Научная статья на тему 'Формирование экзистенциального понимания мировоззрения в системе гуманитарного образования'

Формирование экзистенциального понимания мировоззрения в системе гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
225
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / СИСТЕМА / СИНЕРГЕТИКА / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / OUTLOOK / EXISTENTIAL / SYSTEM / SYNERGETIC / HUMANITARIAN KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евланников В. П.

В статье рассматриваются экзистенциальные особенности и условия формирования мировоззрения в системе гуманитарного образования. Подобное видение мировоззренческих проблем являет собой поиск альтернативного пути познания в науке XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives consideration of existential features of outlook and conditions of its formation in the system of arts education. Such vision of world outlook problems presents search of an alternative way of cognition in the science of the XXIst century.

Текст научной работы на тему «Формирование экзистенциального понимания мировоззрения в системе гуманитарного образования»

Этап 5 — обсуждение результатов деловой игры в составе учебной группы. Формулирование общего резюме по принятым решениям и выработка рекомендаций по их практической реализации (проводит преподаватель).

Общая функциональная схема проведения деловой игры показана на рис. 3.

Представленная в данной статье разработка имеет все признаки деловой игры, к которым обычно относят [5]:

— моделирование процесса деятельности руководящих работников и специалистов по выработке управленческих решений;

— выполнение «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система или ситуация рассматривается как дина-

// университета

[ЖУРНАЛ водных /_/ коммуникации

мическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи — требуется принятие «цепочки решений»;

— распределение ролей между участниками игры;

— различие ролевых целей, которое может определить наличие противоречий между участниками, конфликта интересов;

— взаимодействие участников, исполняющих разные роли;

— наличие общей игровой цели;

— коллективная выработка решений;

— многоальтернативность решений;

— наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Список литературы

1. Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. — Рига, 1989.

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М., 1991.

3. Бабурин Н. В. Выбор звена логистической цепочки методом экспертных оценок. Деловая игра: метод. пособие. — СПб., 2008.

4. Бабурин В. А., Бабурин Н. В. Оптимизация параметров логистической системы доставки грузов // Журнал университета водных коммуникаций. — СПб., 2009. — Вып. 1.

5. http//wwwwekipedia.ra

В. П. Евланников,

д-р филос. наук, проф., СПГУВК

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION OF EXISTENTIAL UNDERSTANDING OF OUTLOOK IN THE

SYSTEM OF ARTS EDUCATION

1

В статье рассматриваются экзистенциальные особенности и условия формирования мировоззре- 5

ния в системе гуманитарного образования. Подобное видение мировоззренческих проблем являет собой поиск альтернативного пути познания в науке XXI

The article gives consideration of existential features of outlook and conditions of its formation in the system of arts education. Such vision of world outlook problems presents search of an alternative way of cognition in the science of the XXIst century.

Ключевые слова: мировоззрение, экзистенция, система, синергетика, гуманитарное знание.

Keywords: outlook, existential, system, synergetic, humanitarian knowledge.

университета водных коммуникаций

Путь науки к современным представлениям, утверждающим однородность и изотропность всех мировоззренческих конструкций, признающих подобие многих внешне отличных отраслей знания, наглядно свидетельствует о том, что историческое развитие познания в конечном счете приводит к серьезной переоценке воззрений на качественную несопоставимость внешне несходных областей гуманитарного знания и, кроме того, позволяет «увидеть» возможность и целесообразность принципа однородности при формировании мировоззрения.

В данном случае речь идет о возникновении в мировоззренческих науках последних десятилетий возможности создания «трансдисциплинарных» («универсальных») концепций и теорий, которые фиксируют однородность множества ставших известными нам отраслей гуманитарного знания, хотя с позиций традиционного научного знания раз-ноприродные научные концепции обязаны выглядеть совершенно несопоставимыми и даже противостоящими друг другу, и сопряжение которых еще сравнительно недавно выглядело бы совершенным кощунством.

Чтобы понять суть происходящего, целесообразно начать с эскизного представления того образа гуманитарной науки, что еще в XIX в. стал доминирующим и привычным для научного мировоззрения и во многом еще и теперь определяет организацию образовательного процесса. В современной, доминирующей системе гуманитарного знания, так сказать, в классическом варианте, присутствует следующий набор общих утверждений: все изучаемые гуманитарной наукой объекты представляют собой проявления общей концепции, свойства которой отражаются, реконструируются и изучаются в основном философией. Данная концепция являет себя

^ в виде объектов, относящихся прежде всего к

1? трем основным большим сферам мировоззре-

Л

в ния: экономике, политике, идеологии. Кото-

рые в свою очередь возникли последовательно как порождения эволюционного социального процесса, стихийно создав характерную иерархию гуманитарного знания. Соответственно хрестоматийными стали выражения вроде: развитие — это изменение от простого

