Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственных установок личности студента'

Формирование духовно-нравственных установок личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
952
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТ / SPIRITUAL AND MORAL INSTALLATIONS / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / PERSONALITY / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамалова Хоузу Эдилсултановна, Абдулазимова Тоита Хизировна

В статье изучен процесс формирования духовно-нравственных установок личности студента. Сделан вывод о том, что эффективность воспитания духовности студенческой молодежи обеспечивается целенаправленным подбором оптимальных форм, методов, приемов, средств воспитательной работы эстетичного, духовно-этического, нравственно-эмоционального направления, а также созданием духовного пространства в высшей школе, привнесением энергии красоты, добра, истины в атмосферу образовательных учреждений, личностным духовно-нравственным авторитетом педагогов. Учитывая указанное выше, следует подчеркнуть, что содержание процесса формирования духовно-нравственных установок студентов на современном этапе развития общества должны включать: образовательно-воспитательные ресурсы духовно-нравственной культуры общества; потенциал учебно-воспитательной и социокультурной среды высшего учебного заведения; духовное саморазвитие, самосовершенствование и собственно духовную самореализацию личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPIRITUAL-MORAL INSTITUTIONS OF A PERSONALITY

The article examines the process of formation of the spiritual and moral attitudes of the student’s personality. It is concluded that the effectiveness of educating the spirituality of student youth is ensured by purposeful selection of optimal forms, methods, techniques, means of educational work of the aesthetic, spiritual and ethical, moral and emotional direction, as well as the creation of spiritual space in high school, bringing energy of beauty, goodness, truths in the atmosphere of educational institutions, personal spiritual and moral authority of teachers. Taking into account the above, it should be emphasized that the content of the process of formation of the spiritual and moral attitudes of students at the present stage of development of society should include: educational and educational resources of the spiritual and moral culture of society; the potential of the educational and socio-cultural environment of the higher educational institution; spiritual self-development, self-improvement and the spiritual self-realization of the student’s personality.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственных установок личности студента»

И наконец, культура здоровья - это элемент нового педагогического мышления, который меняет взгляд на смысл педагогического процесса, где осуществляется развитие основных качеств личности, обуславливающих ее творческое саморазвитие и самовоспитание, а также осознанное и адекватное отношение к человеческой природе, предполагающей гармонию взаимодействия людей с духовной, физической и социальной средой их жизни.

Проникновение в сущность культуры здоровья позволяет говорить о том, что она представляет несомненный интерес для научных исследований в области человековедения, и особенно для педагогической науки. Это объясняется тем, что от глубины качественного воспитания и формирования культуры здоровья зависит личностное развитие человека и его профессиональное становление.

Выводы. Интерес ученых к культуре здоровья и её формированию зачастую лишь задекларирован. Между тем актуализация данной проблематики связана с катастрофическим падением уровня здоровья людей, и, к сожалению, детей и подростков, в обстановке резкого ухудшения экологии. Тем самым исследования в этой сфере необходимы и должны наполняться новым содержанием, в зависимости от изменения социокультурной ситуации, внедрения в образовательную практику отечественного высшего образования современных технологий и практической реализации гуманистической образовательной парадигмы.

Литература:

1. Берулава М.Н. Гуманизация образования: состояние и перспективы // Гуманизация образования. -№1. - 1994. - с. 3-11.

2. Глинянова И.Ю. Концептуальные основы валеологического образования молодежи // «Экополис: образование и здоровье»: Материалы 7 Международного конгресса. - СПб, 1995

3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. -Ростов-на-Дону, 1997.

4. Литвинова Зоя Николаевна. Формирование ценностного отношения личности к культуре здоровья в образовательном процессе вуза: Дис. ... канд. пед. наук - Ставрополь, 2004 192 с.

5. Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога // Теория и практика физической культуры. 2005. Т. 191. С. 191.

6. Магин, В. А. Формирование культуры здоровья личности будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки: диссертация ... кандидата педагогических наук. - Ставрополь, 1999.

7. Магин В.А. Компетентностная модель специалиста по физической культуре и спорту // Вестник спортивной науки. 2006. № 1. С. 43-47.

8. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки педагога: Учебное пособие - Москва-Ставрополь, 1991.

9. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов-на-Дону, 1995.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры чеченской филологии Мамалова Хоузу Эдилсултановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Абдулазимова Тоита Хизировна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Аннотация. В статье изучен процесс формирования духовно-нравственных установок личности студента. Сделан вывод о том, что эффективность воспитания духовности студенческой молодежи обеспечивается целенаправленным подбором оптимальных форм, методов, приемов, средств воспитательной работы эстетичного, духовно-этического, нравственно-эмоционального направления, а также созданием духовного пространства в высшей школе, привнесением энергии красоты, добра, истины в атмосферу образовательных учреждений, личностным духовно-нравственным авторитетом педагогов. Учитывая указанное выше, следует подчеркнуть, что содержание процесса формирования духовно-нравственных установок студентов на современном этапе развития общества должны включать: образовательно-воспитательные ресурсы духовно-нравственной культуры общества; потенциал учебно-воспитательной и социокультурной среды высшего учебного заведения; духовное саморазвитие, самосовершенствование и собственно духовную самореализацию личности студента.

Ключевые слова: духовно-нравственные установки, духовно-нравственная культура, личность, студент.

Annotation. The article examines the process of formation of the spiritual and moral attitudes of the student's personality. It is concluded that the effectiveness of educating the spirituality of student youth is ensured by purposeful selection of optimal forms, methods, techniques, means of educational work of the aesthetic, spiritual and ethical, moral and emotional direction, as well as the creation of spiritual space in high school, bringing energy of beauty, goodness, truths in the atmosphere of educational institutions, personal spiritual and moral authority of teachers. Taking into account the above, it should be emphasized that the content of the process of formation of the spiritual and moral attitudes of students at the present stage of development of society should include: educational and educational resources of the spiritual and moral culture of society; the potential of the educational and socio-cultural environment of the higher educational institution; spiritual self-development, self-improvement and the spiritual self-realization of the student's personality.

Keywords: spiritual and moral installations, spiritual and moral culture, personality, student.

Введение. Вопрос формирования духовно-нравственных установок молодежи в наше время является актуальной проблемой, так как студенческий возраст - это период интенсивного развития индивидуальных особенностей личности студента. Поэтому очень важно скоординировать усилия высших учебных заведений

ради успешного воспитания у молодежи духовно-нравственных установок.

Изложение основного материала статьи. Проблема формирования духовно-нравственных установок личности студента остро стоит перед современным обществом. В сложный период преобладания западных ценностей и массовой культуры важно найти эффективный инструмент консолидации общества и развития патриотических настроений.

Как педагогическое понятие духовно-нравственные установки и их формирование предусматривает в содержании следующие признаки: целеустремленность; наличие какого-то образца, даже наиболее общего, как социально-культурного ориентира; соответствие процесса развития социально-культурных ценностей в историческом прогрессе общества; присутствие определенной системы организованных влияний.

Сегодня существует большое количество разнообразных подходов к определению понятия «духовно-нравственные установки». Ученые толкуют это понятие по-разному.

Анализируя духовно-нравственные установки как самореализацию личности индивида, которая включает в себя интеллектуальные, эмоциональные и волевые особенности, необходимо раскрыть различные ее составляющие, такие как развитие и сущность духовно-нравственных установок личности, условия развития, духовные творения, потребности, способности и состояния.

В.Д. Шадриков рассматривает духовность как основную силу становления человечности [7]. Основным источником духовности автор считает осознание человеком самого себя и своих взаимоотношений с другими, и уже посредством этого - осознание добра и зла, понимание выгоды и отказа от нее для блага другого. Л. Буева отмечает, что «духовность является интегральным качеством, которое принадлежит к сфере личностных ценностей, которые определяют содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде» [2]. П. Симонов считал, что духовность выражает качество личности, которое представляет собой социальную ценность, потребность в познании, в стремлении к добру, сопереживание [5].

