Научная статья на тему 'Формирование диагностической компетентности в области речевого развития дошкольников у студентов в бизнес-инкубаторе вуза'

Формирование диагностической компетентности в области речевого развития дошкольников у студентов в бизнес-инкубаторе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУЩНОСТЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДИАГНОСТИКЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / СИМУЛЯЦИОННЫЙ СМАРТ-ЦЕНТР / MONITORING OF EDUCATION QUALITY / ESSENCE OF TEACHERS'' TRAINING TO ASSESS PRESCHOOL CHILDREN''S SPEECH DEVELOPMENT / PRACTICE-ORIENTED FOCUS OF COMPETENCE DEVELOPMENT / BUSINESS INCUBATORS / SMART SIMULATION CENTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабаева Г.Ф., Нагимова Е.С.

В статье характеризуются актуальность, современное состояние и условия формирования профессиональных компетенций у студентов в области педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста. Отмечается, что диагностическая компетентность в области речевого развития детей и диагностический тип мышления требуют специальной работы по их формированию в процессе подготовки специалистов в вузе. Признается эффективным участие студентов в диагностической работе с детьми, организованной на базе бизнес-инкубаторов и симуляционных смарт-центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабаева Г.Ф., Нагимова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of students'' diagnostic competence of preschoolers'' speech development in the business incubator of the university

The article deals with the relevance, current state and conditions of development of students' professional competence in the field of educational diagnostics of preschool children's speech development. It is noted that the diagnostic expertise in the field of children's speech development and diagnostic mindset require special work on their formation in the process of higher school students' training. The authors believe that students should participate in the diagnostic work with children organized on the basis of business incubators and smart simulation centers.

Текст научной работы на тему «Формирование диагностической компетентности в области речевого развития дошкольников у студентов в бизнес-инкубаторе вуза»

УДК 378.14

Шабаева Гузель Фагимовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии

Института педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

Нагимова Евгения Сергеевна

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры прикладной психологии и девиантологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ У СТУДЕНТОВ В БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЕ ВУЗА

Shabaeva Guzel Fagimovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Preschool Education and Psychology Department, Institute of Education Science, Bashkir State Pedagogical University

Nagimova Evgenia Sergeyevna

PhD in Psychology, Senior Lecturer, Applied Psychology and Deviant Studies Department, Bashkir State Pedagogical University

DEVELOPMENT OF STUDENTS' DIAGNOSTIC COMPETENCE OF PRESCHOOLERS' SPEECH DEVELOPMENT IN THE BUSINESS INCUBATOR OF THE

UNIVERSITY

Аннотация:

В статье характеризуются актуальность, современное состояние и условия формирования профессиональных компетенций у студентов в области педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста. Отмечается, что диагностическая компетентность в области речевого развития детей и диагностический тип мышления требуют специальной работы по их формированию в процессе подготовки специалистов в вузе. Признается эффективным участие студентов в диагностической работе с детьми, организованной на базе бизнес-инкубаторов и симуляционных смарт-центров.

Ключевые слова:

мониторинг качества образовательной деятельности, сущность подготовки будущих педагогов к диагностике уровня развития речи дошкольников, практико-ориентированная направленность формирования компетенций, бизнес-инкубатор, симуляционный смарт-центр.

Summary:

The article deals with the relevance, current state and conditions of development of students' professional competence in the field of educational diagnostics of preschool children's speech development. It is noted that the diagnostic expertise in the field of children's speech development and diagnostic mindset require special work on their formation in the process of higher school students' training. The authors believe that students should participate in the diagnostic work with children organized on the basis of business incubators and smart simulation centers.

Keywords:

monitoring of education quality, essence of teachers' training to assess preschool children's speech development, practice-oriented focus of competence development, business incubators, smart simulation centers.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н) предусматривает такие трудовые функции и трудовые действия воспитателя, как владение стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития с учетом личностных и возрастных особенностей детей.

