Научная статья на тему 'Формирование единой геоинформационной системы органов государственной власти в рамках электронного Правительства как инструмента повышения конкурентоспособности Республики Татарстан (часть 1)'

Формирование единой геоинформационной системы органов государственной власти в рамках электронного Правительства как инструмента повышения конкурентоспособности Республики Татарстан (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / РЕГИОН / ИНДЕКС / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС / GEONIFORMATION SYSTEM / COMPETITIVENESS / ELECTRONIC GOVERNMENT / REGION / INDEX / INTERNET-RESOURCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафиуллин Рафаэль Замилевич, Рубцов Владимир Анатольевич, Мустафин Рафаиль Анварович, Сидоров Валерий Петрович

Рассматривается идея формирования единой геоинформационной системы органов государственной власти в рамках электронного правительства как инструмента повышения конкурентоспособности Республики Татарстан (РТ). Предлагается разработать и внедрить геоинформационную систему, позволяющую потенциальным инвесторам осуществлять анализ и прогноз развития того или иного вида бизнеса на территории отдельного региона, города или района со всеми необходимыми условиями, наиболее оптимальными для ведения данного вида деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сафиуллин Рафаэль Замилевич, Рубцов Владимир Анатольевич, Мустафин Рафаиль Анварович, Сидоров Валерий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of Uniform geoinformation system of bodies of the Government within the limits of the electronic government as tool of increase of competitiveness of Republic Tatarstan (Part 1)

This article is devoted to the topic of forming the single geoniformation system of public authorities in the framework of the electronic government as a tool to improve the competitiveness of the Republic of Tatarstan. Relevance of the topic is the lack of a real instrument for the regions of Russia to attract investment and enhance their competitiveness. In this regard, it is proposed to develop and implement a GIS system that allows potential investors to analyze and forecast the development of a business in a particular region, city or area with all the necessary conditions, optimal for conducting this type of activity.

Текст научной работы на тему «Формирование единой геоинформационной системы органов государственной власти в рамках электронного Правительства как инструмента повышения конкурентоспособности Республики Татарстан (часть 1)»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 911.3

Р.З. Сафиуллин, В.А. Рубцов, Р.А. Мустафин, В.П. Сидоров ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РАМКАХ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА КАК ИНСТРУМЕНТА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (ЧАСТЬ 1)

Рассматривается идея формирования единой геоинформационной системы органов государственной власти в рамках электронного правительства как инструмента повышения конкурентоспособности Республики Татарстан (РТ). Предлагается разработать и внедрить геоинформационную систему, позволяющую потенциальным инвесторам осуществлять анализ и прогноз развития того или иного вида бизнеса на территории отдельного региона, города или района со всеми необходимыми условиями, наиболее оптимальными для ведения данного вида деятельности.

Ключевые слова: геоинформационная система, конкурентоспособность, электронное правительство, регион, индекс, интернет-ресурс.

Эффективность системы управления, политико-экономического менеджмента, является одним из важнейших нематериальных ресурсов для благоприятного социально-экономического развития любого региона. В настоящее время и перед страной, и перед ее регионами стоят следующие задачи: глубокая модернизация и обновление основных фондов, перевооружение существующего оборудования, качественное изменение способов и методов государственного управления в целях повышения конкурентоспособности экономики.

Неблагоприятная экономическая ситуация, сложившаяся в 2008-2009 гг. (когда наблюдался существенный отток капитала), показала, что модернизация страны невозможна без эффективного государственного управления и внешних инвестиций. Однако чтобы их привлечь, необходимо создать благоприятные условия, совокупность социальных, экономических, организационных, политических, правовых и этнокультурных факторов, которые образуют инвестиционный климат страны и регионов Российской Федерации.

В связи с этим использование современных инфокоммуникационных технологий в целях создания электронного правительства можно рассматривать как возможность позитивного влияния на эти факторы.

