Научная статья на тему 'Формирование эффективного финансового механизма государственной политики в области обеспечения экологической безопасности'

Формирование эффективного финансового механизма государственной политики в области обеспечения экологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1522
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ / МЕХАНИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИКА / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Есина Е.И.

В статье рассмотрены сущность, принципы построения финансового механизма экологической безопасности. Проведен анализ публикаций по вопросам эффективности функционирования этого механизма. Предложена принципиально новая научно обоснованная классификация построения финансового механизма обеспечения экологической безопасности государства. Дано авторское определение понятия «финансовый механизм обеспечения экологической безопасности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективного финансового механизма государственной политики в области обеспечения экологической безопасности»

17 (107) - 2012

Вопросы экономики

УДК 336.025

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Е. И. ЕСИНА,

аспирант кафедры финансов E-mail: esina_L@mail. ru Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

В статье рассмотрены сущность, принципы построения финансового механизма экологической безопасности. Проведен анализ публикаций по вопросам эффективности функционирования этого механизма. Предложена принципиально новая научно обоснованная классификация построения финансового механизма обеспечения экологической безопасности государства. Дано авторское определение понятия «финансовый механизм обеспечения экологической безопасности».

Ключевые слова: финансовый, механизм, экологический, безопасность, политика, структура.

В условиях мирового экономического кризиса при решении вопросов обеспечения экологической безопасности государства особенно актуальна задача эффективного использования финансовых ресурсов. Она должна решаться при помощи активной финансовой политики и соответствующего механизма аккумулирования, распределения и использования денежных средств.

Финансовый механизм обеспечения экологической безопасности призван обеспечить реализацию целевых функций социального государства, которые состоят в решении комплекса социально-

защитных задач, создании условий для развития гражданского общества, в формировании здорового социального и экологически безопасного климата, что в итоге приведет к динамичному экономическому развитию страны.

Элементы финансового механизма управления экологической безопасностью и обеспечения экологической безопасности в России стали развиваться с 1960-х гг. До этого времени проблемы охраны окружающей среды решались преимущественно на основе административно-правовых методов, путем запретов, ограничений, мер уголовного наказания.

Использование только прямых способов воздействия на природопользователей на основе отношений власти и подчинения не всегда эффективно, так как зачастую не приводит к заметному улучшению состояния природной среды. Соответственно, возникла необходимость использования и финансовых рычагов, основанных на материальной заинтересованности, т. е. на косвенном государственном управлении экологической безопасностью.

Целью финансового механизма обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды является согласование финансовых и экологических интересов общественного производства,

как вертикальных - федеральных, региональных, локальных, так и горизонтальных - территориальных, ведомственных, на уровне связей между предприятиями.

Место финансовой политики и финансового механизма ее реализации в области обеспечения экологической безопасности государства отражено на рис. 1.

Формирование полноценного финансового механизма обеспечения экологической безопасности требует конкретизации сущности этой конструкции, принципов ее построения и структуры, определяющих условия достижения целей государственной политики в области экологии.

Исследованию эффективности функционирования экономического механизма природопользования и регулирования экологической безопасности в условиях устойчивого развития посвящено значительное количество публикаций, которые рассматривают экономические и правовые аспекты данной проблемы. Общим для них является то, что под экономическим механизмом природоохраны понимается совокупность управленческих процедур для реализации предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Так, В. И. Савкин рассматривает организационно-экономический механизм регулирования экологической безопасности как тип управления, ориентированный на формирование и развитие принципиально нового производства и новой культуры жизнедеятельности человека [7, с. 49-52]. Г. Н. Репникова характеризует экономический механизм экологической безопасности как систему государственного регулирования, в сочетании с рыночным механизмом обладающую способностью стимулировать природосбережение, обеспечить нормальные условия жизнеобеспечения нынешних и будущих поколений людей.

Рассматривая теоретические основы механизма эколого-экономического регулирования на уровне малого предпринимательства, В. И. Бобошко выделяет как иерархическую систему административных органов и управленческих структур, при помощи которых согласованно решаются основные эколого-экономические задачи и достигаются поставленные цели, так и систему экономических рычагов и взаимосвязей, отражающих действие по достижению конечного результата - развития общества в гармонии с окружающей средой.

Исследования эффективности функционирования экономического механизма экологической безопасности представлены в научных публикациях отечественных ученых Н. Н. Бурцевой, Э. В. Гиру-сова, К. Г. Гофмана, А. А. Гусева, В. Ю. Катасоно-ва, Л. И. Кречетова, Г. А. Моткина, А. И. Орлова, А. И. Перчика, В. М. Разумовского, Г. П. Серова, Я. Я. Яндыганова и др. Именно экономический механизм формирует систему показателей экологических затрат и результатов, позволяющих оценить экономическую и социальную эффективность экологических мероприятий [1, с. 154-160].

