Научная статья на тему 'Формирование добрых человеческих отношений у учащихся при изучении литературы'

Формирование добрых человеческих отношений у учащихся при изучении литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК / ДОБРЫЕ ЧУВСТВА / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абакарова Рукият Кахрумановна

В статье рассматриваются вопросы формирования добрых человеческих отношений (ДЧО) на уроках литературы. Проанализированы уроки учителей средних школ, работающих по целевой комплексной программе «Принципы и методы формирования добрых человеческих отношений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование добрых человеческих отношений у учащихся при изучении литературы»

Психолого-педагогические науки

• • •

99

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 373.1.02

ФОРМИРОВАНИЕ

ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

©2008 Абакарова Р.К.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются вопросы формирования добрых человеческих отношений (ДЧО) на уроках литературы. Проанализированы уроки учителей средних школ, работающих по целевой комплексной программе «Принципы и методы формирования добрых человеческих отношений».

The article deals with the problems of the development of the kind humanistic relations (KHR) during the Literature lessons. Some secondary school teachers, who work on target comprehensive program "Principles and methods of the development the good human relations" have been analized.

Ключевые слова: формирование добрых человеческих отношений, усовершенствование, учитель - ученик, добрые чувства, воспитывающая среда.

Keywords: development of the kind humanistic relations, perfectization, teacher -pupil, kind feelings, educational environment.

Нравственное воспитание, нацеленное на формирование добрых человеческих отношений (ФДЧО), -целостный комплексный процесс учебно-воспитательной работы школы. Этот процесс проявляется во всех звеньях, его невозможно организовать посредством изучения одного или двух учебных предметов - в этом случае результат будет ущербным.

Изучение, обобщение положительного опыта (информационно-

методические бюллетени «Крупицы опыта по ФДЧО» №1-3) показывают, что работа по нравственному воспитанию в ходе преподавания учебных предметов носит эпизодический характер, рассеянный по предметам без определенной системы [7, 8].

В статье рассмотрены возможности учебных дисциплин гуманитарного цикла, при изучении которых можно осуществлять ФДЧО.

Учительница Первомайской средней школы №2 РД Манапова Патимат

100

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2008

Манаповна в ходе изучения произведений классической литературы воспитывает добрые качества характера, любовь ко всему окружающему. На обобщающем уроке по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе она показывает, как в образе Раскольникова и других сталкиваются два противоположных начала - добро и зло. Эпиграфом урока являются слова из романа: «Главное - люби других, как себя», они проходят красной нитью через все произведение писателя. Говоря о добром начале в человеке, учительница прежде всего имеет в виду его отношение к окружающим людям, природе. Чтобы понять и оценить характеры, поступки героев романа, учащиеся в течение ряда уроков наблюдали за развитием образов. Вместе с ними одолевали их нелегкий жизненный путь.

Голодающий Раскольников, увидев, в какой нищете живет семья Мармеладовых, свои последние копейки оставляет им. Добро требует жертв.

Увидев сон о том, как мужик насмерть забивает клячу, Раскольников просыпается в слезах. Здесь автор показывает его способность сопереживать, сострадать живому.

Раскольников несет свое наказание еще до совершения преступления: в подсознании добро борется со злом.

На преступление идет ради проверки своей теории. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - хочет выяснить он.

Совершив одно преступление, он вынужден был прибегнуть еще к одному насилию: ради прикрытия первого убивает беременную Лизавету, оказавшуюся свидетелем его преступления. Его мучают угрызения совести за совершенное злодеяние, он мечется в поисках выхода из тупика, в котором оказался.

Наблюдая за поведением Раскольникова вместе с учащимися, учительница подводит их к оценке его лично-

сти. И ставит вопрос: «К какой категории людей отнести самого Раскольникова?»

Мнения учащихся разделились, но большинство считает, что он обыкновенный человек, не выдержал испытания своей теорией. Учительница подвела учащихся к мысли о том, что никакие намерения не могут оправдать зла, жестокости (не имеет права один человек распоряжаться жизнью другого). Автор провозглашает эту истину устами Сони Мармеладовой: «Это человек-то вошь!».

