Научная статья на тему 'Формирование электронного портфолио выпускника вуза на основе взаимодействия с работодателями по созданию конкурентной среды обучающихся и повышению студенческой активности'

Формирование электронного портфолио выпускника вуза на основе взаимодействия с работодателями по созданию конкурентной среды обучающихся и повышению студенческой активности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ПОРТФОЛИО / ИНДЕКСНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DIGITAL PORTFOLIO / INDEX-RATING SYSTEM / EMPLOYMENT / EVALUATION OF EDUCATION QUALITY / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рочев Константин Васильевич, Коршунов Георгий Владимирович

В статье рассмотрены пути повышения качества современного образования и укрепления его взаимодействия с производством, одним из которых является создание электронного портфолио студента и выпускника, формируемого в течение его обучения в вузе. Описана Индексно-рейтинговая система, обеспечивающая решение данной задачи и позволяющая достигнуть высокого уровня достоверности формируемого портфолио за счет многослойного фильтра вносимых данных и реализующая уникальную сравнительную оценку студенческой активности на основе методики автобалансировки весомости показателей. Приведен пример формируемого портфолио, представлены и проанализированы результаты внедрения Индексно-рейтинговой системы в 2013-15 годах. Отмечена направленность системы на взаимодействие с производством, описаны направления её дальнейшего развития.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рочев Константин Васильевич, Коршунов Георгий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article presented the ways of improving the quality of modern education and the strengthening of its interaction with the industry. One of which is the creation of an electronic portfolio of a student and a graduate, formed during his study at the University. Article describes an Index-rating system that provides a solution to this problem and allows to achieve a high level of formed portfolio reliability due to a multilayer filter of the data. This system also implements a unique comparative assessment of student's activity based on the methodology of weight indicators autobalancing. The example of the generated digital portfolio and the results of the introduction of Index-rating system in 2013-15 are presented. Noted for its focus on the interaction with the industry, describes the directions for further development of the system.

Текст научной работы на тему «Формирование электронного портфолио выпускника вуза на основе взаимодействия с работодателями по созданию конкурентной среды обучающихся и повышению студенческой активности»

Формирование электронного портфолио выпускника вуза на основе взаимодействия с работодателями по созданию конкурентной среды обучающихся и повышению студенческой

активности

Рочев Константин Васильевич к.э.н., заведующий лабораторией информационных систем в экономике, старший преподаватель кафедры организации и планирования производства, Ухтинский государственный технический университет, ул. Первомайская, 13, г. Ухта, Республика Коми, 169300, (904)1098318

k@rochcv.ru

Коршунов Георгий Владимирович проректор по внешним связям - руководитель аппарата ректора (советник при ректорате), Ухтинский государственный технический университет, ул. Первомайская, 13, г. Ухта, Республика Коми, 169300, (8216)774408 gco.korshunov@gmail.com

Аннотация

В статье рассмотрены пути повышения качества современного образования и укрепления его взаимодействия с производством, одним из которых является создание электронного портфолио студента и выпускника, формируемого в течение его обучения в вузе. Описана Индексно-рейтинговая система, обеспечивающая решение данной задачи и позволяющая достигнуть высокого уровня достоверности формируемого портфолио за счет многослойного фильтра вносимых данных и реализующая уникальную сравнительную оценку студенческой активности на основе методики автобалансировки весомости показателей. Приведен пример формируемого портфолио, представлены и проанализированы результаты внедрения Индексно-рейтинговой системы в 2013-15 годах. Отмечена направленность системы на взаимодействие с производством, описаны направления её дальнейшего развития.

In the article presented the ways of improving the quality of modern education and the strengthening of its interaction with the industry. One of which is the creation of an electronic portfolio of a student and a graduate, formed during his study at the University. Article describes an Index-rating system that provides a solution to this problem and allows to achieve a high level of formed portfolio reliability due to a multilayer filter of the data. This system also implements a unique comparative assessment of student's activity based on the methodology of weight indicators autobalancing. The example of the generated digital portfolio and the results of the introduction of Index-rating system in 2013-15 are presented. Noted for its focus on the interaction with the industry, describes the directions for further development of the system.

