Научная статья на тему 'Формирование архитектурной среды пешеходных пространств в контексте сложившейся городской застройки'

Формирование архитектурной среды пешеходных пространств в контексте сложившейся городской застройки Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1753
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА / ПЕШЕХОДНЫЕ ПРОСТРАНСТВА / КВАЛИМЕТРИЯ / ЭТОЛОГИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ПЕШЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ARCHITECTURAL ENVIRONMENT / PEDESTRIAN SPACES / QUALIMETRY / ETHOLOGY / EFFICIENCY / QUALITY ASSESSMENT / PEDESTRIAN PROCESSES / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Вагнер Екатерина Алексеевна

Пешеходные пространства, являются основной платформой, с которой человек воспринимает городское пространство и взаимодействует с ним. Тем не менее, в настоящее время происходит деградация пешеходных пространств, а пешеходные передвижения, являясь базовым элеменом «устойчивой мобильности», утрачивают свои функции. Несмотря на большое количество опубликованных работ по теме исследований и разработанных методов объемно-пространственного анализа городских территорий, методика количественной оценки качества и эффективности функционирования архитектурной среды разработана недостаточно. В рамках данного исследования выполнен анализ теорий и концепций организации пешеходных пространств и закономерностей их формирования в контексте исторического развития российских и зарубежных городов и планировочных зон г. Красноярска; выявлено взаимовлияние пешеходных пространств, устойчивого развития городов и повышение уровня качества жизни населения; проанализированы существующие и разработаны методические основы оценки эффективности функционирования и качества архитектурной среды пешеходных пространств в сложившейся городской застройке; определено место пешеходных коммуникаций в структуре мобильности населения (на примере г. Красноярска); разработана классификация процессов, происходящих на пешеходных пространствах и выявлена взаимосвязь эффективности функционирования пешеходных пространств и условий их реализации; обоснованы принципы формирования архитектурной среды пешеходных пространств с позиций устойчивого развития городской среды. В результате проведенного исследования решена важная для архитектурной науки задача: обоснованы принципы формирования системы пешеходных пространств в сложившейся застройке с позиций устойчивого развития городов, обоснованы подходы к оценке их качества и социальной эффективности функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of the architectural environment of pedestrian spaces in the context of the current urban development

Pedestrian space is the main platform from which a person perceives urban space and interacts with it. However, degradation of pedestrian spaces leads to the pedestrian mobility lose their function. An analysis of published studies on the topic of research and methods of spatial analysis of urban areas showed that the method of quantitative evaluation of the quality and effectiveness of the architectural environment of pedestrian space is not sufficiently developed. The main aspects of this study conducted by the author are listed below: · analysis of the theories and concepts of creating pedestrian spaces and regularities of their formation in the context of the historical development of Russian and foreign cities and planning zones of Krasnoyarsk; · identification of mutual influence pedestrian spaces, sustainable urban development and the quality of living standards; · analysis of existing and development of new methodological basis evaluate the effectiveness and quality of the architectural environment of pedestrian space in the existing urban environment; · defining the place of pedestrian communication in the structure of population mobility (on an example of Krasnoyarsk); · development of classification processes occurring on pedestrian spaces; · identifying relations between efficient functioning of pedestrian spaces and conditions for pedestrian processes; · substantiation of formation рrinciples of the architectural environment of pedestrian spaces from the standpoint of sustainable development of the urban environment. The study achieved an important challenge for the architectural science: · author developed the рrinciples of the architectural environment of pedestrian spaces from the standpoint of sustainable development of the urban environment; · author based approaches to evaluate the effectiveness and quality of the architectural environment of pedestrian space in the existing urban environment.

Текст научной работы на тему «Формирование архитектурной среды пешеходных пространств в контексте сложившейся городской застройки»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №1 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-1

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/64TVN116.pdf

DOI: 10.15862/64TVN116 (http://dx.doi.org/10.15862/64TVN116)

Статья опубликована 09.03.2016.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Вагнер Е.А. Формирование архитектурной среды пешеходных пространств в контексте сложившейся городской застройки // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/64TVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/64TVN116

УДК 711.4, 72

Вагнер Екатерина Алексеевна

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет», Россия, Красноярск1

Младший научный сотрудник E-mail: katerina.wagner@gmail.com РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=528873

Формирование архитектурной среды пешеходных пространств в контексте сложившейся городской застройки

Аннотация. Пешеходные пространства, являются основной платформой, с которой человек воспринимает городское пространство и взаимодействует с ним. Тем не менее, в настоящее время происходит деградация пешеходных пространств, а пешеходные передвижения, являясь базовым элеменом «устойчивой мобильности», утрачивают свои функции.

Несмотря на большое количество опубликованных работ по теме исследований и разработанных методов объемно-пространственного анализа городских территорий, методика количественной оценки качества и эффективности функционирования архитектурной среды разработана недостаточно.