Как и во времена Раскольникова, и в жизни нашего общества царят зло и жестокость. И в современном мире встречаются люди, подобно Раскольникову считающие себя сильными личностями, имеющими право вершить судьбы человечества. Это по их вине совершаются террористические акты, льется кровь невинных людей.

Такими же «сильными» личностями, наверное, себя считают и организаторы террористических актов в Каспийске, Беслане, унесшие жизни безвинных детей и стариков.

Учительница стремится вызвать у учащихся добрые чувства, и для этого анализируются и другие персонажи романа. Алена Ивановна и Лужин показаны отрицательными личностями, старушка «заедает чужую жизнь, злая, капризная... Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берет в месяц». Лужин изысканно одет, прилизанная наружность его прикрывает нутро дельца-хищника, способного на любую пакость. Его философия: «... возлюби, прежде всего, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Учащиеся сравнивают отношение Лужина к жизни с эпиграфом урока. Иходя из этого они подчеркивают, что герой любит только себя, его не трогают чужая боль и чужое горе.

Патимат Манаповна стремится, чтобы добрые чувства, пробужденные в сердцах учащихся, закрепи-

Психолого-педагогические науки • • •

лись и стали нормой поведения для них. Она уделяет особое внимание роли окружающей среды в воспитании личности. Как рисуется в романе Петербург и какова его роль в жизни героев? На страницах романа мы видим не величавые набережные, а район Сенного рынка, Гороховую улицу, где царят удушающая влажная жара петербургского лета, марево, резкий запах известки и краски (лето - время ремонта домов).

Это не просто фон, на котором происходит действие. Петербург -это своеобразное «действующее лицо», он душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи.

Чтобы выявить роль среды, учительница задает вопрос: «Стал бы Раскольников преступником, если бы жил не в Петербурге Ф. М. Достоевского, где «... жара страшная, к тому же духота. и та особенная вонь.», а на лоне природы, в лесу?»

Учащиеся сходятся во мнении, что если бы Раскольников рассвет и закат мог бы видеть в дрожащей глади речной воды, в сверкающих каплях росы, если бы вынашивал свою теорию не под светом городских фонарей, а под блеском звезд, то, может быть, и не взял бы в руки топор.

Все те страдания, через которые прошли герои, заставляют одних смиряться, других, например Раскольникова, бунтовать. Чтобы понять мотивы его поступка, нужно проанализировать особенности его характера: способен ли Раскольников с изменением каких-то обстоятельств бороться против зла силой добра. И с этой целью совместно с учащимися выявляются особенности его характера:

а) «угрюм, мрачен, надменен и горд, великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать. Ужасно высоко себя ценит.». Так отзывается о нем его друг Разумихин. К этому можно добавить замкнутость и необщительность;

101

б) он способен на добрые чувства: любит мать и сестру, жалеет Марме-ладовых, отдает им последние деньги, заботится об отце своего университетского товарища, во сне плачет о загнанной лошади;

в) постепенно под влиянием социального устройства жизни общества приходит к мысли о необходимости борьбы, но он выбирает путь убийства, путь «скорби по совести».

Теория Раскольникова прямо противопоставлена принципам ФДЧО. Все беды в обществе оттого, что человек плохо знает себя, свои недостатки и достоинства. Образ Раскольникова учит не повторять ошибки прошлого, потому что зло рождает только зло. Изучая принципы и методы ФДЧО [1. С. 24], ученик строит свою теорию, теорию человеческих отношений, основанных на высоконравственных принципах. Они выражают сущность взаимоотношений между людьми и включают в себя требование выработки таких качеств, как благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов других, но не безрассудное. На основе всех этих подлинно человеческих качеств у учащегося формируется система установок, обусловленных нравственными нормами и ценностями. Она выражается переживаниями, которые реализуются в общении и деятельности, связанных с актами содействия, сочувствия, помощи, то есть творением Добра.

Подводя итоги урока, учительница задает вопрос: «А в чем смысл теории Раскольникова? К каким выводам приходит Раскольников после преступления?» Из последствий своего поступка он понял, что «он не сверхчеловек, а тварь дрожащая»: «Я себя убил, а не старушонку». Но принцип для него остается незыблемым, поэтому даже на каторге он говорит: «Совесть моя спокойна».

