Н.Н. ГОНЧАРОВ (Тула)
формирование боевых приемов борьбы как компонент профессиональноприкладной физической подготовки сотрудников мвд россии
Рассматриваются проблемы профессиональноприкладной физической подготовки сотрудников МВД РФ, результаты анализа программ и учебно-методических документов для организации учебного процесса раздела «Боевые приемы борьбы». Приведен анализ возможностей практического применения ножа, табельного оружия и специальных средств при отражении нападения. Предлагаются пути повышения эффективности профессиональной подготовки сотрудников МВД РФ.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, самозащита без оружия, методика обучения, боевые приемы борьбы, рациональная техника, идеомоторные тренировки, учебный процесс, безусловный рефлекс.
Глубокие политические и экономические преобразования в обществе на рубеже XX - XXI вв. негативно повлияли на криминогенную обстановку в России. Преступность и сопряженные с ней иные формы противоправного поведения приобрели характер реальной угрозы национальной безопасности России. На фоне этой сложной криминогенной обстановки возросли требования, предъявляемые к боевому мастерству, физической и психологической подготовке сотрудников МВД России при задержании лиц, совершивших преступления и административные правонарушения.
Неутешительная статистика о потерях среди личного состава Министерства внутренних дел России за 1994 - 2007 гг. [7; 15; 20] убедительно говорит о некачественной и неэффективной профессиональной подготовке сотрудников милиции. в связи с этим один из авторитетных специалистов МВД РФ в свое время признал: «Думаю, большая часть вины за гибель людей ложится на тех, кто плохо готовил их к испы-
таниям... Уверен: если бы руководители не уставали повторять своим подчиненным, что от их знаний и навыков зависит их жизнь, если бы мы сами строже и принципиальней спрашивали с ответственных за обучение, подход к специальной подготовке был бы другой, ученики искали бы учителя, чтобы тот показал им тот или иной прием единоборств» [7].
Поэтому вполне очевидно, что вопрос поиска оптимальных путей повышения эффективности и качества профессиональноприкладной физической подготовки сотрудников МВД России приобретает государственное значение.
В этой связи многие специалисты считают, что возросшие в настоящее время требования к профессионально-прикладной физической подготовке сотрудников МВД России диктуют необходимость ее совершенствования посредством использования современных педагогических приемов и организационно-методических решений, которые существенно повысят ее эффективность.
Следует подчеркнуть, что усовершенствовать существующую профессиональноприкладную физическую подготовку (в частности, систему самозащиты без оружия при нападении правонарушителя с ножом - обезоруживание) курсантов учебных заведений и сотрудников МВД РФ в разное время пытались и пытаются многие специалисты, однако до сих пор добиться масштабных сдвигов в решении этой проблемы пока не удалось.
На основании результатов анализа учебных программ, учебно-методических пособий [13; 14] и диссертационных работ [17; 24] можно предположить, что основная причина, по которой не удалось добиться существенных результатов в решении вышеуказанной проблемы, заключается в том, что авторы многих работ, посвященных этой теме, не видят необходимости в четком разграничении спортивных единоборств и самозащиты без оружия. Вместо научно обоснованной системы самозащиты без оружия предлагается одна из разновидностей спортивного рукопашного или ножевого боя между вооруженным правонарушителем и «безоружным» сотрудником милиции, со всеми условностями и ограничениями, характерными для спорта.
© Гончаров Н.Н., 2009
Здесь уместно заметить, что многие специалисты (В.А. Спиридонов [22], Н.Н. Ознобишин [18], С. Колинз [11], А.Е. Тарас [23], В.В. Лялько [12], А.И. Травников [25], Й. Абернети [1]) также считают, что спортивные единоборства не в полной мере отвечают требованиям самозащиты без оружия, т.к. отражение реального нападения есть нечто большее, чем спортивные состязания, где спортсмены выясняют свое превосходство в технике, тактике и физической подготовленности при помощи судей.
Под профессионально-прикладной физической подготовкой следует понимать специальный педагогический процесс с преимущественным использованием форм, средств и методов физического воспитания, которые в оптимальной степени обеспечивают развитие и совершенствование функциональных и двигательных возможностей человека, необходимых для конкретных видов трудовой и военной деятельности [10]. Итоговым результатом обучения является умение сотрудника МВД России выполнять типовые профессиональные задачи и умело защищать себя при помощи боевых приемов борьбы, табельного оружия или специальных средств от нападения правонарушителя с минимальным ущербом для здоровья нападающего.
из этого следует, что базовая техника (стойки, передвижения, защита, удары и т.д.), физические упражнения и их элементы, используемые в профессиональноприкладной физической подготовке сотрудников МВД России, должны максимально способствовать развитию важных двигательных и физических качеств, необходимых для успешного решения оперативнослужебных задач, и надежно обеспечивать их личную безопасность. Однако учебные программы и учебно-методические документы традиционно не содержат сведений о технологии преподавания боевых приемов борьбы [8], что подтверждается результатами проведенного нами исследования.
