Научная статья на тему 'Формирование духовных ценностей студенческой молодежи и информационно-коммуникационные технологии'

Формирование духовных ценностей студенческой молодежи и информационно-коммуникационные технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1155
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL VALUES / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко Галина Владимировна

Духовная культура личности и общества формируется вместе с опытом поколений, передается от поколения к поколению и сохраняется в народной памяти, обогащается новыми достижениями, закрепляется как традиция. Новое нередко конфликтно уживается со старыми ценностями и наоборот. Использование информационно-коммуникационных технологий в духовно-нравственном воспитании будущих педагогов может способствовать разрешению подобных противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марченко Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual culture of the individual and society is formed together with the experience of generations, passed down from generation to generation and preserved in the people's memory, enriched by new achievements, fixed as a tradition. The new often conflicts with the old values and vice versa. The use of information and communication technologies in the spiritual and moral education of future teachers can help resolve such contradictions.

Текст научной работы на тему «Формирование духовных ценностей студенческой молодежи и информационно-коммуникационные технологии»

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Марченко Галина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37.037

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

FORMATION OF SPIRITUAL VALUES OF STUDENT YOUTH AND INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Духовная культура личности и общества формируется вместе с опытом поколений, передается от поколения к поколению и сохраняется в народной памяти, обогащается новыми достижениями, закрепляется как традиция. Новое нередко конфликтно уживается со старыми ценностями и наоборот. Использование информационно-коммуникационных технологий в духовно-нравственном воспитании будущих педагогов может способствовать разрешению подобных противоречий.

Ключевые слова: духовные ценности, духовно-нравственное воспитание, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельность, активность, обучение, воспитание.

Spiritual culture of the individual and society is formed together with the experience of generations, passed down from generation to generation and preserved in the people's memory, enriched by new achievements, fixed as a tradition. The new often conflicts with the old values and vice versa. The use of information and communication technologies in the spiritual and moral education of future teachers can help resolve such contradictions.

Key words: spiritual values, spiritual and moral education, information and communication technologies, independence, activity, education, upbringing.

Как известно, духовная культура не появляется в обществе мгновенно. Она формируется вместе с опытом поколений, передается от поколения к поколению и сохраняется в народной памяти, обогащается новыми достижениями, закрепляется как традиция. Новое нередко конфликтно уживается со старыми ценностями и наоборот, традиционные ценности нередко оказывают такое сопротивление вновь формирующимся, что

приводит к конфликту ценностей, поколений, народов, цивилизаций. Одним из последних примеров подобного конфликта можно считать гражданскую войну в Донбассе, развязанную неонацистскими сторонниками идеологии украинского национализма.

С 1991 года назревал ценностный конфликт между юго-востоком и западом бывшей Украины, что раз за разом демонстрировали президентские выборы. Продвижение интересов американских транснациональных корпораций прикрывалось «фиговым листом» «демократических ценностей», чему способствовали всеми силами олигархические кланы Украины, а на деле те, кто в 90-е годы прошлого века активно участвовал в разграблении народного достояния. Борьба ценностных ориентиров проявляется в том, что националистическая идеология, имеющая о демократии весьма примитивное представление, не приемлет никакой другой рядом с собой, особенно это касается традиционных ценностей: любви, мира, добра, жизни. Часть общества и молодежи «инфицирована» так называемыми «западными ценностями», «духовность» которых имеет достаточно условный характер. Все это негативно сказывается на сознании студенческой молодежи в целом, и будущих педагогов, в частности. Формирование духовных ценностей, культуры, норм поведения выступает как задача, которая требует неотложного теоретического изучения и практического решения, что является особенно актуальным в условиях продолжающейся гражданской войны.

Высшее профессиональное образование в Донецкой Народной Республике должно опираться на сохранение традиционных ценностей народов, живущих в Донецком крае, ориентироваться на подготовку специалистов международного уровня и высокодуховных людей-творцов, способных к сохранению, преумножению, утверждению и обогащению духовных ценностей. Это вызывает необходимость разработки новых научных подходов к обучению и воспитанию студенческой молодежи в высших учебных заведениях, в первую очередь, педагогической направленности в условиях поликультурного пространства Донбасса, острой необходимости в межкультурных коммуникациях, обеспечивающих духовную направленность воспитания.