Ключевые слова

цифровое портфолио, Индексно-рейтинговая система, оценка качества

образования, трудоустройство, профессиональное образование

digital portfolio, Index-rating system, employment, evaluation of education

quality, professional education

Введение

Одним из важнейших факторов повышения качества современного российского образования является усиление взаимодействия с реальным сектором экономики. Президент России Владимир Владимирович Путин в ходе одной из конференций отметил, что подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства, является одним из ключевых элементов роста на ближайшее время [1].

Вузы минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации несколько лет назад обозначили свое особое внимание к вопросам интеграции высшей школы и производства. Одним из шагов по объединению усилий профильных учебных заведений страны стало создание в 2011 году Национального консорциума минерально-сырьевых вузов. На очередном собрании Консорциума, прошедшем 08.04.2015 г. была еще раз подчеркнута важность совместной работы вузов и бизнеса по повышению качества подготовки кадров, поиска и создания результативных методов роста мотивации обучающихся, которые в ближайшем будущем станут молодыми специалистами предприятий различных отраслей экономики [2].

Одним из ключевых факторов успешности образовательного процесса является наличие ясного понимания у большинства студентов того, как их образование поможет им в дальнейшем в построении карьеры. Это понимание повышает мотивацию к обучению и прилагаемые в учебе усилия, как следствие, усиливает результативность обучения в итоге повышая уровень подготовки и вероятность трудоустройства выпускников, что в свою очередь позитивно сказывается на мотивации следующего «поколения» студентов.

Ректор одного из базовых вузов Консорциума минерально-сырьевых университетов страны - УГТУ, профессор Николай Цхадая на протяжении последних лет активно поддерживает инициативы, направленные на развитие и поддержку наиболее талантливых студентов университетского комплекса в рамках всевозможных вузовских, министерских и партнерских программ с бизнес-сообществом. С 2011 года в рамках упомянутого выше Консорциума минерально-сырьевых вузов России на базе Ухтинского университета реализуется проект отраслевого медиа-сотрудничества вузов и компаний «UTime News» (Время университетов). Одним из ключевых направлений реализации сотрудничества вузов и компаний являлась идея создания информационной системы «Кадровая политика предприятий ТЭК» [3]. В ходе детальной проработки этого направления, было принято решение о продолжении реализации в Ухтинском государственном техническом университете Индексно-рейтинговой системы (ИРС) - информационной системы, призванной отслеживать результаты учебной и внеучебной активности студентов и формировать их портфолио для преприятий [4], созданной на основе многолетнего успешного опыта разработки и функционирования Индексной системы материального стимулирования ППС в Ухтинском вузе [5].

Методология

Особенность подхода к оценке студенческой деятельности в ИРС заключаются в сравнительной оценке результатов работы студентов за семестр (дифференциальный подход) и построении единого общевузовского рейтинга

студентов и выпускников (интегральный подход, который применим, поскольку имеется строго определённый период оценки - срок обучения). Расчет индексов производится по методике аналогичной Индексной системе для III 1С. обеспечивающей автобалансировку значимости результатов [6].

Для количественной оценки деятельности студентов сформирован перечень. включающий ряд показателей, сгруппированных по крупным разделам и опирающихся на Постановление Правительства РФ от 18.11.2011 N 945 «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения...», декомпозицию глобальной цели вуза и предложения экспертного совета кадровых служб предприятий Республики Коми.

Перечень показателей ИРС формировался при участии крупнейших предприятий и органов власти региона и. по мнению авторов системы. наиболее полно отражает все основные приоритеты учебной и внеучебной деятельности обучающегося. являясь своеобразным ориентиром для успеха в будущей карьере. личном и профессиональном развитии.

