Научная статья на тему 'Формирование биологической компетентности старших школьников средствами передвижного музея природы Арктики'

Формирование биологической компетентности старших школьников средствами передвижного музея природы Арктики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / ПЕРЕДВИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ / ПЕРЕДВИЖНОЙ МУЗЕЙ ПРИРОДЫ АРКТИКИ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MUSEUM EDUCATION / MUSEUM OBJECT / TRAVELLING EXHIBITIONS / TRAVELLING MUSEUM OF ARCTIC NATURE / SKILLS IN BIOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушнир Фаина Геннадьевна

В статье анализируются идеи формирования биологической компетентности старших школьников в образовательной среде естественнонаучного передвижного Музея природы Арктики в процессе реализации методической модели, отвечающей требованиям развития и самореализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING BIOLOGY SKILLS OF SENIOR SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF THE TRAVELLING MUSEUM OF ARCTIC NATURE

The article covers the ideas of developing senior schoolchildren’s skills in biology by means of educational environment of the travelling Museum of Arctic Nature as a part of implementation of a methodical model for personality’s education and self-fulfillment.

Текст научной работы на тему «Формирование биологической компетентности старших школьников средствами передвижного музея природы Арктики»

УДК 372.857 Кушнир Фаина Геннадьевна

аспирант кафедры физиологии человека и методики обучения биологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева тел.: (3919) 22-39-45

ФОРМИРОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕРЕДВИЖНОГО МУЗЕЯ ПРИРОДЫ АРКТИКИ

Kushnir Faina Gennadievna

PhD student of the Human Physiology and Methods of Teaching Biology Department, Krasnoyarsk State Teachers’ Training University named after V.P. Astafiev tel.: (3919) 22-39-45

BUILDING BIOLOGY SKILLS OF SENIOR SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF THE TRAVELLING MUSEUM OF ARCTIC NATURE

Аннотация:

В статье анализируются идеи формирования биологической компетентности старших школьников в образовательной среде естественнонаучного передвижного Музея природы Арктики в процессе реализации методической модели, отвечающей требованиям развития и самореализации личности.

Ключевые слова:

музейное образование, музейный предмет, передвижные выставки, передвижной Музей природы Арктики, биологическая компетентность.

Summary:

The article covers the ideas of developing senior schoolchildren’s skills in biology by means of educational environment of the travelling Museum of Arctic Nature as a part of implementation of a methodical model for personality’s education and self-fulfillment.

Keywords:

museum education, museum object, travelling exhibitions, travelling museum of Arctic Nature, skills in biology.

Изменения, происходящие в современном обществе и социальные условия жизни, определяют необходимость самостоятельного выбора ценностных ориентиров у подрастающего поколения. Проблема в том, что школа как главный институт воспитания испытывает кризис, связанный с «технократической перегрузкой образования; трансляцией знания в безличной форме; дефицитом культуры в образовании» [1]. В проекте нового стандарта содержания образования делается упор на формирование компетентной личности учащихся в условиях школьного образования. Однако за пределами школьного класса ученики оказываются перед необходимостью вести самостоятельную и практическую деятельность, проявлять ответственность и способность к решению жизненно важных задач. Для формирования компетентной личности необходима модель обучения, которая позволит задействовать образовательный потенциал различных общественных институтов; современные естественнонаучные музеи могут предоставить огромные возможности для формирования биологической компетентности старшеклассников.

Основная образовательная миссия музея - развитие личности человека музейными средствами, где музей может обновлять содержание образования (биологического в частности) в условиях его модернизации. Анализ рассматриваемой проблемы обозначил противоречия и недостаточность исследований в области музейного образования: на сегодняшний день не разработана и не утверждена система непрерывного взаимодействия школы и музея; не существует координации в создании совместных образовательных программ [2]. В частности, не выявлены цели, тенденции и стратегии образовательной деятельности современных естественнонаучных музеев в биологическом образовании школьников; не разработаны методологические основы проектирования системы и методики формирования биологической компетентности школьников средствами музея.

Музейное пространство передвижного Музея природы Арктики, учитывающее современные разработки в области музееведения, стало средой формирования биологической компетентности старших школьников, что обусловлено образовательными возможностями естественнонаучных музеев. Успешная реализация принципов музейного образования в пространстве передвижного Музея природы Арктики обеспечена совокупностью применяемых музейных методик и технологий, наличием музейно-образовательной среды и взаимодействием с партнерами. Музей природы Арктики при государственном природном заповеднике «Большой Арктический» сегодня выполняет свою основную миссию - сохранение природного и культурного наследия арктического побережья Таймыра музейными средствами. Цель работы музея - создание сбалансированной системы экспозиционной коммуникации на основе музейного собрания в контексте передвижных выставок. Документирование процессов естественной и общественной истории арктического по-

бережья Таймыра включает научную инвентаризацию объектов природы и их сохранение в форме коллекций, а также выявление и изучение объектов культуры территории заповедника и служит источником содержания музейно-образовательного процесса.