В рамках данного исследования выполнен анализ теорий и концепций организации пешеходных пространств и закономерностей их формирования в контексте исторического развития российских и зарубежных городов и планировочных зон г. Красноярска; выявлено взаимовлияние пешеходных пространств, устойчивого развития городов и повышение уровня качества жизни населения; проанализированы существующие и разработаны методические основы оценки эффективности функционирования и качества архитектурной среды пешеходных пространств в сложившейся городской застройке; определено место пешеходных коммуникаций в структуре мобильности населения (на примере г. Красноярска); разработана классификация процессов, происходящих на пешеходных пространствах и выявлена взаимосвязь эффективности функционирования пешеходных пространств и условий их реализации; обоснованы принципы формирования архитектурной среды пешеходных пространств с позиций устойчивого развития городской среды.

В результате проведенного исследования решена важная для архитектурной науки задача: обоснованы принципы формирования системы пешеходных пространств в

1 660049, г. Красноярск, ул. Марковского, 57а-60 1

сложившейся застройке с позиций устойчивого развития городов, обоснованы подходы к оценке их качества и социальной эффективности функционирования.

Ключевые слова: архитектурная среда; пешеходные пространства; квалиметрия; этология; эффективность; оценка качества; пешеходные процессы; устойчивое развитие

Стремительное развитие технических возможностей для передвижения людей на личном транспорте и их постоянного общения на расстоянии ведет к реорганизации системы пространственной мобильности городов и деградации пешеходных пространств. Пешеходные пространства, являются основной платформой, с которой человек воспринимает городское пространство и взаимодействует с ним, тем не менее, пешеходные передвижения, являясь базовым элеменом «устойчивой мобильности», утрачивают свои функции. Вследствие этого происходит нарушение социального и экологического равновесия, снижение экономической эффективности малого и среднего обслуживающего бизнеса, дисбаланс социально-культурных аспектов в виде снижения уровня безопасности, оттока местного населения и разрушения сложившихся социальных связей, что в совокупности создает значительные препятствия на пути устойчивого развития общества и городов.

В последнее время в России активно формируются ориентиры в направлении гуманизации городской среды. Приоритетами становятся комфорт, безопасность, привлекательность и непрерывное совершенствование пешеходных пространств, являющихся инструментами повышения качества жизни в городах и средством решения социальных, экономических и экологических аспектов их устойчивого развития. Архитектурная среда пешеходных пространств представляет собой совокупность объектов и явлений, включает природные и антропогенные комплексы, с которыми человек, находясь на улицах города, постоянно вступает в физические и духовные взаимоотношения, а также она создает условия протекания различных видов пешеходных процессов.

Анализ исследований и исторического опыта формирования пешеходных пространств с позиций устойчивого развития городов. Результаты сравнительного анализа развития пешеходных пространств городов центральной Европы, России (СССР) и г. Красноярска в историческом аспекте (от начала ХХ века до настоящего времени) позволили выявить как общие, так и отличительные черты их организации, а также переломные моменты в развитии пешеходных пространств [1]. Первый переломный момент, общий для Европейского и Советского градостроительства, связан с легитимизацией автомобиля, который положил начало организации жизни населения «автомобильного века» внутри территорий, ограниченных городскими магистралями. Второй переломный момент, произошедший в Европе, привел к значительным расхождениям в принципах формирования пешеходных пространств в Европе и России. В Европейских городах происходит отказ от доминирования личного автотранспорта как основного структурного принципа развития архитектурно-градостроительных систем, при этом существенный акцент делается на активное развитие общественного транспорта в совокупности с вело-пешеходными пространствами. В России при реконструкции сложившейся застройки происходит деградация существующих пешеходных пространств, а при новом строительстве недостаточное внимание уделяется их организации, при этом отсутствие стратегии развития данной области усугубляет социальные и экологические проблемы.

В настоящее время в России происходят фундаментальные изменения в процессах развития населенных мест, формируются новые подходы в градостроительстве, одной из основных целей которых является создание условий для безопасной и надежной пешеходной мобильности жителей. Анализ тенденций развития городов показал, что пешеходные

пространства способны внести значительный вклад в создание безопасной, комфортной городской среды, гуманизируя ее, стимулируя позитивную активность жителей, сокращая экологический след города, восстанавливая природный ландшафт, способствуя устойчивому развитию городов.