В большинстве экономически высокоразвитых стран электронное правительство представляется одним из ключевых инструментов повышения эффективности государственного управления и экономической системы. При этом эффективность достигается за счет:

- широкого внедрения в практику государственного управления современных управленческих методик стратегического планирования, принятия решений и реинжиниринга процессов обработки информации;

- качественного снижения транзакционных издержек в системе государственного управления и уменьшения числа посредников между гражданином и представителями органов государственной власти;

- развития системы государственных электронных услуг, предоставляемых экономическим субъектам и населению в режиме реального времени.

В Республике Татарстан (РТ) в настоящее время одним из наиболее масштабных инновационных проектов, реализуемых в области государственного управления, является внедрение комплексного проекта «Электронное правительство Республики Татарстан». Одна из идей этого проекта состоит в том, чтобы на практике добиться повышения уровня инвестиционной привлекательности РТ как передового, инновационного субъекта Российской Федерации.

Развитие проекта «Электронное правительство» в Республике Татарстан идет по двум основным направлениям - контурам.

Первый - внутренний - контур включает в себя: межведомственную систему электронного документооборота; информационно-аналитическую систему органов государственной власти; интегри-

рованную систему организационного управления; геоинформационную систему органов государственной власти;

Второй - внешний - контур включает в себя: официальный портал правительства; портал государственных и муниципальных услуг; портал муниципальных образований.

Для обеспечения базовой инфраструктуры работы контуров реализованы проекты: государственной интегрированной системы телекоммуникаций; республиканского центра обработки данных; системы функционирования электронно-цифровой подписи; системы республиканской видеоконференцсвязи.

Для анализа результатов внедрения комплексного проекта «Электронное Правительство» и их влияния на поток инвестиций в РТ необходимо рассмотреть наиболее значимые проекты в этой области, которые были внедрены в республику.

Сейчас проект «Электронное Правительство Республики Татарстан» состоит из четырех основных частей (рис. 1):

1) организационно-управленческая инфраструктура;

2) инфокоммуникационная инфраструктура;

3) внутренний контур;

4) внешний контур.

Организационно-управленческая инфраструктура включает в себя:

• вертикаль управления реализацией комплексного проекта «Электронное правительство РТ» на уровне Правительства РТ;

• центры ответственности (рабочие группы) по реализации комплексного проекта «Электронное Правительство РТ» в министерствах и ведомствах Правительства Республики Татарстан;

• административно-управленческие регламенты;

• систему обучения государственных служащих.

В инфокоммуникационную инфраструктуру входят:

• государственная интегрированная система телекоммуникаций (ГИСТ);

• республиканский центр обработки данных (РЦОД);

• система функционирования электронно-цифровой подписи;

• система видеоконференцсвязи.

Рис. 1. Архитектура проекта «Электронного Правительства Республики Татарстан»

В 2004 г. вышло распоряжение Кабинета министров РТ, положившее начало созданию государственной интегрированной системы телекоммуникаций (далее - ГИСТ), которая позволила бы объединить в единую сеть органы управления, научно-образовательные организации и учреждения бюджетной сферы. Сегодня узлы доступа к ГИСТу есть во всех городах и районах республики, а это позволяет государственным структурам любого уровня взаимодействовать оперативно и эффективно при помощи современных электронных средств связи и информационно-коммуникационных технологий.

Все информационные ресурсы «Электронного Правительства Республики Татарстан» сосредоточены в едином Центре обработки данных, который располагается на базе Центра информационных технологий Республики Татарстан. Центр обработки данных обеспечивает эффективное администрирование ресурсов «Электронного Правительства» и способствует реализации единой политики обеспечения информационной безопасности.

Серьезным шагом к повышению эффективности межведомственной работы в муниципальных районах Республики Татарстан стала система видеоконференцсвязи. Специальный комплекс оборудования монтируется в залах совещаний районных администраций и позволяет устанавливать высококачественную и устойчивую связь между муниципалитетами, республиканскими органами власти, Кабинетом министров Татарстана. Система видеоконференцсвязи регулярно используется для проведения совещаний и фактически не требует личных встреч участников.