Таблица 1.

Перечень разделов ИРС и их весов

№ Раздел Вес в 2015 г.

Р1 Учебная деятельность (оценки или БРС) 2

Р2 Профессиональная деятельность 2

Р3 Научно-исследовательская деятельность 3

Р4 Культурно-творческая деятельность 1

Р5 Спортивная деятельность 1

Р6 Общественная деятельность 2

Р7 Другая деятельность для указания в портфолио

Все показатели (по разделам) учитываются и обрабатываются в уникальной математической модели для формирования итогового индекса [7].

Алгоритм расчета основан на том. что используется в Индексной системе оценки и стимулирования ППС УГТУ: каждому студенту по каждому показателю ставится в соответствие его. так называемый. частный индекс. представляющий собой количественное значение (объём) показателя (с учетом градаций и их весов). нормированное его средним среди всех студентов значением. Таким образом. по смыслу частный индекс студента по данному показателю - это его результат относительно «среднего студента». Частный индекс по каждому разделу вычисляется как линейная свертка его частных индексов по всем показателям данного раздела. нормированная максимумом среди всех студентов. И. наконец. итоговый индекс студента есть линейная свертка его частных индексов по всем разделам. нормированная максимальным итоговым индексом среди всех студентов [8]. Кроме того. для формирования индивидуального портфолио студента производится оценка его результата (общего и по разделам) относительно среднего студента вуза.

Итоговый индекс показывает совокупный результат выбранного студента (или выпускника) относительно среднего студента вуза. Г. В. Даниловым показано. что итоговый индекс факторизуется в виде двух сомножителей: индекса лидерства индекса гармонии [9]:

I = L•H, (1)

где: I - итоговый индекс (линейная свертка достижений по всем разделам Индексной системы);

Ь - индекс лидерства (результат по наиболее успешному для данного члена коллектива разделу);

Н - индекс гармонии (совокупный результат преподавателя по остальным разделам).

Реализация

ИРС практически реализована как информационная система учёта и сравнительной количественной оценки результатов деятельности студентов за семестр для построения общевузовского рейтинга, автоматизации формирования портфолио и характеристик, распределения части стипендиального фонда в соответствии с достижениями, обладающая рядом особенностей, упомянутых на рисунке 1.

Индексы по 6 разделам Итоговый индекс Индекс Гармонии Индекс Лидерства Рейтингза все время обучения

Динамика развития Портфолио

Всесторонняя оценка

Подсистема сбора и

согласования данных

Прикрепление

подтверждающих

документов

Многослойный

фильтр

Возможность

просмотра всех

введённых данных

Контроль

достоверности

данных

Сервис-

ориентированная архитектура Облачное решение Открытость для совершенствования Получение любых выборок

АЗР.ЫЕТи ЗЛуегМе^ клиенты

Веб-система гибким API

К

Рис. 1. Возможности и особенности реализации Индексно-рейтинговой системы

Информационная составляющая Индексно-рейтинговой системы основана на 3-х-звенной архитектуре - серверная сторона реализована на SQL-Server, ASP.NET Web Forms и WCF-сервисах на IIS-Server, клиентские приложения написаны на Silverlight (Рис. 2) и на ASP.NET (Рис. 3).

Рис. 2. Silverlight-интерфейс Индексной системы: индекс-лист студентов

Рис. 3. ASP.NET-интерфейс Индексной системы: страница просмотра и редактирования данных по выбранному респонденту

Авторизация системы поддерживает одновременно использование ролей Active Directory, OpenAuth, а также непосредственную регистрацию в БД системы. В системе реализован распределённый ввод данных по результатам деятельности студентов за отчётный период, расчёт индексов в реальном времени, транспарентность и перекрёстный контроль (у каждого студента и преподавателя есть возможность просматривать все внесённые в систему данные).

