Научная статья на тему 'Формирование дискурса здорового образа жизни российского университета'

Формирование дискурса здорового образа жизни российского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ / DISCOURSE / HEALTHY LIFESTYLE / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / UNIVERSITY SPORT CLUB / PEDAGOGICAL PRINCIPLES AND FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехов Андрей Игоревич

В статье с позиций дискурсивного подхода рассматриваются возможности использования положительного зарубежного опыта для совершенствования физкультурно-спортивной деятельности вуза в контексте формирования здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Healthy Lifestyle Discourse Forming at Russian University

The article discusses the possibility of the using the positive foreign experience for the development of the health-improving and sport activity at university in the context of healthy lifestyle forming from the standpoint of discursive approach.

Текст научной работы на тему «Формирование дискурса здорового образа жизни российского университета»

УДК 378. 172 ББК 51. 204 (0)+74.58

Орехов Андрей Игоревич

аспирант кафедра педагогики Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого г. Тула Orekhov Andrey Igorevich Post-graduate Chair of Pedagogics Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy

Tula

Формирование дискурса здорового образа жизни российского университета Healthy Lifestyle Discourse Forming at Russian University

В статье с позиций дискурсивного подхода рассматриваются возможности использования положительного зарубежного опыта для совершенствования физкультурно-спортивной деятельности вуза в контексте формирования здорового образа жизни.

The article discusses the possibility of the using the positive foreign experience for the development of the health-improving and sport activity at university in the context of healthy lifestyle forming from the standpoint of discursive approach.

Ключевые слова: дискурс, здоровый образ жизни, физическое воспитание и спорт, университетский спортивный клуб, педагогические принципы и условия.

Key words: discourse, healthy lifestyle, physical education and sport, university sport club, pedagogical principles and framework.

По статистическим данным за последнее десятилетие в России в несколько

раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии. Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению общества. В 41 субъекте РФ (среди них - и Тульская область) дети и подростки составляют менее пятой части населения. Снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ, ростом ДТП способствуют увеличению смертности не только от хронических, но и социально обусловленных заболеваний. Люди стали умирать все более молодыми, и у молодых же отмечается наибольший прирост смертности: 2005-2010 г.г. ее показатель у 1924 летних возрос почти на 87% . Исследователи отмечают, что при сохранении

в России современного возрастного уровня смертности, из числа юношей, достигших сейчас 16 лет, до 60 лет доживут немногим более половины. [2, с. 15]

Не случайно в Национальном проекте «Образование» одной из актуальных является проблема сохранения здоровья молодежи на основе осознания его

ценности как условия активного долголетия всех поколений обновляющегося

12

российского общества . Это привлекает внимание исследователей различных областей современного знания - медиков, социологов, психологов и педагогов.

Современные отечественные исследователи (Н.П. Абаскалова, М.М. Сто-ляренко) считают одним из приоритетных направлений в решении задачи воспитания здорового поколения - приобщение его к физической культуре и спорту. Отмечается необходимость создания таких программ и технологических моделей физического воспитания в учебных заведениях, которые могут существенно повлиять на формирование положительного отношения к здоровому образу жизни у учащихся. [1; 5]

Действительно, вопрос сохранения и укрепления здоровья молодежи средствами и методами физической культуры в настоящее время является одним из самых обсуждаемых. Данная дискуссия ведется в нескольких плоскостях, затрагивающих формирование бережного (положительного, позитивного) отношения к невозобновимым ресурсам здоровья, рациональной организации данной деятельности в процессе физического воспитания. С педагогических позиций для эффективного достижения результатов здоровьеукрепления несомненно значимым становится выбор корректных подходов к обучению и воспитанию, ориентированных на гуманизацию образования и затрагивающих проблему индивидуальной, личностно-ориентированной педагогики.

Анализ теоретических исследований российских и зарубежных авторов, практические наблюдения свидетельствуют, что физическое воспитание учащейся молодежи по-прежнему осуществляется без целевой установки на активное усвоение ценностей физической культуры и спорта, здоровья и здорового образа жизни. [3; 4; 7] Единообразие содержания и форм физического воспита-

12 www.rost.ru/proj е^/е^сайоп/е^сайоп_тат^Ыт1

ния в учебных заведениях вступает в противоречие с индивидуальным своеобразием интересов современной молодежи.

Именно в данном контексте может стать полезным для отечественной школы французский опыт организации и совершенствования физического и спортивного воспитания молодежи в учебных заведениях страны. Гуманитарная образовательная доминанта, характерная как для российской, так и для французской культурной традиции, гармоничное сочетание знание-

просветительского подхода с личностно-ориентированным, обеспечит органичный синтез общемировых образцов школы и собственного образовательного опыта, который откроет путь к межкультурному диалогу и облегчит вхождение современной российской системы образования в мировое образовательное пространство.