Внутренний сервисный контур «Электронного Правительства» включает в себя:

• систему межведомственного электронного документооборота;

• информационно-аналитическую систему органов государственной власти (ИАС ОГВ РТ);

• интегрированную систему организационного управления;

• геоинформационную систему органов государственной власти (ГИС ОГВ РТ).

Татарстан является одним из привлекательных для инвестирования регионов Российской Федерации, что подтверждается данными международных рейтинговых агентств: «Standard & Poor’s», которое повысило в 2008 г. долгосрочный кредитный рейтинг Татарстана до «ВВ» - прогноз «позитивный». Агентство «Fitch» присвоило в мае 2008 г. долгосрочный рейтинг РТ в иностранной и национальной валюте на уровне «ВВВ» - прогноз «стабильный».

Согласно результатам российского рейтингового агентства «Эксперт РА», по итогам 2007-2008 гг. Республика Татарстан входит в десятку безусловных лидеров по инвестиционному климату среди российских регионов (8 место).

Таблица 1

Динамика кредитных рейтингов Республики Татарстан

Год Рейтинговые агентства

Standard & Poor’s Moody’s Corporation Fitch Ratings

2000 SD I -- Саа3 / стабильный -

2001 ССС+ I позитивный Саа1 / позитивный -

2002 ССС+ I позитивный В1 / стабильный -

2003 В- I стабильный Ва3 / стабильный -

2004 В- I позитивный Ва1 / стабильный -

2005 В I позитивный Ва1 / стабильный ВВ I стабильный

2006 ВВ- I стабильный Ва1 / стабильный ВВ I стабильный

2007 ВВ- I позитивный Ва1 / стабильный ВВ+ I позитивный

2008 ВВ I позитивный Ва1 / стабильный ВВВ- I стабильный

В отличие от показателя прошлого года Татарстан усилил свои позиции в данном показателе на 5 пунктов. По уровню интегрального инвестиционного риска РТ занимает четвертое место среди российских регионов и первое - в Приволжском федеральном округе. Кроме того, по данному показателю Татарстан находится в десятке лучших регионов за весь период рейтингования, который составляет 13 лет. Этому во многом способствует создание в республике благоприятной для инвесторов нормативно-правовой базы, стабильный экономический рост на протяжении последних пяти лет в среднем на 6,8% в год и высокая политическая стабильность.

По итогам 2007Ю8 гг. по инвестиционному риску Татарстан занимает 4-е место (в 2006Ю7 - 7-е место) в Российской Федерации, по инвестиционному потенциалу 8-е место (в 2006Ю7 - 10-е место).

В 2009 г. Консультативная служба по инвестиционному климату Группы Всемирного банка (FIAS - Foreign Investment Advisory Service) провела исследование инвестиционного климата Республики Татарстан. Для оценки инвестиционного климата была использована система индексов (рис. 2).

Процедурный индекс Индекс информационной обеспеченности

Индекс качества административных процессов

"Процедурный индекс

Индекс информационной обеспеченности Индекс качества административны^^

Процедурный индекс

Индекс информационной обеспеченности

Процедурный индекс___________

Индекс информационной обеспеченности_______________

Индекс экономического развития МО

Индекс денежных доходов населения

Индекс активности развития малого предпринимательства

Рис. 2. Система индексов для построения рейтингов

Общий индекс инвестиционной привлекательности состоит из:

- сводного индекса по процедуре регистрации нового предприятия;

- сводного индекса по процедуре регистрации прав собственности на объекты недвижимости;

- сводного индекса по процедуре получения земельного участка для строительства;

- сводного индекса по процедуре получения разрешения на строительство и эксплуатацию объекта недвижимости;

- сводного индекса социально-экономического развития.

В свою очередь сводный индекс состоит из ряда подиндексов (рис. 3).