Обновление высшего образования связано не только с повышением качества образования, но и с необходимостью усложнения содержания воспитания, акцентирования внимания на культурологических воспитательных аспектах как приоритетных в образовательной деятельности. Культура как духовный смысл и сущность человеческой жизни должна стать

существенным содержанием государственной образовательной политики, направленной на создание новой цивилизации и культуры жизни [3].

От того, насколько сознательно патриотично настроено молодое поколение, зависит степень его готовности взять на себя ответственность за развитие, сохранение духовности и культурных достижений нашего молодого государства, активно и конструктивно присоединиться к общественным процессам, а от того, насколько инициативно оно участвует в процессе социально-экономических и политических преобразований в значительной мере зависит судьба страны, ее интересы.

Каждый человек, с одной стороны, наследует духовное богатство предыдущих поколений, их традиции, верования, обычаи, язык, культуру; с другой - происходит процесс осознания владения этим духовным богатством и формирование социальной самоидентификации. Последнее происходит под влиянием таких факторов, как социальная среда жизнедеятельности молодого человека, культура, образование, воспитание и самовоспитание. Оптимальное сочетание воздействия этих факторов обусловливает становление социализированной личности; дисбаланс между ними дает трудно предсказуемый результат.

В этом контексте повышается роль образования и воспитания, которые в состоянии сбалансировать влияние указанных факторов. Как отмечают исследователи, задача современного образования - распространение его влияния на развитие духовной культуры личности (которая сочетает ум и душу), что в итоге становится основой не только формирования, но и утверждения человеческого в человеке. Анализ современной ситуации показывает, что, несмотря на отдельные случаи, система становления ценностных ориентаций молодежи в Донбассе, в частности, образование и воспитание, обеспечивают становление личности в соответствии с требованиями времени и ее собственного самосознания.

Образ жизни как фактор формирования традиционных ценностей молодежи является многогранным по своей структуре, имеет макро- и микросреду. Постепенно абстрагируясь от глубинных, всеобщих, нужных связей и отношений и переходя к таким, которые ограничены только определенной узкой сферой общения студенческой молодежи, образ жизни способствует преобразованию духовных ценностей общества во внутренние, присущие молодому поколению добродетели, черты характера. Выбор и постижение ценностей, предлагаемых обществом, обусловлены их личностной значимостью, то есть тем, является ли она значимой для самой личности и будет ли способствовать достижению ее целей. Учитывая это,

среди одинаково подкрепленных духовных ценностей студенческая молодежь всегда выбирает только те, которые оцениваются ею как нужные (полезные или приятные) объекты, цель и средства удовлетворения собственных потребностей. Пройдя через ее опыт, получив практическую проверку и подтверждение необходимости, целесообразности и полезности, такие ценности закрепляются как ценностные ориентации молодежной среды.

Интериоризация духовных ценностей имеет разную степень выражения. Различают пять уровней выражения:

1. Активное отношение как выражение высокой степени принятия ценностной системы.

2. Конформное отношение - только внешнее, согласованное образование с определенной системой норм и ценностей без идентификации с ней (лицемерие).

3. Индифферентность - равнодушие, пассивность, отсутствие интереса к определенной ценностной системе.

4. Несоответствие ценностной системе, ее критика, негативная оценка, стремление изменить или осудить ее.

5. Активное противодействие системе ценностей, которая внутренне и внешне оспаривается.

Еще недавно, до войны, ученые отмечали доминирование материальных ценностей над духовными, тягу к развитию прагматических качеств, а не духовных, гуманистических.

Учеными определены негативные условия, которые препятствуют формированию гуманных качеств личности: заниженная самооценка; отсутствие в жизни коллектива видов деятельности, в которых достоинство и значимость молодого человека поддерживались бы в достаточной степени; несформированность ценностных навыков и умений; отсутствие доброжелательности в атмосфере коллектива; наличие у студента таких отрицательных черт, как неуверенность в себе, низкий уровень нравственного сознания и т.д. [2; 4-5].

Сегодня есть тенденция к изменению этой ситуации, хотя этот процесс не может осуществиться в одночасье. Из опрошенных нами респондентов более 50% назвали главными ценностями мир, жизнь, любовь, т.е. война повлияла на иерархию ценностей молодежи, показала, что является реальной ценностью.

