Научная статья на тему 'Формирование базовой личностной физической культуры обучающихся'

Формирование базовой личностной физической культуры обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PERSONAL PHYSICAL CULTURE / HEALTH OF STUDENTS / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чермит Казбек Довлетмизович, Чувакин Анатолий Леонидович

Общественное беспокойство по поводу неудовлетворительного состояния здоровья российских детей и молодежи [1; 2; 3] отражается в том внимании, которое уделяется этой проблеме в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Устанавливая ответственность образовательного учреждения и педагогических работников за охрану жизни и здоровья через закон, государство соглашается с тем, что не существует медицинских или иных способов охраны личностного здоровья человека [4; 5]. Социальный заказ на поиск путей сохранения и развития нации, её здоровья, трудовой и репродуктивной достаточности вводимым в действие законом адресован педагогической общественности. Именно образовательная система может и должна стать иммунным барьером сохранения индивидуального здоровья и способствовать формированию культуры здоровья социальных групп [5; 6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чермит Казбек Довлетмизович, Чувакин Анатолий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF BASIC PERSONAL PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS

Public concerns over an unsatisfactory state of health of the Russian children and youth [1; 2; 3] are reflected in attention which is paid to this problem in the Federal law “On Education in the Russian Federation”. Establishing responsibility of educational institution and pedagogical workers for life and health protection through the law, the state agrees that there are no medical or different ways of protection of the person’s health [4; 5]. The social order for search for ways to preserve and develop the nation, its health, labor and reproductive sufficiency, put into operation by the law, is addressed the pedagogical community. Educational system itself can and has to become an immune barrier to preserve individual health and promote formation of culture of social groups’ health [5; 6].

Текст научной работы на тему «Формирование базовой личностной физической культуры обучающихся»

УДК 796.011.1 ББК 75.10 Ч 48

К.Д. Чермит

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: chermit@adygnet.ru

А.Л. Чувакин

Старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета; E-mail: chermit@adygnet.ru

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

(Рецензирована)

Аннотация. Общественное беспокойство по поводу неудовлетворительного состояния здоровья российских детей и молодежи [1; 2; 3] отражается в том внимании, которое уделяется этой проблеме в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Устанавливая ответственность образовательного учреждения и педагогических работников за охрану жизни и здоровья через закон, государство соглашается с тем, что не существует медицинских или иных способов охраны личностного здоровья человека [4; 5]. Социальный заказ на поиск путей сохранения и развития нации, её здоровья, трудовой и репродуктивной достаточности вводимым в действие законом адресован педагогической общественности. Именно образовательная система может и должна стать иммунным барьером сохранения индивидуального здоровья и способствовать формированию культуры здоровья социальных групп [5; 6].

Ключевые слова: личностная физическая культура, здоровье обучающихся, социализация.

K.D. Chermit

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of General Pedagogy Department, Adyghe State University, Maikop; E-mail: chermit@adygnet. ru

A.L. Chuvakin

Senior Lecturer of Physical Training Department, Adyghe State University, Maikop; E-mail: chermit@adygnet. ru

FORMATION OF BASIC PERSONAL PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS

Abstract. Public concerns over an unsatisfactory state of health of the Russian children and youth [1; 2; 3] are reflected in attention which is paid to this problem in the Federal law “On Education in the Russian Federation”. Establishing responsibility of educational institution and pedagogical workers for life and health protection through the law, the state agrees that there are no medical or different ways of protection of the person’s health [4; 5]. The social order for search for ways to preserve and develop the nation, its health, labor and reproductive sufficiency, put into operation by the law, is addressed the pedagogical community. Educational system itself can and has to become an immune barrier to preserve individual health and promote formation of culture of social groups’ health [5; 6].

Keywords: personal physical culture, health of students, socialization.

Несмотря на то, что идеология деятельности образовательных учреждений направлена на формирование компетентностей и внутреннюю интеграцию предметных областей, львиную долю задач по охране здоровья и социализации человека в области самосохранения и саморазвития обеспечивает предмет «физическая культура».

Такой подход изменяет предметное содержание и организацию всего процесса физического воспитания детей и учащейся молодежи. Методологической основой ее развития является установка на социализацию людей в области физической культуры, формирование здорового образа жизни и базовой физической культуры личности как ее

составляющих.

Совокупность подходов по применению термина «базовый» в теории физической культуры позволяет проследить цепочку ее проявления и развития. Состав базовых средств и базовых знаний представляет собой базовую физическую культуру. Однако базовая физическая культура представляет собой лишь составной компонент физической культуры, поэтому ее воздействие приводит не к формированию личностной физической культуры, а лишь к формированию базовых ее составляющих.

Таким образом, базовая физическая культура личности представляет собой результат социализации в области физической культуры, многокомпонентное личностное образование, определяемое в соответствии с наличием у человека обязательного минимума знаний, норм и правил поведения в процессе физического воспитания, понимания ценностей физической культуры, самодетерминирующей двигательной активности, позволяющей соответствовать основным требованиям общества по показателям здоровья, уровня физической подготовленности, работоспособности.