Нетрудно заметить общую составляющую всех сводных индексов - индекс информационной обеспеченности, который состоит из:

- оценки экспертов доступности информации, качества источников информации (интернет-ресурсов, информационных стендов, телефонных и личных консультаций);

- анализа информационных ресурсов (доступности нормативных документов, информации о затратах, контактной информации, информации по порядку прохождения этапов согласования). И так по всем сводным индексам.

Таким образом, для того чтобы улучшить показатели инвестиционной привлекательности, необходимо выбрать такой проект, который бы комплексно соответствовал решениям поставленных задач и смог найти своё отражения в системе сводных индексов.

В рамках комплексного проекта «Электронное Правительство Республики Татарстан» развивается новое направление, объединяющее комплекс научных достижений последних лет - Геоинфор-мационная система Республики Татарстан (далее - ГИС).

Сводный индекс по процедуре регистрации прав собственности на объекты недвижимости

Сводный индекс по процедуре получения земельного участка для строительства

Сводный индекс по процедуре получения разрешений на строительство и эксплуатацию объекта недвижимости

Сводный индекс социальноэкономического развития

Сводный индекс по процедуре регистрации нового предприятия

Количество этапов Количество посещений ->

Временные затраты на взаимодействие с -> Финансовые затраты на взаимодействие с-> Оценка этапов, связанных с

I

Административных/ми учрежден ий/я ми

Организаций/ями

инженерной

инфраструктуры

Прочих/ми

организаций/ями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доступность информации

Качество источников информации: интернет-ресурсов; информационных стендов; телефонных консультаций; личных консультаций

Доступность нормативных документов

Доступность информации о эатраггах

Доступность контактной информации

Доступность информации по порэдку прохождения этапов

Оценка работы административных учреждений

отказов в регистрации

приостановлении регистрации

Количество поступающих заявок на регистрацию, приходящихся на одного сотрудника

Частота обучения персонала в административных учреждениях качественному предоставлению услуг

* Только для процедур регистрации ООО и регистрации прав собственности

Рис. 3. Система подиндексов сводного индекса

Цель ГИС - повышение качества жизни населения Республики Татарстан в социальноэкономической сфере, в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, в управленческой деятельности органов государственной власти Республики Татарстан.

Задачи ГИС: обеспечение роста экономики, ускорение инновационного развития, создание новых рабочих мест, повышение производительности труда, увеличение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности Республики Татарстан за счет использования современных космических технологий и услуг.

В целях внедрения космических технологий в отрасли народного хозяйства Республики Татарстан принято совместное Решение Федерального космического агентства и Кабинета министров Республики Татарстан от 26 января 2009 г., разработан и утвержден совместный план реализации республиканской программы «Использование результатов космической деятельности в целях социальноэкономического развития Республики Татарстан на 2008-2010 годы».

Важным фактором успешной реализации республиканской программы является наличие в Татарстане развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры. В качестве электронной картографической платформы для мониторинга и принятия решений используется единая геоинфор-мационная система органов государственной власти Республики Татарстан.

Геоинформационная система построена на материалах дистанционного зондирования Земли и электронных цифровых карт различного масштаба. Тем самым, государственные и муниципальные органы власти имеют возможность осуществлять соответствующие работы в единой системе координат и едином программно-математическом обеспечении.

Для понимания значения ГИС необходимо рассмотреть существующие рабочие проекты, реализуемые на основе ГИС-технологий в Республике Татарстан.

В качестве пилотного ведомства по интеграции ведомственных баз данных с единой геоинфор-мационной системой органов государственной власти Республики Татарстан было выбрано Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. Созданная в министерстве геоин-формационная система «Природопользование» содержит более 60 тематических слоев по геологической изученности, полезным ископаемым и особо охраняемым природным территориям Республики Татарстан.

Средствами космической навигации оснащены все 280 школьных автобусов. Это позволяет своевременно оптимизировать их маршруты, обеспечивать безопасность дорожного движения. Данная навигационная система позволила сократить эксплуатационные расходы этих автобусных парков на 20%. В 2008 г. нарушения скоростного режима водителями автобусов сократилось в 6 раз по сравнению с 2008 г. Также значительно сократилось количество погибших в ДТП по вине водителей автобусов.