Достаточно противоречиво и непоследовательно влияние и таких факторов, как средства массовой информации и массовая культура. Эти характеристики присущи развитию и функционированию современных

средств массовой информации. Демократические ценности до недавнего времени делегировались ими в студенческую среду, в основном, спонтанно. Духовный мир в последние четверть века заполонили «масс-медиа», которые оказывают значительное влияние на молодежь. Телевизионное творчество, к сожалению, находится на невысоком уровне духовности, нравственности. Через СМИ и телевидение внедрялись и навязывались «новые ценности» западного мира. Благодатная аудитория - это дети и молодежь, которые как губки «впитывают» в себя весь негатив, а потом пытаются все воспроизвести в своей реальной жизни. Затем рождается агрессия (в жизни не так все просто, как в кино), которая «выливается» на родителей, друзей, окружающих. А это тоже меняет мировоззрение и ценности. Игнорируется дидактическое правило «не навреди», и «имеем то, что имеем»: неуважение к родителям, к окружающим; насилие, жестокость, враждебность, ненависть, безответственность, коррупцию, проституцию, распространение ВИЧ-инфекции, безпризорность детей; преступность; наркоманию, алкоголизм, табакокурение и другие проявления девиантного поведения; рост безработицы; сокращение продолжительности жизни и пр.

Распространение таких негативных явлений, к сожалению, приобретает закономерный характер. Законы системного развития общества говорят о том, что увеличение уровня безработицы на 1% приводит к росту преступности на 5% и самоубийств на 4%.

Минимизация негативного влияния СМИ и массовой культуры может быть достигнута только средствами целенаправленного обучения, воспитания и самовоспитания студенческой молодежи. Воспитание призвано придать организованный характер всему процессу формирования духовных ценностей будущих педагогов, выработать формы и методы эффективного воздействия на них, пробудить и постоянно поддерживать стремление к постоянному самосовершенствованию. Именно благодаря духовно-нравственному воспитанию формирование молодого поколения приобретает упорядоченный характер [9].

Все, что разрушает государство, культуру, личность, подрывает основы духовности и морали, разжигает вражду между народами, должно быть не только ограниченным, но и искорененным из общественной среды как враждебное человеку и человечности.

Важную роль в этом играет также самовоспитание. Самовоспитание -достаточно сложное явление. Однако как практически-деятельностное отношение личности к себе, оно, как правило, возникает из недовольства собой, порождает стремление стать лучшим, побуждает к активному

«самоизменению», практическому преобразованию личности в соответствии с имеющимися идеалами и ценностями. Так или иначе, возникнув, самовоспитание в различных формах «сопровождает» личность в течение всей жизни. Особенно актуализируется оно в подростковом возрасте и в юности. Именно в этот период у человека обостряется внимание к своему духовному миру, возникает стремление и активизируются поиски возможностей самовыражения и самоутверждения, проявляется особый интерес к самопознанию, самовоспитанию. Собственно, именно молодым присущ бурный процесс самовоспитания, который охватывает все проявления отношения личности к миру. Духовные ценности накладывают отпечаток на отношение каждого юноши или девушки к другим людям, к себе самому, к миру и себе в этом сложном мире.

Молодежь, которая стремится к изучению прошлого, лучше будет воспринимать настоящее, уверенно моделировать свое будущее. Каждое новое поколение черпает свои нормы и принципы идеологии и культуры своего общества из опыта предыдущих поколений. Но, вместе с тем, молодежь и студенты, и будущие педагоги в том числе, активно воспринимают все новации, особенно связанные с информационно-коммуникационными технологиями и их использованием в процессе жизнедеятельности (в общении, в обучении, в воспитании и самовоспитании, а также в процессе формирования системы ценностных ориентаций).

Формирование информационной компетенции студентов играет положительную роль в повышении уровня их информационной культуры как будущих педагогов. Информационную культуру педагога следует рассматривать как часть его профессиональной и общей культуры. Сегодня научно-образовательные сети - это необходимость для всех педагогов. Уже сегодня многие ученые, студенты испытывают трудности поиска информации через Интернет, то есть проблема поиска достоверной информации в этой сети становится все более актуальной. Поэтому выделение научно-образовательной информации и упрощение ученым и педагогам доступа к ней, формирование умений вычленять актуальную достоверную информацию на основе достойных ценностей являются весьма значимыми задачами. В рамках выполнения решений руководства Республики будет ускоряться процесс создания системы электронной учебной литературы. Проще говоря, когда в условиях научно-технического прогресса непрерывно увеличивается количество информации, это поможет решить проблему оперативной передачи обновленного учебного материала для использования всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Можно надеяться, что развитие компьютерных, цифровых технологий откроет большие возможности для самообразования, значительно повысит актуальность инновационных изменений в системе организации самостоятельной работы студентов. Следует также иметь в виду, что в школах происходит процесс освоения достижений информационно-коммуникационных технологий, и для их быстрого внедрения нужны подготовленные кадры [1].