к сложному; человек — это венец, высшее достижение космической эволюции, с которым несопоставимы куда более примитивные объекты иной физической природы, и пр. Объекты выделенных сфер гуманитарного знания в силу их различия естественно изучать автономно в рамках отдельных, иерархически упорядоченных специальных наук (культурологии, политологии, социологии, философии), любая общность составляет исключительно удел философии и философов. Данное положение при всей простоте, а может быть, и благодаря этой простоте довольно длительное время определяло полезное разделение труда в образовании и в общем выражало объективное положение вещей. Сегодня же наступает время новых учебных дисциплин трансдисциплинарного характера, то есть систем научного знания, разрывающих границы обычных специальных наук, что означало решительный разрыв с бытовавшей жесткой традицией организации узкоспециализированной образовательной деятельности.

Произошедший перелом был прежде всего обусловлен потребностями современной ситуации в образовании, которая требовала обращения уже не к отдельным дисциплинам, а к их сложным системным сочетаниям. Подобная новизна познавательной ситуации представилась важной особенностью новых научных дисциплин, для которых характерна широкая приложимость гуманитарных понятий, моделей и терминологии, которые оказались работающими при изучении первоначально биологических, психологических объектов, а следом — социальных и политических систем. Иначе говоря, мировоззрение сегодня выступает в качестве необычного зодчего, наводящего мосты между островами специального гуманитарного знания. В основе сложившейся ситуации лежат несколько идей, которые кратко можно представить следующим образом: идея выделения процессов управления и информации как нового специфического предмета гуманитарной науки; идея существования наддисциплинарных (собственно мировоззренческих) закономерностей, то есть в данном случае убеждение в том, что возможно обнаружить принципиальное сходство между процессами, которые про-

университета водных коммуникаций

совокупности механически перемешанных объектов. Идея широкой распространенности социально-политических закономерностей — фиксация того, что одни и те же свойства и структуры могут быть присущи объектам самой разной природы. Убеждение, что в политических и социальных системах вполне возможно открытие сходных типов взаимосвязей, изменяемости свойств и т. п.

В современной социально-политической жизни, как ни странно, все более явно реанимируются экзистенциальные формы и структуры, этакие подобия древних обрядов инициации, жертвоприношения и колдовства, знаки подчинения и жесты бунта. Каждого человека вынуждают занять предлагаемую позицию в социально-экономической сфере и определиться в своем отношении к сакральному и профанному, выбрать для себя онтологическую перспективу — к спасению или гибели, при этом выбор следует осуществить в рамках заранее предложенного меню. Экзистенциальное бытие агента мировоззрения можно условно разделить на две полярные группы: в первую войдут те формы, способы и цели образовательной деятельности, которые в известной степени поддаются индивидуальному контролю, расчету и управлению (или нам кажется, что поддаются). Сюда попадают: профессия, деньги и карьера, награды и наказание, власть и слава, воспитание и образование, здоровье и долголетие. Предполагается, что любая сфера мировоззрения содержит свои немудреные законы, прозрев которые, можно эффективно решать стоящие перед человеком, простенькие мировоззренческие задачи и самостоятельно достигать столь же примитивных поставленных целей. Однако область действия этих законов весьма ограничена, и решение фундаментальных мировоззренческих проблем остается за преде-

^ лами контроля обычного человека.

I? В другую группу войдут экзистенциаль-

Л

в ные феномены, не поддающиеся индивидуаль-

ному контролю, математическому расчету и управлению, которые скорее несут архетипи-ческий пафос: это детство и любовь, сновидение и аффекты, страх и боль, смех и плач, игра и праздник, встреча и прощание, гениальность и сумасшествие, подвиг и преступление, бо-

лезнь и смерть. Это то, что нельзя купить, получить за заслуги или передать по наследству, это не прилагается к должности, это нельзя гарантировать и от него невозможно застраховаться. Это то, что в равной мере доступно (или недоступно) всем людям независимо от их социального и экономического положения, образования, этнической принадлежности и способностей. Эти экзистенциальные феномены существуют на грани греха и святости, катастрофы и чуда, они дают подлинное наслаждение или страдание, за ними следует счастье или несчастье, спасение или гибель. Новые представления оказались очень удачно резонирующими с социально-экономическими вызовами времени, поскольку для исторического периода быстрого роста экономики характерно усиление общественной нестабильности, хаотизация жизни и деятельности. Столь характерный социально-экономический фон неизбежно обострил массовый интерес ко всему, что могло бы объяснить суть подобных ситуаций и указать пути к их преодолению. Хотя люди все равны в возможности пережить экзистенциальный мировоззренческий опыт, далеко не все добровольно решаются изменить свою судьбу. Страшно расставаться с утешительными иллюзиями, жутко покидать свой уютный мирок, подойти к пределу человеческих возможностей, по ту сторону научной догмы, норм и правил, за границами контролируемой реальности. Те же, кто все же решился, разрывают с традицией в образовании, провоцируют экзистенциальную ситуацию, взрывают всю устоявшуюся иерархию мировоззренческих ценностей и отношений и забрасывают человека в иное пространство и время, в другое социально-экономическое бытие, отличное от бытия традиционного общества, с его стремлением к упорядоченности, однородности, равновесию. Здесь уже не действует закон причин и следствий, не действительна привычная логика линейных взаимоотношений, в которых малый сигнал на входе вызывает равномерно во всей области определения малый отклик на выходе, здесь уже не поможет жизненный опыт и здравый смысл. В этой реальности ускоренных социально-экономических изменений, где нормой является разупорядоченность, неустойчи-