Мониторинг качества образовательной деятельности, ее результатов становится неотъемлемой частью работы педагога. Особенности подготовки учителей начальных классов к осуществлению педагогической диагностики раскрыты в работах Л.Ю. Александровой, Н.Н. Атлас-киной, В.М. Янгировой и др. Анализ исследований последних лет свидетельствует об усилении внимания к вопросу подготовки будущих педагогов к педагогической диагностике в детском саду (А.Н. Морозова, Р.А. Исламова; И.А. Паршукова и др.).

Особое значение в профессиональной подготовке студентов имеет формирование готовности к работе по развитию речи детей на диагностической основе, что обусловлено социальной значимостью речи и ее ролью в формировании высших психических функций и развитии личности. Педагогическая диагностика речевого развития детей является обязательным компонентом

дошкольного образования. Главной ее задачей выступает педагогическая оценка развития, а также выбор пути дальнейшей работы по развитию речи.

Педагогическая диагностика речевого развития занимает промежуточное интеграционное положение между системой методов педагогического воздействия и системой методов педагогического исследования, выступая одновременно в качестве средства познания уровня речевого развития и средства его преобразования, коррекции. Конечный результат педагогической диагностики речевого развития - принятие решения по проектированию педагогического процесса, адекватного логике развития уровня речи дошкольников, составление индивидуальной траектории речевого развития ребенка, консультативной программы для родителей и специалистов.

Наблюдение и анализ педагогического процесса в детских садах показали, что воспитатели испытывают значительные трудности при обследовании особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Разработка плана выявления особенностей детской речи и выбор методики изучения речи осуществляются в лучшем случае интуитивно, по результатам диагностики не создаются программы развития детей с учетом возрастных и индивидуальных речевых особенностей. В реальном образовательном процессе вуза студенты редко включаются в процесс обследования детской речи, проектирование и реализацию педагогической работы с детьми в период педагогической практики.

К настоящему времени накоплен значительный опыт формирования диагностических умений у студентов в этой области. Определено содержание теоретической подготовки, разработана система заданий для студентов, предполагающая обследование разных сторон детской речи, анализ полученных данных и последующую разработку программ индивидуального развития детей [1].

Понятие «готовность студентов к педагогической диагностике речевого развития детей» в исследовании Г.Ф. Шабаевой определяется как сложное структурное образование, ядро которого составляют: профессионально-ценностное отношение к обследованию речи ребенка и осознание роли взрослого в речевом развитии дошкольника; овладение системой знаний о речевом онтогенезе, ведущих линиях речевого развития и способах изучения детской речи, а также умениями выявлять возрастные и индивидуальные особенности детей и использовать эти данные в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения [2].

В данном исследовании изучалось качество готовности, сформированности диагностической компетентности у студентов выпускных курсов вуза и практических работников к педагогической диагностике речевого развития детей. Исследованием было охвачено 149 студентов 3-5-х курсов очной и заочной форм обучения, 84 дошкольных работника (в том числе 46 человек (55 %) со средним и 38 (45 %) - высшим педагогическим образованием). Выявлялись уровень понимания воспитателями сущности диагностики речевого развития, наличие знаний о способах обследования, умений интерпретировать результаты обследования и применять их в педагогической деятельности.

Было выявлено, что 19 (52 %) педагогов не используют в своей работе диагностические методики для определения уровня речевого развития дошкольников; 26 (68 %) опрошенных не могут подобрать диагностические методики, адекватные изучаемым параметрам; 27 (70 %) специалистов-педагогов необоснованно применяют методики, используемые в психологии, логопедии и дефектологии; 32 (84 %) респондента слабо представляют сущностные характеристики онтогенеза речи, не могут воспользоваться результатами обследования речи детей.

Информация, полученная с помощью комплексного применения диагностических методов, позволила сделать вывод о том, что диагностические действия, диагностическая компетентность в области речевого развития детей и диагностический тип мышления не формируются в процессе непосредственной педагогической деятельности, а требуют специальной целенаправленной работы по их формированию в процессе подготовки будущих специалистов в вузе. Эффективным в овладении диагностическими умениями, как показывает опыт, является привлечение студентов к участию в социально значимых проектах по изучению уровня речевого развития дошкольников в условиях региона, в обследовании детской речи в дошкольных организациях, бизнес-инкубаторах и симуляционных центрах вуза.