Организация самостоятельной работы студентов в современных условиях должна также ориентироваться на новейшие технологии. Это вызвано все более активным использованием телекоммуникационных технологий, внедрением электронных образовательных ресурсов, в частности полнотекстовых учебных материалов, размещаемых на электронных носителях информации. Значительно возрастает роль библиотек вузов, которые играют особую роль в организации самостоятельной работы студентов. Особую роль играет умение студентов пользоваться электронными каталогами имеющихся учебных и научных материалов. Именно появление и активное внедрение электронных каталогов и их размещение в информационно-коммуникационных сетях требует совершенно иного уровня подготовки студентов и организации самостоятельной работы. Таким образом, в современных условиях эффективность самостоятельной работы студента во многом зависит от уровня его информационной культуры.

Следовательно, эффективность организации самостоятельной деятельности студентов педагогических факультетов возможно обеспечить путем создания условий, где выполнение различных видов самостоятельной работы является стержневым. Модернизация высшего образования в направлении широкого использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий поможет будущим педагогам по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность. Следует учитывать, что именно сегодня в системе среднего образования завершается первый этап формирования информационной культуры педагогов - этап формирования компьютерной грамотности. Оснащение школ информационно-компьютерными средствами создало условия для формирования компьютерной грамотности учителя. Следующий этап на пути развития информационной культуры педагога - изменения в организации самого процесса познания, формирование навыков создавать компьютерные информационные продукты, учебные программы и т.п. Понятно, что простые навыки работы с компьютером - это только первый шаг к реализации профессиональной информационной деятельности педагога. Формирование и

развитие информационной культуры педагога - это, безусловно, неотъемлемая часть модернизации образования, и подготовку будущих педагогов следует ориентировать именно на изменения, происходящие в условиях информационного общества [1], а также формировать соответствующее отношение к источникам информации и умение ориентироваться в них и адекватно оценивать.

Средства ИКТ образовательного назначения - это средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами. Сегодня они также обеспечивают достижение педагогических целей.

В процессе изучения, многообразного применения и использования средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получая необходимую информацию из максимально большего числа источников; умеющий ее анализировать, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. В процессе использования ИКТ происходит развитие личности студента, его подготовка к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общения, в том числе:

- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

- эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации.

Компьютер выступает в роли персонального помощника студента, соответствует практически всем органам чувств человека. Относительное беспроблемное сращивание компьютера с различными техническими средствами обеспечивает компьютерный слух, зрение, осязание, способность речевого воспроизведения [6; 8].

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, привлечь учащихся к активной работе, например, погружая в определенную игровую ситуцию. Компьютер интерактивен: студент сам может задавать компьютеру способ изложения учебного материала.

«Информационную культуру постиндустриального общества можно сформировать в том случае, когда индивид, который использует компьютер,

становится субъектом культуры, ее главным действующим лицом. Во всех сферах человеческой деятельности компьютер выступает не только как мощное технологическое средство, но и как средство самореализации человека, как инструмент творчества, стимулирующий человека лучше познать самого себя, полнее открыть свои способности, проявить свою индивидуальность. В такой деятельности важно авторское самовыражение» [7, с. 163-164].

ИКТ практически решают проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, которые медленнее своих товарищей усваивают объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея компьютер как партнера, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Пространство компьютерной поддержки процесса индивидуализации обучения неограничено. Индивидуальная образовательная программа может использовать различные информационные средства и быть в разной степени самостоятельной и осуществляться в виде:

- выполнения индивидуального задания в классе;

- работы с модульной частью электронного пособия (изучение нового, упражнения, лабораторные работы, контрольные работы);

- самостоятельного освоения учебного предмета по электронному учебнику;

- свободного путешествия по пространству культуры.

