Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры студентов фармацевтического факультета при изучении ботаники'

Формирование экологической культуры студентов фармацевтического факультета при изучении ботаники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОТАНИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОХРАНА ПРИРОДЫ / КРАСНАЯ КНИГА / ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ / РЕДКИЕ И ИСЧЕЗАЮЩИЕ ВИДЫ / БОТАНИЧЕСКИЙ САД / BOTANY / EDUCATIONAL PROCESS / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL EDUCATION / ENVIRONMENT / NATURE PROTECT / RED BOOK / NATURAL COMMUNITIES / MEDICINAL PLANTS / RARE AND ENDANGERED SPECIES / BOTANICAL GARDEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздова Ирина Леонидовна

В современном мире наблюдается усиление влияния общества на живую природу, в связи с чем актуальным является вопрос формирования экологической культуры. В свою очередь, экологическая культура и экологическая компетентность достигается посредствам экологического образования, которое характеризуется интегративностью и использованием всех циклов учебных дисциплин. Экологическому образованию отводится важная роль в подготовке специалистов с высшим образованием, в т.ч. и с фармацевтическим, что, в свою очередь, связано с существенным изменением требований к качеству и процессу подготовки провизоров в современных условиях. Программа целого ряда дисциплин предоставляет широкие возможности для экологического воспитания студентов. К одной из таких дисциплин в системе подготовки провизора относится ботаника. Ботаника входит в базовую часть учебного плана по специальности 33.05.01 «Фармация» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО). Овладение необходимыми знаниями и формирование экологической культуры происходит на протяжении всего учебного процесса по ботанике: на текущих лабораторных занятиях, на занятиях студенческого научного кружка кафедры, при прохождении учебной практики, при работе в ботаническом саду КГМУ. Формированию экологической культуры способствует «органичное включение элементов краеведческого материала» в программу дисциплины и практики, поэтому мы в полной мере используем краеведческие возможности нашего региона. Опыт организации учебного процесса по ботанике показал, что такой формат позволяет успешно формировать экологическую культуру выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS OF PHARMACEUTICAL FACULTY IN THE STUDY OF BOTANY

In the modern world there is a growing influence of society on wildlife, and therefore the issue of formation of ecological culture is relevant. In turn, environmental culture and environmental competence is achieved through environmental education, which is characterized by the integration and use of all cycles of academic disciplines. Environmental education plays an important role in the training of specialists with higher education, including pharmaceutical education, which, in turn, is associated with a significant change in the quality requirements and the process of preparation of pharmacists in modern conditions. The program of a number of disciplines provides ample opportunities for environmental education of students. One of such disciplines in the system of preparation of the pharmacist is botany. Botany is included in the basic part of the curriculum in the specialty 33.05.01 «Pharmacy» in accordance with the requirements of the Federal state educational standard of higher education. Mastering the necessary knowledge and the formation of ecological culture takes place throughout the educational process in botany: in the current laboratory classes, in the classroom of the student scientific circle of the Department, during the training practice, when working in the Botanical garden of KSMU. Formation of ecological culture is promoted by «organic inclusion of elements of local lore material» in the program of discipline and practice therefore we fully use local lore opportunities of our region. Experience in the organization of educational process in botany has shown that this format allows you to successfully shape the environmental culture of graduates.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры студентов фармацевтического факультета при изучении ботаники»

УДК 378.14:502.3:58

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0029

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ БОТАНИКИ

© 2019

Дроздова Ирина Леонидовна, доктор фармацевтических наук, профессор кафедры фармакогнозии и ботаники Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица К. Маркса, 3, e-mail: irina-drozdova@yandex.ru) Аннотация. В современном мире наблюдается усиление влияния общества на живую природу, в связи с чем актуальным является вопрос формирования экологической культуры. В свою очередь, экологическая культура и экологическая компетентность достигается посредствам экологического образования, которое характеризуется интегративностью и использованием всех циклов учебных дисциплин. Экологическому образованию отводится важная роль в подготовке специалистов с высшим образованием, в т.ч. и с фармацевтическим, что, в свою очередь, связано с существенным изменением требований к качеству и процессу подготовки провизоров в современных условиях. Программа целого ряда дисциплин предоставляет широкие возможности для экологического воспитания студентов. К одной из таких дисциплин в системе подготовки провизора относится ботаника. Ботаника входит в базовую часть учебного плана по специальности 33.05.01 «Фармация» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО). Овладение необходимыми знаниями и формирование экологической культуры происходит на протяжении всего учебного процесса по ботанике: на текущих лабораторных занятиях, на занятиях студенческого научного кружка кафедры, при прохождении учебной практики, при работе в ботаническом саду КГМУ. Формированию экологической культуры способствует «органичное включение элементов краеведческого материала» в программу дисциплины и практики, поэтому мы в полной мере используем краеведческие возможности нашего региона. Опыт организации учебного процесса по ботанике показал, что такой формат позволяет успешно формировать экологическую культуру выпускников.