Вполне очевидно, что существующий сегодня в профессионально-прикладной физической подготовке подход к обучению обезоруживанию правонарушителя, нападающего с ножом, при помощи отдельных технических приемов, не увязанных в единую систему, и при отсутствии специальной методики не может отвечать требованиям сегодняшнего дня. Между тем уме-
ние обезоруживать правонарушителя, нападающего с ножом, имеет важное значение для обеспечения личной безопасности сотрудника МВД при выполнении оперативно-служебных задач, ввиду того, что такой вид нападения и сам бой носят скоротечный характер, и любая ошибка, допущенная сотрудником милиции при отражении нападения, может иметь для него трагические последствия.
Следует подчеркнуть, что в современных условиях нож благодаря своей компактности, надежности и либеральности российских законов является почти идеальным оружием правонарушителя. В соответствии с российским законодательством незаконное ношение холодного оружия влечет за собой лишь предупреждение или наложение административного штрафа [9], а нож хозяйственно-бытового назначения на территории Российской Федерации можно носить в общественных местах без ограничений.
Между тем защита от внезапного нападения правонарушителя с ножом чрезвычайно сложна, т.к. время, необходимое для нанесения колющих ударов ножом, составляет всего 0,35 - 0,45 секунды. В свою очередь, на изготовку к стрельбе из девятимиллиметрового пистолета Макарова требуется от 4,0 до 6,0 секунды [16], а на изготовку специальных средств (резиновая палка, аэрозольная упаковка) к отражению нападения необходимо затратить 2,0 - 2,5 секунды. Несложный сравнительный анализ позволяет прийти к заключению, что личная безопасность сотрудника МВД при таком нападении будет целиком и полностью зависеть не от табельного оружия и специальных средств, которыми он вооружен, а от его профессиональной подготовленности и надежности системы самозащиты без оружия.
По-настоящему эффективная система самозащиты без оружия может быть только комбинированной [2; 18; 22] и построенной на рациональной технике. При этом не имеет значения, из каких единоборств заимствованы те или иные приемы, важно, чтобы они были эффективны в реальной боевой ситуации и гармонично увязаны между собой. Говоря о рациональной технике, следует подчеркнуть, что рациональность технических действий определяется возможностью достигнуть на их основе высших результатов. Рациональность техники - это характеристика не сотруд-
ника милиции, а самого способа выполнения движения, используемой разновидности техники [5].
из этого следует, что базовая техника из ныне существующих спортивных и боевых единоборств должна отбираться и включаться в систему самозащиты только на основании данных, полученных в результате эксперимента, теоретического анализа и практического поиска. При подборе элементов следует отказаться от сложной техники и остановиться на приемах, простых в изучении, но в то же время эффективных в реальной боевой ситуации. К тому же, чем проще действие, тем легче оно выпадает из-под динамического контроля с привлечением концентрированного внимания, который переключается на результат действия или ситуацию [6].
Поэтому не случайно один из основоположников отечественной системы самозащиты без оружия Н.Н. Ознобишин писал, что «неправильный подбор и несовершенство приемов современных систем и оторванность их от требований действительной жизни - вот в чем заключается зло, с которым приходится бороться на пути к созданию новой системы самозащиты» [18]. В связи с этим возникает вопрос, как из всего многообразия элементов базовой техники существующих сегодня боевых и спортивных единоборств выбрать наиболее пригодные для отражения нападения с ножом. Вполне очевидно, что ответ на этот вопрос следует искать в физиологической природе двигательной деятельности человека, которая представляет собой сложный комплекс условно-безусловных реакций, направленных на решение конкретной задачи. Данное предположение и явилось рабочей гипотезой для дальнейшего исследования.
Так, И.М. Сеченов в своем труде «Рефлексы головного мозга» утверждал: «... все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь мышечному движению. Все без исключения инстинктивные движения в животном теле направлены лишь к одной цели - сохранению целости неделимого» [21]. В то же время Н.А. Бернштейн справедливо полагал, что животный организм «сам создал в процессе эволюции “программу” своих действий и передал ее по наследству в форме безусловных рефлексов и инстинктов. инстинктивное поведение - это двигатель-
ные акты, выполняемые автоматически по определенному готовому стереотипу. Мозг является хранилищем огромной “картотеки” готовых двигательных программ, переданных ему по наследству и пригодных чуть ли не на все случаи “элементарной” жизни» [3].
Следовательно, будет вполне логично из этого хранилища двигательных программ в ходе педагогического эксперимента извлечь готовые инстинктивные защитные реакции человека и на их основе сформировать технику защиты при нападении с ножом. Биомеханическим эталоном для формирования будут элементы базовой техники, подобранные из существующих боевых и спортивных единоборств. С целью выявления инстинктивных защитных реакций был проведен эксперимент, в котором приняли участие 80 человек, ранее не занимавшихся боевыми и спортивными единоборствами. Результаты эксперимента легли в основу разработанной нами комбинированной системы самозащиты без оружия, которая на практике показала высокую эффективность. Ее принципиальное отличие от уже существующих систем - простота, надежность, универсальность и доступность в изучении. Кроме того, она открыта для дальнейших разработок в зависимости от конкретных целей и задач.
