Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО и Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития'

Формирование экологической культуры обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО и Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4676
499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ / STUDENTS’ECOLOGICAL CULTURE / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / EXTRACURRICULAR ENVIRONMENTAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильченко Анастасия Игоревна

В статье представлены основные направления развития организации экологического воспитания в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности экологической направленности в основной школе, позволяющей существенно дополнить и восполнить недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности. Рассмотрен разработанный образовательный модуль программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО и Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильченко Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION

The paper outlines the main lines of environmental education organization development under the requirements of the Federal State Educational Standard of General Education being introduced. Much attention is paid to extracurricular environmental activities in secondary school which can significantly complement and fill the missing environmental component of classwork. The reviewed educational module of the extracurricular activitiesprogram was elaboratedaccording to the requirements of the Federal State Educational Standard and the Conception of general environmental education for sustainable development.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО и Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития»

УДК 371.214.11

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО И КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

А. И. Васильченко

FORMATION ОF STUDENTS’ ECOLOGICAL CULTURE UNDER THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION AND THE CONCEPTION OF GENERAL ENVIRONMENTAL EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

A. I. Vasilchenko

В статье представлены основные направления развития организации экологического воспитания в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности экологической направленности в основной школе, позволяющей существенно дополнить и восполнить недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности. Рассмотрен разработанный образовательный модуль программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО и Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития.

The paper outlines the main lines of environmental education organization development under the requirements of the Federal State Educational Standard of General Education being introduced. Much attention is paid to extracurricular environmental activities in secondary school which can significantly complement and fill the missing environmental component of classwork. The reviewed educational module of the extracurricular activitiesprogram was elaboratedac-cording to the requirements of the Federal State Educational Standard and the Conception of general environmental education for sustainable development.

Ключевые слова: образование в интересах устойчивого развития, внеурочная деятельность экологической направленности, экологическая культура обучающихся.

Keywords: education for sustainable development, extracurricular environmental activities, students’ecological culture.

Одним из главных направлений модернизации российской образовательной системы, выделенных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является переход на новые образовательные стандарты [6]. Учитывая интеграционные процессы в образовании и основные положения Концепции устойчивого развития цивилизации в области образования, развитие и обновление форм организации экологического образования и воспитания становятся одной из ключевых задач реформирования системы общего образования.

Образование в интересах устойчивого развития формируется в качестве обширной и всеобъёмлющей парадигмы, охватывающей связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы. В настоящее время ощущается настоятельная потребность трансформации традиционного экологического образования в направлении становления образования для устойчивого развития, учитывая обновление системы общего образования в соответствии с требованиями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и стандартов второго поколения [4].

В настоящее время задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, форм и технологий обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов. В ФГОС ООО отражены направления формирования экологического мышления и социального проектирования, соответствующие системно-деятельностному подходу, и определен переход от традиционного обучения (трансляции экологических знаний) к экологически

ориентированной модели (формированию экомышления у обучающихся и навыков экоориентированной деятельности, а также здорового и безопасного образа жизни), в основе которой лежат междисциплинарные знания, базирующиеся на реализации комплексного подхода к развитию общества, экономики и окружающей среды [6].

В рамках ФГОС ООО основная образовательная программа реализуется образовательными учрежде-ниямии через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся (кроме урочной), направленных на их воспитание (формирование общей культуры) и социализацию (духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное, интеллектуальное развитие), а также саморазвитие и самосовершенствование [1; 3].

Экологическое направление позволяет разработать целый комплекс интегрированных курсов общего и регионального значения, объединяя при этом естественно-научные и общественно-научные предметные области (предметы) [2]. Для эффективной и качественной организации образовательного процесса программы внеурочной деятельности экологической направленности составляются на основе изучения общих вопросов устойчивого развития, способствующих формированию экологической грамотности, и региональных вопросов динамики экологической, географической и социально-экономической среды, способствующих развитию экологической компетенции и экологической культуры обучающихся. Фактически, внеурочная деятельность позволяет обеспечить воз-

можность свободного выбора элективных курсов в условиях предпрофильной подготовки, способствующей осознанному выбору дальнейшего направления профессионального обучения.

Организация внеурочной деятельности экологической направленности существенно дополняет и восполняет недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности. Важным аспектом реализации внеурочной деятельности экологической направленности, в направлении «образования для устойчивого развития», является его технологическая реализация. В ФГОС ООО сформулирован основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний об экологических проблемах к практико-ориенти-рованному образовательному процессу, направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде.

Главной задачей исследования по организации внеурочной деятельности экологической направленности является разработка комплекса образовательных программ внеурочной деятельности «МЫ в эко-мире - ЭКОмир вокруг нас» для обучающихся 5 - 9-х классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учитывая требования ФГОС ООО к организации внеурочной деятельности, взаимообусловленность и интеграцию содержания экологического образования в инвариантном и вариативном компонентах, образовательный модуль программы «МЫ в экомире - ЭКО-мир вокруг нас» для обучающихся 5-х классов разработан в соответствии с примерной образовательной программой по предметной области «Естествознание».

Цель образовательного модуля для обучающихся 5-х классов программы внеурочной деятельности экологической направленности «МЫ в экомире - ЭКО-мир вокруг нас»: формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления, способствующих становлению нравственно-экологической позиции и экологической компетентности личности обучающегося.