Компонентами духовной культуры личности являются: интеллектуальная культура знания и мышление; нравственной культуры - совесть, честь, достоинство, культура общения и чувств; национальное самосознание, политически-экологическая, правовая культура; эстетичная культура.

По нашему мнению, духовная культура тесно связана с нравственной культурой, которая формируется нравственным воспитанием. Нравственное воспитание определяется как воспитательное взаимодействие воспитателей и воспитанников и имеет целью сформировать стойкие нравственные качества, потребности, чувства, поведение на основе идеалов, норм и принципов нравственности, участия в практической деятельности.

Духовно-нравственные установки - сложная, многоотраслевая система, которая охватывает язык, искусство (любительское и профессиональное), науку (естественную и общественную, идеологию, право, религию, традиции, обычаи и верования), т. е. все то, что представляет духовный мир народа, его сознание, совокупность его убеждений и взглядов. Духовная культура основывается на мировоззрении народа, специфике его восприятия действительности, естественного и социального окружения [6].

Духовно-нравственное развитие личности предусматривает социокультурный процесс влияния общества на человека и, собственно, активность человека относительно критического, творческого осмысления определенных ролей, ценностей, исторического опыта в современных социально-экономических, политических условиях.

Результатом духовно-нравственного развития личности является усвоение ею системы нравственно-этических норм, основ культуры, сформированность духовных запросов, потребностей, интересов, выявление культуры чувств и гуманных взаимоотношений с окружающими.

В современных исследованиях проблем общественной нравственности и духовно-нравственного воспитания приоритетным направлением является определение системы связей между нравственным развитием личности и общества в целом. Поэтому основной воспитательной задачей высшей школы является воспитание личности, способной к нравственному самосовершенствованию и автономной саморегуляции своей деятельности и поведения, которое не может быть подвластно влиянию стихийных или целенаправленных деструктивных социальных факторов. Это достигается благодаря развитию высокой духовно-нравственной культуры под влиянием научно взвешенных целенаправленных учебно-воспитательных технологий.

Первостепенная роль в духовно-нравственном развитии личности принадлежит единству сознания и нравственных чувств. Х.Ю. Боташева предлагает рассматривать феномен духовно-нравственной культуры в двух ракурсах: как социальное явление и как качество личности. В данный феномен входят три составляющие: духовность, нравственность, культура [1].

По мнению Н.С. Пичко духовно-нравственная культура представляет собой развитый механизм личностной саморегуляции, который обеспечивает реализацию индивидуальных ценностей и смыслов с учетом безопасного и гуманного взаимодействия с самим собой и другими. Духовно-нравственная культура -это продукт социализации, образования, воспитания и самовоспитания. Закономерности ее становления и присвоения культурного опыта сравнительно мало изучены, несмотря на то, что одной из задач формирования и развития личности в целом является формирование общей культуры, а следовательно, и духовно-нравственной [3].

Проанализировав разные определения термина «духовно-нравственные установки», можем отметить, что духовно-нравственные установки, как понятие определяется учеными по разным признакам: как сфера духовной деятельности, которая включает систему образования, воспитание, духовное творчество (занятие наукой, политикой, этикой, искусством, философией, религией, правом и т. д.); как система ценностей и убеждений, образцов, стандартов и норм поведения; как средство самореализации личности или группы в социальной жизни. Кроме того мы также должны понимать, что духовно-нравственные установки формируют личность, ее взгляды, мировоззрение, ценностные ориентации, установки. Также благодаря наследственности духовно-нравственной культуры можно передавать знание, умение, навыки, художественные произведения и литературные произведения от поколения до поколения, от личности к личности.

Учитывая многообразие существующих определений термина «духовно-нравственные установки», на наш взгляд, можно предложить такое его обобщенное толкование: духовно-нравственные установки -составляющая общей системы взглядов, которые включают в себя духовную деятельность и ее продукты.

Характеризуется внутренним богатством сознания, степенью развития личности на основе высших социальных ценностей. В состав духовно-нравственных установок входят познание, нравственность, воспитание, образование, право, политика, философия, этика, эстетика, наука, искусство, литература, мифология, религия.