Одним из перспективных направлений в решении проблем укрепления здоровья, которое рассмотрено нами на примере Франции, мы называем построение и развитие дискурса здорового образа жизни в учебном заведении. Рассматривая университет как образовательное пространство для особых связей и взаимодействий в дискурсе здорового образа жизни, мы видим пути реализации данного направления через осуществление проекта «Спортивный клуб университета».

Цель проекта: организация молодежного спортивного клуба как фактора формирования здорового образа жизни университетского сообщества

Задачи проекта: разработка устава клуба, программы и форм его деятельности в соответствии с концепциями организации аудиторного и свободного времени молодежи в контексте формирования здорового образа жизни; оснащение помещения клуба необходимым спортивным инвентарем и необходимым оборудованием; организация деятельности спортивного клуба в рамках функционирования тренажерного зала, массажного кабинета, деятельности секций фитнесса, бодибилдинга и других клубных видов спорта; проведение на базе клуба спортивных соревнований и культурно-оздоровительных мероприятий внутриуниверситетского и межуниверситетского характера, направленных

на пропаганду здорового образа жизни; позиционирование спортивного университетского клуба как экспериментальной площадки исследовательских проектов в области физической культуры и спорта, здорового образа жизни, социального и профессионального становления молодежи.

Реализация проекта будет способствовать поэтапному развитию дискурса здорового образа жизни, заключающегося в объединении на добровольной основе молодежи вуза в сплоченный коллектив спортивного клуба для ведения и популяризации здорового образа жизни; во включении всех членов университетского сообщества в эффективную оздоровительную клубную культурноспортивную деятельность под руководством профессиональных тренеров-педагогов; в укреплении и развитии идеологии культурно-массововго клубного спорта как средства сохранения и укрепления здоровья, достижения социального и профессионального успеха молодого человека в современных условиях.

Основой деятельности спортивного клуба и его движущей силой мы предлагаем выбрать силовые тренировки как прекрасную оздоровительную систему вкупе с режимом и продуманным питанием. Сила, грация, здоровье, рожденные атлетизмом, доказывают и утверждают величие духа и красоту преодоления. Недаром англосаксонское определение body-building (строительство тела) имеет другое звучание - «культуризм», от французского culturisme - система физических упражнений с различным отягощение, имеющая целью развитие мускулатуры. Однако, по нашему мнению, данное понятие и этимологически и исторически связано с культурой физического совершенства, берущей истоки в античности примерами атлетических упражнений, способствующих совершенству тела и духа. Данная позиция не оспаривается на протяжении столетий и в российской культуре. Героями сказок, былин стали богатыри, наделенные добротой, верностью, великодушием, соединяя в себе красоту телесную и духовную. В современном прочтении культуризм также рассматривается как незаменимое средство противостояния жизненным невзгодам, снятия стресса, воспитания дисциплины, целеустремленности, формирования позитивного мнения о себе. Занятия культуризмом способствуют созданию телесной красоты, что не

всегда достигается в других видах спорта, а красота телесная невозможна без внутренней красоты. [6, с. 54]

Современный «взрыв» интереса к культуре тела породил миллиардную индустрию с большими карьерными возможностями в клубах здоровья, в производстве спортивной одежды и снаряжения, в средствах массовой информации, в медицине и производстве препаратов, в тренерстве и других областях человеческой деятельности.

Сегодня силовая тренировка является одним из наиболее популярных видов здорового отдыха в мире. Это ли не показатель положительных изменений в отношении, особенно молодежи к своему здоровью, стремления к гармонии тела, а значит к гармонии с собой и с окружающим миром. Это обусловлено модной сегодня ориентацией молодежи на успех, связанной с силой, мышечной массой, красивым эстетичным телом. Однако со времени Ч. Атласа, впервые предложившего свою помощь худосочным подросткам, столкнувшимся с издевательствами сверстников, бодибилдинг прошел долгий путь. Методы силовой тренировки сегодня распространились по всему миру. Без сомнения, это нечто гораздо большее, чем внушительные мускулы и возможность покрасоваться на пляже (хотя это тоже позитивные мотивы). Силовая тренировка придает телу надлежащую форму, поддерживает мышечный тонус, укрепляет здоровье, предохраняет от травм и обеспечивает жизненную активность. Каждый юноша или девушка, которые приходит в спортивный зал, приносят с собой личные мотивы, заставившие их выбрать бодибилдинг для достижения определенных целей. Здесь и чисто утилитарные, о которых мы говорили выше, однако никак нельзя не отметить и психологическую составляющую бодибилдинга.. Многие современные психологи сходятся во мнении, что ничто не может сравниться с упражнениями при борьбе с депрессией и тревожными расстройствами, как силовая гимнастика, повышающая уровень тестостерона, рассеивающая тревогу и укрепляющая самооценку.