Учащиеся, отвечая на эти вопросы, изложили суть теории, «которая

102

Известия ДГПУ, №3, 2008

заключается в том, что сильные личности обладают правом «перешагнуть и через труп, и через кровь».

Добро и зло двухполюсны, и между ними возможна не только борьба, но и различные ситуативные состояния. Одни из них организуют мир человека, другие - дезорганизуют. Человек, как существо разумное, способен познавать истину в мире и в себе, может и должен создать гармонию. Л. С. Выготский считал, что свободный человек избавится от крайней дисгармоничности (анатомической и физиологической), от чрезвычайной неравномерности развития и изнашивания органов и тканей и «наконец всерьез гармонизирует себя самого» [6. С. 371].

В целях закрепления пройденного материала учительница перед учащимися ставит вопросы: «Как жить? Какими принципами должен руководствоваться настоящий человек в своей жизни?».

Школьники приходят к выводу, что нужно жить по принципу Достоевского: «Главное - люби других, как себя».

Лаборатория по формированию добрых человеческих отношений предлагает обобщающий урок по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» связать с современной жизнью школы, класса. При регулировании детских конфликтов и исходя из интересов каждого члена коллектива следует:

1. Постепенно исправлять отрицательные качества и развивать положительные качества. В процессе этого уменьшаются и притесняются отрицательные качества, которым со временем не будет места.

2. Определить на первом этапе зло: преднамеренное или ошибочное. У преднамеренного зла есть причины появления, оно на чем-то основывается. Ошибочное зло совершается неумышленно, только нужно вовремя разъяснить, пока не стало привычкой. Необходимо создать такую воспитательную среду, в

которой ребенок почувствовал бы, что ему предоставляется свобода для самовоспитания, саморазвития.

3. Изучить положительные и отрицательные действия, влияющие на коллектив [2. С. 20-30].

С целью закрепления добрых чувств на основе неприятия зла учительница предоставляет ученикам возможность изобразить главных героев на рисунке. Сила любви к человеку, к самому высокому созданию природы, и непримиримость к проявлениям зла помогают учащимся лучше представить героев произведения Достоевского. Ведь образное отображение лучше закрепляет эмоциональные чувства учащихся. По этому поводу писал М. А. Айванхов: «Добро и зло - две силы, приводящие во вращение колесо жизни» [4. С. 31-34].

На уроках литературы при рассмотрении положительного персонажа учитель стремится к тому, чтоб ученики захотели походить на него. Часто задается классу вопрос: «А кто у нас похож на положительного персонажа? А кто похож на отрицательного?» [3. С. 28]. Ученики на первый и второй вопросы отвечают, указывая конкретных лиц. Мы считаем это грубой ошибкой, поскольку это оскорбляет достоинство молодого человека. Будет правильно, если учитель позволит учащимся найти в себе и положительные, и отрицательные качества литературных персонажей, чтобы при этом школьники представляли себе пути развития положительных качеств и исправления отрицательных.

На каждом этапе урока ученик должен усвоить определенные нравственные нормы, которые переходят в нравственное поведение и становятся привычкой. А самым сложным процессом является отвыкание ребенка от выработанных годами привычек.

Анализируя литературных героев, школьники учатся строить отношения в обществе. Изучая тот или иной образ, они смотрят со стороны на свои достоинства и недостатки.

Психолого-педагогические науки • • •

С 1993 года нами организуются уроки-дискуссии по «Педагогике

ФДЧО» [11. С. 15] для 9-11 классов на природе. К уроку-дискуссии учащиеся не готовились заранее, поэтому все высказывания были откровенными и естественными. Они не утаивали ничего, радость общения с природой вдохновляла их на задушевный разговор. После уроков учащиеся признавались, что получили большое удовольствие от общения.

В 1995 году Б. Т. Лихачев в книге «Философия воспитания» говорил о необходимости внести серьезные коррективы в организацию целостного педагогического процесса, по крайней мере, двум магистральным линиям. Первая заключается в поисках путей возвращения ребенка в природу, естественного сближения с ней. В общении с природой в процессе активной трудовой деятельности, созерцания, любования, наблюдения, общения, изучения юный человек получает возможность проявляться честно, открыто, адекватно самому себе [9. С. 59].