Большинством исследователей отмечается, что механизм экономического регулирования эффективности производства в условиях обеспечения экологической безопасности должен образовывать совокупность методов и инструментов, направленных на согласование интересов участников хозяйственной деятельности как в области повышения экономической и социальной эффективности произ-

Рис. 1. Место финансовой политики и финансового механизма ее реализации в области обеспечения экологической безопасности государства

водства, так и в рамках обеспечения экологической безопасности на всех уровнях [3, с. 217].

Вместе с тем вопросам сущности и содержания финансового механизма обеспечения экологической безопасности уделено крайне недостаточное внимание. Кроме того, финансовый и экономический механизмы рассматривают в совокупности, не выделяя отдельных категорий. Автор данного исследования предлагает финансовую и экономическую системы рассматривать как относительно самостоятельные явления, что обусловлено необходимостью использования функциональных возможностей финансового механизма в решении вопросов экологической безопасности.

Для полноценного использования функциональных возможностей финансового механизма представляется возможным дать следующее определение: «Финансовый механизм обеспечения экологической безопасности представляет собой взаимосвязанную и взаимообусловленную систему финансовых методов, рычагов и инструментов государственного управления в области экологии, базирующуюся на основе нормативно-правового и информационного обеспечения».

Принципы построения финансового механизма использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов и управления экологической безопасностью являются исходным пунктом, определяющим рассматриваемую деятельность. Изучаемый феномен должен основываться на таких принципах, как платность, научная обоснованность, экономическая ответственность, комплексность и хозяйственный расчет.

Основной позицией исследуемого механизма является платность, которая предполагает использование природных ресурсов в процессе производства исключительно за плату. Ни один природный ресурс - недра, земля, леса, реки и пр. - не может предоставляться кому бы то ни было в пользование бесплатно. Указанное положение закреплено Федеральным законом «Об охране окружающей среды» [4].

Установление платности пользования природными ресурсами направлено на решение важных социальных, экономических и экологических задач: повышения заинтересованности в эффективном использовании природных ресурсов, формирования дополнительных финансовых источников для воспроизводства ограниченных ресурсов окружающей среды.

Принцип научной обоснованности управления экологической безопасностью и охраны окружающей среды означает разумное, основанное на научных исследованиях сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.

Строгая обоснованность требуется при совместном использовании различных составляющих финансового механизма. Остро стоят проблемы экономической оценки природных ресурсов и ценообразования, а также расчетов экономического ущерба, причиняемого среде обитания хозяйственной деятельностью. Необходимы научные рекомендации при определении оптимального сочетания затрат на обеспечение экологической безопасности и охрану природной среды из различных источников - бюджетных, собственных средств хозяйствующих субъектов, экологических фондов, других каналов.

Принцип экономической ответственности находит свое выражение в обязанности природо-пользователей возмещать ущерб, причиняемый природной среде, здоровью людей и имуществу физических и юридических лиц в результате совершения экологических правонарушений.

Принцип комплексности (другими словами, системности, всестороннего охвата ситуации) означает, в частности, стремление к многоцелевому использованию ресурсов, развитию малоотходных и безотходных производств, глубокой переработке сырья. Этому должны соответствовать все элементы финансового механизма управления экологической безопасностью.

Принцип хозяйственного расчета требует увязки экологизации производства на каждом конкретном предприятии с его экономической эффективностью, прибыльностью. Это положение должно стать основополагающим при формировании системы управления всей производственной сферы, так как отвечает интересам хозяйствующих объектов и общества в целом, позволяя обеспечить выгодность выполнения экологических требований и нормативов.

Огромным преимуществом экономического метода управления и экономических факторов в природопользовании является то, что с их помощью действия природопользователей из вынужденно необходимых, регламентированных превращают-

ся в осмысленно необходимые, т. е. переходят на уровень потребностей и интересов самих приро-допользователей.

По поводу структурного строения экономического механизма обеспечения экологической безопасности существуют различные мнения. При этом значительная роль отводится специалистами финансовым методам и инструментам. В частности, А. И. Орлов считает, что механизм управления экологической безопасностью и охраной природной среды в России включает ряд элементов, основными из которых являются:

• платежи за использование природных ресурсов;

• платежи за загрязнение окружающей среды, размещение экологически вредных веществ;

• система правового и организационного обеспечения экономического стимулирования и экономической ответственности;

• система экологических фондов;

• система экологического страхования;

• экологическая сертификация;

• экологический аудит [6, с. 68].