Духовно-нравственное воспитание студентов является приоритетным направлением в воспитательной работе вуза. Оно направлено на повышение статуса духовности и нравственности во всей системе учебно-воспитательной деятельности вуза и имеет целью формирование духовности как фундаментального качества личности, определяющего её позицию, поведение, отношение к себе и окружающему миру. Вшироком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании рационального фактора реализуется несколькими путями:

- Через приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.

- Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.

- Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при овладении учебными дисциплинами.

Воспитательный потенциал учебных дисциплин гуманитарного цикла (единая совокупность мировоззренческих, аксиологических, духовных, а также соответствующих им организационно -деятельностных ресурсов аудиторной и внеаудиторной работы) с позиции их значимости для формирования гражданской культуры у студентов среднего специального учебного заведения достаточно велик. Они помогают воспитывать в них те качества личности, которые необходимы для адаптации в современном гражданском обществе: патриотизм, толерантность, гражданственность и другие. Кроме того, в процессе изучения гуманитарных дисциплин, постигая знания-мнения о человеке, его взаимоотношения с природой, обществом, студенты приобретают духовные ценности, ценностные ориентации, нравственные позиции. Критериями уровня оценки и самооценки духовно - нравственной воспитанности могут быть:

- наличие у молодого человека научного мировоззрения;

- наличие чувства внутренней свободы у студентов, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;

- стремление к самореализации;

- успешность ведущей образовательной деятельности;

- адекватность самооценки;

- сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности.

Вступая в определённые отношения с окружающими людьми, студенты в различных жизненных ситуациях накапливают и расширяют нравственный опыт. Организация этого опыта осуществляется путём вовлечения студентов в различные виды деятельности, формирования на этой основе нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и привычек нравственного поведения.

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды учебного заведения при единстве факторов духовно-нравственного воспитания.. Поэтому, очень важно знакомить молодых людей с общечеловеческими ценностями, так как они выступают в качестве критериев как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семью, право и др.

Основными направлениями духовно-нравственного воспитания мы считаем: формирование и развитие системы духовно-нравственных знаний и ценностей, реализацию знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности, формирование у студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных моральных ценностей, формирование качеств социально-активной личности, имеющей навыки самопрезентации, аргументации, принятия решений, организации общественно и личностно значимых дел.

Основными задачами процесса формирования духовно-нравственных установок студентов, которыми должен руководствоваться педагог в своей повседневной работе, продолжают оставаться: воспитание интереса и ценностного отношения к произведениям искусства, явлениям культуры, способности воспринимать жизнь на основе идеалов красоты, добра и любви; формирование духовно-нравственной компетенции будущих специалистов в интеллектуальной, эмоционально-ценностной и деятельной сферах личностного развития; формирование ценностных ориентиров на идеалы культуры и традиции своего народа; активизация творческого отношения к окружающей действительности, самостоятельность решений и целенаправленных действий; развитие умений и навыков, которые предопределяют практический характер духовно-нравственной культуры, способность к культурно-творческой деятельности (интеллектуальные умения, эстетичные навыки), способность целостно планировать и решать социальные задачи; адекватная оценка культурного сотворчества (духовная практика); культивирование наилучших качеств русской ментальности - трудолюбия, милосердия, патриотизма, добропорядочности; развитие духовно-чувственного мира личности: духовных потребностей, нравственно-эстетичных чувств; стремлений к нравственному совершенству и т.д. [8].

Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование у студентов следующих качеств: нравственных чувств (долг, совесть, ответственность, патриотизм); нравственность облика; нравственной позиции; нравственного поведения.

Выводы. Итак, теоретический анализ исследуемой проблемы показал важность и необходимость формирования духовно-нравственных установок студенческой молодежи в высших учебных заведениях. Эффективность воспитания духовности студенческой молодежи обеспечивается целенаправленным подбором оптимальных форм, методов, приемов, средств воспитательной работы эстетичного, духовно-этического, нравственно-эмоционального направления, а также созданием духовного пространства в высшей школе, привнесением энергии красоты, добра, истины в атмосферу образовательных учреждений, личностным духовно-нравственным авторитетом педагогов. Учитывая указанное выше, следует подчеркнуть, что содержание процесса формирования духовно-нравственных установокстудентов на современном этапе развития общества должны включать: образовательно-воспитательные ресурсы духовно-нравственной культуры общества; потенциал учебно-воспитательной и социокультурной среды высшего учебного заведения; духовное саморазвитие, самосовершенствование и собственно духовную самореализацию личности студента.

