Научная статья на тему 'Формирование экологической компетентности студентов'

Формирование экологической компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
837
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОРАЗНООБРАЗИЕ / BIODIVERSITY / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ECOLOGICAL COMPETENCE / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ECOLOGICAL COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Светлана Асановна, Макарова Ольга Александровна

Определяется важность сохранения природных экосистем в условиях современного экологического кризиса. Дан анализ проблемы развития понятий «экологической компетенции» и «экологической компетентности». Рассматриваются структурные компоненты экологической компетентности, условия ее формирования на основе деятельностного подхода. Практически изучена доминантность субъективного отношения к природе у студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of Students’ Ecological Competence

The author stresses the importance of natural ecosystems preservation under the conditions of the present-day environmental crisis, suggests the development analysis of the ecological competence notion, conditions of its forming on the basis of activity approach. The students’ dominance of subjective approach to nature has been practically studied.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической компетентности студентов»

УДК 371.3:574:378

С. А. Мухина, О. А. Макарова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Формирование экологической компетентности студентов

Определяется важность сохранения природных экосистем в условиях современного экологического кризиса. Дан анализ проблемы развития понятий «экологической компетенции» и «экологической компетентности». Рассматриваются структурные компоненты экологической компетентности, условия ее формирования на основе деятельностного подхода. Практически изучена доминантность субъективного отношения к природе у студентов вуза.

Ключевые слова: биоразнообразие, экологическая компетенция, экологическая компетентность.

Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2012 № 1157 [2] 2013 год в Российской Федерации был объявлен Годом охраны окружающей среды. Основная цель указа — привлечение внимания к охране окружающей среды широких кругов населения, общественных, научных, иных организаций, бизнес-сообщества и консолидация усилий в решении природоохранных проблем. Актуальность изменения отношения человека и природы четко прослеживается и в докладе международной программы «Оценка экосистем (ОЭ) на пороге тысячелетия»: «За последние 50 лет люди изменяли экосистемы быстрее и сильнее, чем в любой другой период истории цивилизации. При этом движущие факторы, которые приводят к потере биоразнообразия и изменениям в экосистемных услугах, либо являются постоянными, либо не теряют своей силы с течением времени, либо даже усиливаются [4; 8].

• В течение последнего столетия уровень бла -госостояния многих людей повысился благодаря превращению природных экосистем в полностью трансформированные человеком и эксплуатации биоразнообразия. Вместе с тем это повышение было достигнуто дорогой ценой — за счет существенных потерь биоразнообразия, деградации многих экосистемных услуг и роста нищеты среди других групп людей.

• Самыми важными прямыми факторами потери биоразнообразия и изменений в экосистемных услугах являются изменение среды обитания (включая изменение землепользования, физическое изменение русла рек и забор из них воды, деградацию коралловых рифов и повреждение морского дна траулерами), изменение климата, интродукция инвазийных видов, чрезмерная эксплуатация и загрязнение».

На IV Всероссийском съезде по охране окружающей среды, организованном Министерством природных ресурсов и экологии 2-4 декабря 2013 года, Сергей Донской — министр природных ресурсов и экологии РФ также констатировал, что существенных изменений, касающихся вопросов охраны окружающей среды, в стране за последние 10 лет не произошло. Примеров тому множество, одним из них является то, что люди, живущие в городах, дышат грязным воздухом. Не лучшим образом обстоят дела и с водными ресурсами. Наиболее острой проблемой, по мнению министра, являются отходы. Если решением проблем с освобождением страны от отходов не заняться сегодня, экологическое будущее России будет плачевным.

57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила десятилетие 2005-2014 гг. Декадой образования в интересах устойчивого развития. В решении Парламентских слушаний Государственной Думы Российской Федерации «Об участии Российской Федерации в реализации Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития» отмечается, что в России сложились благоприятные предпосылки для развития указанного нового направления образования, которые основаны на существующих научных школах в области экологического образования [9].

Вместе с тем, ряд проблем экологического образования в настоящее время продолжают оставаться актуальными. Одна из них — формирование навыков, отношений, ценностей, мотивации к личному участию в решении экологических проблем с целью улучшения качества окружающей среды. В основных документах, определяющих модернизацию общего среднего образования

186

Психолого-педагогические науки

и ФГОС, поставлена задача, которая должна быть сформулирована и решена в рамках компетент-ностного подхода, предполагающего ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.

Экологическую компетентность Д. С. Ермаков определяет как осмысленную способность, потенциал и опыт личности в осуществлении сложных экологосообразных видов действий, а экологическую компетенцию, как соответствующее нормативное требование к содержанию данной способности, потенциала, опыта [6].

По мнению А. Н. Захлебного, экологическая компетенция предусматривает умение проектировать и организовывать свою учебную деятельность с учетом следующих факторов: пространственно-предметные и временные условия; отношения между объектами образования; требования Государственного стандарта и учебной парадигмы; индивидуальные ресурсы обучаемого; учебные нагрузки и их влияние на здоровье и экологическую безопасность. Экологическая компетенция — результат экологического образования [7].