Одним из важнейших условий осуществления процесса физического воспитания является дифференцирование состава средств, методов и задач в зависимости от возраста и половой принадлежности. Естественные изменения, происходящие в организме, вызывают необходимость изменения состава средств, формируемых знаний, навыков и умений. Вышеизложенное позволяет говорить о том, что содержание базовой физической культуры изменяется, вызывая изменения и базовой личностной физической культуры. Исходя из этого, считаем возможным применение термина «базовый» не только относительно школьников, но и студентов, взрослых и др. категорий населения, так как процесс формирования базовой личностной культуры приобретает фазовый характер и тем самым становится долгосрочной целевой установкой учреждений образования, обеспечивая при этом интеграционные процессы, взаимосвязи и взаимообусловленности единого и многолетнего процесса формирования физической культуры личности.

Наличие профессиональной личностной физической культуры как составного элемента общей физической культуры личности приводит к появлению совокупности знаний, свойств, качеств, ценностных ориентаций, позволяющих человеку успешно осваивать профессиональную физическую культуру общества, вызывая тем самым необходимость выделения базовой профессионально-личностной физической культуры и собственно профессионально-личностной физической культуры.

При определении формирования базовой личностной физической культуры в качестве определяющей задачи учебных заведений по физическому воспитанию и социализаци обучающихся появляется возможность выделения нескольких основополагающих направлений.

1. Противодействие специфическим факторам риска, связанным с организацией воспитательно-образовательной деятельности (интенсификация учебного процесса и соответствующие ей стандарты образования и воспитания, основанные на преобладании статических нагрузок; отрицательное влияние гиподинамии; безответственное и бесконтрольное со стороны медиков, педагогов и родителей экспериментаторство в системе дошкольного, школьного и вузовского образования).

Государство и педагогическое сообщество постоянно осознает это и пытается определить пути выхода из сложившейся ситуации. Однако до сегодняшнего дня не решены такие актуальные проблемы, как определение содержания и направленности формирования базовой физической культуры, педагогической профилактики заболеваемости на ее этапах, а также разработка адекватной концепции обучения здоровью, способам реализации двигательных потребностей, потребности в здоровом образе жизни на этапах формирования базовой физической культуры.

2. Обеспечение конкурентоспособности и имиджа физической культуры и спорта среди других способов времяпрепровождения людей. Создание условий для широкомасштабного и массированного противодействия всеми имеющимися

общественными воспитательными институтами алкоголизму, наркомании, чрезмерному увлечению компьютерными играми, виртуальным миром Интернета и другими пассивным и вредным способам организации времени.

3. Важнейшим условием деятельности образовательных учреждений по формированию базовой физической культуры, как и любой составной культуры человека, является обеспечение однонаправленности всех социальных и педагогических воздействий и обеспечение за счет этого резонанса.

4. Образовательное содержание физкультурного воспитания составляет освоение целостного интеллектуального компонента физической культуры в единстве с практическими умениями и навыками. В связи с этим развитие творческих проявлений человека, в том числе его самообразование и самопознание в сфере физической культуры, является истинной гарантией положительного эффекта физкультурного образования.

5. Когда мы огорчаемся по поводу того, что школа слабо занимается воспитанием детей, небрежно относится к здоровью учащихся, не занята развитием личностных качеств каждого ученика, не дает возможности для развития детей, не отслеживает уровень физического развития и физической подготовленности, сформированность мировоззрения и т.д., то основу этой проблемы надо искать в том, как мы оцениваем качество деятельности учителя и всего образовательного учреждения. В состав оценки качества деятельности образовательных учреждений в качестве доминирующих должны быть введены интегральные показатели здоровья и уровня базовой личностной физической культуры участников педагогического процесса.

6. Системным проявлением базовой физической культуры личности, объединяющим в себе остальные компоненты, является деятельностный, определяющийся уровнем гибкого, ответственного, творческого миропреобразования и преобразования себя, своего физического «Я».

Примечания:

1. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года). М., 2003. 96 с.

2. Фельдштейн Д.И. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). М.; Воронеж: МПСУ: МОДЕК, 2013. 336 с.

3. Харисов Ф.Ф. Здоровье как основа будущего страны // Образование. 2001. № 3. С. 13-36.

4. Басте А.К. Формирование деятельностного компонента культуры здоровья младших школьников в классе: дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2005. 197 с.

5. Чермит К.Д. Университетская среда и здоровье участников образовательного процесса // Высшее образование в России. 2011. № 2. С. 60.

6. Демидова Е.В. Педагогическая система направленного становления личности детей 3-10 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 2004. 50 с.

References:

1. The report on children’s state of health in the Russian Federation (based on the results of the All-Russian medical examination of 2002). M., 2003. 96 pp.

2. Feldstein D.I. The world of childhood in the modern world (problems and research goals). M.; Voronezh: MPSU: MODEK, 2013. 336 pp.

3. Kharisov F.F. Health as basis of country’s future // Education. 2001. No. 3. P. 13-36.

4. Baste A.K. Formation of an activity component of health culture of younger schoolchildren in a class: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. Maikop, 2005. 197 pp.

5. Chermit K.D. University environment and the health of participants of educational process // Higher education in Russia. 2011. No. 2. P. 60.

6. Demidova E.V. Pedagogic system of the directed formation of personality of 3-10-year-old children by means of physical culture in the conditions of pro-gymnasium: Diss. abstract for the Dr. of Pedagogy degree. Krasnodar, 2004. 50 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.