Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственных ценностей на уроке истории'

Формирование духовно-нравственных ценностей на уроке истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
409
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гладкова Л. Г.

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания на современном этапе, указаны задачи воспитания подрастающего поколения. Представлен урок по данной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроке истории»

страивания открытых, доверительных, эмпатических, проблемных и непроблемных вопрос-ответных, свободных, равноправных, конструктивных, осознанных полилогических отношений.

Таким образом, смысл полилогического познания РДМК зависит от взаимодействия познающего с познаваемым. По мере взаимодействия с разными системами (субъект-объектной и субъект-субъектной) и освоения опыта их полилогического познания личность будущего педагога-музыканта имеет возможность восходить аналитически и эмоционально к новым уровням целостности и, значит, обеспечивать прирост своего человеческого духовного качества.

Список литературы:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

2. Брудный А.А. Понимание как компонент психологии чтения // Проблемы социологии и психологии чтения. - М., 1975. - 198 с.

3. Бубер М. Я и Ты / Пер. с нем. - М.: Высшая школа, 1993. - 175 с.

4. Дильтей В. Категория жизни / В. Дильтей. // Вопросы философии. -1995. - № 10. - С. 129-143.

5. Краткая философская энциклопедия. - М.: Изд. группа «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994. - 576 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

7. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - 2-е испр. изд. - М., 1999. - 487 с.

8. Мамардашвили М.К. Философские чтения / М.К. Мамардашвили. -СПб.: Азбука-классика, 2002. - 832 с.

9. Рикёр П. Справедливое / П. Рикёр; пер. с франц. Б.С. Скуратова. - М.: Гнозис; Логос, 2005. - 304 с.

10. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Республика, 1994. - 527 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКЕ ИСТОРИИ

© Гладкова Л.Г.*

Гимназия № 82, г. Краснодар

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания на современном этапе, указаны задачи воспитания подрастающего поколения. Представлен урок по данной теме.

* Учитель истории и обществознания.

Истинный показатель цивилизации - не уровень богатств и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного страной.

Р. Эмерсон

Наша страна уже третий десяток лет переживает сложную ситуацию. По словам А.И. Солженицына, « мы находимся в таком униженном состоянии, на таком уровне национального унижения, которое трудно сравнить с каким-либо периодом. Мы в национальном обмороке».

Вряд ли в этих словах содержится слишком большое преувеличение. Россия стоит перед выбором пути развития, по которому ей предстоит шагать в XXI веке. Развивающемуся обществу необходимы современно образованные, культурные люди, которые наделены чувством ответственности за судьбу своей страны.

Не для кого не секрет, что воспитание культурного человека - это воспитание человека не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни.

В настоящее время это достаточно непросто. Хаотичные явления в обществе, разлад, а не сплочение политиков, ориентирование молодежи на ценности и идеалы Запада, умаление самобытности российской истории, героизма и самоотверженности наших предков, понимание личной свободы как вседозволенности приводят к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность. А ведь именно воспитание нравственности - основа всякой воспитательной системы.

Нравственное воспитание включает в себя:

- формирование нравственного сознания, т.е. соответствующих представлений, понятий, суждений и на их основе убеждений;

- воспитание активной жизненной позиции;

- воспитание нравственных чувств;

- формирование нравственных потребностей личности, т.е. потребности в своем нравственном совершенствовании.

В нравственном воспитании должны участвовать все социальные институты: семья, школа, церковь, армия, производство. Однако, пальма первенства в этом вопросе принадлежит семье. Как часто, к сожалению, современные семьи вместо нравственности преподают безнравственность: тебя ударили - ударь и ты; обмани, толкни; вещи - не предметы необходимости, а предметы престижа; «это нас не касается» - лозунг многих семей. Взращивая эти качества, многие семьи забывают или зачастую не знают мудрые слова С. Брандта:

Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому: Родители пример тому.

Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе И за слова: легко толкнуть Детей на нехороший путь.

Нравственность закладывается в семье, а затем продолжает формироваться и на других жизненных ступенях, например - школа.

Для меня неиссякаемым источником воспитания нравственности являются люди, их поступки; люди, независимо от того, известны ли они на общегосударственном уровне, или на уровне малой родины. Поэтому на своих уроках стараюсь пробудить в ребенке чувство любви к Родине и ее людям. Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, эмоциональным, чистым тоном. Необходимо восстановить в своем высшем гражданском достоинстве благородные понятия «гражданин», «патриот», «патриотизм», означающие неразрывную связь человека со своей землей, никогда не забывать слова А.И. Солженицына: «Горе той стране, где слова «патриот» и «демократ» считаются бранью».

Формируя нравственное сознание и нравственные чувства, курс истории активно влияет на мотивы поведения учащихся. Привлечение школьников в процессе учебной работы к личностной нравственной оценке тех или иных исторических явлений и действий людей представляет собой своеобразный вид социальной практики.