Ключевые слова: ботаника, образовательный процесс, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающая среда, охрана природы, Красная книга, природные сообщества, лекарственные растения, редкие и исчезающие виды, ботанический сад

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS OF PHARMACEUTICAL FACULTY IN THE STUDY OF BOTANY

© 2019

Drozdova Irina Leonidovna, doctor of pharmaceutical sciences, professor of Department Pharmacognosy and Botany Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, K. Marx street, 3, e-mail: irina-drozdova@yandex.ru) Abstract. In the modern world there is a growing influence of society on wildlife, and therefore the issue of formation of ecological culture is relevant. In turn, environmental culture and environmental competence is achieved through environmental education, which is characterized by the integration and use of all cycles of academic disciplines. Environmental education plays an important role in the training of specialists with higher education, including pharmaceutical education, which, in turn, is associated with a significant change in the quality requirements and the process of preparation of pharmacists in modern conditions. The program of a number of disciplines provides ample opportunities for environmental education of students. One of such disciplines in the system of preparation of the pharmacist is botany. Botany is included in the basic part of the curriculum in the specialty 33.05.01 «Pharmacy» in accordance with the requirements of the Federal state educational standard of higher education. Mastering the necessary knowledge and the formation of ecological culture takes place throughout the educational process in botany: in the current laboratory classes, in the classroom of the student scientific circle of the Department, during the training practice, when working in the Botanical garden of KSMU. Formation of ecological culture is promoted by «organic inclusion of elements of local lore material» in the program of discipline and practice therefore we fully use local lore opportunities of our region. Experience in the organization of educational process in botany has shown that this format allows you to successfully shape the environmental culture of graduates.

Keywords: botany, educational process, ecological culture, ecological education, environment, nature protect, Red book, natural communities, medicinal plants, rare and endangered species, botanical garden

В современном мире наблюдается усиление влияния общества на живую природу, в связи с чем актуальным является вопрос формирования экологической культуры [1]. Определение «экологической культуры» представлено в работах многих исследователей. Еще в конце ХХ века отечественный ученый В.В. Бахарев сформировал понятие «экологической культуры личности» как «части единого феномена культуры всего человечества, которая отражает взаимоотношения человека с окружающей его средой» [1]. В.Г. Иванов определял экологическую культуру как «нравственно-духовную часть жизнедеятельности каждой личности, которая характеризуется своеобразным поведением по отношению к природе и включает взаимосвязанные элементы экологической культуры: сознание, отношение и деятельность» [1], а Б.Т. Лихачев - как «системообразующий фактор, способствующий формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности» [2,3]. Экологическая культура, по мнению В.Э. Тамарина, является «суммой нравственных отношений к окружающей природной среде». В работах С.Н. Глазачева, А.Н. Захлебного, И.Т.

Суравегиной экологическая культура рассматривается как «самое ценное свойство личности, формирующее мировоззрение, менталитет, нравственность». Также, экологическая культура «является одним из способов саморазвития личности, развития человеческого в человеке» [2], «способствует формированию экологической морали и экологической этики» [4] и представляет собой «не только совокупность знаний, умений и навыков, но и определенных качеств личности, перерастающих во внутренние убеждения» [5,6,7]. Таким образом, несмотря на различную трактовку понятия «экологическая культура» у разных ученых, главным во всех определениях остается одно - в основе экологической культуры лежит ответственное отношение к природе [6].

В связи с этим, экологическую культуру можно считать критерием общей профессиональной культуры и экологической компетентности специалиста [8]. Вопросы развития экологической компетентности, экологических знаний и умений студентов высших учебных заведений отражены в работах Е.Л. Базарова, Е.Б. Плохотнюк, Г.В. Сороковых, Г.М. Суворовой и других

Drozdova Irina Leonidovna FORMATION OF ECOLOGICAL ..