Все показатели, учитываемые в системе «инициативные» и «неинициативные» (см. Рис. 4).

можно разделить на

£

Показатели работы студента

Инициативные

Неинициативные

Передаются в ответственные отделы на проверку по инициативе студента

___7

Ответственный отдел

ЦДИ

(Центр достоверной информации)

Накапливаются в системе учета УПУ независимо от желания и воли студента

Ф

АИС

«Индексная система»

Рис. 4. Инициативные и неинициативные показатели работы студента.

По неинициативным показателям данные вводятся независимо от инициативы студента ответственными за достоверность данных, указанными в специальном положении, или назначенными ими лицами, при этом, подтверждающие документы от студентов не требуются. Так, например, вводятся оценки, данные о трудоустройстве в самом вузе, результаты участия во внутренних конференциях, семинарах, олимпиадах и прочих мероприятиях.

Инициативные данные - это те достижения студента, о которых работники вуза могут не знать, например, участие во внешних конференциях.

По инициативным показателям данные в ИРС учитываются следующим образом:

1) в течение семестра данные вводятся студентами, с прикреплением подтверждающих документов в отсканированном виде;

2) данные проверяются и дополняются старостами группы (старосты получают за свою работу оценку от заместителя декана по УВР в соответствующем показателе ИРС);

3) далее эти данные утверждаются соответствующими ответственными, либо назначенными ими лицами, при этом, подсистема ввода данных студентами закрывается на 5 календарных дней раньше закрытия подсистемы ввода и согласования ответственными лицами;

4) подозрительные данные проверяются супервайзером ИРС, при необходимости, возможна и дополнительная проверка заведующими кафедр и стипендиальными комиссиями учебных подразделений;

5) для дополнительного контроля достоверности вводимых данных и своевременности их подготовки, введенные в систему данные доступны для просмотра всем преподавателям университета. Кроме того, в течение всего периода ввода данных каждому студенту предоставляется возможность ознакомиться с его данными, введенными в ИРС, а также с данными по всем студентам университета («перекрестный контроль»). Возникающие замечания и претензии направляются ответственным лицам, которые, при необходимости, вносят соответствующие коррективы (см. Рис. 5).

Рис. 5. Многослойный фильтр достоверности вносимых в ИРС данных

Все показатели ИРС учитываются за отчетный семестр. Все расчеты, связанные с вычислением частных и итоговых индексов, а также сумм ежемесячных поощрительных выплат каждому студенту, выполняются с помощью АИС «Индексная система». Окончательные итоги расчета индексов студентов оформляются в виде «индекс-листа» и утверждаются после завершения семестра на заседании стипендиального совета, после чего в лаборатории информационных систем осуществляется пересчет итоговых индексов в соответствующие суммы ежемесячных стимулирующих выплат. Последовательность выполнения всех этапов Системы материального стимулирования студентов с указанием точных сроков и дат в каждом учебном семестре регламентируется приказом ректора.

По итогам расчета индексов лучшие студенты по разделам ИРС рекомендуются для назначения повышенных государственных стипендий в соответствии с Правилами назначения повышенных государственных академических стипендий студентам, имеющим достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности. Для студентов, не получивших повышенные стипендии, возможно перераспределение части стипендиальных выплат из отдельного фонда.

Таким образом обеспечивается сбор, согласование, обеспечение достаточной полноты и достоверности данных, по которым в итоге формируется ИРС-портфолио студента.

Теоретические основы разработки подсистемы автоматизированного формирования портфолио на базе ИРС были упомянуты в статье [10].