Приоритетным направлением выставочной деятельности музея стало создание системы временных и передвижных выставок в Норильском промышленном районе, Диксоне, Дудинке. Наиболее высокими кинетическими способностями обладают передвижные выставки; они повышают доступность и общественную значимость музейных коллекций, оперативно вводят в оборот научные достижения, расширяют географию деятельности музея; обладают широким диапазоном образовательных возможностей [3]. Образовательная среда естественнонаучного передвижного Музея природы Арктики в нашем исследовании стала средством формирования биологической компетентности школьников. Для разработки методической модели, применительно к школьному предмету «Биология», были выявлены организационно-методические условия, включающие:

- создание музейно-образовательной среды;

- раскрытие ценностных аспектов музейного и биологического образования;

- использование музейного предмета как средства обучения;

- разработка системы заданий на основе музейных методик и технологий;

- отбор эффективных форм организации образовательного процесса.

В ходе исследования было проведено изучение музейной аудитории, которое показало, что большинство посетителей выставок - дети, из них около 30 % - учащиеся старших классов общеобразовательных школ, в том числе учащиеся профильных классов и слушатели элективных курсов (см.: табл. 1).

Реализация образовательного процесса в музее должна обеспечить несколько уровней взаимосвязи: первый уровень - «музейный педагог - ребенок»; следующий уровень взаимосвязи: «ребенок - среда музея», экспозиция в целом или отдельный предмет; третий уровень взаимосвязи: «музей - реальная жизнь» [4].

Таблица 1 - Учет посетителей Музея природы Арктики за 2002-2010 гг.

Годы Кол-во Кол-во Кол-во посетителей В т.ч. кол-во В т.ч. кол-во Кол-во

экспонатов выставок выставок детей старшеклас. экскурсий

2010 1 820 25 27 345 20 132 7 012 654

2009 1 689 22 25 431 16 578 5 342 543

2008 1 432 21 24 367 15 438 4 789 654

2007 1 769 24 22 345 14 532 3 457 542

2006 1 836 27 25 847 18 755 4 092 830

2005 1 560 23 20 655 13 770 3 885 620

2004 1 027 23 30 553 19 865 7 688 546

2003 816 17 22 639 14 750 4 889 472

2002 780 12 14 356 10 637 3 719 380

Для обеспечения этих взаимосвязей и формирования биологической компетентности старших школьников автором была предложена методическая модель образовательного процесса, которая была реализована в рамках адресных музейных проектов для старших школьников: детско-юношеская научно-исследовательская экспедиция «Полярная экологическая школа»; временная музейная выставка «Человек и природа. Формула успеха»; временная музейная выставка «Следы былых биосфер»; элективный курс «Моделирование и дизайн выставок экологического содержания». Использование образовательных возможностей музейного пространства и реализация принципов организации образовательного процесса потребовала поиска наиболее эффективных форм работы с музейной аудиторией; ведущим стал деятельностный компонент биологического образования, который обеспечивает взаимодействие его структур, организацию и управление процессом [5]. В музейном пространстве существует ряд особенностей образования: избирательность; расширение чувственно-эмоционального опыта человека, развитие способности к ценностному переживанию, эстетической реакции, визуальному восприятию; обучение детей умению извлекать знания, опираясь на первоисточник; наличие эстетически значимой и информационно-насыщенной предметно-пространственной среды; осуществление пространственного перемещения; включение в игровую или творческую деятельность [6].

Закономерности процесса формирования биологической компетентности стали конструктивной основой предлагаемой методической модели, которая позволяет формировать различные уровни компетентности школьников в разном возрасте. Мы считаем наиболее целесообразным выделение трех уровней сформированности компетентности: общекультурный уровень (7-11 лет) - формирование общекультурной компетентности; уровень функциональной грамотности (12-15 лет) - формирование предметных компетенций; профессионально-

ориентированный уровень (15-17 лет) - формирование общепредметных и ключевых компетенций [7]. Диагностика сформированности биологической компетентности старших школьников музейными средствами на уровнях функциональной грамотности и профессиональноориентированном уровне проводилась в рамках элективного курса «Моделирование и дизайн выставок экологического содержания» (МБОУ «Лицей № 3», г. Норильск).

