Научная статья на тему 'Формирование электронного правительства в России: барьеры и способы их преодоления'

Формирование электронного правительства в России: барьеры и способы их преодоления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ДОКУМЕНТООБОРОТ / ELECTRONIC GOVERNMENT / STATE POWER / MUNICIPAL POWER / DE-BUREAUCRATIZATION / INFORMATION SYSTEMS / DOCUMENT CIRCULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потемкин С. А.

В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с формированием системы электронного документооборота государственного управления, а также оказанием набора государственных услуг с использованием информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование электронного правительства в России: барьеры и способы их преодоления»

С.А. Потемкин

ст. преподаватель кафедры менеджмента Сахалинского института железнодорожного транспорта, филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения в г. Южно-сахалинске

S.A. Potyemkin

The senior lecturer of Management Department The Sakhalin institute of Railway Transport The branch of Far Eastern State Transport University,

Sakhalin Region

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с формированием системы электронного документооборота государственного управления, а также оказанием набора государственных услуг с использованием информационных технологий.

The summary: In the article the author investigates the main problems connected with the formation of electronic system of document circulation within the state management, as well as provision of services on the state level using information technologies.

Ключевые слова: Электронное правительство, государственная власть, муниципальная власть, дебюрократизация, информационные системы, документооборот.

Key words: Electronic government, state power, municipal power, de-bureaucratization, information systems, document circulation.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ: БАРЬЕРЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

В последние годы в СМИ и высказываниях отдельных государственных чиновников все чаще можно услышать о необходимости формирования в России электронного правительства. На заседании Госсовета 23 декабря 2009 г. тогдашний Президент Д.А. Медведев говорил о том, что к 2015 году в соответствии со стратегией развития информационного общества в России мы обязаны перевести все госус-луги в электронный вид. Очевидно, что в условиях компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни данная задача является не просто актуальной - от ее решения во многом будет зависеть становление информационного общества в ряде российских регионов. Вряд ли кто-то станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий в административных процессах способствует дебюрократизации экономики, а значит, повышению ее конкуренто-

способности. Более того, снижение степени личного взаимодействия между государством и заявителем, автоматизация управленческих процессов и переход документооборота государственного управления в электронный формат несомненно ускорят становление в России гражданского общества, способствуя развитию демократии, борьбе с коррупцией и усилению гражданского контроля за деятельностью органов муниципальной власти и отдельных должностных лиц.

Однако представляется, что при реализации данных мер России предстоит столкнуться с рядом проблем - и многие регионы сталкиваются с ними уже сейчас. Итак, какие же барьеры стоят на пути успешного формирования электронного правительства в современных российских реалиях?

Представляется, что барьеры эти можно разделить на несколько категорий.

Первую можно условно назвать «структурно-концептуальной», и обусловлена она несколькими факторами. Самый очевидный из них - это отсутствие единых стандартов относительно состава информации о государственных услугах, предоставляемой на порталах муниципальной власти. Вместо важной информации, которая действительно нужна пользователю (в т.ч. график работы соответствующего учреждения, адреса, телефоны и пр.) на порталах зачастую предоставляется информация, носящая второстепенный характер и практически бесполезная. Кроме того, отсутствие единых стандартов электронного документооборота зачастую приводит к тому, что отдельные ведомства запрашивают у заявителя документы, уже имеющиеся в базе других ведомств, а то и в их собственной. Тот факт, что внедряемые государственными службами и ведомствами информационные системы основываются на реестрах и справочниках, которые имеют существенные отличия, а также отсутствие взаимодействия собственных информационных систем, используемых ведомствами, не только снижают эффективность применения информационных технологий при оказании государственных услуг, но и лишают их всякого смысла.

Кроме того, на сегодняшний день не ясна сама концепция построения в России электронного правительства и государства. Как должен протекать этот процесс - централизованно или с широкой автономией регионов? И не возникнет ли в стране ситуация, при которой один поставщик (в данном случае «Ростелеком») окажется монополистом на рынке электронных услуг, в т.ч. той их части, что оказывается населению органами власти?

Не сформирована также нормативная база, касающаяся деятельности электронного правительства. Существует Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Очевидно, что данный закон предполагает принятие ряда нормативных актов, которые не всегда «поспевают». Кроме того, нельзя сбрасывать со

счетов и нормы закона о персональных данных. Попросту говоря, в целях эффективного предоставления государственных услуг в «электронном формате» отдельные законы необходимо привести в соответствие, и делать это нужно уже сегодня.

Вторая категория проблем, связанных с переводом государственных услуг в «электронный формат», обусловлена неравномерностью развития информационных технологий в отдельных регионах РФ. Уровень информатизации субъектов РФ существенно различается. Также необходимо учитывать тот факт, что отдаленные районы уже традиционно характеризуются низким уровнем использования интернет-технологий, а это фактически сводит «на нет» одно из преимуществ дистанционной формы оказания государственных услуг -сглаживание территориальной удаленности.

Необходимо учитывать также и то, что при реализации федеральных программ перспективные регионы, как правило, получают преимущество, поскольку выбираются в качестве «пилотных», и меры по созданию электронного правительства в первую очередь реализуются именно там. При этом ряд территорий, главным образом отдаленных районов, отстает в своем развитии все больше.