В условиях перехода к рынку Э. В. Гирусов выделил следующие элементы экономического механизма природопользования:

- платность;

- система экономического стимулирования природоохранной деятельности;

- плата за загрязнение окружающей природной среды;

- создание рынка природных ресурсов;

- совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора, особенно на продукцию эксплуатирующих природу отраслей;

- экологические фонды;

- экологические программы;

- продажа прав на загрязнение;

- система «залог - возврат»;

- экологическое страхование [2, с. 98].

По мнению Я. Я. Яндыганова, применяемые в настоящее время экономические инструменты управления природопользованием в стране могут быть сгруппированы в разрезе трех типов [9, с. 129-166].

Во-первых, экономические методы, принуждающие пользователей к соблюдению природоохранных требований и принятию охранных мер, в том числе жесткое нормативное регулирование, платежи, санкции, штрафы.

Во-вторых, меры, побуждающие природополь-зователей к проведению охранных мероприятий: система льгот; система преимуществ, приоритетов; право на ускоренное списание природоохранного оборудования.

В-третьих, экономические меры, поддерживающие пользователей при осуществлении ими природоохранных мероприятий: субсидии; кредиты (льготные, долговременные); целевые займы под низкие проценты; снижение налогов или освобождение от них; выплаты из целевых экологических фондов.

В исследовании механизма эколого-экономи-ческого регулирования на уровне малого предпринимательства В. И. Бобошко выделяет составные части:

- подсистема государственной поддержки (экологическое страхование, льготное налогообложение и кредитование);

- подсистемы государственной координации рыночного механизма (государственная бюджетная поддержка экологического образования, экологического мониторинга, контроля; формирование правового механизма, инфраструктуры рынка; координация цен и квот; координация рынка экологических товаров и услуг).

По мнению З. А. Кесян, к важнейшим экономическим инструментам регулирования эффективности производства в условиях обеспечения экологической безопасности относятся [3, с. 217-218]:

- механизм аккумулирования собственных финансовых ресурсов и привлечение средств для создания на предприятии экологического фонда или системы экологического страхования;

- организация бухгалтерского, управленческого учета и аудита экологической деятельности предприятий;

- совершенствование налогового менеджмента для реализации налоговых льгот, связанных с экологическими расходами;

- обоснование системы показателей расчета экономической и социальной эффективности экологических мероприятий.

Экономические методы позволяют осуществить мягкое, косвенное управление, предоставляя субъектам природопользования относительную самостоятельность в выборе пути достижения решения задачи. Действуя постоянно, эта форма управления позволяет прежде всего предупредить ухудшение состояния природных объектов и условий удов-

летворения потребностей в природных ресурсах, свойствах и качествах природных объектов.

Основы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды установлены статьей 14 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» [4], где выделяются следующие методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды:

- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

- разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации;

- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения ей вреда;

- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

- иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Таким образом, в современной научной литературе наблюдается отсутствие единой четкой концепции структурного содержания финансового механизма обеспечения экологической безопас-

ности страны. Кроме того, элементы экономического и финансового механизмов рассматриваются многими авторами в совокупности, без разделения различных сегментов отношений.

Автору представляется целесообразным выделить финансовый механизм из состава экономического в качестве отдельной самостоятельной категории и представить принципиально новую научно обоснованную классификацию построения финансового механизма обеспечения экологической безопасности страны.

Так как конструкция финансового механизма должна отражать его функциональные возможности, следует выделить составные части (блоки), а также рычаги и инструменты, посредством которых оказывается направленное воздействие финансов на экономический базис с целью реализации положений государственной политики. Выделение блоков в функциональной структуре механизма позволяет определить технические возможности и качественные параметры управления системой финансовых отношений.

Анализ концептуальных подходов к содержанию и принципам государственной политики в области обеспечения экологической безопасности позволяет представить систематизированную структуру финансового механизма обеспечения экологической безопасности страны и вычленить в нем блоки, характерные для каждого звена финансовой системы и ее подсистем с учетом специфики денежных отношений, видов доходов и фондовых ресурсов, методов и порядка их использования, особенностей управления и планирования. I блок - финансовые методы:

• финансовое планирование (прямое бюджетное финансирование экологической сферы, программно-целевой метод ассигнований и др.);

• финансовое прогнозирование (разработка государственных финансовых планов и прогнозов реализации экологических программ);