ИНДЕКСНАЯ СИСТЕМА

ВВОД ДАННЫХ ПО ВУЗУ ПАКЕТНЫЙ ВВОД УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОВЕРКА ОПЛАТЫ МОИ ДАННЫЕ У ИНДЕКСЫ ПОРТФОЛИО ГРУППОВОЕ ПОРТФОЛИО ЛОГИ СТАТИСТИКА ДОКУМЕНТАЦИЯ ПОМОЩЬ

КОНТАКТЫ О СИСТЕМЕ

Подсистема студентов УГТУ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подразделение Кафедра геологии нефти и газа

Период с Период N24 студентов УГТУ: 7.2013-1 2014 т по Период №8 студентов УГТУ: 8 2015-1 2016 Первые [5^

□ Отсортировать по убыванию веса показателей Построить портфолио |

| или ¡текстовый фильтр

Рис. 6. Форма генерации портфолио по группе студентов

На данный момент подсистема генерации портфолио (см. Рис. 6) претерпела существенные преобразования и формирует следующие основные материалы:

1. Рейтинг студента по вузу, факультету, кафедре и группе в динамике по семестрам (см. Табл. 2);

2. Динамику результатов по разделам (направлениям деятельности) относительно среднего студента вуза за всё время обучения в каждом из семестров (см. Табл. 3);

3. Лепестковую диаграмму индексов по разделам ИРС относительно среднего студента вуза за выбранный период (см. Рис. 7);

4. Диаграмму, демонстрирующую динамику Итогового индекса относительно среднего студента по семестрам за выбранный период (см. Рис. 8);

5. Полный перечень достижений за выбранные семестры.

Таблица 2.

Место, занимаемое среди всех студентов в каждом из семестров, в скобках отмечено общее количество участников расчета, имеющих ненулевой итоговый

индекс

Периоды

Подразделение За все время 9.201212.2012 1.20137.2013 7.20131.2014 2.20146.2014 7.201412.2014 1.20158.2015

Группа ИСТ 2010 2 (14) 2 (13) 3 (12) 2 (13) 1 (10) 3 (11) 1 (8)

Кафедра информационных систем и технологий 4 (51) 10 (45) 9 (46) 4 (29) 3 (24) 3 (11) 1 (8)

Институт экономики,

управления и информационных 6 (902) 3 (39) 7 (40) 7 (739) 12 (632) 75 (651) 113 (609)

технологий

УГТУ 16 12 13 28 41 322 507

(3993) (95) (105) (2888) (2504) (2720) (2656)

Таблица 3.

Результаты относительно среднего студента вуза за всё время обучения в

каждом из семестров, %

Разделы ИС За все время Периоды

9.201212.2012 1.20137.2013 7.20131.2014 2.20146.2014 7.201412.2014 1.20158.2015

1. Учебная деятельность 482 182 219 242 219 213 154

2. Трудовая и профессиональная деятельность 76 28 21 4 0 0 43

3. Научно-исследовательская и инновационная деятельность 109 0 7 45 136 0 0

4. Культурно-творческая деятельность 61 158 54 0 0 0 0

5. Спортивная деятельность 314 182 136 109 100 0 0

6. Общественная деятельность 0 0 0 0 0 0 0

7. Другие достижения 0 0

Итоговый индекс 586 186 189 349 316 206 167

Подобные таблицы строятся на основе взвешенной оценки списка достижений студента, пример которого приведен ниже.

С 2013 года в ИРС введена необходимость внесения дополнительного текстового описания мероприятий и результатов для более качественного формирования портфолио, а с 2014 года реализовано хранение подтверждающих документов в самой системе и процедура опНпе-согласования получаемых данных.

Система поддерживает версионность (эволюцию) показателей и их градаций, что можно заметить в приведенном списке результатов выбранного студента.

Список достижений за 01.09.2012-01.08.2015 1. Дополнительная учебная деятельность

2.1. Участие в олимпиаде

2.1.1. Всероссийское/международное в РФ. 2012 г.

1. Учебная деятельность

1.2. Результат экзаменов и курсовых

1.2.7. Метрология. "5". 2013 г.

1.2.8. Управление данными. "5". 2013 г.

1.2.9. Операционные системы. "5". 2013 г.