Процесс биологического и музейного образования в рамках элективного курса «Моделирование и дизайн выставок экологического содержания» был направлен на освоение слушателями знаний о процессах естественной истории, овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности. Слушатели курса стали участниками творческого коллектива по созданию палеонтологической выставки «Следы былых биосфер», которая экспонировалась в выставочном зале МБОУ «Лицей № 3», г. Норильска. Школьники принимали участие в разработке плана выставки, монтаже и оформлении, подготовке экскурсий.

В процедуре моделирования биологической компетентности мы опирались на рефлективностное выявление компетентностного содержания образования, которое включает в себя четыре этапа:

1) поиск проявлений ключевых компетенций в каждом учебном предмете;

2) построение «древа компетенций» на трех уровнях: ключевые, общепредметные, предметные;

3) проектирование общепредметных образовательных компетенций по вертикали на всех трех ступенях обучения;

4) проекция сформированных компетенций на уровень учебных предметов [8].

В ходе опытно-экспериментальной работы был проведен анализ, систематизация и интерпретация данных, полученных в ходе исследования и подтверждающих позитивные изменения в ходе проверки и апробации методической модели. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что музейные средства образования могут расширять кругозор, развивать коммуникативные навыки, формировать социальную активность старшего школьника и умение действовать самостоятельно. Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании методической модели методики формирования биологической компетентности старших школьников музейными средствами и выявлении организационно-методических условий, обеспечивающие эффективность экспериментальной методики.

Реализация представленной модели позволяет успешно использовать возможности естественнонаучных музеев в процессе формирования биологической компетентности школьников музейными средствами. Переориентация школьного биологического образования на компе-тентностный подход и использование образовательного потенциала естественнонаучных музеев позволяет акцентировать внимание педагогов на формирование конкурентоспособной, всесторонне развитой личности обучающегося.

Ссылки:

1. Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.; В., 1997.

2. Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев. Проблемы и перспективы // Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. М., 1997. С. 8-27.

3. Мазный Н.В. Кинетические принципы классификации музейных выставок и проблема сохранения музейной спецификации. Российский институт культурологии. М., 1997.

4. Юхневич М.Ю. Музейная педагогика, как новая научная дисциплина // Ориентиры культурной политики. М., 1997. С. 26-39.

5. Смирнова Н.З., Чмиль И.Б., Ачекулова Л.И., Голикова Т.В., Галкина Е.А., Прохорчук Е.А. Методологические проблемы современного школьного биологического образования. Красноярск, 2010.

6. Юхневич М.Ю. Указ. соч.

7. Смирнова Н.З., Кушнир Ф.Г. Формирование биологических компетентностей старших школьников средствами передвижного естественнонаучного музея // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.

Астафьева. Красноярск, 2010. № 3. С. 75-82.

8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование.

2003. № 2. С. 58-64.

References (transliterated):

1. Zinchenko V.P. Obraz i deyatel'nost'. M.; V., 1997.

2. Kossova I.M. Kul'turno-obrazovatel'naya deyatel'nost' muzeev. Problemy i perspektivy // Sbornik trudov tvorcheskoy laboratorii «Muzeynaya pedagogika» kafedry muzeynogo dela. M., 1997. P. 8-27.

3. Mazniy N.V. Kineticheskie printsipy klassifikatsii muzeynykh vystavok i problema sokhraneniya muzeynoy spetsifikatsii. Rossiyskiy institut kul'turologii. M., 1997.

4. Yukhnevich M.Y. Muzeynaya pedagogika, kak no-vaya nauchnaya distsiplina // Orientiry kul'turnoy poli-tiki. M., 1997. P. 26-39.

5. Smirnova N.Z., Chmil' I.B., Achekulova L.I., Golikova T.V., Galkina E.A., Prokhorchuk E.A. Metodo-logicheskie problemy sovremennogo shkol'nogo bio-logicheskogo obrazovaniya. Krasnoyarsk, 2010.

6. Yukhnevich M.Y. Op. cit.

7. Smirnova N.Z., Kushnir F.G. Formirovanie biolog-icheskikh kompetentnostey starshikh shkol'nikov sredstvami peredvizhnogo estestvennonauchnogo muzeya // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva. Krasnoyarsk, 2010. № 3. P. 75-82.

8. Khutorskoy A.V. Klyuchevye kompetentsii. Tekhnolo-giya konstruirovaniya // Narodnoe obrazovanie. 2003. № 2. P. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.