Возможности компьютера могут быть использованы в наглядном

обучении в следующих вариантах:

1. Полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством, электронным учебным пособием по предмету (CD-ROM, DVD). Компьютер позволяет внести принципиальные изменения в содержание обучения, качественно иначе строя учебные предметы. Примеры: изменения в построении учебного предмета в компьютерных программах по языкам, предметах художественного цикла - рисовании, музыке и предметах профессионального профиля.

2. Частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (по отдельным темам, вопросам, предмету) заключается в использовании учителем своего сценария изучения материала с применением фрагментов программного обеспечения по предмету. При этом учитель, оставаясь центральной фигурой учебного процесса, выбирает учебные задания, контролирует ход их решения и определяет характер и степень помощи.

3. Фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, аудио- и видеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, музеев и других дополнительных материалов наглядного учебно-методического комплекта [7, с. 187-188].

Именно поэтому возрастает роль использования современных информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов.

Существует недостаточно исследований, в которых изучалось бы применение компьютера в процессе воспитания. А существующая реальность сделала эти проблемы важнейшими для нашей страны, поскольку от их эффективного решения будет зависеть качественно новый прирост ее интеллектуального, культурного и нравственного потенциала.

Как известно, студенты все большую часть учебного времени проводят за персональными компьютерами (электронные учебники, учебные программы, ресурсы электронных библиотек, Интернет). Именно поэтому возрастает роль использования современных информационно-коммуникационных технологий в организации учебной и воспитательной работы со студентами, в разнообразии форм занятий, которые бы способствовали повышению интереса и общей мотивации к обучению, его индивидуализации. В то же время педагоги должны учитывать и негативные моменты, связанные с содержанием всемирной сети Интернет.

Именно поэтому особое значение сегодня приобретает проблема воспитания духовных ценностей студенческой молодежи и, в частности, студентов вузов педагогического направления. Наиболее важным условием безопасности общества является наличие и сохранение системы культурных и духовных ценностей, составляющих ценностный смысл человеческого бытия. Именно педагог обеспечивает в обществе воспроизведение и трансляцию духовных ценностей, осуществляет духовную связь поколений и духовного опыта человечества. В руках педагогов будущее всей планеты - формирование нового человека с аксиологически ориентированным гуманистическим мышлением.

Формирование духовных ценностей личности должно быть тесно связано с новыми процессами развития общества. Необходимо учитывать новые социально-культурные реалии, которые влияют на воспитание (не только негативные, но и позитивные). Информационные технологии являются одним из средств обучения, способствуют реализации новых педагогических идей.

Молодым присущ бурный процесс самовоспитания, который охватывает все проявления отношения личности к миру и является одним из важнейших факторов формирования духовных ценностей. Именно информационно-коммуникационные средства дают студенческой молодежи возможность работать самостоятельно, творчески, при этом каждый ученик чувствует себя достойным человеком и учится уважительному отношению к другим людям [8].

Анализ литературно-педагогических источников и многолетний педагогический опыт позволяют говорить о том, что несмотря на усиление интереса к воспитательному процессу в высшей школе, связанному с изменением образовательной парадигмы XXI века, с достижениями современной гуманитарной науки о человеке как высшей духовной ценности, проблема воспитания духовных ценностей у студентов высших учебных заведений все еще остается недостаточно изученной и недостаточно технологически разработанной.

Существует много подходов к изучению природы ценностей, поэтому можно сказать, что ценность - это универсальная категория. Анализ литературы по проблеме исследования доказывает, что понятие «ценность» рассматривается как философско-социальная, политическая, психологическая категория, обозначающая положительное и отрицательное оценочное отношение к явлениям природы, формам общественной организации, историческим событиям, нравственным поступкам, духовным потребностям человечества, отдельного общества, народа, социальной группы или личности на конкретном этапе исторического развития.

Наряду с понятием «ценность», которая отражает один из важнейших моментов практического взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми, рассматривают понятие «ценностные ориентации». Ценностные ориентации являются важным компонентом структуры личности, в них будто аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в индивидуально-конкретной ситуации.