1.2.34. Государственный экзамен. "5". 14.03.2015.

2. Трудовая и профессиональная деятельность

2.1. Работа

2.1.1. Название °рганизации/°тделасжр™ По специальности. В вузе. Кол-во: 0,1. 2013 г.

2.1.2. Название организации/отделаскрыТО Программист. В вузе. Ставка: 0,1. 2014 г.

2.1.3. Название организации/отдела скрыто. Программист. Ставка: 0,5. 24.06.2015.

2.2. Положительный отзыв работодателя

2.2.1. Плановый результат не достигнут ввиду большой загрузки учебными работами. "3". 2013 г.

3. Научно-исследовательская и инновационная деятельность 4.2. Доклад на научном семинаре / научной конференции

4.2.1. Севергеоэкотех. Доклад на секционном заседании. 2013 г.

4.2.2. СМН. Доклад на секционном заседании. Корпоративный. 27.11.2013.

4.2.3. Севергеоэкотех-2014, 7 Информационные технологии и системы. Доклад на секционном заседании. Международный в РФ. 27.03.2014.

3.5. Премия/ стипендия/ грант, полученные студентом от фондов/ организаций за успехи в науке

3.5.1. ОАО "АК "Транснефть". Корпоративный. 28.11.2013.

4. Культурно-творческая деятельность

4.2. Участие в культурно-массовом мероприятии в т. ч. посещение творческих мастерских

4.2.1. Всероссийское/международное в РФ. Главного судьи. 2012 г.

4.2.2. Внутривузовское. Главного судьи. 2012 г.

4.2.3. Поэтическая гостиная у Г.П. Внутривузовский. кол-во: 4. 2013 г.

4.2.4. День факультета ИТ. Городское. Участника. 2013 г.

5. Спортивная деятельность

5.1. Посещение спортивных секций

5.1.1. 2012 г.

5.1.2. Дуэт УГТУ. 2013 г.

5.2. Высокий результат, показанный в спортивном соревновании

5.2.1. Всероссийское/международное в РФ. 2-е место. 2012 г.

5.2.2. Российский студенческий бал. Всероссийский. 2-е место. 01.12.2013.

Графически результаты портфолио представляются в виде диаграмм (рис. 1).

1 Учебная

6 Общественная

7 Друге

4 Куль.,,,______

2 Профессиональная

5 Спортивная

3 Научная

Рис. 7. Индексы по разделам ИРС относительно среднего студента вуза

[Л ■

Рис. 8. Динамика Итогового индекса относительно среднего студента

по семестрам

Анализ и оценка разработки

Авторский коллектив находится в постоянном диалоге с ключевыми предприятиями и органами власти региона по вопросам анализа эффективности реализуемой системы и проведения совместной оценки ее отдельных элементов (прежде всего, электронного портфолио, как важного элемента одного из документов при будущем приеме на работу). Так, ход реализации разработки рассматривался со следующими партнерами данного проекта: ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «Газпром трансгаз Ухта», ООО «Газпром ВНИИГАЗ», Филиал ОАО «Газпромбанк» в г. Ухте, ООО «РН-Северная нефть», ОАО «Северные магистральные нефтепроводы», ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», МОГО «Ухта», МОГО «Инта», МР «Вуктыл», МОГО «Воркута». На данных совещаниях было принято решение, что перечень показателей студенческой индексно-рейтинговой системы должен формироваться с учетом и при непосредственном участии крупнейших предприятий и органов муниципальной власти региона, среди которых дочерние предприятия «Газпрома», «Транснефти», «Роснефти», «ЛУКОЙЛа» и многие другие. С целью независимой оценки ключевых показателей и продолжения реализации основных этапов проекта, среди которых особое место занимает электронное портфолио, был создан экспертный совет с представителями кадровых служб предприятий и организаций Республики Коми по направлениям сотрудничества образования и производства в сфере подбора кадров с помощью ИРС, этим советом был детально обсужден и скорректирован перечень показателей оценки студенческой деятельности.