[9]. Проблемам формирования экологического мышления у студентов вузов посвящены работы С.Н. Глазачева, В.И. Вернадского, С.В. Клубова, О.В. Овсянниковой, Л.Л. Прозорова [10]. Однако, очевидным является тот факт, что сами по себе экологические знания не гарантируют наличия экологической культуры [11].

Следует отметить, что вопросы экологической культуры в России закреплены законодательно - статья 71 главы XIII Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» посвящена «Основам формирования экологической культуры» и «устанавливает систему всеобщего и комплексного экологического образования, включающую ... в т.ч. высшее профессиональное образование, а также распространение экологических знаний» [12], В свою очередь, экологическая культура и экологическая компетентность достигается посредствам экологического образования [13], которое является одним из приоритетных направлений современной педагогической науки [3], характеризуется интегративностью и использованием всех циклов учебных дисциплин [14]. Об универсальной значимости экологического образования говорилось еще в 70-80 годах ХХ века, когда впервые было определено понятие «экологического образования» как «непрерывного процесса обучения, воспитания и развития личности, направленного на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающего ответственное отношение к окружающей социально-природной среде» [6]. В современной системе высшего образования экологическое образование призвано решать задачи становления эколого-информационного общества и раскрывать основные аспекты взаимодействия человека, общества и природы [15]. Основная цель экологического образования студентов - формирование эколого-ориентированной личности, с необходимыми знаниями, навыками и ценностными установками [15], развитие знаний о природе, формирование понимания окружающей среды как сложной системы, а также взаимодействия природных, антропогенных и социальных факторов [5,16].

Экологическому образованию отводится важная роль в подготовке специалистов с высшим образованием, в т.ч. и с фармацевтическим, что, в свою очередь, связано с существенным изменением требований к качеству и процессу подготовки провизоров в современных условиях [17]. Экологическое образование включает в себя изучение большого количества учебных дисциплин [1823]. Программа целого ряда дисциплин предоставляет широкие возможности для экологического воспитания студентов, формирования ответственного отношения к природе, понимания научных основ рационального использования ее богатств, ориентирует на приобщение их к практической деятельности по охране окружающей среды [24].

К одной из таких дисциплин в системе подготовки провизора, безусловно, относится ботаника. Ботаника входит в базовую часть учебного плана по специальности 33.05.01 «Фармация» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) [25]. У студентов фармацевтического факультета данная дисциплина преподается на 1 и 2 курсах (2 и 3 семестр соответственно). Объем дисциплины - 7 зачетных единиц. Промежуточный контроль проводится в виде экзамена. Также по окончании 1 курса студенты проходят «Учебную практику по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности - полевую практику по ботанике» [26]. Промежуточный контроль проводится в виде аттестации с выставлением оценки.

Дисциплина ботаника является предшествующей для ряда дисциплин старших курсов (биохимия, микробиология, основы экологии и охраны природы, токсиколо-

гическая химия), а также отражает межпредметные связи ботаники с профильными дисциплинами, такими как фармакогнозия, фармацевтическая технология, фармакология и другими. В рабочей программе дисциплины ботаника выделены следующие разделы: морфология, систематика, ботаническая география, цитология, гистология, анатомия. Образовательный процесс включает в себя различные формы и методы, как традиционные, так и инновационные (мультимедийные лекции, лабораторные занятия, учебно-исследовательскую работу (УИРС), научно-исследовательскую работу (НИРС), конференции, самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу), текущий и промежуточный контроль знаний студентов. Экологическая направленность является составной частью всех занятий по ботанике, цель которых - не только формирование необходимых компетенций, но и экологического воспитания и экологической культуры студентов.

Овладение необходимыми знаниями и формирование экологической культуры происходит на протяжении всего учебного процесса по ботанике: на текущих лабораторных занятиях, на занятиях студенческого научного кружка СНО кафедры, при прохождении учебной практики, при работе в ботаническом саду КГМУ.

Лабораторные занятия проходят в аудитории кафедры фармакогнозии и ботаники, которая тематически оформлена: имеет «зимний сад» с декоративными и лекарственными (лимон, алоэ, каланхоэ, олеандр) видами, тематические стенды, коллекции муляжей (грибов, плодов, цветков), портреты выдающихся ученых.