В. А. Алексеев [1] считает, что экологическая компетентность — это интегративное качество личности, определяющее ее способность действовать в системе «человек - общество - природа» в соответствие с усвоенными экологическими знаниями, умениями, навыками, убеждениями, мотивами, ценностными представлениями, экологически значимыми качествами и практическим опытом экологической деятельности. Компетентность характеризуется способностью решать разного уровня проблемы и задачи, возникающие в жизненных ситуациях, на основе сформированных ценностей и мотивов, знаний, учебного и жизненного опыта, индивидуальных особенностей, наклонностей, потребностей.

Д. С. Ермаков выделяет структурные компоненты экологической компетентности: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностно-практический.

Для определения места экологической компетенции в системе образовательных компетенций можно определить наличие разных подходов к классификации. Д. Равен считает, что в перечне компетенций экологическая компетенция отсутствует, наиболее близки по содержанию — склонность к размышлениям о будущем; исследование окружающей среды для выявления ее

возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих); способность принимать решения; персональная ответственность [10]. На симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий перечень ключевых компетенций [2]. 1. Изучать — уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их. 2. Искать — запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта. 3. Думать — организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение. 4. Сотрудничать — уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения — улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять проекты.

5. Приниматься за дело — включаться в проект; нести ответственность; входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; доказывать солидарность; уметь организовывать свою работу.

6. Адаптироваться — уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений.

В качестве второго аспекта применения ком-петентностного подхода следует отметить лич-ностно-деятельностный аспект, когда набор компетенций опирается не только на структурированный социальный опыт и опыт личности, но также на основные виды деятельности обучающихся, позволяющие овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе [3].

В технологии формирования экологической компетентности можно выделить пять основных компонентов: целевой, содержательный, процессуальный, организационный, диагностический.

Генеральная цель формирования экологической компетентности должна быть определена как создание педагогических условий для становления экологичной личности — носителя экологического сознания экоцентрического типа, экологических ценностей и смыслов экологической деятельности, экологического мышления, экологической культуры, иначе — для становления человека, способного и готового выступать в ка -честве целостного, совместного субъекта саморазвития системы «человек — природа», реализующего в своем становлении как общеприродные

принципы развития, так и природу бытия человека [5].

В личностно ориентированной субъект-субъектной педагогической парадигме данная генеральная цель конкретизируется во взаимосвязанных, согласованных целях субъектов образовательного процесса, которые можно определить следующим образом:

- для местного сообщества и общества в целом — повышение качества жизни, улучшение состояния окружающей среды; подготовка экологически грамотных, образованных и компетентных граждан;

- для педагога — создание условий для приобретения знаний, умений и навыков, развития способностей, мотивации, отношений, опыта экологической деятельности, необходимых для содействия практическому решению экологических проблем и улучшению состояния среды обитания;

- для обучающегося — развитие способностей, готовности и опыта экологической деятельности, повышение собственной компетентности в выявлении и решении экологических проблем с уровня неосознанной некомпетентности до уровня осознанной компетентности [6].

В содержательном компоненте формирования экологической компетентности обучающихся в процессе обучения решению экологических проблем можно выделить две основных линии.

Первая содержательная линия раскрывает сущность экологических противоречий, социо-эколого-экономических проблем и концепции устойчивого развития как стратегии управления, направленной на повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений.

Вторая содержательная линия включает теоретические и практические способы выявления, решения и предупреждения экологических проблем, опыт практической экологической деятельности по повышению качества жизни, улучшению состояния среды обитания.

Изучение доминантности субъективного отношения к природе у студентов МарГУ показало, что из девяти компонентов четверокурсники, будущие учителя основ безопасности жизнедеятельности, в первую очередь, выбрали «труд» и «окружающих людей»; будущие учителя начальных классов — «я — сам» и «окружающих людей». «Природу и животных» студенты поставили на 6 и 7 место, предпочтя их «материальным ценностям» и «государству». Следовательно,

социальная сфера в жизни студентов доминирует над природой, однако общественнозначимые интересы и мотивы в рамках государства ими мало берутся во внимание. Исследование по методике «ЭЗОП» [5] выявило, что у студентов 2 курса будущих учителей доминирует в отношении природы «эстетическая установка» (среднее количество выборов 4,5), далее следует «когнитивная установка» (3,5), «этическая» — 2,2 и последнее место занимает «прагматическая» — 1,8. К четвертому курсу основные параметры сохраняются за исключением «прагматической установки» и «этической», которые меняют ранг соответственно на 3 и 4. У четверокурсников, будущих психологов, также преобладает эмоционально-эстетическое восприятие природы, что объясняется тесной взаимосвязью их внутреннего мира с состоянием природы, удовлетворением эстетических потребностей в союзе с природой. Отсюда вытекает и низкая прагматическая направленность, отсутствие восприятия природы как объекта пользы. Второе место в ранжировании занимает «этическая установка», т. е. природа воспринимается как объект охраны, что может быть результатом экологического образования, появление убеждения в необходимости осуществления практической деятельности по улучшению состояния природы.