По итогам работы совета были приняты следующие основные решения:

1. Утвердить формат сертификата о результатах деятельности студента и выпускника и учесть предложения работодателей по набору показателей ИРС;

2. Одобрить идею подготовки образцов сертификатов о результатах деятельности на примере выпускников кафедры ИСТ по итогам экспериментального функционирования ИРС, которые и являлись первой практической реализацией электронного портфолио выпускника;

3. Рекомендовать внедрение ИРС на других кафедрах вуза (что и было сделано в последствии);

4. Поддержать предложение о дальнейшем применении ИРС в других вузах Консорциума минерально--сырьевых вузов России.

Что касается итогов функционирования ИРС на примере Ухтинского государственного технического университета, можно привести некоторые обобщенные результаты.

На рисунке 9 показано распределение итогового индекса в студенческом коллективе. В нем можно отметить резкое возрастание результативности в первой сотне студентов, что показывает сильное расслоение студенческого коллектива и выделение в нем явных лидеров.

1000 900 800 700 600 500 400 300 200 100 О

^¡»ror^tHiJiorfcomr^^^o^comr^.tHLDO'íJ-aimr^.tHLD dddHHdriNNNiMNrJNmmmmmmm

Рис. 9. Распределение студентов по совокупному итоговому индексу за 2013-2105 гг

Эти данные можно также рассмотреть на диаграмме Парето (см. Рис. 10).

Рис. 10. Диаграмма Парето по совокупному итоговому индексу за 2013-2105 гг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рисунке 11 представлены средние индексы по разделам ИРС, показывающие, насколько сложно занять почетное место по соответствующему направлению (чем меньше средний индекс, тем сложнее получить в данном разделе высокий результат).

В Научная Итоговый 2 Профессиональная 6 Общественная 5 Спортивная 4 Культурная 1 Учебная 7 Другое

100

200

300

400

500

600

В таблице 4 приведены результаты расчета корреляций индексов студентов по разделам ИРС.

Таблица 4.

Корреляции между результатами по разделам ИРС по данным 2013-2015 гг., %

Раздел ИРС (сфера студенческой деятельности) 1 Учебная 2 Профессиональная 3 Научная 4 Культурная 5 Спортивная 6 Общественная 7 Другое

1 Учебная 17 24 9 6 10 8

2 Профессиональная 17 50 19 5 40 26

3 Научная 24 50 22 17 25 22

4 Культурная 9 19 22 3 39 11

5 Спортивная 6 5 17 3 10 1

6 Общественная 10 40 25 39 10 33

7 Другое 8 26 22 11 1 33

Здесь, ввиду достаточного большого объема выборки (3989 человек), статистически значимой можно считать корреляцию от 5%, однако, по отдельным разделам ИРС ненулевые результаты есть не у всех участников, ввиду чего целесообразнее за пороговое значение при уровне значимости а = 0,95 принять 25%.

Можно отметить, что наиболее коррелируют результаты научной и профессиональной деятельности, общественной и профессиональной, общественной и культурной. Ранее подобный анализ проводился на основе данных одной кафедры и показывал довольно похожие результаты [7].

Заключение

Приоритетными задачами для авторского коллектива на ближайшие два года являются: продолжение системной работы над ИРС в масштабе УГТУ, подключение к реализации проекта других нефтегазовых вузов, обеспечение активного взаимодействия проекта ИРС и крупнейших работодателей страны с целью оценки потенциала системы, определения путей ее развития и масштабирования до федерального уровня, получение статуса ресурсного центра или экспериментальной площадки под эгидой Минобрнауки РФ. Кроме того, важными элементами реализации проекта должны стать взаимосвязь функционирования ИРС и трудоустройства выпускников вузов ТЭК страны и возможность оценки влияния достижений студентов за период обучения в вузе по всем направлениям на формирование их компетенций как будущих работников ведущих компаний России, а также формирование рейтинга выпускников профильных вузов по критериям, обозначенным ключевыми работодателями страны.