Создана и функционирует Система спутникового мониторинга автотранспорта Правительства Республики Татарстан. В настоящее время на автотранспорте республиканских органов управления установлена и действует система спутникового мониторинга.

Космические навигационные технологии также активно используются в сельском хозяйстве республики. Уже сегодня при посевных и уборочных работах на полях республики, общей площадью около 350 тыс. га (это составляет порядка 10% от всех пашен Республики Татарстан), применяются спутниковые навигационные технологии. Применение этих технологий в сельском хозяйстве позволило сократить издержки на топливо, удобрения и средства защиты до 15%, а также повысить урожайность.

В республике активно используется Система высокоточной спутниковой навигации. В настоящее время функционирует 14 референцных станций, обеспечивающих формирование дифференцированных поправок для высокоточной навигации на 2/3 территории республики.

В 2010 г. в рамках республиканской программы планируется создание государственной сети референцных станций, обеспечивающих покрытие всей территории Республики Татарстан полем высокоточной навигации. Создание и функционирование государственной сети референцных станций позволит в несколько раз повысить качество и оперативность геодезических и картографических работ, межевания земель, строительства дорог. В настоящее время Правительством Республики Татарстан совместно с Роскосмосом осуществляется реализации ряда пилотных проектов федерального значения на территории Республики Татарстан:

Реализуется проект «ГЛОНАСС+112» на участке автомобильной дороги федерального значения М7 «Волга», находящемся на территории Республики Татарстан. Протяженность данного участка автодороги по Республике Татарстан составляет 387 км. Целью реализации проекта является снижение смертности в дорожно-транспортных происшествиях за счет улучшения координации действий медиков, спасателей и сотрудников ГИБДД, оперативности прибытия спасательных бригад на место происшествия и доставки пострадавших в медицинские учреждения.

В каждом муниципальном районе Республики Татарстан, через который проходит автодорога М7, обеспечено подключение подразделений Минздрава РТ, УГИБДД МВД по РТ, МЧС РТ и местных органов власти по оптическим каналам связи к Государственной интегрированной системе телекоммуникации (ГИСТ). Вдоль трассы М7 установлено 80 автоматизированных рабочих мест для диспетчеров и оснащено бортовыми комплектами системы спутниковой навигации ГЛОНАСС более 600 единиц служебного автотранспорта (медиков, ГИБДД, спасателей).

Второй проект «Космическая ГЭС». Его предлагается реализовать на примере Нижнекамской гидроэлектростанции. Целью проекта является своевременное обнаружение подвижек гидроузла и сооружений, вызванных естественными гидрогеологическими и геологическими процессами, которые могут возникнуть в результате нефтедобычи, карстовых явлений и других техногенных процессов, происходящих как на поверхности земли, так и под землей, и процессов изменения береговых линий.

В 2010 г. создан программно-аппаратный комплекс, включающий диспетчерский центр приема и обработки данных, две базовые референцные станции и мобильные навигационные приемники, устанавливаемые на основных несущих конструкциях гидроэлектростанции.

С помощью этого комплекса в режиме реального времени с использованием системы ГЛО-НАСС отслеживается все, даже незначительные, изменения пространственных деформаций инженерного сооружения Нижнекамской ГЭС, что позволит своевременно принимать меры по недопущению чрезвычайных ситуаций.

Отработка технологий системы высокоточной навигации на примере Нижнекамской ГЭС позволяет проводить работы по широкомасштабному внедрению этой системы на других важных гидротехнических объектах республики. Результаты действия системы высокоточной навигации будут востребованы при строительстве и эксплуатации зданий и крупных технических сооружений. Это повысит безопасность их использования. Наличие подобной системы особенно значимо в условиях тех регионов, где уже имеются и активно строятся крупные инженерные сооружения (мосты, стадионы, промышленные объекты).