Студенты дневной и заочной форм обучения были привлечены к обследованию речевого развития 320 детей старшего дошкольного возраста (128 сельских и 192 городских), посещающих массовые детские образовательные организации, центры дополнительного образования. Участие студентов в данном проекте способствовало осознанию общественной значимости речевого воспитания, становлению профессионально-ценностных ориентаций, применению системы психолого-педагогических знаний и умений, опыта отработки трудовых действий воспитателя в области диагностики речевого развития детей.

Привлечение студентов к участию в социально значимых проектах является инновационным, общественно значимым, инициативным проектом по изучению речи детей студентами. Вы-

полнение проекта было направлено на выяление уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста и их речевой готовности к школе, изучение речевого портрета выпускника детской образовательной организации, составление индивидуальной траектории, индивидуальных речевых маршрутов. Привлечение студентов к участию в этом проекте повышало мотивацию студентов к обследованию речи детей. Результаты этого обследования были рассмотрены и одобрены Министерством образования Республики Башкортостан (РБ).

В настоящее время на базе бизнес-инкубатора и симуляционного смарт-центра, созданных в ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы» (Уфа), студенты имеют возможность принять участие в диагностической работе с детьми, в ходе которой решается проблема подготовки студентов к диагностической деятельности, а также осуществляется консультационная работа с родителями и воспитателями детских образовательных организаций [3].

Также авторами Е.С. Нагимовой и Г.Ф. Шабаевой предложена и внедрена оригинальная система организации комплексного психолого-педагогического сопровождения разных категорий семей и детей в условиях консультационных центров и центров дополнительного образования, включающая работу специалистов разного профиля (психологов, педагогов, врачей, дефектоло-гов, генетиков и др.) в виртуальной и реальной среде жизни по речевому развитию детей в рамках осуществления научной работы «Психолого-педагогическое сопровождение семьи и детства» при поддержке гранта РБ. Авторы обосновывают актуальность внедрения комплексного подхода в работе с семьей и ребенком, в частности, через систему лабораторий, научных центров, бизнес-инкубатора, сети спортивных и оздоровительных центров, созданных на базе ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы».

Разработан и апробирован электронный учебник-консультант «Онлайн-работа с родителями», содержащий научно-методическое обеспечение для специалистов разного профиля по организации психолого-педагогического сопровождения семьи и детства по речевому развитию детей; защищены кандидатские диссертации по темам: «Формирование готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста» [4], «Психологические факторы неготовности к материнству» [5]; подготовлен ряд пособий по пренатальной психологии и педагогике, в которых обозначены причины низкого и неадекватного уровня речевого развития детей.

Ссылки:

1. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей / под общ. ред. В.И. Яшиной. 5-е изд. М., 2014.

2. Шабаева Г.Ф. Формирование готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 23 с.

3. Инновационная школа и задачи Института педагогики в подготовке специалистов нового поколения / Г.Ф. Шабаева [и др.] // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 6. С. 29-36.

4. Шабаева Г.Ф. Указ. соч.

5. Миронова Е.С. Психологические факторы неготовности к материнству : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 24 с.

References:

Mironova, ES 2011, Psychological factors unprepared for motherhood, PhD thesis abstract, Moscow, 24 p., (in Russian). Shabaeva, GF 2009, Formation of readiness of students to pedagogical diagnosis of speech development of preschool age children, PhD thesis abstract, Moscow, 23 p., (in Russian).

Shabaeva, GF et al. 2011, 'Innovative School and objectives of the Institute of Pedagogy in the preparation of a new generation of specialists', Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana, no. 6, pp. 29-36, (in Russian).

Yashina, VI & Alekseeva, MM 2014, Theory and methods of language development of children, 5th ed., Moscow, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.