Так, большое воспитательное влияние на учащихся оказывает изучение войн: крестьянских, гражданских, мировых, региональных, отечественных, а также других социальных потрясений. Задача учителя - во время урока обозначить основные теоретические вопросы, а эмоциональные характеристики участников событий (события не бывают безликими) с интересом готовят школьники в виде мультимедийных презентаций, портретных характеристик, тематических сообщений. Таким образом, исторические знания необходимы каждому. Они развивают широту взглядов человека на жизнь, способствуют пониманию чувства историзма, восприятию мира в движении и развитии, преодолению некритической привязанности к старому, выработке умения уважать материальную и духовную культуру и жизнь народов разных стран и времен.

Никогда не следует забывать слова русского писателя и историка Н.М. Карамзина: «История есть священная книга народов: главная, необходимая; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего» Именно в этих словах, на мой взгляд, заключается сущность формирования духовно-нравственных ценностей.

Тема: Отечественная война 1812 года.

Цель:

- раскрыть причины войны;

- показать ее справедливый характер;

- развивать у учащихся историческое мышление;

- воспитывать чувство уважения к русскому народу, беззаветному мужеству и преданности русской земле.

Оборудование:

- Карта «Отечественная война 1812 года».

- Портреты участников войны.

Основные понятия и термины: война, Отечественная война, партизанское движение. Опрос:

1. Какова была международная обстановка в Европе в начале XIX века.

2. Каковы основные цели внешней политики России в начале XIX века.

3. Каковы направления внешней политики России в начале XIX века.

4. Как развивались русско-французские отношения в Начале XIX века.

5. Какие противоречия и почему существовали между Россией и Францией.

Вывод: Россия вышла из состояния частичной изоляции, в котором находилась в первом десятилетии XIX; заключила ряд договоров со странами Европы, получила Возможность приступить к разрешению русско-французских противоречий.

Таблица 1

План нового материала:

1 .Причины войны

для Франции для России

1. «... остается одна Россия, но я раздавлю ее» (1811, Наполеон). 2. Мировое господство 1. Освободиться от французского влияния. 2. Укрепить положение в Европе.

2. Повод к войне:

- отказ России в 1810 году выполнить условия « континентальной блокады».

3. Готовность к войне и планы сторон: а) силы сторон:

Франции России

- 600 тыс. солдат (начали вторжение 420 тыс.). - 1372 орудия. - 210 тыс. солдат. - 1000 орудий.

б) планы сторон:

Франции России

1. Наступление на Москву. Для этого не допустить: - соединение русских армий; - разгром русских армий вблизи границ; - превратить Россию в зависимое государство; - через Россию нанести удар по Англии, лишив ее Индии. 1. Армия разделена на 3 части: Север - Петербург (Барклай-де-Толли); Центр - Москва (Багратион); Юг - Киев (Тормасов). 2. Генеральноесражение 1-й и 2-й армиями вдоль границ. 3. Главнокомандующий - Александр I (что не встретило одобрения, т.к. он был далек от военного дела).

4. Война:

а) начало - 12 июля 1812 года Наполеон перешел реку Неман и вторгся в пределы России;

б) смена главнокомандующего: Александр I - Барклай-де-Толли (военный министр);

в) срыв плана Наполеона: июль 1812 года - соединение 1-й и 2-й русских армий у Смоленска, хотя город был сдан противнику);

г) отступление русской армии на Москву:

- недовольство Барклай-де-Толли (шотландец, предполагаемый предатель);

- назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии (август 1812 г.);

- продолжение отступления русской армии к Москве для подрыва наступательного порыва противника;

д) Бородинское сражение 26 августа 1812 года. «Позиция, выбранная при Бородино, одна из наилучших» (М.И. Кутузов);

Почему? (работа со схемой учебника «Бородинское сражение); Потери:

60 тыс. французов 4 4 тыс. русских;

е) оставление Москвы (2 сентября 1812года) и переход на Калугу; Почему? (работа с картой);

ж) партизанское движение;

- включало действия крестьянских партизанских отрядов и партизанских отрядов регулярной русской армии;

- крестьянское партизанское движение зародилось стихийно, в период отступления русской армии;

- крестьяне помогали провиантом, одеждой, оружием;

- известны отряды под руководством Курина, Кожиной (использование фото, краткая информация о них);

- инициатором партизанских отрядов из армейских подразделений являлся Д. Давыдов (использование Фото, краткая информация);

з) последний период пребывания Наполеона в России:

- 6 октября 1812 года выход из Москвы. Попытка взорвать Кремль;

- 8 октября 1812 года поражение под Тарутином и Малоярославцем;

- переход на разоренную Смоленскую дорогу;

- 17 ноября 1812 переправа Наполеона через реку Березина. Потеря 30 тыс. солдат;

- 25 декабря 1812 года царь подписал Манифест об изгнании французской армии и окончании войны.

Закрепление: почему эта война получила название Отечественной?

Домашнее задание: § 4, составить таблицу «Хроника военных событий». Список литературы:

1. Гриневский И.М., Гриневская С.Э. От учебника к творческому замыслу урока. - М.: Просвещение, 1996.

2. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. - М.: Просвещение, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.