В целях обеспечения министерств, ведомств и органов местного самоуправления космическими снимками и навигационными услугами транспорта на базе Центра информационных технологий создан Республиканский центр космических услуг. Центр с помощью программно-аппаратного комплекса обеспечивает заказ и прием космических снимков всей территории республики, а также производит их предварительную обработку и передачу пользователям. Это позволяет в несколько раз сократить затраты на приобретение, обработку космоснимков и специального программного обеспечения за счет исключения дублирования заказов различными органами государственной власти, муниципальными структурами и хозяйствующими субъектами. При этом существенно повысятся оперативность и качество получения данных услуг.

Также в рамках ГИС разрабатывается новый уникальный проект, направленный исключительно на снижение преград на пути инвесторов, желающих инвестировать в Республику Татарстан.

Рабочее название проекта «Инвестиционная карта Республики Татарстан».

Суть проекта заключается в предоставлении кругу потенциальных инвесторов информации об

участках для размещения объектов инвестирования, удовлетворяющих их условиям (рис. 4).

Инвестор формирует запрос, для выявления оптимального объекта для инвестирования

Инвестор

Передача запрашиваемой информации в доступном формате

Уполномоченная организация

/V

Подготовка необходимой информации у

Запрос на конкретный инвестиционный объект Запрос по параметрам инвестора

f-------------------------ч

Система:

«Инвестиционная карта ^ Республики Татарстан» ^

Рис. 4. Процедура работы с инвестором

Поступила в редакцию 21.09.11

R.Z. Safiullin, V.A. Rubtzov, R.A. Mustafin, V.P. Sidorov

The Formation of Uniform geoinformation system of bodies of the Government within the limits of the electronic government as tool of increase of competitiveness of Republic Tatarstan (Part 1)

This article is devoted to the topic of forming the single geoniformation system of public authorities in the framework of the electronic government as a tool to improve the competitiveness of the Republic of Tatarstan. Relevance of the topic is the lack of a real instrument for the regions of Russia to attract investment and enhance their competitiveness. In this regard, it is proposed to develop and implement a GIS system that allows potential investors to analyze and forecast the development of a business in a particular region, city or area with all the necessary conditions, optimal for conducting this type of activity.

Keywords: geoniformation system, competitiveness, electronic government, region, index, Internet-resource.

Сафиуллин Рафаэль Замилевич, главный советник сектора информационных технологий и связи отдела информационных технологий, связи и защиты информации

Аппарат Кабинета министров Республики Татарстан 420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18 E-mail: Rafael.Safiullin@tatar.ru

Рубцов Владимир Анатольевич, доктор географических наук, профессор ФГ АОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

420008, Россия, г. Казань, ул.Кремлевская, 18 E-mail: Vladimir.Rubtzov@ksu.ru

Мустафин Рафаиль Анварович, заведующий сектором «Электронное правительство» информационноаналитического управления

Аппарат Кабинета министров Республики Татарстан 420008, Россия, г. Казань, ул.Кремлевская, 18 E-mail: Rafail.Mustafm@tatar.rn

Сидоров Валерий Петрович,

кандидат географических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

E-mail: sidorov@udm.ru

Safiullin R.Z., the main adviser of the of IT and communications sector

the communications, IT and information security department,

the Apparat of the Cabinet Council

of the Tatarstan Republic

420008, Russia, Kazan, Kremlyovskaya st., 18

E-mail: Rafael.Safiullin@tatar.ru

Rubtzov V.A., doctor of geography, professor Kazan Federal University 420008, Russia, Kazan, Kremlyovskaya st., 18 E-mail: Vladimir.Rubtzov@ksu.ru

Mustafin R.A., the head of the sector

«Electronic Government»of the information

and analytical governing body

the Apparat of the Cabinet Council

of the Republic Tatarstan

420008, Russia, Kazan, Kremlyovskaya st., 18

E-mail: Rafail.Mustafin@tatar.ru

Sidorov V.P.,

candidate of geography, associate professor Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: sidorov@udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.