Сформированная система оценки достижений обучающихся (индексно-рейтинговая система студентов) позволяет говорить о возможности правильной мотивации студента и выявления молодых талантов (как будущих специалистов промышленности и экономики) не только Ухтинского университета, но и других профильных вузов страны в случае масштабирования данного проекта. Поскольку именно детально проработанные укрупненные разделы и показатели деятельности позволяют обеспечить возможность правильного направления усилий обучающихся в целях их профессионального и личного развития в соответствии с приоритетами крупнейших бизнес-структур и заинтересованных органов государственной власти.

Еще раз подводя итог, особое значение во всей системе имеет именно электронное портфолио выпускника вуза, т.к. оно содержит в себе все объективные результаты учебной, научно-инновационной, производственной и профессиональной, а также внеучебной деятельности обучающегося за все годы учебы в стенах своего родного университета. Поскольку в рамках упомянутого выше в данной статье совместного взаимодействия с работодателями и органами власти было достигнуто полное понимание актуальности системы, в том числе по перечню показателей ИРС - данное электронное портфолио является прозрачным и понятным для работодателя при возможном трудоустройстве выпускника вуза и может являться одним из серьезных факторов для объективной оценки будущего молодого специалиста и выбора наилучшего кандидата при трудоустройстве на работу.

Доступ к ИРС можно получить по адресу: http://is .ugtu.net/views/About. aspx или обратившись на e-mail smspps@ugtu. net.

Литература

1. Путин В. В. Подготовка кадров - один из ключевых элементов роста экономики [Электронный ресурс] // РИА Новости [сайт]. Режим доступа: http://ria.ru/societv/20150416/1058907027.html.

2. Заседание Совета Консорциума вузов [Электронный ресурс] // UTime News [сайт]. Режим доступа: http://utimenews.org/ru/page/184091.

3. Коршунов Г. В., Юрьев Д. О. Новые медиа в ТЭКе как один из путей развития образовательного и научно-инновационного сотрудничества // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2013. № 6. С. 43-45.

4. Рочев К. В., Моданов А. В. Индексно-рейтинговая система сравнительной оценки деятельности и стимулирования студентов вуза [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013. - № 01. - Режим доступа: http://uecs.ru/ru/economika-truda/item/1931-2013-01-14-05-49-21.

5. Данилов Г. В., Рочев К. В., Цхадая Н. Д., Маракасов Ф. В., Эмексузян А. Р. Система материального стимулирования профессорско-преподавательского состава в Ухтинском государственном техническом университете. Publishing House Science and Innovation Center, Saint-Louis, Missouri, USA, 2014. 356 c. ISBN 978-0-615-67128-4.

6. Рочев К. В. Оценка качества труда и материальное стимулирование в вузе на базе системного подхода с помощью информационной Индексной системы // Вопросы управления. 2014. № 12. С. 60-70.

7. Рочев К. В. Информационная система индексно-рейтинговой оценки деятельности студентов вуза и результаты её внедрения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2013. - № 2. С. 126-134.

8. Рочев К. В. Обзор основных результатов формирования эффективной системы материального стимулирования коллектива вуза [Электронный ресурс] // Ресурсы Европейского Севера. Технологии и экономика освоения. 2015. № 1. С. 68-83. Режим доступа: http://resteo.ru/rochev-1/.

9. Данилов Г. В. Применение обобщенных характеристик деятельности ППС при формировании в университете системы материального стимулирования [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. № 05. 2013. Режим доступа: http : //uec s. ru/ instrumentalnii-metodv-ekonomiki/item/2159-2013-05-28-05-53-01.

10. Рочев К.В. Подсистема автоматизированного формирования «портфолио в

цифрах» на базе индексно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2013. № 3. С. 94-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.