Пешеходные пространства как средство устойчивого развития урбанизированной среды. Основными компонентами системы устойчивого развития городов являются экологическая, экономическая и социальная составляющие. Создание в городах системы «устойчивой мобильности» направлено на снижение негативного влияния автотранспорта и, соответственно, на повышение здоровья населения. Ее неотъемлемыми элементами являются пешеходные пространства, а также использование экологичных природо-, энерго-, и материалосберегающих способов передвижения, что формирует экологическую составляющую устойчивого развития городов. Экономическая составляющая заключается в повышении эффективности малого и среднего бизнеса, оптимальном использовании ограниченных городских пространственных ресурсов, повышении конкурентоспособности городов и привлечении прогрессивного населения за счет повышения качества социальной составляющей - создания привлекательной аттрактивной среды и условий для безопасной «устойчивой мобильности» для всех категорий граждан, формирующей комфортную среду в интересах современных и следующих поколений жителей городов [2, 3, 4]. Таким образом, формирование комфортной привлекательной и безопасной среды пешеходных пространств, является одним из основных инструментов решения каждого из аспектов устойчивого развития городов и повышения качества жизни населения в них.

Анализ пешеходной среды города Красноярска показал, что в настоящее время система пешеходных пространств состоит из многочисленных фрагментов различного качества и уровня интеграции в общую пешеходную сеть и систему общественного транспорта. Согласно исследованиям, проведенным в г. Красноярске, основными проблемами, снижающими качество городской среды являются: недостаточное количество объектов озеленения и других рекреационных территорий высокого качества; большое количество жилого фонда низкого качества; проблемы транспортной системы, выраженные в большом количестве пробок и увеличении количества территорий занятых под парковку автомобилей; высокий уровень загрязнения воздушной среды, проблемы миграции [5].

В результате рассмотрения мирового опыта формирования и реконструкции пешеходных пространств выявлены приемы и методы совершенствования систем пешеходных коммуникаций и их составляющих, основными из которых являются: создание концепции развития непрерывной полицентрической системы пешеходных пространств на уровне города и региона, развиваемой одновременно с системой общественного транспорта; интеграция разрозненных фрагментов пешеходных пространств в общую систему; повышение эффективности пешеходных пространств за счет увеличения количества первичных и вторичных функций на их территории, сохранения и восстановления исторической среды, совершенствования качества визуальной среды, повышения безопасности, поддержания порядка и создания безбарьерной среды для всех жителей; перевод части автомобильных путей в разряд пешеходных; создание многофункциональных пешеходных зон в центрах жилых районов; создание возможностей для постоянного совершенствования городской среды и участия граждан в реконструкции своего района.

Однако, не смотря на высокий уровень изученности проблемы и наличие успешных архитектурно-градостроительных решений создания пешеходных пространств в России и за рубежом, важными нерешенными задачами являются: выявление закономерностей эффективности функционирования архитектурной среды пешеходных пространств и условий реализации пешеходных процессов, разработка научно-методических основ предпроектной

оценки качества архитектурной среды пешеходных пространств в контексте сложившейся городской застройки, обоснование принципов формирования архитектурной среды пешеходных пространств с позиций устойчивого развития, способствующих созданию условий для безопасной и надежной пешеходной мобильности населения.

Методы оценки эффективности функционирования пешеходных пространств в контексте сложившейся городской застройки. В процессе исследования выявлена необходимость применения комплексного междисциплинарного подхода при разработке методических основ предпроектного анализа качества и эффективности функционирования пешеходных пространств в контексте сложившейся городской среды. На основании этого проведен углубленный анализ и выявлены универсальные и специализированные методы оценки и управления качеством (ИСО 90002), позволяющие определить и проанализировать запросы потребителей (социологические исследования), получить количественную оценку качества среды (метод прикладной квалиметрии [6]) и установить ее влияние на поведение людей и эффективность функционирования (метод городской этологии [7, 8]), проводить сравнительный анализ исследуемых, сравниваемых и эталонных образцов (сравнительный анализ).

Каждый фрагмент пешеходных коммуникаций является динамичным пространством, состояние и функции которого постоянно изменяются и формируют условия для реализации пешеходных процессов [9]. В ходе их систематизации разработана классификация процессов, реализуемых на пешеходных пространствах (Рисунок 1). По характеру двигательной деятельности выделены «основные» - динамичные и статичные процессы, которые являются базой для реализации «дополнительных» осознанных процессов. По социальной направленности дополнительные процессы подразделяются на позитивные (общение, покупки, игры, спорт) и негативные (правонарушения, деструктивное поведение), представляющие деятельность, связанную с взаимодействием людей между собой и окружающей средой. Изменения ситуационной роли пешеходов при переходе к другому способу передвижения или в другое пространство отражают «конверсионные» процессы. Свойства и характеристики пешеходных процессов являются параметрами оценки эффективности функционирования общественных пешеходных пространств.

2 ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во Стандартинформ, 2009. - 35 с.