Задачи образовательного модуля для обучающихся 5-х классов программы внеурочной деятельности экологической направленности «МЫ в экомире - ЭКО-мир вокруг нас»: развить и дополнить получаемые экологические знания, умения, навыки; воспитать ответственное отношение к природе и способствовать взаимодействию обучающихся с объектами социо-природной среды; расширить знания обучающихся примерами позитивного взаимодействия в системе «человек - природа - общество»; способствовать решению экологических проблем локального значения посредством практико-ориентированной деятельности по охране окружающей среды.

Образовательный модуль программы внеурочной деятельности экологической направленности для обучающихся 5-х классов «МЫ в экомире - ЭКОмир вокруг нас» рассчитан на 36 часов. Основное содержание образовательного модуля включает 4 тематических блока: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

При организации образовательного процесса большое внимание уделяется проведению опытов, практи-

ческих работ и лабораторных практикумов, соответствующих изучаемому разделу. Отдельный семинар в каждом блоке посвящен проблемам регионального значения и изучению природных богатств Кемеровской области. После завершения изучения каждого из блоков проводятся тематические акции, а также выделяется время на организацию и проведение индивидуальных и коллективных исследований обучающихся. Итоговой формой контроля полученных знаний и умений выступает олимпиада «Зеленая планета» и конференция исследовательских и проектных работ обучающихся «МЫ в экомире - ЭКОмир вокруг нас».

Представленный образовательный модуль направлен на формирование: мотивации, готовности и потребности к повышению своей экологической грамотности; коллективного и индивидуального опыта решения экологических задач и проблем локального, регионального и глобального масштабов; опыта взаимодействия с окружающей средой и применения знаний в социоприродной среде; потребности самовыражения в творческой и исследовательской деятельности.

В ходе реализации программы «МЫ в экомире -ЭКОмир вокруг нас» используются следующие методы: объяснительно-иллюстративное обучение; интерактивное обучение; проектное обучение. Программа предполагает следующие формы работы с обучающимися: обучающие семинары и практические работы; игры, викторины, конкурсы, олимпиады; экскурсии, экологические акции и праздники; выставка творческих работ и обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками. Используемые формы обеспечивают достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Экологическая культура рассматривается как неотъемлемая часть общей культуры, определяющая возможность благополучного развития человека, общества и государства. Диагностика уровня и состояния развития экологической культуры обучающихся является обязательным компонентом экологического образования. Для проведения психолого-педагогиче-ской диагностики в 5 классе типа доминирующих установок обучающихся в отношении окружающей среды использована вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП», разработанная В. А. Ясвиным и С. Д. Дерябо [7]. Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг) рассматривался как ведущий у данной личности. Ведущий критерий развития экологической культуры обучающегося представляют экологические знания и навыки. Ведущие показатели сформированности экологической культуры: эстетическая установка - природа как объект красоты; когнитивная установка - природа как объект изучения; эстетическая установка - природа как объект охраны; прагматическая установка - природа как объект пользы.

Общая динамика показателей по типу установки личности и форме восприятия природы показала, что ведущей установкой в диагностируемых группах является когнитивная установка (1 гр. - 35,3 %; 2 гр. -

32,3 %), т. е. обучающиеся воспринимают природу как объект изучения. Тем не менее, в двух диагностируемых группах наблюдается положительная динамика в эстетической установке (1 гр. - 16,2 %; 2 гр. -21,5 %). Также определено, что прагматическая установка в контрольных группах выше, чем в диагностируемых, т. е. в контрольных группах природа выступает объектом пользы для человека в большей степени. Этическая установка в диагностируемых группах 2011/2012, 2012/2013 и контрольной группе 1 одинакова, что показывает необходимость в формировании мотивации к охране окружающей среды в рамках практических занятий. Эстетическая установка, т. е. способность воспринимать природу как объект красоты, показала положительный результат (22,1 %) только в диагностируемой группе 2011/2012.

Отличительной особенностью образовательного модуля программы внеурочной деятельности экологической направленности для обучающихся 5-х классов «МЫ в экомире - ЭКОмир вокруг нас» является то, что при определении содержания программы были

учтены основные требованиями ФГОС ООО и компоненты экологического образования: познавательный, нормативный, ценностный, эмоционально-эстетический, деятельностный, креативный.

Программа внеурочной деятельности на ступени основного общего образования направлена на формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления обучающихся, творческого применения экосистемной познавательной модели и ценностных ориентаций на устойчивое развитие, определяющих экологическую культуру личности обучающегося.

Экологическое образование имеет универсальный и междисциплинарный характер. Именно поэтому оно имеет возможность и должно войти в содержание всех форм общего образования, в том числе реализоваться посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступающей одним из главных направлений в образовательном процессе современной школы в условиях введения ФГОС.

Литература

1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.

2. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований феде-

рального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учебно-методическое пособие в 3 ч. - Ч. I / Н. Э. Касаткина [и др.]; под общей ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. - Кемерово,

2011. - 91 с.

3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А. М. Кондаков [и др.]; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с.

4. Марфенин, Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2006. -№ 2. - С. 16 - 29.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // М-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

6. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.

Информация об авторе:

Васильченко Анастасия Игоревна - студентка 3 курса биологического факультета направления «Экология и природопользование» КемГУ, 8 903 071 32 05, vasilchenko_1992@mail.ru.

Anastasia I. Vasilchenko - 3rd-year student at the Biological Faculty (“Ecology and Environmental Management” Bachelor’s Degree Programme), Kemerovo State University.

Научный руководитель:

Игонина Татьяна Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики КемГУ

Tatiana B. Igonina - research advisor, Candidate of Pedagogics, Assistant Professorat the Inter-University Department of General and High School Pedagogics, Kemerovo State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.