Вторая магистральная линия -пересмотр содержания и методик преподавания как важный путь формирования свободного, идеологически не закрепощенного внутреннего духовного мира детей. С этой целью необходимо в процессе обучения с малых лет прививать ребенку критическое отношение буквально ко всему, оставлять ему постоянную реальную возможность все критически переосмысливать, самостоятельно оценить, отстаивать, пусть не всегда безупречную и правильную, позицию [9. С. 59-60].

В решении вышеуказанной проблемы мы шли впереди. Мы демонстрировали подобные занятия на конференциях, совещаниях.

Уроки и семинары по проблеме, отраженной в нашей статье, еще 1994 году передавали по дагестанскому телевидению, на канале ТБС. Обобщающая работа «Принципы и методы формирования добрых чело-

103

веческих отношений между учащимися сельской национальной школы» была издана в Пятигорске в 1994 г.

Положительный опыт педагогов, использовавших наши методы исследования и формирования ДЧО, обобщен республиканской научнопрактической конференцией «Формирование добрых человеческих отношений - основа нравственного воспитания личности».

Выступая на этой конференции, профессор ДГПУ С. Х. Акбиев подчеркнул, что в процессе дагестанских учащихся огромную роль играет родная литература в ФДЧО [5. С. 24-27].

Г. М. Магомедова, учительница русского языка и литературы Джа-ванкентской средней школы, направляя ход урока на формирование ДЧО, сделала сдедующие выводы:

1. Литература помогает учащимся понять жизнь, людей, то, чем они живут, о чем мечтают, учит детей разбираться в людях, выступает как могучее средство воздействия на подрастающее поколение. Она обеспечивает эффективность нравственного воспитания - формирования ДЧО между учащимися.

2. Анализируя литературные произведения, нужно стараться помочь учащимся отличить добро от зла. Учащиеся, погружаясь в мир образов произведения, воспринимают прелести его, понимают человеческие горести и радости, выявляют душевное состояние действующих лиц. При этом развиваются в детях высоконравственные стремления.

3. Учитель должен быть артистом и, как художник, музыкант, испытывать муки творчества и величайшее наслаждение в процессе своей работы [11. С. 84].

Наша цель - укрепить духовное и физическое здоровье человека, а для этого надо постоянно действовать в целях формирования добрых человеческих отношений между людьми, чего не хватает в современном мире.

104

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2008

Примечания

1. Абакарова Р.К. Принципы и методы формирования добрых человеческих отношений между учащимися сельской многонациональной школы. - Пятигорск, 1994. - 24 с. 2. Абакарова Р.К. Социально-педагогические условия формирования добрых человеческих отношений между учащимися сельской многонациональной школы: Диагностика и методические советы. - Алма-Ата: Изд-во обл. ИУУ, 1992. - 40 с. 3. Абакарова Р.К. Терминологический словарь-справочник к «Диагностической тестовой карте» по формированию добрых человеческих отношений между учащимися многонациональной сельской школы. - Махачкала, 1994. - 28 с. 4. Айванхов О.М. Древо познаний добра и зла. - М., 1994. 5. Акбиев С.Х. Нравственность - залог общественного прогресса // Сборник материалов республиканской научно-практической конференции «Формирование добрых человеческих отношений - основа нравственного воспитания личности». Ма-хачкала-Каякент, 1999. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1968. 7. Крупицы опыта по формированию добрых человеческих отношений // Информационно-методический бюллетень. - №1 / Отв. ред. И.П. Раченко, Р.К. Абакарова,- Пятигорск, 1997. 8. Крупицы опыта по формированию добрых человеческих отношений // Информационно-методический бюллетень. - №2 /Отв. ред. И. П. Раченко, Р. К. Абакарова. - Махачкала-Новокаякент, 2000. 9. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М.: Прометей, 1995. - С. 7. 10. Раченко И.П. Познай, организуй и воспитай себя! - Пятигорск, 1991. - 142 с. 11. Раченко И.П. Абакарова Р.К. Педагогика формирования добрых человеческих отношений. Экспериментальная учебная программа. - Пятигорск - Махачкала, 1998.

Статья поступила в редакцию 03.10.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.