пешеходные процессы

основные процессы

динамичные

статичные конверсионные процессы

конверсионные транспортные процессы

| процессы велодвижения

процессы перехода к движению на транспорте

дополнительные процессы

С позитивные процессы

С негативные процессы

условия протекания процессов

динамичных

статичных

конверсионных

велодвижения

процессов перехода к движению на транспорте

Рисунок 1. Классификация пешеходных процессов. Разработано автором

Результаты теоретических исследований пешеходных пространств, нормативные материалы их формирования, анализ, выбор и обоснование методов исследования, свойства и характеристики пешеходных процессов позволили разработать комплекс методик «Управление качеством архитектурной среды общественных пешеходных пространств в контексте сложившейся застройки». Его алгоритм представляет циклический процесс, целью которого является постоянное совершенствование архитектурной среды пешеходных пространств и включает оценку существующего состояния, постановку целей и задач повышения качества, выбор решений и их реализацию, контроль деятельности и анализ результатов (Рисунок 2). Методическим обеспечением являются разработанные, обоснованные и корректно адаптированные автором к задачам оценки архитектурной среды пешеходных пространств методы исследования:

• программа социологического исследования архитектурной среды пешеходных пространств в системе мобильности населения, которая позволяет выявить внутренние специфические причины формирования сложившегося стиля мобильности населения в конкретных условиях;

• методика «Оценка эффективности функционирования пешеходных пространств (свойств пешеходных процессов) методами городской этологии» позволяет

получить информацию о свойствах пешеходных процессов, составе посетителей и уровне эффективности функционирования пешеходного пространства;

методика «Оценка уровня качества архитектурной среды пешеходных пространств (условий реализации пешеходных процессов) методами прикладной квалиметрии» позволяет количественно оценить качество условий реализации пешеходных процессов, установить причины, выявить средства и инструменты повышения эффективности функционирования архитектурной среды;

алгоритм сравнительного анализа пешеходных пространств, основан на сопоставлении показателей качества и эффективности функционирования архитектурной среды пешеходных пространств исторических зон: исследуемого пространства, сравнительного образца мирового уровня (архитектурная среда пешеходного пространства, аналогичного по условиям функционирования, но с заведомо лучшими показателями эффективности его использования) и «эталонного образца» (значения нормативных документов и «идеальные пожелания» потребителей).

цикличность процесса

Предпроектный анализ. Оценка существующего состояния пешеходных пространств

Постановка целей и задач совершенствования сложившейся ситуации

Поиск возможных решений достижения целей, их анализ и выбор решений

Реализация принятых решений

Контроль деятельности и анализ результатов

Оформление изменений стандартизация и планирование мероприятий непрерывного совершенствования

методы исследования

Рекогносцировочный

анализ

Социологическое

исследование пешеходных пространств в структуре мобильности населения

Анализ жалоб и предложений

Сравнительный

анализ

Оценка эффективности функционирования

пешеходных пространств методами городской этологии

Оценка уровня качества архитектурной среды

пешеходных пространств как условий реализации пешеходных процессов методами прикладной квалиметрии

Регистрационный метод

Видеофиксация

Фотофиксация

Измерительный метод

Проксемика

Биоклиматическая оценка

Видеоэкология

Рисунок 2. Управление качеством архитектурной среды общественных пешеходных

пространств (разработано автором)

Таким образом, применение основ управления качеством, методов городской этологии и прикладной квалиметрии на стадии предпроектного анализа архитектурной среды пешеходных пространств в контексте существующей застройки позволит в значительной степени рационализировать временные и материальные затраты при проектировании и реализации проектных решений формирования пешеходных пространств на основе их постоянного совершенствования.

Место пешеходных коммуникаций в структуре мобильности населения.

Проведенные социологические исследования характера мобильности населения Красноярской агломерации позволили определить физические и материальные возможности жителей, влияющие на выбор способа передвижения, пригодность среды (соответствие условий среды для пешеходных передвижений), а также стремления людей при выборе способа передвижения (индивидуальная мобильность) [10].

Анализ фактической мобильности населения выявил три социально-демографических кластера: маломобильное население, совершающее пешие передвижения в районе места жительства; работающие и учащиеся, использующие общественный транспорт; работающие и учащиеся, использующие личный автотранспорт. Установлено, что пешеходные передвижения составляют более половины от всех передвижений, а стремления людей к передвижениям на личном автотранспорте связаны с сокращениями времени и комфортом. Следовательно, создание комфортного скоростного общественного транспорта в сочетании с системой велосипедных сообщений и безопасной пешеходной средой позволит переориентировать значительную часть населения на выбор устойчивых способов мобильности, как это и было достигнуто во многих Европейских городах. Таким образом, данные о фактической мобильности могут служить основой при реализации системы управления качеством пешеходных пространств и формировании перспективной мобильности.