При изучении тем первого раздела «Морфология» студенты знакомятся с вегетативными и генеративными органами растений, влиянием различных экологических факторов на их многообразие и приспособлением к условиям среды обитания.

Раздел «Систематика» очень обширный, включает в себя темы, связанные с изучением систематических групп организмов, относящимся к различным Царствам: Протоктисты, Грибы, Растения. Раскрывается приспособленность представителей данных Царств к среде обитания (водной, водно-наземной, наземно-воздушной) к определенным природным условиям. Рассматривается многообразие растительного мира, влияние антропогенных факторов на растения и среду их обитания.

При изучении различных отделов водорослей у студентов формируется понятие «среда обитания», особое внимание обращается на многообразие отделов водорослей (эвгленовые, красные, бурые, диатомовые, зеленые и др.), а также роль водорослей в природе, жизни человека и медицине (виды ламинарии, анфельция и др.). Кроме того, рассматриваются вопросы загрязнения водоемов и влияние на жизнедеятельность водорослей, а также роль водорослей в очистке сточных вод промышленных предприятий.

При изучении представителей Царства Грибы рассматриваются представители различных отделов: зи-гомицетов, аскомицетов, базидиомицетов, дейтероми-цетов и лишайников, а также место этих организмов в природе. Особое внимание уделяется представителям грибов, которые имеют важное медицинское значение (например, пеницилл, дрожжи, спорынья, чага - березовый гриб и др.), рассматриваются вопросы заготовки лекарственного сырья некоторых представителей (например, чаги) с обязательным соблюдением природоохранных мероприятий. Занятие по данным темам проходит традиционно в виде конференции, где каждый студент готовит реферат (с обобщением литературных данных), доклад и презентацию по своей теме.

Изучение Царства Растения начинается с представителей отделов моховидные, плауновидные, хвощевидные и папоротниковидные. Рассматриваются особенности их строения, распространения, роль и место в природных сообществах. Особое внимание обращается на значение в медицинской практике (таких представи-

телей как сфагнум, плаун булавовидный, хвощ полевой, папоротник мужской). При изучении отдела голосеменные рассматриваются особенности вымерших и ныне существующих представителей, студенты знакомятся с многообразием этих растений. Для профилизации образования особое внимание уделяется представителям класса гнетовые (эфедра хвощевая) как источнику эфедрина, а также класса хвойные (ель, сосна, пихта и др.) как сырьевым источникам камфары, фитонцидов и эфирных масел. Обращается внимание на необходимость рационального использования и воспроизводства лесных ресурсов, профилактики лесных пожаров, вопросы охраны хвойных растений.

Наибольшее количество тем посвящено изучению различных семейств отдела покрытосеменных растений как самой многочисленной и совершенной в эволюционном плане группе высших растений. Студенты знакомятся с многообразием дикорастущих, культивируемых видов цветковых растений, принадлежащих к классам однодольных и двудольных; обращается внимание студентов на необходимость сохранения этого многообразия. Повышению эффективности экологического образования в этих темах способствуют использование краеведческого подхода, а также усиление внимания к экологической характеристике изучаемых видов растений [24]. Все лабораторные работы по данным темам построены по схеме УИРС: составление морфологического описания и определение видов по определителям на основании диагностических признаков семейств. Кроме этого, студенты должны охарактеризовать экологическую характеристику описываемого растения, а именно: местообитание вида, его связи с факторами живой и неживой природы, указать роль в природе и в медицине. Для каждого занятия выделяется несколько семейств, по которым подготовлен тематический гербарий, имеется спиртовой фиксированный материал вегетативных и репродуктивных органов растений. Т.к. занятия проводятся в весеннем семестре, то практически на всех занятиях используются дополнительно живые растения местной флоры - представители изучаемых семейств. Студенты должны владеть русскими и латинскими названиями растений гербарных образцов по обязательному списку, знать диагностические признаки семейств и уметь выделять среди растений лекарственные (дикорастущие и культивируемые), пищевые, декоративные виды, а также редкие и нуждающиеся в охране. Кроме того, раскрывая многообразие покрытосеменных растений, студенты знакомятся с декоративными видами, т.е. с красотой и эстетической ценностью растений.