Литература:

1. Боташева Х.Ю. Модель формирования духовно-нравственной культуры студентов университета // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск, 2008. № 12. C. 12-18.

2. Буева Л. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 5-7.

3. Пичко Н.С. Духовно-нравственные аспекты личности в контексте культуры: теоретическое осмысление проблемы // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 4. С. 267-275.

4. Козлова С.А., Коджаспирова Г.М., Азарова Л.Н., Артамонова Е.И., Бодина Е.А., Виноградова Н.Ф., Горлова Н.А., Конышева Н.М., Корешков В.В., Курочкина И.Н., Ромашина С.Я., Савенков А.И., Савостьянов А.И., Тарева Е.Г., Чумаков Б.Н., Шахманова А.Ш. ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГИКИ: Коллективная монография / Ответственный редактор С.А. Козлова. Составитель Г.М. Коджаспирова. Москва, 2017.

5. Симонов П. Происхождение духовности. М., 1989.

6. Фомина О.Е. Духовно-нравственное воспитание личности студентов в системе высшего образования. // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6973

7. Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996.

8. Сорокопуд Ю.В. Формирование и развитие основ психолого-педагогической компетентности будущих специалистов системы дополнительного общего образования школьников: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ставрополь, 2000

Педагогика

УДК 378

проректор - начальник управления академической политики и организации образовательной деятельности Масягин Сергей Владимирович

АНО ВО Университет Иннополис (г. Иннополис), соискатель кафедры педагогики

Военный университет Министерства обороны (г. Москва)

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОКОЛЕНИЯ (РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА)

Аннотация. В статье рассмотрено педагогическое условие совершенствования дидактического обеспечения довузовской подготовки в образовательных организациях высшего образования. Для формулирования концептуальных положений использовались результаты практического исследования довузовской подготовки в АНО ВО «Университете Иннополис» и других университетах, которые готовят кадры для цифровой экономики.

Ключевые слова: довузовская подготовка, дидактическое обеспечение, дифферинцированный и индивидуальный подход, эффективные методические приемы и средства.

Annotation. The article deals with the pedagogical condition of improving the didactic provision of pre-University training in educational institutions of higher education. The results of a practical study of pre-University training at the ANO "Innopolis University" and other universities that train personnel for the digital economy were used to formulate conceptual provisions.

Keywords: pre-University training, didactic support, differentiated and individual approach, effective methods and tools.

Введение. Одним из педагогических условий совершенствования дидактического обеспечения довузовской подготовки обучающихся в образовательных организациях нового технологического поколения, которые готовят будущих специалистов в области IT-технологий [2], является реализация дифференцированного и индивидуального подхода.

Изложение основного материала статьи. Применительно к данному исследованию термин «подход» рассматривается «...как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение, ...» [5, С. 164], как то, на основе чего должно развиваться изучаемое педагогическое явление. Осуществление дифференцированного (от лат. defferentia - разность, различие) и индивидуального подхода как одного из условий совершенствования дидактического обеспечения довузовской обучающихся означает адресную, вполне конкретную, точечную направленность данного вида обеспечения.

Сложившаяся практика дидактического обеспечения довузовской подготовки обучающихся свидетельствует о том, что цель и содержание этого вида обеспечения направлены на то, чтобы, как правило, в целом разработать необходимые учебные, методические и другие материалы для обучения в печатном и (или) электронном (цифровом) формате. Это же относится к модернизации имеющихся учебно-методических материалов, к методике подготовки и проведения учебных занятий. Однако при этом не всегда учитывается, что каждая дополнительная образовательная программа, которая в вузах реализуется на договорной основе,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.