Взаимосвязь эффективности функционирования и уровня качества архитектурной среды пешеходных пространств (условий реализации пешеходных процессов). Оценка эффективности функционирования и качества пешеходных пространств проведена методом сравнительного анализа с использованием авторских методик «Оценка эффективности функционирования пешеходных пространств методами городской этологии» и «Оценка уровня качества пешеходных пространств методами прикладной квалиметрии». Объектами исследования являются: «исследуемый образец» - фрагменты пешеходной среды исторической зоны города Красноярска (Россия), «сравниваевыемый образец» - фрагменты пешеходной среды высокого европейского уровня г. Тройздорф (Германия), а также характеристики «эталонного образца» - материалы научных исследований и нормативных документов.

В результате проведения обобщенного анализа исследуемого пешеходного пространства исторической части г. Красноярска, выявлены территории с низким уровнем генерации основных процессов, что является основанием для реконструкции данного пешеходного пространства.

Для обоснования мероприятий и объема реконструкции проведена декомпозиция обобщенных тенденций, позволяющая выявить общие зависимости между количественными и качественными показателями эффективности функционирования пешеходных пространств и условиями реализации пешеходных процессов. Ранжирование фрагментов территорий исследуемых пешеходных пространств г. Красноярска (Россия) и г. Тройсдорф (Германия) по эффективности их функционирования позволило установить классы эффективности и рейтинг показателей, снижающих качество условий реализации пешеходных процессов (Рисунок 3). В ходе исследований установлено, что наиболее значимыми являются условия реализации конверсионных процессов, отражающих многофункциональность среды, уровень равномерности распределения мест проникновения, а также условия реализации статичных процессов, определяющие уровень физического и экологического комфорта (загрязнение воздушной среды и шумовой дискомфорт).

Рисунок 3. Ранжирование фрагментов территорий исследуемых пешеходных пространств по эффективности их функционирования и показателям качества условий реализации пешеходных процессов (разработано автором)

Результаты оценки эффективности функционирования городских открытых пространств показали, что сложившаяся ситуация на исследуемых фрагментах пешеходных пространств в г. Красноярске не является критичной. На 15% территории показатели, характеризующие эффективность их использования, достигают значений, сопоставимых с показателями «сравнительного образца» (аналогичное европейское пешеходное пространство с высоким уровнем эффективно эксплуатируемых территорий) и отвечают требования «эталонного». Однако на фрагментах, которые составляют 85% исследуемой территории, требуется проведение мероприятий по повышению их качества и привлекательности, особенно по таким показателям как: расположение посадочных мест, состояние экологического и визуального комфорта, безбарьерность среды и др.

Установленный уровень эффективности функционирования пешеходных пространств г. Тройсдорф значительно выше, чем в г. Красноярске, что вполне логично, так как пешеходное пространство г. Тройсдорф было выбрано как «сравниваемый образец» с заведомо лучшими показателями использования городской территории, а результаты его оценки, приемы и методы формирования архитектурной среды учтены в рекомендациях по повышению эффективности функционирования пешеходных пространств г. Красноярска.

На заключительном этапе сравнительного анализа выявлены обобщенные зависимости между количественными и качественными показателями эффективности функционирования пешеходных пространств и условиями реализации пешеходных процессов. По результатам исследования выявлены основные тенденции и обоснованы три модели «эффективность ^ качество» взаимосвязи эффективности функционирования пешеходных пространств и условий реализации пешеходных процессов (Рисунок 4). В 80% случаев наблюдается соответствие класса эффективности классу качества среды. Однако влияние внешних условий может способствовать повышению эффективности использования пешеходных пространств с невысокими показателями их качества, а внутренние - его снижению при высоком качестве среды.

Рисунок 4. Взаимосвязь эффективности функционирования пешеходных пространств и уровня его качества (условийреализации пешеходных процессов) (разработано автором)

Анализ эффективности функционирования пешеходных пространств «сравнительного» и «эталонного» образцов выявил параметры, характеризующие эффективность использования пешеходных пространств и позволил разработать методику «Рекомендации по управлению качеством и выбору формата реконструкции пешеходных пространств в контексте сложившейся застройки», а также «Контрольный лист экспресс-оценки качества пешеходных пространств», которые включают в себя алгоритм процесса управления качеством пешеходных пространств в соответствии с непрерывным циклом улучшения качества, позволяют выявить проблемы, определить причины, установить классы эффективности функционирования пешеходных пространств и качества среды (условий реализации пешеходных процессов), необходимость, приоритеты и формат их преобразований.

Таким образом, апробация предложенных методик, объединяющих два подхода к оценке эффективности функционирования и качества пешеходных пространств, позволила

выявить параметры, по которым качество исследуемых пешеходных пространств существенно отстает от современных требований социального и физического комфорта, установить необходимость, объем и направления работ по их реконструкции, а также влияние внутренних и внешних факторов на их формирование и сценарии развития городских открытых пешеходных пространств.

Принципы формирования архитектурной среды пешеходных пространств в контексте сложившейся городской застройки с позиций устойчивого развития городов.