• финансирование экологических мероприятий (на государственном уровне - методы финансового обеспечения мероприятий в области экологического развития и охраны окружающей среды; на уровне хозяйствующих субъектов - инвестиции в разработку экологически чистых технологий, нетрадиционных видов энергии, технологий использования вторичных ресурсов и переработки отходов и др. природоохранных мероприятий);

• экологическое налогообложение (налоги, сборы и платежи за использование природных ресурсов, загрязнение окружающей природной среды, размещение экологически вредных веществ и др.);

• финансовое стимулирование экологической деятельности хозяйствующих субъектов (льготы и преференции при использовании экологически чистых технологий, нетрадиционных видов энергии, технологий использования вторичных ресурсов и переработки отходов, предпринимательская деятельность в области охраны окружающей среды);

• финансовая ответственность за нарушение законодательства в области охраны природы;

• экологическое страхование (страхование ответственности предприятий - источников повышенного риска за причинение убытков в связи с аварией, технологическим сбоем или стихийным бедствием, приводящим к загрязнению окружающей среды);

• финансовый контроль и аудит (оценка соответствия расходования выделяемых на экологические мероприятия денег запланированным объемам, а также рациональности и результативности реализуемых программ);

• финансовые нормы и нормативы (уровень расходов хозяйствующих субъектов на экологические мероприятия, установление предельного ограничения на изъятие прибыли за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду);

• лизинг экологически безопасных промышленных технологий и природоохранного оборудования.

II блок - финансовые рычаги и инструменты:

• виды и формы финансовых планов и прогнозов реализации экологических программ;

• бюджетные субсидии на осуществление экологических мероприятий, развитие экологически безопасных производств;

• использование ресурсов целевых внебюджетных экологических фондов;

• привлечение внебюджетных источников (благотворительная деятельность в области охраны окружающей среды);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• инвестиции в развитие экологически безопасных производств;

• экологические налоги, сборы и платежи;

• налоговые льготы;

• ускоренная амортизация основных фондов природоохранного назначения;

• финансовые санкции за нарушение экологического законодательства;

• плата и штрафы за размещение экологически вредных веществ;

• повышенные ставки платежей за нарушение природоохранных стандартов.

III блок - управление финансами, включающее в себя элементы:

• законодательные органы страны, субъектов Федерации и муниципалитетов;

• финансовые органы;

• администраторы доходов бюджетной системы;

• органы внешнего финансового контроля и бюджетного аудита;

• распорядители кредитов;

• страховые организации;

• финансовые отделы предприятий, организаций;

• лизинговые компании;

• аппарат некоммерческих организаций, реализующих экологические программы.

IV блок - организационное обеспечение, в том числе:

• правовое (законодательные акты, указы Президента России, постановления Правительства РФ, приказы и письма министерств и ведомств и другие правовые документы);

• нормативное (инструкции, методические указания, другая нормативная документация;

• информационное (разная информация, в том числе сведения о финансовом состоянии объектов экологической сферы, об объемах и источниках финансирования экологических мероприятий). В настоящее время механизм обеспечения экологической безопасности реализуется не в полной мере. Так, в России не развиты система экологического страхования, лизинг безопасных промышленных технологий и природоохранного оборудования, не установлены финансовые нормы и нормативы уровня расходов хозяйствующих субъектов на экологические мероприятия. Требует совершенствования система экологического налогообложения и финансового стимулирования экологической деятельности хозяйствующих субъектов. Отсутствует система природоохранных фондов.

Механизм обеспечения экологической безопасности характеризуется высокой степенью воздействия мер государственного регулирования на

Расходы на охрану окружающей среды по направлениям природоохранной деятельности РФ в 2003-2010 гг., млн руб.

Направление 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Охрана атмосферного воздуха 37 151 45 777 53 765 60 722 64 065 76 773 60 101 80 071

Очистка сточных вод 76 933 87 306 105 369 111 705 126 816 159 299 162 175 169 152

Обращение с отходами 14 975 19 799 22 739 26 076 28 247 40 326 38 806 41 510

Защита и реабилитация 9 954 9 095 13 444 16 770 21 607 27 321 18 696 17 219

почвы, подземных

и поверхностных вод

Сохранение биоразнообразия 12 016 11 899 12 542 16 052 21 681 26 597 21 463 22 975

и среды обитания

Прочие 22 778 23 171 26 071 27 903 32 784 38 311 42 127 41 455

Всего... 173 807 197047 233 930 259 228 295 200 368 627 343 368 372 382

Источник: данные Росстата. URL: http://www. gks. ru/free_doc/new_site/oxrana/tabl/oxr_zatr1.h1m.