С этой проблемой тесно связан и разрыв в развитии отдельных отраслей. Модернизация в сфере здравоохранения, к примеру, предполагает выделение значительных средств из федерального бюджета, а значит, теоретически в этой сфере оказание электронных услуг населению должно протекать быстрее (и сегодня мы уже являемся этому свидетелями, поскольку в ряде регионов уже сейчас действует система предварительных заказов талонов в поликлинику через Интернет - так называемая «интернет-регистратура» - хотя и здесь возникают многие проблемы, которые еще только предстоит решить). Однако в других сферах развитие происходит не столь динамично. У многих местных ведомств отсутствует даже корпоративная почта, что исключает применение любой

системы электронного документооборота. Однако паспортизация электронных государственных услуг подразумевает участие даже тех ведомств, которые эти услуги не оказывают, а задействованы лишь косвенно, в части предоставления информации. Безусловно, низкий уровень их информатизации будет тормозить процессы внедрения электронного документооборота и оказания госуслуг в «электронном формате».

При этом существует и так называемый «бюджетный порог» регионов. Социальные обязательства государства еще никто не отменял, равно как и необходимость реформировать систему ЖКХ, энергосбережения и пр. Далеко не все регионы при формировании бюджета могут позволить себе финансировать направления, связанные с развитием «электронного правительства». Федеральная целевая программа «Электронная Россия», принятая в 2002 г. и реализуемая до 2010 г., несомненно сократила отставание России от развитых стран в уровне развития информационнокоммуникационных технологий, но именно дифференциация в развитии отдельных регионов на сегодняшний день не позволяет сказать, что это сокращение было повсеместным.

Третья категория проблем касается психологической неготовности чиновников (а зачастую их простого нежелания) к работе в новом формате. Государственные услуги, предоставляемые дистанционно, без личного контакта с заявителем, фактически лишают госслужащих их прежнего статуса. Работа в «электронном формате» сводит функции чиновников именно к оказанию услуги, в чем-то ограничивая их влияние, а также возможности использования коррупционного механизма. Кроме того, многие госслужащие просто не обладают достаточной квалификацией и навыками, необходимыми для работы с информационными технологиями.

И, наконец, четвертая категория проблем связана с неготовностью самих граждан воспользоваться государственными услугами дистанционно. Несмотря на то,

что согласно отчету MorganStanley, Россия вошла в пятерку стран с самым большим интернет-рынком, далеко не каждая российская семья имеет доступ к качественным интернет-услугам. Скоростной Интернет в отдельных районах, особенно отдаленных, пока является скорее предметом перспективы, нежели реальностью. Также необходимо учесть и то, что пожилые граждане РФ в большинстве своем опыта работы с Интернетом не имеют, а значит, воспользоваться государственными услугами дистанционно не могут.

Отдельно хотелось бы отметить также и то, что информационные системы не всегда соответствуют предъявляемым к ним требованиям, в т.ч. с точки зрения безопасности. Данные системы могут быть уязвимы для преступного вмешательства. В СМИ регулярно возникают скандалы, связанные с утечкой персональных данных, используемых различными ведомствами. Очевидно, что на фоне этих скандалов степень доверия граждан к электронному правительству снижается.

Что же следует сделать для того, чтобы устранить данные барьеры? Представляется, что здесь нужна целая совокупность мер, реализуемых как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Вот лишь некоторые из них:

- организация взаимодействия электронных систем отдельных ведомств. Работа по внедрению электронного документооборота должна заключаться не только в «модернизации канцелярии», т.е. переводе документов в электронный формат, но и в создании единых баз данных для различных ведомств, системы обмена информацией между этими ведомствами. Необходимо внедрять инновационные разработки, которые позволят сделать электронный документооборот более эффективным;

- создание единых стандартов, реестров, регистров, классификаторов и пр., а также единых требований к содержанию оказываемых населению государственных услуг, которые позволили бы отдельным ведомствам действовать согласованно, не

запрашивая у заявителя ту информацию, которая уже имеется в базах данных;

- подготовка соответствующих кадров, повышение компьютерной грамотности государственных служащих, их обучение работе с порталами, связанными с предоставлением госуслуг;

- просветительская деятельность, предусматривающая работу в ВУЗах, школах а также задействование СМИ, целью которой стало бы формирование спроса на государственные услуги в электронном виде со стороны граждан, в т.ч. в перспективе;

- информационное развитие тех районов, где на сегодняшний день наблюдается низкое качество услуг интернет-провайдеров, обеспечение доступа таких районов к скоростному Интернету;

- повышение компьютерной грамотности отдельных категорий населения, содействие организации соответствующих курсов со стороны органов муниципальной власти;

- организация эффективного взаимодействия между различными уровнями государственной власти по вопросам предоставления государственных услуг в «электронном формате».

Представляется, что лишь постоянная работа в этих направлениях позволит обеспечить достижение тех целей, ради которых и создается электронное правительство, а именно:

- оптимизировать предоставление государственных услуг населению и бизнесу;

- расширить возможности самообслуживания граждан в различных сферах, повысить их технологическую осведомленность;

- снизить затраты на администрирование и документооборот;

- упростить различные административные процедуры и сократить сроки их оказания;

- снизить административные издержки со стороны физических и юридических лиц;

- обеспечить прозрачность деятельности органов государственной власти;

- повысить качество административно-управленческих процессов;

- усовершенствовать систему информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления.

Можно сказать, что данные цели являются необходимым условием становления конкурентоспособной экономики и развития информационного общества. Сегодня и отдельные граждане, и бизнес имеют достаточно высокие ожидания, связанные с внедрением информационнокоммуникационных технологий в деятельность госучреждений. Ожидания эти вполне конкретные - возможность избежать очередей за справками и столкновений с коррупцией, оплатить штрафы и получить различные разрешения без «бумажной волокиты», и т.п. Хотелось бы, чтобы эти ожидания оправдались.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.