Проведенный анализ теоретических концепций формирования пешеходных пространств, разработка и апробация методов оценки эффективности функционирования и качества архитектурной среды пешеходных пространств по объективным параметрам и социально значимым индикаторам позволили обосновать систему принципов, обеспечивающих формирование условий для комфортной, доступной и безопасной жизни всех категорий городского населения (Рисунок 5).

Рисунок 5. Классификационная модель системы принципов формирования архитектурной среды пешеходных пространств (разработано автором)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип постоянного цикличного совершенствования отражает сущность и цикличность процессов, заложенных в основу менеджмента качества и является базовым принципом формирования комфортной, эффективно функционирующей системы пешеходных пространств. Его реализация позволяет постоянно повышать уровень качества архитектурной среды пешеходных пространств, совершенствуя ее в соответствии с изменяющимися запросам потребителей (пользователей) и свойствами среды.

Универсальными принципами являются: принцип ориентации на потребителя, включающий анализ возможностей и потребностей посетителей пешеходных пространств; принцип принятия объективных решений, основанных на достоверных фактах,

обеспечивающий формирование цели реконструкции как взаимосвязанной модели,

сочетающей аспекты пешеходного движения и рекреации, определяющей приоритетность задач и способов повышения эффективности функционирования и качества пешеходных пространств; принцип финализации и контроля результатов, позволяющий контролировать эффективность реализованных мероприятий, рациональность распределения материальных и временных ресурсов, адекватность принятых решений, завершенность исполнения проектных решений. Данные принципы разработаны в соответствии с идеологией ИСО 9000 и являются универсальными, так как ориентированы на повышение уровня качества пешеходных пространств на всех территориально-планировочных уровнях. Реализация данной группы принципов возможна на основе применения комплекса методик «Управление качеством архитектурной среды общественных пешеходных пространств в контексте сложившейся застройки». Установлено, что эффективно функционирующая система пешеходных пространств представляет собой многоуровневую структуру рационально организованную на локальном уровне, взаимосвязанную на региональном и объединенную на федеральном уровнях. Исходя из этого нами обоснованы основные принципы функционирования систем пешеходных пространств для каждого территориально-планировочного уровня. Верхний уровень - пешеходные системы субъектов РФ: принцип устойчивой мобильности, обеспечивающий закрепление иерархии приоритетов «пешеход ^ общественный транспорт ^ велотранспорт ^ личный автотранспорт» и доминирующей роли устойчивых экологически безопасных способов передвижений, разработку стратегической концепции и долгосрочных планов развития системы пешеходных пространств; принцип создания «возможностей среды» для развития устойчивой мобильности, заключающийся в создании безопасных, комфортных, скоростных условий для передвижений устойчивыми способами мобильности: пешеходным, велосипедным; принцип формирования мировоззрений (убеждений), повышающих мотивацию людей к передвижению способами, приоритетными в системе устойчивой мобильности, обеспечивающий продвижение идеи создания комфортной системы пешеходных связей как экологически важной составляющей для здоровья человека, экономически целесообразной и безопасной среды.

Региональный уровень - архитектурная среда пешеходной системы города: принцип пространственной и административной децентрализации и дифференциация объектов,

заключающийся в создании условий одновременного развития отдельных, но взаимосвязанных фрагментов архитектурной среды пешеходных пространств; принцип континуальности сети, создающий предпосылки формирования единой непрерывной разветвленной успешно функционирующей системы пешеходных пространств с высоким уровнем доступности ко всем объектам каждой категории населения; принцип контроля качества жителями и специалистами, обеспечивающий создание механизма, формирующего прямые и обратные связи между горожанами, специалистами и представителями администрации, ответственными за принятие проектных решений, а также проведение независимых экспертиз и внутреннего аудита проектов и реализованных проектных решений.

На локальном уровне формирование комфортной, безопасной и привлекательной архитектурной среды пешеходных пространств обеспечивается реализация таких принципов как: принцип пригодности, направленный на создание условий реализации основных процессов за счет формирования эргономичной пешеходной среды для всех категорий граждан; принцип безопасности, обеспечивающий создание условий, затрудняющих и предотвращающих возникновение дополнительных негативных процессов, является социально значимым подходом к организации архитектурной среды пешеходных пространств; принцип позитивности, позволяющий создавать условия, стимулирующие развитие дополнительных позитивных процессов, заключается в предоставлении социальных возможностей на пешеходном пространстве для всех категорий населения. Средствами,

позволяющими генерировать дополнительные позитивные процессы на пешеходных пространствах, являются: формирование психологического комфорта (пространственного и визуального); создание архитектурной инфраструктуры на высоком техническом уровне; проведение урбо- и видеоэкологических мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды; принцип многофункциональности, способствующий развитию конверсионных процессов, заключается в создании многофункциональной среды за счет наполнения достаточным количеством архитектурных объектов различного назначения.