На основе результатов современных научных исследований определяются ведущие ценностные ориентации современной молодежи: материальные ценностные ориентации, духовные и смешанные. Значительное место у студентов занимает будущая работа: интересная, высокооплачиваемая, которая приносит радость, удовольствие. На духовные ценности (любовь, свобода, самостоятельность, уверенность в себе, в будущем, внутренняя гармония, счастье и др.) указали почти все студенты. Структуру ценностей определяет и половая принадлежность.

В наше время - время возвращения к традиционным ценностным ориентирам в процессе формирования личности остается весьма актуальной проблема формирования духовных ценностей студенческой молодежи. Причинами девальвации духовных ценностей молодежи выступают факторы социального, социально-экономического и социально-психологического характера; факторы, связанные с кризисом общественной идеологии; явления, связанные с негативным воздействием на сознание человека современной массовой культуры и средств массовой информации. Чтобы выяснить, какие именно ценности должна формировать система образования, нужно использовать положительный опыт ценностного воспитания и учитывать опыт воспитания ценностного отношения к человеку, который был накоплен в предыдущие годы.

Использование компьютерных программ оптимизирует процесс преподавания в вузе. Это относительно новая форма учебной работы, которая вызывает интерес у студентов и преподавателей, потому что находится в постоянном развитии. Компьютерная мультимедийная обучающая программа позволит за короткий промежуток времени донести до студенчества больший объем материала, пополнить теоретические сведения историческими фактами и событиями.

Педагогически целесообразной была бы разработка специальной компьютерной программы, содержащей большое количество интересной информации, видеосюжетов, ярких рисунков, голосового сопровождения, что способствовало бы активному участию студентов в ведении дискуссии при обсуждении определенной темы, проблемы.

В общем, общение с компьютером способствует развитию интеллектуального, духовного и нравственного потенциала молодежи, воспитывает умение планировать и рационально строить трудовые операции, точно определять цели деятельности, формирует аккуратность, точность и обязательность. Именно поэтому мы считаем целесообразным использовать информационно-коммуникационные средства в процессе формирования духовных ценностей студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вихватенко М.Т. Роль шформацшно-комушкацшних технологий в оргашзаци самостшно'1 роботи студенев / М.Т. Вихватенко // Осв^а Донбасу. - 2008. - № 1. - С. 5558.

2. Власенко О.М. Проблема формування моральних цшностей майбутшх вчшешв у теорп i практищ професшно! осв^и / О.М. Власенко // Осв^а Донбасу. - 2004. - № 3 - 4. - С. 8793.

3. Долженко В.О. Виховання духовних цшностей у студентсько'1 молодi в пол^культурному просторi: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.07 / В.О. Долженко; Схщноукр. нац. ун-т iм. Даля. - Луганськ, 2006. - 20 с.

4. Миронова Н.И. Ориентация студентов педагогических вузов на духовные общечеловеческие ценности в процессе изучения курса «Педагогическая аксиология» / Н.И. Миронова [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.docum.cos.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOForPrintChannel&type=article& dbid=ARTICLE_78044 - (Дата обращения 06. 09. 2008).

5. Морозов А.В. Формирование духовно-нравственных ценностей будущих учителей через содержание учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла / А.В. Морозов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=8. (Дата обращения 06. 09. 2008).

6. Саранцев Г.И. Информационное обеспечение методической подготовки студентов педвуза / Г.И. Саранцев // Педагогика. - 2008. - № 4. - С. 64-72.

7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. [Т 2.] / Г.К. Селевко. -М.: НИИ школьных технологий. - 2006. - 816 с.

8. Современные информационные и коммуникационные технологии как средство самообразования будущих учителей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mirrabot.com/work/work_39360.html. (Дата обращения 06. 09. 2008).

9. Социальная философия: учебник / [под общей редакцией В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача.] - Киев-Харьков: Издат. центр «Единорог», 2002. - 736 с.

Маховицкая Татьяна Петровна

старший преподаватель ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 159.91

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASPECTS OF EDUCATION IN HIGHER

EDUCATIONAL INSTITUTIONS

В статье описаны психофизиологические корреляты успешности обучения -девушек-студентов, знание которых позволит повысит уровень их профессиональной подготовленности. На нейродинамическом уровне успешность обучения связана с лабильностью возбуждения и торможения, общемозговой лабильностью, фоновой активностью мозга и сенсорных систем, скоростью генерирования возбуждения в мозговых структурах, соотношением возбудительных и тормозных процессов, а также выносливостью нервной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.