II университета

'ЖУРНАЛ водных / / коммуникации

ют своей остротой и таинственностью, обещанием чего-то нового и необыкновенного. Поэтому распространяются девиантные способы экзистенциального мировоззрения, в сфере полусвета процветает торговля наркотиками, алкоголизм и проституция, преступность и терроризм, экзотические секты и молодежные группировки. Зазор между официально допустимым и смутным тяготением к таким экзистенциальным феноменам только усугубляет разрыв внутреннего мира современного человека.

Поэтому одним из важных компонентов для экзистенциального мировоззрения может являться следующая закономерность. Сразу бросается в глаза традиционное равнодушие либо опасливое умолчание упомянутых явлений со стороны традиционного гуманитарного образования и одновременно пристальный интерес к нему со стороны обыденного сознания, мистических и магических практик и радикальных молодежных групп. Это относится к обнаженному телу, сексу, сну, гипнозу, наркотикам, посту, аскезе, самоистязаниям, молитве, жертвоприношению, безумию, преступности, самоубийству, то есть ко всем неуловимым переходным процессам или пограничным ситуациям, фактам экзистенциальной трансформации личности, в отличие от обычных устойчивых состояний человека в обыденной жизни.

Также весьма показательно, что, несмотря на единодушное внимание мировых религий и магии к экзистенциальному переживанию мировоззрения человека, обнаруживается принципиальное различие в подходах и оценке подобных явлений. Ценность того или иного экзистенциального мировоззренческого феномена может различаться с точек зрения монотеистической религии и магической практики. Тот мистический контекст жертвенной устремленности личности к трансцендентному, абсолютному, совершенному, кото-

>рый в идеале характерен для одних религий, противостоит корыстному поиску силы, власти, могущества и благополучия для себя или своего рода в других.

Обращает на себя внимание настороженное отношение со стороны общества к некоторым феноменам экзистенциального

мировоззрения в их крайнем проявлении (например, к самовнушению, экзальтации и экстазу, общению с духами и прорицателями, обещающими обогащение, многоуровневый маркетинг, граничащий с прямым мошенничеством) и одновременно особый интерес к ним со стороны церкви, различных сект и ересей, а с другой стороны, известная сдержанность современного гуманитарного образования по этим вопросам, что дает возможность процветать преступникам, людям экзальтированным или больным, склонным к авантюризму или тщеславию. Такие люди и становятся во главе экзотических сект, становятся авторами нелепых образовательных прожектов и новомодных философских учений. Подобные личности спекулируют на каком-либо одном элементе экзистенциального опыта, подчиняя ему весь образ жизни адептов; акцентируя их высокое предназначение и особую избранность, подчиняют их жесткой властной структуре. И хотя личность адепта, несомненно, подвергается некоторой трансформации, маловероятно, что происходит реальное освобождение или преображение, их деятельность тесно связана с бизнесом. Если же и происходит соприкосновение с миром сверхъестественного, то вряд ли агент экономических отношений будет иметь дело с теми самыми силами, которые были ему обещаны, да и взаимодействие дальше примитивного обирания клиента, обыкновенно не идет.

Конечно аналогичный, хотя и не столь грубый подход ко всем экзистенциальным проблемам человеческого бытия предлагают мировые религии: христианство, буддизм, ислам. Сказывается их многовековой опыт и все сложности исторического и духовного порядка, что позволяет современному человеку реально пережить экзистенциальный мировоззренческий опыт и наиболее адекватно ассимилировать его в свою жизнь. Об упрощенности нашего взгляда на гуманитарные науки в последнее время говорят все чаще. Наше общество «живет» по своим вполне определенным и сложным правилам, которые еще предстоит изучить в полной мере и с которыми нельзя не считаться. Постепенно приобретает значимость подход, в рамках которого, например, высказывается желание,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.