Раздел «Ботаническая география» освящается в лекционном курсе и самостоятельной работе, аудиторных лабораторных занятий не предусмотрено, но данный материал подробно отражен при проведении учебной полевой практики по ботанике. Цель данного раздела ботаники - познакомить студентов с характеристикой ботанической географии и значением ее основных разделов: флористической географии, экологии растений, геоботаники (фитоценологией и географией растительности) в будущей профессиональной деятельности провизора. При этом студенты изучают учение об ареалах (фитохо-рологию), учение о флорах, главнейшие элементы флоры России, экологию растений (взаимодействие растений с окружающей средой), фитоценозы (растительные сообщества), разделы геоботаники: фитоценологию и географию растительности. Подробно рассматриваются растения эндемики, космополиты, реликты. Особое внимание уделяется вопросам охраны растительного мира в современных условиях. Рассматривается система государственных природоохранительных мер, природоохранные территории, их роль в сохранении видового состава (в т.ч. природоохранные территории в Курской области).

Разделы осеннего семестра «Цитология», «Гистология» и «Анатомия» посвящены изучению внутреннего

строения растений. При изучении тем раздела «Цитология» студенты знакомятся с клеткой - элементарной живой системой, рассматривают основу строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития живых организмов. «Гистология» и «Анатомия» - разделы ботаники, изучающие растительные ткани и особенности их расположения в органах растений. Отдельное внимание уделяется вопросам многообразия анатомических структур в зависимости от влияния различных экологических факторов на растения (солнечный свет, влажность и др.).

Студенческий научный кружок традиционно проводит работу в течение всего учебного года. Заседания кружка носят как теоретический, так и практический характер. В рамках СНО ежегодно проводится предметная олимпиада по ботанике. Именно на занятиях СНО студенты знакомятся с основами научно-исследовательской работы. Выполнение НИРС и УИРС помогает студентам приобрести соответствующие навыки и умения применительно к избранной ими специальности. Студенты знакомятся с основными направлениями научных исследований сотрудников кафедры и сами имеют возможность участвовать в выполнении фрагментов этих исследований. Кафедра работает по комплексной теме: «Изучение лекарственных растений Центральной России и проведение экологического мониторинга за состоянием среды в регионе». Основные направления НИР: изучение биологических особенностей и макро- и микродиагностических признаков лекарственных растений, ресурсоведческие исследования по изучению распространения и определению запасов лекарственных растений областей Центрального Черноземья. Особое внимание уделяется экологическим проблемам региона (на территории которого расположена Курская АЭС, Михайловский ГОК и др.), влиянию различных факторов на качество лекарственного сырья, проводится экологический мониторинг растительности. Ежегодно студенты готовят доклады на основе информационно-аналитических исследований по растениям Красной книги Курской области [27], основная цель которой состоит «в выявлении и учете видов, которые могут исчезнуть, и для сохранения которых нужны специальные меры защиты» [28]. Многие студенты, занимающиеся в СНО, выполняют работы экспериментального характера, которые затем представляются в виде курсовых работ. Результаты исследовательской работы студентов заслушиваются на заседаниях кружка СНО, ежегодных научных студенческих конференциях, публикуются в местной и центральной печати. Многолетние научные исследования завершаются дипломными работами. Полученные результаты, как правило, имеют практическую значимость и вносят определенный вклад в решение ряда проблем региона, связанных с обеспечением лекарственным растительным сырьем и оздоровлением его экологической обстановки.

«Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности - полевая практика по ботанике» проходит на 1 курсе и направлена, прежде всего, на закрепление знаний, полученных на аудиторных занятиях. Практика выполняет не только образовательные, но и воспитательные задачи [26,29,30]. Благодаря экологическому образованию и самообразованию, в ходе практики «вырабатываются убеждения, которые ведут к развитию сознательного, ответственного отношения к природе, являющегося основой экологической компетентности» [31]. Практика включает в себя экскурсии в природу, работу в условиях лаборатории кафедры и самостоятельную работу. На производственном собрании в первый день практики студенты знакомятся с правилами поведения на экскурсиях, заготовки растений для гербаризации с обязательным соблюдением мер охраны окружающей среды. Основу практики занимают темати-

Drozdova Irina Leonidovna FORMATION OF ECOLOGICAL ..