Однако сжатые сроки обучения, широкий возрастной диапазон и различные двигательные возможности сотрудников МВД требуют не только поиска эффективных элементов базовой техники, но и повышения эффективности учебного процесса, что невозможно осуществить без научно обоснованной методики обучения. Следует подчеркнуть, что основополагающие принципы методики физического воспитания, относящиеся к процессу обучения движениям, применимы и в обучении элементам базовой техники системы самозащиты без оружия, несмотря на то, что она имеет специфическое применение на практике. Поэтому принципиально важно, чтобы обучение приемам самозащиты без оружия и тренировки были единым педагогическим процессом, построенным на дидактических принципах сознательности, активности, наглядности, доступности, систематичности и прочности.
Для более успешного овладения техникой самозащиты без оружия в условиях дефицита учебного времени необходимо ис-
пользовать подводящие упражнения, а для самостоятельных занятий - идеомоторные тренировки, которые путем многократных мысленных повторений нового упражнения позволяют научиться выполнять его практически. Кроме этого, исследователь А.Ц. Пуни (1969) доказал, что еще большего эффекта можно достигнуть в том случае, если представление разучиваемого упражнения сочетается с реальным его выполнением [6].
В связи с вышеизложенным мы полагаем, что комбинированная система самозащиты без оружия, в основе базовой техники которой лежат инстинктивные защитные реакции, и научно обоснованная методика обучения значительно повысят эффективность и качество профессиональноприкладной физической подготовки сотрудников МВД РФ.
Литература
1. Абернети Й. 55 эффективных захватов реального боя. СПб.: Прайм - Еврознак, 2007. 154 с.
2. Основы рукопашного боя / Г.А. Бурцев, С.Г. Малашенков, В.В. Смирнов [и др.]. М.: Во-ениздат, 1992. 206 с.
3. Бернштейн А.Д. Живое движение. М.: Знание, 1964. 46 с.
4. Белкин А.А. Идеомоторная тренировка. М.: ФиС, 1983. 122 с.
5. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика: учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: ФиС, 1979. 264 с.
6. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003. 384 с. (Серия учебников нового века).
7. Калашников В. Авторитет силы и сила авторитета // Милиция. 1996. № 10. С. 5.
8. Колюхов В.Г., Лисицин В.И., Улыбыше-ва В.Ф. Построение процесса обучения боевым приемам борьбы: метод. реком / Метод. центр при ГУК МВД России. М., 1998.
9. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. М.: Изд-во «Элит», 2004.
10. Кабачков В.А. Профессиональноприкладная физическая подготовка // Физ. культура в шк. 1989. № 11. С. 34 - 37.
11. Коллинз С. Реальная система самозащиты. М.: АСТ-Астрель, 2006. 160 с.
12. Лялько В.В. Тренажеры в боевых искусствах / под ред. А.Е. Тараса. Минск: Харвест, 1998.
13. Миленин В.М., Уфимцев О.Ю., Драло Ю.Л. Первоначальная подготовка по боевым приемам борьбы: учеб.-метод. пособие / Министер-
ство внутренних дел Российской Федерации. Главное управление кадров. М., 2002.
14. Михеев П.П. Самозащита без оружия: Академия прикладного САМБО / Смол. гос. ин-т физ. культуры и спорта. Брянск, 1993.
15. Нургалиев Р. Нургалиев взялся за воспитание // Рос. газ. 2008. 2 июля.
16. Наставление по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации: приложение к приказу МВД России от
11.09. 2000. № 955 (любое изд.).
17. Носуля В.Н. Теория обучения самозащите без оружия в учебных заведениях МвД Российской Федерации: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 1998.
18. Ознобишин Н.Н. Искусство рукопашного боя. М.: Изд-во «Торговый дом “ГРАНД”», 2005. 389 с.
19. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. М.: АСТ, 2006. 863 с.
20. Папкин А. Осторожность и трусость не одно и то же // Милиция. 1997. № 10. С. 34.
21. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. 99 с.
22. Спиридонов В.А. Основы самозащиты, тренировка и методика. М.: Изд-во «Торговый дом “ГРАНД”», 2005. 311 с.
23. Тарас А.Е. Боевая машина: Руководство по самозащите. Минск: Харвест, 1997. 153 с.
24. Тоян Е.И. Обучение боевым приемам борьбы в служебно-прикладной физической подготовке слушателей учебных центров МвД РФ: дис. ... канд. пед. наук. Тобольск, 2006.
25. Травников А.И. Как защитить себя на улице. М.: Феникс, 2005. 125 с.
Fighting methods in a battle as a professional and practical physical training component for the employees of Ministry of Home Affairs of Russian Federation
There are discussed the issues of professional and practical physical training component for the employees of Ministry of Home Affairs of Russian Federation. Also the results of the analysis of programs and educational and methodological papers for the educational process organization in the section “Fighting methods in a battle” are demonstrated. There are analyzed the possibilities of practical use of knives, government-issue weapons and special means for resisting the attack. The ways of increasing the effectiveness of professional training are suggested.
Key words: professional and practical physical training, self-defense without weapons, training methodology, fighting methods in a battle, rational techniques, ideomotor trainings, studying process, instinctive reflex.