распределительные отношения, а также спецификой используемых методов и инструментов. Значительная роль уровня бюджетных ресурсов в ассигнованиях на природоохранные мероприятия и организацию финансового механизма экологической безопасности предопределяет распространение программно-целевого метода планирования и финансирования.

В наши дни задачи сохранения окружающей среды и обеспечения экологической безопасности решаются реализацией таких федеральных целевых программ: «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», «Чистая вода» на 2011-2017 годы, «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)», «Мировой океан» (1998-2013 годы), «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года», «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года», «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года» [8].

Кроме того, в настоящее время в России активно используется метод финансирования мероприятий по охране окружающей среды (см. таблицу). При этом собственные средства предприятия по-прежнему

100

40

20

0

70%

остаются основным источником финансирования природоохранной деятельности (рис. 2).

Эффективное действие финансового механизма возможно только в условиях взаимосвязи и взаимозависимости его структурных элементов. В свою очередь, все составные части рассматриваемого механизма управления содержат конкретные виды воздействия на природопользователей, т. е. сами являются системами.

Усложнение экономических отношений, развитие рыночных взаимосвязей влекут за собой совершенствование уже устоявшихся, а также появление новых элементов механизма, направленных на обеспечение ресурсосберегающего природопользования и охраны окружающей среды. Это, например, создание рынка природных ресурсов, продажа прав на определенный объем загрязнения окружающей среды, система «залог - возврат», активно используемые в некоторых зарубежных странах.

I 9% I

111% I

12%

64%

21% 12% 15%

76%

72%

68%

2006

2008

2009

2010

2007

□ Другие источники

□ Средства федеральная бюджета

□ Бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты

□ Собственные средства предприятий

Источник: Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году». URL: http://www. mnr. gov. ru/regulatory/detail. php?ID=128153.

Рис. 2. Источники финансирования природоохранных работ в РФ в 2006-2010 гг., %

7х"

43

Развитие финансового механизма обеспечения экологической безопасности государства следует рассматривать в рамках направлений реализации Экологической доктрины РФ [5]. Экономические и финансовые механизмы закреплены в указанном документе среди прочих как средство реализации государственной политики в области экологии. Основной задачей в этой сфере является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального, неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность. Для этого необходимы:

- обеспечение перехода в сфере природопользования к системе рентных платежей;

- включение в экономические показатели полной стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции, а также стоимости природоохранных (экологических) работ (услуг);

- создание полноценного механизма взимания с хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих природные ресурсы, платежей и их использование на сохранение и восстановление природной среды, в том числе биоразнообразия;

- реализация в полной мере принципа «загрязнитель платит»; обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения;

- разработка научно обоснованной методики определения размера компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности, при техногенных и природных чрезвычайных ситуациях, а также в результате экологически опасной деятельности, в том числе военной, обеспечение обязательной компенсации экологического ущерба окружающей среде и здоровью населения;

- обеспечение адекватного бюджетного финансирования охраны окружающей среды как одного из приоритетных направлений деятельности государства;

- создание системы финансирования природоохранных работ на конкурсной основе за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;

- формирование и применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки;

- совершенствование механизмов изменения форм собственности и купли-продажи земли, природных ресурсов и хозяйственных объектов с учетом задач сохранения и восстановления природной среды (включая оценку прошлого экологического ущерба, обязательства по проведению реабилитационных мероприятий и др.);

- установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование, связанных с возможным негативным воздействием на окружающую среду;

- содействие развитию экологического аудита предприятий, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды и добровольной сертификации;

- внедрение рыночных механизмов охраны природы, в том числе стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров.

Список литературы

1. АвагянГ. Л., Кесян З. А. Совершенствование механизма управления экологической безопасностью как фактора повышения эффективности функционирования предприятия // Terra Economicus. 2010. Т. 8. № 3-3.

2. Гирусов Э. В. Экология и экономика природопользования: учебник для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. 260 с.

3. Кесян З. А. Экономические аспекты обеспечения экологической безопасности на микроуровне // Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. № 4.

4. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

5. Об экологической доктрине Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р.

6. Орлов А. И. Проблемы управления экологической безопасностью: учеб. пособие. 2-е электрон. изд., перераб. и доп. М., 2002.

7. Савкин В. И. Организационно-экономический механизм регулирования экологической безопасности // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2009. Т. 20. № 5.

8. Федеральные целевые программы России. URL: http://fcp. economy. gov. ru.

9. Яндыганов Я. Я. Экономика природопользования: учебник. М.: КноРус, 2005.

44 ^ проблемы и решения

ХЧ^ ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.