На наш взгляд, существует необходимость использования в процессе формирования экологической компетентности применения фасилита-ционного подхода к обучению (англ. facilitate — облегчать), где преподаватель — не единственный источник знаний, но проводник, советчик, метода кейс-стади (англ. casestudy) или ситуационного анализа (метод случаев, ситуационный метод). Шире применять дискуссии, обсуждение в парах и группах, а также методы стимулирования творческой активности (мозговой штурм, дерево решений, морфологический анализ, диалогичное обучение, особенно в проблемно-поисковом диалоге, проектная технология, модульная). Таким образом, формирование компетенций, по мнению Е. Я. Коган, будет представлять собой не смену содержания, а смену технологий обучения [6].

Полученные результаты недостаточны для серьезных выводов сформированности экологи -ческой компетентности студентов, однако и они могут быть ориентиром преподавателю в плане совершенствования экологического образования на данной ступени обучения. Необходима система работы вуза по экологическому образованию

1SS

Психолого-педагогические науки

будущих специалистов, направленная на развитие экологического сознания экоцентрического типа, что в дальнейшем может способствовать решению экологических проблем, сохранению биоразнообразия на Земле.

-чэ—-

1. Алексеев С. В. Экологическое образование в базовой школе // Вестник образования России. СПб.: Специальная литература, 2012. № 21. С. 19.

2. Волочков А. А., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. 2004. № 2. С. 17-33.

3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: ИнтерДиалект, 1997. 697 с.

4. Демидова О. А. Оценка экосистемного риска при экологическом обосновании строительства промышленных объектов // ЭКиП: Экология и промышленность России. 2007. № 3. С. 50-52.

5. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. 310 с.

6. Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся. М.: МИОО, 2009. 180 с.

7. Захлебный А. Н. Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 2. С. 1116.

8. Оценка экосистем на пороге тысячелетия, 2005 г. Экосистемы и благосостояние человека: биоразнообразие. Институт мировых ресурсов, Вашингтон, округ Колумбия. 2005. 86 с.

9. 57 генеральная ассамблея КЕНУА // Вентиляция. Отопление. Кондиционирование: АВОК. 2013. № 5. С. 70-73.

10. Равен Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы // Школьные технологии. 1999. № 3. С. 151-178.

1. Alekseev S. V. Ekologicheskoe obrazovanie v bazo voy shkole. SPb.: Spetsialnaya literatura, Vestnik obrazovaniya Ros-sii. 2012. № 21. S. 19.

2. Volochkov A. A. Tsennostnaya napravlennost lichnosti kak vyrazhenie smysloobrazuyushchey aktivnosti / A. A Volochkov, E. G. Ermolenko // Psikhologicheskiy zhurnal. 2004. № 2. S. 17-33.

3. Gershunskiy B. S. Filosofiya obrazovaniya dlya 21 veka (V poiskakh praktiko-orientirovannykh obrazovatelnykh kont-sepciy) / B. S. Gershunskiy. M.: InterDialekt. 1997. 697 s.

4. Demidova O. A. Otsenka ekosistemnogo riska pri eko-logicheskom obosnovanii stroitelstva promyshlennykh obyektov/ O. A. Demidova // YeKiP: Ekologiya i promyshlen-nost Rossii. 2007. № 3. S. 50-52.

5. Deryabo S. D. Ekologicheskaya psikhologiya: diagnostika ekologicheskogo soznaniya / S. D. Deryabo. M.: Moskovskiy psikhologo-sotsialnyy institut, 1999. 310 s.

6. Ermakov D. S. Formirovanie ekologicheskoy kompetent-nosti uchashchikhsya / D. S. Ermakov. M.: MIOO, 2009. 180 s.

7. Zahlebnyy A. N. Ekologicheskaya kompetentsiya kak novyy planiruemyy rezultat ekologicheskogo obrazovaniya / A. N. Zahlebnyy // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2008. № 2. S. 11-16.

8. Otsenka ekosistem na poroge tysyacheletiya, 2005 g. Ekosistemy i blagosostoyanie cheloveka: bioraznoobrazie. Institut mirovykh resursov, Vashington, okrug Kolumbiya. 2005. 86 s.

9. 57 generalnaya assambleya REHVA // Ventilyatsiya. Otoplenie. Konditsionirovanie: AVOK. 2013. № 5. S. 70-73.

10. Raven D. Pedagogicheskoe testirovanie: problemy, zabluzhdeniya, perspektivy / D. Raven // Shkolnye tekhnologii. 1999. № 3. S. 151-178.

S. A. Mukhina, O. A. Makarova

Mari State University, Yoshkar-Ola The Formation of Students' Ecological Competence

The author stresses the importance of natural ecosystems preservation under the conditions of the present-day environmental crisis, suggests the development analysis of the ecological competence notion, conditions of its forming on the basis of activity approach. The students' dominance of subjective approach to nature has been practically studied.

Key words: biodiversity, ecological competence, ecological competency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.