Таким образом, разработанные методки позволяют количественно оценить эффективность использования и качество архитектурной среды пешеходных пространств, выявить механизмы успешности аналогичных пространств мирового уровня и на основе принципов формирования архитектурной среды пешеходных пространств разработать программу мероприятий, направленную на повышение эффективности и качества архитектурной среды пешеходных пространств, установить иерархическую последовательность ее выполнения.

Основные выводы и результаты исследования:

В результате проведенных исследований решена важная для архитектурной науки задача: обоснованы принципы формирования системы пешеходных пространств в сложившейся застройке с позиций устойчивого развития городов, обоснованы подходы к оценке их качества социальной эффективности функционирования.

1. Анализ развития теоретических концепций организации пешеходных пространств и закономерностей их формирования в контексте исторического развития российских и зарубежных городов и планировочных зон г. Красноярска позволил выявить этапы их формирования с начала ХХ в. по настоящее время: пешеходные пространства и воззрения на их роль в формировании жизненной среды претерпевали различные стадии развития: от постепенного забвения до осознания их значимости как средства устойчивого развития городов и лидирующих позиций в градостроительстве Европейских стран и реализации единичных проектных решений и научных разработок в России.

2. Систематизация деятельности (процессов), происходящей на пешеходных пространствах позволила разработать классификацию пешеходных процессов и выделить «основные» процессы (динамичные - ходьба, бег и статичные - сидение, стояние); «дополнительные» («позитивные» - общение, покупки, игры, спорт и «негативные», связанные с правонарушениями, деструктивным поведением); «конверсионные» (например, вход и выход из зданий). Качественные и количественные характеристики процессов являются оценочными параметрами эффективности функционирования пешеходных пространств.

3. Разработан комплекс методик «Управление качеством городских пешеходных пространств», алгоритм которого представляет собой циклический процесс, направленный на постоянное повышение качества пешеходных пространств, базирующийся на основных положениях системы управления качеством.

4. Социологические исследования по авторской методике «Место пешеходных пространств в системе мобильности населения» выявили ведущая роль пешеходных передвижений в системе мобильности, а также внутренние мотивы, влияющие на формирование индивидуального стиля мобильности.

5. Проведение сравнительного анализа пешеходных пространств на основе авторских методик: «Оценка эффективности функционирования пешеходных пространств методами городской этологии» и «Оценка уровня качества пешеходных пространств методами прикладной квалиметрии» позволило выявить три модели «эффективность ^

качество» взаимосвязи эффективности функционирования пешеходных пространств и уровня его качества. В 80% случаев наблюдается соответствие класса эффективности классу качества среды. Теснота корреляционных связей от «значительной» до «сильной» между параметрами эффективности функционирования и качества среды, полученных в результате использования авторских методик свидетельствует о достоверности результатов и обоснованности применения данных методов. Однако влияние внешних условий может способствовать повышению эффективности использования пешеходных пространств с невысокими показателями их качества, а внутренние - его снижению при высоком качестве среды.

6. Разработана система принципов формирования пешеходных пространств. Типологическая составляющая объединяет принципы, ориентированные на повышение уровня качества пешеходных пространств на основе методики «Управление качеством городских пешеходных пространств». Иерархическая составляющая включает принципы, направленные на формирование эффективно функционирующих пешеходных пространств на различных территориально-планировочных уровнях. При этом методики «Оценка эффективности функционирования пешеходных пространств методами городской этологии» и «Оценка уровня качества пешеходных пространств методами прикладной квалиметрии» позволяют количественно оценить эффективность использования и качество архитектурной среды пешеходных пространств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вагнер Е.А. Процессы урбанизации и развитие пешеходных коммуникаций (на примере формирования городов центральной Европы, России и планировочных зон г. Красноярска) [Электронный ресурс] Архитектон: известия вузов. - 2012. -№38. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2012_2/1.

2. Talavera-Garcia R, Soria-Lara JA. Q-PLOS, developing an alternative walking index. A method based on urban design quality. Cities. 2015;45:7-17.

3. Mehta V. Look closely and you will see, listen carefully and you will hear: Urban design and social interaction on streets. Journal of Urban Design. 2009;14(1):29-64.

4. Boyle A., Barrilleaux C., Scheller D. Does Walkability Influence Housing Prices? Social Science Quarterly. 2014;95(3):852-67.

5. Крушлинский В.И. Антикризисный генплан, проблемы и перспективы (на примере г. Красноярска) Ползуновский вестник №4-1. 2013. 110-114 с.

6. Азгальдов Г.Г. Квалиметрия в архитектурно-строительном проектировании - М.: Стройиздат, 1989. - 264 с.

7. Гороховская Е.А. FAQ: Этология человека. 6 факторов о задачах и проблемах науки, которая изучает человека как биологический вид. ПостНаука, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://postnauka.ru/faq/32457.

