласно инструкции"
-"Рассели соседей" (состав
числа). -«Выбери и обозначь -"Убери предметы, которые
символами столбики и находятся в заданном
-"Угощаем тортом". строчки». направлении"
- "Найди и назови" -«Продолжи узор по -"Расположи фигуры по
инструкции» заданию"
-"Найди свое место"
--«Разложи по полкам согласно -"Расставь по очереди"
-"Соотнести количество символам»
предметов с цифрой" -"Посади цветочки"
-"Собери бусы"
-"Соотнеси символы с -"Интересный поезд"
животными" -"Продолжи ряд"
-"Найди по схеме заданный
-"Найди место по билетам" -"Определи закономерность" предмет"
-" Запись на вагоне" -"Только одно свойство" -"Соотнеси рисунок и карту и
найди предмет".
-"Подбери к числовому -"Построй дом по схеме"
равенству соответствующую
запись" -"Лишний предмет"
Результаты
• ребенок самостоятельно действует при построении новых моделей, схем, планов, применяет технологию моделирования при решении интеллектуальных задач
Заключение и выводы (или следующие шаги)
-позволяет не только обогащать знания, но и повышать креативность ребенка;
-позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
Математическое моделирование в сочетании с ИКТ дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей. Умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению.
Список литературы:
1. Будякова Т.П. Развитие знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте: Автореф. канд. психол. наук. М., 1989. - 15 с.
2. ВыготскийЛ.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997. -144 с.
3. Михайлова 3.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.— М.: Просвещение, 1985
4. Репина Г.А. Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками. — СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2011.