ческие экскурсии, исключительная важность которых в целостном образовательном и воспитательном процессе в свое время подчеркивалась профессором ботаники В.В. Половцевым, который отмечал, что «...экскурсии, безусловно, необходимы как один из богатейших источников предметных представлений, связанных с эмоциональными переживаниями, а потому сильных, ярких и неизгладимых» [6]. Формированию экологической культуры способствует «органичное включение элементов краеведческого материала» в программу практики [6], поэтому мы в полной мере используем краеведческие возможности нашего региона. Во время практики предусмотрены тематические экскурсии «Растительность водоема», «Растительность луга», «Растительность леса», «Рудеральная (сорная и придорожная) растительность», «Ботанический сад КГМУ», а также экскурсии в Курский областной краеведческий музей «Растительный мир Курской области» и в Курский областной эколого-био-логический центр. Во время данных экскурсий студенты знакомятся с флористическим составом прибрежной, водной, лесной и луговой растительности, с морфологическими особенностями растений, обитающих в различных экологических условиях, а также собирают материал для последующего изучения в лаборатории, описывают типичные растительные сообщества Курской области -лесное и луговое (в т.ч. с экологическими особенностями видов, входящих в данные фитоценозы). Тематическая экскурсия в Курский областной краеведческий музей посвящена растительности лесостепи, многообразию ее представителей (в т.ч. реликтовым, лекарственным видам), а также Центрально-Черноземному государственному природному биосферному заповеднику имени профессора В.В. Алехина («Стрелецкая степь») [32]. Студентов знакомят с заповедником как с особо охраняемой природной территорией, на которой произрастает многообразие растений и грибов, с явлением «Курская ботаническая аномалия». в т.ч. с реликтовыми растениями Курской области (волчеягодником боровым, про-ломником Козо-Полянского и др.), с самым маленьким цветковым растением на Земле - вольфией бескорневой, с единственным хищным растением нашей области - росянкой и многими другими. При этом особое внимание уделяется редким и исчезающим видам, занесенным в Красную книгу Курской области, и вопросам их охраны [32]. Экскурсия в Курский областной эколого-биологи-ческий центр знакомит студентов с многообразием растений тропической и субтропической флоры, выращиваемых в условиях оранжереи г. Курска, в т.ч. лекарственных (гранат, лавр, инжир, пассифлора), хозяйственных и пищевых (бамбук, хурма и др.). При проведении всех экскурсий особое внимание уделяется официнальным растениям, входящим в Государственную фармакопею Российской Федерации [33] и служащим сырьем для получения лекарственных препаратов. Во время заготовки растений для изготовления гербария обращается внимание студентов на необходимость соблюдения правила сбора растений для гербаризации с учетом рационального природопользования.

В учебном процессе многих образовательных учреждений активно используются экологические участки [20], которые помогают успешно реализовывать задачи экологического воспитания студентов. Так, в КГМУ эти задачи выполняет Ботанический сад, который играет особую роль в формировании экологических знаний и экологической культуры в целом. Здесь представлены не только виды средней полосы России, но и флоры Кавказа и Закавказья, Крыма, Средней Азии, Сибири, Алтая и Дальнего Востока. Студенты имеют возможность наблюдать и изучать сезонные изменения в природе представителей разных семейств и групп растений. Отдельно выделен фармакопейный участок, на котором возделываются официнальные лекарственные растения, изучаемые в курсе фармакогнозии. В ботаническом саду студенты не только знакомятся с культивируемыми рас-

тениями (всего более 100 видов с разными жизненными формами - травянистыми, кустарниковыми, древесными), но и принимают непосредственное участие в их интродукции и сохранении многообразия.

Таким образом, на протяжении всего учебного процесса по ботанике реализуется экологический подход, поэтому каждый раздел дисциплины и практики способствует не только освоению необходимых компетенций, но и развитию ответственного отношения к природе. Опыт организации учебного процесса по ботанике показал, что такой формат позволяет успешно формировать экологическую культуру выпускников. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Руденко И.В., Наумавичюте К.А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22). С. 273-275.

2. Асафова Е.В. Педагогическая ориентация университетского образования на саморазвитие экологической культуры студентов // Образование и саморазвитие. 2009. № 5(15). С. 3-8.

3. Казаручик Г.Н. Развитие экологической культуры студентов в системе профессиональной подготовки //Инновационные образовательные технологии. 2012. № 2 (30). С. 35-39.

4. Анашкина Е. Н. Роль массовых природоохранных мероприятий в экологическом образовании студентов педагогического вуза // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 4. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 189-192.

5. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.

6. Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. 232 с.

7. Переверзева О.В., Пчельников М.В. Воспитание экологического сознания в системе высшего образования в условиях бакалавриата и магистратуры //Крымский научный вестник. 2015. №5. С. 18-25.

8. Петухова И.В. Экологическая компетентность как составляющая мировоззрения будущего специалиста //Лестной вестник. 2013. №5. С. 178-181.

9. Лапина О.А., Ильясова И.С., Чехова М.А. Социально-педагогические аспекты развития экологической компетентности студентов вуза // Вестник Брянского государственного университета. 2017. №1 (31). С. 345-348.

10. Кугушева Т.В. Педагогические условия формирования экологического мышления у студентов вузов в контексте экологического образования // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4 (29). С. 52-54.

11. Ниязова А.А. Формирование экологической культуры студента как составляющая профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2012. №9. С. 630-634.

12. Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823

13. Левина С.В., Лисачкина В.Н., Павловский В.А. Теория и методика экологического образования: поиск новых подходов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 327-330.

14. Мельникова О.Ю. Педагогические условия формирования системы экологического образования и воспитания студентов непрофильного вуза // Омский научный вестник. 2012. № 5 (112). С. 185-189.

15. Рябкова Г.В. Развитие российского экологического образования студентов технических вузов (вторая половина XX — начало XXI вв.) // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 22. С. 353-357.

16. Розенберг А.Г., Кудинова Г.Э. Обзор моделей экологического образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16). С. 176-180.

17. Воронина Э.В., Новикова В.В., Дубровина С.С., Баландина А.В. Формирование профессиональных компетенций провизоров при выполнении самостоятельной работы студентами по дисциплине «Основы экологии и охраны природы»//Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3. С. 106-110.

18. Соловьева В.В. Роль учебной практики по ботанике в экологическом образовании бакалавров // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 406-409.

19. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов // Карельский научный журнал. 2014. № 3 (8). С. 26-29.

20. Оказова З.П., Байбатырова Э.Р. Экологический участок как элемент биологического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 137-140.

21. Гордеева Д.С. Сетевое взаимодействие в области эколого-эко-номического образования //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 99-102.

22. Оказова З.П. Пути оптимизации процесса обучения экологии //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 274-276.

23. Иванова Т.Н., Иванов М.Н. Теоретические подходы к изучению экологической культуры в современной социологии //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 129-133.

24. Цагараева Е.Ф. О формировании экологических знаний при изучении зоологии // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. №

3(24). С. 320-322.

25. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 (уровень специали-тета). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016г. № 1037[Электронныйресурс] // http://fgosvo.ru/330501

26. Дроздова И.Л. Роль учебной полевой практики по ботанике в современной системе подготовки провизоров // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. №2 (23). С. 13-16.

27.27. Красная книга Курской области. Том 2. Редкие и исчезающие виды растений и грибов / Отв. ред. Н.И. Золотухин / Составители: Золотухин Н.И., Золотухина И.Б., Игнатов М.С., Полуянов А.В., Попова Н.Н., Прудников Н.А., СошнинаВ.П., Филатова Т.Д. Тула, 2002. 165 с.

28. Асташина Н.И., Камерилова Г.С. Научно-исследовательская экологическая деятельность в свете современных требований университетского образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1(18). С. 107-110.

29. Соловьева В.В. Роль учебной практики по ботанике в экологическом образовании бакалавров //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С.406-409.

30. Дроздова И.Л., Зубкова И.В., Гордиенко Л.А. Экологическое образование на фармацевтическом факультете Курского государственного медицинского университета // Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии. 2014. №5. С. 61-63.

31. Ахметова М.Х., Магсумов Т.А. Формирование экологической компетентности учащейся молодежи в социально-активной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23). С. 196-200.

32. Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина / Минприроды России, Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. проф. В.В. Алехина; [под общей ред. А.А. Власова, О.В. Рыжкова, Н.И. Золотухина]. Курск: Мечта, 2016. 320 с.

33. Государственная фармакопея Российской Федерации XIII издания. М.: МЗ РФ, 2016. [Электронный ресурс]// http://pharmacopoeia. ru/gosudarstvennaya-farmakopeya-xiii-online-gf-13-online

Статья поступила в редакцию 23.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.