Прагматические резоны занятиями бодибилдингом не являются основными в процессе формирования ценностного отношения к здоровому образу жиз-

ни, хотя в отношении подростков и юношества этого нельзя сбрасывать со счетов. Когда молодой человек приходит в спортивный зал под воздействием внешних факторов, модных тенденций, то это не самое плохое начало. Если рядом в данный момент окажется знающий тренер, инструктор, учитель физической культуры, преподаватель, способный поддержать интерес, правильно организовать тренировочный процесс, создать атмосферу взаимопонимания, то в дальнейшем, несомненно, модное увлечение превратится в образ жизни, где здоровье будет являться одной из наивысших ценностей личности.

Если рассматривать процесс формирования дискурса здорового образа жизни в пространстве университета средствами силовой тренировки с дидактической точки зрения, то, безусловно, он основан на базовых педагогических принципах: активности, сознательности, систематичности, наглядности, постепенности и доступности.

Комплексная реализация данных принципов представляет собой тактическую составляющую организации учебно-воспитательной и досуговой деятельности. Отметим, что все участники данного процесса в пространстве вуза вступают в коммуникативное взаимодействие на поле физической и спортивной деятельности. С точки зрения теории дискурса - это акторы, в педагогической теории - это субъекты данного процесса.

Мы видим миссию педагога, преподавателя физической культуры, инструктора и тренера в его педагогизации, т.е. создании определенных организационно-педагогических условий для успешного его протекания. Среди них назовем главное - это включение в содержание физического воспитания комплекса знаний, способствующих формированию компетенции здорового образа жизни, которые послужат основой для формирования соответствующих умений использовать ценности здоровья в реальной ситуации. Указанные умения послужат основой для приобретения участниками опыта эмоциональноценностных отношений к здоровью. Приобретение данного опыта создаст предпосылки для творческой деятельности по поддержанию здоровья и использования знаний о ценностях здоровья и здорового образа жизни. Таким обра-

зом, движение от знания к пониманию, от умения к поведению и опыту деятельности будет способствовать формированию компетенции здорового образа жизни у всех участников дискурсивного взаимодействия.

Библиографический список

1. Абаскалова, Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз» [Текст]: Автореф. дис... докт. пед. наук / Абаскалова Надежда Павловна.- Барнаул, 2000.- 48 с.

2. Базарный, В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России [Текст] / В.Ф. Базарный.- М., 2004. - 98 с.

3. Вершинина, И.В. Становление и развитие ценностного отношения к здоровью у старшеклассников средней общеобразовательной школы [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук / Вершинина Инна Вячеславовна.- Саранск, 2006.- 227 с.

4. Витун, Е. В. Формирование готовности к здоровому образу жизни у студентов нефизкультурных вузов на основе ценностных ориентаций. [Текст]: Автореф. дисс. ... канд.пед.наук / Витун Елена Владимировна.- Магнитогорск, 2007.- 24 с.

5. Столяренко, А. М. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов [Текст] /

A.М. Столяренко.- М.: Юнити-Дана, 2010.- 543 с.

6. Хэтфилд, Ф.К. Всестороннее руководство по развитию силы. Пер. с англ. В.Е. Пеш-ко [Текст] / Ф. К. Хэтфилд .- Красноярск, 2008.- 283 с.

7. Golland, O. Les valeurs des jeunes. Tendances en France depuis vingt ans [Текст] / O. Galland, B. Roudot.- Paris : L’armattan, 2002.- 500 р.

Bibliography

1. Abaskalova, N.P. Theory and Practice of Healthy Lifestyle Forming in the “School-University” System [Text]: Synopsis of Thesis ... Doc. of Ped. / Nadezhda Pavlovna Abaskalova. -Barnaul, 2000. - 48 p.

2. Bazarny, V.F. School Stress and a Demographic Disaster in Russia [Text] / V. F. Bazarny.- Мoscow, 2004.- 98 p.

3. Golland, O. Youth Values. Tendencies in France Over Last 20 Years [Text] / O. Golland,

B. Roudot. - Paris: L’armattan, 2002. - 500 p.

4. Hatfield, F.K. Comprehensive Manual on Power Development [Text] / F.K. Hatfield. -Krasnoyarsk, 2008.- 283 p.

5. Stolyarenko, A.M. Psychology and Pedagogy. Textbook for Higher Education Institutions [Text] / A.M. Stolyarenko. - Мoscow: Unity-Dana, 2010. - 543 p.

6. Vershinina, I. V. Formation and Development of Value Attitude Towards Health at High School [Text]: Thesis ... Cand. of Ped. / Inna Vyacheslavovna Vershinina. - Saransk, 2006. - 227 p.

7. Vitun, E. V. Formation of Healthy Lifestyle Readiness on the Basis of Value Orientation at Higher Education Institutions [Text]: Synopsis of Thesis ... Cand. of Ped. / Elena Vladimirovna Vitun. - Magnitogorsk, 2007. - 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.