8. Бутовская М.Л., Левашова В.В. Скорость движения и язык тела пешеходов в условиях современного города: этологический анализ, Археология, этнография и антропология Евразии, № 3 (19), 2004.

9. Желнина А. Малая Садовая улица в Санкт-Петербурге: опыт становления публичного пространства. Communitas №1. 2006.

10. Вагнер Е.А. Место вело-пешеходных пространств в системе мобильности населения крупной агломерации (на примере Красноярской агломерации) Журнал Градостроительство. ЦНИИП градостроительства РААСН. - Москва, 2013 № 3 (25). - С. 69-79.

Wagner Ekaterina Alekseevna

Siberian State Technological University, Russia, Krasnojarask E-mail: katerina.wagner@gmail.com

The formation of the architectural environment of pedestrian spaces in the context of the current urban development

Abstract. Pedestrian space is the main platform from which a person perceives urban space and interacts with it. However, degradation of pedestrian spaces leads to the pedestrian mobility lose their function.

An analysis of published studies on the topic of research and methods of spatial analysis of urban areas showed that the method of quantitative evaluation of the quality and effectiveness of the architectural environment of pedestrian space is not sufficiently developed.

The main aspects of this study conducted by the author are listed below:

• analysis of the theories and concepts of creating pedestrian spaces and regularities of their formation in the context of the historical development of Russian and foreign cities and planning zones of Krasnoyarsk;

• identification of mutual influence pedestrian spaces, sustainable urban development and the quality of living standards;

• analysis of existing and development of new methodological basis evaluate the effectiveness and quality of the architectural environment of pedestrian space in the existing urban environment;

• defining the place of pedestrian communication in the structure of population mobility (on an example of Krasnoyarsk);

• development of classification processes occurring on pedestrian spaces;

• identifying relations between efficient functioning of pedestrian spaces and conditions for pedestrian processes;

• substantiation of formation principles of the architectural environment of pedestrian spaces from the standpoint of sustainable development of the urban environment.

The study achieved an important challenge for the architectural science:

• author developed the principles of the architectural environment of pedestrian spaces from the standpoint of sustainable development of the urban environment;

• author based approaches to evaluate the effectiveness and quality of the architectural environment of pedestrian space in the existing urban environment.

Keywords: architectural environment; pedestrian spaces; qualimetry; ethology; efficiency; quality assessment; pedestrian processes; sustainable development

REFERENCES

1. Vagner E.A. Protsessy urbanizatsii i razvitie peshekhodnykh kommunikatsiy (na primere formirovaniya gorodov tsentral'noy Evropy, Rossii i planirovochnykh zon g. Krasnoyarska) [Elektronnyy resurs] Arkhitekton: izvestiya vuzov. - 2012. - №38. -Rezhim dostupa: http://archvuz.ru/2012_2/1.

2. Talavera-Garcia R, Soria-Lara JA. Q-PLOS, developing an alternative walking index. A method based on urban design quality. Cities. 2015;45:7-17.

3. Mehta V. Look closely and you will see, listen carefully and you will hear: Urban design and social interaction on streets. Journal of Urban Design. 2009;14(1):29-64.

4. Boyle A., Barrilleaux C., Scheller D. Does Walkability Influence Housing Prices? Social Science Quarterly. 2014;95(3):852-67.

5. Krushlinskiy V.I. Antikrizisnyy genplan, problemy i perspektivy (na primere g. Krasnoyarska) Polzunovskiy vestnik №4-1. 2013. 110-114 s.

6. Azgal'dov G.G. Kvalimetriya v arkhitekturno-stroitel'nom proektirovanii - M.: Stroyizdat, 1989. - 264 s.

7. Gorokhovskaya E.A. FAQ: Etologiya cheloveka. 6 faktorov o zadachakh i problemakh nauki, kotoraya izuchaet cheloveka kak biologicheskiy vid. PostNauka, 2014 [Elektronnyy resurs]. URL: http://postnauka.ru/faq/32457.

8. Butovskaya M.L., Levashova V.V. Skorost' dvizheniya i yazyk tela peshekhodov v usloviyakh sovremennogo goroda: etologicheskiy analiz, Arkheologiya, etnografiya i antropologiya Evrazii, № 3 (19), 2004.

9. Zhelnina A. Malaya Sadovaya ulitsa v Sankt-Peterburge: opyt stanovleniya publichnogo prostranstva. Communitas №1. 2006.

10. Vagner E.A. Mesto velo-peshekhodnykh prostranstv v sisteme mobil'nosti naseleniya krupnoy aglomeratsii (na primere Krasnoyarskoy aglomeratsii) Zhurnal Gradostroitel'stvo. TsNIIP gradostroitel'stva RAASN. - Moskva, 2013 № 3 (25). - S. 69-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.